«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу Калинову. Рабское мировоззрение и мировоззрение хозяина жизни различаются в корне

Разноуровневые контрольные задания по литературе. 10- 11 класс

А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?
2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок - гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
3. Что говорит генерал Аносов о любви?
4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?
5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?
6. В ком и как проявилось благородство, в ком и как - духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
7. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?
8. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?
9.Тема любви, в чем ее трагизм в данном рассказе?
10. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?
11.Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?

А.Куприн «Олеся»
1. Что вы узнали об Олесе? В чем заключается главное ее очарование?
2. Докажите, что Олеся показана у Куприна не просто на фоне природы, а как часть природы?
3. Почему любовь Олеси и «паныча» закончилась разлукой?
4. Кому вы симпатизируете больше - человеку цивилизации ил людям природы? Докажите.
5. Чем закончилась повесть?
. 6. Какова основная мысль повести «Олеся»? Что хотел сказать автор? От чего хотел предостеречь?
. 7. Можно ли поведение Олеси и ее отношение к Ивану Тимофеевичу считать уроком нравственной красоты и благородства?
. 8. Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь - оставленная в доме нитка красных бус?
. 9. Проследите, как живет в произведении мир природы и как соответствует его динамика различным моментам любви героев?


1 вариант

1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.
2.Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.
3.Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса - Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?
4.Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?
5.Где, по - вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?
6.Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?
. 7.Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?
. 8.С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?

Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
2 вариант
1.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.
2.Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.
3.Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?
4.Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?
5.Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?
6.При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?
. 7.Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?
. 8.Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция - Луки или Сатина - вам ближе?
. 9.Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?

Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
3 вариант
1.Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?
2.Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?
3.Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?
4.Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?
5.Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?
6.Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?
. 7.Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?
. 8.Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?
. 9.Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке

Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
4 вариант

1.Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?
2.Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?
3.Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?
4.Так что же нужнее: истина или сострадание?
5.Определите композиционные элементы пьесы.
6.Каков итог спора о правде?
. 7.В чем новаторство Горького - драматурга?
. 8.В чем философский смысл пьесы?
. 9.Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?

Контрольная работа по творчеству С.Есенина.
(Вопросы выбираются учеником по желанию)

1. Какие стихи С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?
2. Как изображает Есенин природу?
3. Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? обоснуйте свой ответ.
4. Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
5. Какой предстает жизнь деревни в ранних стихах Есенина?
6. Можно ли по этой поэзии судить о том, как жила деревня, какие процессы в ней происходили?
7. Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
8. Какие чувства вызывают известные стихи Есенина о животных.
9. Какие стихи Есенина о родине показались вам наиболее значительными, интересными?
10. *Что «новое, незнакомое, молодое» отмечает в стихотворении «Русь Советская»? Согласны ли вы с тем, сто Есенин, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом? Обоснуйте свой ответ.
11. *Согласны ли вы с тем, что, рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется? Обоснуйте свой ответ.
12. *Как вы понимаете определение «декаданс»? Согласны ли вы с тем, что «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса»? Аргументируйте свой ответ.
13. *Согласны ли вы с тем, что даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком? Обоснуйте свой ответ.

Разноуровневая контрольная работа по творчеству В.Маяковского
Ответьте на два вопроса (на выбор)
1. Чем обусловлен новаторский характер поэзии Маяковского?
2. Какие художественные приемы использует Маяковский?
1. Почему поэт пришел именно к футуризму?
2. *Чем отличается изображение революции в произведениях Маяковского и Блока?
3. «Революцией мобилизованный и призванный»… Подтвердите эти слова Маяковского фактами его биографии и творчества.
4. Кому адресованы сатирические произведения Маяковского?
5. *Какое место в творчестве Маяковского занимает тема поэта и поэзии?
8. Почему некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского? Актуальны ли стихи поэта для сегодняшнего дня?.


1 вариант

1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
2. Жанр пьесы «Гроза»
3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
4. В чем проявляется самодурство Дикого?
. 5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
. 6. В чем трагедия Катерины?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
2 вариант
1. Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?
2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
4. Особенности композиции.
*5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?
*6. Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант

1. Чем отличается от жителей города Кулигин?
2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
3. Композиция пьесы.
4. Достоин ли Борис любви Катерины?
. 5. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
. 6. Смысл названия пьесы.

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант

1. По каким законам живут в городе Калинове?
2. Почему Катерина «завяла» , попав в дом Кабановых?
3. Почему Варваре не понять страданий Катерины?
4. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».
5. *5. В чем суть основного конфликта?
6. *6. Сможет ли город Калинов жить по - старому после смерти Катерины?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант

1. Борис говорит о себе: «Я вольная птица.», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
3. Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
4. Уверены ли самодуры в своей правоте?
. 5. Проиграла или победила Кабаниха?
. 6. Докажите, что смерть Катерины - это протест?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант

1. Катерина - по -гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?
2.Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон)(любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?)
3.Сцена с ключом, ее роль в пьесе.
4.Для чего просит Кулигин деньги у Дикого?.Как это его характеризует?
. 5. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлению к свободе, прямоте?
. 6. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход?

Вопросы повышенной сложности по роману И.Гончарова «Обломов»

1. Только ли «мирные и незлобливые» стороны обломовщины вы видите в романе?
2. Сраните образ жизни Обломовки с петербургской жизнью героя. В чем они похожи и чем отличаются?
3. Вам внушает доверие Штольц? Вы верите, что он «великолепный малый»? Почему?
4. Можете лт вы назвать Штольца «общественным деятелем»? На что направлена деятельность этого героя?
5. Какие черты Ольги Ильинской вы бы назвали определяющими? Почему?
6. Вы могли бы объяснить, «за что» полюбила Ольга Ильинская Илью Обломова? Можно ли, на ваш взгляд, назвать их отношения любовью?
7. Современен ли Обломов сегодня?
8. Может ли Обломов вызвать симпатию? Чем?.

1 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс

1. Как произошло знакомство Ольги Ильинской с Обломовыи? (1балл)
1. Расскажите об Обломовке и ее жителях?(1балл)
2. Портрет Захара. (1 балл)
4.Сравните отношение к Обломову Ольги и Агафьи Матвеевны.(2 балла)
5. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные идеалы?(2 балла)
6. Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале 1 части.(2 балла)
. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (3 балла)
. Какие романы принадлежат перу И.Гончарова? В чем их основной конфликт?(3 балла)
. Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? (3 балла)

2 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
1. Портрет Обломова. (1 балл)
2. Как проходили годы ученичества Ильи? (1 балл)
3. Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? (1 балл)
4. Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»? (2 балла)
5. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной (на выбор двух героев) (2балла)
6. Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? (2 балла)
-Проведите сравнитеольный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. (3 балла)
- С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? (3 балла)
- Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической? (3 балла)

3 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
1.Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире? (1 балл)
2.Расскажите о службе Обломова в канцелярии. (1 балл)
3.Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?(1 балл)
4.Почему, на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего? (2 балла)
5.Когда и при каких обстоятельствах появляется в романе слово «обломовщина»7 (2 балла)
6.Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (2 балла)
. Почему брак Ольги со Штольцем стал возможен только после любви Ольги к Обломову? (3 балла)
. Какие черты сближают Штольца с Обломовым? (3 балла)
. Каким вырастет Андрей Обломов? (3 балла)

4 вариант Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

1. Какие два «несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем? (1 балл)
2.Посетители Обломова. Цель их визитов (1 балл)
3.Как проводил свободное время И.И.Обломов? (1 балл)

4.Расскажите о том, как складываются отношения Ольги и Ильи. (2 балла)
5. Какое место занимаетТарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова? (2 балла)
6. Как относится Обломов к новвовведениям в деревне, о которых рассказывает Штольц? (2 балла0

Сравните совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала? (3 балла)
. Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Обломова? (3 балла))
. Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова? (3 балла)

Задания повышенной сложности по роману И.Тургенева «Отцы и дети»

1.Сформулируйте свое суждение о Базарове.
2.Можно ли сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?
3.Чем обусловлен второй цикл путешествия
Базарова: Марьино, в Никольском и, наконец, опять у родителей?
4.Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой или чужой Базаров для людей из народа?
5.Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей жизни? Что представлял собой базаровский нигилизм? Благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?
6.Смерть Базарова? Случайность ил собственное роковое решение? Правомерна ли интерпретация смерти Базарова как самоубийства?
7. Какие события романа вы считаете основными? Объясните почему.


Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

1 уровень (3 балла))1 Расскажите историю Павла Петровича. С какой целью рассказывает ее Аркадий?.
2.Что Базаров говорит об искусстве?
3.Что привлекает Базарова в Одинцовой?

2 уровень (4 балла)4.Кто из персонажей романа вызывает у вас большую симпатию: Аркадий, Павел Петрович или Николай Петрович? Докажите.
1. Каково подлинное отношение Базарова к своим родителям, какие качества он ценит и любит в них (Найдите в тексте, выпишите)
2. В чем сила Николая Петровича? В чем слабость Павла Петровича?

3 уровень (5 баллов)7.Почему Базаров расходится с Аркадием Кирсановым?
8.Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню?
9.Почему Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» описанием сельского кладбища? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева - о любви?

Разноуровневые задания по роману И.Тургенева «Отцы и дети» 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

1 уровень(3 балла)1. Расскажите об Одинцовой (14-15)
2Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине?
3.Что отрицает Базаров - нигилист?

2 уровень (4 балла)4.Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
5.Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чем разница в их чувствах?.
6.Как писатель показывает героя в момент смерти?

3 уровень (5 баллов)7.Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво?
8.Почему не могла состояться любовь героев? Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
9.Образы Ситниковой и Кукшиной. Их значение.

Разноуровневые задания по роману И.Тургенева «Отцы и дети» 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
1 уровень (3 балла)1.Дуэль в романе. Что послужило причиной поводом? Что причиной? Поведение каждого дуэлянта.
2.Как говорит Базаров о своем происхождении (10, 21)?Что мы узнаем о его жизненном пути?
3.Рассказать о Н.П.Кирсанове.

2 уровень(4 балла)4.Выделите основные вопросы споров в романе?
5.Расскжите о взглядах Базарова на природу..
6.В чем слабая сторона взглядов Базарова?

3 уровень (5 баллов)7.Возможно ли для Базарова личное счастье?
8.В чем заключаются особенности композиции романа?
9. Как прошел Базаров испытание любовью?


1 вариант
1.Какие фольклорные образы и средства поэтической выразительности использовал автор в прологе поэмы?
2.Назовите жанр этого произведения.
3.Что заставило мужиков идти по Руси в поисках счастья?
4.Как герои понимают счастье?
5.Назвать помещиков, описанных в поэме. (немного рассказать о них)
6.Можете ли вы согласиться с тем, что в поэме народ не только страдающий, но и протестующий, ищущий выхода из своего положения?
- 7.Ответил ли Некрасов на вопрос, поставленный в начале поэмы? Кто же счастливый в поэме?
- 8.Как расказывает Некрасов о страданиях и бесрпавии народа?
- 9.Каково роль автора - повествователя в поэме?

Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо».
2 вариант

1.Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?
2.Кем являются персонажи главки «Счастливые» и в чем их «счастье»?
3.За что народ ославил Матрену Тимофеевну «счастливой»?
4.Что сообщает Некрасов о времени действия поэмы? Можно ли, на ваш взгляд, узнать время действия, не читая всей поэмы, а только из пролога?
5.Какие помещики выведены в поэме? Каковы их общие черты?
6.Какими образами и картинами представлена в поэме народная жизнь?
-7.Каокй ответ дают песни Гриши Добросклонова на вопрос, поставленный в заглавии поэмы?
- 8.Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному?
- 9.Актуальны ли проблемы, поставленные НюНекрасовым в поэме, в наше время?

Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо».
3 вариант

1.Расскажите о Савелии, богатыре святоруском.
2.Что выможете сказать о Грише Добросклонове:
3.В чем сила Савелия?
4.У Савелия, Якима Нагого и Ермила Гирина разные судьбы. Но есть у них много общих черт. Назовите их.
5.Как вы думаете, какое место в поэме занимает биография Матрены Тимофеевны?
6.Глава «Поп». Почем рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает т смущение и сочувствие странников?
- 7.Какие фольклорные мотивы прослеживаются в поэме Некрасова?
- 8. В чем видит Счастье Гриша Добросклонов? Согласен ли, по вашему мнению, с ним автор?
- 9.Что общего в судьбах Матрены Тимофеевны и Дарьи - героини поэмы «Мороз - Красный нос»?

Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». 4 вариант

1.Можно ли сказать о главной проблеме поэмы уже по прочтении первых строк?
2.Как показаны страдания народа в поэме.
3.На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?
4.В рассказ Матрены Тимофеевны о ее жизни введены народные песни. О ем в них поется? С какой целью автор использовал эти песни7
5.Охарактеризуйте холопа примерного Якова верного. Как он выражает свой протест против господ?
6.Охарктеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа?
- 7..Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину?
- 8.Каков смысл позиции автора, считающего Гришу тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
- 9.Что, по вашему мнению, самое главное рассказал Некрасов о народе в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Разноуровневые задания по роману
М.Е.Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы».
1. Каковы основные этапы духовного распада Иудушки Головлева?
2. Как вы понимаете финал романа «Господа Головлевы»?
3. Что нового внес Салтыков - Щедрин в тему дворянского оскудения?

4. Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?
5. В чем причина вырождения головлевского рода?
6. Как связаны с содержанием романа «господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?
7. Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи?
8. Как в речи Иудущки выражается его сущность?

9. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия, Павла.
10 Чем вызвана вражда всех и со всеми в головлевском семействе?
11 Что роднит Иудушку с Плюшкиным и Собакевичем?
12 С какой целью автор неоднократно сравнивает Иудушку с Пауком?


Полный текст материала Разноуровневые задания по литературе для учащихся 10-11 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Обличение «хозяев жизни» в пьесе Островского "Гроза".

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, - это только видимое, обманчивое спокойствие. За внешним спокойствием здесь кроются суровые, трагичные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит Кулигин.

В пьесе одна группа действующих лиц олицетворяет «хозяев жизни». Это Дикой и Кабаниха.

Дикой требует беспрекословного выполнения своих требований – повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Особенно тяжко приходится его домашним. Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся в чуланах и на чердаках. Вконец Дикой затравил своего племянника Бориса, зная что тот находится от него в полной материальной зависимости. Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодержавия проявляются у него в разговоре с Кулигиным.

Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать 10 рублей на строительство солнечных часов. Дикой чувствует свою силу и власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его способов: «много у меня в год народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются.

Пасует дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Так на перевозе на Волге он не посмел связаться с проезжим гусаром, сдерживает он себя и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой позволяет нам познакомиться еще с одной «хозяйкой жизни», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и крикливой подчас. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» - утверждает Кулигин. Кабаниха строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины. Как истинная блюстительница старины, Кабаниха Суеверна. У нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного праздника, принимает в доме нищих вроде Федюни. Но деспотизм ее в домашнем быте еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день истязая их хладнокровно, назойливо подтачивая. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому варвара, а Тихон потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Деспотизм, ханжество, невежество, самодурство, бездумная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие ее наряду с Диким еще более страшной охранительницей устоев «темного царства».

Главная > Литература

Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу. Вопросы для обсуждения
    Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.) Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.) Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, - действие 3, явл. 1; о других странах - действие 2, явл. 1. Боятся грозы - действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, - действие 4, явл. 1.) Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка - фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.) Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное появление - вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.) Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.)
Дикой и Кабаниха - «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
Дикой Кабаниха
О нем:«ругатель»; «как с цепи сорвался» О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе - ровный что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак»и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом
Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. Результаты действий этих героев: Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!» Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен матери.

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать. УРОК 54. «Такая уж я зародилась горячая». Протест Катерины против «темного царства» В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно. Вопросы для обсуждения на уроке

    Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.) Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.) Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
В детстве В семье Кабановых
«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок- то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему
(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)
    В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души.) В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.) Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.) Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.) Сможет ли город Калинов жить по-старому?

УРОК 55. «Что тут должен делать критик?» 2 Споры вокруг пьесы «Гроза»

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых - своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих - активным развитием критической мысли в данный период. Урок может быть проведен с тремя группами учащихся. Группа теоретиков. Вопрос о жанре. Пьеса «Гроза» - драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли «Гроза» такому определению?

Определение трагедии В пьесе «Гроза»
«…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородныххарактерах» (Аристотель) Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь») Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» - пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом - все стало иным
Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни. Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860). 1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество». «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, - вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений». «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам». «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых». «Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее». «Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе». 2. Расскажите о взглядах Д. Писарева. Взгляды Писарева - это полемика
с Добролюбовым. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного. 3. Взгляды Ап. Григорьева. Народность - главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины. Группа театроведов. Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка - это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках. Первая исполнительница - Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе - «отчего люди не летают?». Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль - задушевность и поэтичность. П. А. Стрепетова - «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо». М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина - «луч света в темном царстве». Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина - А. К. Тарасова - жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

Е. Козырева (спектакль театра им. Маяковского). Главное - утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене - воля, а не отчаяние.

Вывод. Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена - протест или смирение? Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза», и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты. УРОК 56. «Я верю в колдовство любви». Урок внеклассного чтения. Любовь в пьесах Островского Все три пьесы Островского («Гроза», 1860 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1879 г.) - о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения одной темой. Задания и вопросы для обсуждения 1. Что объединяет эти пьесы? Состояние любви: Снегурочка - состояние до любви, затем любовь; Катерина - кажущаяся любовь к мужу, затем любовь настоящая; Лариса - любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла». Героини. В центре каждой пьесы - сильная женщина, готовая ради любви на все. Герои, которые служат для раскрытия образа героини. Столкновение любви и окружающего мира. 2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)
    Как оценить измену? Катерина изменила мужу. Снегурочка - Лелю, Лариса - жениху. Осудить? Оправдать? Понять? Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон - зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев - тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.) Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви:
«Гроза» Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев: Катерина - «Давно

люблю»; Борис - «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас», но «никто и не узнает про нашу любовь».

«Снегурочка» Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь - это путь к тому, чтобы стать человеком. Для бобыля и бобылихи любовь - товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря - путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви. «Бесприданница» Любовь - это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить». Далее идет деградация любви: «все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь»; «кабы любовь была равная»; «уж я не верую в любовь»; «я любви искала и не нашла, ее нет на свете». Для других героев любовь - товар: Вожеватов, Кнуров - Лариса-бриллиант; Карандышев - Лариса-кукла; Паратов - Лариса-вещь («не могу уступить»); Кнуров, Вожеватов - Лариса-вещь (разыгрывают в орлянку); Карандышев - Лариса-вещь; Лариса о себе - вещь. 6. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире: «Снегурочка» - мир сказки, берендеев, патриархальный мир. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (70-е годы) - поэтому бобыль и бобылиха - олицетворение мира наживы. «Гроза» - «темное царство» не примет любви Катерины. «Бесприданница» - самый трагичный мир (80-е годы) - в нем любовь невозможна.
    Победила или побеждена героиня? Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)
Итог. Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм. П. Вегин После изучения творчества Островского возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении. УРОКИ 57 -58. Зачетное занятие В усовершенствованное издание учебника-хрестоматии вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)» под редакцией В.

Урок по теме: « Быт и нравы "тёмного царства" по драме Островского «Гроза».

Цели:

1) образовательная – более глубокое знакомство с творчеством А.Н.Островского на примере пьесы «Гроза»; познакомиться с г.Калиновым и его жителями, их нравами, обычаями;

2) развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

3) воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и поступки героев.

Вид урока – урок усвоения нового материала

Тип урока – урок – анализ

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Слово учителя.

С первых страниц пьесы мы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга.

Обратимся к картине Левитана «Вечер. Золотой плес». Оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие драмы, мы бы увидели с вами следующую картину: над рекой поднимается туман. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды. Церковь. Тишина и покой…

Роль пейзажа :

    Наслаждение пейзажем может смягчить нравы жителей города Калинова (по мысли Кулигина);

    На контрасте показать жестокие нравы;

    Через отношение к природе показать разное мировосприятие жителей города. (Д. I явл. 1; Д. III явл. 3, монологи Кулигина).

    Давайте теперь обратимся к тексту драмы.

Жестокие нравы города Калинова.

Характеристика Дикого (Д. I.явл. 2,3; Д. III явл. 2; Д. IV явл. 2).

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет ».

Порой Дикой и сам не рад своему характеру: обругав однажды во время великого поста мужика, который пришел к нему за деньгами, он после на коленях просит у него прощения. Примечательно, что Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по натуре он малодушен и труслив. «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами », - справедливо говорит Кабаниха. Именно к Дикому из всех героев пьесы больше всего подходит определение «самодур».

Характеристика Кабановой (Д.I явл. 3,5; Д. II явл 3,5)

Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить », - говорит она своим детям.

Кабаниха чувствует, что ее время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем », - говорит о ней Кулигин Борису.

Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством, а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.

Анализ монологов Кулигина,

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д 2, явл. 1; д. 3, явл. )

1). Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

2). Какую роль играет этот образ? Каковы жители, обитающие здесь?

(Несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и искажение представлений о мире. Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени. Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Обратимся к образу Кудряша. (Д. I, явл. 1). Что можно сказать о нем?

Зеркальное отражение Дикого.

"Хозяева жизни"

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей воле.

В человеческом обществе, в отличие от мира природы, действует произвол, грубость, грабёж, стяжательство, деспотизм, семейный деспотизм, самодурство.

На чём же основано самодурство диких?

На власти;

Материальной зависимости;

На домостроевских, освещённых церковью и стариной, патриархальными традициями семейных законах;

На традиционной покорности и невежестве людей.

Есть ли силы, противостоящие самодурной силе хозяев жизни?

Кулигин, характеристика:

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Советует «угождать как-нибудь» самодурам.

Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.

Варвара, характеристика:

И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон, характеристика:

Любит Катерину, но является орудием в руках матери, безвольный, бесхарактерный, не может защитить жену.

«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис, характеристика:

«Уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал».

«Не по своей воле еду: дядя посылает».

«Не застали бы нас здесь…время мне, Катя».

«Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

Итог урока:

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся. Это чувствуют даже его «сторонники»:

Кабанова. И хуже этого, милая будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем

Д/з: Характеристика образа Катерины.

1). Эпизоды для анализа: Д II, явл. 2, 3, 4, 5; Д. II, явл. 10, Д. III, явл.6-8; Д.IV, явл. 3, 4, 5; Д. V, явл. 2, 4.

2). Один из монологов Катерины наизусть.

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.

«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. - это принципы жизни в семье.

Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Вопросы для обсуждения

1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)

3. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, - действие 3, явл. 1; о других странах - действие 2, явл. 1. Боятся грозы - действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, - действие 4, явл. 1.)

4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка - фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: Поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)

6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.)

Дикой и Кабаниха - «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:

Дикой Кабаниха

«ругатель»; «как с цепи сорвался»

«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»;

«глупый человек»; «поди ты прочь»; «что

Я тебе - ровный что ли»; «с рылом-то и лезет

Разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак»

Она сама:

«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»

Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен .

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.




Top