Сокольников изобразительное искусство. Задание повышенной сложности


Основы композиции.Учебник для уч. 5-8 кл.


(Изобразнительное искусство – 3)

Наталья Михайловна Сокольникова


Основы композиции

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Часть 3

Основы композиции

ОБНИНСК ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТИТУЛ» 1996

Композиция – это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину.

Л. Б. АЛЬБЕРТИ

Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.

Д. РЕЙНОЛЬДС

Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции.

А. ДЕЙНЕКА

Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также является важным законом для композиции.


Условные обозначения


Сокольникова Н. М.

Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.

ISBN 5-86866-069-2


Учебник состоит из четырех книг, в которых в интересной и доступной форме рассказывается об основах художественного изображения и даются сведения об истории русского и зарубежного изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней.

Книга «Основы композиции» знакомит с базовыми принципами композиции, ее правилами, приемами и средствами. На основе многочисленных примеров из истории живописи рассматриваются разнообразные композиционные схемы и типы композиции. Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. В конце учебника помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства и рекомендуемая литература. Здесь же – рекомендации для учителя, как использовать все части учебника в учебном процессе.

Учебник содержит специальную систему визуальных знаков, которые помогут ребенку лучше ориентироваться в материале учебника, и большое количество иллюстраций.

Для учащихся общеобразовательных школ.

§1 Базовые принципы композиции

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, мосье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» (ил. 1-3) что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.


1. П. БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. Охотники на снегу


2. П. ГОГЕН. Бонжур, мосье Гоген


Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.


3. В. СУРИКОВ. Боярыня Морозова


Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.


Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тиши- ниной», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (ил. 4-9).


4. И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой

5. Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом

6. П. РУБЕНС. Снятие с креста

7. Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

8. К. ЛОРРЕН. Пейзаж с мельницей

9. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна в гроте

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.


10. А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. Замкнутая композиция


Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.


11. Замкнутая композиция. Схема


Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.


12. И. ШИШКИН. Рожь. Открытая композиция


13. Открытая композиция. Схема


Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

МГГУ им. М.А. Шолохова

СОКОЛЬНИКОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА - доктор педагогических наук, профессор, Отличник народного просвещения, академик Международной академии информатизации и Международной академии наук, Почетный работник высшего профессионального образования, член Союза дизайнеров России

В 1979 году закончила художественно-графический факультет Московского Государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию по проблемам эстетического воспитания школьников, а в 1998 году - докторскую диссертацию по теме «Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания».

Начало трудовой деятельности Сокольниковой Н.М. связано с творческой работой и педагогической деятельностью. Она принимала участие в разработке концепции сети углубленных художественных классов в системе общеобразовательных школ.

Более 10 лет Сокольникова Н.М., работая специалистом Министерства образования России, руководила системой художественно-эстетического образования федерации. При ее непосредственном участии были открыты классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, усовершенствован и модернизирован пакет нормативной документации (учебные планы, программы, методические рекомендации, учебные пособия и учебники).

Большой вклад в развитие отечественной педагогической науки Сокольникова Н.М. внесла как автор программ, учебников, учебных пособий и книг по методике преподавания изобразительного искусства. Имеет более 200 публикаций, из них 135 учебно-методических и 75 научных работ, используемых в педагогической практике.

Наиболее значимые из них следующие: комплект тетрадей и учебников по изобразительному искусству для 1-4 классов; учебное пособие «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» для студентов педагогических вузов и колледжей; комплект учебников из 4 книг для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» для 5-9 классов (в соавторстве); программы: «Композиция» для 1-11 классов, интегрированный курс «Искусство» для 1-9 классов (научн. рук), «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции», «Краткий словарь художественных терминов», «История изобразительного искусства» в 2-х т., «История стилей в искусстве». Все перечисленные учебники, учебные пособия и программы рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.

Стаж педагогической работы в вузах составляет более 15 лет.

Читает лекционные курсы: «Основы теории и методологии проектирования», «Ландшафтный дизайн», «Искусство книжной графики», «Суперграфика», «Методология научных исследований» и др. Руководит дипломными проектами.

Участник многих внутривузовских, Всероссийских и Международных научно-практических конференций.

В Московском государственном гуманитарном университете профессор Сокольникова Н.М. более двенадцати лет возглавляла художественно-графический факультет, а в настоящее время является деканом факультета дизайна и зав.кафедрой дизайна. Ее деятельность в Университете направлена на решение следующих вопросов:

-​ руководство аспирантурой по трем направлениям: «Общая педагогика, история педагогики и образования - спец. 13.00.01 и «Методика обучения ИЗО - спец. 13.00.02; 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»;

-​ подготовку и воспитание молодых дизайнеров в области графического и средового дизайна;

-​ создание и развитие проектных мастерских;

-​ организацию выставочно-просветительской деятельности, участие в международных конкурсах.

Эффективность разработанного Сокольниковой Н. М. содержания художественно-эстетического образования и организации учебно-воспитательного процесса во многом подтверждается тем, что она подготовила студентов к участию во многих творческих конкурсах и выставках, среди которых особо следует отметить Международный салон «УпакИталия-2011», Международный студенческий конкурс по упаковке «Заводной апельсин» (2007—2011), «125 лет Кока-Кола», Международный конкурс современного искусства и образования «Музы мира» и др.

За годы работы в Университете Сокольниковой Н.М. проведена большая научно-педагогическая и воспитательная работа. Она является автором ряда, известных книг и учебников для школ и вузов по рисунку, живописи, композиции, истории искусств, мировой художественной культуре, методике преподавания ИЗО. Сокольникова Н.М. ведет активную работу с аспирантами и соискателями. Под ее руководством защитили кандидатские диссертации 9 человек, докторскую диссертацию 1 человек, 9 воспитанников стали членами различных творческих союзов, более 20 выпускников получили международные грамоты и дипломы.

Сокольникова Н.М. имеет награды, почетные грамоты, благодарности и дипломы:

1.​ Почетная грамота Минобразования России (1989 г.);

2.​ Отличник народного просвещения (1993 г.)

3.​ Почетный работник высшего профессионального образования (2006 г.).

4.​ Диплом «Золотая кафедра дизайна», зав. кафедрой Сокольниковой Н.М. присвоено решением Президиума Академии естествознания (2011 г.)

5.​ Почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования» присвоено решением Президиума Академии естествознания (2011 г.).

6.​ Почетное звание «Ученый года -2011 г.» МГГУ им. М.А. Шолохова.

Также Сокольникова Н.М. имеет ряд других наград и благодарностей от общественных и научных организаций, образовательных учреждений.

Более 10 лет Сокольникова Н.М. была деканом факультета дизайна.

В настоящее время является зав. кафедрой дизайна.

Н.М. Сокольникова

ПРОГРАММА КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 1–4 классы

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного обра% зовательного стандарта начального общего образования.

- приобщение школьников к миру изобразительного ис% кусства, развитие их творчества и духовной культуры;

- освоение первичных знаний о мире пластических ис% кусств: изобразительном, декоративно%прикладном, архи% тектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культу% ры восприятия произведений профессионального и народ% ного изобразительного искусства; нравственных и эстети% ческих чувств: любви к родной природе, своему народу, Ро% дине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

- эмоционально%развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально%чувственную сфе% ру личности, способствующая обогащению этой сферы, раз% витию эмоциональной отзывчивости личности на произве% дения искусства как на отражение человеческих пережива% ний, эмоций, чувств;

- ценностно%ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации

в художественной культуре, в окружающей их социокуль% турной среде по высшим духовно%нравственным и эстети% ческим критериям;

- арт%терапевтическая, состоящая в коррекции негатив% ных психологических состояний и оздоровлении учащихся

в процессе организации их художественной деятельности;

Пояснительная записка

- информационная функция, обеспечивающая расши% рение общего и художественного информационного про% странства через освоение учащимися основных источников

и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизу% альных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет ре% шать следующие задачи:

- сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духов% но%нравственном развитии;

- сформировать познавательный интерес и положитель% ное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно%прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

- сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание кра% соты как ценности; потребности в художественном творче% стве и в общении с искусством;

- сформировать представления о видах и жанрах изоб% разительного искусства, в том числе об архитектуре, дизай% не как видах искусства, об основных видах народного и де% коративно%прикладного искусства;

- сформировать практические умения и навыки в вос% приятии, анализе и оценке произведений искусства; обу% чить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной вырази% тельности произведений искусства;

- обучить теоретическим и практическим основам ри% сунка, живописи, композиции, лепки;

- обучить основам народного и декоративно%прикладно% го искусства;

- обучить основам дизайна (элементам проектирова% ния, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

- развить у школьников способность выражать в твор% ческих работах своё отношение к окружающему миру;

- обучить элементарным умениям, навыкам, спосо% бам художественной деятельности;

- обучить основным средствам художественной вырази% тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, ком% позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

Изобразительное искусство

- обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

- развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные пред% ставления, изобразительные способности;

- развить эмоционально%эстетическую и нравственную сферы личности.

Программа «Изобразительное искусство» строится на ос% нове пластических искусств: изобразительного, народно&

го, декоративно&прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание художественного образования предусматри% вает два основных вида деятельности учащихся: воспри ятие произведений искусства (ученик%зритель) и собствен% нуюхудожественно творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитек% тора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учиты% вается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно%творческая деятельность учащихся осу% ществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельностиуча% щихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русско% го и зарубежного искусства, творчеством ведущих худож% ников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по па% мяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических ком% позиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление ха% рактерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промысла% ми, выявление характерных особенностей видового образа,

Пояснительная записка

умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку иг% рушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: зна% комство с видами декоративно%прикладного искусства (ху% дожественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, созда% ние орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление харак% терных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерскойдея% тельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными при% ёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, худо% жественное конструирование, макетирование и моделиро% вание, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные при% знаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объ% единять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведени% ях искусства художественно%нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.

Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления ха% рактерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замыс% ла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способнос% ти экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декора% тивных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1–4 классов систематически осваивают«Азбуку форм» . Они учатся раз% личать в природе, произведениях искусства, объектах архи% тектуры и дизайна такие геометрические формы, как квад% рат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела,

Изобразительное искусство

как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме это% го, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионичес% кие формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практичес% кой работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

Освоение пространства младшими школьниками осу% ществляется в трёх направлениях: передача условного про% странства на плоскости листа (графика, живопись), объём% ные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна)

и создание объёмно%пространственных композиций (архи% тектурное макетирование).

Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, умень% шение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.

На протяжении всего обучения в начальной школе осо% бое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» , специ% ально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, состав% ные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный

и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать вы% разительные свойства цвета в произведениях изобразитель% ного искусства, народного и декоративного искусства, объ% ектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, ли% ствы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев ба% бочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закре% пляют в процессе выполнения практических заданий.

Программой предусмотрены индивидуальные и коллек% тивные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамо% ту. Развивающие возможности совместной деятельности де% тей по созданию коллективных работ обеспечивают разви% тие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций дру% гих людей. Можно использовать различные формы коллек% тивной работы школьников (двое создают вместе одно изоб% ражение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Ра%

Пояснительная записка

ботая в парах или группах, дети учатся планировать и коор% динировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнер% скому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.

Арт%терапия понимается нами как профилактика и кор% рекция негативных психологических состояний (страх, ус% талость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально%чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний.

Арт%терапия делает акцент на свободном самовыраже% нии ребёнка посредством любых художественных материа% лов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того что% бы помочь учащемуся устранить проявления его негатив% ного психоэмоционального состояния, разрешить внутрен% ние (связанные с самочувствием, настроениями) или вне% шние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт%тера% пия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребёнка.

На занятиях изобразительным искусством с арт%терапев% тической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирова% ние, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.

Одной из арт%терапевтических техник является ассоциа тивное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать худо% жественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.

Изобразительное искусство

Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления со% держания обучения, что даёт возможность постепенно рас% ширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народ&

ного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представ% ление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невоз% можна ориентация в потоке художественной информации.

Внутри каждой из структурных линий изучаются осно вы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь худо% жественного творчества с окружающей жизнью.

Раздел «Мир изобразительного искусства»включает изучение видов и жанров, художественного языка в процес% се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного ху% дожественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедев% рами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказыва% ниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духов% но%нравственное развитие детей и освоение средств художе% ственной выразительности. Через творчество мастеров ребё% нок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства.

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выра% жать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произве% дений и в обучении ребёнка различным видам художествен% ного творчества. Происходит формирование у детей восп% риятия цвета и формы как учебного материала. Учащиеся осознают, что с помощью этих средств можно передать своё настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.

Особенности художественно%образного решения и ком% позиции станковых живописи, графики и скульптуры, ха% рактерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе бесед об изобрази% тельном искусстве, которые в 1-3 классах органично вхо%

Пояснительная записка

дят в структуру урока, а в 4%ом классе могут проводиться в течение всего урока и иметь самостоятельное значение. В соответствии с учебными задачами, обозначенными для каждого класса, учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке.

С 1 по 4 класс осуществляется систематическое изучение

основ художественного языка (точка, линия, пятно, цвет, светотень, ритм, композиция, форма, пропорции, контраст и нюанс, силуэт и др.). При этом рассматривается специфи% ка языка каждого из пластических искусств. Большое вни% мание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи про% странства на плоскости, основам цветоведения. С 1 класса проводится начальный анализ конструктивно%аналитиче% ского строения животных, фигуры человека и других при% родных форм. Во 2 классе начинается изучение воздушной перспективы, в 3–4 классах учащиеся знакомятся с особен% ностями линейной перспективы и светотени.

Основы изобразительного языка осваиваются как в про% цессе анализа произведений искусства, так и в процессе ху% дожественного творчества учащихся.

В 1–2 классах учащиеся получают начальные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приёмах выполнения рисунков, выразительных особенностях художественных материалов. В 3–4 классах полученные знания систематизируются. В процессе изобра% зительной деятельности учащиеся учатся осознанно и твор% чески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.

Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно%композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся пра% вильно выбирать формат рисунка, создавать асимметрич% ные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.

Раздел программы «Мир народного искусства » систе% матически изучается с 1 по 4 классы. Учащиеся знакомятся с ведущими традиционными народными художественными

Изобразительное искусство

промыслами и осваивают основные принципы народного искусства - повтор ,вариацию иимпровизацию .

В 1–4 классах изучаются традиционные народные про% мыслы (Дымка, Каргополь, Филимоново, Городец, Жосто% во, Гжель, Скопин, Хохлома, Полхов%Майдан, Сергиев По% сад, Семёнов, Мезень, Северная Двина и др.). Особое внима% ние обращается на изучение многообразия народной глиняной и деревянной игрушки и способов её изготовле% ния, выявление характерных особенностей видового обра% за, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. В качестве практических заданий пред% лагается расписать дымковскими, филимоновскими и кар% гапольскими узорами силуэты игрушек и посуды, выпол% нить вариации и импровизации по мотивам народной рос% писи. Возможна лепка народных игрушек и посуды и их роспись народными узорами.

В 3–4 классах школьники продолжают изучение традици% онных народных художественных промыслов, с которыми они познакомились в 1–2 классах, и знакомятся с новыми - ла% ковой миниатюрой (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй), во% логодскими кружевами, павловопосадскими платками, скопинской керамикой, богородской резьбой, вологодским кружевом и др. Учащиеся знакомятся с традициями изготов% ления тульских пряников и самоваров, касинского литья и пр.

В 3 классе подчёркивается значение изделий народных мастеров в формировании предметной среды. Обращается вни% мание на особенности формообразования в керамических изделиях народных умельцев (Скопин). Детям предлагается выполнить элементарное проектирование керамической посу% ды с целевым назначением на основе стилизации форм жи% вотных в традициях народных художественных промыслов.

В 4 классе изучаются художественные достоинства ан% самбля русского народного мужского и женского костюмов,

и костюмов народов России, уделяется внимание изучению композиционных схем размещения орнаментов - ленточ% ного, замкнутого (квадрат, прямоугольник, круг), сетчато% го, а также основных видов орнамента по характеру моти% вов (геометрический, растительный, зооморфный, антропо% морфный). Орнамент рассматривается как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся распозна% вать орнаменты и изделия разных центров народного твор% чества. Кроме копирования элементов узоров они выполня% ют эскизы росписи народных игрушек и декоративного украшения предметов быта народными росписями, выпол%

Пояснительная записка

няют вариации и импровизации по мотивам народной рос% писи. Предлагается лепка народных игрушек и посуды и их роспись народными узорами, а также роспись тарелок, ста% канов, шкатулок народными узорами.

Очень важно, чтобы знакомство с художественными про% мыслами России помогло детям научиться ценить красоту и усвоить нравственно%духовные ценности народного искус% ства. Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изучение имеет важное воспитательное значение. Важ% но, чтобы ребенок усвоил, что постичь красоту народного искусства - значит понять душу народа.

В разделе программы «Мир народного и декоративного искусства » дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнамен% тов - ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (гео% метрический, растительный).

Знакомство с декоративным искусством , его видами (художественные стекло, керамика, камень, металл, ткаче% ство, кожа и др.) осуществляется с 1 по 4 классы. Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др. В каждом классе изучают «Азбуку декора» . Дети осваивают различные спосо% бы декорирования поверхности (печать разнообразными мате% риалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах.

Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаменталь% ные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эс% кизы оформления ковров, платков, посуды, украшают де% кором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации.

Овладевая приёмами декорирования поверхности, худо% жественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мо% заики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учат% ся находить характерные особенности видового образа, осваи% вать выразительные средства и образно%сюжетное содержание изделий художников декоративно%прикладного искусства.

Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» пред% полагает работу с чертежами, эскизами, графическими зна% ками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, эле% ментарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

  • Филатов В.В. (ред.) Реставрация станковой темперной живописи (Документ)
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. (состав.) Изобразительное искусство Испании. XX век (Документ)
  • Шашков Ю.П. Живопись и ее средства (Документ)
  • Филатов В.В. Реставрация станковой темперной живописи (Документ)
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. Изобразительное искусство Франции. XX век (Документ)
  • Паррамон Хосе М. Основы живописи. Полный курс живописи и рисунка (Документ)
  • Егорова К.С. Тетрадь 3. Нидерландская гравюра 15 - 16 веков (Документ)
  • Алексеев С. О колорите (Документ)
  • Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров (Документ)
  • Паранюшкин Р.В. Композиция: Теория и практика изобразительного искусства (Документ)
  • Виноградова Н.А. Искусство Китая (Документ)
  • n1.doc

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – 2

    «Основы живописи для учащихся 5-8 классов»: ТИТУЛ; Обнинск; 1996

    Аннотация

    Учебник состоит из четырех книг, в которых в интересной и доступной форме рассказывается об основах художественного изображения и даются сведения об истории русского и зарубежного изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Книга «Основы живописи» построена на том, что живопись является искусством цвета. В ней рассматриваются основы науки о цвете, особое внимание уделяется вопросам восприятия цвета. Учащимся предлагаются провести эксперименты, выполнить упражнения и творческие задания разнообразными живописными средствами. В конце книги помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства и рекомендуемая литература. Учебник содержит специальную систему визуальных знаков, которые помогут ребенку лучше ориентироваться в материале учебника, и большое количество иллюстраций. Для учащихся общеобразовательных школ.

    Наталья Михайловна Сокольникова

    Основы живописи для учащихся 5-8 классов

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Часть 2

    ОБНИНСК ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТИТУЛ» 1996

    Сокольникова Н. М.

    Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.

    ISBN 5-86866-068-4
    Учебник состоит из четырех книг, в которых в интересной и доступной форме рассказывается об основах художественного изображения и даются сведения об истории русского и зарубежного изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней.

    Книга «Основы живописи» построена на том, что живопись является искусством цвета. В ней рассматриваются основы науки о цвете, особое внимание уделяется вопросам восприятия цвета. Учащимся предлагаются провести эксперименты, выполнить упражнения и творческие задания разнообразными живописными средствами. В конце книги помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства и рекомендуемая литература.

    Учебник содержит специальную систему визуальных знаков, которые помогут ребенку лучше ориентироваться в материале учебника, и большое количество иллюстраций.

    Для учащихся общеобразовательных школ.

    §1 Живопись – искусство цвета

    Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

    К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками, нанесенными на какую-нибудь твердую поверхность.

    Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.

    По своему практическому назначению живопись разделяется на монументальную, станковую, иконопись, миниатюру, театрально-декорационную, декоративную роспись и др.

    Каждая из разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как технического исполнения, так и художественно-образных задач.

    Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи является цвет.

    Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, вечные философские идеи и фантастические образы. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах.

    История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека.

    1. Наскальная живопись. Раненый бизон и мертвый охотник. Пещеры Ласко, Франция. Последний период палеолита

    2. Наскальная живопись. Группа охотников. Ущелье Валторты. Испания. Мезолит
    Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

    Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту. Цвет икон условен и декоративен. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную идею, в которой живопись искала идеал.

    3. Владимирская богоматерь
    В эпоху Возрождения человек стал мерой всех вещей и героем живописных произведений. Изображение мадонны явилось идеалом земного совершенства. Художники начали писать реалистические полотна.

    4. РАФАЭЛЬ. Прекрасная садовница
    Техника живописи постоянно совершенствовалась. Все более разнообразные сюжеты привлекали живописцев. Это все привело к возникновению жанров в XVII веке.

    Одним из самых древних жанров является портрет. Прекрасные портреты, выполненные в технике восковой живописи, были найдены в местечке Файюм. Они были созданы в Древнем Египте в I-III веках нашей эры. Файюмские портреты отличаются яркой жизненной образностью, объемной светотеневой моделировкой форм (ил. 5).

    Замечательными русскими портретистами были Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, В. Серов и др.

    5. Портрет юноши в золотом венке

    6. Ф. РОКОТОВ. Портрет неизвестной дамы в розовом

    7. В. СЕРОВ. Девушка, освещенная солнцем
    Своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь изображают художники в натюрморте. Этот жанр появился в XVII веке. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия, рассматривая их, кажется ощущаешь вкус реальных плодов, рыб, напитков. Они словно воспевают гимн Материальному миру.

    В России мастерами натюрморта были П. Кончаловский, И. Машков, К. Петров-Водкин, М. Сарьян и др.

    8. ПИТЕР КЛАС. Завтрак. Голландия
    Картины, в которых главным было изображение природы, тоже стали создавать в Голландии в XVII веке. Жанр пейзажа не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроение. Сравните пейзажи К. Коро, Ван Гога, П. Сезанна и вы увидите, что в основе любого из них – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передает свое внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

    Певцом русской природы можно назвать И. Левитана. Замечательными русскими пейзажистами были Ф. Васильев, В. Поленов, А. Саврасов, И. Шишкин и др.

    Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют «маринами», они составляют самостоятельный жанр. Картины И. Айвазовского яркий пример этого жанра.

    9. К. КОРО. Мост в Нанте

    10. ВАН-ГОГ. Пшеничное поле и кипарисы. Фрагмент

    11. П. СЕЗАНН. Крестьянский дом. Каштаны в Жа де Буффан

    12. Ф. ВАСИЛЬЕВ. Мокрый луг
    Некоторые художники: все свое творчество посвящают изображению животных и птиц. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детенышей (А. Лаптев, В. Ватагин, Е. Чарушин).

    События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра – это, как правило, полотна с многофигурными композициями, реалистичные по цветовому решению. Творчество В. Сурикова – яркий пример исторической живописи.

    14. В. СУРИКОВ. Меншиков в Березове
    В. Васнецов написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Картины, написанные на сюжеты из мифов, относятся к мифологическому жанру (ил. 15).

    Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изображать на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи, например картины русских художников: А. Венецианова, П. Федотова, В. Перова, Г. Мясоедова, Б. Кустодиева.

    13. В. ВАСНЕЦОВ. Аленушка

    15. М. ВРУБЕЛЬ. Пан
    В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создается во многом с помощью цвета.

    Сначала мы разглядываем сюжет картины, что изображено, кто является героем, когда это было, а затем рассматриваем, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски (лессировкой, алла прима), какой выбирает колорит. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит

    полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

    Рассмотрите репродукции картин в этой книге и прочувствуйте их колорит. Постарайтесь понять замысел художника, основную идею произведения. Стать грамотным зрителем непросто. Нужно изучить язык живописи и постоянно развивать свое восприятие, художественный вкус, эмоциональность.

    16. А. ВЕНЕЦИАНОВ. Гумно

    17. Б. КУСТОДИЕВ. Московский трактир
    С жанрами изобразительного искусства вы уже познакомились в начальной школе, поэтому здесь дается только их краткий обзор. Если вы захотите узнать о них побольше, то можете заглянуть в «Краткий словарь художественных терминов», который является составной частью данного учебного комплекта, или обратиться к специальной литературе, например к указанной в конце учебника.

    Художник создает живописными средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

    Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние.

    Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Следует изучать основы цветоведения, различать понятия «цвет» и «краска». Необходимый цвет для живописи обычно достигается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит.

    Слово «цвет» одно, а определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства.

    Изобразительное искусство

    ОБНИНСК ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТИТУЛ» 1996

    Метод, которым я руководствуюсь всю свою жизнь,- рисовать, рисовать, рисовать. Рисовать каждый день, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать – это значит жить, приобщаться ко всему живому. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов.

    Д. И. МИТРОХИН

    Рисунок – это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок – это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка.

    Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом.

    ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР

    Художник может позднее прорабатывать отдельные части до нужной степени, но пусть он не забывает все время проверять, не разрушает ли он целостного впечатления, заканчивая отдельные детали.

    ДЖОШУЯ РЕЙНОЛЬДС

    Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки.

    МИКЕЛАНДЖЕЛО

    Условные обозначения

    Обратите внимание

    Рассмотрите изображение

    Запомните

    Задание повышенной сложности

    К заданию есть ответ

    Это интересно знать

    Проведите эксперимент

    Сокольникова Н. М.

    Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996.- 96 е.: цв. ил.

    ISBN 5-86866-067-6

    Учебник состоит из четырех книг, в которых в интересной и доступной форме рассказывается об основах художественного изображения и даются сведения об истории русского и зарубежного изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней.

    Книга «Основы рисунка» рассматривает рисунок как основу всех пластических искусств. Она включает изучение вопросов формообразования, передачи объема, пропорций, перспективы. Учащиеся освоют азбуку рисунка в процессе практических заданий по рисованию портрета и фигуры человека, разнообразных натюрмортов, пейзажей и тематических композиций. В конце книги помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства и рекомендуемая литература.

    Учебник содержит специальную систему визуальных знаков, которые помогут ребенку лучше ориентироваться в материале учебника, и большое количество иллюстраций.

    Для учащихся общеобразовательных школ.

    УДК 7.071.5:74(075.4)

    Сокольникова Н. М., 1996.

    Издательство «Титул», издание, оформление, 1996.

    §1 Рисунок – основа пластических искусств

    Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

    Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

    1. Длительный рисунок гипсовой головы

    Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

    Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

    Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

    Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

    Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

    Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

    2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

    С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

    Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

    Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.



    
    Top