Живопись бытовой жанр. Презентация "бытовой жанр в изобразительном искусстве"

Бытовая живопись бытова́я жи́вопись

(жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами». Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества; бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых («На пашне. Весна» А. Г. Венецианова , 1820-е гг.; «Масленица» Б. М. Кустодиева , 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568; «Похороны в Орнане» Г. Курбе , 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В. Е. Маковского , 1889-91; «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина , 1880-83). В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я. Вермера Делфтского , 1660-е гг.; «Трапеза крестьян» Л. Ленена, 1642; «Охотники на привале» В. Г. Перова , 1871; «Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева, 1918). В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И. Е. Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой; «1919 год. Тревога» К. С. Петрова-Водкина , 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны).

Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э.; гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520-10 гг. до н. э.). Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.). Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469-70; «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо, 1485-90). Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо , впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594-95; «Лютнист», ок. 1595 г.) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х. Босха , 1475-80; «Менялы» М. ван Реймерсвале, сер. 16 в.; «Крестьянский танец» П. Брейгеля Старшего, 1568).


Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев» . После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф. ван Мириса Старшего, ок. 1660 г.; «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха, ок. 1660 г.; «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского, ок. 1657 г.). Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса («Севильский водонос», ок. 1621 г.) и француза Л. Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг.). В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743-45). Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. 1740 г.). Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г. Курбе, 1849; «Сборщицы колосьев» Ф. Милле , 1857). Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О. Ренуара , 1876).


В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Лишь 18 в. даёт единичные примеры (И. И. Фирсов. «Юный живописец», 1760-е гг.; М. Шибанов. «Крестьянский обед», 1774, и «Празднество свадебного договора», 1777). Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. 19 в. К. П. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823). Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. 1825 г.; «На жатве. Лето», 1820-е гг.; «Утро помещицы», 1823). В полотнах П. А. Федотова («Разборчивая невеста», 1847; «Сватовство майора», 1848; «Завтрак аристократа», 1849 г.) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Его поздние картины («Анкор, еще анкор!», «Игроки», обе – 1851-52) пронизаны подлинным трагизмом.


Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников , заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Г. Перов. «Проводы покойника», 1865; «Тройка», 1866; И. М. Прянишников . «Шутники», 1865; Н. В. Неврев . «Торг. Из недавнего прошлого», 1866; В. Е. Маковский. «Свидание», 1883). В 1870-80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова ), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870-73; «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова , 1891). Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России . Мастера из Общества станковистов (А. А. Дейнека , Ю. И. Пименов и др.) писали героические будни строительства новой жизни. Во второй пол. 20 – нач. 21 в. жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф. П. Решетников , Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, А. А. Пластов , В. Е. Попков , Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Т. Г. Назаренко , Н. И. Нестерова и многие др.).



(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "бытовая живопись" в других словарях:

    Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… … Художественная энциклопедия

    Искусство изображать предметы на какой либо поверхности(стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителявпечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительныхпредметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Живопись античная - росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып во памятников др. гр. живописи… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж …

    История искусства в России точно так же, как и история русской культуры вообще, распадается на два неравных, резко разграниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. нераздельно, под одним общим названием… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. бытовая живопись. (

Пожалуй, ни с одним жанром не связано столько предрассудков и превратностей толкования, как с бытовым. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств? Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Кажется, будто жанризм, скользя по внешности вещей и событий, исключает полет фантазии, мечту и символ, поэтическое иносказание.

Что означает само понятие бытовой жанр? Тесно соприкасаясь с исторической живописью и портретом, он отличается от них. Художники, пишущие картины на бытовые темы, обращаются не к конкретным историческим событиям, не к отдельным личностям, а к потоку жизни. Бытовой жанр повествует о типичном, дает подробную характеристику сложившихся традиций. Но, он невозможен без взаимодействия со своими соседями пейзажем и натюрмортом, усиливая с их помощью воздействие образов.

Когда же впервые художник запечатлел бытового человека в его житейских заботах?

цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью. Древнеегипетская живопись и мелкая пластика сохранила массу выразительных мотивов повседневного труда, входивших в погребальный ритуал. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире. Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э.) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей, изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.

Раннее христианство таилось в римских катакомбах, пользуясь языком изобразительных намеков и символов.

И бытовая жизнь, внешне совершенно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Любовь к жанровым наблюдениям перешла и в искусство зрелого европейского средневековья, хотя теперь они заняли более второстепенное место. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Их хлопотливые труды — наглядная иллюстрация земного времени, в повседневных делах свершающего свой годовой цикл. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем.

Органическое слияние бытового и религиозного жанров характерно для искусства многих стран средневекового Востока Индии, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, Китая и Японии. Особое влияние на дальневосточную культуру оказала секта чань (в Японии дзэн), в учении которой мелкий житейский эпизод покупка коня, рубка мясником туши мог превращаться в предлог для философских размышлений о глубинной сути мироздания.

Бытейские письма(если использовать древнерусский термин) вобрали в себя духовные искания людей эпохи Возрождения.

В XV начале XVI века окончательно складывается тип самостоятельной картины, посвященной свадебным и карнавальным обрядам, жизни различных сословий. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Как в народном обряде, вещи и события составляют театральное действо, вводящее частную человеческую судьбу в русло мироздания, малый круг людских дел в большой круч космоса. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны, иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии. И потому живописцы старательно доказывают материальность бытия, наделяют предметы и ситуации чувственной убедительностью.

Переоценка средневековых ценностей зримо осуществляется, к примеру, в рыночных сценах нидерландца Иоахима Бейкелара, где евангельские эпизоды оттесняются на задний план, а вперед выдвигаются крепкие крестьяне-торговцы и их товары. Овощи, рыба и мясо, плоды матери Природы, наглядно воплощающие ее плодородие, вечно обновляющуюся энергию. Этот настрой господствует в лучших бытовых картинах XVI — XVII веков, принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, братьев Ленен, Веласкеса, Вермера, Браувера. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаются с особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери, их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.

Век Просвещения, окончательно ставший на точку зрения земного человека, передал бытовому жанру воспитательное значение.

Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанр измельчал, будучи обремененным нравоучительностью. Он уже не являл зрителю таинственную взаимосвязь человека и космоса, но на живых анекдотических примерах повествовал о том, как нехорошо пьянствовать, плутовать и, напротив, как приятен благочестивый семейный быт и трудолюбие. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.

Художник Александр Иванов даже задал недоуменный вопрос: «Вообще, жанры, что за живопись? Разве это живопись?» Но, словно отвечая на этот скепсис, бытовые образы в первой половине XIX века возродили свой авторитет, доказывая, что им под силу воплощение значительных идейных задач, которые волновали и самого создателя «Явления Христа народу».

Во многих странах Европы бытовой жанр поэтически отображал черты национального характера.

Таковы образы А. Венецианова в России, либо, напротив, запечатлевал социальные недуги общества с выразительностью, не уступающей литературе критического реализма. Ф.М.Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический живописец знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В.Перова. Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К.Маковского.

Салонный вкус нанес бытовому жанру XIX века немалый ущерб, доводя многие его образы до уровня забавной сплетни, милой, но пустой картинки нравов. Однако импрессионизм, а затем искусство рубежа XIX — XX веков вновь вернуло значение бытовой картине. Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов ( , К.Петров-Водкин, Дж.Сегантини, Ф.Ходлер). С другой стороны, частная жизнь, ее радости и бытовые неурядицы стали ценным материалом для картин, как бы подводящих итог существованию дореволюционной России, в ее ярмарочно — пестром (Б. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Корин).

В судьбах русского бытового жанра после революции отразились противоречия художественной жизни.

Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа), и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина), и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Изредка появлявшиеся камерные сценки повседневной жизни, давали надежду и душевный отдых от трагедий и окружающего лицемерия.

В послевоенное время бытовой жанр стал, на некоторое время, едва ли не самым популярным видом искусства. В картинах запечатлевалось возвращение к мирному труду, незатейливые радости и заботы дня (двоечники, мальчишки-футболисты, суворовцы на каникулах). Их безыскусное бытописательство, в контрасте с обезличенными псевдомонументальными полотнами, выглядело естественным, спокойным и, от того — привлекательным.

Во второй половине XX века, в разных национальных школах, темы и мотивы, связанные с бытовым жанром, нашли многообразные воплощения.

Драматическая жесткость языка, как, например, в полотнах художников 1960-х годов, ироническое превращение современников в персонажей старинных картин, любование патриархальными чертами национального уклада жизни все это, проходя перед нами, составило обширный театр жизни. Художники 1970-х годов внесли в свое искусство документальную остроту восприятия, последующее же поколение, наоборот, предпочло лирическую непосредственность энергичной, темпераментной живописи.

Художники бытового жанра и сегодня продолжают обогащать многовековую традицию, останавливая мгновения и претворяя их в символы времени.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Бытовой жанр» М. Соколова, М. 1989 г.

БЫТОВОЙ ЖАНР -

Жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).

Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в восточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, земледельцев). Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (в вазописи, рельефах, росписях, мозаиках, скульптуре).

С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии).

В средневековом искусстве Европы жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы, миниатюры).


БЫТОВОЙ ЖАНР. Возрождение. Нидерланды (Фландрия). Эйк, Ян ван.
Бракосочетание Арнольфини.
Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами

В эпоху Возрождения религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс), появились изображения трудовой деятельности человека (Лимбург, Шонгауэр, Косее).

В конце XV - начале XVI в. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, К. Массейс, Лука Лейденский). В произведениях П. Брейгеля и Ж. Калло изображение картин повседневности стало способом выражения актуальных общественных и философских идей (идей социальной справедливости, ненасилия и пр.).



БЫТОВОЙ ЖАНР. Нидерланды.
Брейгель Младший, Питер. Зимний пейзаж с птичьей западней

В разных национальных школах XVII в. сложились различные виды бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями.

Так, в творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко.

Ведущее положение бытовой жанр занял в Голландии, где окончательно сложились его классические формы.

Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Жоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю.

Во второй половине XVII - начале XVIII в. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре (произведения Рембрандта, А. Брауэра, С. Розы и Дж. М. Креспи) и идеализирующим быт искусством (Д. Тенирс, К. Нетсхер в Голландии).


В противовес идиллическим пасторалям и «галантным сценам» искусства рококо (Ф. Буше) возникают семейный жанр и бытовая сатира (У. Хогарт, А. Ватто и Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. С. Шарден; Ж. Б. Грёз).


Реалистические тенденции проявляются в бытовых картинах художников Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецкий), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норблин).

Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи.

В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Фирсов, М. Шибанов, И. Ерменёв).

В XVI-XVIII вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии - в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).

В первой половине XIX в. в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских жителей (А. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; представители бидермейера - Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании).

Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине XIX в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации.



БЫТОВОЙ ЖАНР. Франция.
Курбе, Гюстав. Гамак.

В середине и второй половине XIX в. бытовой жанр развивается в работах Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлса в Голландии, У. Хомера в США, К. Менье в Бельгии.

Бытовой жанр русского критического реализма характеризовался глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета.

Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в картинах П. Федотова, были восприняты жанристами-демократами В. Перовым и П. Шмельковым.

На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Мясоедов, В. Максимов, К. Савицкий, В. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Репин, широта задач жанровых картин которого нередко сближала их с исторической композицией.

Жанрово-бытовые черты проявляются в портрете, пейзаже, исторической и батальной живописи целого ряда художников XIX в., среди которых - Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Ботье в Германии, К. Маковский в России и др. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды.

Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, 3. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. Серов, Ф. Малявин, К. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля «модерн» намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в.

Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. такими художниками, как Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.

После Второй мировой войны это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций.

В странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы К. Антубам в Гане, Ф. Йдубор в Нигерии).

К бытовым сценам обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма .

Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении отечественного искусства XX в. В 20-е гг. в рамках данного жанра работали П. Кузнецов, М. Сарьян, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, художники объединения ОСТ (А. Дейнека, К. Пименов), в 30-е гг. - С. Герасимов, А. Пластов, Т. Галоненко, В. Одинцов, Ф. Кричевский.

В работах бытового жанра отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны (Ю. Непринцев, Б. Неменский, А. Лактионов, В. Костецкий, А. Пахомов, Л. Сойфертис), типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Яблонская, С. Чуйков, Ф. Решетников, С. Григорьев, У. Джапаридзе, Э. Калнынь, Л. Ильина).

Со второй половины 50-х гг. бытовой жанр находит отражение в картинах Г. Коржева, В. Иванова, Е. Моисеенко, В. Попкова, Т. Салахова, Д. Жилинского, Э. Илтнера, И. Зариня, И. Клычева, Н. Андронова, А. и С. Ткачёвых, Т. Мирзашвили, С. Мурадяна, в гравюрах Г. Захарова, В. Толли, В. Юркунаса и др.

Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин, сцен обычной жизни людей. Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события. Бытовой жанр распространен в скульптуре, живописи, графике – работы изобразительного искусства отличаются небольшими параметрами, реалистичностью передачи объектов.

В качестве отдельного жанра сформировался в эпоху Средневековья, хотя первые репрезентативные работы можно отнести к времени существования древнейших цивилизаций. Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Возникновение

Периодом формирования жанра является Новое время, поскольку тогда произошла резкая популяризация реалистичной живописи, демократических взглядов на социум. В 17-19 веках художники начинают обращаться к жизни обычных людей в качестве центральной тематики картин. Благодаря обострению социального противостояния в обществе, росту интереса к повседневной жизни развивался бытовой жанр.

Бытовой жанр в живописи – один из самых распространённых и древних.

Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.

Древность

Сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и Древнем Египте ещё до эпохи европейской античности.


Вот изображения бытовых сцен, найденных в погребальной кладовой Накта (Древний Египет)
В Древней Греции бытовой жанр присутствовал в вазописи.

Акробатка. Британский музей (Лондон)
В странах Востока первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э. Часто средневековые рукописи украшались миниатюрами, в которых также присутствовали бытовые сюжеты. То же можно сказать и о средневековой Европе.

«Женщина с попугаем». Индия (XVI в.)

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах, а затем и в других европейских странах выделились художники, которые работали, наряду с другими, и в этом жанре: Ян ван Эйк, Боутс (Нидерланды), братья Лимбург (Франция), Шонгауэр (Германия).

Развитие бытового жанра в Голландии

А вот в Голландии XVII в. бытовой жанр получил особое развитие. Художников Голландии привлекали все стороны обычной жизни, которые они видели вокруг: моряки, рыбацкие лодки, крестьяне, домашний скот, непарадные окрестности, тихие улицы и переулки, заброшенные дворы... К бытовому жанру обратились многие художники: Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом, Питер де Хох, Ян Стен и многие другие, более известные и не столь известные.

Маттиас Стом «Юноша читает при свече»

Маттиас Стом «Музыканты»

Питер де Хох «Мать с дочерью возле амбара» (1658). Амстердам

Ян Стен «Клетка с попугаем» (XVII в.). Рейксмузей, Амстердам
Но в других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был искусством «низшего сорта» (в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании). Даже обращение к бытовому жанру таких великих художников, как Рубенс или Веласкес, мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.

Рубенс и др. художники «Скотный двор зимой»

Бытовой жанр в XVIII веке

Но постепенно отношение к бытовому жанру меняется. Появляются художники, работающие в основном только в этом жанре. Во Франции это Антуан Ватто, Франсуа Буше, Никола Ланкре, Себастьян Бурдон, Жан Батист Симеон Шарден, Клод Верне, Жан-Оноре Фрагонар, Жан Батист Грёз и др.

А. Ватто «Общество в парке» (1718-1719). Дрезденская галерея
Бытовые картины этого художника обычно поэтичны, в простом и обыденном он умеет видеть нечто романтическое, хотя пора романтизма ещё не наступила.
Элементы правдивого изображения реальной жизни видны уже и в картинах художников других стран: Уильяма Хогарта, Томаса Гейнсборо (Великобритания), гравера Д. Ходовецкого (Германия), Ж.П. Норблена (Польша), Ф. Гойи (Испания), М. Шибанова, И. Ерменёва (Россия).

М. Шибанов «Празднество свадебного договора» (1777)

Новый взгляд на быт

В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, героями сюжетов картин становятся те, кто считался отверженным: больные, нищие, рабы, заключённые – люди социального дна. Раньше их не замечало искусство. Хотя пленники и рабы появились на полотнах ещё в искусстве барокко , но они были лишь декоративной деталью быта монархов. Самостоятельное же значение эти персонажи приобрели только сейчас.

Джованни Сегантини «Возвращение из леса» (Италия)

Винсент Ван Гог «Прогулка заключённых» (Нидерланды)

Гюстав Курбе «Бедная крестьянка зимой» (Франция)

Василий Верещагин «Посещение узника его семьей в Италии» (Россия)
Художники - сторонники бытового жанра: Теодор Руссо, Оноре Домье, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Гоген (Франция), М.А. Врубель, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, В.А. Серов (Россия), К. Хокусай, Андо Хиросиге (Япония), Кете Кольвиц, Адольф Менцель (Германия) и др.

П. А. Федотов «Завтрак аристократа» (1849-1850). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Тщеславие, жизнь напоказ, враньё, внешний блеск – все эти человеческие слабости хорошо были известны художнику и внушали ему отвращение. Поэтому картин с подобной тематикой у него несколько. Реалистично, с большой иронией и долей жалости показывает он хозяина, застигнутого врасплох непрошеным гостем. Отчего видится нам здесь жалость? Когда бедность тщательно скрывается таким вот методом – это всегда жалость. Жалость к человеку, для которого более всего важен интерьер его квартиры (чтобы не хуже, чем у других), мнение о нём других и проч. Художник не показывает нам карикатуру на этого аристократа, он просто рассказывает о суетной мелочности людей, склонных видеть главное во второстепенном. И это второстепенное так овладевает человеком, что становится его сущностью. Как старается он в последнее мгновение как-то замаскировать улику (свою бедность), прикрывая книжкой ломоть чёрного хлеба, который составляет завтрак этого «аристократа»!

Бытовой жанр в эпоху символизма

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля модерн бытовой жанр несколько видоизменяется: бытовые сцены изображаются и трактуются как вневременные символы. В связи с этим мы вспоминаем творчество Ф. Ходлера в Швейцарии, В. Э. Борисова-Мусатова в России.

Дальнейшее развитие бытового жанра

В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А.А. Пластов, А.А. Мурашко, З.Е. Серебрякова, Д.Д. Жилинский, Г.М. Коржев, В.Е. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.

А. Пластов «Выборы комитета бедноты»

Д. Беллоуз «Нью-Йорк» (1911)
Произведения бытового жанра часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

В. Попков «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973)
Неизвестная бабка Анисья – символ непреложности жизни любого человека. В картине звучит мотив индивидуальной песни (уже законченной, но ещё звучащей в сердцах близких людей) и эпическое хоровое пение. Всё это происходит в храме, а храм этот – природа.




Top