Что такое художественный метод. Метод художественный

Метод художественный, или творческий, - одно из важнейших понятий литературоведения. Он определяет наиболее общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм, романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению действительности.

Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Мора «Утопия».

Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Метод художественный складывается в определенных исторических условиях - писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего сюжета. Стиль писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с методом художественным, которого придерживается писатель.

Многообразие исторической жизни общества порождает и многообразие проявлений метода художественного, поэтому в одно и то же время могут существовать и различные методы художественные в зависимости от взгляда художника на задачи искусства.

Реалистическим художественным методам свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и обращение к условным формам, например в сатире) , в романтических резче сказывается субъективная позиция художника, придающая изображению более условный характер. Сравним с этой точки зрения две картины: Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» и В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Обе они связаны с реальными историческими событиями, рисуют прежде всего массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под впечатлением событий июльской революции 1830 г. в Париже. Суриков изображает эпизод далекого прошлого - финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 г. Для Делакруа главным является стремление передать свое отношение к происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими смысл событий. В центре картины - полуобнаженная женская фигура со знаменем, один из цветов которого - красный - особенно контрастирует с темным фоном, где угадывается движение толпы. Крупный план на картине представлен двумя бойцами с оружием, мальчиком, стоящим рядом с женщиной, телами раненых и убитых. На заднем плане - отблески пожара, сквозь который видны выступы домов. Подчеркнуто-условный образ главной героини - женщины, под которой подразумевается сама Свобода, яркие контрасты в изображении движущейся массы людей, их страстного порыва вперед - все это отражает энтузиазм художника, ищущего исключительные обстоятельства и исключительных героев, чтобы передать пафос восстания и тем самым выразить свое отношение к миру.

В центре внимания Сурикова - народная трагедия. На Красной площади, на фоне возвышающегося в центре храма Василия Блаженного, - толпа, при этом каждый человек, а их около пятидесяти, показан как индивидуальность, у каждого свой характер, свое выражение. Справа высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем плане - гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре - рыдающая женщина с ребенком, в лаптях - стрельчиха, оплакивающая мужа, которого ведут на казнь. Здесь говорит о себе каждая деталь, здесь нет мелочей, которые бы не означали главного: речь идет о трагедии народа на крутом повороте истории. В этом основная историческая мысль художника. В. И. Ленин говорил, что Петр I не останавливался и перед «варварскими средствами борьбы против варварства». Вот этот противоречивый момент русской истории и раскрыт в картине с глубокой скорбью и сочувствием к народу.

В первой картине народ изображен романтиком, во второй - реалистом. Оба художника на стороне народа, но их картины различны по своему художественному методу.

Можно привести другой пример, когда два писателя изображают одно и то же событие, но разными методами. Так, например, знаменитая битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго «Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».

Великий исторический переворот, связанный с Октябрьской революцией (включая и период её исторической подготовки), естественно, создал новые условия для развития мирового искусства, и в частности литературы, и тем самым для формирования нового художественного метода - метода социалистического реализма.

Изучение художественного метода имеет большое значение для понимания закономерностей развития искусства и литературы и роли, которую играет в этом развитии индивидуальное творчество писателя. В критике существует ряд понятий, не расходящихся с понятием художественного метода: направление, течение, стиль, литературная школа, литературная группа. Все они в конечном счете имеют в виду общность существенных особенностей в творчестве ряда писателей (иногда в ряде стран), складывающихся в ходе литературного развития в принципе на основе того или иного сходства социальных, идейных и прочих позиций писателей. Точное разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В данном словаре мы говорим об общем понятии художественного метода, о направлениях и течениях как его конкретных историко-литературных проявлениях, о школах и группах как наиболее частных его формах.

Течение - это группа писателей, объединенных идейно-эстетическими взглядами и художественно стилевыми особенностями. Это историко-типологическое образования, охватывает как содержательный, так и формальный уровне искусства, которые между собой взаимосвязаны. По словам Ю. Кузнецова - "динамическое единство концептуальных идейно-эстетических, мировоззренческих, прежде всего стилевых принципов, охватывает творчество многих писателей, сложившаяся на определенной стадии литературного процесса".

В.М. Лесин и А.С. Пулинець ("Словарь литературоведческих терминов") отождествляют течение с направлением. Во многих вузовских учебниках термин "течение" не выделяется как отдельное специфическое явление в развитии литературы. В статье "Литературный направление" ("Литературоведческий словарь-справочник". - М., 1997. - С. 419) читаем: "Стилевые тенденции меньшего масштаба, чем литературное направление, называются течениями, струями и т.п.". Мы придерживаемся мнения, что направления шире течения, они могут иметь течения. Категория "течение" узкая от категории "направление", "метод", но шире литературной школы. Как составную часть направления рассматривают литературные течения А. Соколов, М. Каган, А. Ревьякин, В. Воробьев, Г. Сидоренко, Ю. Кузнецов.

Литературная теч и я должен конкретно-исторический характер, творческую историю, национальные особенности. Украинский символизм, например, появился позже, чем французский. Он отличается от западноевропейского и русского. Как отмечают Ю. Кузнецов и И. Дзюба, "Украинский символизм в целом уступал им философской концептуальностью и эстетической определенностью; в то же время в нем меньше эзотеризма, окультности и мистицизма, больше отзывов на жизнь, он неравнодушен к идее национального освобождения, что набирала время формы" национального мистицизма... ".

Литературное течение может иметь свой стиль. Его должны символисты, футуристы, импрессионисты.

Художественный метод

Художественный метод (греч. Methodos - путь исследования, способ изложения) - одна из самых молодых категорий в литературоведении. Она появилась в 20-30-х годах XX в. Этот срок использовали русские символисты Брюсов, А. Белый. А. Соколов считает, что метол зародился вместе с искусством. Вопросам метода интересовался еще Аристотель. Он называл три типа мимезису:

1) следовать действительность такой, какая она есть;

2) такой, как о нем думают или говорят;

3) какой должна быть.

Аристотель говорит о различные методы творчества, но термин "метод" не употребляет. Р. Декарт в философском трактате «Рассуждения о методе» (1637) изложил основные принципы рационализма: требование строгой систематизации знаний, выработки канонов и правил, регулирующих познавательную деятельность людей.

Ведущие ученые сходятся во мнении, что художественный метод - это общие принципы отражения действительности. "Нет произведения искусства без художественного метода, как нет научного исследования без научного метода". В теоретических взглядах на художественный метод не хватает четкости. Метол отождествляют с направлением, течением, стилем. В. Лесин и А. Пулинець под методом понимают «совокупность основных принципов художественного отбора жиги них явлений, их обобщения, осмысления и идейно-эстетической оценки с позиций определенного эстетического идеала, а также соответствующих способов художественного отображения действительности и воплощение ее в образах искусства". "Одни ученые, - замечает Ю. Борев, - определяют его как совокупность художественных приемов и средств, вторые - как принципы эстетического отношения искусства к действительности, третьи - как систему мировоззренческих направляющих творчества". Размышляя над этими определениями, Ю. Борев отмечает, что на формирование метода влияют все три фактора: "действительность в ее эстетическом богатстве, мировоззрение в Его исторической и социальной определенности и художественно-мыслительный материал, накопленный в предыдущие периоды".

Д. Наливайко считает метод главным нервом направления, категории гносеологической и аксиологической. А. Ткаченко отмечает, что метод как категория гносеологическая (познавательная) и аксиологическая (оценочная), "не обязательно должен быть" главным нервом "напрямую. Хотя бы потому, что искусство вообще и искусство слова в частности, имеют собственные" нервы ", которые отличаются от философии, социологии, других проявлений человеческого рацио. Другое дело - наука (в том числе - искусство и литературоведение), которая пользуется определенными методами... анализа, синтеза, прогноза ". По мнению Е. Васильева, каждый метод имеет направления, "метод, как путь художественного познания не ограничен временными и географическими рамками, хотя и исторически обусловленными. Направление же является общностью художников на основе метода, он связан с определенной эпохой и страной (странами) "3. Известны сроки "античный реализм", "реализм Возрождения", "реализм Просвещения" можно, считает Е. Васильев, применять к реализму как метода, которому, по наблюдению С. Петрова, присущи:

1) универсальность изображение человека;

2) социальный и психологический детерминизм;

3) историческая точка зрения на жизнь.

В истории литературы выделяют следующие методы: барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм. Интересно рисует мини-портреты этих методов П. Сакулин. "Классицизм - стройная фигура воина в гордой позе, с величественной протянутой рукой. Сентиментализм - нежная, хрупкая девушка, сидит подперев подбородок рукой, на лице грустная задумчивость, глаза мечтательно направлены вдаль: на ресницах блестит нависла слеза. Романтизм - красивый юноша в плаще и широкополой шляпе; вьющиеся волосы развеваются по ветру; зрение, пылающий от восторга, обращенный к небу. Художественный реализм - зрелый человек со здоровым цветом лица, со спокойным и вдумчивым взглядом. Натурализм - нечупарно одетый человек в кепке, волосы стоят дыбом, в руках - блокнот, на ремне висит кодак; беспокойно и критически оглядывается по сторонам. Символизм - нервная молодой человек; сильно жестикулирует; громко и протяжно декламирует стихи о метафизическую красоту потустороннего мира ".

"Категорию художественного метода, - отмечает Е. Васильев, - необходимо воспринимать не догматически и абстрактно... Художественный метод -... живой, образный регулятор творческой деятельности. Методы не является принятым формами. Они сосуществуют, взаимопроникают, обогащают друг друга. Разные художественные методы сочетаются и в отдельном литературном направлении, и в индивидуальном стиле писателя ".

Художественные методы по-разному исследуют действительность. Реалистический метод предоставляет рациональный, детерминированном подхода к миру перед чувственно-интуитивным, направляет внимание на общественную жизнь (проблемы экономики, политики, морали, быта). Романтический сосредоточивает внимание на желаемом, должном, на идеале. Он предпочитает чувственно-интуитивном подхода к действительности, используя и рациональный.

Реалистичный и романтический методы изображают мир в разной последовательности. Реалистичный прежде всего материальной, приближаясь к духовному, романтический - сначала духовное. Особенности этих методов хорошо раскрыл Д. Чижевский, сравнивая их. Любовь к простоте - уклон к усложненности; наклон "в ясных, по некоторым предписаниям выстроенных рамок или, наоборот, стремление предоставить произведению умышленно незаконченной, разорванной" свободной "формы, стремление к прозрачной ясности мысли - пренебрежение ясностью, мол, важнее" глубина ", хоть бы она читателю и не всегда была до конца понятна "; стремление выработать нормированной, нормализованную, "чистый язык" - поиски своеобразной оригинальной языка, любовь к языковым странностей, использование диалектизмов и жаргонов; стремление дать точный выражение - попытка раскрыть наибольшую полноту языкового проявления, хотя бы это и не в пользу творчества; "стремление достичь в общем впечатление спокойной гармонии или, наоборот, напряжение, движения, динамики. Представители этих двух разных типов литературных стилей ценят не то же самое: ясность или глубину, простоту или великолепие, спокойствие или движение, законченность в себе или бесконечность перспектив, законченность или стремление и изменчивость, концентрированность или разнообразие, традиционную каноничность или новизну и т. д. С одной стороны, преобладает идеал спокойной уравновешенной красоты, с другой - красота не является единственной эстетической ценностью литературного произведения, рядом красоты стоят другие ценности, и к эстетической сферы принимается даже нелепое ".

М. Моклица к романтическим методов относит барокко, сентиментализм, романтизм и неоромантизм, к реалистическим - античный реализм, классицизм, просветительский реализм, критический реализм, натурализм, социалистический реализм. "Все они, - отмечает исследовательница, - разные, потому сформировались в разные эпохи, но родственные между собой одинаковыми эстетическими установками: романтики всех времен воспроизводят свой внутренний мир, и это для них главное (фантазия и воображение вызывает распространение условных форм), реалисты всех времен пытаются воссоздать действительность, потому подчиняют искусство жизни (в таком случае господствуют жизнеподобного или, используя термин Аристотеля, миметического, то есть подражательные формы в искусстве). В эпоху модернизма произошло органическое соединение романтического и реалистического типа мировосприятия, когда субъект, то есть художник, осознал себя как главный объект для эстетического освоения ".

Художественные методы постоянно чередуются, направления рождаются только раз, развиваются и впоследствии навсегда прекращают свое существование.


строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод — это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала».

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания».

Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель — воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) — пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания».

Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» — «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

Теория подражания послужила базой для развития натурализма. «Работая над "Терезой Ракен", — писал Э. Золя, — я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма...»64 Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование.

Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность («материал»), «...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала».

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества — пересоздающий и воссоздающий — охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного.

Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений.

Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Что значит понятие "художественный метод" в литературе? В чем его отличительные характеристики? Какого метода придерживались или придерживаются ваши любимые писатели? Хотите отличать символизм от акмеизма? Эта статья — для вас! В ней изложена та база, которая поможет вам уверенно чувствовать себя в огромном литературном пространстве.

Что такое художественный метод?

Это одно из самых важных понятий в искусстве. Означает совокупность общих оценок, видения мира и восприятия определенных вещей писателями. Таким образом возникли различные направления в литературе. Характер видения окружающей действительности зависит от того, какого метода придерживается творец.

Приверженцев определенного художественного (творческого) метода объединяет представление об идеалах, человеческой жизни, добре и зле, и об искусстве в целом. Они нацеливаются на разную целевую аудиторию, поэтому существование множества литературных методов чрезвычайно важно, так как они удовлетворяют духовные потребности людей с разным мышлением.

Отличительные характеристики

Главная особенность художественного метода состоит в многообразии его форм. В литературе существует огромное количество направлений и их "смесей", с помощью которых мы можем взглянуть по-разному на предмет и явление. Классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, натурализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, экзистенциализм, постмодернизм - основные направления, которые обладают своей индивидуальной силой и характером.

Какие художественные методы в литературе существуют?

У каждого писателя непременно есть свой индивидуальный стиль выражения мысли, ни на кого не похожий, но он переплетается с одним определенным направлением, которое близко ему самому.

Перейдем от общего к частному и разберемся в основных художественных методах в литературе, начиная с XVII века и заканчивая концом XX.

Классические направления XVII - XVIII веков

Классицизм — первое возникшее в XVII веке. Характеризуется воспитательной моралью, простотой изложения, четким разделением на положительных и отрицательных героев, "тремя единствами"— местом, временем и действием. В этом направлении трудились такие известные писатели, как Ж. Расин, М. Ломоносов, Г. Державин. Основные черты классицизма вы сможете найти в "Оде на взятие Хотина".

В следующем литературном направлении — сентиментализме — в XVIII веке писали Ж. Руссо, И. Гете, Н. Карамзин. В этом направлении важно изобразить состояние внутреннего мира персонажа, его душевные терзания и искренние эмоции. Ближе познакомиться с этим направлением вы сможете, прочитав "Бедную Лизу".

Романтизм появился на рубеже XVIII-XIX веков. Любовь, чувства, желания, страдания, побег от угнетающей реальности — все это невероятно красиво описывают в своих произведениях Д. Байрон, В. Гюго, М. Лермонтов. "Демон" - это яркое произведение, которое даст вам полное представление об этом направлении.

Обыденность XIX века

Реализм, возникший в XIX веке, описывает типичного героя в типичной для среднестатистического человека ситуации посредством разговорной лексики. Это направление тонко чувствовали Ч. Диккенс, О. де Бальзак, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, И. Тургенев. "Отцы и дети" — показательный роман, который без фальши и притворства поведает о разнице поколений и их восприятии, в этом и есть суть реализма.

Натурализм — художественный метод, возникший в конце XIX века. отличает точное и объективное изображение судьбы, быта, повседневности, характера человека. Представители этого направления, такие как М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов, считали, что не бывает недостойных тем для изложения, даже типичные человеческие переживания — настоящее искусство. "Кому на Руси жить хорошо" — поэма о реалиях крестьянской жизни и непростой судьбе — неоспоримая представительница натурализма.

Броские и необычные методы изложения мысли XIX - начала XX веков

Модернизм — общее название для таких течений, как символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм. Чтобы иметь представление о модернизме, охарактеризуем все вышеизложенные направления.

  • Символизм возник в 1870-е годы, от других направлений он отличается образным видением, тайным смыслом предметов и явлений, использованием слов со множественным значением. В этом интересном и необычном направлении писали, например, З. Гиппус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. "Аптека, улица, фонарь" - стихотворение, которое стоит прочесть или освежить в памяти, чтобы понять суть символизма.
  • Акмеизм — художественный метод, которому следовали только наши соотечественники, например О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев. В этом направлении нет двусмысленности, слова имеют точное значение, а образы отчетливо видятся; с помощью силы художественного слова писатели переосмысляли жизненные процессы, в которых есть изъяны. "Сероглазый король" — в это стихотворение необходимо погрузиться, чтобы понять логику поэтов этого направления.

  • Футуризм — направление, в котором работали российские и итальянские творцы. Это броское направление появилось в начале XX века. Эпатаж, смелые решения и нестандартное построение стихотворения, например лесенкой, как у яркого представителя этого направления В. Маяковского. Кроме него, в этом направлении творили и ломали представление о классическом искусстве И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк. "А вы могли бы?" - экстравагантное, необычное, вдохновляющее, абсолютно футуристическое стихотворение.

  • Импрессионизм в литературе появился в конце XIX века, писатели в этом направлении подробно описывали чувства, переживания и эмоции, превращали мгновения жизни в искусство. Ярчайшими представителями этого направления можно считать Г. де Мопассана, М. Пруста. "Милый друг" - эмоциональное и легкое произведение, прочитав которое, вы непременно станете поклонником импрессионизма.
  • В начале XX века в Германии получил распространение мрачный экспрессионизм. Главными темами этого направления являются гибель, разрушение, потеря, неприглядность окружающей действительности. Ф. Кафка и Е. Замятин наиболее ярко смогли передать сущность этого направления. "Мы" — сильнейшая антиутопия нашего соотечественника, которая не рождает чувство подавленности, но в полной мере раскрывает все вышеприведенные темы экспрессионизма.

Современные взгляды на литературу с середины XX века

В основе экзистенциализма, появившегося в середине XX века во Франции, лежат идеи об одиночестве и трагизме бытия, ничтожности человеческих идеалов. Ж. П. Сартр, А. Камю смогли наиболее уверенно и четко изложить это на бумаге. "Падение" — книга, в которой вы не найдете острых поворотов в сюжете, но тонкие и интеллектуальные диалоги влюбят вас в экзистенциализм.

Наиболее современное направление — постмодернизм — появилось во второй половине XX века, его отличают максимализм исполнения, ирония и сатирическое отношение к происходящему. Х. Мураками, В. Набоков, К. Воннегут видели мир сквозь сатирическую призму. Произведение "Бойня номер 5" написано в лучших традициях постмодернизма, оно погрузит вас в глубокие размышления о ценности жизни и взглядах на нее.

Значение литературных течений для современного человека

Сила слова может заставить человека по-разному смотреть на определенные вещи. Прочтение произведений писателей, придерживающихся разных художественных методов, сделает вас многогранной личностью, умеющей критически и с разных сторон взглянуть на любую ситуацию.

Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

Худо́жественный стиль - Система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления (Стиль Гоголя. Романтический стиль).В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п. Троп (от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Литературное направление - это совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ. Существуют следующие литературные направления:

1. Барокко (порт. perola barrocco - жемчужина неправильной формы).

Появляется с сер. 16 - 17 века в искусстве многих европейских стран (особенно в Италии и Испании). Больше всего проявляется в манере письма или живописном изображении. Выделяются такие важные черты барокко:

Витийственность,

Помпезность,

Декоративность,

Склонность к иносказательности, аллегоризму,

Сложная метафоричность,

Соединение комического и трагического,

Обилие стилистических украшений в художественной речи.

Ярким представителем барокко был П. Кальдерон. В России черты этого стиля проявились в поэзии С.Полоцкого, С.Медведева, К.Истомина. Основные произведения барокко: Э.Тезауро "Подзорная труба Аристотеля", Б.Грасиан "Остромыслие, или Искусство изощренного ума".

2.Классицизм -(лат. classicus -образцовый) литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого (по С.П. Белокуровой (3)):

1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2. Принцип рационализма и "подражания природе".

3. Культ разума.

4. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5. Подчеркнутая объективность повествования.

6. Строгая иерархия жанров

3.Сентиментализм -(от фр. sentiment - чувство, чувствительность) - литературное направление второй половины XVIII в. - нач. XIX в. (3). Основные жанры - сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание.

В произведениях этого направления человеческая личность трактовалась как отзывчивая, способная к состраданию, гуманная, добрая, обладающая высокими нравственными принципами. Крупнейшие представители в европейской литературе - Л. Стерн ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), Ж.-Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза"), С. Ричардсон ("Ппамела, или Вознагражденная добродетель", "Кларисса, или История молодой леди"), И.-В. Гете ("Страдания юного Вертера") и др.; в русской литературе второй половины XVIII в. - М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, А.Н. Радищев, ранний В.А. Жуковский.

Свой слог на важный лад настроя, Бывало, пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец.

("Евгений Онегин" Гл.3 Строфа 11)

4. Романтизм (от франц. roman - произведение на романских языках). Романтизм относится к первой трети 19 века. Родиной романтизма стала Германия (бр. Ф. и А. Шлегели, Л.Тик, Новалис). Для романтизма характерно "внимание к личности как духовному существу, обладающему суверенным внутренним миром, независимым от условий существования и исторических обстоятельств"(1).

5. Реализм - "(от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью" (3). В центре внимания реализма - факты, события, люди и вещи, закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет.Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.

6. Символизм "- (фр. symbollisme < от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения" (3). Как отмечал Д.С.Мережковский, три главных элемента символизма - мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

7. Модернизм - (от франц. moderne - современный, новейший). Для модернизма характерны "антиисторизм мышления (история подменяется некоей моделью мира, в котором ничего не меняется, мифологизацией прошлого, настоящего и будущего), интерес к человеку вообще, а не к человеку как продукту своей эпохи (конкретно-историческая обстановка в произведениях модернизма не имеет значения, ибо "человек, как лошадь, вечно ходит с закрытыми глазами по одним и тем же кругам" (Д. Джойс)), отсутствие социальной типизации" .

8. Постмодернизм (от франц. post - после и moderne - современный, новейший) - направление в литературе 20 века. Для данного направления характерно восприятие мира как хаоса, отображение бессознательного, случайного в поведении героев, обилие иронии (Ирония) и пародийности. Особенностью произведений постмодернизма является то, что они часто состоят из слов, ситуаций, которые автор подает читателю пародийно. Так,например, к таковым относятся произведения В.Пелевина, Д.Пригова.

Литературное течение - это совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Проще говоря, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, в русском романтизме существуют такие течения, как «философское», «психологическое» и «гражданское», а в русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение и т.д. и т.п...

С точки зрения литературоведческого понимания «Стиль – это индивидуально-очерченная и замкнутая целенаправленная система средств словесно-эстетического выражения и воплощения художественной действительности. Широкое литературоведческое определение стиля художника как "основных идейно-художественных особенностей, присущих его творчеству (идейных позиций, круга характеров и сюжетов, своеобразие языка). Согласно взглядам Г.Н. Поспелова, в стиль входят три главных элемента: язык, композиция, детали предметной изобразительности. Язык – наиболее явный, ощутимый элемент стиля. Сюда относится ритм, интонация, лексика и тропы. С точки зрения лингвистического понимания: Стиль- разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от др. разновидностей того же языка по всем основным параметрам - лексикой, грамматикой, фонетикой;


Похожая информация.





Top