История культуры и искусства лекции. История культуры и искусства

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.

В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Святой Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

Он был младшим братом св. Василия Великого, который и привлек его к церковной деятельности. Но вначале Григорий готовился к юридической карьере. Он получил образование и Кесарии Каппадокийской, где изучал риторику и где обнаружилась его необычайная склонность

К философии. Известно также, что он был женат.

Егo брат Василий был епископом Кесарии и архиепископом Каппадокии и, неустанно хлопоча о чистоте никейской веры, был вынужден бороться с соседним архиепископом тианским Анфимом, поддерживавшим ариан. Стремясь укрепить свое положение, он назначил своих братьев и друга Григория (будущего св. Григория Богослова) епископами в разных городах Каппадокии. Таким образом, хотя Василий и считал своего младшего брата неспособным и неопытным в церковных делах, Григорий стал епископом города Ниссы. Отсюда, кстати сказать, следует, что в те времена еще допускались женатые епископы. Это положение вещей просуществовало до Трулльского собора в 692 году.

Григорий был рукоположен во епископа в 371 году и немедленно обнаружил склонность к занятиям богословием. Через пять лет, в 376 году, по указу императора Валента, Григорий был смещен и отправлен в изгнание за свои православные взгляды: он принадлежал к умеренной никейской партии, что означало, что он принимал не только решения Никейского со6ора, но и учение о трех ипостасях, развитоe его братом Василием.

В 379 году Григорий возвращается из ссылки. В том же году умирают два самых близких ему человека - брат Василий и сестра св. Макрина, с которою он был особенно близок и находился в постоянной переписке. До нас дошла его удивително-тpoгательная надгробная речь в честь Макрины.

Несмотря на то, что покойный Василий относился к талантам своего бpaтa несколько свысока, Григорий оказался очень преданным братом. Он продолжателем деятельности Василия и окончил ряд его литературных работ, в частности, полемику «Против Евномия» и «Шестоднев».

В 379 году, незадолго до торжества православия над арианством, Григорий Нисский принял участие в очередном соборе, собравшемся в Антиохии, крупном культурном центре, соперничавшем с Александрией. Вокруг антиохийского центра группировался восточный епископат. где во второй половине IV века отцы-каппадокийцы постепенно приобрели решающее богословское влияние и привели этот епископат к принятию никейского православия.

Антиохийский собор послал Григория в поездку по церквям Аравин и Палестины - разузнать, что говорят в народе об арианской ереси. Интересно, что из этой поездки Григорий вернулся с весьма отрицательным впечатлением об Иерусалиме. Святые места, в то время ставшие популярным центром паломничества, не вызвали у нею никакого энтузиазма. В одном из своих писем Григорий пишет, что Божие присутствие есть повсюду и полагать, что в Святой Земле оно явственнее, нежели во всяком другом месте, - большое заблуждение.

В 381 году Феодосий I Великий созвал Второй Вселенский собор в Константинополе, на котором восторжествовало никейское православие. На этом соборе Григорий играл важную роль - это была вершина его деятельности и в богословском, и в церковном отношении. Во время собора Григорий Назианзен (Богослов), назначенный на короткий срок архиепископом константинопольским, удалился от дел, и Г ригорий Нисский стал одной из ведущих личностей в церковных делax Востока. Судьба благоприятствовала ему - он оказался в подходятем месте в нужное время и завоевал расположение всех. Постепенно он приобрел репутацию крупного авторитета и стал чем-то вроде придворного богослова. В 385 году он произнес надгробную речь на похоронах императрицы Флакиллы.

В конце 80-x - начале 90-х годов его активность понизилась. Умер он предположительно и 394 году, окруженный уважением современников. Впоследствии, после осуждения Оригена (553 г.), оказавшего сильное влияние на образ мыслей Григория, его богословский авторитет несколько пострадал, но Седьмой Вселенский собор снова восстановил его. Все же именно вследствие его оригенизма Григорий Нисский не окружен в церковной традиции такой же славой и вниманием, как друг св. Григорий Назианзен (Богослов) и брат св. Василий Beликий. Как бы то ни было. влияние Григория Нисского на православную богословскую мысль было огромным.

Он был чрезвычайно плодовитым писателем, и мы ограничимся упоминанием лишь самых важных его произведений. Их можно разделить на три группы.

К первой относятся его догматические сочинения:

12 книг «Против Евномия». Евномий был представителем крайнего арианства, утверждавший, что Сын не подобен (аномиос) Отцу, ибо сущность Бога состоит в Его «неспособности быть рожденным». Разбирая эту аномейскую ересь, св. Григорий излагает свое учение о Троице и о богопознании.

На эту же тему написано «Послание к Авлавию о том, что не три Бога».

В книгах «Против Апполинария» Григорий анализирует еретическое учение об отсутствии у Христа человеческого ума (или души).

В «Большом Катехизисе» изложены основные догматы учения св. Григория в положительной форме (хотя и не без скрытой полемики): о вере, о св. Троице, о Воплощении, об Искуплении, таинствах крещения и евхаристии, о последних судьбах мира.

Вторая группа сочинений св. Григория содержит писания мистические или аскетические:

- «О девстве». Вслед за многими христианскими писателями того времени св. Григорий защищает девство как высший путь. Возможно, что почти исключительное восхваление девства в древнем христианстве объясняется реакцией на половую распущенность, характерную для поздней античности. Интересно, что св. Григорий написал этот трактат непосредственно после своей собственной женитьбы.

- «De Instil uto Christiano» - трактат, посвященный аскетическому богословию. Следует, однако, заметить, что в мистических сочинениях Григория Нисского основная тема всегда переплетается с догматическим богословием и, наоборот, его догматические писания, как правило, содержат рассуждения на аскетические и нравственные темы.

К третьей группе можно отнести экзегетические сочинения, в ко-торых мы также обнаруживаем мистические и аскетические темы. Характерно, что св. Григорий занимался, в основном, толкованием ветхозаветных текстов. В его цели, несомненно, входило, пользуясь аллегорией, объяснить Ветхий Завет в понятиях, близких греческому читателю.

- «Шестоднев».

- «О сотворении человека».

Эти апологетические по сути своей произведения представляют полемику с платоновыми представлениями о сотворении мира, дополняя и продолжая мысль св. Василия. Платоновскому учению о вечности материи Григорий противопоставляет библейское понятие о сотворении мира во времени "из ничего". Гриюрий видит в библейских текстах вечные, Богом открытые истины, но детали библейского описания творения он толкует аллегорически, не считая их точными "научными" сведениями. Особенно важно учение св. Григория о духовной природе человека,

- "О жизни Моисея". В этой книге жизнь великого иудейского законодателя истолкована в терминах мистического откровения, как аллегория духовною восхождения к Богу, посвящения в божественные таниства.

В аллегорических комментариях на «Песнь Песней». «Экклезиаст», «Заповеди блаженства» и «Надписания псалмов» ощущается сильное влияние александрийской школы Оригена.

Литературное наследство св. Григория Нисского включает также другие, довольно многочисленные, но более мелкие произведения на 6oгоословские или аскетические темы, а также проповеди и письма.

(331/5–~394)

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего ) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого .

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Божье призвание

Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.

Однажды, когда их семьей было организовано торжество по случаю перенесения мощей сорока мучеников в нарочито воздвигнутую для этой цели часовню (в Аннисах, на семейной земле), Григорий, вместо участия в ночном богослужении легкомысленно удалился в беседку и крепко заснул. Во сне ему явилось множество воинов. Их вид был весьма угрожающим. Григорий силился попасть на покинутое им богослужение, а они его не допускали и готовы были вот-вот его наказать. Ситуация изменилось лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория.

Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.

После такого проникновенного вразумления он оставил свои увлечения и принял посвящение во чтеца. Полагают, что данное событие произошло в 357 году.

Время от времени Гриогорий навещал своего брата, Василия, подвизавшегося в Аннисах. Там он предавался аскетическому деланию, посту и молитве, изучал слово Божье, произведения отцов.

Духовные поиски

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом, Василием, монашескую общину.

Житие святителя Григория Нисского

Свя-ти-тель Гри-го-рий, епи-скоп Нис-ский, был млад-шим бра-том свя-ти-те-ля (па-мять 1 ян-ва-ря). Рож-де-ние и вос-пи-та-ние его сов-па-ло с са-мым раз-га-ром ари-ан-ских спо-ров. По-лу-чив пре-крас-ное об-ра-зо-ва-ние, он был од-но вре-мя на-став-ни-ком крас-но-ре-чия. В 372 го-ду был ру-ко-по-ло-жен свя-тым Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким во епи-ско-па го-ро-да Нис-сы в Кап-па-до-кии.

Свя-той Гри-го-рий был твер-дым рев-ни-те-лем пра-во-сла-вия и вме-сте со сво-им бра-том Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким бо-рол-ся про-тив ари-ан-ской ере-си, пре-тер-пе-вая го-не-ния со сто-ро-ны ари-ан, ко-то-ры-ми в 376 го-ду был лож-но об-ви-нен в непра-виль-ном упо-треб-ле-нии цер-ков-но-го иму-ще-ства, ли-шен ка-фед-ры и со-слан в Ан-ки-ру. На сле-ду-ю-щий год свя-той Гри-го-рий был вновь за-оч-но низ-ло-жен со-бо-ром ари-ан-ству-ю-щих епи-ско-пов, но про-дол-жал укреп-лять свою паст-ву в пра-во-сла-вии, пе-ре-хо-дя с ме-ста на ме-сто. По-сле смер-ти ца-ря Ва-лен-та (378) был воз-вра-щен на свою ка-фед-ру и с ра-до-стью при-нят сво-ей паст-вой. В 379 го-ду скон-чал-ся брат его, свя-той Ва-си-лий Ве-ли-кий. Свя-той Гри-го-рий тя-же-ло пе-ре-жи-вал по-те-рю сво-е-го на-став-ни-ка. Он на-пи-сал ему над-гроб-ное сло-во и за-кон-чил со-став-лен-ное свя-ти-те-лем Ва-си-ли-ем опи-са-ние ше-сти дней тво-ре-ния, так на-зы-ва-е-мый "Ше-стод-нев". В том же го-ду свя-той Гри-го-рий участ-во-вал в Ан-тио-хий-ском Со-бо-ре про-тив ере-ти-ков, не чтив-ших непо-роч-но-го дев-ства Бо-жи-ей Ма-те-ри, и дру-гих, по-кло-няв-ших-ся Бо-го-ма-те-ри как Бо-же-ству. Он был из-бран Со-бо-ром для обо-зре-ния церк-вей в Ара-вии и Па-ле-стине и утвер-жде-ния пра-во-слав-но-го уче-ния о Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. На об-рат-ном пу-ти свя-той Гри-го-рий по-се-тил Иеру-са-лим и по-кло-нил-ся свя-тым ме-стам.

В 381 го-ду свя-той Гри-го-рий был од-ним из глав-ных де-я-те-лей II Все-лен-ско-го Со-бо-ра, со-зван-но-го в Кон-стан-ти-но-по-ле про-тив ере-си Ма-ке-до-ния, непра-виль-но учив-ше-го о сущ-но-сти Свя-то-го Ду-ха, На этом Со-бо-ре по ини-ци-а-ти-ве свя-то-го Гри-го-рия был до-пол-нен Ни-кей-ский Сим-вол ве-ры.

Вме-сте с дру-ги-ми епи-ско-па-ми свя-той Гри-го-рий утвер-дил в сане Кон-стан-ти-но-поль-ско-го ар-хи-пас-ты-ря свя-то-го .

В 383 го-ду свя-той Гри-го-рий Нис-ский был участ-ни-ком Со-бо-ра в Кон-стан-ти-но-по-ле, где про-из-нес сло-во о Бо-же-стве Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. В 386 го-ду он сно-ва был в Кон-стан-ти-но-по-ле, и ему бы-ло по-ру-че-но про-из-не-сти над-гроб-ное сло-во по-чив-шей ца-ри-це Пла-кил-ле. В 394 го-ду свя-той Гри-го-рий вновь при-сут-ству-ет в Кон-стан-ти-но-по-ле на По-мест-ном Со-бо-ре, со-зван-ном для ре-ше-ния цер-ков-ных дел в Ара-вии.

Свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский был пла-мен-ный за-щит-ник пра-во-слав-ных дог-ма-тов и рев-ност-ный учи-тель сво-ей паст-вы, а так-же ми-ло-сти-вый и со-стра-да-тель-ный отец сво-их па-со-мых, за-ступ-ник их пе-ред су-дья-ми; от-ли-чал-ся ве-ли-ко-ду-ши-ем, тер-пе-ни-ем и ми-ро-лю-би-ем.

До-жив до глу-бо-кой ста-ро-сти, свя-той Гри-го-рий Нис-ский мир-но скон-чал-ся вско-ре по-сле Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Со-бо-ра. Вме-сте со сво-и-ми ве-ли-ки-ми совре-мен-ни-ка-ми, свя-ти-те-ля-ми Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким и Гри-го-ри-ем Бо-го-сло-вом, свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский имел зна-чи-тель-ное вли-я-ние на цер-ков-ную жизнь сво-е-го вре-ме-ни. Его сест-ра, свя-тая Мак-ри-на, пи-са-ла ему: "Ты из-ве-стен и го-ро-дам, и на-род-ным со-бра-ни-ям, и це-лым об-ла-стям: Церк-ви по-сы-ла-ют и зо-вут те-бя на по-мощь". Свя-ти-тель Гри-го-рий во-шел в ис-то-рию как один из са-мых вид-ных бо-го-сло-вов и де-я-те-лей хри-сти-ан-ской мыс-ли IV ве-ка. Об-ла-дая глу-бо-ким фило-соф-ским да-ром, он по-ни-мал фило-со-фию толь-ко как сред-ство для бо-лее глу-бо-ко-го про-ник-но-ве-ния в под-лин-ный смысл Бо-же-ствен-но-го от-кро-ве-ния.

Свя-той Гри-го-рий оста-вил по-сле се-бя мно-го со-чи-не-ний дог-ма-ти-че-ско-го ха-рак-те-ра, сло-ва и по-уче-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.




Top