Анализ произведения соловей андерсена тема жанр. Нравственные уроки по сказке Х.К

Сочинение

В сказке «Соловей» много красивых и диковинных вещей: дворец из драгоценного фарфора, чудесные цветы с серебряными колокольчиками, искусственный соловей, осыпанный бриллиантами и рубинами. Но самое лучшее - это маленькая птичка, живущая в соседнем лесу. «Вот это лучшее из всего», - говорили заморские путешественники о пении соловья и считали маленькую серую птичку «главной достопримечательностью» великого государства китайского императора. Ее любили все простые люди, только император не мог по-настоящему оценить птичку, пока не убедился сам в силе искусства соловьиного пения.
Когда император заболел, живой соловей прилетел ободрить и утешить его. Своим пением он прогнал саму смерть, а на глазах императора появились слезы.
Живой соловей, конечно, внешне не так красив, как искусственный. Но его пение прекрасно, потому что это поет живая душа, которая умеет грустить и радоваться, понять чужую боль, тосковать по свободе и воле. Она умеет бескорыстно любить: «Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону», - говорит соловей императору. Улетая, он обещает императору навещать его: «Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных, о добре и о зле, что таятся вокруг тебя... моя песня и порадует тебя, и заставит задуматься».
Вот как много может маленькая серая птичка с чудесным голосом и живой душой!

Цели:

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, со сказками которого вы знакомы с детства.
Более ста лет тому назад в небольшом городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?
То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города. Чествуя Андерсена, земляки славили лучшего сказочника мира. Когда 4 августа 1875 года писателя не стало, в Дании был объявлен национальный траур. Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене был установлен памятник Андерсену с надписью: «Воздвигнут датским народом».
Прошло более ста лет со дня его смерти, а сказки и истории датского писателя продолжают издаваться во всех странах мира.
По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки. Но чаще всего сказка Андерсена смело и весело врывается в мир вашего детства: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»
А сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы, соловья.
«Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен.

Где происходит действие сказки?
Древнем Китае, в чудесном дворце императора)

А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях?
(Соловей)

Знал ли император, что в его владениях живет соловей?
(Нет)

А кто во дворце знал об этом?
(Бедная девочка-кухарка)

Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Давайте разделимся на группы. 1 группа нам расскажет о том, где живет соловей, а 2 группа расскажет об императоре и его придворных.

(Ребятам предлагается таблица, которую они должны будут заполнить, пользуясь текстом сказки)

Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора?

Естественная красота живой природы

Искусственная красота дворца

Итак, ребята, нетрудно догадаться, почему только бедная девочка знала, где живет соловей. Давайте прочитаем эпизод поиска соловья по ролям (Со слов «И вот все отправились в лес…» до слов «Он будет иметь огромный успех при дворе»)

Как воспринял император пение соловья? Найдите ответ на вопрос в тексте сказки.
(Император был очень доволен, у него выступили слезы на глазах)

Почему соловей отказался от награды? Подтвердите ответ текстом сказки.
(«Я видел на глазах императора слезы – какой еще награды желать мне!»)

Почему слезы на глазах императора дороже любого подарка? Кто еще плакал от пения соловья?
(Бедная девочка: «Слезы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня»)

Ребята, почему пение соловья вызывает слезы? Что такое пение?
(Настоящее, красивое пение – это искусство, оно воздействует на человека и вызывает у него различные чувства. «Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца», - говорит соловей)

Вспомните, как придворные дамы пели, подражая соловью (набирали в рот воды, чтобы она булькала у них в горле). Такое пение способно вызвать слезы?

Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке появляется еще один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их.
(Учитель может сам заранее подготовить карточки с характеристикой птиц, которые ребята распределят по колонкам и сделают вывод. Это можно сделать у доски)

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Жил в ветвях деревьев, нависших над водой

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Хвостик его отливал золотом и серебром

Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи

На шейке у него была ленточка с надписью

Маленькая серенькая птичка

Пел, как заведенная шарманка

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

Весь так и блестел драгоценностями

Пел по-своему

33 раза пропел одно и тоже и не устал

Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Можно дать себе полный отчет в его искусстве - все же известно наперед

Можно разобрать его и показать его внутреннее устройство

Народ послушал его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю

Недурно, но все-таки не то, чего-то не хватает в его пении

О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?
(Ребята добавляют еще одну строку в таблицу)

Мы выяснили, что же такое настоящее искусство? А сейчас давайте подумаем, в чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?
(Механический соловей сломался, и император заболел. А живой соловей своей песней спас его от смерти)

А мог ли искусственный соловей сделать это?
(Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее)

Как изменился император?
(Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает)

Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. А дома я попрошу вас поразмышлять над темой урока и написать эссе на тему «В чем же заключается дивная сила искусства?» Подводя итог, давайте еще раз поразмышляем, почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку?

(Потому что эта сказка очень интересна и поучительна. Лишенный блеска соловей оказывается сильней и свободней самого императора. А основная идея сказки заключается в бессмертии подлинного искусства и невозможности его замены механизмом.

Список литературы

1. Андерсен Х.К. Сказки. Истории: Пер. с дат./Вступ. ст. К. Паустовского. Сост., коммент. Л.Ю. Брауде. – М.: Просвещение, 1988. – 271с.: ил.
2. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие / А.Г. Кутузов, А.Г. Гутов, Л.В. Колосс; Под ред. А.Г. Кутузова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.
3. Моисеев М.В. путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Главные герои сказки «Соловей» — китайский император и лесной соловей. Император жил в необыкновенном фарфоровом дворце, окруженном чудесным садом. А в лесу, который располагался между императорским садом и морем, жил соловей. Соловей радовал своими песнями всех, кто появлялся в этом лесу.

Многочисленные путешественники, которые приезжали полюбоваться красотой императорского дворца, часто слушали песни лесного соловья. Позднее путешественники описывали свои впечатления о Китае в книгах. Одна из таких книг дошла до китайского императора, и он был удивлен тем, что ничего не знает о чудесном соловье, живущем неподалеку.

По приказанию императора соловья пригласили во дворец, и маленькая невзрачная птица исполнила для него свои песни. Когда император слушал соловья, в его глазах стояли слезы. Эти слезы были лучшей наградой для соловья.

По настоянию императора соловей остался жить во дворце и часто радовал своими песнями его обитателей. Но жизнь во дворце была не по душе лесной птице. К ногам соловья были привязаны шелковые ленты, которые держали несколько слуг. Свобода соловья была ограничена, и это не могло ему нравиться.

Однажды китайскому императору прислали из Японии подарок – механического соловья. Он пел почти так же красиво, как настоящий соловей, но при этом сам был украшен драгоценными камнями. Императору и придворным очень понравился подарок, и они с увлечением стали слушать, как поет механический соловей и восхищаться его внешним видом. А лесной соловей, пользуясь тем, что на него никто не обращает внимания, покинул дворец и вернулся в свой лес. Когда император узнал об этом, он приказал изгнать соловья из своего государства.

Механический соловей долго радовал своим пением обитателей императорского дворца, но однажды он сломался. И хотя мастер сумел починить механизм, слушать песню искусственного соловья можно было только раз в году.

Однажды император серьезно заболел. Все придворные уже считали, что он скоро умрет, и перестали его посещать. Император хотел послушать песню механического соловья, чтобы она придала ему сил, но некому было завести игрушку. В какой-то момент император увидел, что его посетила сама Смерть. И тут он услышал за окном чудесное пение. Это прилетел лесной соловей. Он узнал, что император болен, и решил навестить его и поддержать своим пением. Соловей пел так чудесно, что кровь быстрее побежала по жилам императора, а Смерть, зачарованная пением соловья, ушла прочь.

Благодарный император был готов отдать соловью что угодно за свое выздоровление, но соловей отказался от подарков. Лучшей наградой для него были слезы императора в тот день, когда тот впервые услышал песню соловья. Соловей сказал императору, что хочет жить на свободе и петь для всех людей. Он обещал, что будет прилетать во дворец, петь для императора и рассказывать ему о том, как живут люди вне императорского дворца.

А когда придворные пришли посмотреть, не умер ли император, они увидели, что он жив и здоров.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Соловей» заключается в том, что никакие технические диковинки не заменят живую природу, живое пение.

Сказка Г.Х.Андерсена учит ценить свободу, так необходимую для творческих и одаренных людей. Соловей понимал, что для его певческого дара необходима свобода, и он отказался жить во дворце императора, в этой огромной золотой клетке.

В сказке мне понравился соловей. Он обладает уникальным певческим даром, которым щедро делится с окружающим миром, он не злопамятен. Соловей не делает различий между обитателями императорского дворца и простыми жителями китайских деревень. Он поет для всех, и его замечательные песни способны даже прогнать смерть.

Какие пословицы подходят к сказке «Соловей»?

«Я спою вам о добре и зле…» -

истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Учитель: Григорьева А.Д.

Класс: 5.

Цель – развитие аналитических умений учащихся 5 класса на уроке литературы:

1) образовательная: обучать анализу художественного произведения на примере сказки Г.Х. Андерсена «Соловей»;

2) развивающая: формировать на выки анализа текста, самостоятельной работы с текстом, составления сравнительной таблицы;

3) воспитывающая: формировать нравственно-эстетические представления учащихся: чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству, чувство доброты, умение прощать и сострадать.

Формы, методы: устная и письменная коллективная работа, самостоятельная работа (составление сравнительной таблицы, сочинение-клише).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технологии: образовательные, информационные.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

Леонид Сухоруков

Виктор Гюго

I . Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, со сказками которого вы знакомы с детства. Какие сказки Андерсена вы можете назвать? («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Новое платье короля», «Оле-Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Русалочка» и пр.). По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит история стойкого оловянного солдатика. Но чаще всего сказка Андерсена смело врывается в мир вашего детства Снежной Королевой. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы, соловья. «Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен.

Нам предстоит выяснить, почему для автора так важно, чтобы эта история не забылась, о каких вечных ценностях говорит Андерсен в сказке «Соловей», сравнивая настоящего и искусственного соловья. Давайте же с вами перенесемся в мир этой удивительной сказки.

II . Запись даты, темы

III . Выявление читательского восприятия

Понравилась ли вам сказка Г.Х. Андерсена «Соловей»? Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

Что вас особенно взволновало в сказке? Что удивило? Что вызвало недоумение?

IV . Анализ сказки

а) Беседа и проверка д.з.

Почему сказка называется «Соловей», а не «Соловьи»? Ведь в произведении их два.

Что вы знаете об этой птице? (Соловей - п евчая птица из семейства дроздовых, с серым оперением, стройного сложения, отличающаяся необыкновенно красивым пением).

Послушаем, как поет соловей (звучит фонограмма). Правда, красиво?

- Посмотрим, как наши художники изобразили соловья из сказки Андерсена. Верно?

Где происходит действие сказки? (В Китае).

А что было самой главной достопримечательностью страны, описанной в сказке? (Дворец).

Совершим экскурсию по дворцу. Сегодня у нас в гостях путешественники, бывавшие в Китае, один из них расскажет о своих впечатлениях от посещения дворца (проверка д.з.). («В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского; он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться…»).

Что в сказке противопоставляется императорскому дворцу и саду? (Лес, в котором живет соловей). О жизни соловья в лесу расскажет 2 путешественник (проверка д.з.).

Знал ли император о существовании соловья? Откуда он узнал? Найдите цитату («Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней! Пришлось вычитать о ней из книг!») .

А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка: «Господи! Как не знать соловья! Вот уж поет-то! … я каждый раз слышу пение соловья. Слезы так и потекут у меня из глаз, а на душе станет так радостно, словно матушка целует меня!..»).

Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Давайте докажем это, составив таблицу.

б) Составление таблицы

(Ребятам предлагается таблица, которую они должны будут заполнить, пользуясь текстом сказки)

Соловей

Император и его придворные

Где живут?

Густой лес

Чудесный дворец

Что видят?

Глубокие озера, берег синего моря, корабли

Хрупкий дворец: стены и пол из драгоценного фарфора

Что слышат?

Шум моря, шелест листьев

Звон колокольчиков, привязанных к цветам

Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? (Перед нами – настоящий и ненастоящий мир. В мире императора всё придумано так, чтобы жить ненастоящим и видеть ненастоящее. Почему учёные описывали дворец и сад, а поэты слагали стихи в честь соловья? Это – жизнь разума и сердца. Во дворце всё подчинялось правилам («умно придумано», «сделано»). Пение соловья – это жизнь сердца, это живое, сама природа, естественная и потому прекрасная. Вот почему все говорили: «Но соловей лучше всего», «Господи, как хорошо!»).
(Ребята заполняют еще одну строку в таблице)

Вывод

Естественная красота живой природы

Искусственная красота дворца

Как в литературе называется противопоставление? (антитеза)

Вспомним, какие же чувства вызвало у императора пение живого соловья.

в) Выразительное чтение отрывка – с. 168

Ребята, в чем же состоит награда для соловья?

(Самая большая награда для соловья – это слезы императора).

Разве слезы могут быть наградой? В чем смысл этой фразы?

(Это аллегория – иносказание. Для артиста слезы зрителя могут быть показателем признания и понимания его творчества ).

Андерсен настойчиво обращается к образу слез. Слезы бывают разными, в сказке «Соловей» слезы – это символ чего? (Символ очищения души ).

г) Самостоятельная работа в парах - составление таблицы

Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке появляется еще один соловей. Он был похож на настоящего, поэтому при дворе решили, что птицы должны петь дуэтом. Но дело не пошло на лад. Живой соловей улетел, император и его придворные стали восхищается пением искусственной птицы. Автор вновь прибегает к антитезе. Давайте сравним настоящего и искусственного соловья.

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Внешний вид

Как поёт?

Какое впечатление от пения?

Кто заслушивался пением?

Какую пользу принёс?

На ваших столах карточки с характеристикой птиц, распределите их по колонкам.

Маленькая серенькая птичка

2) Нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Пел, как заведенная шарманка

Нельзя заставить

3) Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

4) Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

5) О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Спас от смерти императора

Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Кто своим пением вызывает у людей настоящие чувства? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?

(Ребята пишут вывод)

Внешне не красив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.

Искусственный соловей красив только внешне, внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству.

д) Физминутка

ж) Выводы по таблице

Вспомните эпиграф. Какую пословицу вы бы добавили? (Не все то золото, что блестит).

Значит, Андерсен, используя антитезу, задумывается о вечном, о проблеме истинного и ложного, об отношении к подлинному и искусственному.

Естественное и надуманное. О дружбе может идти речь? Докажите.

Почему искусственный соловей был удостоен больших почестей? Почему весь город наизусть знал каждую нотку в его песне? (Это было искусственное пение. В нём не было жизни, а значит не было и разнообразия. Его нетрудно было повторить).

Почему такое пение нравилось? («Они сами могли теперь подпевать птице»).

з) Заключительная беседа

Но сказка не заканчивается на этом. Автору ещё важно было показать болезнь императора. Как вы думаете, зачем? (Показать, на что способно истинное искусство, ведь механический соловей сломался, и император заболел. А живой соловей своей песней спас его от смерти).

А мог ли искусственный соловей сделать это? (Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).

Почему соловей вернулся?

Как изменился император? (Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает).

Как вы понимаете концовку сказки? Какой смысл автор вложил в слова императора «Здравствуйте! С Добрым утром!»? (Последние слова сказки – это возвращение к миру подлинных человеческих чувств и взаимоотношений).

V . Итоги – сочинение-клише

Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. Подводя итог, давайте еще раз поразмышляем, почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку?

(Сказка Г.Х. Андерсена «Соловей» очень интересна и поучительна . Через противопоставление живого соловья и искусственного красота живой природы человека, добрая душа, бескорыстная помощь и сопереживание важнее внешней красоты. Бессмертно только настоящее, подлинное, естественное ).

VI . Домашнее задание

2) Нарисовать обложку к сказке «Соловей».

Опорный лист

Шестнадцатое мая

_____________________________________________________________________________

Вершина любого искусства – его естественность.

Л. Сухоруков

Никакая внешняя красота не может быть полной,

если она не оживлена красотой внутренней.

В. Гюго

1. Заполни таблицу

Соловей

Император и его придворные

Где живут?

Что видят?

Что слышат?

Вывод

2. Распредели карточки с характеристикой птиц по колонкам (устно)

3. Сравнив 2 птиц, запиши вывод

Живой соловей

Искусственный соловей

Вывод

4. Запиши, как понимаешь пословицу «Не всё то золото, что блестит»

5. Вставь подходящие по смыслу слова (сочинение-клише)

Сказка Г.Х. Андерсена «Соловей» очень интересна и ____________ . Через противопоставление _________ соловья и ________________ автор доказывает, что в жизни __________ живой природы, ________ душа, _____________ помощь и _____________ важнее __________ красоты. Настоящее, __________ _, ____________ всегда бессмертно.

6. Д.з.

2) Нарисовать обложку к сказке «Соловей» (по желанию).

Приложение

Самая простая наружность

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Маленькая серенькая птичка

Хвостик его отливал золотом и серебром

Нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Пел, как заведенная шарманка

Нельзя заставить

33 раза пропел одно и то же и не устал

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

Недурно, но все-таки не то, чего-то не хватает в его пении

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Народ послушал его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю

О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Спас от смерти императора

Используемая литература

Конспект урока по литературе (5 класс) «“Соловей ” Ханса Кристиана Андерсена. Истинные и мнимые ценности». Урок изучения нового материала (анализ произведения). [Электронный ресурс] / – Режим доступа: .

Тема: Сказка Г.Х.Андерсена « Соловей». Анализ текста.

Цели: - выявление нравственной основы сказки; - формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях; - художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с нравственной основой сказки Андерсена и сказкой

литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности,

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке: составление вопросов по прочитанному, умение делать вывод на каждом этапе урока, исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа, индивидуальная и групповая работа. Ход урока.
    Организационный момент. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах? Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те нравственные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из нас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.

Пример ответа.

Сказка

Поучительная, добрая

Понимать, любить, жить

Надо прощать обиды

Милосердие

Вывод учителя:

Да, ребята, чтение сказки « Соловей» заставляет нас задуматься над своими поступками и делами. Тема животворной силы настоящих человеческих чувств, противостоящих мертвенной бездуховности, волновала многих писателей, но никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, а главное, такими простыми средствами: на пространстве нескольких страничек. Это – литературное чудо, и таких чудес немало у датского кудесника... Я предлагаю вам перечитать сказку вместе и поразмышлять.

3. Анализ текста сказки «Соловей» (эвристическая беседа)

- « В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».

Как вы думаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца? Почему дворец был « хрупкий» и сделан из « драгоценного фарфора»?

-« Сад тянулся далеко – далеко, так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается».

Описывая сад и густой лес, Андерсен как будто преднамеренно заставляет читателя сравнить, сопоставить их с фарфоровым дворцом. Для чего?

Какие чувства выражает фраза « Господи, как хорошо!»

- « Соловей? А я ведь и не знаю его!» « Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства!»

Выскажите свое мнение о том, почему так важен тот факт, что император не знал о птице, которая удивляла всех своим пением?

Как характеризует императора сказочник?

Фраза из текста

Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их поданных?

Как объясняют свое неведение придворные? Почему они не готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?

Обратимся к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья.

Фраза из текста

Вывод: живой соловей стал имуществом императора и пел только для него. Птицу ограничили в свободе и простые люди очень жалели ее.

Император получает в подарок механического соловья. Почему он сделал выбор в его пользу? Давайте сравним двух птиц? В чем разница между ними? Сравним.

Живой соловей

Как вы понимаете слова капельмейстера, что искусственный соловей « выше настоящего не только платьем и бриллиантами, но и по внутренним своим достоинствам».

В сказке много звуков. Что звучало?

Д:

У:

Д:

У:

Д: Да, был злой – стал добрый.

У:

Д:

У:

Д: Нет, оно однообразно.

Вывод: внутренние достоинства человека – это его внутренний мир, его душевные качества, талант. Настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства пробуждаются, когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья: настоящий и искусственный. Одного создала природа, поэтому он необыкновенный и своими песнями украшает жизнь людей. Другой – это игрушка, искусно созданная талантливым мастером и тоже предназначена для украшения жизни человека.

Императору выпало испытание: он заболел и оказался в одиночестве. Почему все отвернулись от него, кроме соловья?

Обратимся к тексту. Сказочник вводит в повествование грустный мотив. « … во дворце стояла мертвая тишина». Император лежал одинокий и « совсем неподвижный и мертвенно – бледный ». « На груди у него сидела Смерть». Как вы думаете, почему император кричал: « Музыку сюда, музыку!»? Чем могла помочь ему музыка?

Взору умирающего императора предстала не только Смерть, кто еще?

« Из складок …выглядывали какие – то странные лица: одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые. То были злые и добрые дела императора.» Объясните, как вы понимаете эти слова?

Император просит помощи, но « В комнате было тихо – тихо». Искусственного соловья некому завести. Придворные бросили повелителя умирать.

Вывод: император совершал много злых дел. Его не любили, потому что он часто наказывал слуг.

Когда к нему пришла Смерть, она забрала корону, золотую саблю, богатое знамя и императору пришлось вспомнить, каким он был правителем. Он испугался, ведь доброта и забота о других было для него непонятным, он думал только о своем величии.

Почему соловей прилетел к императору, когда узнал о его болезни?. Мог ли император сам утешать и ободрять другого?

Давайте прочтем диалог между императором и соловьем (стр.235).

Какое вознаграждение предлагает император соловью и почему тот отказывается?

Как вы понимаете слова « Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Почему соловей называет себя «певцом»?

Вывод: соловей спас императора. « …просыпайся здоровым и бодрым!» Он оказался настоящим не только певцом, но и обладающим глубокими душевными качествами. Сострадание, забота, помощь одинокому и больному – вот то, что должно быть в каждом из нас. Не нужно копить обиду и быть мстительным, разрушать свою душу « гадкими и мерзкими» делами.

Император предлагает соловью снова жить во дворце, но уже свободным. « Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь!»

Почему же соловей отказывается, ведь императору никто не смел отказывать?

Перечитаем последнюю страницу сказки (стр. 236).

Какие слова здесь главные и о чем они?

« Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных, о добре и о зле…». « Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону».

Кто разбудил душевные качества в императоре? Почему соловей не захотел, чтобы о нем узнали другие? « Так дело пойдет лучше!»

Вывод: соловей понимал, что придворные не смогут понять императора, ведь они привыкли льстить, не умели ценить подлинное искусство, не обладали высокими нравственными качествами. Он был ими брошен умирать в одиночестве без доброго участия с их стороны.

- « Здравствуйте!» - так заканчивается сказка великого Андерсена. Как думаете, будут ли изменения в правлении китайского императора?

Вывод: для того, чтобы измениться, стать нравственно чище и добрее, нужно порой пройти через нелегкие испытания. От самого человека зависит, какое будет у него сердце. Соловей и император подружились потому, что за спесью и важностью повелителя скрывалась иная душа. « Моя песня и порадует тебя и заставит задуматься.»

О чем должен будет думать император?

В чем же сила маленькой невзрачной птички, обеспечившая победу над смертью?

Какой урок императору преподал соловей?

5. Вывод: нравственные уроки сказки, которые мы извлекаем – это

Близость с природой;

Внимание к окружающим;

Наличие собственного мнения;

Уважения душевных качеств, а не внешней наружности;

Понимание истинного искусства;

Забота о других.

6. Рефлексия.
    Что было самым важным на уроке? Какова цель урока? Доволен ли ты своей работой? Какие нравственные уроки можно извлечь?
7. Домашнее задание. Сочинение на тему « Чему научила меня сказка « Соловей»?

У: Что звучало в сказке?

Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.

У: В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья?

Д: В том, что он своим пением победил смерть.

У: Характер императора изменился?

Д: Да, был злой – стал добрый.

Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

У: А когда ещё не было музыкальных инструментов, как музыка появлялась, откуда бралась?

Д: Из природы (журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц…)

У: Звучание механического соловья может заменить живого?

Д: нет, оно однообразно.




Top