Родоначальник исторической живописи в русском искусстве. Русская школа живописи

        Понятие "схема" означает упрошенное, абстрактное описание или изображение чего-либо (объекта, процесса, явления и т.п.) в общих основных чертах. Схемы находят широкое применение при разработке конструкторской документации. Необходимость схемы как конструкторского документа вызвана тем, что чертеж общего вида, определяющий конструкцию изделия, т.е. форму, расположение и взаимодействие его составных частей, не всегда позволяет судить о процессах, протекающих в нем, уяснить принцип действия (например, чертеж телевизора еще не позволяет понять, принцип его работы).
        Схемы позволяют устранить недостаток чертежей. Будучи составной частью комплекта конструкторской документации изделия, схемы значительно облегчают разработку его конструкции, изучение и понимание принципа его действия. Схемы используют также при изготовлении изделия, во время его эксплуатации и ремонта.
        Согласно Г0СТ 2.102-68, схемой называется графический конструкторский документ, на котором показывают в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.
        Широкий объем применения схем, их значение определяют необходимость рассматривать умение читать и выполнять схемы как неотъемлемую часть общей подготовки инженеров всех специальностей.

1. СОДЕРЖАНИЕ ГРАФИЧЕСЕОЙ РАБОТЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ"

      Цель работы - ознакомить студентов с правилами выполнения принципиальных схем, существующими нормативными документами, привить графические навыки оформления и чтения схем.
      Содержание работы и последовательность выполнения задания:
    а) по данным указаниям и рекомендованной литературе изучить теоретический материал по выполнению принципиальных электрических схем схем;
    б) выполнить схему электрическую принципиальную;
        в) проверить усвоение материала по вопросам, приведенным в разделе 9;
        г) защитить задание.
      Объем графического материала задания эквивалентен двум форматам А4. Работу выполняют на чертежной бумаге. Рекомендуется применять трафареты для выполнения условно-графических обозначений элементов схем.
        Срок выполнения работы - 4 недели.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СХЕМ

        Согласно ГОСТ 2.701 - 84 схемы классифицируют в зависимости от видов элементов и назначения.
        Элементом схемы называют ее составную часть, которая выполняет определенную функцию в изделии и не может быть разделена на части, имеющие самостоятельное назначение (резистор, трансформатор, насос, муфта и т. п.).
        В зависимости от состава элементов изделия и связей между ними, схемы разделяют на следующие виды, обозначаемые прописными буквами русского алфавита: электрические - Э , гидравлические - Г , пневматические - П , кинематические - К , оптические - Л , вакуумные - В , газовые - Х , автоматизации - А , комбинированные - С .
        В зависимости от назначения каждый из видов схем разделяют на следующие типы, которые обозначают цифрами:
        - структурные - 1 (служат для общего ознакомления с изделием, определяют его основные функциональные части и их взаимосвязь); функциональные -2 (разъясняют определенные процессы, протекающие в изделии); - принципиальные - 3 (определяют полный состав элементов и связей между ними, дают полное представление о работе изделия); -
        - соединений (монтажные) - 4 (показывают соединения составных частей изделия);
        - подключений - 5 (показывают внешние подключение изделия); -
        -другие: общие - 6; расположения - 7, прочие - 8; объединенные - 0.
        Схеме присваивают наименование и код. Наименование схемы определяется ее видом и типом, например, схема электрическая принципиальная, схема гидравлическая, соединений и т.л. Код схемы состоит из буквы, определяющей вид схемы, и цифры, обозначающей тип схемы. Например, схема гидравлическая принципиальная имеет код ГЗ , электрическая принципиальная - ЭЗ , кинематическая принципиальная - ЭЗ , электрическая соединений - Э4 и т. п.

3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ

        Наибольшее применение имеют принципиальные схемы. Ими пользуются для изучения принципов работы изделий, а также при их наладке, контроле и ремонте. Принципиальные схемы служат основанием для разработки других конструкторских документов: схем соединений, чертежей и т. п.
        Существуют общие правила выполнения принципиальных схем и характерные особенности выполнения схем различного вида.
        Ниже рассматриваются основные положения общих правил, необходимые для выполнения учебного задания.

3.1. Построение схемы. Линии связи

        Общие правила выполнения схем устанавливают ГОСТ 2.701-84 и ГОСТ 2.702-75. Схемы выполняют без соблюдения масштаба, действительное пространственное расположение составных частей не учитывается или учитывается приближенно. Электрические элементы и устройства, которые приводятся в действие механически, изображают н нулевом или отключенном положении. При отклонении от этого правила на поле схемы необходимо давать соответствующие указания.
        Линии на схемах всех типов выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.303-68. Толщины линий выбирают в пределах от 0,2 до 1 мм и выдерживаются постоянными во всем комплексе схем. Графические обозначения элементов и линий связи выполняют линиями одинаковой толщины.
        На электрической схеме изображают элементы и устройства в виде графических обозначений, линии взаимосвязи, буквенно-цифровые обозначения, таблицы, помещают текстовую информацию, основную надпись.

3.2. Графические обозначения элементов

        Для изображения на электрических схемах элементов и устройств применяют условные графические обозначения, установленные соответствующими стандартами ЕСКД. На схемах определенных типов, кроме условных графических обозначений, могут применяться другие категории графических обозначений:
        - прямоугольники произвольных размеров, содержащие пояснительный текст; -
        - внешние очертания, представляющие собой упрощенные конструктивные изображения соответствующих частей изделия; -
        - нестандартные условные графические обозначения; - прямоугольники, выполненные штрихпунктирной линией для выделения устройств и функциональных групп. -
        Следует подчеркнуть, что имеют место случаи, когда на один элемент стандартами установлено несколько допустимых (альтернативных) вариантов условных графических обозначений, различающихся геометрической формой, например, коммутационные устройства по ГОСТ 2.755-74. В этом случае следует выбирать один из вариантов обозначения, исходя из назначения и типа разрабатываемой схемы, и применять его на всех схемах одного типа, входящих в комплект документации на изделие.
        Размеры условных графических обозначений элементов схемы приведены в соответствующих стандартах. Линейные и угловые размеры, указанные в стандартах, допускается в отдельных случаях пропорционально увеличивать или уменьшать. Размеры условных графических обозначений увеличивают при необходимости:
        - графически выделить (подчеркнуть) особое или важное значение соответствующего элемента; -
        - поместить внутри условного графического обозначения квалифицирующий символ и дополнительную информацию. -
        Для обеспечения визуального восприятия схемы расстояние (зазор) между любыми графическими элементами (точками, линиями и т. п.) условного обозначения не должно быть меньше 0,8 мм. Выбранные размеры условных графических обозначений и толщины линий для них должны быть выдержаны постоянными во всех схемах одного типа на данном чертеже. Условные графические обозначения элементов изображают на схемах в положении, в котором они приведены в соответствующих стандартах, или повернутыми на угол, кратный 90°, а также зеркально повернутыми. Допускается условные графические обозначения поворачивать на угол, кратный 45°, если это упрощает графику схемы. Квалифицирующие символы (световой поток и т, п.) при поворотах графических обозначений не должны менять своей ориентации. Следует иметь в виду, что повороты и зеркальные изображения некоторых условных графических обозначений приводят к искажению их смысла, например, условных графических обозначений двоичных элементов, различных символов. Такие обозначения должны выполняться в том положении, в котором они приведены в соответствующих стандартах.
        Графические обозначения элементов (устройств, функциональных групп) и соединяющие их линии взаимосвязи следует располагать на схеме таким образом, чтобы обеспечить наилучшее представление о структуре изделия и взаимодействия его составных частей. Устанавливается расстояние (просвет) между соседними линиями условного графического обозначения не менее 1 мм, между отдельными условными графическими обозначениями не менее 2 мм; между соседними параллельными линиями взаимосвязи не менее 3 мм.
        Линии должны состоять из горизонтальных и вертикальных отрезков и иметь по возможности наименьшее количество изломов и взаимных пересечений (рис. 1) . Допускается обрывать линии связи удаленных друг от друга элементов, если графическое изображение линий затрудняет чтение схемы. Обрывы линий заканчиваются стрелками с указанием мест подключения.

3. 3. Перечень элементов

        Каждая схема снабжается перечнем элементов, в который записывают все ее элементы и указывают сведения об этих элементах. Такими сведениями для стандартных элементов являются необходимые параметры и номер соответствующего стандарта, а для нестандартных элементов - номер чертежа или другого документа, по которому этот элемент изготавливается. Перечень оформляют в виде таблицы, заполняемой сверху вниз. Размеры таблицы приведены на рис. 2; пример заполнения - на рис. 17 в разделе 8.

Рис. 2

        Перед заполнением таблицы на схеме должны быть проставлены позиционные обозначения элементов в соответствии с порядком, предусмотренным для конкретного вида схемы (об этом - см. ниже). Заполнение таблицы производят по группам элементов в алфавитном порядке буквенных позиционных обозначений (для электросхем - алфавит латинский, для кинематических и гидропневмосхем - русский). В пределах каждой группы элементы располагают по возрастанию порядковых номеров. Элементы одного типа с одинаковыми параметрами, имеющие на схеме последовательные порядковые номера, допускается записывать в одну строку.
        Перечень элементов помещают либо непосредственно на листе схемы, либо оформляют в виде отдельного документа. В первом случае его располагают над основной надписью на расстоянии, не меньшем 12 мм. Продолжение перечня помещают при необходимости слева от основной надписи, повторяя вновь заголовок.
        Перечень элементов в виде самостоятельного документа выполняют на листе формата А4 с основной надписью по форме 2 и 2а, ГОСТ 2.104-68. Код перечня должен состоять из буквы "П" и кода схемы, к которой он выпущен, например, код перечня к электрической принципиальной схеме - ПЭ3. При этом в основной надписи (графа 1) указывают наименование изделия, а под ним наименование "Перечень элементов."

3. 4. Формат и основная надпись схемы

        Схемы выполняют на листах стандартного формата с основной надписью (форма 1). При заполнении основной надписи в графе 1 указывают наименование изделия (рекомендуется шрифт размера 7), а под ним (шрифтом на один-два размера меньшим) пишут наименование схемы. Номер схеме или перечню присваивают следующим образом:




4. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ CХЕМ

4.1. Определение, компоновка, типы линий

        На принципиальной электрической схеме изображают все электрические элементы, необходимые для осуществления и контроля в изделии заданных электрических процессов, все электрические связи между ними, а также электрические элементы (разъемы, зажимы и т. п.), которыми заканчиваются входные и выходные цепи.
        Схемы выполняют для изделий, находящихся в отключенном состоянии. Элементы на схеме изображают в виде условных графических обозначений (УГО) , установленных в стандартах. Общие правила выполнения УГО рассмотрены выше (см. п. 3.2). Примеры основных УГО элементов электрических схем даны в приложении 1.
        При выполнении электрических схем используют типы пиний, установленные Г"ОСТ 2.303-68. Сплошной толстой линией с рекомендуемой толщиной 0,3...0,4 мм изображают УГО элементов и линии электрической связи. Сплошные тонкие линии применяют для подчеркивания надписей, штриховые - для изображения линий механической связи.
        Необходимо учитывать требования по плотности компоновки, изложенные в п. 3.1, и, кроме этого, не допускать, чтобы расстояние от точки пересечения, разветвления или излома пиний связи до контура элемента было менее 3...5 мм, а расстояние между рядом расположенными элементами - не менее 8...15 мм.

4.2. Буквенно-цифровые обозначения элементов

        Все элементы на схеме, в том числе входные и выходные (разъемы, клеммы и т. п.), должны иметь позиционные обозначения. Каждое обозначение содержит буквенный код и порядковый номер элемента (например, С1, R10, DАЗ и т.п.). Буквенный код состоит из одной или двух-трех букв.
        Первая буква означает группу элементов одного вида, например, С - конденсаторы, R - резисторы, D - интегральные схемы. Первая буква в позиционном обозначении является обязательной. Вторая и третья буквы могут применяться при необходимости для уточнения назначения элементов. Так, - интегральная схема аналоговая; DD - интегральная схема цифровая.
        Буквенные обозначения в электрических схемах регламентированы ГОСТ 2.710-81. Примеры наиболее распространенных обозначений приведены в табл. 1.

Таблица 1         Буквенные коды наиболее распространенных видов элементов электрических схем
Первая буква кода Группа видов элементов Двух- и трехбуквенный код         Вид элемента
A Устройство    
B Преобразователи неэлектрических величин в электрические BA
BL
BM
Громкоговоритель
Фотоэлемент
Микрофон
C Коденсаторы    
D Интегральные схемы DA
DD
Интегральная схема аналоговая
То же, цифровая
E Элементы разные EK
EL
Нагревательнвй элемент
Лампа осветительная
F Разрядники, предохранители, устройства защитные    
G Генераторы, источники питания    
H Устройства индикационные, сигнальные HL
HLG
HLR
HLW
Прибор световой сигнализации
Лампа сигнальная зеленая
То же, красная
То же, белая
K Реле, контакторы, пускатели KL
KT
KV
Реле электротепловое
Реле времени
Реле напряжения
L Катушки индуктивности, дроссели    
M Двигатели    
P Приборы, измерительное оборудование PA
PF
PT
PV
PG
Амперметр
Частотометр
Часы
Вольтметр
Осциллограф
Q Выключатели и разъединители в силовых цепях    
R Резисторы    
S Устройства коммутационные в цепях управления A Выключатель, переключатель
Выключатель кнопочный
T Трансформаторы    
U Преобразователи электрических величин в электрические(кроме трансформаторов) UG
UF
Блок питания
Преобразователь частоты
V Приборы электровакуумные, полупроводниковые VD
VL
VT
VS
Диод, стабилитрон
Прибор электровакуумный
Транзистор
Тиристор
X Соединения контактные XP
XS
X
Штырь
Гнездо
Соединение разборное
Y Устройства механические с электромагнитным приводом YA
YB
Электромагнит
Тормоз с электромагнитным приводом
То же, муфта

        Порядковые номера присваивают элементам, начиная с единицы, в пределах группы элементов одного вида, имеющих одинаковую первую букву в позиционном обозначении. Например, резисторы R1, R2, RЗ ; катушки индуктивности L1, L2, LЗ , и т. п. Цифровые обозначения не присваивают, если в схеме содержится только один элемент данного вида.
        При нумерации элементов выбирают в начале одну какую-либо группу элементов, например, резисторы. Вычерченную схему мысленно разбивают на столбцы, по ширине охватывающие один элемент. Элементы нумеруют с левого столбца сверху вниз в рамках выбранной группы, пропуская элементы другого вида. Закончив первый столбец, нумерацию продолжают в следующем столбце, расположенном правее. Далее, в том же порядке (сверху вниз и в направлении слева направо) нумеруют элементы другой группы, например, полупроводники.
        Позиционные обозначения выполняют шрифтом 3,5 или 5 и наносят только горизонтально, справа от условного графического обозначения элемента или над ним. Пример простановки позиционных обозначений приведен на рис. 3.

Рис. 3

4.3. Характеристики входных и выходных цепей

        На схеме рекомендуется указывать характеристики входных и выходных цепей в виде параметров (частоты, напряжения и т. п.) или в виде наименований -типа "корпус", ™сигнал", "смещение" и т. и. Эти данные записывают в таблицы, которые соответствуют имеющимся в изделии контактным разъемам. Каждой таблице присваивают позиционное обозначение разъема, например Х2. Рекомендуемые размеры таблицы приведены на рис. 4.
        Заголовки выполняют шрифтом 5, таблицу - шрифтом 3,5 или 5.
        При наличии нескольких таблиц допускается заголовки приводить только в одной из них. Можно отдельные части таблицы помещать в разных местах схемы. При этом все части таблицы, начиная с первой, должны быть снабжены одинаковым позиционным обозначением с добавлением дополнительного номера соответствующей части (например, Х2.1, Х.2.2 и т. д.) В графе таблицы "Конт." указывают номера контактов разъемов. Допускается заполнять таблицы не в последовательности номеров, а исходя из наивыгоднейшей конфигурации

Рис. 4

4. 4. Условные графические обозначения элементов аналоговой и цифровой техники

        К элементам аналоговой техники относят электронные устройства, предназначенные для преобразования и обработки непрерывных сигналов.
        Цифровой называют технику, предназначенную для преобразования и обработки дискретных сигналов. Значительную часть электронной техники в настоящее время составляют интегральные микросхемы, в которых отдельные компоненты неразрывно связаны друг с другом, электрически соединены и размещены в одном малогабаритном корпусе.
        УГО рассматриваемых элементов строят на основе прямоугольника, который содержит основное поле и, при необходимости, одно или два дополнительных поля, расположенных по обе стороны от основного (рис. 5). Размер УГО по ширине зависит от наличия дополнительных полей и числа помещенных в них знаков. Ширина основного поля должна быть не менее 10 мм., дополнительного - не мене" 5 мм. Высота УГО зависит от количества выводов, интервалов между ними и числа строк информации в основном и дополнительном полях. Размер по высоте должен быть кратным постоянной величине С/2 . Расстояние между, линиями выводов должно быть не менее величины С или кратным С. Расстояние между горизонтальной стороной прямоугольника и ближайшими выводами - не менее С/2. При разделении групп линий выводов интервалом величина его должна быть не менее и кратной С . При выполнении схем вручную величину С принимают не менее 5 мм.

Рис. 5
Рис. 6


        При необходимости допускается поворачивать УГО на угол 90" по часовой стрелке, т. е. располагать входы сверху, а выходы снизу.
        В основном поле УГО (вверху, слева) указывают его функциональное назначение. Обозначение некоторых функций приведено в табл. 2.

Таблица 2                                       Примеры функций элементов и меток выводов
Функции аналоговых элементов Код Функции цифровых элементов Код         Метки выводов Код
Умножение XxY Вычислитель CR Установка начального значения S
Деление X:Y Процессор R Установка в состояние НУЛЬ R
Дифференцирование d/dt Логическое И & или И Пуск ST
Интегрирование f или ИНТ Логическое ИЛИ I Балансировка (коррекция нуля) NC
Логарифмирование log Счетчик двоичный CT2 Коррекция частотная FC
Усилитель l> или > Сравнение == Питание (от источника питания - 15в) -l5V
Преобразование цифроаналоговое #/^ Генератор G Общий вывод OV
Преобразование аналого-цифровое ^/# Триггер T Вывод корпуса схемы

        Выводы элементов аналоговой и цифровой техники делятся на входы, выходы и выводы, не передающие информации. Входы изображают слева, выходы - справа, остальные выводы - с любой стороны УГО .
        Входы и выходы элементов разделяют на статические и динамические, которые, в свою очередь, могут быть прямыми и инверсными . На статических выходах (прямых и инверсных) сигнал изменяется в функции уровня входного сигнала, на динамических выходах - в функции скорости изменения входного сигнала. Выход (вход) называется прямым (неинвертирующим), если сигнал на нем совпадает по фазе с входным (выходным) сигналом. Если выходной (входной) сигнал противоположен по фазе входному (выходному) сигналу, выход (вход) называют инверсным (неинвентирующим).
        Прямые статические выводы изображают линиями электрической связи, присоединяемыми к основному или дополнительному полю УГО без каких-либо знаков рис. 6, а - статический вход; 6, б - выход; инверсные - линией с кружком на конце (рис. 6, в, г). Динамические выводы обозначают косой черточкой рис. 6, д). Выводы, не передающие информации (цепи питания, коррекции и другие) выделяют крестиком (рис. 6, е). Размеры указателей выводов (черточек, кружков, крестиков) не должны превышать 3 мм.
        Назначение выводов обозначают метками в дополнительных полях. Примеры меток даны в табл. 2.
        На рис. 7 приведено УГО аналоговой микросхемы. О том, что это аналоговый элемент, свидетельствует позиционное обозначение DA . Если бы этот элемент был цифровым, буквенная часть его позиционного обозначения была бы DD . Из схемы (рис. 7) видно что микросхема представляет собой усилитель с прямым 10 и инверсным 9 входами, одним выходом 5, выходами питания 1 и 7, корпусом 4, коррекциями 2, 3 и 6, 8, Возле каждого вывода проставлен его номер в соответствии с принятой для микросхем цоколевкой. Рис. 7

Рис.8


        Интегральные микросхемы нередко содержат в одном корпусе несколько однотипных элементов. Их можно изображать на схеме совмещенными так, как это показано на рис. 8, а или разнесенными (рис. 8, б). В последнем случае их изображают в соответствующих местах схемы (поворачивая при необходимости на 90°). Принадлежность таких элементов к одной микросхеме отражают в позиционном обозначении. На рис. 8, б элементы DD 14.1 и DD 14,2 принадлежат одной микросхеме DD14.

Лабораторная работа

Выполнение и чтение чертежей электрических принципиальных схем

Выполнение перечня элементов в соответствии с требованиями ЕСКД

Цель работы:

Пояснение к работе.

Лабораторная работа выполняется на листах формата А3 и А4 с помощью набора чертежных инструментов и при­надлежностей и на компьютере с помощью программы моделирования «Компас-3D».

При выполнении задания студент должен:

Изучить правила и приемы выполнения электрических принципиальных схем, а также правила составления и выполнения перечня элементов к схеме;

По окончанию работы студент должен иметь представление о правилах и приемах выполнения электрических принципиальных схем, должен уметь выполнять электрические принципиальные схемы и перечень элементов к ним.

Предварительная подготовка.

Ознакомиться с теоретической частью работы. Ознакомиться с заданием.

Выполнение работы.

На выполнение работы отводится не менее 4 часов. Работа выполняется каждым студентом индивидуально.

Отчетом по лабораторной работе служит выполненное задание на компьютере в виде документа и на листах формата А3 и А4.

Задание.

1. По представленной схеме выполнить чертеж электрической принципиальной схемы прибора, выполнить перечень элементов к этой схеме в двух вариантах:

На листе формата А3 и листе формата А4;

В виде 2-х документов с программы моделирования «Компас-3D».

Литература:

1. Бродский А.М. Инженерная графика (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А.- 7-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 400 с.

2. Бродский А.М. Практикум по инженерной графике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. - 6-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.

3. Ганенко А. П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД): Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - 3-е изд., перераб. / А. П. Ганенко, М.И.Лапсарь. - М.: Изда­тельский центр «Академия», 2009. - 336 с.

Теоретическая часть

Электрические схемы имеют классификацию, тер­мины и определения, которые устанавливает ГОСТ 2.701-84. Они выполняются в соответствии с ГОСТ 2.702-75 - «Схемы электрические. Общие требова­ния к выполнению».

Принципиальная (полная) схема определяет полный сос­тав элементов и связей между ними. Пользуются ею для изу­чения принципов работы, а также при наладке, контроле и ре­монте изделий.

Схема выполняется на листе стандартного формата, предпочтительно основного.

У схемы должен быть перечень элементов, оформленный в виде таблицы (приложение 3), которая располагается над ос­новной надписью.

При необходимости перечень элементов может быть оформлен в виде самостоятельного документа на листах фор­мата А4; основную надпись и дополнительные графы к ней выполняют по форме 2 и 2а ГОСТ 2.104-68. В этом случае шифр состоит из букв П и шифра схемы Э3 и имеет вид ПЭЗ.

Расстояние между перечнем элементов и основной над­писью чертежа (при совместном выполнении на формате) должно быть не менее 12 мм. Продолжение перечня элементов помещают слева от основной надписи и повторяют головку таблицы.

В графах перечня указывают следующие данные (приложение 3); в графе “Поз. обозначение” - позиционное обозначение элемента; в графе “Наименование” - наименование элемента схемы в соответствии с документом, на основании которого он применен; в графе “Кол.” - количество одинаковых элементов; в графе “Примечание” при необходимости приводят технические данные элемента, не содержащиеся в его наименовании.

Элементы в перечень записывают по группам в алфавит­ном порядке буквенных позиционных обозначений (приложение 5). В преде­лах каждой группы элементы располагают в порядке возраста­ния номеров. Элементы одного вида с одинаковыми параметрами, имеющие на схеме последовательные порядковые номера, записывают в перечень одной строкой. В этом случав в гра­фу “Поз. обозначение” вписывают только обозначения с наи­меньшим и наибольшим порядковыми номерами, например R1....R2, а в графе “Кол.” указывают общее число этих элементов.

При записи элементов одной группы, имеющих одинако­вые буквенные обозначения, в графе “Наименование” не повторяют в каждой строке наименование элемента, а записывают, его в виде заголовка к соответствующему разделу, подчеркивая тонкой сплошной линией.

Элементы, параметры которых подбирают при регулировании изделия, на схеме обозначает звездочкой (R1* ), на свободном поле схемы помещают сноску “Подбирается при регулировании” при этом в графе перечня элементов “Примечание” указывают предельные допустимые значения параметров.

Схему выполняют без учета действительного пространст­венного расположения частей и без соблюдения масштаба.

Стандартные условные графические обозначения элементов, должны иметь размеры, указанные в соответствующих стандар­тах.

Если размеры стандартом не установлены, то графическое обозначение на схеме должно иметь такие же размеры, как их изображение в стандарте. Допускается все условные графичес­кие обозначения пропорционально увеличивать или уменьшать, расстояние между двумя соседними линиями при этом должно быть не менее 5 мм.

Условные графические обозначения выполняют линиями той же толщины, что и линии связи. Толщина линий от 0,4 до 0,5 мм. Если в условных графических обозначениях имеются утолщенные линии, то их выполняют толще линии связи в два раза.

Условные графические обозначения элементов изобража­ют на схеме в положении, в котором они приведены в соот­ветствующих стандартах, или повернутыми на угол, кратный 90°. Допускается в отдельных (необходимых) случаях условные графические обозначения повора­чивать на угол, кратный 45°, или изображать зеркально по­вернутыми. Обозначения, содержащие буквенные, цифровые или буквенно-цифровые символы, допускается изображать повернутыми против часовой стрелки только на угол 90° или 45°.

Линии связи должны состоять из горизонтальных и верти­кальных отрезков, иметь минимальное число пересечений и изломов. Расстояние между соединениями параллельными ли­ниями связи должно быть не менее 5 мм.

Допускается обрывать линии связи, если они затрудняют чтение схемы. В этом случае линии связи заканчивают стрелками, около которых указывают места подключения.

Каждый элемент схемы должен иметь буквенно-цифровое обозначение в соответствии с ГОСТ 2710-80. Буквенно-цифро­вое обозначение проставляют с элементами справа или над ними. Буквы и цифры выполняют шрифтом одного номера.

Расположение на схеме условных обозначений элементов должно обеспечивать удобство и последовательность чтения схемы, а также возможность соединения элементов кратчайши­ми линиями связи с минимальным числом пересечений и изло­мов.

Графика схемы должна быть предельно простой: схема - возможно компактнее, поясняющие надписи - в самом ограни­ченном количестве предельно кратко и ясно.

Схемы вычерчивают для изделий, находящихся в отключенном состоянии.

Условные графические обозначения в электрических схе­мах приведены в ГОСТ 2.721-74, ГОСТ 2.722-68, ГОСТ 2.723-68, ГОСТ 2.725-68, ГОСТ 2.726-68, ГОСТ 2.727-68, ГОСТ 2.728-74, ГОСТ 2.729-68, ГОСТ 2.730-73, ГОСТ 2.73I-8I, ГОСТ 2.732-68, ГОСТ 2.745-68, ГОСТ 2.747-68, ГОСТ 2.750-68, ГОСТ 2.754-72, ТОСТ 2.755-74, ГОСТ 2.756-76.

Элементы электрических принципиальных схем

ЗАДАНИЕ

Резисторы

R 1 МЛТ - 0,25 - 15 кОм

R 3 МЛТ - 0,25 - 5,6 кОм

R 4 МЛТ - 0,25 - 18 кОм

R 7 МЛТ - 0,25 - 6,8 кОм

R 8 МЛТ - 0,25 - 560 Ом

R 9 МЛТ - 0,25 - 5,6 кОм

R 10 МЛТ - 0,25 - 470 Ом

R 15 МЛТ - 0,25 - 10 кОм

R 17 СПЗ – 470 Ом

R 19, R 21 СПЗ - 2,2 кОм

R 22 МЛТ - 0,25 - 330 Ом

R 25 МЛТ - 0,25 - 1 кОм

R 27 МЛТ - 0,25 - 2,2 кОм

R 50 МЛТ - 0,25 - 27 кОм

VT 1, VT 3 Транзистор КТ501Е

VT 5 Транзистор КТ315Б

L 1 Катушка индуктивности

Конденсаторы

С1 К50 - 6 - 5 мкФ +10 %

С2 К50 - 6 -100 мкФ ±10%

C 5 , C 7 К50 - 6 - 50 мкФ 4-10 %

С9 К73 - 0,015 мкФ ±10 %

С11 К50 - 6 - 100 мкФ ±10 %

С13 К73 - 0,047 мкФ +10 %

С15 К50 - 6 - 50 мкФ +10 %

С17 К50 - 6 - 5 мкФ ±10 %

ЖИВОПИСЬ. Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:

Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:

Развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;

Начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу.

4.1. Как и в предшествующий период,определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

4.2. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему былаиконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

4.2.1. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.

4.2.2. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами лиц, более тяжелыми фигурами.

4.2.3. Ведущее положение с XIV в. занимает Московская школа , сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всехрусских школ.

4.3. Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV в. усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

4.4. Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий выходит за рамки отдельных живописных школ.

4.4.1. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

4.4.2. Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства - икона Троица , написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

ИТОГИ

5.1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.

5.2. Русская культура сохранила национальный характер . Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

5.3. Конец XIV-XV вв. характеризуются началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу . Продолжался процесс складывания русской народности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Дайте общую характеристику развития русской культуры в период монголо-татарского ига.
  2. Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения русской культуры?
  3. В чем заключаются особенности развития литературы в этот период? Перечислите новые жанры, назовите причины их возникновения.
  4. Расскажите о возобновлении каменного строительства на Руси.
  5. Докажите, что живопись этого периода отразила величайший взлет религиозной духовности в России.
  6. Согласны ли Вы с утверждением, что монголо-татарское иго не уничтожило самобытность и самостоятельность русской культуры? В чем проявилась преемственность в ее развитии?

«Дар исторического прозрения - одно из редчайших явлений на свете, хотя почти все чувствуют нашу таинственную мистическую связь с мертвым, с исчезнувшим. Углубляться в давно прошедшее, жить некоторое время интересами этих мертвецов составляет для всех огромное наслаждение… Однако воскресить прошлое, изобразить его со всей резкостью и определенностью действительности - удел весьма немногих. Для этого требуется не одно знание».

1. Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда», 1770

Основоположником русской исторической жанровой живописи принято называть Антона Лосенко (1737-1773), художника, учившегося во Франции и в Италии, первого пенсионера Петербургской Академии художеств. Полотно «Владимир и Рогнеда» впервые представило русскую древность выразительно и ёмко. Благодаря работам Антона Лосенко сюжеты из древнерусской истории стали в академии рассматриваться как не менее правомерные, чем сюжеты из античной и библейской истории.

"Я представил Владимира так: когда он после победы и взятия полоцкого города вошел к Рогнеде и видит ее в первый раз, почему и сюжет картины может назваться - первое Владимирове свидание с Рогнедою, в котором Владимир представлен победителем, а гордая Рогнеда пленницею. Владимир на Рогнеде женился против воли ее, когда же он на ней женился, то должно, чтоб он ее и любил. Почему я его и представил так, как любовника, который, видя свою невесту обезчещену и лишившуюся всего, должен был ее ласкать, и извиняться перед нею, а не так, как другие заключают, что он ее сам обесчестил и после на ней женился, что мне кажется очень ненатурально, а ежели же и то было, то моя картина представляет как только самое первое свидание".

Антон Лосенко

2. Григорий Угрюмов «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» Не позднее 1800.

Исторические живописцы часто обращались к событиям отечественной истории, сыгравшим заметную роль в развитии государства. К ним принадлежит и избрание Михаила Федоровича Романова на царство на Земском соборе в Кремле, положившее начало новой династии. Молодой царь изображен в виде ангелоподобного отрока, воспринимающего свое избрание как тяжелую ношу, возложенную на него судьбой. Жестом он как бы пытается отгородиться от Божественной воли, на которую, воздев руку вверх, указывает ему священнослужитель. Юноша даже не смотрит на коленопреклоненного человека, который протягивает ему лежащие на подушке скипетр и шапку Мономаха. Вся сцена носит театрализованный характер. Главные герои находятся на возвышении и ярко освещены. Их жесты продуманно выразительны. Люди, заполняющие собор и протягивающие руки в мольбе принять высокий сан и положить конец смуте в государстве, выглядят как статисты, подчеркивающие и усиливающие значение главных персонажей.

3. Василий Сазонов «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1824

© Фото: ru.wikipedia.org В первые десятилетия своего существования (конец XVIII - начало XIX века) Академия художеств уделяла русской линии в исторической живописи немало внимания.

Программа для академистов, за которую Василий Кондратьевич Сазонов получил малые серебряную и золотую медали (1811), называлась «Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину, коего сам напоевает».

Не менее патриотично звучала программа «Верность Богу и государю русских граждан, которые, будучи расстреливаемы в Москве в 1812 году, шли к смерти с твердым и благородным духом, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново», за выполнение которой В. Сазонов получил в 1813 году большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за рубеж, отложенную до 1818 года из-за военных событий в Европе. Поездка В. К. Сазонова была успешной: он привез из Италии копии картин Караваджо и Тициана. За них и свою оригинальную работу «Дмитрий Донской на Куликовом поле» живописец был удостоен в 1830 году звания академика.

4. Николай Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», 1871

© Фото: ru.wikipedia.org "Я чувствовал везде и во всем влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину «Петр I и царевич Алексей»".

Николай Ге "Теперь трудно представить себе сцену допроса иначе, чем на полотне Ге. "…Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, - писал Салтыков-Щедрин, - был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются в памяти". Художник вновь выбирает для картины момент, когда в отношениях отца и сына уже все решено. Петр, строящий обновленное государство, сознательно жертвует своим сыном, чтобы правление Алексея «тяжелым бревном» не легло под ноги России. Уверенный в своей правоте Петр пристально смотрит на жалкую, беспомощную фигуру сына. Взгляд опущенных глаз Алексея выдает упрямство и надежду все повернуть вспять. Кроваво-красная с четким узором скатерть спадает на пол, навсегда разделяя отца и сына. Личная драма на картине Ге - это и историческая драма".

Владимир Скляренко, искусствовед

5. Илья Репин «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану», 1880-1891

© Фото: ru.wikipedia.org По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Яковом Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Дмитрию Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, Илья Репин. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.

"Работал над общей гармонией картины. Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия - чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях… Работаю иногда просто до упаду… Очень устаю".

Илья Репин

6. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881

© Фото: ru.wikipedia.org "Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии".

Александр Бенуа художник, критик

7. Василий Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1881

© Фото: ru.wikipedia.org Василий Перов выбрал тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона. Никита Пустосвят (настоящее имя - Добрынин Никита Константинович; прозвище «Пустосвят» было дано сторонниками официальной церкви), суздальский священник, один из идеологов раскола. Церковный собор 1666–1667 осудил его и лишил сана. В 1682 раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к «старой вере». В Кремле состоялись «прения о вере», где Никита Пустосвят выступал главным оратором.

В центре - сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу - Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита «запечатлел крест». В глубине - предводитель стрельцов князь И. А. Хованский. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников. На следующий день Никита и его сторонники были обезглавлены по обвинению в возмущении народа.

"Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное - неусыпный труженик… Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком - человеком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством".

Василий Перов

8. Константин Маковский «Боярский свадебный пир в XVII веке», 1883

© Фото: ru.wikipedia.org "Константин Маковский, тем не менее, останется если и не в художественном отношении, то, по крайней мере, в историческом довольно интересным примером. В нем… нашли себе отражение великосветская сторона русской жизни и великосветские вкусы 70-х и 80-х годов.

Сбитость русского общественного мнения в деле оценки художественных произведений сказалась как нельзя ярче в том, что К. Маковский долгое время был всеобщим баловнем.

Особенно любопытным представляется искренний и шумливый восторг от него в нашей передовой прессе, провозгласившей «Боярский пир» и «Выбор невесты» первокласснейшими образцами новейшей живописи".

Александр Бенуа, художник, критик

© Фото: ru.wikipedia.org "Как-то в Москве, в 1881 г., в один из вечеров, я слушал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване".

"Писал - залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней".

Илья Репин

10. Василий Суриков «Боярыня Морозова», 1887

© Фото: ru.wikipedia.org "Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще".

Владимир Стасов, критик

"…Техническая сторона картин Сурикова не только удовлетворительна, но прямо прекрасна, так как она вполне передает намерения автора, и что, в сущности, все… недостатки, скорее, даже достоинства, а не недостатки. В этом опять чувствуется его связь с гениально-безобразной техникой Достоевского. Благодаря отсутствию перспективной глубины в «Морозовой» Суриков сумел подчеркнуть типичную и в данном случае символичную тесноту московских улиц, несколько провинциальный характер всей сцены, так чудовищно контрастирующей с восторженным воплем главной героини. Эту картину называли, думая ее этим осудить, ковром, но действительно это удивительное по своей гармонии пестрых и ярких красок произведение достойно назваться прекрасным ковром уже по самому своему тону, уже по самой своей красочной музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь".

Александр Бенуа, художник, критик

11. Василий Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах», 1897

© Фото: ru.wikipedia.org "До Верещагина все батальные картины, какие только можно было видеть у нас во дворцах, на выставках, в сущности, изображали шикарные парады и маневры… Самая природа, окружавшая эти сцены, была причесана и приглажена так, как в действительности этого не могло быть даже в самые тихие и спокойные дни, и при этом еще все такие картины и картинищи были всегда исполнены в той сладенькой манере, которую занесли к нам во времена Николая Первого…

Все так были приучены к изображениям войны исключительно в виде занятного, приглаженного и розового праздника, какой-то веселой с приключениями потехи, что никому и в голову не приходило, что на самом деле дело выглядит не так. Толстой в своем «Севастополе» и в «Войне и мире» разрушил эти иллюзии, а Верещагин повторил затем в живописи то, что было сделано Толстым в литературе. Когда… русская публика увидала картины Верещагина, вдруг так просто, цинично разоблачившего войну и показавшего ее грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством, что публика завопила на все лады и принялась всеми силами ненавидеть и любить такого смельчака".

© Фото: ru.wikipedia.org "Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями - всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом".

Николай Рерих

14. Валентин Серов «Петр I», 1907

© Фото: www.wikipaintings.org Картина написана по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля для репродуцирования в серии «школьных картин» по русской истории.

"Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии".

Александр Бенуа, художник, критик

15. Василий Ефанов «Незабываемая встреча. Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности в Кремле», 1936–1937

© Фото: www.school.edu.ru Замысел картины был подсказан Ефанову народным комиссаром тяжелой промышленности Григорием Орджоникидзе, изображенным на картине в числе прочих руководителей. В этом произведении Ефанов впервые объединяет популярные в социалистическом реализме элементы группового портрета и исторической картины, компонуя композицию как театральную сценическую кульминацию с характерными «постановочными» деталями - ритмом аплодирующих рук, цветком, упавшим на бумаги председателя, неустойчиво наклоненным стулом.




Top