История создания памятника древнерусской литературы. Общая характеристика древнерусской литературы

Введение

Красноречие - 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать;

2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

Общая характеристика периода древнерусской литературы

Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность. Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык - это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека. На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература. Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Русь. X-XI века. Активное строительство школ, высокая грамотность простого населения, как правило, появление письменных литературных и хронографических памятников. Говоря о памятниках древнерусской литературы, можно "заблудиться" в этих дебрях - произведений достаточно много - более 1000. Тысяча рукописных творений, как тогда говорилось, в дикой и отсталой окраине Европейского континента. Это просто немыслимо!

Что собой представляли памятники древнерусской литературы? Здесь необходимо разделить письменность славян на два периода: дохристианский и христианский. В дохристианский период письменность древних славян представляла собой пиктографию - рисуночное письмо, которое не представляло собой передачу звуков и запись букв - оно являлось понятийным, то есть определенный рисунок мог означать, что-то, но не всегда одно и тоже. Например, нарисованное Солнце могло значить либо солнечную, ясную погоду, либо один день (в количественном отношении). Помимо пиктографии, во второй половине I тысячелетия нашей эры у славян появляются различные виды письменности, так как славяне жили родами и племенами, причем не всегда объеденными общими корнями и культурой, то и письменность у них могла развиваться обособленно. В это время большое значение имел вид письменности "черт и резов", который, был записан не одним путешественником, но расшифрован так и не был. Этим видом письма, как утверждают средневековые путешественники, славяне делали надписи на деревянных идолах своих богов и при высечении надписей на саркофагах и гробах усопших. В силу своего географического положения, Русь граничила с различными культурами, у которых имелась развитая звуковая система письма - это хазары и армяне, греки и римляне. В пограничных районах Руси с другими государствами русичи иногда перенимали их вид письменности, но он не становился общегосударственным. Вместе с тем, необходимо отметить, что с девятого века на Руси начинается постепенный переход на кирилловское письмо - кириллицу.

После принятия христианства на Руси в конце X века, государство начинает массировано проводить деятельность по переходу на единую систему письма. Этой система явилась кириллица, которая была более, чем какой-либо другой вид письменности приспособлена к специфическим звуковым формам славянских языков. Этим и был обусловлен выбор именно в сторону письменности, созданной болгарскими монахами Кириллом и Мефодием.

После этого исторического события на Руси началась эра подъема письменности. В том или ином крупном и мелком городе начали создаваться письменные памятники исторического и культурного характера. Основные направления письма, это, безусловно, летописи религиозные памятники, имеется в виду христианские.

Летопись - это письменное свидетельствование истории в хронологическое порядке. Нельзя сказать, что это были труды исключительно объективные, так как писались они при дворах правителей и были направлены на его прославление и уничижение его врагов. Говоря по-русски, уже тогда была цензура. Касаемо второго направления письменности - религиозных памятников, можно сказать что это, первые действительно литературные памятники, наполненные глубоким смыслом и красивым слогом. В основном это описания жизни крупных религиозных деятелей или мучеников православной религии.

В те давние времена появились такие письменные образцы как "Правда Ярослава", «Иоакимовская летопись», «Сказание о распространении христианства на Руси» «Чтения о житии Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» и многие другие литературные произведения, дошедшие до наших дней.

К наиболее выдающимся памятникам древнерусской литературы мы можем отнести, такие шедевры письменности как "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Повесть временных лет".

"Повесть временных лет" является первым историческим произведением славян, летописный свод, который освещает вопросы не только политического развития страны, но и внутреннего положения в том числе бытовые отношения, традиции и нравы древнего населения русских земель.

"Поучение Владимира Мономаха" скорее всего, первое нравоучительное произведение русичей. Содержит в себе целый список предписаний, направленных молодому, подрастающему поколению. То есть детям, как своим родным, так и всем остальным. Предписывалось не проходить мимо человека не поприветствовав его, давать просящему, проявлять заботу о больных и немощным и другие "поучения".

Самым значительным памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". В этом масштабном произведении повествуется о военном походе князя Игоря (Святославовича), направленном против восточного соседа, кочевников половцев. Так произошло, что единственная рукопись этого замечательного памятника литературы сгорела при пожаре в Москве, во время Отечественной войны 1812 года. К сожалению, книгопечатания на Руси тогда еще не было и литературные памятники имелись почти всегда в единственном экземпляре, только иногда они переписывались, причем происходило искажение оригинального труда. Каждый переписчик мог что-то добавить или, наоборот, ему могло показаться, что какое-то предложение является лишним и его необходимо пропустить.

Таким образом, не все памятники древнерусской литературы дошли до наших дней, но даже та часть, дошедших до нас, произведений позволяет судить о творческой мысли и литературе древних славян, как о достижениях, находящихся на высоком культурном уровне.




Top