Драматургия 60 годов 20 века. Драматургия второй половины xx века

Роман является наиболее подвижным, открытым для непрестанного изменения жанром. Его расцвет в эпоху реализма обнаруживает эту исконную природу, поскольку реалистическое изображение базируется на материале самой развивающейся действительности.

Динамичность романной структуры проявляется многообразно, так как жанровые формы романа отражают движущееся время, решая в каждый исторический момент определенные идейно-художественные задачи, воплощая авторское миропонимание, меняясь каждый раз в зависимости от конкретного замысла произведения.

В процессе поступательного развития на каждом этапе роман реализует определенные потенции жанра. Поэтому каждая исторически обусловленная форма романа не только закономерна и неповторима, но и не может быть отменена последующими, даже самыми выдающимися достижениями жанра. Известно, что само развитие романа нельзя рассматривать как историю простого, прямолинейного совершенствования и прогресса. Процесс развития искусства неравномерен. Он сопровождается не только достижениями, но и утратами, а жанровые формы, однажды признанные устаревшими, в другие эпохи могут активизироваться и в преображенном виде служить новым художественным целям.

Русский реалистический роман, классическая форма которого сложилась в «Евгении Онегине», возник в ту переломную историческую эпоху, когда обстоятельства русской и общеевропейской жизни привели писателей к отказу от просветительского умозрительного подхода к действительности. Объектом внимания в нравоописательном романе XVIII в. был индивид, частное лицо, преследующее свои личные жизненные цели, д ействия которого не подчинялись объективным закономерностям, а совершались под влиянием случайности. Такое понимание личности определило механическую связь элементов сюжетного движения – нанизывание на условную нить похождений главного героя авантюрных или сатирико-нравоописательных эпизодов и закрытый финал романа, в большинстве случаев благополучный по своему содержанию.

Предпосылки нового изображения героя были заложены в романтизме, в его понимании личности как человека-универсума, гражданина вселенной, противопоставленного обезличенному реальному человеку буржуазного или крепостнического общества.

Это открытие романтиков, поставленное на почву социально-исторического понимания человеческой природы, привело в реалистическом романе к созданию образа героя времени, сущность которого составляет конфликт с действительностью (стихийный или сознательный), с наличными формами общественного бытия, воодушевленность внеличными целями и интересами. Новая трактовка соотношения личности и общества способствовала взаимообогащению интимной и общественной сфер жизни героя.

Совершившийся переворот коренным образом меняет структуру романа в литературе реализма; возникает целостное повествование, в котором природа, общество, быт, события и эпизоды жизни героев, их общественные и личные связи, интимная сфера жизни перестают быть разрозненными элементами сюжета и становятся динамически взаимосвязанными звеньями причинно обусловленного движения сюжета . Появляется открытый финал романа , демонстрирующий зависимость разрешения личного конфликта от судеб общественного развития. Все эти качества впервые во всей полноте были проявлены в «Евгении Онегине». Историзм, предстающий в этом романе как закономерная смена эпох в умственном развитии общества, диалектическая взаимосвязь характера и обстоятельств, значение героини, воплощающей духовные тенденции, не реализованные в герое, центральная роль автора – организатора повествования и носителя положительных ценностей в более полном содержании, чем это представлено в героях – все эти черты были унаследованы и развиты в романе середины XIX века.

В «Герое нашего времени» складывается новая структура романа. Предметом изображения становится, прежде всего, потенциальное содержание духовного мира личности. В облике Печорина оказываются синтезированными те качества, которые в пушкинском романе распределялись между автором и его героями. Происходит укрупнение характера героя, этим пролагается путь к созданию социальных типов романа 50-х годов.

В романе Лермонтова вырабатываются приемы многостороннего психологического изображения характера (самоанализ, объективное обнаружение скрытых духовных свойств через непосредственную реакцию на окружающее) и многозначной оценки героя.

Эстетика натуральной школы вносит более сложное понимание принципа детерминизма. Действительность становится самостоятельным предметом изображения и рисуется более дифференцированно. В изображении характера подчеркивается всеподчиняющее влияние социальных обстоятельств, давление века.

В романе Герцена устанавливается система причинной взаимосвязи явлений, вскрывающая конкретное проявление закона объективной необходимости в судьбе личности.

В процессе эволюции «натуральной школы» усиливается внимание писателей к положительным природным задаткам человека, появляется противопоставление природного и социального в человеке и сосредоточение на психологическом анализе. Возникновение автономии духовного начала является залогом новой перестройки в романной структуре, которая в 50-е годы сказалась в том, что объектом изображения стало сознательное противопоставление героя среде, действительности, а в пореформенном романе – в изображении духовной жизни героя как самодвижущегося потока.

XIX ВЕКА

Русский роман XIX века.

Наибольшего расцвета жанр романа в России испытывает в XIX ст., когда достигли зрелости самые раВНОобразные его виды: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Осваивая достижения других жанров, реалистичный роман XIX в. широко охватывает различные сферы жизни, критически раскрывает социальные проблемы, глубоко вникает во внутренний мир персонажей. Успешно развивается психологический роман («Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Толстого) и одновременно создаются колоссальные эпопеи («Война и мир» Л. Толстого).

Характерные черты российского реалистического романа XIX в.:

Интерес к современности, стремление в ее воссоздании к объективности, достоверности, точности;

Детализация быта, окружения, социальной среды;

Отображение жизни с помощью типичных характеров, действующих типовых обстоятельств;

Социальный анализ;

«саморазвитие» героев, поступки которых не случайны, а обусловлены чертами характера и обстоятельствами;

Историзм, принципы которого романтики применяли в прошлом, а реалисты - и до современности.

Большой вклад в разработку жанра романа в русской литературе XIX в. сделали О. Пушкин («Евгений Онегин»), М. Лермонтов («Герой нашего времени»), И. Тургенев и М. Салтыков-Щедрин создали замечательные образцы социального (а И. Гончаров - бытового) романа, тесно связанного с актуальными общественными проблемами. Л. Толстой, Ф. Достоевский и другие русские писатели-реалисты стали настоящими мастерами психологического анализа, они отразили в своих произведениях напряженные духовные поиски современников. Русский реализм середины XIX в., не теряя своей социальной остроты, обращался к вопросам философским, выдвигал извечные проблемы человеческого существования.

Уже сами названия некоторых романов могут подсказать читателю, насколько неодинаковой встанет у них одна и та же «российская действительность». «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир» - заголовки, заряженные конфликтностью, причем эти конфликты раВНОго рода. В одном случае - столкновение поколений, за которым встает историческая отличие стремлений и убеждений. В другом - трагически перенесена в душу человека борьба. В третьем сталкиваются грозные стихии жизни, вовлекают в себя не отдельного человека, а целые народы.

Русский роман играет особую роль в процессе формирования и развития этого жанра в мировой литературе второй половины XIX в., прежде всего это романы Л. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение») и Ф. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). В творчестве этих выдающихся писателей достигает вершины одна из решающих качеств романа - его способность через углубленный психологизм воплощать общечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героев.

Сохраняя верность традициям раннего русского романа А. Пушкина и М. Лермонтова, русский роман 60-х лет обогащался новыми чертами в творчестве каждого выдающегося художника: чертами эпопеи - в Л. Толстого; огромным философско-психологическим размахом - в Ф. Достоевского, герои которого живут в прямом соотнесении с целым миром, с прошлым и будущим человечества.

Человек и мир в изображении Толстого и Достоевского находятся в живом и постоянном взаимодействии. Героям-искателям важно понять тайну человеческой личности, основу мироздания. Толстой и Достоевский стремятся к выявлению общих законов, управляющих частным и общественной жизнью людей, обращаются к моральным проблемам, которые раскрываются через взаимоотношения персонажей. Внутренние монологи передают переживания героями своих поступков и поступков других людей, проявляя таким образом скрыты намерения и тайны души персонажей.

Современников и последователей Л. Толстого удивляла и восхищала необычная форма романа «Война и мир»: широкий эпический размах, углубленный анализ индивидуальных судеб, характеров и взаимоотношений людей. Создавая «Илиаду» нового времени, Толстой не копировал опыт древних греков, в эпосе которых жизнь отдельного человека растворялось в потоке внешних событий. Читателей поражала яркость персонажей толстовского романа, богатство принципов их изображения. Сила эпического повествования Толстого в том, что он расширил ее пределы, включил в исторический поток тему народных масс и показал их решающую роль.

В своих романах Ф. Достоевский (как В. Шекспир в трагедиях) обращается к изображению такого жизненного факта, который в своем переломном моменте раскрывает наивысшее душевное напряжение героя - взрыв подготовлен и самим характером человека, и совпадением социальных условий. В произведениях писателя впервые рассказывается о незаметную, отброшенный обществом человека как личность, овладевающая вечные, эпохальные явления.

Можно Сказать, что Л. Толстому и Ф. Достоевскому принадлежит особое место в истории русского реализма. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мирового значения. их психологическая мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Роман Толстого и Достоевского имел огромное влияние на дальнейшее развитие жанра в мировой литературе. Выдающиеся романисты XX вв.- Т. Манн, А. Франс, Г. Роллан, К. Гамсун, Дж. Голсуорси, В. Фолкнер, Э. Хемингуэй и др. - оказались прямыми последователями Толстого и Достоевского.

Духовный климат Западной Европы после 1830 года существенно переменился по сравнению с романтической эпохой. Субъективный идеализм романтиков сменился верой во всемогущество разума и науки, верой в прогресс. Две идеи определяют в этот период мышление европейцев — это позитивизм (направление в философии, основывающееся на сборе объективных фактов с целью их научного анализа) и органицизм (эволюционная теория Дарвина, распространенная на прочие сферы жизни). XIX век — век бурного роста науки и техники, подъема социальных наук, и это стремление к научности проникает и в литературу. Художники-реалисты видели свою задачу в том, чтобы описать в литературе все богатство явлений окружающего мира, все разнообразие человеческих типов, то есть наука XIX века и реалистическая литература проникнуты одним и тем же духом сбора фактов, систематизации и выработки последовательной концепции действительности. А объяснение действительности давалось исходя из принципов эволюции: в жизни общества и личности усматривалось действие тех же сил, что и в природе, сходных механизмов естественного отбора.

К тридцатым годам XIX века окончательно сложилась новая система общественных отношений. Это была буржуазная система, при которой каждая личность была достаточно жестко закреплена за определенной социально-классовой средой, то есть время романтической "свободы", "неприкаянности" человека прошло. В классическом буржуазном обществе принадлежность личности к определенному классу предстала как непреложный закон бытия, и соответственно стала принципом художественного освоения жизни. Поэтому реалисты используют открытия романтиков в сфере психологии, но вписывают по-новому понятого человека в исторически достоверную, современную им жизнь. Человек у реалистов обусловлен прежде всего социально-исторической средой, и в основе реализма лежит принцип социально-классового детерминизма.

Изменилось у реалистов и восприятие человеческого характера. У романтиков исключительный характер был субъективным достоянием отдельной личности; герой реалистического произведения — всегда уникальный продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации.

Реалисты непосредственно унаследовали от романтиков открытую ими самоценность человеческой личности, но закрепили эту личность за определенным местом, временем, средой. Реалистическое искусство демократично — реалисты впервые вывели на сцену "маленького человека", который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах. Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели-реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса.

Реализм XIX века стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего, понятно, требовались произведения больших объемов. Отчасти поэтому ведущим жанром в литературе реализма становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место всему этому гигантскому жизненному материалу. Особенно на раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом. Кроме того, роман был в XIX веке самым новым из наличных жанров, то есть жанром без груза канонической традиции.

Роман — это жанр, открытый всему новому; романист исследует жизнь свободно и непредвзято, не зная заранее, куда его приведет его художнический поиск. Этим роман сродни духу научного поиска, эту сторону романа подчеркивали реалисты XIX столетия, и под их пером жанр превратился в инструмент исследования и познания действительности, внешних и внутренних конфликтов человеческой жизни. Реалистический роман отражает действительность в формах самой жизни, и с эпохи реализма понятие "художественная литература" начинает ассоциироваться уже не с поэзией и драматургией, а в первую очередь с прозой. Роман становится господствующим жанром мировой литературы.

Г.К. Косиков пишет: "Основная особенность романической ситуации — это изменение внутреннего и внешнего положения героя в ходе различных столкновений с окружающим его миром". В реалистическом романе, как правило, "положительный" герой противостоит как носитель идеала существующим формам социального общежития, но, в отличие от романтической литературы, в реалистическом романе разлад между героем и миром не переходит в полный разрыв. Герой может отвергать свое непосредственное окружение, но никогда не отвергает мир в целом, он всегда сохраняет надежду реализовать свой субъективный мир в каких-либо иных сферах бытия. Поэтому реалистический роман основан одновременно на противоречии между героем и миром и на глубокой внутренней общности между ними. Поиск героя реалистического романа на первых этапах его существования был ограничен сферой предлагаемых историей социальных обстоятельств. В XIX веке резко увеличилась социальная подвижность отдельного человека; пример фантастической карьеры Наполеона стал образцом изменения социального статуса для новых поколений. Это новое явление действительности отразилось в создании такой жанровой разновидности реалистического романа, как "роман карьеры". Рассмотрим его на примере произведений создателей реалистического романа Стендаля и Бальзака.

Рассмотрим основные тенденции развития отечественной драматургии в 1950-1990-х годах.

1950-1960-е годы

В 1950 — 1960-е годы значительно разнообразился жанровый диапазон драматургии. Развиваются комедия, социально-психологическая и историко-документальная драмы. В большей мере, чем в прозе и поэзии, усиливается интерес к молодому современнику, к реальной жизни в ее острейших противоречиях.
Особой популярностью пользовались социально-психологические пьесы В. Розова, такие как "В добрый час!" (1954 год) и «В поисках радости», (1956 год). «В добрый час!» и в настоящее время ставится на театральных подмостках.

Все чаще драматургия обращала внимание на повседневные проблемы обычных людей. Исследуя психологию человеческих отношений, драматурги ставят характеры в узнаваемые жизненные обстоятельства. Драмы А. Володина, Э. Радзинского посвящены любви.

Обращаясь к теме войны, драматурги 1950 — 1960-х годов отходили от публицистичности, такие проблемы, как долг и совесть, героизм и предательство, честь и бесчестие, они рассматривали сквозь призму нравственных ценностей. Одной из лучших пьес репертуара тех лет стала пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958).

Драматургия периода "оттепели"

В период "оттепели" театральное искусство развивалось в тесном взаимодействии с поэзией. На сцене театра драмы и комедии на Таганке разыгрывались поэтические представления, драматургическую основу которых составляли стихи классиков В. Маяковского и С. Есенина, произведения современников — А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Театр под руководством Ю. Любимова тяготел к экспрессивным формам образности, а благодаря приоткрывшемуся в то время «железному занавесу» художественная культура страны отчасти соприкоснулась с западноевропейским и американским искусством. В частности, на режиссуру Ю. Любимова оказало влияние творчество и теоретические концепции Б. Брехта.

С «оттепелью» связано творчество М. Шатрова, показавшего в необычном ракурсе образ Ленина. В документально-исторической, политической драматургии Шатрова аналитическому исследованию подвергается документальный факт, а не миф о вожде, созданный политическими идеологами. Наиболее удачная его пьеса периода «оттепели» — «Шестое июля» (первая редакция — 1964, вторая — 1973). В ней драматург исследует проблему соотношения цели, пусть даже высокой, и средств ее достижения. М. Шатров обращался к образу Ленина и в последующие десятилетия. Сам он определил жанровое своеобразие своих пьес как "публицистическую драму" и "публицистическую трагедию". Для этого есть все основания: открытая публицистичность присуща таким остроконфликтным пьесам М. Шатрова 1970 — 1980-х годов, как "Синие кони на красной траве" (1977) и «Так побелим!» (1981).

Драматургия в конце 1960 - 1980-е гг.

Конец «оттепели» потребовал других героев и адекватной опенки далекой от предполагаемого идеала действительности и нравственного состояния общества. В конце 1960-х годов в развитии драматургии наметился спад. Очевидно, этим было обусловлено активное обращение театров в 1970-е годы к произведениям отечественных прозаиков Ф. Абрамова, В.Тендрякова, Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, Д. Гранина, В. Распутина, Ю.Трифонова, Б. Можаева, В. Шукшина, Ч.Айтматова.

В те же 1970-е годы исследованием острейших проблем социально-экономического. нравственного и психологического характера занималась публицистически заостренная производственная. или социологическая, драма И. Дворецкого, Г. Бокарева, А. Гребнева, В. Черных и др. Особой популярностью пользовались "производственные" пьесы А. Гельмана.

С течением времени изменялась и тональность социально-бытовой и социально-психологической драмы. В. Розов, А. Володин, А. Арбузов. А. Вампилов и другие авторы пытались разобраться в причинах нравственного кризиса общества, в тех изменениях, которые происходят во внутреннем мире человека, живущего по законам двойной морали "застойного времени".

Переломный момент в драматургии В. Розова отразился в пьесе «Традиционный сбор» (1966), посвященной теме подведения жизненных итогов, которые контрастируют с романтическими устремлениями героев его драм 1950-х годов. В пьесах 1970—1980-х годов «Гнездо глухаря» (1978), "Хозяин" (1982), «Кабанчик» (1987) и других Розов обратился к теме постепенного разрушения изначально многообещающей личности. Общечеловеческие ценности стали предметом осмысления пьесах Л. Володина и Э. Радзинского. Оба автора использовали притчевые формы с целью философского постижения вневременных ситуаций, проблем, характеров.

Проблеме внутренней деградации внешне успешной личности посвящены пьесы А. Арбузова 1970— 1980-х годов. Пафосом отрицания «жестоких игр», в которые вовлечены и взрослые и дети, обделенные в свое время родительской любовью, отмечены его драмы, посвященные теме взаимной ответственности людей за то, что происходит с ними. Драматург создал цикл «Драматический опус», включающий три драмы — "Вечерний свет" (1974), «Жестокие игры» (1978) и «Воспоминания» (1980).

Душевно-духовный инфантилизм современника — ключевая тема драматургии А. Вампилова, появившейся на театральных подмостках в 1970-х годах. Говоря словами критика Л. Аннинского, драматург создал тип "средненравственного" героя, характер которого до того зависим от предлагаемых обстоятельств, что невозможно понять, каков же он на самом деле. Таков герой пьесы Вампилова «Утиная охота» (1970) Виктор Зилов. С именем А. Вампилова связано усиление роли символики и гротеска в отечественной драматургии.

Драматургия 1980 - 1990-х годов

Открытие «безгеройного» героя А. Вампилова осознается как этапное в развитии русской драмы второй половины XX века. Творчество пришедших в драматургию на рубеже 1980-х годов и воспринявших опыт Вампилова авторов «новой волны» получило определение «поствампиловская драма».
Этим понятием драматургии объединяют творчество драматургов Л. Петрушевской, В. Арро, В. Славкина,

А. Галина, Л. Разумовской и других, разнящихся по стилю, но объединенных пафосом обращения к тому негативу, что накопился в бытовой, частной жизни людей, утративших из ценностного поля понятие дома, образ которого долгое время был ключевым в русской литературе. Так, "поствампиловский театр" в полный голос заявил о том, что человеческая личность не сводима к одной лишь социально-профессиональной функции. А презрительное отношение к личным бытовым и семейным проблемам чревато в итоге серьезными нравственными пороками.

В годы перестройки, на рубеже 1980 — 1990-х годов, художественная публицистика «социологической» драмы уступила место собственно публицистике, а собственно драматургические произведения сменились инсценировками мемуарной литературы. В постановках произведений В. Шаламова, Е. Гинзбург, А. Солженицына в психологическом ключе исследовалась тема тоталитаризма. На этом же материале в конце 1980-х А. Казанцев написал драматургическую антиутопию «Великий Будда, помоги им!» (1988), действие которой разворачивается в "образцовой Коммуне имени великих Идей". Драматург рассматривает тему тоталитарного режима в плоскости проблемы личности и государства.

В русской драматургии второй половины 20 века постмодернистское ощущение проявило себя не так рано, как в других литературных родах. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что театр как явление публичное прежде всего находился под пристальным вниманием цензуры.

Наиболее явно постмодернистский способ постижения действительности проявился в неоконченной пьесе Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командор!» (1985). В основу содержания пьесы положено сравнение жизни с сумасшедшим домом: разумное в этой жизни оказывается ненормальным, а ненормальное — разумным. Так, в постмодернистской драме «Вальпургиева ночь...» отсутствует ярко выраженный конфликт, сюжет фрагментарен, система персонажей лишена иерархии, размыты родо-жанровые границы.

С традициями театра абсурда связаны постмодернистские драмы последнего десятилетия XX века Н. Садур, Д.Липскерова и др. Представления постмодернистского сознания о мире и человеке выражаются в современной драматургии такими средствами, как отсутствие причинно-следственных связей, взаимообусловленности характеров и обстоятельств, бессюжетность, пространственно-временные деформации, замкнутость и отчужденность персонажей.

С другой стороны, в 1990-е годы в развитии отечественной драматургии наметилась и противоположная тенденция. В пьесах М. Угарова, Е. Греминой, О. Михайлова и др. доминирует ностальгически светлый пафос по далекому, идиллически прекрасному прошлому. Драматурги создают поэтически возвышенный образ жизни персонажей, речь которых литературно нормирована и изобилует цитатами из чеховских комедий. Так создается эффект отражения разных эпох друг в друге, имеющий как минимум двоякий смысл. Либо драматурги хотят указать на то, что желанная гармония достижима лишь в художественной реальности, либо напоминают о "звуке лопнувшей струны", который, по словам чеховского Фирса, предвещает "несчастье" от "воли".

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

Главная > Документ

ПОЭЗИЯ 50-Х 60-Х ГОДОВ.

    Поэзия конца 40-х-50-х годов. Поэзия начала 60-х годов.
Развитие послевоенной поэзии- это всё более и более углубляющийся процесс художественного исследования жизни. В конце 40-х-50-х годах своеобразно и мощно заявляет о себе плеяда « фронтовых» поэтов, гражданское и творческое самоопределение которых совпало с годами войны (С.Орлов, М.Дудин, С.Наровчатов, М.Луконин, А.Недогонов, А.Межиров, Б.Слуцкий, Е.Винокуров). В эти годы поэзия находится под сильным воздействием только что отгремевшей войны. Пройдя сквозь кровь и смерть, познав счастье дружбы и фронтового братства, поэты, казалось, только теперь по настоящему ощутили горечь потерь и невосполнимость утрат:До той поры в душевной глубинеМы не прощались так бесповоротно.Мы были с ними как бы наравне,И разделял нас только лист учётный.(А.Твардовский) Представители « фронтового поколения» (термин возник в послевоенной критике) существенно различались по возрасту и опыту. Если такие поэты, как К.Симонов, М. Луконин, А Недогонов, С Наровчатов, М. Дудин, С Смирнов и ряд других, начали печататься ещё до войны, то, например, С.Орлов, А Межиров, С. Гудзенко, В Субботин, Ю. Друнина впервые серьёзно взялись за перо на фронте- в перерыве между боями. К этой плеяде можно отнести и более молодых Е.Винокурова, К Ваншенкина, попавших на фронт уже к концу войны. Основное место в творчестве поэтов заняла тема воинского подвига, святой и чистой солдатской дружбы. Позднее звучат и другие мотивы, но тогда « жестокая память « войны настойчиво требовала рассказа о пережитом и передуманном за долгие четыре года. На страницах сборников « Третья скорость», « Поход продолжается» С. Орлова, « Сердцебиение» М. Луконина, « Дарога далека», « Возвращение» А.Межирова вновь возникали картины сражений, смертельных схваток, тяжких переправ. Запечатлеть этот подвиг долг поэта, его священная обязанность перед памятью тех, кто не вернулся с поля боя. Так в лучших стихах возникают интонации реквиема, тенденция к значительным обобщениям. К высокой символике, позволившей выявить глобальный характер деяний простого солдата (« Его зарыли в шар земной…», 1944,С.Орлова; « Памятник», 1953, Б.Слуцкого; и др.). В этой же тональности выдержаны стихотворения « Воспоминания о пехоте» А.Межирова, « Враги сожгли родную хату…» М.Исаковского, « В тот день когда окончилась война! И « Жестокая память» А.Твардовского, « Вот человек- он искалечен» С.Орлова. Суровая память войны отлилась в чистое золото строк и навсегда осталось в сознании читателей. Если в стихотворениях М.Исаковского начального этапа войны (« Наказ сыну» , « Мстители» , « Перед боем» , « Отцовский дом разграблен и разрушен…») звучали мотивы гнева и мщения, а лексика и ритмика отличались патетикой и напряжённостью, то в стихотворении « Враги сожгли родную хату…» 1945 , многое определяет интонация эпического повествования. Герой стихотворения прошёл жесточайшую из войн, но и дома его ждут суровые испытания:Враги сожгли родную хату,Сгубили всю его семью,Куда ж теперь идти солдату,Кому нести печаль свою? Один солдат со своей единственной и непередаваемой болью, а образ воплотил судьбы миллионов. И раньше Исаковский-лирик тяготел к простоте и безыскусственности поэтического слова. Здесь практически полное отсутствие метафорики; и уже не господствующая прежде форма несобственно- прямой речи, а стремление запечатлеть живое слово героя. Солдатская исповедь в час печальной тризны выражена новыми средствами. Именно этому подчинены: балладный строй произведения, замедленная динамика скорбного сюжета, даже отбор глагольных форм, поражающих своей будничностью, какой-то намеренной "«непоэтичностью"» ("«идти"», «нести», «пошел», «нашел», «стоит», «сказал»).Очевидна традиционность приёмов даже в использовании романсных стереотипов (« слеза несбывшихся надежд», « с болью в сердце»,» серый камень гробовой»), но это свидетельствует лишь о дерзости большого художника, намеренно пренебрегшего изысканностью формы, которая может быть кощунственной при воплощении такой темы. Мы не знаем, был ли ранен солдат на войне, но рана, полученная у родного пепелища, отзывается незатухающей болью. Стихотворение-реквием « Враги сожгли родную хату…» содержало практически все (характер, конфликт, трагическую интонацию) . что через десять лет стало предметом углубленного эпического исследования в рассказе М.Шолохова « Судьба человека». Драматизм и даже трагизм поэзии, связанной с военной темой. Не только рождали скорбь, но и служили предупреждениям будущим поколениям- принять как завещание погибших отцов наказ сберечь доставшийся такой дорогой ценой мир на земле (« Я убит подо Ржевом» А.Твардовского, « У братской могилы» Н.Рыленкова и др.).Ты вспомнишь молодость и сына Сюда под вечер приведёшь.………………………………Но ты не сын мне если нынеЗабудешь тех, кто пал в боюЗа гроздья солнца на калине,За юность щедрую твою.(Н. Рыленков) Обострённоё чувство социальной и национальной гордости, осознание исторических масштабов свершенного- все это вело к более глубокому пониманию роли человеческой личности в общенародной судьбе, в судьбах людей планеты. Поэзия мысли, обрученная с поэзией действия, вызвала к жизни высокую публицистику. На этой основе возникали произведения. органически соединившие непосредственность сердечного отклика и пафос идейной убеждённости. Заряжённым именно такого рода набатной силой стало публицистическое стихотворение А.Межирова. Близки теме минувшей войны стихи, посвященные интернациональному братству народов, произведения, призывающие к борьбе за мир (« Два поэта» Н.Тихонова, « Дорога к миру» М. Луконина, « Друзья и враги» К.Симонова, стихи Н.Грибачева и А.Суркова). Мотивы воспоминаний о друзьях военной поры, о пройденных фронтовых дорогах, о тревоге за судьбы мира зазвучали и в песнях того времени («Летят перелетные птицы» М. Исаковского,» Где же вы теперь, друзья однополчане?» А.Фатьянова, «Если бы парни всей земли…» Л.Ошанина). Непростым оказалось для поэтов вхождение в атмосферу послевоенной действительности. Мирная тематика потребовала вживания в новые условия, умения ориентироваться в обстановке нелегкого послевоенного быта, постижения психологии людей, потерявших близких, приступивших к восстановлению разрушенного военного хозяйства. Многочисленные поездки по стране, посещение родных мест дали поэтам богатый материал для размышлений. Нередко внешние события были лишь исходным моментом для углубленных раздумий о родине. Земле, призвании художника, о духовном мире современника (стихи А.Твардовского, Я. Смелякова, Н.Тихонова, Н.Грибачева, О.Берггольц, С.Орлова). Стремление постичь основные тенденции времени, подвести итог прошлому обусловлено обращение художников к большим эпическим и лиро-эпическим жанрам. Одним из лучших произведении этого жанра стала лиро-эпическая поэма « Дом у дороги» А.Твардовского. Поэма « Вчера была война» М.Дудина- первая попытка автора широко осмыслить события недавнего прошлого и « оглушившего тишиной мирного настоящего»:О, как мы жили! Горько и жестоко!Ты глубже вникни в страсти наших дней.Тебе, мой друг, наверно, издалекаВсе будет по-особому видней.Мы лишь костями выстлали дорогу,А сами не добрались до вершин.Но ты клянись торжественно и строгоВсё довершить, что я н довершил. Поэмы « Дом у дороги» и « Вчера была война» роднит не только трагедия войны, но и призыв к современникам и потомкам никогда не допустить её повторения. Тема возвращения человека к мирному созидательному труду- в основе поэм « Флаг над сельсоветом» А. Недогонова. « Весна в « Победе»» Н. Грибачева. О духовном становлении личности паренька Димы Бадина, о сражении за Сталинград, о долге, праве, совести, которые становятся основным критерием в оценке характеров, идёт речь в поэме « Рабочий день» М. Луконина. Однако тема труда раскрыта в поэме локально, не осмыслена в широком социально- философском плане. В критике того времени отмечалось. Что далеко не всегда замыслы поэтов обретали достойное воплощение. Так, рационалистически схематичной. Малоубедительной оказалась поэма « Александр Матросов» С. Кирсанова. Вызвала справедливые упреки в бесконфликтности поэма « Колхоз «Большевик»» Н.Грибачева. Романтически-возвышенный настрой ряда произведений (особенно это касалось темы деревни) оборачивался нередко идиллическими картинами, мало напоминавшими реальные трудности и противоречия послевоенного периода. В меньшей степени, чем в тогдашней драматургии, однако всё же весьма ощутимым было влияние на творчество многих поэтов « теории бесконфликтности». Вместо правдивого отражения сложных проблем города и села преобладала нередко инфантильная описательность, трезвый анализ подменялся декларативностью и риторикой. Эта ситуация вызвала глубокую озабоченность художников и общественности. Вот почему на Втором Всесоюзом съезде писателей, а также в ходе предшествующей съезду дискуссии состоялся серьёзный разговор поэтов и критиков о дальнейших путях развития поэзии. О её роли в жизни общества, о повышении эстетического и философского уровня поэзии. О необходимости поисков новых средств изображения. Демократизация всех форм жизни создала благоприятную обстановку для раскрытия потенциальных возможностей поэзии. Бесконфликтность, схематизм, заданность трактовок, ложное толкование романтики (оправданное в какой то мере желанием художников приблизить счастливое будущее) постепенно уступают место аналитическому осмыслению действительности. В послевоенный период происходит как бы второе рождение поэтов старшего поколения, родоначальников советской поэзии. Послевоенная поэзия подхватывает эстафету 20-х30-х годов в том главном. Что можно было бы назвать мышлением в масштабах больших категории- Человечество, Вселенная. Приумножая ее жанрово-стилевые завоевания. Каждый из этих поэтов по-своему постигает особенности трудного периода в жизни страны, даёт свой ответ на запросы времени. А.Прокофьев в сборниках « Заречье» и « Признание» возвращается к проблематике минувших лет, но возвращается умудрённым опытом в результате пережитого в суровые годы войны, много повидавшим в поездах по стране. Родная Ладога с её весенним перезвоном, песенно-частушечным строем, неиссякаемым родником народного юмора щедро одаривает своего сына: стихи поэта обретают первоначальную свежесть, звучат раскованно и предельно искренне. А. Прокофьев создаёт свой образ Родины. С гордостью и нежностью воспевает поэт родную природу, речь, русский характер (« Мне о России надо говорить» 1959, « Со мной была и есть Россия» , 1959; « Россия», 1961-1962; « Спят солдаты России», 1963; « Я живу Россией окружённый», 1966; и др.). В 1960 г. А.Прокофьев выпускает сборник « Приглашение к путешествию»- книгу размышлений о пережитом, о том, что волнует и тревожит сердце поэта. Открывают сборник « Стихи о России» . о самом святом, что с рожденья живёт в его душе. А.Прокофьев возвращается памятью к прошлым дням. К присущей прежде поэту лирико-романтической тональности добавляется терпкая трезвость художника-реалиста. Конкретнее становятся пейзажные зарисовки. В стихах о войне возникают реалии именно того времени; вот почему правдиво и убедительно звучат строки о бессмертных делах солдат. Жанрово-композиционные особенности « Приглашения к путешествию» во многом обусловлены тяготением поэта к очерково-документальному началу, столь характерному для нашей литературы конца 50-х- начала 60-х годов. Отсюда широкое включение в сборник репортажных заметок, страниц из дорожных дневников. Интересен и важен по содержанию цикл стихов « Разговор по душам» . где поэт говорит о своём понимании целей поэзии, путях её движения, об ответственности художника перед современниками и потомками, о верности принципу народности. Душа поэзии А. Прокофьева- народность. Ещё во второй половине 30-х годов художник открыл в фольклоре огромный пласт тем. Образов и мотивов, находя в народном творчестве вдохновение. Не случайно столь часто опирался он на народные жанры, используя поэтику обрядовых, свадебных и величальных песен, плясовых и шуточных мотивов, частушек.В 60-е годы А.Прокофьев активно участвует в литературно-общественной жизни страны, публикует новые свои работы (циклы « Стихи с дороги», «Под солнцем и под ливнями», « Гроздья», « Пристрастия»). Особенность дарования А.Прокофьева- в светлом, праздничном восприятии жизни. Стихи поэта напоены музыкой, светом, чистыми и звонкими красками полей, лесов, озёр. Основная тема, пафос творчества А.Прокофьева- Россия, беспредельная любовь к ней, преклонение перед её красотой и её людьми, признательность « малой» родине- желанной и близкой Ладоге. Два сборника стихотворений Н.Асеева « Раздумья» 1955 и « Лад» 1961 становятся этапными в творчестве поэта в послевоенные годы. В них отражено мироощущение автора, его стремление осмыслить многие события тревожного ХХ века. Неукротимое движение времени в произведениях поэта подчёркивается энергичным, экспрессивным стихом. Мужественной интонацией. Восприятие Н.Асеева резко разграничивает « Запад» («Что им Шуман, и Гёте, и Бах? Властелин их – деньги и страх») и мир гуманизма. Человечности, добра и красоты: Время мое величавое, Время моё молодое Павшее светом и славою В обе мои ладони («Семидесятое лето») Осознание поэтом неразрывности связи веков и поколений, углубление его исторического мышления придают новые оттенки лирико-патетическому стиху Н.Асеева. Как настоящее не существует без прошлого нашей страны. Беспокойство о будущем человечества, о счастье людей продиктовано стихотворение « Что такое счастье?». Счастье, по Н.Асееву,- это « соучастье в добрых человеческих делах», в выращенном на родной земле хлебе. В полётах сквозь беспредельные пространства Вселенной: Вот такое счастье по плечу нам- Мыслью осветить пространства те. Чтобы мир предстал живым и юным, А не страшным мраком в пустоте. Масштабность дел Человека, масштабность его мыслей и чувств, масштабность поэзии- вот о чём ведет разговор художник в своих послевоенных произведениях В суровые военные годы раскрылись новые грани большого таланта А.Ахматовой, начавшего приобретать эпический облик. Ещё до войны в цикле стихов « В сороковом году» и других наметилась тенденция к масштабному осмыслению, синтезу пережитого страной и самой поэтессой. Отсюда берёт начало и работа А.Ахматовой над «Поэмой без героя», продолжавшаяся с перерывами до 1962 г. Это не просто мемуарная книга. Поэма Воспоминаний, относящая нас к событиям 10-х годов ХХ в. Это- суд, строгий и бескомпромиссный, совершаемый над эпохой. Предшествовавшей первой мировой войне. Литературе известен тип произведений, в заглавиях которых слово « герой» исполнено важного идейно-смыслового значения: «Герой нашего времени», « Поиски героя!, « Смерть героя»… Намеренный отказ от воплощения персонифицированного героя ещё не свидетельствует о торжестве безличностно-событийного начала. Лиро-эпическая структура « Поэмы без героя» предусматривала особую форму воплощения исторической действительности- медитативно-аналитическую, где на первом плане не события и люди, а рефлексий автора по поводу свершившегося (« самый образ и давление времени», по выражению И.Тургенева).Впрочем, есть мотив, который пропущен сквозь различные исторические срезы. Как бы растворен в поэтической дымке повествования и вместе с тем собирает в единое целое мозаику воспоминании и реминисценций. Это образ дорогого Города – величавый и рельефно-скульптурный. Филигранно очерченный. Как античная камея. « Поэма без героя» СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ЧАСТЕЙ. Первая –« 1913 год (Петербургская повесть)»- духовный спор и разговор с « неукротимой совестью», как бы переоценка прежних ценностей. Во второй части («Интермеццо») намечен переход к действительности начала 40-х годов, а завершающая-«Эпилог» – открывает начальную трагическую пору Великой Отечественной войны, когда Опустивши глаза сухие И ломая руки, Россия Предо мною шла на восток. Драматично начало поэмы- обречённость лихорадочно веселящихся лиц. Призраков, маскарадных масок, ощущение вины и сопричастности автора этому уходящему миру. Драматизмом насыщена и финальная часть, но само качество его иного рода: драма перерастает в высокую трагедию, ибо речь идёт о подвиге в годы Великой Отечественной войны. ощутив свой единство с народом в эту трудную пору, поэтесса ещё требовательнее заговорила о гражданском долге художника в цикле стихов « Тайны ремесла», начатом в 30-е годы и завершённом в 1960 г. На эту же пору приходится работа над « Реквиемом» –произведением скорби, горечи и боли личной и народной.Ахматовская лирика- это прежде всего поэзия любви, тема неиссякаемая, вечно обновляющаяся. Поэтесса, названная когда-то Сафо ХХ столетия, вписала свои страницы в книгу высокой человеческой страсти. Кажется, что в её стихах любит, мучается, страдает, исповедуется один человек. Но тайна истинного творчества в том и состоит. Что, повествуя о лирическом герое, художник рисует картину своей эпохи. Одна из главных черт поздней поэзии А.Ахматовой – историзм мышления. Именно им определены основные вехи пережитого. Преодоление индивидуализма интимно-личной темы повлекло за собой и другие заметные перемены: существенно раздвинулся диапазон лирики, полнее и глубже представлена реальная жизнь. Поэзия Анны Ахматовой крепко связана с национальными корнями отечественной культуры.С полным основанием можно говорить о втором рождении в послевоенные годы особого жанрово-стилевого течения- философской поэзии. Это направление было богато представлено в русской классике- Г.Державин, А.Пушкин, Е.Баратынский, Ф.Тютчев, А.Блок. Эпоха крутых исторических сдвигов, колоссальных общественных потрясений вызвала к жизни почти одновременно мощный поток философской лирики (В.Луговской, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, Л Мартынов, В. Шефнер и др.).В 50-е годы В.Луговской создаёт книги « Солнцеворот»(1956),»Синяя весна» (опубл. В 1958) и « самое крупное произведение в своей жизни», по словам самого поэта, « Середина века» (1943-1958г.).«Середина века»- итоговая книга, попытка поэта осмыслить в социально-философском аспекте основные закономерности эпохи. Углубленный историзм и широта охвата событий первой половины ХХ столетия определили эпическую природу произведения. Художник передаёт дыхание современного мира в один из самых драматических моментов его истории. Вместе с тем синтез жизни, эпическое начало (судьбы России и мира) сплавлены воедино с лирической « исповедью сына века «; 27 поэм, как главы, объединены в одну сквозным лирическим героем и единой философской концепцией, суть которой раскрывается по мере ознакомления с каждой последующей поэмой. В этом оригинальном по композиции и поэтическому видению мира произведении отчётливо прослеживаются живые традиции классики реализма. Во вступлении В.Луговской (как в свое время В.Маяковский) обращается к читателю от лица народа, частицей которого поэт себя мыслит.Цикл поэм начинается « Сказкой о дедовой шубе», в которой перед нами предстаёт Россия кануна революции с предощущением грозовых перемен. Поэтом намечаются основные мотивы- народ и личность, народ и государство. Своеобразно и тонко автор раскрывает, как частью интеллигенции вопросы эти рассматривались сквозь призму учения Ф.Ницше. Нарастание неблагополучия. Ощущение надвигающейся катастрофы- тема следующей поэмы « Как человек плыл с Одиссеем». Спор о роли личности, о неподвластности истории « героям» хотя и не завершается. Но победа явно на стороне таких персонажей, как Матрос и комиссар Зыков, яростно выступивших против индивидуализма и ницшеанства « историка – мистика» («Новый год»). Тема эта звучит лейтмотивом. Иногда уходя вглубь, чаще выступая на авансцену. То же происходит и с другой близкой темой- эфемерностью « сильных личностей», « героев» , королей, роль которых весьма относительна в поступательном движении истории. « На свете есть великие законы. Они ведут вперед весь мир земной»,- говорит комиссар Зыков («Эфемеры»). «Середина века» вбирает в себя события, происшедшие не только в России, но и во многих европейских странах.Поездки по Европе в 30-е годы позволили автору точнее воплотить черты столицы Франции, передать картины военного психоза в нацистской Германии, едко саркастически оценить деятельность её вождей и надышавшихся шовинистическим угаром немецких обывателей.Военным годам в России посвящены поэмы «Москва.Бомбардировочные ночи», « Первая свеча» . венчает « Середину века» поэма « Юность» как символ обновляющегося мира.В произведении много действующих лиц. Это и образы0символы, и вполне конкретные персонажи. И представители разных стран, народов, и фигуры исторические или пришедшие из легенд и сказок. Скрепляет « собранье пёстрых глав», вбирая в себя сомнения, боль, страдания и радости времени, образ автобиографического героя. По мере движения сюжета образ этот трансформируется. Если в начале книги герои ещё нейтрален в спорах, « простой свидетель века» . то в процессе долгой и сложной эволюции он приходит к осознанию правого дела народа, которому готов служить до конца.Так в эпическую тему революции, её идеалов и закономерностей вторгается личная судьба поэта.Щедрое использование предании, легенд, сказок, аллегорий не уводит поэта в сторону от изображения реальных картин действительности, а, наоборот. По мнению автора, способствует с помощью близких и дальних ассоциаций углубленному философскому пониманию самой поступи Истории.Цикл поэм написан белым стихом. Строгий ритм, богатая и разнообразная интонировка, широкое использование метафоры и выразительного эпитета придают произведению неповторимые черты.Послевоенному читателю открылся совершенно новый поэтический мир Н.Заболоцкого- стихи, пронизанные любовью и состраданием, одухотворенные теплом большого человеческого сердца. Напряженно-интеллектуальные поиски ответа на вопрос о диалектической соотнесенности жизни и смерти, смерти и бессмертия в вечном потоке бытия, пронизавшие всё творчество художника, поиски разума и гармонии в природе завершаются постижением высокой мудрости жизни:И пытается сердце понятьТо, что могут понятьТолько старые люди и дети. («Это было давно»)Действительность с ее тревогами и сомнениями, обидами и разочарованиями, радостями и несовершенствами, повседневным трудом простых людей- всё это только ступени на пути к осмыслению человеческой души. «То, что было раньше незнакомым», стало неотъемлемой частью поэзии Заболоцкого. Поэта волнуют судьбы людей ничем не выдающихся, но выполняющих свой долг. Тех, кого несправедливо или закономерно счастье обошло стороной («Слепой», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», « Старая актриса», « Смерть врача»). Н.Заболоцкий умеет увидеть за внешней простотой, неброскостью обаяние духовности, опоэтизировать будничное, возвысить его, прозреть в нем высший, поистине философский смысл. Вот почему его раздумья о красоте при виде некрасивой девочки, как бы парадоксально это ни звучало, завершаются глубоким размышлением о сущности прекрасного:И пусть черты ее нехорошиИ нечем ей прельстить воображенье,-Младенческая грация душиУже сквозит в любом её движенье.А если это так, то что есть красотаИ почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?(«Некрасивая девочка»)Сама выстраданная человечность с пронзительной жалостью и печалью отлилась в строки о стариках («Старость», «Где-то в поле возле Магадана» и др.). Гуманистическая мысль художника отсекает все изощренное, метафорически броское. Стилистически изысканное. Слова- самые обиходные. Средства- наиболее безыскусные. Рядовое и примелькавшееся одухотворено большой идеей поэта. И эффект – удивительный.Простые,тихие,седые,Он с палкой, с зонтиком она,-Они на листья золотыеГлядят, гуляя дотемна.Теперь уж им, наверно, легче,Теперь всё страшное ушло,И только души их как свечи,Струят последнее тепло.(« Старость»)с изменением тем, сюжетов эволюционизирует и стиль поэта. Лиричнее, мягче, мелодичнее становится тональность его стихотворений, богаче и разнообразнее жанрово-стилевая палитра. Торжественно-величавые, одические стихи поэта соседствуют с эллегическими. Гротеск сатира уступают место драматическому психологизму при изображений человеческих переживаний.Н.Заболоцкий занял достойное место среди переводчиков. После перевода « Слова о полку Игореве» он работает над переложением поэтических творений итальянского. Венгерского, грузинского и других народов.В 1948 г. Я.Смеляков опубликовал книгу « Кремлёвские ели», в которую вошли его лучшие стихотворения. Написанные до и посте войны. К этому времени стих поэта приобрёл те черты. Которые определили стиль его дальнейшего творчества- сдержанность и суровость, сосредоточенность, строгую манеру повествования, монументальность изображения.Лирическое « я» поэта совпадает с эпохой, с судьбой поколения. От имени которого он получает право сказать6Я строил окопы и доты,Железо и камень тесал.И сам я от этой работыЖелезным и каменным стал.(«Моё поколение»)в далёком приполярном шахтёрском городке Я.Смеляков начал писать повесть в стихах « Строгая любовь» – воспоминание о юности своего поколения, максимализме его героев. Их бескорыстии и дружбе. Среди персонажей поэмы и сам автор. Отвергая всякого рода красивости, поэт открыто провозглашает красоту созидательного труда. Его суровую жизненную романтику.Труд, мечты и надежды комсомольцев 30-х годов, возводивших Магнитогорск,- ядро поэзии Б.Ручьева. творческая биография которого началась с выхода в свет книги « Вторая родина» 1933.» Вторая родина»- Магнитка, где рождались новые отношения, новая психология, новые люди.В 1957г. Б.Ручьёв публикует цикл стихотворении « Красное солнышко», названных по праву поэмой. Глубокой верой в жизнь, верой в родину пронизаны эти высокого гражданского накала стихи сборника, созданные человеком, стойко и мужественно прошедшим через тяжкие испытания:У края Родины, в безвестье,Живя по-воински- в строю,Мы признавали делом чести Работу чёрную свою…Обратившись впервые к романтике строительства Магнитогорска в 30-е годы. Поэт проносит через всю жизнь любовь к неповторимым дням своей молодости. Б.Ручьёв создаёт поэмы «Прощание с юностью» и»Любава» .В « Любаве» рассказывается о начальных шагах строителей приехавших из деревни, об их нелегком быте, о зарождении впервые у людей чувство общности интересов, гордости за свой труд. Изменяется психология вчерашнего крестьянина, рождаются новые нравственные принципы6Чем-то всяк здесь становится краше,А заместо « т в о е» да « м о е»Чаще слышно по-здешнему « н а ш е»…Естественно и просто сочетает поэт описание вполне прозаичного быта рабочих с высоким героико-романтическим настроем. В этом ключе передан пафос трудного и героического времени.Работая в тяжелейших условиях первых пятилеток, возводя города и домны, нравственно преображаются герои поэм Б.Ручьева. Певец рабочего человека, его помыслов и надежд, поэт создаёт образ современника, на редкость цельного и человечного, мужественного и нежного, патриота.Лаконичной, целомудренно-сдержанной поэтической манере Б.Ручьева чужды всяческие изыски. Поэт прежде всего опирается на традиции классического русского стиха, поэзии, стремящейся к афористичности, сжатости. Истоки его творчества- в лиро-эпических произведениях классики, в фольклоре, в народно-песенном искусстве.В середине 50-х-начале 60-х годов с эстрады громко зазвучали голоса поэтов Е.Евтушенко, Р.Рождестственского, А.Вознесенского. Отличительная особенность « эстрадной поэзии»- публицистическая заострённость слова и образа, расчёт на эффект немедленного действия. Тяготение к сенсационной разоблачительностиЕсли оценивать степень аналитичности, исследовательский пафос « эстрадной поэзии», её склонность к художественным открытиям, то можно сказать. Что поэты этого направления шли не столь в глубь, сколько в ширь. И тут их горизонты ничто не стесняло; их интересовало все? Латинская Америка и Япония, Бродвей и Елисейские поля, негры в Оклахоме и события в Анголе.. Эстрадным поэтам важно было откликнутся на любое более или менее значительное явление политического календаря. При этом нередко быстрота отклика мешала художественности исполнения. Так, критик В.Огнев. симпатизирующий « эстраде», писал об одном из этих поэтов? « У Евтушенко беспокоит легкопись, автоматизм хорошо налаженного производства. Мастерство не только приобретает, оно растрачивается…»В области поэтики наряду с броской стилистикой. Напряжённо-динамичными ритмами, подчас необычной рифмой уживались выспренность и риторика. Поэты тяготели к формальным изобретениям, стремились быть все время на виду и н слуху. По прошествии времени они сами сумели правильно оценить этот этап творческой биографии.Становление личности Е.Евтушенко совпало с тяжёлыми годами войны. Вошедшие в сознание подростка горестные впечатления той поры перелились позднее в строки стихотворений « Свадьбы», «Фронтовик» и др., где нравственный максимализм лирического героя соседствовал с болью переживаний и страданий окружающих его людей.В сборниках стихотворений « Третий снег» ,»Шоссе энтузиастов» ,»Обещание» поэт проявляет интерес к острым злободневным темам. Он внимательно всматривается в окружающую жизнь, в людей, их быт, праздники и беды. Разочарования, метания, самолюбование своей « нецелесообразностью»,»нелогичностью», ноты обличительства в устах юного героя. Неопределенные представления о нравственном идеале- через всё это прошел поэт, прежде чем его стих обрёл выверенную гражданскую направленность.Творчество А.Вознесенского вызвало самые противоречивые оценки в критике- от чрезмерного восхваления до полного неприятия. Поэма « Мастера» . написанная на историческом материале,- удачный дебют молодого поэта (19590. В ней прославляется неугосимая радость созидания, бессмертие истинных художников. Одновременно в поэме содержатся проклятия варварам « всех времен», которые на протяжение тысячелетней истории человечества « музу. Точно Зою. Вели на эшафот». Поэма исполнена трагизма и вместе с тем звучит как гимн искусству.Начиная с первых сборников стихотворении («Флаги весны», «Испытание»,) и поэмы «Моя любовь» , Р.Рождестственский выступил как поэт открытой гражданской позиции. Темпераментный публицист,Р.Рождестственский оперативно откликается на разные события и явления в жизни страны. Его поэзия обращена прежде всего к сверстникам, которые должны передать эстафету следующим поколениям. Героическая потетика пронизывает многие стихи и поэмы. Наиболее драматически сильной по праву считается поэма «Реквием»6Встречайте Трепетную весну.Люди земли.Убейте Войну,ПроклянитеВойну,Люди земли!Мечту пронесите Через годаИ жизньюНаполните!…Тема родного края, настоящего и прошлого России занимает большое место в послевоенной поэзии. Со страниц произведений А.Яшина, Н.Рыленкова, С.Викулова, В.Солоухина, Н.Тряпкина встаёт то неброская и печальная, то яркая и сияющая красота родной земли; из-под пера поэтов возникают лирические картины, исполненные сыновним чувством любви и нежности, глубокими размышлениями, взвешенной философской мудростью. Их лирика чаще всего лишена открытой публицистичности, но в ее внутреннем строе, во внешней приглушенной напевности стиха угадывается высокая гражданственность. За образом « малой родины! Неизменно встает вся Россия с её многотрудной историей, близкой и дальней.Родины образ- не земли да водыТолько (как думаем мы никогда)…Это ещё и минувшие годы,И достопамятных дел череда.(С.Викулов)«Любовь к земле, как предков дар бесценный», любовь к Родине пронес через все свое творчество Н.Рыленков. Лирика его, напоенная запахами родного смоленского края, настоем полей и лугов, - одновременно и раздумье о своей эпохе и народе, истории наших предков. Более того поэту необходимо постичь « вечную» тайну бытия («Душа стремится вглубь, к первоосновам Всех радостей земных и всех забот»), осмыслить исторический путь своего народа.Первый сборник стихов Н.Рыленкова « Мои герои» (1933), посвященный землякам поэтам, был отмечен критикой весьма благожелательно. Последующие довоенные сборники («Встречи», «Дыхание», «Березовый перелесок»), куда входили лирические стихи, исторические поэмы, баллады, были встречены сдержанно. Но именно в эти годы совершалось становление интересного и оригинального поэта, художника своей песни. Не случайно М.Исаковский и А.Твардовский высоко ценили своеобразное дарование Н.Рыленкова, а скульптор С.Коненков так отозвался о его творчестве: « Стихи Н. Рыленкова не шумный водопад. Лучше всего их сравнить с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой».Лирику военных и первых послевоенных лет («Стихи о России», «Русская земля», «Память», «Убратской могилы», «Мыпомним всё…») сменила поэзия мирных тем. Н.Рыленкова волнуют образ современника, его духовный мир, участие в преобразованиях, совершающихся в стране. Не быть « захребетником у века», дорожить « как самым лучшим в мире» званием трудового человека, призыв к защите природы от слишком ретивых её покорителей – пафос стихов поэта:Борьба с природой? Нет, мне странно слышать это.Борьбу ведут с врагом, а нам природа- мать.Оганичнейшее чувство истории и та этическая неподкупность, которая « ни хулой, ни лестью» не заденет ровесника,- вот, пожалуй, главные черты творческого облика Н.Рыленкова. Отсюда повышенный интерес к тому, как складывались традиционные черты характера русского народа («Спокойное величье простоты, Открытость в дружбе, стойкость в битве честной И вера в правду высшую мечты «) , а также к проблеме тех нравственных констант, которые определяют человеческую личность,- дружба, верность, понятия совести, долга, чести. В стихотворении «Совесть» (1960) читаем:Чего скрывать- с ней нелегко живется,Но мы гордимся, в новый путь спеша,Что совестливой издавна зовётсяВ народе наша русская душа.В сборниках стихов Н.Рыленкова «Корни и листья», « Жажда», «Рябиновый свет» , явивших собой высокие образцы интимной и одновременно глубоко гражданской лирики, мы находим ответы на многие вопросы нашей эпохи.А.Яшин родился и вырос на Вологотчине, в глухой по тем временам деревне, где сохранились нетронутыми русская старина. устное народное творчество.Через всю жизнь поэт пронес любовь к самобытной поэтике северного фольклора. После первой книги стихов А.Яшин много пишет о жизни русской деревни.Пройдя войну, уже в условиях мирного времени А.Яшин немало ездит по стране, запечатлевая увиденное в новых стихах. Но всегда родная поэту Вологотская земля- « Моя маета и мечта, Мои святые места!» («О моей святыне»,)- питает своими соками его поэзию. Важный этап в творчестве художника – вторая половина 50-х годов. Такие нравственные понятия, как совесть, правда, милосердие. Стали главным предметом его зрелой, мужественной лирики.В сборниках «Босиком по земле» и « День творенья» поэт продолжает откровенный разговор о самом дорогом для современника – о его метах и делах. Сомнениях и тяжких утратах, о трудностях и заботах. В них – раздумья о жизни и призвании поэа о поэтическом мастерстве. Душевный настрой поэта тонко и лирично передан в стихах « Лес поседел от инея» и « пора мне» ; сердце зовёт поэта быть «… ближе К Печоре, К Двине, к родной стороне». К числу поэтических зарисовок родной земли относится стих « Про березку». Образ родины, предстающей не в парадном, праздничном убранстве, а в повседневном обличье, дороже всего на свете поэту:И люблю любовью настоящейВсю как есть,От макушки до пят.О такой любви непреходящейГромко на миру не говорят.Острота социальных чувств художника, философские раздумья о жизни и смерти, предназначении поэта, новизна в трактовке темы любви, яркая метафоричность и образность языка – всё это сделало лирическую поэзию А.Яшина явлением заметным в послевоенной литературе.Поэзия. Как наиболее чуткий сейсмограф общественного мнения, стремится не только зафиксировать тектонические сдвиги, но и предугадать возможные социально-нравственные разломы, проникнуть в заповедную область интимных переживаний человека. В поэзии, как и в прозе, происходит благотворное творческое взаимодействие художников разных поколений.Самым значительным достижением послевоенной поэзии стали произведения лиро-эпического склада(«За далью даль» А.Твардовского и книга поэм « Середина века» В. Луговского). Поэма « За далью-даль»- вершина поэтического эпоса- столь много вобрала в себя наблюдений и раздумий о прожитом страной и народом. Что по праву может быть названа энциклопедией того времени. «Автобиографией века. Которая была пережита в душе рядового участника величайших событий столетия», назвал В.Луговской свою лирико- философскую книгу «Середина века», в которой осмысляются основные события первой половины ХХ столетия.ДРАМАТУРГИЯ 50-60-х годов.

    Тема войны в драматургии 50-60-х годов.

    Психологическая драма.

    Теория бесконфликтности.

Победоносное завершение войны придало особую тональность пьесам второй половины 40-х годов. Основное внимание драматурги сосредотачивают на раскрытие тех черт характера людей, которые помогли нам выстоять и победить в годы войны.Фабула военной драмы «Победители» 1946 Б.Чирского внешне сходна с сюжетным построением « Фронта» А.Корнейчука. Здесь та же ситуация замены командующего фронтом, честного, но нерешительного, внутренне уже капитулировавшего Воробьёва генералом Муравьёвым. Однако конфликт раскрывается не остросатирически. А средствами психологической драмы.По мере того как военые действия переходили за рубежи нашей Родины, все большее внимане художников стало привлекать интернациональная тема. Отзвуки ее – в пьсе М.Светлова « Бранденбургские ворота» 1945. Пафосом интернационализма и братской солидарности в борьбе против фашизма пронизана последняя из пьес военного писателя К.Симонова « Под каштанами Праги»Главное в пьесе Симонова, основная ее идея- это формирование политического сознания людей в сложной обстановке идейнои борьбы. С полным основанием Стефан в споре с отцом замечает: « я больше чех, чем ты!… Потому что ты думаешь о прошлом Чехии, а я- о её будущем». Интересная по замыслу и публицистической направленности пьеса Симонова не стала сколько-нибудь замечательным событием оттого, что, как справедливо отмечала критика, некоторые персонажи выглядели скорее олицетворенными политическими концепциями, нежели живыми людьми; отдельные сцены производили впечатление искусственных; финал- мелодраматически надуманный.После войны ложь, невероятные измышления о России, подтасовка фактов лавиной обрушились на читателя Западной Европы и Америки со страниц газет и журналов. Именно такую Америку увидел Симонов, побывавший там вскоре после войны. впечатления от поездки вылились в цикл стихотворении и пьесу « Русский вопрос». Остропублицистическая, предельно злободневная в момент появления, пьеса эта, по существу, не теряет своей актуальности и ныне.Идеологически острая пьеса К.Симонова, выявившая суть происходившего в неспокойном после войны мире, в художественном отношений была уязвима. Сам Гарри Смит его друг Морфи, репортер скандальной хроники Харди, Макферсон, Гульд- это не столько полнокровные характеры, сколько образы, созданные для иллюстраций определенных идей. Тем не менее, значимость вопросов, освещаемых драматургом, публицистическое мастерство ведения диалогов сделали пьесу заметным явлением драматургии 40-х годов, она была поставлена во многих крупнейших театрах страны.Проблематика пьесы Симонова нашла продолжение и развитие в политической драме Б.Лавренева « Голос Америки» 1950. В ней речь идёт о людях, которые не могут и не желают петь в унисон с проповедниками новых военных приготовлений, не разделяют разнузданной пропаганды лжи и клеветы против русских. И пусть таких, как офицер американской армии, сражавшийся против нацистов, Кидд, коммунист Маккдональд, Салли, ещё меньшинство, но они есть, с их мнением нельзя не считаться.Другая главная линия развития послевоенной драматургии связана с воплощением тех жизненных тем и конфликтов, которые определяли нелёгкую ситуацию, сложившуюся в разрушенной фашистским нашествием стране.Далёкой от всяких идиллий оказывается жизнь послевоенных героев Н.Погодина и Л.Леонова. В пьесе «Сотворение мира» художник озабочен драматическими, а порой трагическими судьбами людей. Больному полковнику Глаголину, Колоколову и многим другим персонажам предстоит « творить мир» заново. И строить город, и залечивать душевные раны. Н.Погодин не пытается упростить этот сложный путь возвращения к жизни, хотя и раскрывает его не всегда достаточно убедительно психологически.К числу лучших, наиболее глубоких драм послевоенного периода принадлежит «Золотая карета» Л.Леонова. Высочайшей мерой народной нравственности проверяется здесь достоинство человека. На одном полюсе те, кто сражался за Родину, на другом – трус Щелканов, академик Кареев с сыном Юлием, « юристом с геологическим уклоном», который воевал « косвенным образом» – в качестве секретаря отца. Переплетение личных судеб героев не просто движет сюжет драмы, каждый их персонажей- это воплощение определенной жизненной философии.Основные действующие лица пьесы подвергаются суровому испытанию. Для художника важно главное- как каждый из их сдает экзамен на Человека. Драматург ставит коренные вопросы: о мере ответственности пред своим народом, о долге нынешних и грядущих поколении перед погибшими, о человеческом счастье. Ответы оказались разными. Для одних « чёрный хлеб счастья» добыт ценой великих потерь; другие легко и незаслуженно получают « золотую карету» жизненного благополучия. Результат этого далеко не безразличен художнику, вот почему он вновь и вновь возвращается к работе над драмой. Так появляются вторая и третья ее редакции.Переход к новым темам послевоенной действительности, новым конфликтам и характерам оказался очень не простым. Для осмысления и художественного воплощения нелегкой героической поры восстановления разрушенного хозяйства, возвращение фронтовиков к мирному труду требовалось новаторское и углубленное изучение жизни. А оно-то нередко подменялось поверхностным отображательством, легковесной иллюстрацией трафаретных представлений. Театры ставили пьесы художественно несовершенно. Распространение получили переводы пьес зарубежных драматургов, отобранные зачастую без должной требовательности.Отрицательную роль в развитии драмы сыграла тенденция к бесконфликтности. Шаблон и заданность нередко диктовали движение интриги. Именно по такому типу строилось большинство пьес, определявших репертуар театров тех лет. Вопросы и задания для самоконтроля.

    Можно ли говорить о том, что соцреализм является целостной эстетической системой?

    Концепция личности и коллективизма в литературе военных лет.

    Своеобразие понимание гуманизма в литературе соцреализма (на примере произведений «Счастье» и «Кавалер Золотой Звезды»).

    Можно ли говорить об объективной ценности произведений «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» в наши дни?

    Смысл названия романа «Живые и мертвые».

    Какую художественную роль играет в произведении «Судьба человека» образ повествователя?

    Проблема соотношения личного и общечеловеческого в произведения Л.Леонова.

    Можно ли роман «Русский лес» назвать философским? Какие проблемы являются ведущими в романе?

    Можно ли назвать проблему ответственности человека за судьбу своей страны ведущей темой творчества А.Твардовского?

  1. Методические разработки

    По своему происхождению русский язык относится к славянским языкам. Самым близким из славянских языков для русского языка являются украинский и белорусский языки.

  2. Российский университет дружбы народов (12)

    Документ

    Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Малюга Е.Н., д.пед.н., проф. Дмитренко Т.А., д.ф.н., проф. Магидова И.М., д.ф.н., проф. Пономаренко Е.В., к.ф.н., доц.

  3. Нобелевской премии мира. Пагуош и в новом веке играет заметную роль в продолжении диалога между учёными и политиками по важнейшим вопросам мировой политики

    Документ

    В 2007 г. исполняется 50 лет Пагуошскому движению учёных – одной из старейших неправительственных научных организаций, внёсшей существенный вклад в укрепление мира и безопасности на планете, развитие международного научного сотрудничества,

  4. Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингводидактики

    Документ

    Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингво­ди­дактики: Материалы Междун. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27–28 апреля 2006 г. / ГОУ ВПО «Рос.




Top