Худ образ примеры. Произведение искусства

В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5–6-летнего возраста. Это связано с желанием родителей обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Какой-либо литературы по обучению детей 5–6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данной программы. Программа предназначена для обучения детей 5–6 лет игре на баяне и аккордеоне.

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.

На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР (1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и аккордеона производился в возрасте 9-10 лет с учетом специфики инструмента и физических данных ребенка.

В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5-6 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон.

Какой-либо литературы по обучению детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данной программы.

Программа предназначена для обучения детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне.

Цель данной программы - наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявленными к музыкальной педагогике.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей в подготовительном классе:

I ЭТАП – дошкольный (музыкальное развитие детей младшего возраста.)

Направление данного этапа – общеобразовательное.

ЦЕЛЬ: создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие ученика. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).

II ЭТАП - школьный (в данной программе не рассматривается).

Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что "приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.

Для успешности обучения необходимы следующие условия:

  1. Физическая готовность
  2. Психическая готовность
  3. Мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную)

Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.

Основная цель обучения - общемузыкальное развитие

Сопутствующие цели:

  1. приобщение к любительскому музицированию "игре для себя”
  2. пробуждение интереса к прекрасному
  3. воспитание музыкального вкуса.

Ключевая задача музыкального образования:

приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.

Как показала практика общения с родителями в задачах и целях обучения игре на инструменте в системе Детской школы искусств, они хотели бы видеть формирование следующих музыкальных способностей и интересов детей:

  1. свободно читать с листа музыкальные произведения;
  2. иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
  3. подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
  4. петь под собственный аккомпанемент;
  5. любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
  6. уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы;
  7. развивать и расширять образное и эмоциональное - чувственное восприятие

Эти пожелания родителей и должны стать руководством к действию педагогов Детской школы искусств во время всего периода обучения ребенка в музыкальной школе.

Задачи первых двух лет обучения:

  1. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
  2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
  3. Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.)
  4. Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
  5. Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали определенными музыкальными способностями:

  1. музыкальный слух
  2. память

Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога.

Так, Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:

  1. музыку веселую, радостную, спокойную
  2. звуки высокие, низкие, громкие, тихие
  3. в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная)
  4. на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).

Ребенку понятны требования:

  1. как надо спеть песню
  2. как двигаться в спокойном хороводе
  3. как двигаться в подвижной пляске.

Шестой год жизни - это период подготовки ребенка к школе. При обучении 6-леток необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу.

  1. Дети шестилетнего возраста могут:
  2. самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение
  3. разобраться в средствах музыкальной выразительности: а) слышать динамические оттенки; б) понимать настроение музыкальных пьес.

Алгоритм выполнения программы:

Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).

  1. слушание музыки (определение характера, жанра)
  2. сознание ритмического своеобразия жанров
  3. пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него.
  4. определение количества звуков, мотивов
  5. осознание понятие относительной высоты звуков
  6. знакомство с ладом
  7. знакомство с интервалами
  8. постановка руки и освоение штрихов
  9. игра в ансамбле
  10. исполнение легких пьес, этюдов, упражнений
  11. выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.

На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

  1. Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
  2. Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки)
  3. Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов.

Предпочтение следует отдавать игре нон легато.

Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.

Убедившись в том, что малыш:

  1. слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
  2. хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
  3. название клавиш;
  4. имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм;
  5. владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой руки.

Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.

Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:

  1. подготовить ремни
  2. подобрать стул нужной высоты
  3. установить зеркало (пусть ученик полюбуется на себя)

Часть урока посвятить упражнениям:

  1. Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками "вместе” ("Мостик”, "Прыжки”, "Мячик”, "Классики”, "Прыгающий мостик”)
  2. Подготавливающим игровые движения на инструменте, для развития гибкости рук
  3. На релаксацию
  4. Воздушным клапаном

Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:

  1. "Пошли в гости” - используется при постановке руки, выполняется 3 пальцем.
  2. "Замок - молния” - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
  3. "Перелеты птички с приземлениями” - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
  4. "Меткий стрелок” или "Охота”. Игра на слухомоторную координацию. Крупным движением руки попасть на нужную клавишу.
  5. "Найди меня” - упражнение на развитие слуха.
  6. "Шагающий экскаватор” - передача характера через прикосновение с 1-го на 5-й палец с раскачиванием запястья.
  7. "Медведь”. Цель - механическое заучивание нот в левой клавиатуре. Исполнять в разном характере.
  8. "Эхо” - развитие слуховых навыков.
  9. "Кукушка” - передача характера.

В развитии обратного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к "целостному” образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное

мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.

Формы работы:

1. Индивидуальное обучение в классе по специальности. Форма занятий – урок по 20-25 минут 2 раза в неделю.

2. Игра в ансамбле с педагогом

Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: "С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.

Задачи преподавателя в работе над ансамблем:

  1. развить и активизировать творческое начало личности ребенка.
  2. увлечь ребенка музыкой
  3. приобщить ребенка к творчеству

Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:

  1. Знакомство с инструментом
  2. Знакомство с диапазоном, клавиатурой
  3. Освоение ритмических закономерностей
  4. Приобретение элементарных первоначальных игровых движений
  5. Освоение динамических оттенков, штрихов
  6. Развитие звукового воображения
  7. Работа с родителями

Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

А.Д. Артоболевская писала: "Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.

Цели сотрудничества:

  1. создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной)
  2. создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют:
  • полное доверие
  • доброжелательность
  • заинтересованность и общность цели

Задачи в работе с родителями:

  1. включение родителей в образовательный процесс
  2. сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его ежедневных занятиях дома.
  3. формирование новых интересов семьи
  4. духовное сближение детей и родителей
  5. формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.
  1. индивидуально
  2. с коллективом родителей

Наиболее рациональная форма работы с родителями:

  1. приглашение родителей на уроки (особенно важен начальный этап обучения)
  2. родительские собрания с концертом учащихся
  3. индивидуальные и коллективные консультации
  4. семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых учащиеся будут иметь возможность проявить свои музыкальные способности приобретенные в ходе работы по всем разделам программы.

Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей, динамических оттенков, знаков альтерации и т.д.)

  • "Новинка” выборный
  • баян 43 х 41
  • Аккордеоны:

    1. "Малыш” 23 х 14
    2. "Weltmeister” 25 х 32
    3. "Юность” 26 х 60

    КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ

    Формы контроля:

    1. Контрольные задания
    2. Контрольные уроки (1 раз в четверть)
    3. Публичные выступления

    Оценочные критерии:

    1. Знаковые оценки (солнышко, тучка)
    2. Оценка в виде символа (мажорки – минорки, золотые нотки)

    ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    К концу года ученик должен освоить: 15-20 пьес, песенок, попевок исполняемых двумя руками вместе

    1. этюды, ансамбли с другим учеником или преподавателем разной степени завершенности (от разбора - знакомства до концертного исполнения с обязательной точкой фиксации каждого музыкального произведения в "Индивидуальном плане учащегося”)
    2. различные упражнения для обеих рук
    3. гамму До мажор.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.

    На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР (1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и аккордеона производился в возрасте 9-10 лет с учетом специфики инструмента и физических данных ребенка.

    В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5-6 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон.

    Какой-либо литературы по обучению детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данной программы.

    Программа предназначена для обучения детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне.

    Цель данной программы - наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявленными к музыкальной педагогике.

    Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей в подготовительном классе:

    I ЭТАП – дошкольный (музыкальное развитие детей младшего возраста.)

    Направление данного этапа – общеобразовательное.

    ЦЕЛЬ: создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие ученика. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).

    II ЭТАП - школьный (в данной программе не рассматривается).

    Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.

    Для успешности обучения необходимы следующие условия:

    1. Физическая готовность
    2. Психическая готовность
    3. Мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную)

    Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.

    Основная цель обучения - общемузыкальное развитие

    Сопутствующие цели:

    • приобщение к любительскому музицированию “игре для себя”
    • пробуждение интереса к прекрасному
    • воспитание музыкального вкуса.

    Ключевая задача музыкального образования:

    приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.

    Как показала практика общения с родителями в задачах и целях обучения игре на инструменте в системе Детской школы искусств, они хотели бы видеть формирование следующих музыкальных способностей и интересов детей:

    • свободно читать с листа музыкальные произведения;
    • иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
    • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
    • петь под собственный аккомпанемент;
    • любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
    • уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы;
    • развивать и расширять образное и эмоциональное - чувственное восприятие

    Эти пожелания родителей и должны стать руководством к действию педагогов Детской школы искусств во время всего периода обучения ребенка в музыкальной школе.

    Задачи первых двух лет обучения:

    1. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
    2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
    3. Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.)
    4. Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
    5. Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ,
    РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

    Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали определенными музыкальными способностями:

    • музыкальный слух
    • память

    Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога.

    Так, Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:

    • музыку веселую, радостную, спокойную
    • звуки высокие, низкие, громкие, тихие
    • в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная)
    • на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).

    Ребенку понятны требования:

    • как надо спеть песню
    • как двигаться в спокойном хороводе
    • как двигаться в подвижной пляске.

    Шестой год жизни - это период подготовки ребенка к школе. При обучении 6-леток необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу.

    • Дети шестилетнего возраста могут:
    • самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение
    • разобраться в средствах музыкальной выразительности:
    • а) слышать динамические оттенки
      б) понимать настроение музыкальных пьес

    Алгоритм выполнения программы:

    Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).

    • слушание музыки (определение характера, жанра)
    • сознание ритмического своеобразия жанров
    • пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него.
    • определение количества звуков, мотивов
    • осознание понятие относительной высоты звуков
    • знакомство с ладом
    • знакомство с интервалами
    • постановка руки и освоение штрихов
    • игра в ансамбле
    • исполнение легких пьес, этюдов, упражнений
    • выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.

    На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

    • Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
    • Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки)
    • Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов.

    Предпочтение следует отдавать игре нон легато .

    Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.

    Убедившись в том, что малыш:

    • слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
    • хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
    • название клавиш;
    • имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм;
    • владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой руки,

    Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.

    Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:

    • подготовить ремни
    • подобрать стул нужной высоты
    • установить зеркало (пусть ученик полюбуется на себя)

    Часть урока посвятить упражнениям:

    • Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками “вместе” (“Мостик”, “Прыжки”, “Мячик”, “Классики”, “Прыгающий мостик”)
    • Подготавливающим игровые движения на инструменте, для развития гибкости рук
    • На релаксацию
    • Воздушным клапаном

    Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:

    • “Пошли в гости” - используется при постановке руки, выполняется 3 пальцем.
    • “Замок - молния” - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
    • “Перелеты птички с приземлениями” - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
    • “Меткий стрелок” или “Охота”. Игра на слухомоторную координацию. Крупным движением руки попасть на нужную клавишу.
    • “Найди меня” - упражнение на развитие слуха.
    • “Шагающий экскаватор” - передача характера через прикосновение с 1-го на 5-й палец с раскачиванием запястья.
    • “Медведь”. Цель - механическое заучивание нот в левой клавиатуре. Исполнять в разном характере.
    • “Эхо” - развитие слуховых навыков.
    • “Кукушка” - передача характера.

    В развитии обратного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к “целостному” образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное

    мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.

    Формы работы:

    1. Индивидуальное обучение в классе по специальности. Форма занятий – урок по 20-25 минут 2 раза в неделю.

    2. Игра в ансамбле с педагогом

    Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.

    Задачи преподавателя в работе над ансамблем:

    • развить и активизировать творческое начало личности ребенка.
    • увлечь ребенка музыкой
    • приобщить ребенка к творчеству

    Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:

    • Знакомство с инструментом
    • Знакомство с диапазоном, клавиатурой
    • Освоение ритмических закономерностей
    • Приобретение элементарных первоначальных игровых движений
    • Освоение динамических оттенков, штрихов
    • Развитие звукового воображения
    • Работа с родителями

    Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

    А.Д. Артоболевская писала: “Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.

    Цели сотрудничества:

    • создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной)
    • создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют:
      • полное доверие
      • доброжелательность
      • заинтересованность и общность цели

    Задачи в работе с родителями:

    • включение родителей в образовательный процесс
    • сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его ежедневных занятиях дома.
    • формирование новых интересов семьи
    • духовное сближение детей и родителей
    • формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.
    • индивидуально
    • с коллективом родителей

    Наиболее рациональная форма работы с родителями:

    • приглашение родителей на уроки (особенно важен начальный этап обучения)
    • родительские собрания с концертом учащихся
    • индивидуальные и коллективные консультации
    • семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых учащиеся будут иметь возможность проявить свои музыкальные способности приобретенные в ходе работы по всем разделам программы.

    Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей, динамических оттенков, знаков альтерации и т.д.)

    Для педагогов работающих по этой программе необходимо иметь как минимум следующие учебные пособия:

    Д.Самойлов “15 уроков игры на баяне”

    Г.Стативкин “Начальное обучение на готово-выборном баяне”

    Г.Бойцова “Юный аккордеонист” I-II части и другие (указаны в списке литературы).

    Работа по данной программе предполагает наличие у преподавателя хотя бы небольшого педагогического опыта. Авторы данной программы могут оказать методическую помощь в ее реализации (имеется необходимая методическая литература и дидактический материал).

    Учебно-материальная база:

    Для работы с детьми 5 - 6 летнего возраста необходимо подготовить в классе маленькие, соответствующие росту учащихся стульчики, и непременное условие – музыкальные инструменты небольшого размера . В нашей школе есть такие инструменты:

    Баяны:

    1. “Восток” 43 х 80
    2. “Новинка” выборный
    3. баян 43 х 41

    Аккордеоны:

    1. “Малыш” 23 х 14
    2. “Weltmeister” 25 х 32
    3. “Юность” 26 х 60

    КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ

    Формы кортроля:

    • Контрольные задания
    • Контрольные уроки (1 раз в четверть)
    • Публичные выступления

    Оценочные критерии:

    • Знаковые оценки (солнышко, тучка)
    • Оценка в виде символа (мажорки – минорки, золотые нотки)

    ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    К концу года ученик должен освоить: 15-20 пьес, песенок, попевок исполняемых двумя руками вместе

    • этюды, ансамбли с другим учеником или преподавателем разной степени завершенности (от разбора - знакомства до концертного исполнения с обязательной точкой фиксации каждого музыкального произведения в “Индивидуальном плане учащегося”)
    • различные упражнения для обеих рук
    • гамму До мажор.

    Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

    Основы творческого восприятия ритма должны закладываться с первых шагов занятий музыкой. Работа над ритмом - важный аспект деятельности музыканта-исполнителя на любом этапе становления его мастерства.

    Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию. Но, поскольку, все музыкально-выразительные средства взаимосвязаны и решают какую-то определенную музыкальную задачу, то и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани.

    Одной из основных проблем в классе специальности является отсутствие четких ритмических ощущений у обучаемого. Довольно часто в классе баяна мы сталкиваемся с неритмичным исполнением музыкальных произведений. Причин такой игры может быть много: шаткое ощущение метрической пульсации; неумение представить внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры; отсутствие внутренней ритмической пульсации - умения заполнить большую длительность более мелкими длительностями; техника исполнения на баяне-аккордеоне противостоит четкости метроритмических ощущений у исполнителя; недостаточное музыкальное воспитание исполнителя.

    Звуковедение на баяне в процессе игры исполнитель контролирует ведением меха. Таким образом, при исполнении плавное ведение меха затрудняет координацию, тактильные ощущения на клавиатуре инструмента более неопределенные по сравнению с исполнением на фортепиано, так как на вертикально расположенной клавиатуре аккордеона-баяна труднее найти ощущение опоры, а это тактильное ощущение особо важно в исполнении сложных ритмических элементов.

    Первичное эмоциональное отображение музыки через движение является важным этапом. Одним из приемов развития чувства ритма, особенно на начальном этапе обучения, является просчитывание исполняемой музыки. Мелодия образуется, когда звуки организованы ритмически. Если же они разбросаны вне определенного ритма, то они не воспринимаются как мелодия, то есть ритм обладает большой выразительной силой и иногда настолько ярко характеризует мелодию, что мы узнаем ее только по ритмическому рисунку. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Очень важным в обучении музыке является умение учителя сделать своих учеников способными почувствовать на себе силу музыки, разбудить в них любовь к искусству. В этом помогут различные упражнения-игры. На первых уроках возможны групповые занятия.

    1. Прослушать любой ритмический рисунок или мелодию.
    2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2,3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 - сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4.
    3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) - выделяем сильные доли.
    4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев.
    5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю громкий хлопок - «ладошки», на слабую - тихий, «пальчики».
    6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки на поясе) детский стишок, на сильную долю громко, на слабую - тихо. Например,
    Бом-бом, тили-бом.
    Загорелся кошкин дом.

    Кошка выскочила,

    Глаза выпучила.
    7. Маршируем четверти со словами: «Шаг, шаг, шаг, шаг».
    8. Бежим на «цыпочках» (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
    9. Если работа в группе - разделиться на группы - одна группа шагает «шаг-шаг», а другая - «бе-гом, бе-гом».
    10. «Кошкин дом» - протопать ритм на каждый слог. Приведенное выше будет выглядеть так:

    Шаг, шаг, бе-гом, шаг.

    Бе-гом, бе-гом, бе-гом, шаг.

    Бе-гом, шаг, бе-гом, шаг.

    Бе-гом, шаг, бегом, шаг.
    11. Группа делится на 2 части - декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина - метр (только на сильные и слабые доли), другая - ритм (на каждый слог).
    12. Прохлопать тоже самое.
    13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т.д.), прогреметь погремушкой и т.п.
    14. Прохлопать и прошагать одновременно.
    15. Ходьба. Сначала обычная маршировка, затем на «раз» - шаг вперед, на «два - три» - два шага на месте.

    Упражнение на развитие координации, а также чувства темпа и ритма

    На один шаг - два хлопка и наоборот. Стараться выполнять движения плавно, ритмично.

    Упражнение «Веселые ножки» на развитие чувства ритма и моторики

    Ученик сидит на стуле, спина прямая, руки на поясе, ноги согнуты под углом 90°. Под музыку выставляет одну ногу вперед на пятку, затем на носок и приставляет в исходное положение, делая поочередно ногами 3 притопа. Затем повторить с другой ноги. Важно следить за ритмичностью исполнения. Упражнение можно выполнять под музыку.

    Занимательное упражнение «Раз, два - острова» для развития чувства ритма.

    Положить на стол руки ладонями вниз. Чуть-чуть подобрать к себе пальцы. Тихо похлопать всеми пальцами по столу. Можно простучать таким образом имена знакомых ребят, названия зверей, птиц, деревьев.

    Левая рука Правая рука

    Раз, два - ост-ро-ва.

    Три, че - ты-ре - мы при-плы-ли.

    Семь, во-семь - сколь-ко со-сен!

    Де-вять, де-сять - я в пу-ти.

    До-счи-тал до де - ся- ти!

    Ритмический диалог с учеником - "разговариваем" стуком - побуждаем отвечать фразой той же длины, темпа, характера, но другого рисунка. Подобные ритмические упражнения можно проводить на каждом уроке, отводить им по 5-10 минут. Например, игра "Эхо":

    Игра «Эхо наоборот»:

    Усвоив через игры, что музыка имеет свой ритм и темп, ученик должен понять, что музыка живая, потому что у нее есть метр. Лучше всего метр воспринимается как "пульс", шаги в умеренном движении. Метр это чередование опорных и неопорных звуков. Подобно дыханию, сердцебиению - музыка, как бы равномерно пульсирует, в ней постоянно сменяются моменты напряжения и спада. Моменты напряжения - это сильные доли, спада - слабые. Если музыкальное произведение это дом, то такты это его комнаты, причем все одного размера. Такт - отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Ритм, метр, темп не расторжимы. Цель ритмических упражнений - познакомить со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению сложных пьес.

    Общепринятую схему длительностей можно дать после выполнения простых ритмических упражнений. На занятиях детям предложить следующие ситуации: «Если человек пожилой, ходит медленно, то как у него бьется сердце, какой у него пульс? Если один человек идет спокойно, а другой бежит, как стучит у них пульс: в одном темпе или по-разному?» Учитель играет произведения, а ребенок стучит "пульс", затем - записывает.

    Новая игра: Мама гуляет с малышом, у мамы шаги большие, а у малыша шагов в 2 раза больше. Вот пришел с работы папа и тоже решил прогуляться со своей семьей. Но у папы шаги очень большие, он идет медленно.

    Можно ребенку предложить самому написать ритмические схемы для любых игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?» Ребенок объясняет кто идет, приближается или уходит. Особое внимание следует уделить правильности графического прочтения ритма. Необходимо закрепить временное: метрическое, зрительное и слуховое восприятие. Обязательно объяснить учащемуся, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности. Уже на первых уроках ребенок может усвоить 4 ритмических единицы:

    Благодаря образности этот прием хорошо усваивается детьми. Вообще в донотном периоде дети усваивают 10 ритмических единиц:

    Из этих ритмических карточек можно составлять различные варианты ритмических рисунков.

    Приведенные выше игры и упражнения служат прекрасным дополнением к занятиям по специальности в классе баяна. Они позволяют проводить уроки легко, «на одном дыхании», не утомительно и полезно для ребенка.

    Упражнения можно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, применяя творческий подход и особое внимание к ученику.

    Список литературы:

    1. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: ГосМузИздат., 1961.
    2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2002.
    3. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. М.: Музыка, 1986.
    4. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М.: Кифара, 1998.
    5. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: Советский композитор, 1989.

    Художественный образ

    Образ вообще – это некая субъективная духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром – в первую очередь, хотя существуют, естественно, и образы фантазии, воображения, сновидений, галлюцинаций и т.п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности. В самом широком общефилософском плане образ – субъективная копия объективной реальности. Художественный образ – это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником, – феномен. В дальнейшем у нас речь будет идти только о художественном образе, поэтому для краткости я называю его просто образом.

    В истории эстетики первым в современном виде поставил проблему образа Гегель при анализе поэтического искусства и наметил основное направление его понимания и изучения. В образе и образности Гегель видел специфику искусства вообще, и поэтического в частности. "В целом, – пишет он, – мы можем обозначить поэтическое представление как представление образное, поскольку оно являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность, не случайное существование, а такое явление, в котором непосредственно через само внешнее и его индивидуальность мы в нераздельном единстве с ним познаем субстанциальное, а тем самым перед нами оказывается во внутреннем мире представления в качестве одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие. В этом отношении существует большое различие между тем, что дает нам образное представление и что становится нам ясным благодаря иным способам выражения" .

    Специфика и преимущество образа, по Гегелю, состоит в том, что он, в отличие от абстрактного словесного обозначения предмета или события, апеллирующего к рассудочному сознанию, представляет нашему внутреннему в и дению предмет в полноте его реальной явленности и сущностной субстанциальности. Гегель поясняет это простым примером. Когда мы говорим или читаем слова «солнце» и «утро», нам ясно, о чем идет речь, но ни солнце, ни утро не возникают перед нашим взором в их реальном виде. А если фактически то же самое поэт (Гомер) выражает словами: «Встала из мрака младая, с перстами пурпурными Эос», то нам дается нечто большее, чем простое понимание восхода солнца. Место абстрактного понимания замещается «реальной определенностью», и нашему внутреннему взору предстает целостная картина утренней зари в единстве ее рационального (понятийного) содержания и конкретной визуальной явленности. Существенным поэтому в образе Гегелю представляется интерес поэта к внешней стороне предмета под углом зрения высвеченности в ней его «сути». В этом плане он различает образы «в собственном смысле» и образы «в несобственном» смысле. К первым немецкий философ относит более или менее прямое, непосредственное, мы бы теперь сказали – изоморфное, изображение (буквальное описание) внешности предмета, а ко вторым – опосредствованное, переносное изображение одного предмета через другой. В этот разряд образов у него попадают метафоры, сравнения, всевозможные фигуры речи. Особое значение Гегель уделяет фантазии в создании поэтических образов. Эти идеи автора монументальной «Эстетики» и составили фундамент эстетического понимания образа в искусстве, претерпевая на тех или иных этапах развития эстетической мысли определенные преобразования, дополнения, изменения, а иногда и полное отрицание.

    В результате относительно длительного исторического развития на сегодня в классической эстетике сложилось достаточно полное и многоуровневое представление об образе и образной природе искусства. В целом под художественным образом понимается органическая духовно-эйдетическая целостность, выражающая, презентирующая некую реальность в модусе большего или меньшего изоморфизма (подобия формы) и реализующаяся (имеющая бытие) во всей своей полноте только в процессе восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом. Именно тогда полностью раскрывается и реально функционирует уникальный художественный мир, свернутый художником в акте создания произведения искусства в его предметную (живописную, музыкальную, поэтическую и т.п.) реальность и разворачивающийся уже в какой-то иной конкретности (иной ипостаси) во внутреннем мире субъекта восприятия. Образ во всей его полноте – это сложный процесс художественного освоения мира. Он предполагает наличие объективной или субъективной реальности, давшей толчок процессу художественного отображения. Она более или менее существенно субъективно трансформируется в акте создания произведения искусства в некую реальность самого произведения. Затем в акте восприятия этого произведения происходит еще один процесс трансформации черт, формы, даже сущности исходной реальности (первообраза, как иногда говорят в эстетике) и реальности произведения искусства (" вторичного " образа). Возникает конечный (уже третий) образ, часто очень далекий от первых двух, но сохраняющий тем не менее нечто (в этом суть изоморфизма и самого принципа отображения), присущее им и объединяющее их в единой системе образного выражения, или художественного отображения.

    Отсюда очевидно, что наряду с конечным, наиболее общим и полным образом, возникающим при восприятии, эстетика различает целый ряд более частных пониманий образа, на которых имеет смысл хотя бы кратко остановиться здесь. Художественное произведение начинается с художника, точнее с некоего замысла, который возникает у него перед началом работы над произведением и реализуется и конкретизируется в процессе творчества по мере работы над произведением. Этот первоначальный, как правило, еще достаточно смутный, замысел нередко уже называют образом, что не совсем точно, но может быть понято в качестве некоего духовно-эмоционального эскиза будущего образа. В процессе создания произведения, в котором участвуют, с одной стороны, все духовно-душевные силы художника, а с другой – техническая система его навыков обращения (обработки) с конкретным материалом, из которого, на основе которого создается произведение (камень, глина, краски, карандаш и бумага, звуки, слова, актеры театра и т.п., короче – весь арсенал изобразительно-выразительных средств данного вида или жанра искусства), изначальный образ (= замысел), как правило, существенно меняется. Часто от первоначального образно-смыслового эскиза ничего не остается. Он выполняет только роль первого побудительного импульса для достаточно спонтанного творческого процесса.

    Возникшее произведение искусства тоже и уже с большим основанием называют образом, обладающим, в свою очередь, целым рядом образных уровней, или подобразов – образов более локального характера. Произведение в целом является конкретно-чувственным воплощенным в материале данного вида искусства образом духовного объективно-субъективного уникального мира, в котором жил художник в процессе создания данного произведения. Этот образ представляет собой совокупность изобразительно-выразительных единиц данного вида искусства, являющую собой структурную, композиционную, смысловую целостность. Это объективно существующее произведение искусства (картина, архитектурное сооружение, роман, стихотворение, симфония, кинофильм и т.п.).

    Внутри этого свернутого образа-произведения мы также обнаруживаем целый ряд более мелких образов, определяемых изобразительно-выразительным строем данного вида искусства. Для классификации образов этого уровня существенна, в частности, степень изоморфизма (внешнего подобия образа изображаемому предмету или явлению). Чем выше уровень изоморфизма, тем образ изобразительно-выразительного уровня ближе к внешней форме изображаемого фрагмента действительности, тем более он «литературен», т.е. поддается словесному описанию и вызывает соответствующие «картинные» представления у реципиента. Например, картина исторического жанра, классический пейзаж, реалистический рассказ и т.п. При этом не столь важно идет ли речь о собственно изобразительно-визуальных искусствах (живописи, театре, кино) или о музыке и литературе. При высокой степени изоморфизма «картинные» образы или представления возникают на любой основе. И они далеко не всегда способствуют органическому становлению собственно художественного образа целого произведения. Нередко именно этот уровень образности оказывается ориентированным на вне-эстетические цели (социальные, политические и др.).

    Однако в идеальном плане все эти образы входят в структуру общего художественного образа. Например, для литературы говорят о сюжете, как об образе некой жизненной (реальной, вероятностной, фантастической и т.п.) ситуации, об образах конкретных героев данного произведения (образы Печорина, Фауста, Раскольникова и т.п.), об образе природы в конкретных описаниях и т.д. То же самое относится к живописи, театру, кино. Более абстрактными (с меньшей степенью изоморфизма) и менее поддающимися конкретной вербализации являются образы в произведениях архитектуры, музыки или абстрактного искусства, но и там можно говорить о выразительных образных структурах. Например, в связи с какой-нибудь совершенно абстрактной «Композицией» В. Кандинского, где полностью отсутствует визуально-предметный изоморфизм, мы можем говорить о композиционном образе, основанном на структурной организации цветоформ, цветовых отношений, равновесии или диссонансе цветовых масс и т.п.

    Наконец, в акте восприятия (который, кстати, начинает реализовываться уже в процессе творчества, когда художник выступает первым и предельно активным реципиентом своего возникающего произведения, корректирующим образ по мере его становления) произведения искусства реализуется, как уже сказано, главный образ данного произведения, ради которого оно собственно и было явлено в бытие. В духовно-душевном мире субъекта восприятия возникает определенная идеальная реальность, в которой все сопряжено, сплавлено в органическую целостность, нет ничего лишнего и не ощущается никакого изъяна или недостатка. Она одновременно принадлежит данному субъекту (и только ему, ибо у другого субъекта будет уже иная реальность, иной образ на основе того же произведения искусства), произведению искусства (возникает только на основе данного конкретного произведения) и Универсуму в целом, ибо реально приобщает реципиента в процессе восприятия (т.е. бытия данной реальности, данного образа) к универсальной плероме бытия. Традиционная эстетика описывает это высшее событие искусства по-разному, но смысл остается одним и тем же: постижение истины бытия, сущности данного произведения, сущности изображаемого явления или предмета; явление истины, становление истины, постижение идеи, эйдоса; созерцание красоты бытия, приобщение к идеальной красоте; катарсис, экстаз, озарение и т.д. и т.п. Конечный этап восприятия произведения искусства переживается и осознается как некий прорыв субъекта восприятия на какие-то неизвестные ему уровни реальности, сопровождающийся ощущением полноты бытия, необычной легкости, вознесенности, духовной радости.

    При этом совершенно неважно, каково конкретное, интеллектуально воспринимаемое содержание произведения (его поверхностный литературно-утилитарный уровень), или более или менее конкретные зрительные, слуховые образы психики (эмоционально-психический уровень), возникающие на его основе. Для полной и сущностной реализации художественного образа важно и значимо, чтобы произведение было организовано по художественно-эстетическим законам, т.е. необходимо вызывало в конечном счете эстетическое наслаждение у реципиента, которое и является показателем реальности контакта – вхождения субъекта восприятия с помощью актуализировавшегося образа на уровень истинного бытия Универсума.

    Возьмем, например, известную картину «Подсолнухи» Ван Гога (1888, Мюнхен, Новая пинакотека), изображающую букет подсолнухов в кувшине. На «литературно»-предметном изобразительном уровне мы и видим на полотне только букет подсолнухов в керамическом кувшине, стоящем на столе на фоне зеленоватой стены. Здесь есть и визуальный образ кувшина, и образ букета подсолнухов, и очень разные образы каждого из 12 цветов, которые все могут быть достаточно подробно описаны словами (их положение, форма, цвета, степень зрелости, у некоторых даже количество лепестков). Однако эти описания еще будут иметь лишь косвенное отношение к целостному художественному образу каждого изображенного предмета (можно говорить и о таком), и тем более к художественному образу всего произведения. Последний складывается в психике зрителя на основе такого множества визуальных элементов картины, составляющих органическую (можно сказать, и гармоническую) целостность, и массы всевозможных субъективных импульсов (ассоциативных, памяти, художественного опыта зрителя, его знаний, его настроения в момент восприятия и т.п.), что все это не поддается никакому интеллектуальному учету или описанию. Однако если перед нами действительно настоящее произведение искусства, как данные «Подсолнухи», то вся эта масса объективных (идущих от картины) и возникших в связи с ними и на их основе субъективных импульсов формирует в душе каждого зрителя такую целостную реальность, такой визуально-духовный образ, который возбуждает в нас мощный взрыв чувств, доставляет ничем не передаваемую радость, возносит на уровень такой реально ощущаемой и переживаемой полноты бытия, какой мы никогда не достигаем в обыденной (вне эстетического опыта) жизни.

    Такова реальность, факт истинного бытия художественного образа, как сущностной основы искусства. Любого искусства, если оно организует свои произведения по неписаным, бесконечно разнообразным, но реально существующим художественным законам.

    Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.

    Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

    Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки - акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.

    В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

    Художественный образ в романтизме

    Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

    В русской поэзии ярким представителем романтизма считают М. Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». Стихотворение «Парус»

    Художественный образ в сюрреализме

    Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

    Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро. Известным художником этого направления является Сальвадор Дали.

    Вопрос 27. Сервантес. Дон Кихот

    Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616 гг.), чья жизнь сама по себе читается как роман, задумал свое произведение как пародию на рыцарский роман, и на последней странице, прощаясь с читателем, подтверждает, что у него "иного желания не было, кроме того, чтобы внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, описываемым в рыцарских романах". Это была весьма актуальная задача для Испании рубежа XVI–XVII вв. К началу XVII века эпоха рыцарства в Европе миновала. Однако в течение столетия, предшествующего появлению "Дон Кихота", в Испании было издано около 120 рыцарских романов, которые были самым популярным чтением всех слоев общества. Против пагубной страсти к нелепым выдумкам изжившего себя жанра выступали многие философы и моралисты. Но если бы "Дон Кихот" был только пародией на рыцарский роман (высокий образец жанра - "Смерть Артура" Т. Мэлори), имя его героя вряд ли стало бы нарицательным.

    Дело в том, что в "Дон Кихоте" немолодой уже литератор Сервантес пошел на смелый эксперимент с непредвиденными последствиями и возможностями: он поверяет рыцарский идеал современной ему испанской действительностью, и в результате его рыцарь странствует по пространству так называемого плутовского романа.

    Плутовской роман, или пикареска - повествование, возникшее в Испании в середине XVI века, претендующее на абсолютную документальность и описывающее жизнь плута, мошенника, слуги всех господ (от исп. picaro - плут, мошенник). Сам по себе герой плутовского романа неглубок; его носит по свету злосчастная судьба, и его многочисленные приключения на большой дороге жизни представляют главный интерес пикарески. То есть материал пикарески - подчеркнуто низкая действительность. Возвышенный идеал рыцарства сталкивается с этой действительностью, и Сервантес как романист нового склада исследует последствия этого столкновения.

    Сюжет романа вкратце сводится к следующему. Бедный немолодой идальго дон Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, сходит с ума, начитавшись рыцарских романов. Вообразив себя странствующим рыцарем, он отправляется на поиски приключений, чтобы "искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет".

    вою старую клячу он переименовывает в Росинанта, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской, берет в оруженосцы хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда, принимая постоялый двор за замок, нападая на ветряные мельницы, в которых видит злых великанов, вступаясь за обиженных. Родня и окружающие видят в Дон Кихоте сумасшедшего, ему достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более горькой по тону части романа, которая заканчивается выздоровлением героя и смертью Алонсо Киханы Доброго.

    В Дон Кихоте автор обобщает существенные черты человеческого характера: романтическую жажду утверждения идеала в сочетании с комической наивностью и безрассудством. Сердце "костлявого, тощего и взбалмошного рыцаря" пылает любовью к человечеству. Дон Кихот воистину проникся рыцарственно-гуманистическим идеалом, но при этом полностью оторвался от действительности. Из его миссии "исправителя кривды" в несовершенном мире вытекает его мирское мученичество; его воля и отвага проявляются в стремлении быть самим собой, в этом смысле старый жалкий идальго - один из первых героев эпохи индивидуализма.

    Благородный безумец Дон Кихот и здравомыслящий Санчо Панса дополняют друг друга. Санчо восхищается своим хозяином, потому что видит, что Дон Кихот так или иначе возвышается над всеми, кого встречает, в нем торжествует чистый альтруизм, отказ от всего земного. Безумие Дон Кихота неотделимо от его мудрости, комизм в романе - от трагизма, что выражает полноту ренессансного мироощущения.

    Кроме того, Сервантес, подчеркивая литературную природу романа, усложняет его игрой с читателем. Так, в главе 9 первой части он выдает свой роман за рукопись арабского историка Сида Ахмета Бенинхали, в главе 38 устами Дон Кихота отдает предпочтение военному поприщу, а не учености и изящной словесности.

    Сразу после выхода в свет первой части романа имена его героев стали всем известны, языковые находки Сервантеса вошли в народную речь.

    С балкона дворца испанский король Филипп III увидел студента, читавшего на ходу книгу и громко смеявшегося; король предположил, что студент либо сошел с ума, либо читает "Дон Кихота". Придворные поспешили выяснить и удостоверились, что студент читал роман Сервантеса.

    Как у всякого литературного шедевра, у романа Сервантеса длинная и увлекательная история восприятия, интересная сама по себе и с точки зрения углубления интерпретации романа. В рационалистическом XVII веке в герое Сервантеса видели тип хотя и симпатичный, но отрицательный. Для эпохи Просвещения Дон Кихот - герой, который пытается внедрить в мир социальную справедливость с помощью заведомо негодных средств. Переворот в истолковании "Дон Кихота" совершили немецкие романтики, увидевшие в нем недосягаемый образец романа. Для Ф. Новалиса и Ф. Шлегеля главное в нем - проявление двух жизненных сил: поэзии, представленной Дон Кихотом, и прозы, интересы которой защищает Санчо Панса. По Ф. Шеллингу, Сервантес создал из материала своего времени историю Дон Кихота, который, как и Санчо, носит черты мифологической личности. Дон Кихот и Санчо суть мифологические лица для всего человечества, а история с ветряными мельницами и ей подобные составляют подлинные мифы. Тема же романа - реальное в борьбе с идеальным. С точки зрения Г. Гейне, Сервантес, "сам того ясно не осознавая, написал величайшую сатиру на человеческую восторженность".

    Об особенностях психологии Дон Кихота, как всегда, глубже всего высказался Г. Гегель: "Сервантес также сделал своего Дон Кихота изначально благородной, многосторонней и духовно одаренной натурой. Дон Кихот - это душа, которая в своем безумии вполне уверена в себе и в своем деле; вернее, его сумасшествие в том только и состоит, что он уверен и остается столь уверенным в себе и в своем деле. Без этого безрассудного спокойствия по отношению к характеру и успеху своих поступков он не был бы подлинно романтичным; эта самоуверенность действительно велика и гениальна".

    В. Г. Белинский, акцентируя реалистичность романа, историческую конкретность и типичность его образов, замечал: "Каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают Дон Кихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже сильною волею и с умом, но без рассудка и такта действительности". В знаменитой статье И. С. Тургенева "Гамлет и Дон Кихот"(1860 г.) герой Сервантеса впервые был осмыслен по-новому: не как архаист, не желающий считаться с требованиями времени, а как борец, революционер. И. С. Тургенев считает самопожертвование и деятельность его главными свойствами. Такая публицистичность в толковании образа свойственна русской традиции. Столь же субъективен, но психологически более глубок в подходе к образу Ф. М. Достоевский. Для создателя князя Мышкина в образе Дон Кихота на первый план выходит сомнение, почти поколебавшее его веру: "Самый фантастический из людей, до помешательства уверовавший в самую фантастическую мечту, какую лишь можно вообразить, вдруг впадает в сомнение и недоумение..."

    Крупнейший немецкий писатель ХХ века Т. Манн в эссе "Путешествие по морю с Дон Кихотом" (1934 г.) делает ряд тонких наблюдений над образом: "...к смеху, вызываемому его гротесковой фигурой, неизменно примешивается удивление и почтение".

    Но совершенно по-особому подходят к Дон Кихоту испанские критики и писатели. Вот мнение Х. Ортеги-и-Гассета: "Мимолетные прозрения о нем осенили умы иностранцев: Шеллинга, Гейне, Тургенева... Откровения скупые и неполноценные. "Дон Кихот" был для них вызывающей восхищение диковиной; не был тем, чем он является для нас – проблемой судьбы". М. Унамуно в эссе "Путь ко гробу Дон Кихота" (1906 г.) воспевает в нем испанского Христа, его трагический энтузиазм одиночки, заранее обреченного на поражение, а "кихотизм" описывает как национальный вариант христианства.

    Вскоре после публикации романа Дон Кихот зажил "самостоятельной" от своего создателя жизнью. Дон Кихот - герой комедии Г. Филдинга "Дон Кихот в Англии" (1734 г.); черты донкихотства есть в мистере Пиквике из "Записок Пиквикского клуба" (1836 г.) Ч. Диккенса, в князе Мышкине из "Идиота" Ф. М. Достоевского, в "Тартарене из Тараскона" (1872 г.) А. Доде. "Дон Кихотом в юбке" называют героиню романа Г. Флобера "Госпожа Бовари" (1856 г.). Дон Кихот - первый в галерее образов великих индивидуалистов, созданных в литературе эпохи Возрождения, так же как "Дон Кихот" Сервантеса - первый образец нового жанра романа.



    
    Top