Описание санчо панса внешность. Значение санчо панса в литературной энциклопедии

САНЧО ПАНСА (исп. Sancho Pansa; «pansa» - пузо, брюхо, живот) - центральный персонаж романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605; второй - 1615). Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин С.П. оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяи ном С.П. переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, С.П. считает Дон Кихота сумасшедшим, с другой - почитает рыцаря как одного из самых благоразумных и образованных людей, простодушно веря его рассказам. Оруженосцу достается не меньше, чем его хозяину: он часто бывает бит, его обкрадывают; окружающие подшучивают над ним, считая таким же чудаком, как и Дон Кихот. На протяжении всего романа Рыцарь Печального Образа и его оруженосец остаются неразлучными, за исключением момента, когда герцог и его супруга претворяют в жизнь давнюю мечту С.П. - стать губернатором острова. Дон Кихота и С.П. часто противопоставляют друг другу: дородный и любящий поесть С.П. не только внешне полная противоположность своему долговязому и худому хозяину. В противовес Дон Кихоту он олицетворяет собой здравый смысл и житейскую смекалку. Однако «здравомыслие» С.П. не мешает ему быть спутником, другом и главным собеседником Дон Кихота, соучастником многих его подвигов. Образ С.П. генетически связан с народной смеховой культурой (не случайно в одном из эпизодов романа шутники подбрасывают С.П. на одеяле - как чучело или собаку во время празднования карнавала в Испании) и образует один типологический ряд с такими персонажами, как Панург и Фальстаф. С.П. чужды высокие идеалы рыцарства Дон Кихота. Он руководствуется скорее соображениями материальной выгоды. С.П. часто обманывает своего хозяина, чтобы избежать тумаков и неприятностей. В сцене с тремя крестьянками, которых С.П. выдает за Дульсинею и ее свиту, герой сознательно вводит Дон Кихота в заблуждение, описывая смущенному хозяину красоту и прекрасное одеяние благородных дам. Когда Дон Кихот требует у оруженосца, чтобы тот бичевал себя, С.П. наносит удары по буковым деревьям. По ходу романа С.П. присваивает многие черты Дон Кихота, иногда начинает рассуждать, как его хозяин. Во время своего губернаторства на вымышленном и созданном герцогом острове Баратария неотесанный и простоватый С.П., помня наставления Дон Кихота, проявляет себя как честный и мудрый правитель и поражает всех своей изысканной манерой выражаться. Посчитав, что должность губернатора не для него, что он не сможет защитить остров от нашествия врагов, ибо дело крестьянина - пахать землю, С.П. возвращается в услужение к Дон Кихоту. По его словам, он вновь обретает прежнюю свободу, т.к. служение у господина для него не является принуждением, каковым оказалось губернаторство. В критике образ С.П. чаще всего рассматривается в связи с образом Дон Кихота (выразительный пример - точка зрения на С.П. Тургенева и Достоевского). В испанской литературе начала XX»Шв. образ С.П. истолковывается как олицетворение нации. Контакт с идеалом (Дон Кихотом) возвышает простого человека, и от «кихотизации» Санчо-народа зависит будущее Испании (Унамуно).

Сервантес высмеивает рыцарские романы как нелепые и неправдоподобные и противопоставляет им реальную испанскую действительность. И он добился своей цели. «Дон Кихот» дискредитировал рыцарские романы, положил конец их популярности и успеху.

Однако к «Дон Кихоту», конечно, нельзя подходить только как к пародии на рыцарские романы. Ведь они давно забыты и никем не читаются, а роман Сервантеса читается до сих пор и, очевидно, будет читаться во все времена.

Писатель создал произведение, необычайно глубоко отразившее жизненные коллизии, нарисовал типы поистине вечного значения. Это, конечно же, Дон Кихот и Санчо Панса.

Образ Дон Кихота

Дон Кихот хочет возродить рыцарство в век, когда оно давно уже ушло в прошлое, когда наступили иные, новые времена. Навстречу рыцарю попадаются не замки и принцессы, а трактиры и купцы, разбогатевшие крестьяне, погонщики мулов и представители власти, наблюдающие за порядком. Дон Кихот — комическая фигура. Он один не понимает того, что понимают все, не понимает, что рыцарство отжило свой век. Он хочет восстанавливать справедливость, наказывать обидчиков, защищать сирот и вдов. На самом деле он только производит беспорядок, калечит людей, причиняет им зло и страдания. Он чуть не убил погонщика мулов за то, что тот хотел напоить своих животных и взял корыто, в которое Дон Кихот положил свои доспехи. Он напал на мирную процессию, провожающую покойника, и, сбросив на землю какого-то бакалавра, искалечил его. Дон Кихот воплощает в этих эпизодах старый порядок с его беззакониями и разбоем.

Роман проникнут пафосом отрицания отжившего феодального порядка. Сервантес - тенденциозный писатель. Тенденция «Дон Кихота» состоит в отрицании рыцарства. Главного героя бьют, топчут ногами, сбивают на землю за то, что он не понимает, что старые рыцарские феодальные порядки прошли, что они несовместимы с новыми общественными формами.

Но этим не исчерпывается содержание образа Дон Кихота. Уже в первой части романа в нем обнаруживаются некоторые другие черты. Объективно Дон Кихот творит злые дела. Но его субъективные намерения благородны, гуманны и справедливы. Он защищает бедных и обиженных.

Богатый крестьянин избивает мальчишку-пастуха. Дон Кихот бросается на его защиту, так как считает, что нельзя бить слабого. Он освобождает людей, которых ведут на каторгу, ибо человек, по мысли Дон Кихота, свободен и его нельзя заковывать в цепи, насиловать его волю. Он защищает пастушку Марселу, которая отстаивает свободу чувства и отвергает посягательства назойливого пастуха. Рыцарь Печального Образа несравненно благороднее, чем окружающие его трактирщики, купцы, богатые крестьяне, корыстные представители черствого и прозаического буржуазного общества.

Эти привлекательные черты Дон Кихота еще отчетливее выступают во второй части романа. Там он уже никому не причиняет зла. Подвиги его обычно безобидны — он спускается в пещеру Монтесинос, помогает двум молодым влюбленным бороться против власти богача Камачо. Наконец, он попадает в замок герцога. Герцог и герцогиня издеваются над Дон Кихотом и Санчо Пансой, устраивают над ними разные жестокие шутки. Сервантес критически относится к их насмешкам и проделкам. Он считает, что нельзя издеваться над Дон Кихотом. В герое заложены большие человеческие достоинства. Мы видим его широту и благородство, способность жертвовать собой.

Дон Кихот выступает как носитель гуманистической философии, этот рыцарь — подлинный гуманист. Он высказывает мысль о том, что человек должен быть развит и физически, и умственно («меч не должен тупить пера, перо — тупить меча»,— говорит Дон Кихот). По его мнению, лучшим воплощением гуманистического идеала служит рыцарь. В самом герое этот идеал воплотился в карикатурном виде.

Дон Кихот предстает перед нами не только как рыцарь, но и как философ, моралист, мудрец. Он вспоминает прошлое, вспоминает «золотой век», когда люди не знали слов «мое», «твое» и золото не играло никакой роли в их жизни. Он считает, что порочный человек благородного происхождения хуже, чем добродетельный человек самого простого звания и низкого происхождения. Когда Санчо Панса отправляется на губернаторство, он дает ему советы и наставления, развивает теорию, основанную на милосердии и гуманности.

Идеи Дон Кихота — прогрессивные идеи. Они порождены эпохой Возрождения, великой эпохой борьбы против феодализма. Однако носителем этих прогрессивных идей Сервантес делает рыцаря, представителя старого отжившего общества.

Сервантес жил в ту эпоху, когда уже наметились контуры буржуазного общества. В Испании прежде всего выступали отрицательные стороны этого общества, корысть и чистоган. И хотя этот процесс только начинался, гениальный писатель чутко уловил и отразил его.

Идеалы гуманистов не могли быть осуществлены в буржуазном обществе. Наоборот, оно оказалось враждебно им, отрицало эти идеалы. Поэтому Сервантес воплотил их в образе Дон Кихота, человека враждебного этому обществу.

Избивающий мальчишку богатый крестьянин, плутоватые трактирщики, купцы — все эти представители денежного общества не случайно враждебны Дон Кихоту. Они смеются и издеваются над его стремлением защищать бедных и слабых, над его благородством и великодушием, над его рыцарскими доблестями.

Противоречивость образа Дон Кихота состоит в том, что его гуманистические устремления выступают в отжившей свой век рыцарской форме. Поэтому и наше отношение к Дон Кихоту двойственно. Мы глубоко сочувствуем его благородным устремлениям, но в то же время смеемся над его исторической слепотой, над отсутствием у него чувства реальности, над его нелепым намерением копьем и мечом феодального рыцаря воевать против новых экономических форм жизни. Дон Кихот бессилен в своей борьбе против буржуазного мира, ибо он нападает на него с позиций прошлого.

В образе Дон Кихота показан не только сумасбродный рыцарь, в нем представлены беспочвенная восторженность, прекраснодушные мечты о счастье людей, не опирающиеся на действительность. Злоключения и неудачи рыцаря из Ламанча ясно показывают, что лучшие, благороднейшие идеи терпят крах, если они не находят опоры в реальной жизни.

Образ Санчо Панса

Рядом с тощим и длинным Дон Кихотом, восседающим на Россинанте, трусит на своем осле приземистый и кругленький оруженосец Санчо Панса. Образ его тоже претерпевает в романе известную эволюцию.

Санчо вступает в роман со следующей характеристикой: «Это был человек добропорядочный (если только подобное определение применимо к людям, которые не могут похвастаться порядочным количеством всякого добра), однако ж мозги у него были сильно набекрень». Санчо наивен и придурковат, он единственный, кто верит бредням Дон Кихота. В нем сказалась ограниченность деревенской жизни. Он не лишен некоторого плутовства и не прочь не заплатить в трактире или воспользоваться чужой сбруей для своего осла. Иногда он высказывает прямо корыстные мысли — так, Санчо считает, что если его подданными будут негры, он сможет их попросту продавать.

Санчо Панса отчасти понимает, что его хозяин сумасшедший. Он довольно ловко использует доверчивость Дон Кихота. Трезвый и не лишенный практической сметки, он часто торжествует над ним. Когда Дон Кихот хочет пуститься ночью в опасную авантюру, Санчо Панса связывает ноги Росинанту и объявляет, что волшебники заколдовали его. Или же он выдает проезжающих мимо крестьянок за Дульцинею и ее прислужницу.

На все приключения он долгое время смотрит с точки зрения собственной выгоды. Однако по мере развития романа происходит эволюция и Санчо Пансы. Во второй части романа он вырастает в фигуру, полную глубокого благородства.

Санчо все время говорит о жалованьи, постоянно разглагольствует о том, сколько ему полагается получить. Но по сути он человек бескорыстный. Все эти разговоры кончаются тем, что он примиряется с Дон Кихотом и без всяких условий следует за ним. Из всех своих предприятий он извлекает, говоря словами Гейне, только пуф.

В Санчо Пансе заложены своеобразные достоинства — в нем есть здоровое народное начало. Он — носитель народной мудрости. Под влиянием Дон Кихота Санчо Панса нравственно развивается, духовно растет. Эта духовная и нравственная стойкость героя выражается прежде всего в том, что он не оставляет своего господина, бескорыстно повсюду следует за ним.

Характер Санчо Пансы наиболее полно раскрывается в эпизоде с его губернаторством. Вняв советам рыцаря-гуманиста, губернатор-крестьянин правит лучше герцога. Он проявляет самообладание, мудрость и бескорыстие. Над Санчо Пансой издеваются. Под предлогом, что его могут отравить, ему не дают есть; его зажимают щитами и топчут ногами во время воображаемой битвы. Но он делает свое дело. Он разгадывает многочисленные загадки, мудро и справедливо решает сложные дела. Во всей литературе европейского Возрождения мы не встречаем такого апофеоза крестьянина, мудрости и справедливости человека из народа.

Смысл романа

Дон Кихот и Санчо Панса странствуют вместе, они неразлучны. Дон Кихот — рыцарь-гуманист, Санчо Панса — крестьянин, представитель народа. Гуманизм и народ неразделимы.

Санчо Панса и дон Кихот представляют старый мир, старое добуржуазное общество, два его сословия — рыцаря и крестьянина. Оба они противостоят буржуазному миру.

Дон Кихот даже поднимает бунт против этого мира. Однако роман кончается примирением героя с обществом. В конце романа Дон Кихот превращается в Алонсо Кихана Доброго, смиренного человека, который отказывается от своих бредней и умирает, оплакиваемый родственниками и друзьями. Но, конечно, смысл романа не в этом примирении, а в изображении бунта Дон Кихота.

Сервантес хоронит старый феодальный мир, отживший и осужденный историей. Но он не приемлет и нарождающийся буржуазный мир с его черствостью, бессердечием, меркантилизмом. В тех исторических условиях, когда был создан роман, он играл важную роль в борьбе против феодализма и таким образом объективно подготовлял буржуазное общество.

В романе заключены гуманистические идеи, выходящие за пределы буржуазного мира, неосуществимые в нем. Эти идеи Сервантес завещал грядущим векам, завещал будущему.

Значение САНЧО ПАНСА в Литературной энциклопедии

САНЧО ПАНСА

(исп. Sancho Pansa; «pansa» - пузо, брюхо, живот) - центральный персонаж романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605; второй - 1615). Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин С.П. оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяи ном С.П. переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, С.П. считает Дон Кихота сумасшедшим, с другой - почитает рыцаря как одного из самых благоразумных и образованных людей, простодушно веря его рассказам. Оруженосцу достается не меньше, чем его хозяину: он часто бывает бит, его обкрадывают; окружающие подшучивают над ним, считая таким же чудаком, как и Дон Кихот. На протяжении всего романа Рыцарь Печального Образа и его оруженосец остаются неразлучными, за исключением момента, когда герцог и его супруга претворяют в жизнь давнюю мечту С.П. - стать губернатором острова. Дон Кихота и С.П. часто противопоставляют друг другу: дородный и любящий поесть С.П. не только внешне полная противоположность своему долговязому и худому хозяину. В противовес Дон Кихоту он олицетворяет собой здравый смысл и житейскую смекалку. Однако «здравомыслие» С.П. не мешает ему быть спутником, другом и главным собеседником Дон Кихота, соучастником многих его подвигов. Образ С.П. генетически связан с народной смеховой культурой (не случайно в одном из эпизодов романа шутники подбрасывают С.П. на одеяле - как чучело или собаку во время празднования карнавала в Испании) и образует один типологический ряд с такими персонажами, как Панург и Фальстаф. С.П. чужды высокие идеалы рыцарства Дон Кихота. Он руководствуется скорее соображениями материальной выгоды. С.П. часто обманывает своего хозяина, чтобы избежать тумаков и неприятностей. В сцене с тремя крестьянками, которых С.П. выдает за Дульсинею и ее свиту, герой сознательно вводит Дон Кихота в заблуждение, описывая смущенному хозяину красоту и прекрасное одеяние благородных дам. Когда Дон Кихот требует у оруженосца, чтобы тот бичевал себя, С.П. наносит удары по буковым деревьям. По ходу романа С.П. присваивает многие черты Дон Кихота, иногда начинает рассуждать, как его хозяин. Во время своего губернаторства на вымышленном и созданном герцогом острове Баратария неотесанный и простоватый С.П., помня наставления Дон Кихота, проявляет себя как честный и мудрый правитель и поражает всех своей изысканной манерой выражаться. Посчитав, что должность губернатора не для него, что он не сможет защитить остров от нашествия врагов, ибо дело крестьянина - пахать землю, С.П. возвращается в услужение к Дон Кихоту. По его словам, он вновь обретает прежнюю свободу, т.к. служение у господина для него не является принуждением, каковым оказалось губернаторство. В критике образ С.П. чаще всего рассматривается в связи с образом Дон Кихота (выразительный пример - точка зрения на С.П. Тургенева и Достоевского). В испанской литературе начала XX в. образ С.П. истолковывается как олицетворение нации. Контакт с идеалом (Дон Кихотом) возвышает простого человека, и от «кихотизации» Санчо-народа зависит будущее Испании (Унамуно). Лит. см. к статье «ДОН КИХОТ ». Г.В.Денисенко (лит. герои)

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САНЧО ПАНСА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САНЧО ПАНСА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-26 Time: 06:32:08 Санчо Панса? герой произведения "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский".- *? Такой важный господин, как вы, …
  • САНЧО ПАНСА в Словаре русского языка Лопатина:
    С`анчо П`анса, С`анчо П`ансы, …
  • САНЧО ПАНСА в Орфографическом словаре:
    с`анчо п`анса, с`анчо п`ансы, …
  • САНЧО
    (Sancho) — короли Кастилии: 1) С. I., он же король Наварры С. III (см.). 2) C. II, царствовал в 1065—72 …
  • САНЧО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Sancho) ? короли Кастилии: 1) С. I ., он же король Наварры С. III (см.). 2) C . II , …
  • САНЧО IV
  • САНЧО III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1157—1158 г.г Сын Альфонса VII и Беранжеры Барселонской Ж. с 1151 г. Бланка, дочь короля …
  • САНЧО II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) Король Кастилии (Испания), правивший в 1065—1072 гг. Сын Фердинанда I и Станции Леонской Ж.: Альберта, Умер 7 окт 1072 …
  • САНЧО I РАМИРОС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • САНЧО I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) Король Леона (Испания), правивший в 957—958, 959—966 гг. Сын Рами-ро II. Умер 966 г. 2) Санчо несколько лет воевал …
  • САНЧО IV в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1284—1295 гг. Сын Альфонса X Мудрого и Иоланды Арагонской Ж.: с 1282 г. Мария де …
  • САНЧО III в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1157—1158 г.г Сын Альфонса VII и Беранжеры Барселонской Ж. с 1151 г. Бланка, дочь …
  • САНЧО II в биографиях Монархов:
    Король Португалии из Бургундской династии, правивший в 1223—1248 гг. Сын Альфонса II и Урраки Кастильской. Умер янв. 1248 г. Когда …
  • САНЧО II в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1065—1072 гг. Сын Фердинанда I и Станции Леонской Ж.: Альберта, Умер 7 окт 1072 г. …
  • САНЧО I РАМИРОС в биографиях Монархов:
    Король Арагона (Испания), правивший в 1063 — 1094 гг. В 1076—1094 гг. король Наварры под именем Санчо V. Сын Рамиро …
  • САНЧО I в биографиях Монархов:
    Санчо несколько лет воевал против старшего брата Ордоньо III, пытаясь отобрать у него престол. Наконец, после его смерти он сделался …
  • СЕРВАНТЕС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаэль Сааведра (Cervantes) — знаменитый испанский писатель, род. в 1547 г. в Алкале, происходил из благородного древнего рода, в котором …
  • ФЕРДИНАНД IV в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) Из династии Габсбургов. Король Чехии в 1646- 1654 гг. Король Венгрии в 1647 —1654 гг. Немецкий король в 1653—1654 …
  • ФЕРДИНАНД I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1035-1065 гг. Сын Санчо III Великого. Ж.: с 1033 г. Санция, дочь Альфонса V, короля …
  • АЛЬФОНС X МУДРЫЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • АЛЬФОНС VI в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии, правивший в 1072-1109 гг. Сын Фердинанда 1 и Станции Леонской. Ж.: 1) Агнесса, дочь герцога Аквитанского Вильгельма VI; …
  • ANTONII в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АНТОНИИ. Из лиц, принадлежавших к этому римскому роду (gens), кроме названных под словом Antonia женщин, должны быть еще упомянуты: 1) …
  • ФЕРДИНАНД IV в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1295—1312 гг. Сын Санчо IV и Марии де Молины. Ж.: с 1302 г. Констанция, дочь …
  • ФЕРДИНАНД I в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1035—1065 гг. Сын Санчо III Великого. Ж.: с 1033 г. Санция, дочь Альфонса V, короля …
  • АЛЬФОНС X МУДРЫЙ в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания) в 1252—1284 гг. Император «Священной Римской империи" в 1257—1273 гг. Сын Фердинанда Ш и Беатрис Швабской. Ж.: …
  • АЛЬФОНС VI в биографиях Монархов:
    Король Кастилии, правивший в 1072—1109 гг. Сын Фердинанда 1 и Станции Леонской. Ж.: 1) Агнесса, дочь герцога Аквитанского Вильгельма VI; …
  • УРЛАУБ ЕГОР ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Урлауб (Егор Федорович, Johann-Georg-Christian Urlaub) - исторический живописец и жанрист, сын баварского подданного, живописца по эмали, родился в Санкт-Петербурге в …
  • СЧАСТЛИВЦЕВ в Литературной энциклопедии.
  • СГАНАРЕЛЬ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Sganarelle) - центральный персонаж комедий Мольера «Летающий доктор» (1654), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Школа мужей» (1661), «Брак поневоле» …
  • КОЛА БРЮНЬОН в Литературной энциклопедии:
    (фр. Colar Breugnon) - герой романа Р.Роллана «Кола Брюньон (Жив курилка)» (ок. 1913). Писатель считал своего героя воплощением «галльского духа» …
  • КИМ в Литературной энциклопедии:
    (англ. Kim) - герой романа Р.Киплинга «Ким» (1901), сын солдата-ирландца из полка, расквартированного в Индии. Оставшись сиротой, К. становится уличным …
  • ЖАК-ФАТАЛИСТ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Jacques le fataliste) - герой романа Д.Дидро «Жак-фаталист» (1773-1774), написанного во время пребывания автора в России и Голландии. Сопровождая …
  • ДУШЕЧКА в Литературной энциклопедии:
    - героиня рассказа А.П.Чехова «Душечка» (1899). Д., Оленька, Ольга Семеновна Племянникова, одна из самых популярных героинь прозы Чехова, вошедшая в …
  • УНАМУНО в Литературной энциклопедии:
    Мигель, де — испанский писатель. Баск по происхождению, Унамуно родился в Бильбао, там же прошел и …
  • ДОН-КИХОТ в Литературной энциклопедии:
    центральный образ романа «Хитроумный гидальго Дон-Кихот Ламанчский» (Hingenioso Hidalgo Don Quijote de la Mancha) испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры …
  • ЛЕВЕК в Большом энциклопедическом словаре:
    (Levecq) Луиза (1703 - между 1743 и 1745) французская писательница. Автор критических заметок о "Дон Кихоте" М. Сервантеса, поэмы "Санчо …
  • ТОЛУБЕЕВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
    Юрий Владимирович [р. 18.4(1.5).1906, Петербург], советский актёр, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1976). В 1929 окончил Ленинградский институт …
  • ЛЕОНОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Евгений Павлович (р. 2.9.1926, Москва), советский актёр, народный артист СССР (1978). Член КПСС с 1955. В 1947 окончил Московскую драматическую …
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ВОДЯНОЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Григорьевич (р. 23.12.1924, Харьков), русский советский артист оперетты, народный артист СССР (1976). Член КПСС с 1947. Учился на актёрском …
  • ФУРКРУА, БОНАВЕНТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (de Fourcroy; умер в глубокой старости в 1692 г.) — талантливый адвокат, досуги посвящал поэзии и истории, автор нескольких юридических …
  • УРЛАУБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Егор Федорович, Johann-Georg-Christian Urlaub) — исторический живописец и жанрист, сын баварского подданного, живописца до эмали, род. в СПб. в 1844 …
  • СМИРК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Smirke) — Три англ. художника. 1) Роберт С. (1752—1845), рисовальщик и живописец, вначале занимался расписыванием карет и гербов, а потом …
  • НАВАРРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    прежде королевство, теперь пров. сев. Испании, у южн. подошвы западн. Пиренеев, на границе с Францией. 10478 кв. км, 304122 жит. …
  • КАСТИЛИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (исп. Castilia, фр. Castille, нем. Kastilien) — в естественном и политическом отношении центр Пиренейского полуо-ва; плоскогорье, делится на сев., Старую, …

Сааведра писал тогда, когда сидел в тюрьме. В этот роман писатель вложил все свои мысли о жизни, людях, творчестве, мире и т. д. Это было время, когда на аристократов наступала буржуазия, когда рушились старые устои. Сервантес все это видел и создал один из самых светлых образов во всей мировой литературе.
Главные герои романа — хитроумный идальго Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Дон Кихот — это мечтатель, который верит в чудо, в добро и справедливость. Он считает, что справедливость должна торжествовать в Испании и во всем мире. Когда роман опубликовали, все в один голос признавали Дон Кихота очень необычным и интересным персонажем. Решив стать рыцарем, защищающим честь и справедливость, идальго стал совершать «героические поступки». Дон Кихот Ламанчский — это человек, который читал много рыцарских романов, популярных в ту пору. Ему захотелось стать таким же благородным рыцарем, как герои этих романов, и прославиться на всю страну: «один хитроумный идальго вообразил себя рыцарем и отправился в путь, задавшись целью искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет».
Сервантес показывает нам, что в Дон Кихоте сочетаются фантазерство и реализм. С одной стороны, он совершает какие-то нереальные поступки: он сражается с ветряными мельницами, пытается вызвать на бой свирепых львов, бросается верхом на своем верном коне в самые опасные авантюры. Ему кажется, что он заступается за всех униженных и обездоленных, что за это его все будут уважать. Но на самом деле это не так: люди смеются над рыцарем, считают его помешанным. С другой стороны, Дон Кихот человек рационального ума, образованный и понимающий жизнь. Когда его верный оруженосец становится губернатором, он дает ему полезные советы.
Дон Кихот — человек добрый, щедрый, он всегда готов прийти на помощь. И.С. сказал о нем: «Он весь живет… вне себя, для других, для братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам, волшебникам, великанам — то есть притеснителям». Но мне жаль Дон Кихота — в современной жизни ему не было бы места.
Хорошо, что у него есть Санчо Панса. Санчо Панса — полная противоположность своему господину. Он трезвомыслящий и прагматичный крестьянин, который выручает Дон Кихота из многих передряг. Они даже внешне совершенно различны: Дон Кихот — высокий и худой, а Санчо Панса — низкий и толстый. Они смотрятся комично, но они прекрасно понимают друг друга и хорошо дополняют. Я думаю, что друг без друга они бы пропали.
Санчо Панса — преданный друг и помощник, в нем воплощены все лучшие качества простого человека. Он надежный, добросердечный, веселый. Если бы не он, Дон Кихот бы не выпутался из своих неприятностей, а иногда бы не смог избежать смерти. Санчо Панса удерживал своего «рыцаря» от ненужных подвигов, а также быстро спускал его на землю после «великих побед». Мне Санчо Панса нравится, потому что он сообразителен, остроумен, всегда что-то делает и не падает духом. Потом все эти качества пригодились ему, когда он стал губернатором. Преданность и все положительные качества Санчо Пансы делают его любимый героем этого произведения у многих читателей.

Не зря сожгли Сервантеса… да-да. В начале сего фильма священник и аптекарь отправляют на костер все книги о рыцарях не позабыв на закуску и творение Сервантеса. Вот прекрасный намек сценаристов -во что превратится несгораемая классика благодаря их беспутно-поверхностной работе над этим фильмом.

Если пересказывать вкратце книгу о доблестном рыцаре Дон Кихоте и его оруженосце — то выйдет приблизительно этот фильм, но -на килограмм умнее, на пол-кило романтичнее и на 200 грамм трагичнее. Фильм удался лишь воплощением персонажей — отличный подбор актеров, типажность и темперамент на высоте. Не повезло конечно найти в фильме истинного Росинате -клячу жалкую и тощую как и хозяин, но это мелочи, на фоне итальянской Испании.

Слишком много итальянского -и манера комедийного сюжета (комедия дель-арте) и персонажи более подходящие к балаганному театру, где дон Кихот -Пьеро, а Санчо Панса -Арлекино. Ода Мальвине (то есть Дульсинее Тобоской) прозвучала почти к месту и по тексту, но.. Дульсинея существовала, а тут же Дон Кихот сам признает свою ненормальность и говорит, что выдумал эту прекрасную даму. А пицца? Откуда взялась пицца на столе бедной испанской крестьянки. Наверное это такой непрозрачный юмор был в фильме.

Слишком мало экзальтированного романтизма. Ведь произведения Сервантеса просто пропитано поэтическими идеалами и романтическими историями о несчастных влюбленных. Это фильм нужно переименовать в «Санчо Панса и его господин Рыцарь Печального Образа именуемого Дон Кихот»… Длинновато, но в стиле Сервантеса. Увы -много шуток и пантомим, много нелепостей и кривляний, а поэзии и возвышенности и безумства Дон Кихота, очень мало! Мало злоключений и переломов, мало несчастий и испытаний. Но именно это и есть стержень всего бессмертного творения перерастворимого, как растворимый кофе в этот фильм, именуемый экранизацией.

Главная и важнейшая сцена -сражения с мельницами, откровенно дешево снята. Декорации мелкие, неправдоподобные и монтаж вырвал куски сцены. Большой минус для фильма. Именно тема борьбы с ветряными мельницами -стал символом пустых и безумных свершений. Зато на яйцах продюсеры не продешевили -проглатывания яиц -главный фокус фильма, этакая дешевая клоунада на радость публике.

Отмечу лишь пару удачных моментов фильма -воображаемый пир в сарае и ночное дежурство Дон Кихота.

Эпилог. Открытый и пафосный, даже красиво-символичный. Не важно, что не по книге, главное было поставить восклицательный знак после выдуманного хеппи-энда.




Top