В эрмитаже более трех миллионов. Интересные факты об эрмитаже, которые мало кто знает

В этом году самому большому музею страны исполняется 250 лет. В год Эрмитаж посещают около 3 миллионов человек, это самый высокий показатель среди российских музеев. Почти каждый посетитель хочет не только увидеть картины лучших художников со всего мира, но и узнать об Эрмитаже с другой, «непарадной», стороны. Ведь о его коллекции можно прочесть в Википедии, а о жизни сотрудников – нет. Поэтому мы ответили на самые популярные вопросы посетителей, чтобы показать музей с другой точки зрения.

1. Что надо обязательно посмотреть в Эрмитаже?

Среди лучших мировых музеев Эрмитаж выделяется коллекцией голландского искусства XVII века (второй этаж), хорошим собранием произведений импрессионистов и постимпрессионистов (сейчас перенесены в Главный штаб), а также искусства эпохи Возрождения. Здесь хранятся две картины Леонардо да Винчи, две работы Рафаэля и скульптура Микеланджело. Столь значимых произведений мирового искусства нет ни в одном музее России.

Больше всего посетителям нравятся две так назывемые «Кладовые»: «Бриллиантовая» и «Золотая». В первой хранят драгоценности царской семьи и дипломатические подарки. Там есть работы Фаберже, броши императрицы Елизаветы и оружие, украшенное драгоценными камнями. В «Золотой кладовой» больше археологических находок. Самое важное здесь – скифское золото. Однако для того, чтобы попасть в эти «Кладовые», нужен отдельный билет и экскурсовод: без сопровождения там находиться запрещено.

Букет цветов. 1740-е годы. «Бриллиантовая кладовая»

2. Сколько времени надо, чтобы обойти весь Эрмитаж?

Коллекция музея насчитывает более трех миллионов экспонатов. Если потратить на каждый из них хотя бы минуту, то все можно увидеть за 13 лет. Даже для того, чтобы просто обойти все залы, не останавливаясь у витрин, потребуется почти 5 часов. Экскурсии же в среднем длятся полтора-два часа. Посетители знакомятся с основными экспонатами и залами: парадными помещениями Зимнего дворца, часами «Павлин», залами с произведениями эпохи Возрождения, Рембрандтом и античной скульптурой.

3. Почему в других музеях заставляют надевать бахилы или специальные тапочки, а здесь нет? Эрмитаж не бережет паркет?

Бережет, но в день в Эрмитаже по 300 тысяч посетителей. На всех бахилы не наденешь. Однако, от обуви на высоких каблуках посетителей все же просят воздержаться: вмятины остаются на 200-летних досках навсегда.

4. «Это наверняка все копии. Подлинники уже давно продали Америке/лежат в запасниках/вынесли сотрудники».

В каждой группе есть туристы, которые считают, что большинство картин в Эрмитаже – это копии. Конечно, многие насмешливо хмыкнут, но все произведения на экспозиции – подлинные.

Да, много было продано на аукционах, много вещей действительно лежит в запасниках, и был скандал с одной из хранительниц Эрмитажа Ларисой Завадской, выносившей из музея экспонаты в течение нескольких лет. Однако все, что висит на экспозиции, – оригиналы. Ни один уважающий себя музей не будет обманывать своих посетителей, а Эрмитаж – один из лучших музеев мира.

5. Как все охраняется? Такое ощущение, что все можно вынести.

Во всех крупных музеях, в том числе и в Эрмитаже, есть службы безопасности. В отличие от полиции, они осуществляют не силовой контроль, а технический – организуют систему сигнализации, систему периметральной охраны и защиты отдельных экспонатов. Разумеется, уровень защиты произведений на мировом уровне.

При этом, конечно, в Эрмитаже было многое: и картины крали, и вазы выносили, и «Данаю» Рембрандта обливали кислотой. Это может произойти в любом музее мира, от краж не застрахован никто.

Картина была приобретена Александром III. В 2001 году неизвестный вырезал полотно из рамы. В 2009 году оно было возвращено Эрмитажу, но вора до сих пор не нашли

6. Можно ли спрятаться ночью где-нибудь, чтобы не нашли охранники?

Почему-то посетители считают, что смотрительницами становятся искусствоведы или научные работники после ухода на пенсию. В действительности это не так: на работу могут взять любого человека, даже без образования, если он внушает доверие, конечно. Из-за маленькой зарплаты и не очень активной работы на вакансию чаще откликаются пожилые люди, хотя ограничения по возрасту нет.

У этой работы есть и свои плюсы: смотрители могут сами выбирать себе залы для смены, график работы не очень напряженный, да и коллектив довольно дружный. Вообще Эрмитаж – это большая семья, здесь все друг друга знают.

Самый сложный период работы смотрительниц – лето. В туристический сезон залы переполнены, особенно на втором этаже. Надо следить, чтобы посетители не трогали экспонаты и не отставали от групп.

8. Как попасть на работу в Эрмитаж?

В отличие от должности смотрителя, на место научного сотрудника попасть просто так невозможно. Во-первых, у кандидата должно быть высшее образование. Не всегда нужны именно искусствоведы: в античном отделе работает много археологов, в восточном – востоковедов. Однако, даже образование не дает гарантию получения работы в Эрмитаже.

Есть два варианта, как можно попасть на должность сотрудника. Первый – «светиться» на различных конференциях и круглых столах, которые проходят в музее, знакомиться там с руководителями отделов. Второй – пойти экскурсоводом в надежде таким образом получить нужные связи. Но этот вариант самый ненадежный: так некоторые работают годами. Лучший способ – выбрать себе научного руководителя для дипломной работы из эрмитажных сотрудников и так потихоньку заявлять о себе. В остальном, это связи, связи и еще раз связи.

9. Экскурсоводы знают обо всех картинах?

Почти все экскурсоводы Эрмитажа имеют искусствоведческое или культурологическое образование. Много людей приходит из смежных профессий, но перед тем, как «выйти на экскурсию», они учатся почти год: подробно разбирают историю зданий, формирования коллекции, заучивают основные произведения. Все знать нельзя, но при общем искусствоведческом образовании рассказать реально почти о любом произведении.

В день у экскурсоводов бывает по три группы, с каждой из них он работает по два часа в среднем. Все это время приходится говорить без остановки. Можно представить, какая к концу дня накатывает усталость: ноги гудят, особенно если обувь неудобная, летом ужасно душно в залах (иногда в зале Рембрандта люди падают в обморок), да и посетители бывают сложные. Но зато есть и свой огромный плюс: нет ничего лучше, когда перед сном вспоминаешь улыбки и благодарность людей, особенно если удается завоевать внимание детей. Сразу появляется ощущение, что все это не зря.

Самому главному музею России - Эрмитажу - уже более 250 лет. Это крупнейший музей нашей страны. Мы собрали самые интересные факты, которые, вероятно, многим неизвестны.

Когда-то попасть в Эрмитаж не мог даже Пушкин

Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров. Полотна разместили в уединенных залах дворца, кстати, отсюда и название: с французского «эрмитаж» означает место уединения, приют отшельника. Это собрание постепенно пополнялось новыми экземплярами, однако посетить залы мог далеко не каждый. Так, Александру Пушкину удалось посмотреть коллекцию только после просьб Василия Жуковского, влияние которого при дворе было достаточно сильным.

Открыл же Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

В Эрмитаже работают коты

Впервые коты в Зимнем дворце появились при Елизавете Петровне: она издала «Указ о высылке ко двору котов». Это случилось после того, как дворец стал подвергаться нападкам крыс, которые портили стены. Ну а Екатерина II подарила животным официальный статус - «охранники картинных галерей».

Сегодня в музее живут около 70 котов, и их часто называют «внештатными сотрудниками». У них есть свой паспорт, а гулять им можно везде, кроме выставочных залов. И коты - настоящая легенда музея, им шлют подарки, о них снимают фильмы (как шутят работники Эрмитажа, чаще, чем про Рембрандта) и пишут статьи. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

В Эрмитаже есть никому не известные шедевры

Эрмитаж часто представляет публике ранее неизвестные работы художников. А иногда настолько неизвестные, что об их нахождении в стенах музея не знают даже сами сотрудники. Так, в 1960-х годах картину нидерландского художника совершенно случайно нашел голландский искусствовед. Сотрудники музея пригласили его выпить чай в подсобку, и под шкафом он увидел какой-то лист. Когда находку достали, оказалось, что это картина «Вакх, Церера, Венера и Купидон», принадлежащая перу Хендрика Гольциуса. А полотно приобрела Екатерина II еще в 1772 году. Картину отправили на реставрацию, после чего она заняла свое почетное место в экспозиции. Говорят, что теперь каждый сотрудник музея мечтает найти шедевр и внимательно осматривает все уголки Эрмитажа.

В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей


Мало кто знает, но Николай II коллекционировал автомобили. Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. Для этого между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем построили специальный гараж.

Здесь стояли автомобили Mercedes, Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Brasier, Peugeot, Renault, а также российские «Руссо-Балт» и «Лесснер». В гараже было все необходимое: автомойка, бензоколонка и даже целая система парового отопления (чтобы избежать коррозии). К сожалению, большевикам тоже нравились автомобили, и при разграблении Эрмитажа в 1917 году вся коллекция Николая II бесследно исчезла.

В Эрмитаже видели привидения

Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, нужно 11 лет


Эрмитаж не только один из самых популярных музеев России, но и мира. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Коллекции размещены в пяти зданиях, и нужно преодолеть 24 километра, чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов. Ну а если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.

Для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Мы предлагаем прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами музея.

Что с «Павлином»?

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

Гробница Гомера

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

Неповторимые серьги

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Эрмитаж - это крупнейший музей нашей страны. Эрмитаж – самое большое и значительное место культуры и художества в России.

Расположен Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Он занимает огромную площадь, состоит из пяти зданий, одно из них – Зимний дворец.

Из истории создания Эрмитажа:

Эрмитажу уже более 250 лет. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. В 1764 году Екатерина приобрела в Берлине коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Сначала картины украшали дворец. В 1775 году для картин построили отдельное здание. Коллекция картин Екатерины II изначально размещалась также во дворцовом флигеле, который и получил название «Малый Эрмитаж».

Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж.-Б. Вален-Деламота рядом с Зимним дворцом. Однако «уголок» оказался не таким уж маленьким: в нем хватило места и для парадных комнат, в которых Екатерина принимала гостей, и для отдельного крыла, где жили ее фавориты, и даже для висячего сада, из-за которого новый павильон и получил свое первоначальное название - Оранжерейный дом. Так началась история одного из крупнейших музеев мира - Эрмитажа.

В далеком 1764 году его коллекция насчитывала всего 317 экспонатов. В настоящее время в пяти зданиях музея находятся около трех миллионов произведений искусства, а сам Эрмитаж входит в 20-ку лучших музеев мира.

Название музея с французскими корнями. Слово «эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «приют отшельника», «келья». Во Франции эрмитажами называли небольшие павильоны при дворцах. На первом этаже таких павильонов размещались слуги, а на втором – хозяева и гости. Слуги внизу накрывали столы и с помощью специального устройства отправляли кушанья наверх, как на лифте. Таким образом, знатные особы оставались наедине, обслуживающий персонал не мешал их уединению. А взяли такое название музею потому, что изначально все картины находились в уединенных местах.

Изначально Эрмитаж считался частной собственностью Екатерины II. Постепенно коллекция становилась больше, но посмотреть ее могли лишь избранные. Доступ к музею был закрыт для обычных граждан. В то время попасть в музей могли только приближенные ко двору предполагалось, что в Эрмитаже они смогут побыть наедине с искусством и собственными мыслями.

В XVIII и первой половине XIX века простые люди не могли попасть в Эрмитаж: в музей допускались только самые знатные особы, приближенные ко двору. Но даже для первых лиц страны действовали строгие правила посещения. Военные должны были приходить исключительно в парадных мундирах, а все остальные – во фраках. Известного человека, одетого в повседневный сюртук, в Эрмитаж бы не пропустила придворная контора, которая выдавала билеты. К каждому посетителю приставлялся камер-лакей, который рассказывал вельможе о картинах и следил, чтобы тот их не испортил. Попасть в музей не мог даже Пушкин. Лишь в 1832 году его друг Василий Жуковский, служивший наставником у сына Николая I, подарил поэту бессрочный пропуск.

В 1852 году коллекция музея разрослась. Для новых экспонатов был открыт Императорский Эрмитаж. И 17 февраля 1852 года свои двери Эрмитаж открыл для посетителей.

А открыл Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

Строительство здания императорского музея было завершено в 1850 году. Николай Первый назвал его Новым Эрмитажем. Он открыл новую страницу в истории музея и продолжал политику Екатерины Второй, своей великой бабки. Она устраивала картинную галерею в Эрмитаже для того, чтобы мир увидел, что Россия имеет право именоваться европейской державой, а императрица – просвещённая монархиня. Великолепные коллекции собрала Екатерина Вторая в пустыньке – на антресолях бельэтажа Зимнего дворца и двух галереях Малого Эрмитажа, а потом и в специально построенном здании Большого Эрмитажа.

Строители Эрмитажа не ценились, и были рабами. В строительстве этого масштабного здания принимали участие 4 тысячи работников. Это были каменщики и штукатуры, мраморщики и лепщики, паркетчики и живописцы. Получали они за свою работу сущие гроши. Да и жили они либо здесь же, либо ютились в лачугах, построенных прямо на площади.

После завершения строительства Дворцовая площадь была завалена строительным мусором. Пётр III решил избавиться от мусора оригинальным способом – он объявил народу, что каждый может взять с площади всё, что захочет, и при том совершенно бесплатно. Через несколько часов мусора на площади не было.

В XVIII столетии стены Зимнего дворца начали портить крысы. По указу императрицы Елизаветы Петровны из Казани были привезены коты, которые и избавили музей от грызунов. Известно, что Екатерина II не любила кошек, но оставила их и присвоила им статус «охранников картинных галерей», разделив котов на дворовых и комнатных. Зимний дворец перестроили в камне, но коты никуда не делись – их переселили в новое здание, где они по сей день чувствуют себя полноправными хозяевами. В настоящее время эрмитажные коты продолжают охранять музей. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, имеют собственный паспорт и могут перемещаться по всей территории музея, кроме залов.

С 1762 по 1904 год Зимний дворец служил резиденцией российских императоров. В 1904 году Николай II перенес резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. 30 октября (12 ноября) 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж музеями.

В 1837 году дворец случился пожар, сгорело всё, и императорская семья осталась без крова. Положение спасли 6000 работников, которые работали днём и ночью. Через год с небольшим дворец был полностью восстановлен, и стал ещё краше!

5 февраля 1880 года в Зимнем дворце произошел теракт: Степан Халтурин устроил взрыв. Александр II, на которого покушался Халтурин, не пострадал. Одиннадцать героев русско-турецкой войны погибли: они несли службу в Зимнем дворце. Взрыв ранил 56 человек. + Во время Великой Отечественной Войны в Зимний дворец попали 17 артиллерийских снарядов и 2 бомбы. В подвалах дворца организовали 12 бомбоубежищ. Здесь жили люди, сюда перенесли музейные коллекции.

В настоящее время название музея «Малый Эрмитаж» никак не соответствует его предназначению в XVIII столетии: Эрмитаж состоит из нескольких зданий, а его залы ежедневно посещают около 12 тысяч человек. А за год в нем насчитывается приблизительно три миллиона человек. Он является самым популярным музеем не только в России, но и в мире. +Эрмитаж всё время перекрашивали в разные цвета. Был он и красным и розовым, и жёлтым. Бледно-зеленый цвет, в который здание окрашено сейчас, Эрмитаж приобрел в 1946 году.

История пополнения коллекции Эрмитажа:

1) 1764 год считается годом основания музея и в этом году были приобретены 225 картин фламандских и голландских мастеров у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского.

2) В Брюсселе в 1768 году были приобретены собрания картин фламандской и голландской школ графа Иоганна Карла Кобенцля и принца де Линя.

3) В 1779 году в Англии для Эрмитажа была закуплена знаменитая галерея лорда Уолпола, заложившая основу коллекции итальянской живописи 17 века.

4) Собрание Эрмитажа стало одним из самых больших в Европе к концу царствования Екатерины Второй, при сыне её Павле Первом и её внуке Александре Первом медленно приобретало статус дворцового музея.

5) Николай Первый приобретал современную и античную скульптуру и другие произведения искусств.

6) В 1830-х годах были произведены большие закупки картин художников Испании.

7) В 1850 году в Венеции произвели закупку коллекции галереи Барбариго вместе с полотнами Тициана. В этом же году приобрели картины для музея из собрания короля Нидерландов Вильгельма.

8) В 1850 году в Эрмитаже насчитывалось 56 321 единица хранения.

9) В 1852 году были приобретены полотна в Париже из колекции Сульта испанской и итальянской школ.

10) Важным событием стала в жизни Эрмитажа закупка в 1851-1858 годах замечательного собрания медалей и монет Я Рейхеля, крупнейшего собирателя в Петербурге. Почти пять тысяч русских медалей и монет и сорок три тысячи восточных, западноевропейских и и античных медалей и монет обогатили собрание Эрмитажа.

Наиболее значительные коллекции, поступившие в музей со времени его основания:

1764 – собрание И.-Э. Гоцковского 1769 – собрание графа Г. Брюля.

1772 – собрание барона П. Кроза.

1779 – собрание лорда Р. Уолпола.

1781 – собрание графа Ф. Бодуэна.

1787 – Кабинет резных камней герцога Орлеанского.

1814 – картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ.

1861 – собрание маркиза Дж.-П. Кампаны.

1884 – собрание А. П. Базилевского.

1885 – Царскосельский арсенал.

1910 – собрание П. П. Семенова-Тян-Шанского.

После 1918 года в музей поступили национализированные коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и другие.

1935 – собрание музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица).

1948 – коллекция новой европейской живописи конца XIX - начала XX в., в основном из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова.

1950 – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея.

2001 – коллекция музея Ломоносовского фарфорового завода.

30 интересных фактов об Эрмитаже:

1. Государственный Эрмитаж располагается в пяти зданиях: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж - стоящих в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы.

2.Этот архитектурный ансамбль сформировался в XVIII - XIX веках. Впоследствии название Эрмитаж перешло ко всему музейному комплексу. Изначально произведения искусства концентрировались в дворцовом флигеле, который назвали Малым Эрмитажем.

3.Самым примечательным зданием Эрмитажа является Зимний дворец, построенный архитектором Ф. Б. Растрелли в 1754 -1762 годах. Он был в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге.

4. Интересно, что в 1844 году Николай I издал указ о запрете строить в Санкт-Петербурге здания выше Зимнего дворца.

5. Одной из самых полных и дорогих считается коллекция игральных карт, собранная генералом Д.П.Ивковым (1849-1912). Она насчитывает свыше 2 000 колод! В настоящее время коллекция хранится в Эрмитаже.

6. Количество скульптур, которые установлены на парапете Зимнего дворца – 176 штук.

7.Масштаб музея побил все рекорды. Эрмитаж состоит из более одной тысячи комнат, 117 лестниц, 1885 дверей, почти 2 тысячи окон. Главный фасад – 150 метров, а его высота 30 метров. Длина карниза около двух километров.

8.Из картин, положивших начало Эрмитажу в XVIII столетии, до наших дней дошла лишь треть. Тем не менее, с каждым годом экспозиция музея разрастается. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая картинная галерея мира. Чтобы посмотреть все три миллиона экспонатов музея, нужно пройти 24 км. Если же проводить около каждого произведения искусства по одной минуте, то на прохождение всех залов потребуется 11 лет – при условии, что вы будете бывать в Эрмитаже по восемь часов ежедневно.

9.В 1960-х годах в Эрмитаж с официальным визитом приехал искусствовед из Голландии. После прочтения лекции для ленинградцев специалист пил чай в подсобке с сотрудниками музея. Вдруг он увидел выглядывающий из-за шкафа край какого-то листа. Искусствовед потянул этот лист и обомлел: это оказался холст кисти известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон». Сотрудники Эрмитажа пришли в изумление. Известно, что рисунок был приобретен Екатериной II еще в 1772 году, потом уехал в московскую Академию Художеств, после революции вернулся в Эрмитаж, а вот сколько времени после этого он пылился в забытьи – установить не удалось. Полотно отправили на реставрацию, а с 2005 года картина снова находится в экспозиции Эрмитажа.

10.В XXI веке представительства музея стали появляться в других городах России и даже за рубежом. Так в Казани работает «мини-Эрмитаж», в котором проходят выставки и лекции. В Амстердаме существует выставочный центр «Эрмитаж на Амстеле», в лондонском филиале Эрмитажа изучают историю искусства, в центре «Эрмитаж-Италия» в Венеции занимаются историко-культурными связями двух стран, а музее Лас-Вегаса открыты «Эрмитажные комнаты». Периодически во всех филиалах музея проходят выставки картин, привезенных из петербургского Эрмитажа. В 2016 году музей появится и в Омске: он будет называться «Эрмитаж-Сибирь».

11.Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров.

12.История и залы его хорошо знакомы всем петербуржцам, но далеко не все знают о связанных с Эрмитажем необычных историях и легендах. Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

13.Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Ходит легенда, что скульптура кровожадной богини Сахмет, раз в году оживает. И на ней появляется кровь, но к моменту первого просителя кровь исчезает. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

14.Общая площадь помещений (зданий) Эрмитажа составляет 233 345 кв. м. А экспозиционно-выставочная площадь 66 842 кв. м.

15. Часть картин художника Рембрандта, в том числе известные «Даная», «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана», хранятся в Государственном Эрмитаже. Одни из них – Даная, Немилость Амана. В 1985 году, один душевнобольной человек облил картину Даная кислотой. Ее реставрировали более 20 лет. Теперь ее можно смотреть только под стеклом.

16. За полвека с 1711 по 1764 год в Санкт Петербурге построили целых пять зимних дворцов. Ныне существующий Зимний дворец - пятый по счету.

17. В 1725 году в Зимнем дворце скончался Петр I.

18. В Зимнем дворце снимали фильм «Русский ковчег» режиссера Александра Сокурова. Съемки происходили 23 декабря 2001 года. Фильм был снят за 1 час 27 минут 12 секунд одним кадром без использования монтажа. Это первый полнометражный художественный фильм без монтажа.

19. В Эрмитаже официально работают около 50 котов. Это коты-аристократы: потомки кота, привезенного Петром I из Голландии, а также потомки знаменитой и ныне утерянной казанской породы котов-мышеловов. Казанских котов выписывала из Казани лично Екатерина II. 20.На сегодняшний день в Эрмитаже живут 70 котов. У них есть паспорт, и они могут свободно передвигаться по Эрмитажу. Эти коты пользуются популярностью у посетителей, о них пишут статьи, фотографируют, приносят подарки. Эти коты внештатные работники музея. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

20.Директор Государственного Эрмитажа даже сказал как-то раз, что о кошках его спрашивают едва ли не чаще, чем о полотнах Рембрандта.

21.Коты пережили в Зимнем дворце войну с Наполеоном и Октябрьскую революцию, но блокада Ленинграда подкосила их, что сразу сказалось на возросшем поголовье крыс. После войны музей заново заселили кошками.

22. В 2014 году руководство музея установило «лимит» в 50 кошек – остальных ежегодно раздают в добрые руки.

23.Скульптуры из Царского Села и Таврического дворца составили основу коллекции античных памятников.

24. В коллекции Эрмитажа находится «Колыванская ваза» – работа русских мастеров. Она создана из твёрдого камня – яшмы. Делали её 14 лет. Ваза была изготовлена в 1843 году. Она весит 19 тонн, а вместе с тем кажется изящной и лёгкой.

25.Гордость Эрмитажа органические экспонаты. Такие как: древнейший ковер из шерсти, шелковая ткань из Китая, татуировки на самой настоящей человеческой коже. Такие экспонаты хранятся в специальных условиях температуры.

26. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи - татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Дама в голубом» Гейнсборо.

27.Император Николай II очень любил автомобили. В его личной коллекции насчитывалось более двадцати машин марок «Мерседес», «Роллс-Ройс» и «Делоне-Бельвиль». Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. В 1910 году специально для автопарка императора в проезде между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем был построен большой гараж. Он был оборудован бензоколонкой, мойкой и собственной системой парового отопления. Император любил бывать в гараже и лично мыл и заправлял свежеприобретенные машины.

28.Автопарк Николая II насчитывал более 20 личных машин. Но в 1917 году при разграблении Эрмитажа большевики присвоили себе все автомобили, поэтому в коллекции музея нельзя увидеть ни одной машины Николая II.

29. Необычны Эрмитажные ритуалы. В них есть интересные и важные даты для сотрудников, которые их отмечают: День святой Екатерины, Прощание с белыми ночами и т. д. А один из самых интересных ритуалов произошел, когда реставрировали полы в рыцарском зале. Конных рыцарей вывозили из залы под оркестр. Таким образом, отдали честь доблестным рыцарям.

30.Эрмитаж отменяет плату за фото- и видеосъемку.

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце .

Пять Зимних дворцов . Зимний на Дворцовой площади - самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки - канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец - Анны Иоанновны - у Адмиралтейства ; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить . Высота Зимнего дворца - 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей - 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе . Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы . Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал - его также называют Большим тронным - был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова . В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца . Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм . В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора . В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса - и внешне, и внутренне.

Подарок для царя . Малахитовая гостиная - единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом - ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы .

«Жилище отшельника» . Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера - «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты . Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник - День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.




Top