Путеводитель по картинной галерее императорского эрмитажа.

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период^феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу - Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора - около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры - от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах - Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,- как и других этнических групп,- рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых - 46,8, вторых - 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени - ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса- киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась во- многом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг - деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий - таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

Хосе Мария Ардегас::: Обычаи и обряды индейцев

Окончание «илью» на кечуа является звукоподражательным. В одной из своих форм «илью» - звук, производимый крыльями птицы во время полета, либо это любой звук, производимый полетом легких предметов. Но «илья» - это название монстров, рожденных лунными ночами: ребенок с двумя головами или теленок без головы, или огромная черная скала, на поверхности которой проходит широкая белая полоса, излучающая мерцающий свет, кукурузный початок, семена в котором расположены в страшной неразберихе; «илья» - это быки, что живут в глубине озер, лагун, окруженных камышами, где обитают черные утки. Все «илья» приносят или счастье, или большое несчастье. Умереть или воскреснуть можно, лишь дотронувшись до «илья». Звукосочетание «илья» и по звучанию и по смыслу совпадает с окончанием «илью».

Танкайлью - беззащитный шмель, который летает в полях и опыляет цветы. Танкайлью появляется в апреле, но на орошаемых полях его можно увидеть и в другое время года. Его крылья трепещут с бешеной скоростью, так как сам он очень тяжелый, с огромным брюшком, со светящимися полосами. Дети гоняются за ним и ловят его. Длинное темно-зеленое тельце танкайлью оканчивается чем-то похожим на жало, которое совершенно безобидно и к тому же сладко. Дети охотятся за шмелем, чтобы облизать мед с его «жала». Но танкайлью поймать нелегко: он высоко летает, разыскивая медоносные цветы. Из-за того, что его трепещущие крылья производят при этом полете шум, совершенно не соизмеримый с размером тела, индейцы придают этому несоответствию какой-то сверхъестественный смысл. В нем они находят много загадочного: почему же у него мед на кончике жала? почему его маленькие и слабые крылья способны поднять настоящий ветер? почему в лицо ударяет порыв ветра, если рядом пролетел танкайлью? разве способно его маленькое тельце создать такой вихрь? Пролетая в воздухе, он жужжит, как что-то большое, его пушистое тельце исчезает под лучами солнца, поднимаясь перпендикулярно вверх. Нет, он не злодей: дети, которым удалось полакомиться его медом, радостно вспоминают о нем. Но танкайлью - не как все насекомые, он - не божье создание, он - грешник.

Миссионеры иногда вынуждены были читать проповеди против него и других загадочных существ. В департаменте Айякучо жил фокусник, ставший легендарным. Костюмом ему служило оперение, украшенное кусочками зеркала. Он появлялся на площадях селений во время больших праздников и проделывал свои дьявольские штучки: глотал кусочки железа, протыкал свое тело иголками и колючками, ходил около паперти с тремя металлическими прутьями в зубах. Этого фокусника тоже называли «танкайлью».

Пинкуйлью - название гигантской кены, на которой играют индейцы только во время больших праздников. Ее никогда не увидишь на домашних праздниках, это эпический инструмент. Делают ее не из обычного тростника и не из осоки, и даже не из мамакк (дикого тростника необычной толщины и длины). Отверстие мамакк темное и глубокое. В районах, где не растет бузина с мягкой сердцевиной, индейцы изготавливают пинкуйлью меньшего размера, однако не осмеливаются называть ее «пинкуйлью», ее называют просто «ма"макк», чтобы отличить от обычной кены. «Ма"макк» означает мать, дающую жизнь, это магическое название. Для изготовления пинкуйлью в природе не существует тростника. Для этих целей индеец выбирает из ветвей бузины мягкую сердцевину, затем изгибает их и оплетает бычьими сухожилиями. После этого становится невозможно увидеть свет из-за изгиба в другом конце пустой трубки, а лишь его отражение, словно на горизонт упали лучи заходящего солнца. Изготовитель пинкуйлью просверливает в ней отверстия на значительном расстоянии одно от другого. Первые два отверстия должны закрываться большим и указательным пальцами левой руки; три оставшихся - указательным, безымянным и мизинцем правой руки, т. е. самыми подвижными пальцами. Индейцы с короткими руками (бывает и такое!) не могут играть на пинкуйлыо. Инструмент настолько велик, что человек среднего роста должен вытягивать шею и поднимать голову так, как если бы он хотел заглянуть за горизонт. На этом инструменте играют в ансамбле, под аккомпанемент барабанов и пение женщин, непременно в открытом поле или во дворе дома, но ни в коем случае не в закрытом помещении.

Только звук уак"рапукус мощнее и ниже голоса пинкуйлью. Однако в тех районах, где появился уак"рапукус, уже не знают пинкуйлью. Оба инструмента служат для одних целей. Уак"рапуку - это бычьи рога, самые мощные и изогнутые. На их острые концы надевают по серебряному или бронзовому мундштуку. Влажный и извилистый канал внутри него еще более непроницаемый и загадочный, чем канал пинкуйлью.

На пинкуйлью исполняют только музыку, песни и эпические танцы. Я не слышал ее звуков во время религиозных праздников. Может быть, миссионеры запрещали индейцам пользоваться этим инструментом с удивительно низкой и загадочной тональностью в храмах, на папертях, в католических процессиях? На пинкуйлью играют на выборах Главы общины, во время драк между парнями на карнавале, на кровавых корридах, во время сельскохозяйственных работ.

Пинкуйлью словно насылает на всех временное помрачение, лишает ясности ума. Возникает необыкновенная раскованность, беспредельное презрение к смерти, когда слышится ее голос. Опьяненные звуками пинкуйлью индейцы могут идти на диких быков, распевая и сквернословя, поигрывать тлеющей бомбой, начиненной динамитом, прокладывать дороги н туннели в неприступных скалах, танцевать без отдыха, не замечая, как день сменяет ночь. Только чарующие звуки пинкуйлью способны проникнуть в самые глубины человеческого сердца.

Как и музыка, называемая «илью», «илья» означает свет, который вызывает разного рода расстройства у человека. Оба слова имеют такое множество значений, какое возможно лишь в языках, подобных кечуа. Оно практически бесконечно. «Пинкуйлью» - не только название инструмента, это и обозначение эффекта, производимого ее музыкой. «Танкайлью» - не только название маленького насекомого, но и обозначение непонятных явлений природы. И слово «килья» не просто название луны, оно содержит универсальные знания о мире звезд, их взаимосвязи с человеком и Вселенной, красоте луны и периодичности ее появления на небосводе.

«Ильярий» означает рассвет, т. е. свет, который едва забрезжил после того, как ночь умерла. Солнце еще не взошло, оно запаздывает, бродит где-то в бездне Вселенной... И вот оно поднимается после короткого отдыха. «Илья» служит не для обозначения яркого солнечного света. Это тот сумеречный свет, при котором лучше думается и мечтается человеку, оно обозначает сияние, молнию, луч. Это особенный свет, не совсем божественный, но и не земной.

«Эль лайк"а». Слово «эль лайк"а» обозначает колдун. Индейские дети играют черными плодами дерева, растущего в горах. Но иногда среди тысяч черных попадается плод с красными и желтыми прожилками. Это и есть лайк"а. Ему придаются магические свойства: он непобедим и стоит сотни обычных. Контраст между черными и красными плодами кажется загадочным, особенно когда этот контраст является произведением самой природы. Всегда черный плод, но вот встретился красный с желтыми пятнами. Индейцы верят в его чудодейственную силу. Его хранят и оберегают с суеверным страхом, достают лишь в исключительных случаях, когда нет другого выхода из какого-нибудь затруднительного положения. Это - эль лайк"а - колдун, воплощение дьявола.

В дальних горных долинах живет лохматый паук (к"ампу). При встречах с человеком он сразу же принимает угрожающую позу. Иногда после дождя его можно видеть тяжело идущим по дороге. Когда его дразнят, он приподнимается на своих мощных мохнатых лапах и начинает раздуваться, кажется гигантом, а в глазах индейцев разъяренным и страшным быком.

Дети разбегаются в ужасе и долго еще помнят о встрече с ним. К"ампу ядовит, но в Абанкайе, столице департамента Апуримак, я видел девочку, которая играла с одним из таких пауков. Она гладила его, подбрасывала и ловила в свои маленькие ладошки. Это казалось невероятным. Ведь считается, что только лайк"а Сан Хорхе может справиться с к"ампу и даже съесть его. Сан Хорхе - двукрылое насекомое с темно-синим тельцем, красными крыльями и усиками. Размер его обычно достигает 2-4 сантиметров. Все его темно-синее тело блестит, красные крылья подрагивают в нетерпении, - красные, как огонь, на загадочном синем, как горная порода, теле. Он тоже лайк"а! Сан Хорхе выигрывает жесточайшие сражения с к"ампу. Это впечатляющее зрелище. Огромный к"ампу приподнимает голову, как бы готовится к прыжку, его ярость и гнев вселяют ужас в индейцев. Сан Хорхе пикирует на него сверху и наносит ему укол, затем снова взмывает вверх, снова - пике, и вновь - укол. Раненый к"ампу медленно погибает. Когда начинается агония к"ампу, Сан Хорхе приближается к нему, если тяжесть паука ему под силу, хватает его и улетает вместе с ним.

Низколетящий, он теряется среди деревьев, кустарников и камышей, опускается в каком-либо укромном месте и, говорят, съедает свою добычу. Сан Хорхе индейцы тоже боятся и считают его магическим насекомым, может быть, поэтому он кажется им значительно больше, чем есть на самом деле. Я видел одного мертвого и немного покалеченного Сан Хорхе, вероятно, какое-то животное наступило на него переходя дорогу. Мне он показался очень маленьким, хрупким, как и все насекомые. Несмотря на свое «святое» имя, для индейцев он является также лайк"а. Когда они слышат стрекот его крыльев, останавливаются и провожают его взглядом, пока он не исчезнет среди гор или леса.

Лайк"а, таким образом, представляет из себя колдуна, способного причинить порчу, сглазить. Правда, иногда он помогает лечить страшные болезни - безумие, истерию, бессонницу и страх. Он лечит нервных и напуганных детей, применяя для них «мягкий» вариант системы исцеления. Он рассказывает больному ребенку истории об интересных животных, камнях, сказки про зачарованные озера, а когда тот почти засыпает, склоняется над ним и, словно заклинание, произносит отрешенным голосом: «Душа, душа этого ребенка, где ты, где ты бродишь, вернись на свое место! Хорошая душа, смотри, как я жду тебя, как я плачу по тебе, вернись, я уже сплю!». Этот способ лечения называют «к"айай», он основан на предположении, что если мужчина или ребенок в раннем детстве испугался чего-либо, душа его покинула тело, которому принадлежала, и нигде не может его найти. Именно поэтому больным овладевает меланхолия, у него теряется память и благоразумие, он превращается в «утти»- идиота, или человека без души, безумного, испытывающего постоянно приступы депрессии или буйства. Только голос лайк"а способен дойти до блуждающей где-то души, наставить ее на путь истинный. Он обращается к душе таким тихим призывным голосом, что не будит детей, а держит их в каком-то туманном полусне. В этом состоянии ребенок слушает лайк"а, и ему кажется, что это именно он обегает ночные небеса, превратившись в меняющееся и обволакивающее облако. Я присутствовал на сеансе одного из этих лайк"а в столице провинции Тайакаха, городе Пампас. Его всепроникающий голос, казалось, исходил из какого-то потустороннего, но такого знакомого по сновидениям, мира. На другой день колдун ушел из селения, но я до сих пор не могу забыть его лицо, запах коки, цвет его пончо, склоненную голову и скрытую силу его голоса.

Другие болезни лайк"а лечат и с помощью к"ако"опас. Это слово происходит от «к"ак"ой» - «растирать». Лайк"а растирает тело больного главным образом живыми кроликами или другим грызуном - вискачей. Он бьет ими о тело пациента до тех пор, пока зверьки не умрут. Затем он тут же вспарывает брюшко животного, изучает состояние внутренностей и ставит диагноз. До сих пор колдуны пользуются большим спросом среди индейцев и белых обитателей горных селений. Лайк"а лечит также с помощью трав, земли и ворожбы.

Впрочем, индейцы почитают, но и боятся лайк"а, ведь он может вызвать медленную или быструю смерть, напустить порчу. Лайк"а, как считают индейцы, - пособник дьявола и значит, имеет власть над смертью. Он может также вызвать сумасшествие, немоту, слепоту и хромоту, наслать неизлечимую и необъяснимую болезнь на тело своего врага или врага того, кто хорошо ему заплатит.

Лайк"а опутывает свою жертву разными приемами в зависимости от масштабов того зла, которое он собирается причинить. Чтобы вызвать образование опухоли в теле врага, он где-то рядом с домом предполагаемой жертвы ловит жабу, повязывает ей нечто вроде галстука, сплетенного из одежды того, кого ожидает страшная кара, купает ее в моче, настоенной на табаке. Жаба после такой «ванны» вздувается, глаза ее вылезают из орбит. Если колдун хочет, чтобы жертва получила еще и боль в горле, он втыкает колючку в горло жабы. Затем лайк"а произносит над жабой соответствующее заклятье.

Если лайк"а хочет наслать нечто более серьезное, например неизлечимую болезнь, заставляющую жертву чахнуть и покрываться гнойными язвами, то он прибегает к более сложной процедуре. Он собирает лоскутки от гардероба жертвы, прядь ее волос, обрезки ногтей с ее ног и рук. Все это он связывает в узел, используя при этом шнурок или веревку, которая обязательно должна быть скручена «влево», закапывает узел рядом с домом жертвы при условии, что никто не должен знать об этой страшной тайне. Поэтому никто не может утверждать, что видел что-либо подобное. Известно лишь одно - все происходит в абсолютной тишине. Лай собаки, чей-то голос, звуки кены или гитары, пение птицы, шаги путника - любой шум или шорох сведет на нет эффект колдовства. Это почти невыполнимое условие должно быть непременно соблюдено. Любые магические действия имеют силу лишь в полнейшей тишине.

В каждом горном селении имеется свой лайк"а, но немногие из них пользуются всеобщей известностью. Из самых дальних селений идут к ним люди, чтобы исцелиться, избавиться от порчи или, наоборот, вызвать чью-либо смерть. Индейцы рассказывают невероятнейшие истории из жизни этих людей: они умеют, например, плавить камни и иссушать родники, ходить целыми днями спиною вперед и пересекать бурные гоные реки верхом на палке, будто бы глаза их светятся в темноте, словно горящие свечи, освещая дорогу желтым и дрожащим светом. Единственное, чего боятся лайк"а - это встречи с духом священных аукис (горных вершин) или с освященным крестом.

Лайк"а - это слуга дьявола («супай») и прочей нечистой силы. Пако, наоборот, - посланник аукис, их священник, поскольку он охраняем крестом, умеет молиться и вызывать «пукарас» - души аукис.

Индейцы кечуа: цивилизация на вершинах гор

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты — большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья — Эквадора, Перу, Боливии — не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу — Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора — около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры — от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа — самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах — Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,— как и других этнических групп,— рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых — 46,8, вторых — 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо — 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени — ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса— киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась вомногом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг — деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий — таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

Религия

Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной
истории.

До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.

Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.

Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.

В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа). В долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.

В горах большое значение имеет скотоводство, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.

Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах — из шерсти, в долинах — из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.

target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-500x311.jpg 500w, https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-768x477.jpg 768w" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px none; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto;" width="550" />

Ручное производство тканей

Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.

ОДЕЖДА

Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.

Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.

Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.

Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.

Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все - и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем - чульо (кеч. Chullo).

Женщины украшают свои шляпки декорами из кости, камня, раковин, дерева и даже живыми цветами.

В своих поселениях индейцы чаще всего ходят босиком, а в городах они носят легкие кожаные сандалии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • С языка индейцев-Кечуа Мачу-Пикчу (Machu Picchu) переводится как «Старая гора». Рядом находится Уайна-Пикчу (Huayna Picchu) - «Молодая гора», именно она изображена на всех панорамных фотографиях древнего города Инков.
  • Мелодичность, структура и богатый словарный запас языка К. вызывали всеобщее восхищение еще с колониальных времен, а современный испанский почерпнул из него огромное количество слов. target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-2-500x375.jpg 500w" style="margin: 5px 0px 25px 35px; padding: 0px; border: 0px; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto; float: right;" width="433" />
  • По некоторым данным, на языках К. говорят около 13 млн человек. Центральный, или южноболивийский кечуа - крупнейший по числу носителей индейский язык Америки.
  • К. документируется с XVI в., когда была создана их письменность на латинской основе. К. является хорошо изученным языком, даже преподается в школе.
  • Во многие языки из К. пришло большое количество заимствований, особенно названий растений и животных.
  • Языку кечуа наиболее близок Аймара , их даже называют двумя стволами дерева, выросшего из одного корня. Более ¹⁄3 словарного запаса этих языков совпадает.
  • Когда в долину Куско пришли Инки, они быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты структуры языка К., сделав его государственным языком своей Империи.
  • Испанские миссионеры восхищались красотой, стройностью и логичностью языка К.
  • Католические миссионеры по достоинству оценили потенциал этого языка: на К. была переведена Библия, на этом языке читались проповеди.
  • В 60-е годы XX в. многие политические партии андских стран включили в свои программы пункты о повышении статуса Кечуа. В результате, в мае 1975 г. К. стал государственным языком Перу (наряду с испанским), в августе 1977 г. - в Боливии (наряду с испанским и Аймара), а с 2008 г. - в Эквадоре (наравне с Шуар).
  • Когда Ацтеки и Майя довольствовались медью, К. уже вовсю осваивали бронзу.
  • В Андах индейцы-К. живут на высоте в среднем 3650 м над у/м. Интересно отметить, что размер сердца и легких у людей этого племени больше, чем у «земных» людей. Дело в том, что эти увеличенные органы позволяют организму человека усиливать кровообращение, таким образом получая больше кислорода.
  • Интересно, что у индейцев-К. принято ходить босиком. При такой ходьбе подошвы ног становятся настолько загрубевшими, что они спокойно могут ходить даже по обледеневшим скалам, не ощущая холода.
  • С установлением владычества испанской короны многие К. были обращены в католицизм, однако, часть их остались верны своим традициям. Поэтому и сегодня среди индейцев можно встретить приверженцев язычества и шаманизма. И если Вам придется побывать в Южной Америке, где повезет встретиться с К., то Вы можете стать обладателем специально изготовленного магического талисмана или любовного зелья. Способ изготовления колдовских вещей шаманы К. многие века хранят в строжайшем секрете.
  • С некоторой опаской индейцы относятся к тучным людям. Если Вы - любитель покушать с фигурой, даже отдаленно не напоминающей кипарис, не обижайтесь, если К. отнесутся к Вам настороженно. Дело в том, что индейцы верят в существование потустороннего существа «ликичири» . Само слово «ликичири» на языке племени означает «похититель жира». Согласно древней легенде, передаваемой из поколения в поколение, чудовище нападает на спящих толстяков и высасывает из них подкожный жир, отчего человек худеет и вскоре умирает. Чем тучнее человек, тем больше вероятность, что на него нападет вампир. Поэтому при встрече с полным человеком индейцы опасаются, что гость привлечет в их поселок кровожадного монстра. К. считают, что оборотень ликичири может принять облик человека, обезьяны или опоссума. Из-за панического страха перед вампиром жители Анд стараются не переедать, чтобы не поправиться. Индейцы не любят толстяков, и когда в их деревне появляется путешественник, обладающий лишним весом, стараются обходить его стороной.
  • Во время сна индейцы тщательно закрывают двери и окна своих домов и стараются на ночь не оставаться в горах в одиночестве. Часто можно встретить индейца с долькой чеснока во рту - считается, что запах чеснока отпугивает ликичири.
  • К. говорят: «Мы рождены в Андах, но мы - дети Бога».
Серия сообщений "



Top