Была ранняя весна вариант 22. По тексту Троепольского Была ранняя весна (ЕГЭ по русскому)

Переоценка ценностей

Петя Тузин, гимназист первого класса, вскочил на стул и крикнул:

Господа! Объявляю заседание открытым!

Но гул не прекращался. Кого-то выводили, кого-то стукали линейкой по голове, кто-то собирался кому-то жаловаться.

Господа! - закричал Тузин еще громче. - Объявляю заседание открытым. Семенов-второй! Навались на дверь, чтобы приготовишки не пролезли. Эй, помогите ему! Мы будем говорить о таких делах, которые им слышать еще рано. Ораторы, выходи! Кто записывается в ораторы, подними руку. Раз, два, три, пять. Всем нельзя, господа; у нас времени не хватит. У нас всего двадцать пять минут осталось. Иванов-четвертый! Зачем жуешь? Сказано - сегодня не завтракать! Не слышал приказа?

Он не завтракает, он клячку жует.

То-то, клячку! Открой-ка рот! Федька, сунь ему палец в рот, посмотри, что у него. А? Ну, тото! Теперь, прежде всего, решим, о чем будем рассуждать. Прежде всего, я думаю… ты что, Ивановтретий?

Плежде всего надо лассуждать пло молань, - выступил вперед очень толстый мальчик, с круглыми щеками и надутыми губами. - Молань важнее всего.

Какая молань? Что ты мелешь? - удивился Петя Тузин.

Не молань, а молаль! - поправил председателя тоненький голосок из толпы.

Я и сказал, молань! - надулся еще больше Иванов-третий.

Мораль? Ну, хорошо, пусть будет мораль. Так, значит, - мораль… А как это, мораль… это про что?

Чтобы они не лезли со всякой ерундой, - волнуясь, заговорил черненький мальчик с хохлом на голове. - То не хорошо, другое не хорошо. И этого нельзя делать, и того не смей. А почему нельзя - никто не говорит. И почему мы должны учиться? Почему гимназист непременно обязан учиться? Ни в каких правилах об этом не говорится. Пусть мне покажут такой закон, я, может быть, тогда и послушался бы.

А почему тоже говорят, что нельзя класть локти на стол? Все это вздор и ерунда, - подхватил кто-то из напиравших на дверь. - Почему нельзя? Всегда буду класть…

И стоб позволили зениться, - пискнул тоненький голосок.

Кричат: "Не смей воровать!" - продолжал мальчик с хохлом. - Пусть докажут. Раз мне полезно воровать…

А почему вдруг говорят, чтоб я муху не мучил? - забасил Петров-второй. - Если мне доставляет удовольствие…

А мама говорит, что я должен свою собаку кормить. А с какой стати мне о ней заботиться? Она для меня никогда ничего не сделала…

Стоб не месали вступать в блак, - пискнул тоненький голосок.

А кроме того, мы требуем полного и тайного женского равноправия. Мы возмущаемся и протестуем. Иван Семеныч нам все колы лепит, а в женской гимназии девчонкам ни за что пятерки ставит. Мне Манька рассказывала…

Подожди, не перебивай! Дай сказать! Почему же мне нельзя воровать? Раз это мне доставляет удовольствие.

Держи дверь! Напирай сильней! Приготовишки ломятся.

Тише! Тише! Петька Тузин! Председатель! Звони ключом об чернильницу - чего они галдят!

Тише, господа! - надрывается председатель. - Объявляю, что заседание продолжается.

Иванов-третий продвинулся вперед.

Я настаиваю, чтоб лассуждали пло молань! Я хочу пло молань говолить, а Сенька мне в ухо дует! Я хочу, чтоб не было никакой молани. Нам должны все позволить. Я не хочу увазать лодителей, это унизительно! Сенька! Не смей мне в ухо дуть! И не буду слушаться сталших, и у меня самого могут лодиться дети… Сенька! Блось! Я тебе в молду!

Мы все требуем свободной любви. И для женских гимназий тоже.

Пусть не заплещают нам зениться! - пискнул голосок.

Они говорят, что обижать и мучить другого не хорошо. А почему не хорошо? Нет, вот пусть объяснят, почему не хорошо, тогда я согласен. А то эдак все можно выдумать: есть не хорошо; спать не хорошо, нос не хорошо, рот не хорошо. Нет, мы требуем, чтобы они сначала доказали. Скажите пожалуйста - "не хорошо". Если не учишься - не хорошо. А почему же, позвольте спросить, - не хорошо? Они говорят: "дураком вырастешь". Почему дурак не хорошо? Может быть, очень даже хорошо.

Дулак, это холосо!

И по-моему, хорошо. Пусть они делают по-своему, я им не мешаю, пусть и они мне не мешают. Я ведь отца по утрам на службу не гоняю. Хочет, идет, не хочет - мне наплевать.

Он третьего дня в клубе шестьдесят рублей проиграл. Ведь я же ему ни слова не сказал. Хотя, может быть, мне эти деньги и самому пригодились бы. Однако смолчал. А почему? Потому что я умею уважать свободу каждого ин-ди… юн-ди… ви-ди-ума. А он меня по носу тетрадью хлопает за каждую единицу. Это гнусно. Мы протестуем.

Позвольте, господа, я должен все это занести в протокол. Нужно записать. Вот так: "Пратакол за-се… "Засе" или "заси"? Засидания. Что у нас там первое?

Я говорил, чтоб не приставали: локти на стол…

Ага! Как же записать?.. Не хорошо - локти. Я напишу "оконечности". "Протест против запрещения класть на стол свои оконечности". Ну, дальше.

Стоб зениться…

Нет, врешь, тайное равноправие!

Ну, ладно, я соединю. "Требуем свободной любви, чтоб каждый мог жениться, и тайное равноправие полового вопроса для дам, женщин и детей". Ладно?

Тепель пло молань.

Ну, ладно. "Требуем переменить мораль, чтоб ее совсем не было. Дурак - это хорошо".

И воровать можно.

- "И требуем полной свободы и равноправия для воровства и кражи, и пусть все, что не хорошо, считается хорошо". Ладно?

А кто украл, напиши, тот совсем не вор, а просто так себе, человек.

Да ты чего хлопочешь? Ты не слимонил ли чего-нибудь?

Караул! Это он мою булку слопал. Вот у меня здесь сдобная булка лежала: а он все около нее боком… Отдавай мне мою булку!.. Сенька! Держи его, подлеца! Вали его на скамейку! Где линейка?.. Вот тебе!.. Вот тебе!..

А-а-а! Не буду! Ей-богу, не буду!..

А, он еще щипаться!..

Дай ему в молду! Мелзавец! Он делется!..

Загни ему салазки! Петька, заходи сбоку!.. Помогай!..

Председатель вздохнул, слез со стула и пошел на подмогу.

Счастье

Счастье человеческое очень редко, наблюдать его очень трудно, потому что находится оно совсем не в том месте, где ему быть надлежит.

Я это знаю.

Мне сказали:

Слышали, какая радость у Голикова? Он получил блестящее повышение. Представьте себе, его назначили на то самое место, куда метил Куликов. Того обошли, а Голикова назначили.

Нужно поздравить.

И я пошла к Голиковым.

Застала я их в таком обычном, мутном настроении, что даже не смогла придать своему голосу подходящей к случаю восторженности. Они вяло поблагодарили за поздравление, и разговор перешел на посторонние темы.

"Какие кислые люди, - думала я. - Судьба послала им счастье, о котором они и мечтать не смели, а они даже и порадоваться-то не умеют. Стоит таким людям счастье давать! Какая судьба непрактичная!"

Я была очень обижена. Шла к ним, как на редкий спектакль, а спектакль и не состоялся.

А что теперь бедный Куликов? - вскользь бросила я, уже уходя. - Вот, должно быть, расстроился!

Сказала - и сама испугалась.

Такого мгновенного преображения ликов никогда в жизни не видела я! Точно слова мои повернули электрический выключатель, и сразу все вспыхнуло. Загорелись глаза, распялились рты, замаслились за-круглившиеся улыбкой щеки, взметнулись руки, свет захватывающего счастья хлынул на них, осветил, согрел и зажег.

Сам Голиков тряхнул кудрями бодро и молодо, взглянул на вдруг похорошевшую жену. В кресле закопошился старый паралитик-отец, даже приподнялся немножко, чего, может быть, не бывало с ним уже много лет. Пятилетний сынишка Голиковых вдруг прижался к руке матери и засмеялся громко, точно захлебываясь.

Куликов! Ха-ха! Н-да, жаль беднягу, - воскликнул Голиков. - Вот, должно быть, злится-то!

Он, говорят, так был уверен, что даже обои выбрал для казенной квартиры. Как ему теперь тошно на эти обои смотреть! Ха-ха-ха! - хохотала жена.

Воображаю, как он злится!

Э-э-ме-э-э! - закопошился паралитик и засмеялся одной половиной рта.

А маленький мальчик захлебнулся и сказал, подставляя матери затылок, чтобы его погладили за то, что он умненький:

Он, велно, со злости лопнет!

Родители схватили умницу за руки, и вся группа лучилась тем светлым, божественным счастьем, ради одной минуты которого идет человек на долгие годы борьбы и страдания.

"Ну что же, - думала я, уходя. - Ведь я только этого и хотела: видеть их счастливыми. А счастье, очевидно, приходит к людям таким жалким и голодным зверем, что нужно его тотчас же хорошенько накормить теплым человеческим мясом, чтобы он взыграл и запрыгал.

Ольга Вересова рассказала мне, что выходит замуж за Андрея Иваныча и очень счастлива.

Он с хорошими средствами и довольно симпатичный. Не правда ли, он симпатичный?

И она смотрела на меня недоверчиво.

Так вы, значит, очень счастливы? - уклонилась я от ответа.

Да, очень счастлива, - вяло ответила она, но вдруг все лицо ее как-то вспыхнуло, и плечи сжались, как от приятного, нежного тепла.

Ха-ха! А эта дурища Соколова воображала, что она прежде меня замуж выйдет! Она, говорят, со злости захворала. Мама нарочно к ней ездила. Говорят, желтая стала, как лимон. Ха-ха-ха!

Ольга Вересова, действительно, была счастливая невеста.

Когда я увидала ее жениха, то поняла, что и он счастлив, потому что он подмигнул на какого-то печального студента и сказал:

А Карлуша остался с носом! Он за Олей три года ухаживал. Гы-ы! Посмотрите, как он бесится!

И даже в горле у него от счастья что-то щелкнуло.

А старуха, невестина мать, горела счастьем, как восковая свеча.

Господи, да могла ли я думать! Все злятся, все завидуют, все ругаются. У Раклеевых ад кромешный. Катенька чуть не повесилась, Молина руки подавать не хочет. Привелось-таки дожить!..

И она крестилась дрожащей от радости рукой.

Счастливый был брак! Счастливый дом.

Счастье, накормленное и напоенное, прыгало из комнаты в комнату и выгибало, как кошка, спину дугой.

Мне несколько раз приходилось встречать счастливых, и я хорошо изучила самую природу счастья. Но однажды судьба заставила меня принять в нем активную роль.

Когда мне рассказали, что Анна Ивановна, бедная безнадежно больная учительница, получила огромное наследство, я искренно порадовалась. А когда мне передали, что она только о том и мечтает, как бы повидаться со мной, я была тронута.

Анна Ивановна знала меня в очень тяжелые для нас обеих времена, и те последние годы, когда мы уже не виделись, по слухам, были для нее тяжелее прежних. Как же не обрадоваться было такой волшебной перемене в ее судьбе.

Вскоре после этого известия я встретилась с ней на улице. Она ехала в собственном экипаже, принаряженная, но очень скучная и тихая.

При виде меня она как-то забеспокоилась, лицо у нее стало напряженное, жадное.

Садитесь скорее со мной! - кричала она. - Едемте ко мне завтракать.

Ехать к ней я отказалась, но выразила удовольствие, что ее дела так хорошо устроились.

Она выслушала меня с каким-то раздражением.

Так садитесь, я вас домой завезу. У меня чудные рессоры, одно удовольствие прокатиться.

Я села, и она тотчас стала рассказывать, какой у нее дом, и сколько стоит коляска, и про какие-то необычайные лампы, которые тоже достались ей по наследству. Говорила она с какой-то злобой и, видимо, была так недовольна мною, что я совсем растерялась.

Почему же говорили, что она хочет меня видеть? Верно, что-нибудь спутали.

Но когда я хотела выйти у одного магазина, она ни за что не могла со мной расстаться и велела кучеру ждать, а сама пошла за мной.

Как можно покупать такую дрянь, дешевку! - злобно проговорила она. - Я покупаю только дорогие вещи, потому что это даже выгоднее.

И снова рассказывала о своих дорогих и хороших вещах и смотрела на меня с отчаянием и злобой.

Что у вас за пальто? - вдруг истерически вскрикнула она. - Как можно носить такую дрянь? Наверно, заграничная дешевка!

Я уже хотела было заступиться за свое пальто, но посмотрела на ее отекшее желтое лицо безнадежно больной женщины, на всю ее тоскливую позу и на дорогой экипаж и поняла все ее отчаяние: у нее было пустое, голодное счастье, которое ей нужно было накормить и отогреть теплым человеческим мясом, не то оно сдохнет.

Я поняла, почему она искала меня. Она знала меня в самое тяжелое время моей жизни и чувствовала, что в крайнем случае, если я сумею защититься теперь, то этими прошлыми печалями она всегда накормит своего зверя.

Она была безнадежна больна, углы ее рта опустились горько, и глаза были мутные. Нужно было накормить зверя.

Да, у меня пальто неважное! Да хорошее ведь очень дорого.

Она чуть-чуть порозовела.

Да, конечно, дорого. Но только дорогое и хорошо. Ну да ведь вы богема!

Я застенчиво улыбалась.

Ешь, ешь, несчастная!

Ну, как вы поживаете? Все работаете?

Да, работаю, - отвечала я тихо.

Нечего сказать, сумели устроиться в жизни! Так до самой старости и будете работать?

Очевидно...

Она уже улыбалась, и глаза ее точно прорвали застилавшую их пленку - горели ярко и весело.

Ешь! Ешь еще! Не стесняйся!

Не пожелаю такой жизни. Сегодня, может быть, вам еще ничего, а завтра заболеете и опять будете мучиться, как тогда. Помните? Вот я действительно устроилась. Вот бы вам так, а?

Ну, где уж мне!

Она попрощалась со мной ласково, весело и так была счастлива, что даже не могла вернуться домой, а поехала еще покататься.

И все умоляла меня навестить и заходить почаще.

Она съела меня, а против моего трупа не имела буквально ничего.

..................................................
Copyright: Надежда Тэффи

Какое воздействие оказывает красота природы на человека? Над этим вопросом задумывается в своём тексте русский писатель Г.Н. Троепольский.

Раннею весной герой текста гулял по лесу, когда до него «неожиданно донёсся запах подснежника», «запах пробуждающейся жизни». При взгляде на эту «крохотную каплю голубого неба» он ощутил радость и счастье, первовестником которых был этот малень-кий цветок, один единственный, пробившийся из-под снега. Будучи на том же месте через несколько дней, герой увидел уже множество подснежников, но ту же радость не ощутил, и всё выискивал тот самый, первый.

Дома же герой задумался над тем, что такой «прекрасный сон действительности» может и должен быть только временным. Иначе «человечество перестало бы заботиться о будущем», перестало бы ценить такие редкие, истинно прекрасные моменты.

Красота природы пробуждает в Троепольском чувство радости, счастья, действует на него как целительное лекарство, но такие мгновения прекрасного в природе на самом деле очень мимолетны и надо уметь их ценить - именно это он хотел показать нам в своём тексте.

И я согласна с писателем. Мы видим природу каждый день, она становится для нас незаметным шумом на фоне, но в редкие моменты - закаты, рассветы, снегопады, распускание почек ¬- мы всей своей душой обращаемся к ней, всем своим существом пропитываемся её красотой. И такие моменты навсегда остаются в нашей памяти.

Мне вспоминается рассказ «Зимний дуб» Ю. Нагибина. Пятиклассник Савушкин по-стоянно опаздывал на урок, хотя жил ближе всех. Анна Васильевна, его учительница, собралась навестить мать Савушкина, и мальчик проводит её по лесной тропинке, по которой и ходит в школу. Как только учительница вступила в зимний лес, ей стала понятна причина постоянных опозданий пятиклассника - её окружила небывалая красота.

Также можно вспомнить эпизод из жизни Наташи Ростовой, героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Была свежая ночь, в почти беззвездном весеннем небе светила полная луна. Наташа не могла уснуть, наслаждаясь открывшимся видом из окна, и будила Соню, чтобы она тоже насладилась этой прелестной ночью. Ведь будут другие ночи, звездные, снежные, но точно такой же - больше никогда.

В заключение могу сделать вывод, что красота природы оказывает на человека силь-нейшее влияние. Она заставляет задуматься о прекрасном, человек чувствует восторг жизни. Красота природы - это противоядие от уныния и печали, и счастлив тот, кто умеет её видеть.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Позиция Г.Н Троепольского однозначна.

Он с любовью пишет о первом подснежнике, о просыпающихся деревьях, о первых лучах весеннего солнца. Гавриил Николаевич делится с нами своим впечатлением о красоте лесного мира. Автор считает, что природа воздействует на нас самым благотворным образом.

Во-вторых, повесть А. П Чехова «Степь». Девятилетний Егорушка поражается красотой степи, он очеловечивает её. Ему кажется, степь способна чувствовать так же, как человек. Мысли мальчика становятся более философскими. Увиденное заставляет Егорушку взглянуть на мир иначе.

Вариант 2

Как прекрасна наша природа… Она ведь живая, настоящая… Именно первозданная красота её делает нас чище, лучше. На такие мысли навёл меня отрывок из произведения Гавриила Николаевича Троепольского.

В данном для анализа тексте автор поднимает вечную проблему влияния природы на душу человека. Гавриил Николаевич пишет о том, как красив весенний лес: «Все было таинственно шуршащим и густо пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом лесной земли». Писатель призывает нас к тому, чтобы мы по заслугам ценили исцеляющую силу нашей природы: «Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности». Именно в этом автор видит влияние природы на человеческую душу.

Позиция Г.Н Троепольского однозначна. Он с любовью пишет о первом подснежнике, о просыпающихся деревьях, о первых лучах весеннего солнца. Гавриил Николаевич делится с нами своим впечатлением о красоте лесного мира. Автор считает, что природа воздействует на нас самым благотворным образом.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, красота природы очищает душу человека. Ведь, гуляя по заснеженному бору, любуясь красотой полей, мы принадлежим только себе. А значит, можем прислушаться к своим мыслям. У нас появляется возможность порассуждать в одиночестве: Правильно ли я живу? На верном ли пути? И главное- мы можем прикоснуться к прекрасному. А это прикосновение - самая плодородная почва для обогащения нашей личности, нашей души.Приведу литературные аргументы, подтверждающие моё мнение.

Во-первых, роман Л. Н Толстого «Война и мир». Красота ночи в Отрадном так восхищает Наташу Ростову, что она готова полететь, как птица. Девушка восторгается небом, луной, звездной ночью: всем, что окружает её в эту минуту. В Наташе просыпается что- то новое, нежное, восторженное.

Во-вторых, повесть А. П Чехова «Степь». Девятилетний Егорушка поражается красотой степи, он очеловечивает её. Ему кажется, степь способна чувствовать так же, как человек. Мысли мальчика становятся более филосовскими. Увиденное заставляет Егорушку взглянуть на мир иначе.

Прочитав этот текст, я утвердилась во мнении, что природа способна не только украшать нашу жизнь, но и влиять на нас. Как незаметно она может пробудить в людях нечто новое и прекрасное! Как многому может научить. Так давайте не забывать о том, что у нас есть такой замечательный друг- природа!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Тема: Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

Цель: проверить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Образовательные: – проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на основе изученных правил

Развивающие: побуждать самостоятельную мыслительную работу ученикаразвивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы, находить ошибки, анализировать их, корректировать свою работу;развивать внимание и память ученика , развивать умение слушать учителя

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда

Планируемые результаты:

Предметные: Определение уровня сформированности умений определять способ образования слов, выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Личностные: Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Ход урока

    Организационный этап.

    Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности

«Продолжите строчку стихотворения»

Чтоб диктант нам написать,

Нужно орфограммы…(знать).

А когда писать мы будем,

Правила уж не …(забудем).

Обещаем вспоминать,

И тогда получим …(пять).

    Диктант с его последующим орфографическим проговариванием

Задача для ученика

Будь внимателен. Вспомни изученные правила, памятки. Постарайся выполнить задание с опорой на эти знания и умения.

Диктант

Была ранняя весна

Вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах. Стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав и плоды шиповника казались кофейными зернами.

Ветки слегка шумели от легкого ветра. Они будто ощупывали друг друга, то притрагивались концами, то чуть прикасались серединой сучьев. Верхушки стволов легонько покачивались. Деревья казались живыми даже и безлистые. Все было таинственно-шуршащим и густо-пахнущим. За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное. Бим и не отходил от Ивана Иваныча дальше двадцати шагов. Пробежит вперед, потом влево, вправо и катит назад. Смотрит в лицо, спрашивает: «Мы зачем сюда попали?»

(100 слов)

(По Г. Троепольскому)

Грамматическое задание

    Выполнить синтаксический разбор предложения:

1 вариант: За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное.

2 вариант: Стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав и плоды шиповника казались кофейными зернами.

    Выполнить морфемный разбор:

1 вариант: начиналась (1 предложение)

    вариант: притрагивались (5 предложение)

4. Рефлексия

Проверьте работу.

Кто считает, что он старался и написал на отлично?

Кто недоволен своей работой?

Что в работе показалось особенно трудным?

Что вы выполняли с лёгкостью?

    Домашнее задание.

    Повторить словарные слова в рамочках до стр.49

    Повторить орфограммы, которые вызвали у вас затруднения




Top