Ф. Энгельс

Земледельцы востока и юго-востока Северной Америки. С-в – деловары, могикане, к югу – ирокезы, до Карибского моря – сиу.

Ирокезы. Появляются на территории Великих озёр между 13 и 15 вв. отношение в целом как к пришлому населению. Земледельцы. Культивация – женское дело, тяжелая работа (выжигание леса и др.) на мужчинах. М дела – охота, рыбная ловля, война. В походы ходили пешком – не было доместицированных животных. Подсечно-огневое земледелия. Охота на прибрежных животных. основной социальный институт – большая материнская семья. Матрилинейность. Группа женщин – хозяйки. Овачира – жилье, склад продовольствия. Нет устойчивого брака, от женщин зависело, уйдет м или останется. Были и мужские сообщества, связанные с ведением войны. Овачира как союз ж. Мужчины не участвовали в распределении продуктов. Система землепользования: в пользовании в 6-8 раз больше земли, чем обрабатывается в данный период. Следствие – огромные расстояния между поселениями. Защита и охота – функции м. Мужчины ответственны больше за воспитание племянников.

Социальная организация:

1 уровень – совет сахем (2 м. от общины, собирается по важным вопросам).

2 уровень – совет сахем каждой группы (насущные проблемы, земля, война).

3 уровень – фратрии – брачные уровни.

4 уровень – родовая группа. По достижении определенного возраста м уходит из материнского дома в м-фратрию. Женщины не допускаются на совет. Не развитая система жречества и религиозных представлений.

Ирокезы − группа коренных американских народов, проживающих в США и Канаде. Название происходит от алгонкинского «ироку», что означает «настоящие гадюки», и дано было французами в начале 16-го века пяти индейским племенам. Сами ирокезы называли себя ходинонхсони, что переводится как «народ длинного дома».

До прихода европейцев в Северную Америку ирокезы жили южнее реки Святого Лаврентия и озера Онтарио на территории, простиравшейся к западу от озера Эри и верховья реки Аллегейни до реки Гудзон на востоке.

Племя сенека проживало на западе в районе озера Эри. На востоке обитали племена: каюга, онондага, онайда и мохоки. Традиционным жилищем этих племен являлся длинный дом (овачира), строительным материалом для которого служила кора вяза. В этом доме жил весь род. В поселениях ирокезов насчитывалось от двадцати до ста домов. Вокруг поселений были разбиты сады и поля.

Основным источником существования ирокезов было палочно-мотыжное земледелие, которым занимались женщины. Главной сельскохозяйственной культурой был маис, а также бобы и тыквы. Важную роль в их жизни играла охота, дававшая мясо и шкуры. Она была делом мужчин. Весной и летом мужчины занимались также рыбной ловлей. Женщины и дети занимались собирательством. Ткачество ирокезов ограничивалось изготовлением из растительных волокон ремней и поясов.

Формой общественного устройства у ирокезов был род. В его основе была коллективная собственность на землю, рыболовные и охотничьи угодья.

Приблизительно в 1570 году южнее озера Онтарио образовался Союз племен ирокезов, или так называемая Лига Ходеносауни, в которую вошли пять племен: онайда, мохоки, онондага, сенека, кайюга. В 1722 году к ним присоединилось еще племя тускаррора.

Лига наладила торговлю с появившимися здесь в начале 17-го века голландцами. Индейцы поставляли голландцам бобровый мех. Когда бобры на территории, занимаемой ирокезами, были истреблены, голландцы, одержимые жаждой наживы, подтолкнули индейцев к захвату новых территорий и стали снабжать их ружьями. Начались многочисленные войны, позже получившие название Бобровых. Основой военного успеха ирокезов были превосходная тактика ведения лесного боя и использование ружей. Постепенно ирокезы вытесняют из региона гуронов, оттава и могикан.

В 1664 году англичане, захватив Новый Амстердам, заняли место голландцев в торговле с индейцами.

В годы Американской революции британцы уговорили большинство племенных советов Лиги поддержать их. Это закончилось тем, что ирокезы были размещены в резервациях Америки и Канады. Их численность населения по сравнению с 17-м веком уменьшилась в несколько раз.

В наши дни многие ирокезы требуют признания независимости их земель. Поселок Онондага является их главным центром.

Ирокезы, как говорилось выше, это коренное население Америки. Также предлагаем вам ознакомиться с историей, культурой и бытом коренного населения Австралии. Аборигены Австралии в наши малочисленны и составляют всего около одного процента населения континента.



Энгельс пишет: «Все члены его свободные люди, обязанные защищать друг друга, они обладают равными личными правами - ни сахемы, ни военные вожди не претендуют ни на какие преимущества, они составляют братство, связанное кровными узами. Свобода, равенство, братство, хотя это никогда не было сформулировано, были основными принципами рода, а род в свою очередь, был единицей целой общественной системы, основой организованного индейского общества. Этим объясняется то непреклонное чувство независимости и личного достоинства, которое каждый признаёт за индейцами».

Функции типичного индейского рода:

1. Род выбирает своего сахема (старейшину для мирного времени) и вождя (военного предводителя).

2. Род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя.

3. Никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода.

4. Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.

5. Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь, защиту и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими.

6. Род имеет определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени может только он один, так что имя отдельного человека также указывает, к какому роду он принадлежит.

7. Род может усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены всего племени.

8. Трудно установить у индейских родов наличие особых религиозных празднеств; но религиозные церемонии индейцев более или менее связаны с родом.

9. Род имеет общее место погребения.

10. Род имеет совет - демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладающих равным правом голоса.

У очень многих индейских племен, насчитывающих более пяти или шести родов, мы встречаем особые группы, объединяющие по три, четыре, и более родов; Морган называет такую группу фратрией (братством).

Функции фратрии у ирокезов - отчасти общественного, отчасти религиозного порядка.

· В игре в мяч фратрии выступают одна против другой.

· В совете племени сахемы и военные вожди каждой фратрии сидят вместе, одна группа против другой, каждый оратор говорит, обращаясь к представителям каждой фратрии как к особой корпорации.

· Если в племени случалось убийство, причем убийца и убитый принадлежали не к одной и той же фратрии, то пострадавший род часто апеллировал к своим братским родам.

· В случае смерти выдающихся лиц противоположная фратрия брала на себя заботу о похоронах и похоронных торжествах, тогда как члены фратрии умершего участвовали в похоронах в качестве родных покойника.

· При выборах сахема также выступал на сцену совет фратрии.



· Раньше у ирокезов существовали особые религиозные мистерии, названные белыми medicine-lodges.

· Четыре lineages (колена), населявших ко времени завоевания четыре квартала Тласкалы, были четырьмя фратриями и имели также значение военных единиц.

Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий, если брать классическую форму, образуют племя.

Характеристика племени:

· Собственная территория и собственное имя.

· Особый, лишь этому племени свойственный диалект.

· Право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей.

· Право смещать их, даже против желания их рода.

· Общие религиозные представления (мифология) и культовые обряды.

· Совет племени для обсуждения общих дел.

· У некоторых племен мы встречаем верховного вождя, полномочия которого, однако, весьма невелики.

Отдельные племена объединялись в союзы племен.

Черты союза:

· Вечный союз пяти родственных по крови племен на основе полного равенства и самостоятельности во всех внутренних делах племени.

· Органом союза был союзный совет, состоявший из 50 сахемов, равных по положению и авторитету, этот совет выносил окончательные решения по всем делам союза.

· Места для этих 50 сахемов, как носителей новых должностей, специально учрежденных для целей союза, были при его создании распределены между племенами и родами.

· Эти союзные сахемы были также сахемами в своих племенах и обладали правом участия и голоса в совете племени.

· Все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно.

· Союзный совет мог быть созван каждым из советов пяти племен, но не мог собираться по собственному почину.

· Заседания происходили в присутствии собравшегося народа, каждый

ирокез мог взять слово, решение же выносил только совет.

· В союзе не было никакого единоличного главы, никакого лица,

возглавлявшего исполнительную власть.

· Союз имел двух высших военных вождей с равными полномочиями и равной властью.

Таков был тот общественный строй, при котором ирокезы прожили свыше четырехсот лет.

Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    Глава III. Ирокезский род

    Функции фратрии у ирокезов - отчасти общественного, отчасти религиозного порядка. 1) В игре в мяч фратрии выступают одна против другой; каждая выдвигает своих лучших игроков, остальные следят за игрой, располагаясь по фратриям, и держат друг с другом пари, делая ставку на победу своих игроков. - 2) В совете племени сахемы и военные вожди каждой фратрии сидят вместе, одна группа против другой, каждый оратор говорит, обращаясь к представителям каждой фратрии как к особой корпорации. - 3) Если в племени случалось убийство, причем убийца и убитый принадлежали не к одной и той же фратрии, то пострадавший род часто апеллировал к своим братским родам; они созывали тогда совет фратрии и обращались к другой фратрии как к целому, чтобы та, в свою очередь, собрала свой совет для улаживания дела. Здесь фратрия, таким образом, снова выступает как первоначальный род - и с большими шансами на успех, чем более слабый отдельный род, от нее происшедший. - 4) В случае смерти выдающихся лиц противоположная фратрия брала на себя заботу о похоронах и похоронных торжествах, тогда как члены фратрии умершего участвовали в похоронах в качестве родных покойника. Когда умирал сахем, противоположная фратрия извещала союзный совет ирокезов об освобождении должности. - 5) При выборах сахема также выступал на сцену совет фратрии. Утверждение выбора братскими родами считалось как бы само собой разумеющимся, но роды другой фратрии могли представлять возражения. В таком случае собирался совет этой фратрии; если он считал возражения правильными, выборы признавались недействительными. - 6) Раньше у ирокезов существовали особые религиозные мистерии, названные белыми medicine-lodges.{*61} Эти мистерии у племени сенека устраивались двумя религиозными братствами, имевшими особые правила посвящения новых членов; на каждую из обеих фратрий приходилось по одному такому братству. - 7) Если, что почти несомненно, четыре lineages (колена), населявших ко времени завоевания четыре квартала Тласкалы, были четырьмя фратриями, то это доказывает, что как фратрии у греков, так и подобные же родовые союзы у германцев, имели также значение военных единиц; эти четыре lineages выступали в бой, каждая как особый отряд в своей форме и с собственным знаменем, под начальством собственного вождя.

    Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий, если брать классическую форму, образуют племя; в некоторых случаях у значительно ослабленных племен не достает среднего звена - фратрии. Что же характеризует отдельное индейское племя в Америке?

    1. Собственная территория и собственное имя. Каждое племя владело, кроме места своего действительного поселения, еще значительной областью для охоты и рыбной ловли. За пределами этой области лежала обширная нейтральная полоса, простиравшаяся вплоть до владений ближайшего племени; у племен с родственными языками эта полоса была уже: у племен, не родственных друг другу по языку, - шире. Эта полоса - то же самое, что пограничный лес германцев, необитаемая область, которую создали вокруг своей территории свевы Цезаря; это то же, что isarnholt (по датски Jarnved, limes Danicus) между датчанами и германцами, Саксонский лес и branibor (по-славянски - "защитный лес"), от которого получил свое название Бранденбург, - между германцами и славянами. Область, отделенная такого рода неопределенными границами, составляла общую землю племени, признавалась таковой соседними племенами, и племя само защищало ее от посягательств. На практике неопределенность границ большей частью оказывалась неудобной только тогда, когда население сильно разрасталось. - Названия племен, по-видимому, большей частью скорее возникали случайно, чем выбирались сознательно, с течением времени часто бывало, что племя получало от соседних племен имя, отличное от того, которым оно называло себя само, подобно тому как немцам их первое историческое общее наименование "германцы" было дано кельтами.

    Мы переходим теперь к другому открытию Моргана, имеющему, по меньшей мере, такое же значение, как и воссоздание первобытной формы семьи на основании систем родства. Морган доказал, что обозначенные именами животных родовые союзы внутри племени у американских индейцев по существу тожде ственны с genea греков и gentes римлян; что американская форма - первоначальная, а греко-римская - позднейшая, про изводная; что вся общественная организация греков и римлян древнейшей эпохи с ее родом, фратрией и племенем находит себе точную параллель в организации американо-индейской; что род представляет собой учреждение, общее для всех наро дов, вплоть до их вступления в эпоху цивилизации и даже еще позднее.

    Мы уже видели выше, при рассмотрении пуналуальной семьи, каков состав рода в его первоначальной форме. Он со стоит из всех лиц, которые путем пуналуального брака и согласно неизбежно господствующим при этом браке предста влениям образуют признанное потомство одной определенной родоначальницы, основательницы рода. Так как при этой форме семьи отец не может быть установлен с достоверностью, то признается только женская линия. Поскольку братья не могут жениться на своих сестрах, а лишь на женщинах другого происхождения, то в силу материнского права дети, рожденные от них этими чужими женщинами, оказываются вне данного рода. Таким образом, внутри родового союза остается лишь потомство дочерей каждого поколения; потомство сыновей переходит в роды своих матерей.

    В качестве классической формы этого первоначального рода Морган берет род у ирокезов, в частности у племени сенека В этом племени имеется восемь родов, носящих названия животных 1) Волк, 2) Медведь, 3) Черепаха, 4) Бобр, 5) Олень, 6) Кулик, 7) Цапля, 8) Сокол. В каждом роде господствуют следующие обычаи:

    1. Род выбирает своего сахема (старейшину для мирного времени) и вождя (военного предводителя). Сахем должен был избираться из состава самого рода, и его должность передавалась по наследству внутри рода, поскольку по освобождении она должна была немедленно снова замещаться, военного предводителя можно было выбирать и не изчленов рода, а временами его вообще могло не быть. Сахемом никогда не избирался сын предыдущего сахема, так как у ирокезов господствовало материнское право, и сын, следовательно, принадлежал к другому роду, но часто избирался брат предыдущего сахема или сын его сестры. В выборах участвовали все - мужчины и женщины. Но избрание подлежало утверждению со стороны остальных семи родов, и только после этого избранный торжественно вводился в должность и притом общим советом всего союза ирокезов.

    2. . Род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. Это опять-таки решается совместно мужчинами и женщинами. Смещенные должностные лица становятся после этого, подобно другим, простыми воинами, частными лицами. Впрочем, совет племени может тоже смещать сахемов, даже против воли рода.


    3. . Никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода. Таково основное правило рода, та связь, которая его скрепляет, это - негативное выражение того весьма опреде ленного кровного родства, в силу которого объединяемые им индивиды только и становятся родом. С открытием рода, основанного на кровном родстве и вытекающей из этого невозможности брака между его членами, эта бессмыслица рассеялась сама собой - Разумеется, на той ступени развития, на которой мы застаем ирокезов, запрещение брака внутри рода нерушимо соблюдается.

    4. Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода. Ввиду незначительности предметов, которые мог оставить после себя ирокез, его наследство делили между собой его ближайшие сородичи; в случае смерти мужчины - его родные братья и сестры и брат матери, в случае смерти женщины - ее дети и родные сестры, но не братья. По той же причине муж и жена не могли наследовать друг другу, а также дети - отцу.

    5. Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь, защиту и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности отдельный человек полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду.

    6. Род имеет определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени может только он один, так что имя отдельного человека также указывает, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно связаны и родовые права.

    7. . Род может усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены всего племени. Военнопленные, которых не убивали, становились, таким образом, в силу усыновления в одном из родов членами племени сенека и приобретали тем самым все права рода и племени. Усыновление происходило по предложению отдельных членов рода: по предложению мужчин, которые принимали постороннего как брата или сестру, или по предложению женщин, принимавших его в качестве своего ребенка; для утверждения такого усыновления необходимо было торжественное принятие в род. Часто отдельные, численно ослабевшие в силу исключительных обстоятельств роды таким образом вновь количественно укреплялись путем массового усыновления членов другого рода, с согласия последнего.

    8. . Трудно установить у индейских родов наличие особых религиозных празднеств; но религиозные церемонии индейцев более или менее связаны с родом

    9. . Род имеет общее место погребения. У ирокезов штата Нью-Йорк, стесненных со всех сторон белыми, оно теперь исчезло, но раньше существовало. У других индейцев оно еще сохранилось, как, например, у находящихся в близком родстве с ирокезами тускарора, которые, несмотря на то, что они христиане, имеют на кладбище особый ряд для каждого рода, так что в одном ряду с детьми хоронят мать, но не отца.

    10. . Род имеет совет - демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладающих равным правом голоса. Этот совет выбирал и смещал сахемов и военных вождей, а также и остальных "блюстителей веры"; он выносил постановления о выкупе (вергельде) или кровной мести за убитых членов рода; он принимал посторонних в состав рода. Одним словом, он был верховной властью в роде

    Функции фратрии у ирокезов - отчасти общественного, отчасти религиозного порядка. 1) В игре в мяч фратрии выступают одна против другой; каждая выдвигает своих лучших игроков, остальные следят за игрой, располагаясь по фратриям, и держат друг с другом пари, делая ставку на победу своих игроков. - 2) В совете племени сахемы и военные вожди каждой фратрии сидят вместе, одна группа против другой, каждый оратор говорит, обращаясь к представителям каждой фратрии как к особой корпорации. - 3) Если в племени случалось убийство, причем убийца и убитый принадлежали не к одной и той же фратрии, то пострадавший род часто апеллировал к своим братским родам; они созывали тогда совет фратрии и обращались к другой фратрии как к целому, чтобы та, в свою очередь, собрала свой совет для улаживания дела. Здесь фратрия, таким образом, снова выступает как первоначальный род - и с большими шансами на успех, чем более слабый отдельный род, от нее происшедший. - 4) В случае смерти выдающихся лиц противоположная фратрия брала на себя заботу о похоронах и похоронных торжествах, тогда как члены фратрии умершего участвовали в похоронах в качестве родных покойника. Когда умирал сахем, противоположная фратрия извещала союзный совет ирокезов об освобождении должности. - 5) При выборах сахема также выступал на сцену совет фратрии. Утверждение выбора братскими родами считалось как бы само собой разумеющимся, но роды другой фратрии могли представлять возражения. В таком случае собирался совет этой фратрии; если он считал возражения правильными, выборы признавались недействительными. - 6) Раньше у ирокезов существовали особые религиозные мистерии, названные белыми medicine-lodges.{*61} Эти мистерии у племени сенека устраивались двумя религиозными братствами, имевшими особые правила посвящения новых членов; на каждую из обеих фратрий приходилось по одному такому братству. - 7) Если, что почти несомненно, четыре lineages (колена), населявших ко времени завоевания четыре квартала Тласкалы, были четырьмя фратриями, то это доказывает, что как фратрии у греков, так и подобные же родовые союзы у германцев, имели также значение военных единиц; эти четыре lineages выступали в бой, каждая как особый отряд в своей форме и с собственным знаменем, под начальством собственного вождя.

    Что же характеризует отдельное индейское племя в Америке?

    1. Собственная территория и собственное имя. Каждое племя владело, кроме места своего действительного поселения, еще значительной областью для охоты и рыбной ловли.

    2. . Особый, лишь этому племени свойственный диалект. В действительности племя и диалект по существу совпадают; новообразование племен и диалектов путем разделения происходило в Америке еще недавно и едва ли совсем прекратилось и теперь.

    3. Право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей.

    4. . Право смещать их, даже против желания их рода. Так как эти сахемы и военные вожди состоят членами совета племени, то эти права племени по отношению к ним объясняются сами собой.

    5. Общие религиозные представления (мифология) и культовые обряды.

    6. . Совет племени для обсуждения общих дел. Он состоял из всех сахемов и военных вождей отдельных родов, их подлинных представителей, потому что они в любое время могли быть смещены; он заседал публично, окруженный прочими членами племени, которые имели право вступать в обсуждение и высказывать свое мнение; решение выносил совет.

    7. . У некоторых племен мы встречаем верховного вождя, полномочия которого, однако, весьма невелики. Это один из сахемов, который в случаях, требующих немедленного действия, должен принимать временные меры до того, как совет сможет собраться и принять окончательное решение

    Таким образом, самое позднее в начале XV века сложился оформленный "вечный союз" - конфедерация, которая, осознав приобретенную ею силу, немедленно приобрела наступательный характер и в период своего наивысшего могущества, около 1675 г., завоевала окружавшие ее значительные пространства, частью прогнав, частью обложив данью местных жителей. Союз ирокезов представляет самую развитую общественную организацию, какую только создали индейцы, не переступившие низшей ступени варварства.Основные черты союза были таковы:

    1. Вечный союз пяти родственных по крови племен на основе полного равенства и самостоятельности во всех внутренних делах племени. Это кровное родство составляло подлинную основу союза.

    2. . Органом союза был союзный совет, состоявший из 50 сахемов, равных по положению и авторитету, этот совет выносил окончательные решения по всем делам союза.

    3. . Места для этих 50 сахемов, как носителей новых должностей, специально учрежденных для целей союза, были при его создании распределены между племенами и родами.

    4. . Эти союзные сахемы были также сахемами в своих племенах и обладали правом участия и голоса в совете племени.

    5. Все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно.

    7 Союзный совет мог быть созван каждым из советов пяти племен, но не мог собираться по собственному почину.

    8. Заседания происходили в присутствии собравшегося народа, каждый ирокез мог взять слово, решение же выносил только совет.

    9.В союзе не было никакого единоличного главы, никакого лица, возглавлявшего исполнительную власть.

    10 Зато союз имел двух высших военных вождей с равными полномочиями и равной властью

    Таков был тот общественный строй, при котором ирокезы прожили свыше четырехсот лет и еще живут до сих пор. Государство предполагает особую публичную власть, отделенную от всей совокупности постоянно входящих в его состав лиц.

    эта организация была обречена на гибель. Дальше племени она не пошла, образование союза племен означает уже начало ее разрушения, как мы это еще увидим и как мы это уже видели на примерах попыток ирокезов поработить другие племена. Все, что было вне племени, было вне закона. При отсутствии заключенного по всей форме мирного договора царила война между племенами, и эта война велась с той жестокостью, которая отличает человека от остальных животных и которая только впоследствии была несколько смягчена под влиянием материальных интересов. Находившийся в полном расцвете родовой строй, каким мы наблюдали его в Америке, предполагал крайне неразвитое производство, следовательно, крайне редкое население на обширном пространстве, отсюда почти полное подчинение человека враждебно противостоящей и непонятной ему окружающей природе, что и находит свое отражение в детски наивных религиозных представлениях. Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности. Власть этой первобытной общности должна была быть сломлена, - и она была сломлена. Но она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния - являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства - воровство, насилие, коварство, измена - подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят к его гибели. А само новое общество в течение всех двух с половиной тысяч лет своего существования всегда представляло только картину развития незначительного меньшинства за счет эксплуатируемого и угнетенного громадного большинства, и оно остается таким и теперь в еще большей степени, чем когда бы то ни было прежде.

    Вместо рода Сокола кайюга) у онондага - род Мяча. Состав фратрий иной, чем у сенека. Три рода в первой фратрии одни и те же, но род Медведя находится теперь вместе с родом Оленя.

    У онондага нет рода Сокола, у сенека нет рода Угря, однако члены этих двух родов приветствуют друг друга при встрече, как братья, будто между ними существует связь.

    Племена могаук и онейда имеют только 3 рода: 1) Медведь, 2) Волк, 3) Черепаха; не имеют фратрий. При образовании конфедерации 7 из 8 ро­дов сенека существовали у различных племен, как это следует из учрежде­ния в каждом из них должности сахема; но могаук и онейда имели тогда только 3 названных рода: они потеряли тогда целую фратрию и еще один род из оставшейся - если (!) предположить (!), что первоначальные пле­мена некогда состояли из одних и тех же родов.

    Когда племя, организованное в роды и фратрии, подразделяется, это может произойти по линии фратриалъной организации. Хотя члены пле­мени совершешш перемешались вследствие браков, каждый род во фратрии состоит из женщин с их детьми и потомками по женской линии, которые образуют ядро фратрии. Они должны были иметь склонность оставаться вместе на одной территории и, таким образом, могли выделиться в отдель­ную группу. Члены рода мужчины, женатые на женщинах из других родов и жившие при своих женах, не могли влиять на состав рода, так как их дети не принадлежали к их роду. Роды и фратрии могут быть прослежены в каждом племени.

    Ирокезское племя тускарора отделилось от главного ствола в неиз­вестную отдаленную эпоху; тускарора ко времени их открытия жили в об­ласти реки Ныос в Северной Каролине. Около 1712 г. они были изгнаны из этой области и, переселившись в страну ирокезов, были приняты в кон­федерацию как шестой ее член.

    Ирокезское племя тускарора. Две фратрии из восьми родов.

    I фратрия. Роды: 1) Медведь, 2) Бобр, 3) Большая

    4) Угорь. черепаха,

    II фратрия. Роды: 5) Серый волк, 6) Желтый волк, 7) Малая

    8) Бекас. черепаха,

    Тускарора имеют шесть родов общих с кайюга и онондага, пять ро­дов - с сенека, три рода - с могаук и онейда. Род Оленя, который не­когда был у них, в настоящее время вымер. Род Волка теперь разделился на два, Серый и Желтый; точно так же род Черепахи разделился на Боль­шую и Малую. Три рода в первой фратрии совпадают с тремя родами в первой фратрии сенека и кайюга, только род Черепахи разделен на два. Так как между отделением тускарора от родственных племен и их возвращением протекло несколько сот лет, то мы имеем здесь доказательство прочности существования рода. Как и у других племен, роды одной и той же фратрии называются родами-братьями, роды другой фратрии - родами-кузенами.

    Различия в составе фратрий указывают на изменение их с целью приспособления к изменившимся условиям (в результате уменьшения чис­ленности или вымирания некоторых входивших в них родов и т. д.), чтобы сохранить известное равенство в числе фраторов в каждой фратрии. Фратриагъная организация существовала у ирокезов с незапамятных времен; она древнее конфедерации, основанной свыше четырех столетий тому назад. В общем различия в родовом составе фратрий незначительны; это доказывает прочность как фратрии, так и рода. Ирокезские племена имели 38 родов и в 4 из этих племен было всего 8 фратрий.

    К. МАРКС


    Функции фратрии у ирокезов были частью общественные, частью религиозные,

    1) Игры обычно происходили во время собраний советов племени. Например, у сенека при игре в мяч фратрии играют друг против друга и бьются об заклад одна с другой за исход игры. Каждая фратрия выставляет своих лучших игроков. Перед началом игры члены противоположных фрат­рий ставят в заклад предметы личной собственности, которые отдаются под охрану особых лиц во избежание конфликтов.

    2) На совете племени сахемы и вожди обеих фратрий обычно садились перед воображаемым огнем совета друг против друга, и ораторы обраща­лись к двум противоположным группам, как к представителям фратрий.

    3) Если совершалось убийство, созывался сначала совет рода убитого, а затем совет рода убийцы; но часто род преступника (если убийца и уби­тый принадлежали к противоположным фратриям) приглашал другие роды своей фратрии, чтобы общими усилиями добиться прощения престу­пления. Фратрия собирала тогда совет и затем обращалась к другой фратрии, к которой отправляла делегацию с поясом из белых раковин {«вампум»}, прося собрать совет фратрии и уладить дело миром. Семье и роду убитого предлагалось удовлетворение в виде выражений сожаления и ценных подарков. Переговоры между обоими советами продолжались до тех пор, пока не было достигнуто положительное или отрицательное ре­шение. Влияние фратрии было больше, чем отдельного рода, и при обра­щении за содействием к противоположной фратрии прощение было более вероятным, особенно, если имелись смягчающие обстоятельства. Поэтому греческая фратрия (до периода цивилизации) взяла на себя главным образом ведение дел об убийстве, а также об очищении убийцы, если ему удавалось избегнуть наказания; на этом основании фратрия после учре­ждения политического общества взяла на себя обязанность преследовать убийцу судом.

    4) При похоронах лиц, пользовавшихся почетом, функции фратрий весьма заметны (стр. 95, 96). В случае смерти сахема противоположная фратрия, а не его собственная, непосредственно после похорон посылала центральному совету в Онондога, официальный {знак власти} пояс-вампум умершего вождя как извещение о его кончине. Там пояс хранился до назначения преемника, которому и передавался как отличительный знак его должности.

    5) Фратрия имела непосредственное отношение к выбору сахемов и вождей отдельных родов. После того как род избирал преемника своему умершему сахему (или избирал вождя второй степени), ожидалось как нечто само собою разумеющееся, что роды той же фратрии утвердят выбор; но иногда встречались возражения со стороны противоположной фратрии. Тогда вступали советы обеих фратрий.

    6) В прежнее время у сенека были «колдовские вигвамы» - «medicine lodges», они играли выдающуюся роль в их религиозном культе; иметь «колдовской вигвам» значило соблюдать важнейшие религиозные обряды и отправлять важнейшие религиозные мистерии; у сенека было две такие организации, по одной в каждой фратрии; каждая была братством, в ко­торое новые члены принимались путем формального посвящения.

    В отличие от греческой фратрии и римской курии индейская фратрия не имела официального главы; она также не имела своих служителей культа особо от рода и племени.



    
    Top