Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей. Мария Журавлёва: “Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты”

Виолончель - это обязательный инструмент в составе ансамблей и симфонических оркестров. Именно она делает технику звучания мелодии глубокой, насыщенной и полной. Благодаря певучести ее «голоса», виолончель часто солирует, если музыкальному коллективу необходимо ярко выразить такие эмоции, как печаль, точка или теплая грусть, наполнить мелодию лирическим настроением.

Что такое виолончель

Виолончель - музыкальный инструмент струнно-смычкового типа, из басового и тенорового регистра. Он известен с 16 века, визуально похож на альт или скрипку, но гораздо больше, чем они, по габаритам. В музыке виолончель используется, благодаря своим безграничным «голосовым» возможностям, в следующих гранях:

  • сольно (одиночно),
  • в составе оркестра,
  • при исполнении мелодии струнным ансамблем.

У виолончели, как и у скрипки, 4 струны. Она является самым низким по звучанию струнно-смычковым инструментом, и без нее просто не могут функционировать некоторые музыкальные коллективы, к примеру, такие как квартет или камерный ансамбль.

Строй струн виолончели на октаву ниже, чем у альта. Ноты для ее партии пишутся в теноровом или басовом скрипичном ключе, но диапазон ее звучания необычайно широк, благодаря созданной за столетия существования виолончели уникальной технике игры на ней.

История создания инструмента

До сих пор доподлинно не известно, кем именно изобретена виолончель. Впервые упоминания о ней появились в начале, а точнее - в первой половине, 16 века, и связаны они были с именами двух мастеров по изготовлению струнных инструментов - итальянцем Гаспаро да Сало и его учеником Паоло Маджжини. Есть и еще одна версия того, кем и когда была изобретена виолончель. Согласно ей, создателем инструмента был известнейший в 16 веке мастер из семьи Амати по имени Андреа.

Историческим, доказанным документально фактом является лишь то, что современная форма виолончели, с типичным струнным рядом и характерным звучанием - заслуга Антонио Страдивари. Кроме этого, в совершенствовании инструмента, в разные века, принимали участие такие известные музыканты и мастера, как Джезеппе Гварнери. Карло Бергонци, Никколо Амати, Доминико Монтаньяна и другие. С конца 18 века форма корпуса, размеры инструмента и его струнный ряд уже не менялись.

Особенности конструкции виолончели

Виолончель - это единственный музыкальный инструмент, веками сохраняющий форму и уникальные особенности конструкции. Даже скрипка видоизменялась - менялось дерево для производства корпуса и составы для его пропитки, покраски, обновлялись струны.

Основные детали виолончели:

  • корпус,
  • гриф,
  • головка,
  • смычок.

Корпус виолончели состоит из нижней и верхней деки, отверстия для обеспечения резонации звука (эфы). Кроме этого, в конструкции корпуса есть и другие немаловажные детали - внутренняя распорка «дужка», петля, подгрифник, пуговка, обечайка.

Для игры на виолончели не подойдет скрипичный смычок или смычок для альта. Этот неотъемлемый атрибут инструмента состоит из трости, которая делается из натуральной древесины бамбука или фернамбука, колодки из черного дерева с перламутровыми вставками, натурального или искусственного конского волоса. Натяжение конского волоса на смычке для виолончели регулируется с помощью винта с восьмью гранями, закрепленном на трости.

Особенности звучания виолончели

Возможности виолончели, в плане звукоизвлечения, отличаются от возможностей аналогичных инструментов широтой и глубиной. Мастера оркестрового искусства характеризуют ее звук как

  • певучий,
  • слегка сдавленный,
  • напряженный,
  • сочный.

В палитре ансамбля, квартета или оркестра виолончель звучит как низший тембр голоса человека. Во время сольного выступления этого инструмента создается впечатление, будто виолончель ведет неспешную беседу с залом о чем-то очень важном и реальном, ее глубинный, певучий звук завораживает, буквально гипнотизирует, причем не только знатоков искусства, но и тех, кто слушает ее впервые.

Каждая из струн виолончели звучит особенно и неповторимо, а диапазон их звучания распространяется от мужского сочного баса до теплого и нежного альта, характерного для истинно женских партий. Величайшие композиторы и музыканты с мировыми именами не раз говорили о том, что виолончель способна «рассказать», к примеру, сюжет оперы без слов и визуальных картинок.

Как играть на виолончели

Техника игры на виолончели кардинально отличается от техник игры на других струнных музыкальных аналогах. Инструмент довольно большой, даже громоздкий, и должен иметь опору в трех точках - в области шпиля (на пол), ближе к правой стороне груди и у левого колена. При обучении игре на виолончели темами первых уроков являются именно способы ее установки, удерживания.

Далее осваиваются навыки владения смычком. Для того чтобы он полностью охватывал струнный ряд инструмента при звукоизвлечении, виолончель незначительно поворачивают вправо от музыканта. Очень важно следить за тем, чтобы свобода движений левой рукой ничем не ограничивалась.

Удивительно то, что многие начинающие музыканты, даже при наличии идеального слуха и умении играть на струнно-смычковых инструментах, не могут освоить технику игры на виолончели, и останавливаются именно на этапе обучения ее удерживанию и опоры.

Оценка качества звучания виолончелей для лучших музыкантов и музыкальных коллективов с мировыми именами происходит в темноте, и в этих своеобразных конкурсах, как правило, побеждают модели, изготовленные скрипичными мастерами 16, 17 и 18 веков.

Виолончель - инструмент не только для классических музыкальных произведений. Финская группа Apocalyptica, исполняющая тяжелый рок, не выходит на сцену без нее. Каждая мелодия их песен включает в себя партию для виолончели, и звучит такой рок очень красиво, своеобразно, но традиционно для жанра.

Инструмент используется не только как музыкальный инструмент - художница Джулия Борден рисует на корпусах виолончелей картины в жанре «абстракция», которые активно раскупаются ценителями искусства по всему миру, и украшают богатейшие дома и даже музеи.

Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века.


Игра на виолончели



Игра на виолончели

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей.



Виолончель такого же строения, что и скрипка, однако значительно больших размеров.

На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем).

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие больших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограниченнее.

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта.

Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

Интересно, что название виолончели на итальянском, немецком и английском языках абсолютно одинаково - violoncello, также как и его короткий вариант - cello (более употребителен в английском).

Выдающиеся виолончелисты

Пабло Казальс
Пьер Фурнье
Морис Марешаль
Поль Тортелье
Андре Наварра
Антонио Янигро
Жаклин Дюпре
Йо-Йо Ма
Мстислав Ростропович
Александр Кузнецов
Наталия Гутман
Константин Миньяр-Белоручев
Видео: Виолончель на видео + звучание

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).
В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.
Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.
Техника игры на виолончели[править | править исходный текст]

Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора работы Страдивари.
Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный.
Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

До появления в конструкции виолончели шпиля инструмент удерживали икрами ног.
При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног). На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры.
Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким (кроме контрабаса, который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов.

Р. Сапожников

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

В процессе обучения игре на инструменте педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений.

Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства.

Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося.

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений рук.

Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел сознательно применять их в различных случаях.

Необходимо воспитать в ученике волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной Цели, упорство в преодолении трудностей, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи.

Следует уделять большое внимание правильной организации домашних занятий учащегося, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.

Школа включает переложения и обработки народных песен, сочинения русских, западноевропейских и советских композиторов, небольшие этюды и специальные упражнения. Этот материал расположен в порядке постепенного возрастания трудностей. Но педагог может изменять последовательность изучения приемов игры, учитывая индивидуальные данные и успеваемость каждого ученика.

Школа составлена в виде отдельных заданий, рассчитанных на несколько уроков. Задание, как правило, включает упражнения, этюд и пьесу, в которых используются одинаковые приемы. Этим достигается развитие определенных навыков в связи с художественными задачами.

Количество уроков, требуемых для прохождения того или другого задания Школы, зависит как от трудности учебного материала, так и от успеваемости ученика.

Почти во всех заданиях Школы упражнения даются в сокращенном виде. Учащиеся должны понять и сознательно продолжить упражнение, что активизирует их внимание и развивает творческие навыки. Этой же цели служат задания по самостоятельному транспонированию этюдов и упражнений.

Материал Школы изложен крайне сжато и предполагает собственную инициативу педагога в подборе дополнительной учебной литературы, согласно требованиям существующих программ.

Особое внимание следует обратить на расширение учебно-художественного репертуара; в этом отношении инициатива педагога имеет наиболее важное значение.

  • Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей.
  • Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой.
  • Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность.
  • Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу.
  • Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру.
  • Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям.
  • При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица.
  • Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части.
  • Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу.
  • Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле.
  • Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите.
  • Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели.
  • Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте.
  • Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим.
  • Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами.
  • Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений.
  • Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними.

Все знают, кто такой Наполеон. Не торт, конечно же, а прославленный корсиканец Наполеон Бонапарт. Однажды с ним произошла любопытная история. На одном званом вечере Наполеон впервые услышал магическое звучание виолончели и так был поражен, что грубо схватив инструмент, попытался извлечь из него звуки, которые так его восхитили.

Наполеон канул в историю, а вот виолончель, созданная самим Страдивари и не сдавшаяся тирану, продолжала свое завоевание душ и сердец, но в руках великого Мстислава Ростроповича. Бонапарт оставил шрам на теле бесценного инструмента: поцарапал виолончель шпорой.

Вы можете покорять, завоевывать страны, быть успешным или популярным, но слыша звуки виолончели, вы поймете, что одна вершина еще впереди. Это не просто слова: гениальный Федор Шаляпин говорил, что петь нужно, как поет виолончель. Это не фигура речи; из всех музыкальных инструментов тембр звучания виолончели ближе всего к человеческому голосу.

Королева семейства струнных музыкальных инструментов – виолончель, способна заставить слушателей плакать, смеяться, она может вывести из депрессии, вернуть жизненные силы, даст возможность расслабиться или, наоборот, собраться. Нужные ноты – и благодарная виолончель поможет вам справиться с любой проблемой. Излечит душу, поднимет настроение и унесет в волшебный мир гармонии музыки.

Напрасно, некоторые думают, что классический инструмент не актуален, что он не способен выразить чувства в этом быстром мире. Послушайте, более чем современное звучание виолончели, в исполнении финской рок группы Apocalyptica и вы поймете, что виолончель вне времени и жанров, ей подвластны незамысловатые народные мелодии, сложные классические кантаты, рок и джаз, баллада и марш.

Кроме всего прочего, занятие музыкой полезно для здоровья, да-да, не смейтесь, именно так! Известный физиолог И.М. Догель, в 19 веке доказал целебное действие струнных музыкальных инструментов на сердечнососудистую систему. Как бы фантастически это не звучало, но это доказанный факт – занимаясь музыкой, человек лечится.

Вот такая, она – виолончель: не покоряющаяся тиранам, прославляющая мастеров и талантов, лечащая душевную боль и поднимающая настроение. Вечная и прекрасная!

Как проходит обучение?

    Индивидуальные и групповые уроки Индивидуальные уроки для людей, любящих спокойствие и индивидуальный подход, и групповые занятия, для тех, кто любит общение и обучение в коллективе.

    Теория музыки Теория тесно связана с практикой. Также по вашему желанию возможно изучать нотную грамоту, писать ритм-диктанты, изучать тональности и аккорды. Теория музыки нужная дисциплина, если музыка ваш профессиональный выбор, а не просто хобби.

    Развитие навыков слуха и ритма Чувство ритма и слуха - два обязательных качества, необходимые хорошему музыканту. Хорошая новость: их нетрудно развивать. Этим вы и займетесь на уроке.

    Домашнее задание Мы сделали процесс уроков максимально комфортным, однако очень многое именно в ваших руках. Сколько вы вложите - столько и получете в результате. Здесь все честно

5 причин, чтобы учиться с нами

Педагоги - профессиональные специалисты

  • Преподаватели - профессиональные, играющие музыканты.
  • Большой стаж обучения на разных уровнях взрослых и детей.
  • Енергичные и терпеливые. Уроки с удовольствием.

Удобное расположение и атмосфера школы

  • Занятия проходят в музыкальной студии, со всем необходимым оборудованием.
  • Два класса, рядом с метро "Дорогожичи" и "Шулявская", возможность бесплатной парковки.
  • Уютная атмосфера класса. Приятные преподаватели

Индивидуальное и групповое обучение

  • Индивидуальные или групповые уроки(мини группы 2-3 человека).
  • Обучение вашим любимым песням (школа не навязывает свои предпочтения).
  • Длительность урока - 60 минут.

Индивидуальный график

  • Расписание формируется с учетом вашей деятельности, учебы, командировок.
  • Информирование о переносах вовремя.
  • Возможность смены графика.



Top