Нотная тетрадь распечатать формат а4 с нотами. Нотная грамота для начинающих

В иктор Викторович Козлов (родился 10.01.1958, Челябинск), российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия). Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор (2000). Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народ-ных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом - Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов). В 1979-92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина. В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом. Выступал с сольными программами в Москве, Минске,; Бишкеке, Воронеже, Харькове, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Сургуте и др.

Как композитор, автор оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.

Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, «Хоровод и пляска» для гитары соло. В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец (1982), «Марш солдатиков» (1985), «Маленький детектив» (1990), «Танец охотника» (1997), «Кискино горе» (1999). Несколько сочинений написано композитором для гитары с оркестром: «Концертино» (1987), «Былина и русский танец» (1995), «Буффонада» (1997). Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.

Ряд произведений Козлова опубликован в России, Англии, Германии, Италии, Польше и Финляндии. Его произведения включили в свой репертуар гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадко (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гредюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт «Каприччиозо» (Германия), их также исполняет Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие. В Челябинске музыкант сотрудничает с камерным оркестром «Классика», Государственным оркестром народных инструментов «Малахит», оркестром народных инструментов Челябинского высшего музыкального училища.

В настоящее время преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы «Новые имена»: И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов - основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения).

На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба.

Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей «Классическая гитара на Урале» (с 1991). В 1998 на студии звукозаписи «U-Saund» вышел CD-диск Козлова «Медитация для гитары соло» с произведениями современных композиторов и собственными сочинениями. На CD записаны также: «Черный тореадор», сюита для гитары соло (1988); «Баллада для Елены прекрасной» - для гитары соло (1997).


КОЗЛОВ Виктор Викторович (родился 10.01.1958, Челябинск), российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия). Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор (2000). Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народ-ных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом – Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов). В 1979–92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина. В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом. Выступал с сольными программами в Москве, Минске, Бишкеке, Воронеже, Харькове, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Сургуте и др.

Как композитор, автор оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.

Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, «Хоровод и пляска» для гитары соло. В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец (1982), «Марш солдатиков» (1985), «Маленький детектив» (1990), «Танец охотника» (1997), «Кискино горе» (1999). Несколько сочинений написано композитором для гитары с оркестром: «Концертино» (1987), «Былина и русский танец» (1995), «Буффонада» (1997). Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.

Ряд произведений Козлова опубликован в России, Англии, Германии, Италии, Польше и Финляндии. Его произведения включили в свой репертуар гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадко (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гредюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт «Каприччиозо» (Германия), их также исполняет Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие. В Челябинске музыкант сотрудничает с камерным оркестром «Классика», Государственным оркестром народных инструментов «Малахит», оркестром народных инструментов Челябинского высшего музыкального училища.

В настоящее время преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы «Новые имена»: И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов – основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения).

На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала , в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба.

Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей «Классическая гитара на Урале» (с 1991). В 1998 на студии звукозаписи «U-Saund» вышел CD-диск Козлова «Медитация для гитары соло» с произведениями современных композиторов и собственными сочинениями. На CD записаны также: «Черный тореадор», сюита для гитары соло (1988); «Баллада для Елены прекрасной» – для гитары соло (1997).

(родился 10.01.1958, Челябинск) - российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия). Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор (2000). Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом - Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов). В 1979-92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина. В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом. Выступал с сольными программами в Москве, Минске, Бишкеке, Воронеже, Харькове, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Сургуте и др.

Как композитор, автор оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.

Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, "Хоровод и пляска" для гитары соло. В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец (1982), "Марш солдатиков" (1985), "Маленький детектив" (1990), "Танец охотника" (1997), "Кискино горе" (1999). Несколько сочинений написано композитором для гитары с оркестром: "Концертино" (1987), "Былина и русский танец" (1995), "Буффонада" (1997). Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.

Ряд произведений Козлова опубликован в России, Англии, Германии, Италии, Польше и Финляндии. Его произведения включили в свой репертуар гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадко (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гредюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт "Каприччиозо" (Германия), их также исполняет Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие. В Челябинске музыкант сотрудничает с камерным оркестром "Классика", Государственным оркестром народных инструментов "Малахит", оркестром народных инструментов Челябинского высшего музыкального училища.

В настоящее время преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы "Новые имена": И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов - основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения).

На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба.

Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей "Классическая гитара на Урале" (с 1991). В 1998 на студии звукозаписи "U-Saund" вышел CD-диск Козлова "Медитация для гитары соло" с произведениями современных композиторов и собственными сочинениями. На CD записаны также: "Черный тореадор", сюита для гитары соло (1988); "Баллада для Елены прекрасной" - для гитары соло (1997).

  • - Гофман Виктор Викторович называл своими учителями К. Бальмонта и В. Брюсова, казался как бы литературным оруженосцем Брюсова; свой идеал он называл «мистическим интимизмом»...

    Русские поэты Серебряного века

  • - сов. геодезист, гравиметрист и гидрограф. Принимал участие в градусном измерении на о-ве Шпицберген, а также в гидрографич...
  • - юморист. Род. в 1859 г.; окончил СПб. университет со степенью кандидата прав. Литературную деятельность начал с 1879 г. в "Стрекозе". С 1882 г. состоит членом редакции юмористического журнала "Осколки"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - историк математики. Род. в 1849 г. В 1872 г. окончил физико-математический факультет Московского университета. Состоял преподавателем математики в гимназии и корпусе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший генеральный директор Лучегорского топливно-энергетического комплекса; депутат Думы Приморского края с 1997 г.; родился 25 июня 1937 г.; окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Командир танка 205-го отдельного разведывательного батальона, младший командир. Родился 7 сентября 1916 года в деревне Демнево ныне Ильинского района Ивановской области в семье крестьянина. Русский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заместитель председателя правления коммерческого банка "Сибирское общество взаимного кредита", директор Омского регионального филиала коммерческого банка "Сибирское О. В. К."...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в Алтайском крае. Окончил Уфимский нефтяной ин-т. Работал пом. бурильщика, инженером, гл. технологом экспедиции, ведущим технологом объединения. Автор кн.: Теплынь. Екатеринбург, 1994...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший начальник Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, генерал-лейтенант авиации; родился в 1941 г. в г. Донецке Украинской ССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор Российского агентства по системам управления с октября 2002 г.; родился 25 февраля 1944 г. в д. Муравьево Краснохолмского района Калининской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий кафедрой физики Томского государственного архитектурно-строительного университета. Родился 29 сентября 1934 г. в г. Ростове-на-Дону. В 1957 г. окончил Ростовский-на-Дону государственный университет...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бобынин, Виктор Викторович, - историк математики. Родился в 1849 г. Окончил физико-математический факультет Московского университета; с 1882 г. приват-доцент Московского университета...

    Биографический словарь

  • - Гофман, Виктор Викторович - поэт. В 1909 г. окончил юридический факультет Московского университета. Гофман еще в детстве начал писать стихи: в печати его стихотворения впервые появились в 1901 - 1902 годах...

    Биографический словарь

  • - юморист. Род. в 1859 г.; окончил СПб. унив. со степенью кандидата прав. Литературную деятельность начал с 1879 г. в "Стрекозе"...
  • - историк математики. Род. в 1849 г. В 1872 г. окончил физико-математический факультет Московского унив. Состоял преподавателем математики в Гимназии и Корпусе; с 1882 г. приват-доцент Московск. университета...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писатель Жизнь - не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват. Не было бы риска - не было бы и прогресса...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Козлов, Виктор Викторович" в книгах

В. В. ХОДАСЕВИЧ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ ГОФМАН (Биографический очерк)

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

В. В. ХОДАСЕВИЧ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ ГОФМАН (Биографический очерк) IВиктор Викторович Гофман родился в Москве. 14 мая 1884 года.Отец Виктора Викторовича, по профессии мебельный фабрикант и декоратор, был человек с изрядным достатком. Детство будущего поэта протекало в мирной,

Билибин Виктор Викторович (1859–1908)

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Билибин Виктор Викторович (1859–1908) Чиновник почтово-телеграфного ведомства, писатель-юморист, печатавшийся под псевдонимом И. Грэк; был секретарем журнала «Осколки», на протяжении ряда лет поддерживал с Чеховым дружеские отношения и переписывался с

"Виктор Викторович – это значит победитель победителей "

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

"Виктор Викторович – это значит победитель победителей" Все началось с Виолочки Ерохиной. Ее действительно звали Виола, что значит "альт". Работала она у нас в классе альта аккомпаниатором, и именно она сопровождала меня на конкурс в Будапешт. Виола -жена замечательного

ГОФМАН Виктор (Виктор-Бальтазар-Эмиль) Викторович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ГОФМАН Виктор (Виктор-Бальтазар-Эмиль) Викторович 14(26).5.1884 – 31.7(13.8).1911Поэт, прозаик, критик, переводчик. Публикации в журналах и газетах «Детское чтение», «Русский листок», «Век», «Свободный труд», «Москвич», «Раннее утро», «Вечерняя заря», «Дело и отдых», «Слово», «Солнце

Виктор Викторович Мышлаевский

Из книги Белая гвардия Михаила Булгакова автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Виктор Викторович Вересаев (Смидович)

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Виктор Викторович Вересаев (Смидович) (1867-1945 гг.) писатель Жизнь – не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.Не было бы риска – не было бы и прогресса.В жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с

Конецкий Виктор Викторович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Чердынцев Виктор Викторович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Соболев Виктор Викторович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ВИННИКОВ Виктор Владимирович (1903-1973); ТИПОТ Виктор Яковлевич (1893-1960); КРАХТ Владимир Константинович (1904-1972)

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВИННИКОВ Виктор Владимирович (1903-1973); ТИПОТ Виктор Яковлевич (1893-1960); КРАХТ Владимир Константинович (1904-1972) 83 То, что должен знать матрос: / Майна, вира, стоп и СОС.Кто не знает, кто не понимает, – / Амба!Куплеты Фомы и Филиппа из оперетты «Вольный ветер» (1947), дейст. 1, карт. 1;

ГОФМАН Виктор-Бальтазар-Эмиль Викторович 14(26).V.1884, Москва - 13.VIII.1911, Париж

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

ГОФМАН Виктор-Бальтазар-Эмиль Викторович 14(26).V.1884, Москва - 13.VIII.1911, Париж У Оффенбаха есть опера «Сказки Гофмана», ее либретто написано по новеллам печального романтика и едкого сатирика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В России «Сказки Гофмана» были поставлены в

Виктор, Виктор-Перрен Клод

Из книги Военные противники России автора Фролов Борис Павлович

Виктор, Виктор-Перрен Клод Французский военный деятель Виктор, Виктор-Перрен (Victor-Perrin) Клод (7.12.1764, Ламарш, департамент Вогезы, Лотарингия - 1.03.1841, Париж), маршал Франции (1807), герцог Беллуно (1808), пэр Франции (1815). Сын нотариуса.Военную службу начал в 1781 году барабанщиком

Профессор Виктор Козлов ЛЕТАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ

Из книги Газета Завтра 317 (52 1999) автора Завтра Газета

Профессор Виктор Козлов ЛЕТАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ Все политики, занятые выборами: гадали: каково окажется "мнение народа"? А, между тем, по основному вопросу нашей жизни оно давно известно, о чем свидетельствует и статья В.Козлова. Высококвалифицированный этнодемограф

Сухоруков Виктор Викторович Анти-Дворкин

Из книги Анти-Дворкин автора Сухоруков Виктор Викторович

Сухоруков Виктор Викторович Анти-Дворкин Какой маразм! И эти люди писали и пишут учебники для наших университетов… Они выплеснули только ребёнка, а грязной водой продолжают промывать мозги студентам. Сергей Кара-Мурза «Потерянный разум» Необходимое пояснениеПосле

Чанов Виктор Викторович Футболист (вратарь), тренер

Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А.

Чанов Виктор Викторович Футболист (вратарь), тренер БИОГРАФИЯРодился 21 июля 1959 г. в Донецке.Карьеру начинал в донецком «Шахтере», в спортивную школу которого пришел в 8 лет. Играл за «Шахтер» (Донецк) (1978 – 1981), «Динамо» (Киев) (1982 – 1990), «Маккаби» (Хайфа) (1990 – 1993), «Бней

Задал себе вопрос, а как же написать, а затем распечатать ноты на компьютере? Я, конечно, не музыкант и в нотной записи понимаю мало, поэтому моё исследование свелось лишь к практической части, а именно, не к профессиональным платным программам, а к доступным и, надеюсь, понятным для большинства начинающих или студентов. Есть три способа делать нотные записи: распечатать нотную тетрадь и в традициях старых мастеров делать это от руки, повторяя красивые изгибы скрипичных ключей; использовать программу установленную на компьютере с обширным функционалом; превратить нажатие клавиш в ноты — расширение для браузера google chrome. Об этих способах и поговорим отдельно.

Способ первый Ручная запись

Отличный сервис всевозможных шаблонов, которые доступны для скачивания, generatedpaper.com о нем я уже . Так вот тут есть прекрасный раздел для музыкантов, есть и просто нотная тетрадь, но бланки для записи аккордов скачивайте в в формате PDF и распечатывайте.

Способ второй Программа MuseScore

Популярная программа с богатым функционалом работы с нотным станом, также есть поддержка MIDI файлов. Вы можете сразу прослушать результат. Инструкции по работе с программой и весь функционал описан на этой странице , к сожалению, не все инструкции переведены на русский язык, но думаю встроенный переводчик вам поможет исправить недостающий текст. А несколько видео-уроков наглядно покажут работу программы.

Способ третий приложение google chrome

Когда почти все задачи переместились в облака, и главным инструментом становится браузер, а, по моему мнению, google chrome лучший представитель. В богатом выборе приложений нашлось место и для музыкантов, которые могут творить композиции, записывая произведения в ноты, не прибегая к помощи программ. Flat , красота материального дизайна приложения и его возможности могут соперничать с профессиональными программами и, честно говоря, меня просто восхитили. Все абсолютно понятно, при том, что русского языка нет, к сожалению. Установка в один клик, регистрация через аккаунт google или facebook, и вам доступен мир творчества и сообщество музыкантов по всему миру. Вы можете поделится музыкой или послушать произведения других авторов. Можете использовать приложение, или просто добавить сайт в закладки.

В итоге лучшим на мой взгляд является последний Flat особенно его последнее преображение, которое сделало его еще стильней и удобней, а платная, хотя и не совсем дешевая делает этот замечательный сервис и вовсе для профессионалов.

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую системузвукоряд . Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава . Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец) . Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый - для сопранового регистра, альтовый - для альтового, теноровый - для тенора, басовый - для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Источник — https://commons.wikimedia.org , автор — Струнин

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой .

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы ), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четные музыкальные длительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетные музыкальные длительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

– то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато , как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение



Top