Из чего состоит размер. Музыкальный размер: его виды и обозначения

Point Blank - массовый многопользовательский шутер от первого лица (MMOFPS) от создателей Lineage II и Aion - компании NCsoft. Игра построена по модели Free-To-Play (F2P, FTP) - другими словами, она бесплатна, однако за реальные деньги (исчисляются они в рублях - прямо в игре) есть возможность получить некие выгоды относительно других игроков.

Point Blank - тактический мультиплеерный шутер, по геймплею его есть возможность ассоциировать с Counter-Strike, однако с огромным многообразием в заданиях и большей динамикой.

Собственного персонажа есть возможность развивать - делать миссии, зарабатывать опыт, получать звания, выбирать умения, поменять экипировку.

Дата выхода игры

Дата выхода игры в Рф

Жанр(ы) игры

Разработчик игры

Издатель игры

NCsoft Corporation

Издатель игры в Рф

Режимы игры

Главные режимы игры на текущий момент:

  • Командный матч (team deathmatch) - в этом режиме убитый игрок возрождается на собственной «базе» через немного секунд после погибели, основная задачка - убийство игроков команды противника. Одолевает та команда, которая первой достигнула нужного количества «фрагов».
  • Разрушение - в этом режиме, на базе каждой из команд есть объект, который нужно защитить от противника, и при всем этом попробовать убить объект на базе неприятеля. Выигрывает та команда, которая нанесла больше урона по объекту неприятеля, либо убила его за отведённое время.
  • Выживание - режим идентичен с «Командным матчем» кроме того, что убитый игрок не возрождается до окончания раунда. Раунд завершается при полном ликвидировании одной из команд, либо в том случае завершится время отведённое на один раунд.
  • Подрыв - режим очень припоминает миссии с бомбой из Counter-Strike, террористы должны заложить бомбу на одном из обозначенных мест на карте, и обеспечить её защиту до взрыва. Милиция должна не дать заложить бомбу, а в том случае бомбу заложить удалось, то обезвредить её за определённое время. Однако есть некое различие: в Counter Strike бомба только у 1-го игрока, а в Point Blank она имеется у каждого в арсенале.
  • Вызов - это коллективная либо одиночная (на выбор игрока)игра с неигровыми персонажами, т.е. с ботами.
  • Не считая приведённых выше режимов есть ещё и особенные условия, которые устанавливает «хостер» игры, это может быть ограничение на определённые виды орудия либо внедрение в матче только определённого орудия, к примеру матч на ножиках, дробовиках, снайперских винтовках и бой на гранатомётах РПГ-7.

    Состав воинствующих сторон стандартен - красноватые и голубые, они же - повстанцы и полиция. Причём игрок не привязан строго к одной стороне - перед матчем есть возможность избрать, за которую сторону играть (не считая случаев, когда в правилах матча включён автобаланс и есть численный перевес у одной из команд).

    У каждой стороны сейчас есть по 3 модели персонажей (мужская - бесплатная, мужская - временная, за реальные деньги, и женская - временная, за внутриигровую валюту).

    Миссии

    Миссии есть 5 видов: обучающие, штурмовые (штурмовая винтовка), поддержки (снайперская винтовка), проникания (пистолеты-пулемёты) и особые, более сложные миссии (универсальны для хоть какого орудия). Обучающую линейку миссий есть возможность пройти только один раз - она доступна в самом начале; другие покупаются за внутриигровую валюту (очки, ГП), причём брать их есть возможность огромное количество раз. Любая линейка состоит из 10 игральных карт (P, O, I, N1, T, B, L, A, N2, K), любая из которых является отдельной миссией, состоящей из четырёх подзаданий. Подзадания ограничиваются последующими вариациями:

  • уничтожить определённым типом орудия определённое количество персонажей (к примеру, пистолетом-пулемётом либо ножиком);
  • уничтожить определённое количество персонажей с определённым орудием (к примеру, автоматчиков либо снайперов);
  • применять определённое вооружение обозначенное количество раз (к примеру, кинуть 2 гранаты);
  • уничтожить определённое количество персонажей (в отсутствие ограничений);
  • уничтожить 2-ух либо более персонажей за одну жизнь определённое количество раз;
  • попасть противнику в голову определённое количество раз;
  • убить объект определённым орудием.
  • В неких случаях нужное количество убийств необходимо набрать непременно за один матч, также вероятны совмещения этих целей (к примеру, убийство в голову из автомата либо двойное убийство из снайперской винтовки). Перед стартом матча игрок может избрать, подзадания какой карты он желает выполнить - другими словами, в одном матче получится выполнить не больше четырёх подзаданий. За каждую карту даётся определённая заслуга, плюс дополнительная заслуга даётся за окончание линейки миссий.

    Звания

    Звания в игре даются за опыт - другими словами, по достижению определённого количества опыта персонаж получает последующее звание (подобно уровню/level в других (MMO)RPG).

    Как и во всех схожих играх, чем большее звание имеет игрок - тем подольше придётся играть, чтоб получить последующее звание. Звание нужно для умений, также оно отображается значком около каждого игрока в игровом меню и во время просмотра счёта команд во время игры кнопкой Tab.

    Более того, в качестве призов за каждое приобретенное звание игрок получает призовые ГП (игровые деньги).

    Умения

    Зарабатывая звания, игрок получает возможность воспользоваться умениями. Умения употребляются для конкретизации профессии персонажа - к примеру, звание может сделать лучше точность 1-го вида вооружения, понизив урон другого.

    1-ые четыре умения линейны (строго определены), дальше делятся на три ветки - штурмовую (владение штурмовыми винтовками), снайперскую (владение снайперскими оружиями) и на ветку проникания (владение пистолетами-пулемётами и ножиками).

    Разработчики не напрасно сделали такое деление умений - совпадая с линейками миссий, оно упрощает жизнь игрокам. Игроки, естественно, будут делать те задания, которые будут совпадать со специфичностью развития их персонажей.

    Умений есть возможность выучить много, однако применять есть возможность менее трёх (три ячейки умений равномерно открываются с увеличением звания игрока).

    Дополнительные бонусы

    За реальные деньги есть возможность приобрести наборы, повышающие количество опыта и/либо внутриигровых средств, получаемых за матч; уменьшение времени респауна; дополнительное расширение магазинов всех применяемых орудий и остальные временные бонусы, труднодоступные за внутриигровую валюту.

    Также есть возможность приобрести шлем, повышающий шанс защиты от попадания в голову, и орудие с усовершенствованными качествами. Дополнительные бонусы есть возможность получить не только лишь за реальные деньги.

    К примеру, в игре есть возможность поменять вид вашего персонажа на дамский, это есть возможность сделать за внутриигровую валюту (очки, ГП) и цена находится в зависимости от того, на какое время вы берёте этого персонажа. Все же, бонусы за реальные деньги не предоставляют игроку значимого выгоды и огромную роль играет опыт самого игрока.

    На этот момент, игра быстро развивается. Каждые две недели вводятся новые обновления, которые содержат в себе новые карты, новые виды орудия и новые способности для игроков. Обосновано это тем, что релиз версия для Рф отстаёт от других государств и администрация планирует в последнее время сравнятся в версии игры со странами, где эта игра существует уже достаточно издавна.

    Скачать игру есть возможность на официальном веб-сайте pointblank.ru.

    Источники:

  • pointblank.ru - описание игры;
  • ru.wikipedia.org - Point Blank в Википедии;
  • stopgame.ru - рецензия на игру.
  • Размер. Виды размера

    Каким может быть размер музыкального произведения? Как разнообразить «пульс» музыки?
    Данный раздел содержит информацию о видах музыкального размера.
    Напомним: музыкальным размером (см.словарь) называют количество долей определенной длительности, образующих такт.


    Простые размеры.

    Состоят из простого, неделимого числа долей. Бывают двухдольными и трёхдольными.
    Рассмотрим каждый вид простого размера по отдельности.

    Двухдольный простой размер.
    Размер, при котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Т.е. сильная доля, затем слабая доля, снова сильная, слабая и т.д. Примеры двухдольных размеро: 2/2, 2/4, 2/8.
    Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается: aлла брeве), а также собственное обозначение: .
    Обратите внимание, что один такт при таком размере содержит две доли: первая доля является сильной, вторая - слабой.

    Трёхдольный простой размер.
    Размер, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
    Обратите внимание, что один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья - слабыми.

    Группировка длительностей.
    В простых размерах длительности основных долей должны быть отделены друг от друга:

    Рисунок 1. Группировка длительностей

    Есть исключения, например: если такт содержит ноты одной и той же длительности, то их можно сгруппировать; размер 3/8 допускает слияние основных долей.

    Сложные размеры.


    Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
    - Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
    - Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
    - Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
    - Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
    Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав.

    Относительно сильные доли.
    Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные сильные доли - относительно сильными долями .



    Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли

    На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров 2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля - она первая в такте, а синим - относительно сильная доля.
    Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну четверть, чтобы обозначить долю.
    Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены равномерно.

    Группировка.
    При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно:
    - указать одну ноту длительностью в такт;
    - указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой.

    Смешанные размеры.

    Смешанные размеры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных размеров. Например, размер 5/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.

    Наиболее распространенные смешанные размеры:
    - Пятидольные размеры: 5/4, 5/8.
    - Семидольные размеры: 7/4, 7/8.
    Количество сильных долей в смешанном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав. Вернёмся к примеру с размером 5/4: поскольку он образован за счёт слияния двух простых размеров, то и имеет две сильные доли.

    В первом случае, когда размер 5/4 образован за счёт слияния размеров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля размера 2/4) и третья (сильная доля размера 3/4). Посмотрите на Рисунок 1, всё станет ясно:


    Рисунок 1. Смешанные размеры


    Сильные доли на рисунке обозначены символом «>» (акцент). Также на рисунке показаны размеры 2/4 и 3/4, из которых мы получили 5/4.
    Если же мы изменим порядок следования простых размеров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую (см. Рисунок 2):

    Рисунок 2. Смешанные размеры

    Из примеров видно как важен порядок следования простых размеров в сложном: именно он определяет расположение сильных долей. Также ясно, что сильные доли расположены не равномерно.

    Свойства смешанных размеров.
    В связи с неоднородностью простых размеров, составляющих сложный размер, наблюдается следующее:
    - важен порядок простых размеров, составляющих смешанный размер. Именно этим порядком задаётся чередование сильных и относительно сильных долей (заметим, что бывают случаи изменения порядка простых размеров в сложном на протяжении одного и того же произведения);
    - чередование сильных и относительно сильных долей в смешанном размере неравномерное.


    Обозначение смешанного размера.
    Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:

    Рисунок 3. Пример обозначения смешанных размеров

    Группировка.
    Группируются ноты в смешанном размере также, как и в сложном размере. Из-за разнородности простых размеров, ритмические группы неравномерны.

    Переменные размеры


    ЁВ музыке бывает так, что размер меняется в пределах одного произведения. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер. Сразу рассмотрим пример, из которого станет всё ясно:


    Рисунок 1. Переменные размеры


    Изначально размер произведения установлен в 3/4. Начиная с 3-го такта, размер меняется на 5/4. А в 6-м такте размер возвращается к исходному (3/4). Это произведение имеет переменный размер.
    В качестве повторения, обратите внимание: произведение имеет репризы, триоли, диезы. В предпоследнем такте над закрывающимся знаком репризы написано «3х» - это обязывает сыграть данный отрывок 3 раза, а не 2, как обычно.

    Итоги.
    Вы взяли на заметку, что размер может быть простым, сложным, смешанным. По ходу произведения размер может меняться. Это называется переменным размером. Также вы узнали больше о группировке нот и акцентах.

    В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.

    Шаги

    Часть 1

    Счет ритма

      Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.

      Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты - полтакта.

      • Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
      • Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
      • Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
      • Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
    1. Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.

    2. Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.

      • Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
      • Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
    3. Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.

    4. Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.

      • Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
      • Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же - 1 1/2 доли.
    5. Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги - это поможет вам освоить триоли.

      • Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
      • Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
    6. Делайте по-своему. Фермата - музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.

      • Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
      • Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
      • Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.

      Часть 2

      Изучите тактовый размер
      1. Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.

        • В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.

    Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

    АКЦЕНТ. МЕТР. РАЗМЕР. ТАКТ.
    ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ЗАТАКТ.

    В музыке звуки, как Вы сами понимаете, организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же фундаментальное различие. Это ритм и метр , с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай: ритм - это соотношение длительностей, или, вернее, моментов взятия звуков в музыке. То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени. Сравним это с понятием "метра". Метр - в теории музыки означает абстрактную пульсацию, которая всегда подразумевается в музыке, хотя и может не воплощаться в реальных звуках. Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка. Одно понятие воплощается нотами, а другое - абстрактно.

    Отдельные щелчки воображаемого метронома называются "долями". Из долей складывается каждый такт произведения. Количество долей в такте может быть разным, но главное, на что нужно сейчас обратить внимание - эти доли неравнозначны между собой. Независимо от жанра и других параметров музыки, всегда первая доля (первый метрический удар) каждого такта имеет бо льшую смысловую нагрузку, больший вес, чем все остальные доли. Поэтому первая доля такта называется сильной долей - это тоже устоявшийся термин. Собственно, тактом и называется промежуток между двумя соседними сильными долями. А то невольное ударение, которое Вы делаете на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом . Впрочем, акцент Вы можете сделать на любой ноте, если это требуется характером мелодии. Просто, чтобы Вы не путались: сильная доля - вещь нерушимая, а акцент - всего лишь манера исполнения.

    Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

    Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется метром - тот же смысл, но другими словами.

    Доля метра может быть выражена различной длительностью: метр (или, если угодно, единица измерения времени) в музыкальной пьесе может выражаться целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями. В принципе, любыми длительностями, но лично я не встречал ни разу произведений с метром более мелким, чем шестнадцатые.

    Пойдем дальше и познакомимся с понятием размера . Говоря языком программистов, указание размера для музыкальной пьесы аналогично загрузке файла инициализации - это похоже на предварительную настройку параметров перед стартом. Размер принято изображать простой дробью, то есть двумя числами, одно над другим. Эти цифры пишутся сразу после ключа (и ключевых знаков, если они имеются) так, чтобы средняя линия нотоносца служила для них разделителем дроби. В числителе пишется количество долей, то есть, сколько ударов метронома должно прозвучать в каждом такте. В знаменателе - длительность, которая будет служить единицей измерения. Например:

    В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

    Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом . В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.

    В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.

    В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Это - традиция. Это делается даже тогда, когда для создания заключительного неполного такта уже не остается собственно нотного материала - просто неполный такт "дописывается" с помощью пауз.

    ПРОСТЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
    ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ

    Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным .

    Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным .

    Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми. Все размеры их, выражающие то же, называются простыми размерами. К простым размерам относятся:
    а) двухдольные размеры -
    размер называется также alla breve и имеет другое обозначение: .
    б) Трехдольные размеры - , реже встречается

    Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей .

    При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга. Например:

    В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:

    1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:

    В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:

    2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

    3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка, например:


    СЛОЖНЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

    При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры .

    Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

    Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной , а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

    Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.

    Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:

    а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2

    б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16

    в) девятидольные размеры: 9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16

    г) двенадцатидольные размеры: 12/8 , реже встречается 12/16

    Вы можете использовать и другие размеры, поскольку принципиальных запретов тому не существует. Вам придется учитывать все-таки, что "воспринимаемость" Вашей музыки будет сильно ухудшаться по мере усложнения размера. Все размеры, как видно из объяснений выше, так или иначе восходят двух- или трехдольности, или, иными словами, к жанрам марша или вальса. Эти, самые простые, танцевальные и привычные движения в два или три шага, воспринимаются слушателем наиболее естественно, благодаря чему такая музыка легко запоминается, вызывает больше эмоционального отклика. Размеры же, которые не имеют родственной связи с двух- и трехдольными, например 5/4, 11/4, 7/8 и т.п., воспринимаются на слух как очень необычные, экзотические, трудные. Вам потребуется немалая одаренность, талант внушения и личное обаяние, чтобы придать музыке в таких метрических условиях настоящую естественность и запоминаемость...

    Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самоcтоятельные группы; как бы скрытые такты, не выделенные тактовыми чертами. Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности (одной ноты), но иногда также - нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответcтвует закономерностям группировки в сложных размерах.

    СМЕШАННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
    ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ

    Как мы уже знаем, простые метры могут объединяться в сложные. От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие, - смешанными размерами.

    Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

    Изредка встречаются и другие смешанные размеры, например 11/4. Например, в финале оперы "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова есть большой торжественный хоровой номер в размере 11/4 - звучит очень свежо. Еще, большинство из Вас, наверняка, слышало мелодию "Take Five" в размере 5/4, которую неизменно используют для своих импровизаций джазовые исполнители.

    Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:

    1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;

    2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

    Например:

    а). Пятидольные размеры:


    Обратите внимание на "зависимость" сильных долей (под нотой сильная доля выделена "птичкой на боку" - знак акцента) от размера, указанного при ключе.

    В первом случае акценты приходятся на первую и третью доли, во втором случае - на первую и четвертую доли такта.

    б) Семидольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Попробуйте определить самостоятельно сильные и относительно сильные доли, пользуясь примером выше.

    Здесь в первом случае акценты приходятся на первую, четвертую и шестую доли такта, во втором случае - на первую, третью и пятую доли такта.

    Строение такта - 7/4 (2/4+3/4+2/4) в музыке почти не встречается.

    Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.

    Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте, как мы уже только что видели.

    Встречаются также переменные размеры. Допустим, один такт имеет три чеверти, а следующий - четыре. В этом случае новый размер выставляется в начале такта.

    СИНКОПА

    Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на эту слабую метрическую долю.

    То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:

    Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

    а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

    б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

    Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

    ГРУППИРОВКА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

    В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если один слог распевается несколькими звуками, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу. Не буду приводить лишних примеров. Эта тема совсем не сложная, поэтому для закрепления, если Вам необходимо, посмотрите на любую песню "Битлз" или в "Вокальных произведениях" библиотеки нашего сайта, и Вам все станет ясно.

    ТЕМП

    Скорость движения называется темпом . В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

    Медленные темпы: Largo - широко, Lento - протяжно, Adagio - медленно, Grave - тяжело.

    Умеренные темпы: Andante - спокойно, не спеша, Andantino - подвижнее, чем анданте , Moderate - умеренно Sostenuto - сдержанно, Allegretto - оживленно, Allegro moderato - умеренно скоро.

    Быстрые темпы: Allegro - скоро, Vivo - живо, Vivace - живо, Presto - быстро Prestissimo - очень быстро.

    Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto - очень, assai - весьма, con moto - с движением, commodo - удобно, non troppo - не слишком, non tanto - не столь, sempre - все время, meno mosso - менее подвижно, piu mosso - более подвижно, tranquillo - спокойно.

    Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

    а) Для замедления: ritenuto - сдерживая, ritardando - запаздывая, allargando - расширяя, rallentando - замедляя

    б) Для ускорения: accelerando - ускоряя, animando - воодушевляя, stringendo - ускоряя, stretto - сжато, сжимая

    Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения: a tempo - в темпе, tempo primo - первоначальный темп, tempo I° - первоначальный темп, l"istesso tempo - тот же темп.

    Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны. Для установления более точного темпа применяется метроном. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля - в виде четырехгранной пирамиды с маятником. Поэтому метроном сокращенно обозначается - М. М., что значит "Метроном Мельцеля". Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени - долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т. п. Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения. Например: Allegro М. М. = 18.

    Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указанных автором темпов зависят от его художественной индивидуальности и его личного понимания исполняемой музыки.

    ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

    Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

    В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения. Как это ни может показаться странным, но можно дирижировать даже для самого себя, когда Вы читаете незнакомые ноты, поете или записываете мелодию по памяти. В этих случаях дирижирование себе не только сильно облегчает Вам ориентирование в метре - и всю Вашу работу, но и неожиданно сильно ускоряет процесс обучения, привыкания, развития и т.п. Дирижируйте себе - и практически все новые понятия из курса теории музыки усвоятся Вами вдвое скорее и прочнее.

    Любая композиция имеет свой определенный размер такта. В нотной записи размер такта указывается с помощью дроби (двух чисел, записанных друг под другом). Цифра сверху показывает число долей (метров), из которых состоит такт, а цифра снизу указывает на длительность каждой этой доли. Например, размер 2/4 (две четверти) будет означать, что такт произведения состоит из 2 долей, каждая из которых равна длительности в четыре условные единицы (т.е. равна одной целой ноте).

    Кроме тактового размера 2/4, наиболее распространены 4/4 (четыре четверти), ¾ (три четвертых), 3/8 (три восьмых) и многие другие. Так как размеры 4/4 и 2/2 чаще других используются в произведениях, в нотной записи они могут обозначаться специальными знаками: 2/2 может записываться как (Alla Breve), а 4/4 — как С .

    На нотном стане размер такта указывается в самом начале, сразу же после нотного ключа и ключевых знаков альтерации (если есть). В музыке различают два вида тактов – простые и сложные. К простым относятся двудольные и трехдольные такты. В двудольном такте самая сильная (акцентированная) доля первая, а вторая – слабая. В трехдольном такте, первая доля является самой сильной, а вторая и третья – слабыми. Рисунок ниже показывает пример двудольного (а) и трехдольного такта (б). Знаком > обозначены сильные доли.

    Такты, состоящие из четырех и более долей, называются сложными. Как правило, они включают в себя несколько простых тактов. Например, четырехдольный такт состоит из двух двудольных, и именно поэтому в нем будет не одна сильная доля, а две – первая и третья. Шестидольный, к примеру, состоит из двух трехдольных тактов, и поэтому также имеет две сильные доли – первую и четвертую. В сложных тактах первая доля должна звучать чуть сильнее остальных. Рисунок ниже показывает примеры четырехдольного (а) и шестидольного (б) такта. Первая и самая сильная доля в сложных тактах обозначена двойным знаком >.

    Чтобы удобнее было считать длительности нот в произведении, лучше всего использовать в качестве счета количество долей в одном такте. Так, например, при размере такта в 2/4 (две четверти), удобней вести счет на “раз, два; раз, два” и т.д. А при размере в ¾ (три четверти) – “раз, два, три; раз, два, три” и т.д.

    В нередких случаях, композиции и песни, могут начинаться далеко не с первой доли такта (например, с третьей, четвертой и т.д.). Такой неполный такт, с которого начинается произведение, будет называться затактом. При этом также изменяется начало счета данного такта.

    Ритм

    Каждое музыкальное произведение обладает своим особым ритмом. Ритмом в музыке называется определенная последовательность звуков, длительность каждого из которых напрямую зависит от длительности предыдущих звуков в этой же самой последовательности. Если говорить простым языком, то ритм в произведении задает особая относительность длительностей нот между собой, которую можно представить, к примеру, так — первая нота звучит дольше, чем вторая; вторая короче, чем третья, а третья дольше, чем первая и т.д.



    
    Top