Основные виды учебной деятельности школьников. Конспект занятия «В гостях у Маши и Миши

Урок музыки 1 класс

по программе «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой

Раздел: «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Тема урока: «Музыка про разное»

Цель: установление естественных связей детей с музыкой, которая сопровождает их в жизни.

Задачи:

Организовать встречи детей с любимыми героями;

Создавать поисковые ситуации, чтобы дети разобрались, о чем может рассказать музыка;

Обратить внимание детей на то, как фиксируются при записи музыкальные звуки;

Планируемые результаты:

Предметные результаты – узнают, о чем может рассказать музыка;

Метапредметные результаты:

Личностные :

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, жесте, пении;

Проявлять внутреннюю позицию при аргументированных ответах на проблемные вопросы;

Познавательные :

Сравнивать разные музыкальные произведения и находить в них общие и различные черты;

Объяснять особенности музыкального языка разных музыкальных произведений;

Регулятивные :

Выстраивать пути решения учебных задач в соответствии с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике;

Коммуникативные :

- участвовать в коллективном исполнении песен;

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийные презентация.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

просмотр презентации

пение

обсуждение

Музыкальный материал :

Р. Роджерс «Звуки музыки»;

Чайковский «Баба Яга»

Ход урока.

    Организационный момент

.

1.Дети входят в класс под музыку песни «Музыкальная азбука. Буква «А».

2. Музыкальное приветствие:

«Звенит звонок – начнем мы урок»

    Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

Вступительная беседа.

У.: Ребята, знакома вам песня, под которую вы вошли в класс?

Как вы предполагаете, о чём мы сегодня поведём речь?

Правильно, мы сегодня будем о музыкальной азбуке.

2. Создание учебно-проблемной ситуации.

У.: А что такое «музыкальная азбука»?

Вообще, что такое азбука ? Из чего она состоит?

(Правильно, из букв )

Для чего нам нужны буквы?

(Записывать слова)

А сколько в азбуке букв?

(Правильно, 33)

3 Постановка цели и задач урока.

У.: А как вы думаете, чем музыкальная азбука отличается от обычной азбуки? -

Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно записать?

Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет.

III этап (основной) – п огружение в тему урока

1.Формулировка основной учебной задачи.

У.: Обратите внимание на экран – в 1-м слайде обозначена тема урока, а на других слайдах мы увидим:

Где живут ноты;

О чем они могут рассказать.

Как вы думаете, а для чего мы будем всё это изучать?

Правильно, чтобы мы могли спеть любую песенку чисто, правильно и красиво

2.Первичное усвоение новых знаний

Кто знает, как называются музыкальные буквы? (Ноты).

Сколько нот в музыкальной азбуке? (7).

Как называется музыкальная азбука? (Звукоряд).

Где записываются ноты? (На нотном стане).

А как попасть на нотный стан? (Нужен скрипичный ключ).

Вот перед нами дом,

А проживает в нем Семья веселых нот.

Их каждый назовет:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот. (Исполняют звукоряд, называя ноты).

Сейчас мы послушаем песню «Звуки музыки».

Понравилась вам песня?

Мы ее с вами сейчас разучим. Я вам буду петь фразы, а вы повторяйте их за мной.

(Слайд 2,3)

3.Первичная проверка понимания

Молодцы. А теперь, если вы были внимательны, то ответите на мои вопросы.

О чем рассказывает музыка в этой песне?

( Каждая нотка рассказывает о чем-то своем: гнедо воробышка, деревья во дворе…)

Кто участвует в исполнении?

- (Учитель и ученики )

Музыкальная физминутка

Ребята, когда мы с вами пели песенку о музыкальном звукоряде, мы выяснили, что музыка, нотки нам могут о многом рассказать. О чем? Давайте еще раз вспомним.

А о чем еще может рассказать музыка?

Давайте послушаем музыкальную пьесу Чайковского.

Как вы думаете, что за герой представлен в ней? (Баба Яга )

Какой изображена Баба Яга? (коварной, злой, страшной, вредной и т.п.)

- Почему вы так думаете? Что в музыке помогло это узнать? (музыка быстрая,резкая, скачущая, с ударениями)

Давайте послушаем ее еще раз.

Слушайте, вот Баба Яга еле идёт, ковыляет (слушают дальше) . А сейчас она ворчит, что – то замышляет, колдует (слушают дальше) . А вот появляются резкие звуки, - это Баба Яга улетает, поднимается всё выше и выше. Какие предметы Баба Яга использует для передвижения? (ступа, метла)

А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит (слушают) . А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги . Музыка это очень ярко показывает .

- Ребята, а каких еще героев народных сказок, похожих на Бабу Ягу вы знаете? (Леший,Кикимора)

А помните, мы с вами слушали музыкальную пьесу «Кикимора», которую написал русский композитор, фамилия которого состоит из двух нот. Кто помнит фамилию композитора? (Лядов).

Давайте еще раз послушаем музыкальную тему Кикиморы и сравним ее с музыкой про Бабу Ягу.

Что в музыкальных пьесах общего и чем они отличаются? (Музыка изображает злых героев; в «Кикиморе две темы, а в «Бабе Яге» - одна)

- IV этап – итог урока.

1.Рефлексия:

У.: Наш урок подходит к концу. Кому на уроке было скучно? Ну, а если всем понравилось, значит, мы работали на «хорошо» или «отлично»?

Давайте вспомним, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (о чем может рассказать музыка)

Но точку ставить еще рано. На следующем уроке мы продолжим разговор по этой теме.

2.Задание на дом:

Нарисовать иллюстрацию к пьесе Чайковского баба яга и придумать короткий стишок.

Ольга Дюпина
Конспект занятия «В гостях у Маши и Миши. Звук и буква Ш»

В гостях у Маши и Миши . Звук и буква «Ш»

подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе /ФФНР/

Цель : Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со звуком и буквой «Ш» .

Задачи :

1. Коррекционно-обучающие :

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук.

3. Коррекционно-воспитательные :

Формирование положительной установки на участие в занятии ;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Оборудование :

звуковые схемы , кружочки красные, синие, зеленые, шарики Су-джок, картинки-листы задания по количеству детей, задания с буквой «Ш» по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Дети заходят в кабинет.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости . Повернемся к гостям и поздороваемся .

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

Сегодня на занятии нас ожидают игры , задания, встречи. Мы отправимся в гости , где познакомимся с новым звуком , но чтобы путешествие удалось, вспомним, чем отличается звук от буквы (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем ).

На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные?

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? (при произношении гласного воздух не встречает преграду, он поется; согласный звук не тянется , так как при его произношении воздух встречает преграду.)

У меня на подносе кружочки красные, синие, зеленые. Возьмите себе каждый по одному кружочку и назовите любой звук соответствующий данному символу, объясните, что это за звук . (Те, кто назвал, садятся за столы)

2. Сообщение темы (включить песенку из мультика «Маша и Медведь» )

Ребята, узнали к кому мы идем в гости ? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь» ) Правильно, мы сегодня пришли в гости к Маше и Мише .

Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.

– Какие звуки я выделяю в словах Машшша и Мишшша? – Верно, это звук [Ш] .

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком Ш и буквой , которая обозначает его на письме.

Давайте покажем, как произносится звук «Ш» . Возьмите в руки зеркала.

Что делают наши губы? (вытягиваются трубочкой, вытянуты и округлены)

Что делают наши зубы? (заборчиком с щелью)

Где находится язык? (наверху)

Какой он узкий или широкий? (язык широкий, «чашечкой» )

Как мы произносим звук «Ш» с голосом или без голоса? (глухой)

Он твердый или мягкий? (всегда твердый)

Он гласный или согласный? (согласный)

Итак, звук «Ш» согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружочком.

3. Игры со звуком Ш .

Маша и Миша предлагают нам поиграть со звуком Ш .

«Поймай звук »

Я буду произносить слова, а вы, если услышите звук Ш хлопните в ладоши : шапка, шорты, санки, кошка, маска, мышка, шея, каска, шлем.

«Повтори за мной» (с мячиком)

Ловите мяч и повторяйте за мной чистоговорку.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – и поёт хорошо.

Шу-шу-шу – поёт песню малышу.

Ши-ши-ши – Маша с Мишей хороши.

«Чемоданы» (определение позиции звука в словах )

Маша и Миша очень любят путешествовать. Поможем им собрать чемоданы.

Разложите картинки по чемоданам : в 1 –звук в начале слова , 2 – звук в середине слова , 3 - звук в конце слова (шапка, мишка, душ, карандаш, мешок, малыш.)

шапка мишка душ

4. Физкультминутка.

5. Игры с буквой Ш .

Давайте станем волшебниками и превратим звук «Ш» в букву «Ш» .

Платья звукам надеваем ,

Звуки в буквы превращаем .

«На что похожа буква »

Посмотрите это буква Ш . Из каких элементов она состоит? (из 3 вертикальных коротких палочек и одной горизонтальной длинной палочки).

Выложите букву Ш из палочек .

Допишите букву Ш .

6. Работа с кассами и звуковой анализ .

Откроем кассы и найдем, где живет буква Ш . На верхнюю полоску выложите слово МАША, МИША. Составьте звуковые схемы слов МАША , МИША.

7. Развитие мелкой моторики с использованием «Су-джок» терапии.

Миша предлагает вам поиграть с колючими мячиками.

Этот Мишка хочет спать,

Этот Мишка прыг в кровать,

Этот Мишка прикорнул,

Этот уж давно уснул,

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Мишек вы не разбудите.

«Разгадай ребус»

По последним звукам слов отгадайте загаданное слово.

«Веселый поезд» (деление слов на слоги)

Помогите пассажирам, отправится в путешествие, назовите и определите количество слогов в каждом слове, и узнаете, кто в каком вагоне поедет. Проведите линию.

8. Зрительная гимнастика

Нашим глазкам надо отдохнуть. Следим за предметами.

9. «Составьте предложение»

Даша нашла шишку.

Маша помогает бабушке.

Мама купает малыша под душем.

Алеша увидел мышку на полу.

10. Итог занятия

Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо сходили в гости . Вы справились со всеми заданиями Маши и Миши .

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой буквой мы обозначаем звук Ш ?

Что вам понравилось?

Что было трудным?

Ребята вы старались, внимательно слушали, отвечали. Вам медали от Маши и Миши .

Публикации по теме:

«Подарок от Маши и Миши». Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада «Подарок от Маши и Миши» (интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада)

Конспект игры-путешествия в первой младшей группе «В гостях у медведя Миши» Цель: обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов цвета и величины. Задачи Обучающие: - обеспечить закрепление у детей умения соотносить.

Конспект СОД в подготовительной группе (ОНР) Тема: «День рождения куклы Маши» (звук [Ш] и буква «Ш») Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «День рождения куклы.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

– Однажды в той стране появилась Волшебница. Ей так там понравилось, что она захотела поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнала, что все ее жители − невидимки, то очень огорчилась. Но она все-таки была Волшебницей, причем очень доброй. И решила она каждому жителю подарить по волшебному платью.

Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебница была очень довольна. Ведь теперь, прочитав, пропев ее или прошептав, она называла звук по имени. Так они и познакомились.

− Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки (с. 29).

− Какие звуки обозначены красным цветом? (Гласные.)

− Произнесите их хором.

На доске записаны слова: астра, осел, зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.

− Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы − гласные.

− Какие слова выписали?

− Вспомните, почему гласные назвали гласными.

− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной буквы.

− Придумайте имена с оставшимися гласными буквами.

− Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зеленый и голубой?

− Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе. Вы использовали голос?

Вывод: при произнесении согласных, обозначенных зеленым цветом, использовали голос. З еленым цветом обозначены з вонкие согласные. (Аналогично о глухих согласных: г олубой цвет − г лухие согласные.)

− Произнесите все звонкие согласные. Обратите внимание, в какой части звукового столбика (в основном) расположены звонкие согласные? (В верхней части.)

− Произнесите все глухие согласные звуки. В какой части звукового столбика (в основном) находятся глухие согласные? (В нижней части.)

Чтение статьи учебника (с. 30) и ответы на вопросы.

− У каких твердых согласных нет парного мягкого?

− Как это показано на звуковом столбике?

Учитель демонстрирует на доске схему − квадратные скобки с пробелом в середине и значком мягкости.

− У каких мягких согласных нет парного твердого? (У тех, где изображены квадратные скобки с пробелом в середине.)

Игра «Назови по цепочке».

Ученики по цепочке произносят по одной паре парных согласных по твердости – мягкости. (Можно провести игру по рядам.)

− «Согласные звуки могут быть парными и по звонкости – глухости! − объявила Волшебница».

Работа по заданию учебника (с. 31).

Отгадайте:

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на просторе. (Колос − голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким − листочки объедает. (Коса − коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким в нем мы обитаем. (Том − дом.)

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

- определятьпозицию звука в слове;

Анализа и синтеза слова «мама»;

Находить заданный звук в словах,

Дифференцировать твердость и мягкость звука,

Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

Слуховую память, внимание, восприятие;

Умение концентрировать внимание;

Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Речевое дыхание.

Определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

Умение работать в микрогруппах, группах;

Желание помогать друг другу;

Интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

6 конвертов с одной частью от целой картины;

Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- «волшебные» бусины;

Мешочки с ароматом лимона и пихты;

Кассы букв;

Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

Корзинка для фишек;

Фишки для рефлексии;

Малиновое варенье.

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

III. Сообщение темы НОД.

Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

Звук «М» - согласный или гласный? Почему?

Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «М» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?

Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «Мь» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

V. Игра №2. «Поэты»

Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

му – му - му – молока кому

МО ЭСКИМО

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

Пей чай с моя мёдом.

Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.


Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б) Манипуляции с буквами.

Как кричала Маша? «Ам – ам».

Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

Как кричал Крокодил? «Мама».

Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

Сколько слогов в лове МАМА?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина «33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования / УМК «Перспективная начальная школа» авторская программа по музыке 1 - 4 класс Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. 2012 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образова-тельных учреждений РФ всего на изучение музыки в началь-ной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2 - 4 классы 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения музыки являются:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются :

устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

1 КЛАСС (33 Часа).

«Мир музыки в мире детства».

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

раздела, урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во

часов

дата

Примечания

план

факт

1 четверть. «Звуки вокруг нас»

Звуки в доме Маши и Миши.

Рождение песни.

Колыбельная песня.

Поющие часы.

«Кошкины» песни.

О чём «поёт» природа.

2 четверть. «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Музыка осени.

Музыка про разное.

Звучащий образ Родины.

Здравствуй, гостья-зима.

Новогодний хоровод.

3 четверть. «Так и льются сами звуки из души!»

Зимние забавы

Музыкальные картинки.

Мелодии жизни.

Музыкальная азбука

Весенние напевы. «Перед весной».

«Поговорим» на музыкальном языке.

4 четверть. «Волшебная сила музыки»

Композитор - исполнитель — слушатель.

Музыка в стране «Мульти-пульти»

Всюду музыка живет.

Урок - концерт.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

К концу первого года обучения научатся знать и различать:

средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, регистр, тембр, динамика, темп, ритм);

основные жанры (марш, песня, танец);

инструменты (фортепиано, скрипка, флейта, труба);

размеры (2/4, 3/4, 4/4);

русских композиторов (не менее 3);

зарубежных композиторов (не менее 3).

Получат возможность уметь:

определять характер и настроение му-зыки с учетом терминов и образных определений;

различать на слух разные (контрастные) или одинако-вые (повторы) части в простых двух- и трехчастных про-изведениях;

привести 2 - 3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного эмоционального содержания, дать определение ее характера;

привести примеры марша, танца, песни;

назвать свои любимые произведения.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная и дополнительная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии).

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

«Музыка» Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - М.: Академкнига/Учебник.

Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы.

«Искусство слышать» под ред. Д.Б. Кабалевского: / Издательство «Учитель» 2009 г.

Справочные пособия (словари, справочники).

Наглядный материал (альбомы, таблицы, работа с проектором).

Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей образовательной программы (компьютер, колонки, проектор).




Top