Что служило фундаментом культуры средневековье. Основные черты средневековой культуры и ее достижения


Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.


При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Средневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка) Раннее средневековье датируется V - X веками Зрелый феодализм - X - конец XV века Позднее средневековье - XV - XVII века 2. Дух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки. 3. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек - венец природы, человек - раб божий. Историческаяточказрения Историческаяточказрения


4. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. 5. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:


Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья: Античность Средневековье 1. Всеобщая гармония мира 1. Несовершенство мира 2. Особая роль космоса 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Поиск справедливости 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Возможность стать подобным богам 5. Страх перед Судом и божьей карой Культурнаяточказрения Культурнаяточказрения


7 Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент арочная форма дверных и оконных проемов.



Особенности архитектуры Романский стиль Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский века - романский века Главные типы сооружений: - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм


Главные черты строительства замков: - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.






Готический стиль "Готический" - термин ввели гуманисты возрождения, считавшие все, что не античное - негативным, варварским. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.




Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости, легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня. Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.


В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что все это сделано из камня.


Особенности прикладного искусства средневековья Наиболее развито было художественное ремесло. Они обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент. Он состоял из бесконечной полоски, переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.


Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "минимум" и маленького размера.


Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.


Особенности скульптуры средневековья Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла (аспидов) украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня "библию бедных.


Из истории средневекового театра Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело. Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.


На сцена средневекового театра: На сцену выходил Бог и творил одно за другим свои чудеса, в райских кущах появлялись Адам и Ева, выползал Змей, соблазнял запретным яблоком прародителей, затем выходил грозный ангел с мечом, изгонял Адама и Еву из Рая, черти волокли их в Ад. Писатель БогАдам ЕваЗмей Черт










Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире, Поя целебно мутный мрак веков. Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Искал алхимик камень мудрецов, Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Ум утончался в преньях о вампире, Познать Творца пытался богослов, Познать Творца пытался богослов, И мысль качала мировые гири… И мысль качала мировые гири… В. Брюсов В. Брюсов Рафаэль Санти говорил о Средневековье так: «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности». «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности».




« Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую « Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. и варварскую. Н. В. Гоголь Н. В. Гоголь




Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывает мне… И погружён мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск средневековья. Теофиль Готье Теофиль Готье


История средних веков Европы охватывает период с V до середины XVII века внутри периода можно выделить такие этапы: а) раннее средневековье: V - XI века; б) развитое средневековье: XI - XV века; в) позднее средневековье: XVI - середина XVII века.

Термин «средние века» (от лат. medium aevum - отсюда название науки, изучающей средневековье, медиевистика) возник в Италии периода Возрождения в среде гуманистов, считавших, что это время было периодом культурного упадка, в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Средние века - это время феодализма, когда человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры, расширился ареал цивилизации.

Для феодального общества характерно: 1) господство крупной земельной собственности; 2) сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, которые были лишь держателями земли, а не собственниками; 3) внеэкономическое принуждение в разных формах: от крепостничества до сословного неполноправия.

Феодальная собственность (от лат. - feodum) - наследственная земельная собственность, связанная с обязательным несением военной службы. В средневековом обществе возникает иерархия с большой ролью личных вассально-ленных связей.

Государство прошло разные этапы: для раннефеодального периода характерны крупные, но рыхлые империи; для развитого средневековья - мелкие образования, сословные монархии; для позднего средневековья - абсолютные монархии.

Феодальное право защищало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян, на судебную и политическую власть над ними.

Огромную роль в обществе играла религиозная идеология и церковь.

Таким образом, особенности феодального производства порождали специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической систем.

Основными чертами средневековой культуры являются: 1) господство религии, богоцентрического мировоззрения; 2) отказ от античной культурной традиции; 3) отрицание гедонизма; 4) аскетизм; 5)

усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности; в) консерватизм, приверженность к старине, склонность к стереотипам в материальной и духовной жизни; 7) элементы двоеверия (христианство и язычество) в народном сознании; 8) фетишизация произведений искусства; 9) внутренняя противоречивость культуры: конфликт между язычеством и христианством, противоположность ученой и народной культуры, отношения светской и духовной, церковной властей, двойственность ценностных ориентаций (духовность и телесность, добро и зло, боязнь греха и грех); 10) иерархичность культуры, в которой можно выделить культуру духовенства, рыцарскую культуру, городскую культуру, народную, в основном, сельскую культуру; 11) корпоративность: растворение личностного начала человека в социальной группе, например, сословии.

Средневековая европейская культура сложилась на развалинах Римской Империи. В раннем средневековье углубился упадок культуры, имевший место еще в позднем Риме. Варвары разрушили города, являвшиеся сосредоточением культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки, произошла аграризация общества с господством натурального хозяйства, товарно-денежные отношения были неразвиты.

Церковь установила на многие века монополию на образование и интеллектуальную деятельность. Все области знания оказались подчинены церковно-феодальной идеологии. Обладая во времена политической децентрализации прочной организацией и сложившейся доктриной, церковь располагала и мощными средствами пропаганды.

Сутью церковного мировоззрения было признание земной жизни временной, «греховной»; материальная жизнь, природа человека противопоставлялись «вечному» существованию. Как идеал поведения, обеспечивающего загробное блаженство, церковь проповедовала смирение, аскетизм, строгое соблюдение церковных обрядов, подчинение господам, веру в чудо. Презирались разум, науки, философия, которым противопоставлялась вера, хотя из античного наследия были позаимствованы отдельные элементы философского и светского знания. Система образования: так называемые «семь свободных искусств античности», - делилась на низшую - «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и высшую - «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия, музыка части). Использовались работы античных авторов: Аристотеля, Цицерона, Пифагора, Эвклида, но в ограниченных пределах. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания. В целом, для системы знаний Средневековья были свойственны такие черты: 1) универсализм; 2) энциклопедизм; 3) аллегоризм; 4) экзегеза (греч. толкование) - умение толковать и давать религиозное объяснение Библии.

Вселенная (космос) рассматривалась как творение бога, обреченное на гибель. Господствовала геоцентрическая система с различными сферами, адом и местопребыванием бога. Каждый материальный объект рассматривался как символ сокровенного и идеального мира, а задача науки - раскрыть эти символы. Отсюда проистекал отказ от изучения подлинных связей вещей при помощи опыта. Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Считалось, что слова объясняют природу вещей. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Она уходила корнями в дофеодальную древность и связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами, праздниками. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, были пронизаны религиозными представлениями языческого толка, чуждыми мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе: в ней виделась не только грозная сила, но и источник жизненных благ и земных радостей. Народному мировосприятию был присущ наивный реализм. Формы народного творчества разнообразны: сказки, предания, песни. Народные сказания легли в основу эпоса (ирландский эпос о герое Кухулине, исландский эпос - «старшая Эдда», англосаксонский эпос - поэма «Беовульф»). Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народа были мимы и гистрионы, а с XI века жонглеры - во Франции, хуглары - в Испании, шпильманы - в Германии, бродившие по всей Европе.

Искусство раннего средневековья утратило многие достижения античности: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека; забылись навыки обработки камня, в архитектуре, преобладало деревянное зодчество. Для искусства этого периода характерно: варваризация вкуса и мироощущения; культ физической силы; выставляемое напоказ богатство; вместе с тем, ему присуще живое, непосредственное чувство материала, особенно проявившееся в ювелирном и книжном деле, где господствовали сложный орнамент и «звериный» стиль. При примитивизме варварское искусство было динамичным, его главным изобразительным средством являлся цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира, далекому от христианского церковного аскетизма.

В раннем средневековье VII - IX веках наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры при дворе Карла Великого (768 - 814) - так называемое «Каролингское возрождение», вызванное потребностями в грамотных людях для управления империей. Открывались школы при монастырях и для мирян, приглашались образованные люди из других стран, собирались античные рукописи, началось каменное строительство, но этот подъем культуры был непрочным и непродолжительным.

Развитое Средневековье отмечено значительным ростом городов и возникновением университетов.

Возникновение городов, как центров ремесла и торговли, означало новый этап в развитии средневековой культуры. Предпосылками роста городов были интенсивное развитие товарного производства и денежного обращения на базе частной собственности. Возникла потребность в грамотных людях; производство породило интерес к опытному знанию и его накоплению; для горожан характерно активное восприятие жизни, трезвый расчет, деловитость, что способствовало выработке рационалистического типа мышления; росли умственные запросы и интересы и, соответственно, тяга к светскому образованию. Монополия церкви на образование оказалась нарушена, хотя церковь и господствовала в идеологии. Городские школы успешно конкурировали с монастырскими.

Города росли в связи с притоком в них крестьян, бежавших от господ или отпущенных на оброк. По численности населения средневековые города были невелики; в XIV - XV века те из них, где проживало 20 тыс. человек, считались крупными. Население городов активно боролось за свою независимость от феодалов: города либо откупались, либо добывали независимость в вооруженной борьбе. Многие города стали коммунами, то есть они обладали правом вести самостоятельную внешнюю политику, иметь свое самоуправление, чеканить монету, все горожане были свободными от крепостной зависимости. По сути, они являлись городами-государствами, напоминавшими античный полис. Городское население, или «третье сословие», становилось духовным лидером и преимущественным носителем культуры.

С развитием городской культуры появляется светское образование, возникают университеты (от лат. universitаs - объединение, общность). В 1088 году на основе Болонской юридической школы открылся Болонский университет, в 1167 году в Англии начал работу Оксфордский университет, в 1209 году - Кембриджский университет, во Франции в 1160 году открывается Парижский университет.

Всего к концу XV века в Европе насчитывалось 65 университетов (кроме Италии, Франции, Англии университеты появились в Испании, Германии, Чехии, Польше). Преподавание в университетах велось на латинском языке, ставшим европейским языком культуры. Общий язык и религия создавали определенное культурное единство в Европе, несмотря на феодальную раздробленность и политические конфликты. Основными факультетами (от лат. facultas - возможность) были младший, на котором изучали «семь свободных искусств античности», и старшие, где изучали богословие, право, медицину.

В своей рафинированной форме духовная культура получила выражение в философии. В ходе философских споров сложились основные направления средневековой схоластики (от лат. schola - школа). Возникло два основных направления: «номинализм» (от лат. nomina - имя), считавший, что объективно существуют лишь единичные вещи, доступные человеческим ощущениям, а общие понятия - «универсалии» реально не существуют, номинализм явился зародышем материализма; «реализм», считавший, что реально существуют только общие понятия - «универсалии», единичные вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий. Основным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Проблема соотношения веры и разума получила воплощение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Религиозное мировоззрение, как стержень духовной культуры, и христианский Бог, как основа нравственного мира средневекового человека, определили подчиненную роль философии по отношению к религии.

Фома Аквинский (1225/26 - 1274) - самый крупный философ- схоласт утверждал, что философия и наука являются служанками теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии. Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда, как вера опирается на абсолютную правдивость бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее напряженной умственной деятельности, доступно далеко не каждому.

Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр (1079 - 1142) - французский философ, теолог и поэт, яркий выразитель свободомыслия, выступавший против крайних форм, как номинализма, так и реализма. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «пониманию, чтобы верить». Он был признан еретиком с запретом преподавать и писать.

Наряду со схоластикой в средние века существовали иные направления философии и богословия, в частности, мистика. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. Отрицая роль разума в познании мира и бога, мистики были более реакционны, чем схоласты. Но среди них были сильны демократические настроения: мистические секты критически относились к феодальному строю и проповедовали необходимость установления «царства божия на земле» без частной собственности, неравенства, эксплуатации. Среди мистиков можно выделить Бернарда Клервосского, Иогана Таулера, Фому Кемпийского.

В средневековой Европе хотя и медленно, но шло развитие науки и техники. Так, профессор Оксфорда Роджер Бэкон (1214 - 1294), исходивший из того, что опыт является основой знания, создал «Большой труд» - энциклопедию того времени. В средневековой науке развивалась алхимия, которая выражала связь ремесла, религии, мистики, магии, оккультизма. Алхимия предваряла собой возникновение опытного естествознания.

Значительное влияние на европейскую философию и науку оказала арабо-исламская цивилизация, в частности, труды Аль- Бируни (980 - 1048), Ибн-Сины (980 - 1037).

В средние века сделаны изобретения, повлиявшие на всю дальнейшую жизнь общества: изобретение пороха, бумаги, книгопечатания, очков, компаса. Особое значение имело книгопечатание, начатое в Европе Иоганном Гуттенбергом (1400 - 1468), способствовавшее развитию национальных литератур, унификации правописания и, соответственно, образованию, науке, культуре.

В XII - XIII века расцветает латино-язычная литература, в частности, поэзия вагантов (от лат. vagary - бродить). Развивается национальная литература, в частности, записывается эпос: французский - «Песнь о Роланде», испанский - «Песнь о Сиде», германский - «Песнь о Нибелунгах». Формируется рыцарская литература: светская лирическая поэзия трубадуров, прославляющая «куртуазную любовь» (от старофранцузского - придворный), рыцарские романы. Возникает интерес к личности человека, его чувствам. Развивается городская литература на национальных языках: например, на французском языке создан «Роман о Лисе», «Роман о розе»; предшественником Возрождения во Франции был Франсуа Вийон (1431 - 1461). Отцом английской литературы считается Джеффри Чосер (1340 - 1400), создавший сборник стихов на английском народном языке «Кентерберийские рассказы».

В средневековой Европе место искусства было противоречиво. Искусство рассматривалось как Библия для неграмотных. Главная задача искусства - укрепить религиозные чувства, раскрыть образы Священного писания, произведения, как правило, анонимны. От художника требуется не реализм, а раскрытие идей божественной святости. Переход из пространства внешнего мира во внутреннее пространство человеческого духа - вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина: «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Xристианская идеология отвергала идеалы, воодушевлявшие античных художников: радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса, - она разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.

Важнейшим видом искусства становится зодчество, воплотившееся в двух стилях: романском и готическом. Романская архитектура отличается массивностью, приземистостью, ее задача - смирение человека, подавление его на фоне монументального величия мироздания, бога. С XII века возникает готический стиль, чертами которого является устремленность ввысь, стрельчатые арки, витражи. В. Гюго назвал готику «симфонией в камне». В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы украшены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Античный храм считался местом жизни бога, религиозные церемонии проходили снаружи, а средневековый храм воспринимался как место общения религиозной общины и особое внимание уделялось внутреннему убранству.

В живописи главным жанром была иконопись. Живопись выступала как немая проповедь, «умозрение в красках». Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным, они являются глубоко символичными. Изображения часто нарочито деформированы, условны, существует эффект, так называемой, обратной перспективы для большего воздействия на зрителя. Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.

Университет

Рыцарство

Карнавал

Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

Лекция 4

Средневековая культура: феномены карнавала, рыцарства, университета

Культура Средневековья мощно и зримо выразила себя в архитектуре в сформировавшихся художественных стилях – романском и готическом. Эта тема подробно представлена в учебных пособиях по курсу, поэтому студенты смогут изучить ее самостоятельно, обратив особое внимание на периоды развития романского и готического стилей во Франции, Испании, Италии, Германии.

Средние века в Европе определялись христианской культурой. Утверждался феодализм с сельской общиной и зависи­мостью человека от нее и феодала. Многие страны Европы самоопределились и укре­пились, центром культурного совершенствования становится не сово­купность городов-полисов или одна Римская империя, а весь европейский регион. На авансцену культурного развития выходит Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство как бы объединяет их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Евро­пе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у наро­дов Европы еще далеко не завершен. Возникают большие и малые вой­ны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.

Человек чувствует себя общинником, а не свободным гражданином, как в античном обществе. Возникает ценность «служения» Богу и феодалу, но не себе или государству. Рабство сменяет­ся круговой общинной порукой и подчинением общине и феодалу. Хри­стианство поддерживает феодальную сословность, подчинение Богу и господину. Церковь распространяет свое влияние на все основные сферы жизни общества, на семью, образование, нравственность, науку. Пресле­дуется еретизм и всякое нехристианское инакомыслие. С утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.) оно жестко подчинило себе всю жизнь европейского общества, и так продолжалось до эпохи Возрождения.

Таким образом определяющей особенностью средневековой культуры, сутью феномена культуры Средневековья является мировоззрение, основанное на христианском вероучении. Теологическая система христианства охватывала любой из феноменов культуры, в свою очередь, любому из феноменов было свойственно свое определенное иерархическое место. Иерархичные представления воплотились в общественной жизни (сеньоры – вассалы; этика личного служения), в духовной сфере (Бог – Сатана).

Однако было бы неправильным и односторонним оценивать культуру Средневековья только негативно. Она развивалась и добивалась успехов. В XII в. во Фландрии был изобретен ткацкий станок без механического двигателя. Развивается овцеводство. В Италии и Франции научились производить шелк. В Англии и Франции стали строить доменные печи и использовать в них каменный уголь.



Несмотря на то, что знание подчиня­лось христианской вере, в ряде стран Европы возникают религиозные и светские школы, высшие учебные заведения. В X-XI веках, например, в высших школах Испании уже преподавали философию, математику, фи­зику, астрономию, право, медицину, а также мусульманское богословие. Активность римско-католической церкви, несоблюдение ее служителями норм нравственности и религиозного культа часто вызывали среди широких масс недовольство и насмешки. Например, в XII-XIII веках во Франции широкое распространение получило движение вагантов - бродячих поэтов, музыкантов. Они остро критиковали церковь за алчность, лицемерие и невежество. Возникает поэзия менестрелей и трубадуров.

Развивается поэзия и проза рыцарства, записываются шедевры народного эпоса («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Беовульф»). Широко распространяет­ся библейско-мифологическая живопись, иконописание. В духовности людей христианство утверждало не только покорность, но и положитель­ный идеал спасения. Следуя заветам Бога и почитая его, человек может достичь такого желательного своего состояния и состояния всего мира, которые характеризуются преодолением всякой несвободы и зла.

С XIV века европейское католичество испытывает острый кризис, по­рожденный внутренней борьбой пап и других иерархов за религиозную и светскую власть, несоблюдением многих священнослужителями норм морали, их стремлением к богатству и роскоши, обману верующих. Существенно обострился кризис католической церкви в результате действия инквизиции и крестовых походов. Католическая вера теряла свой статус духовной основы европейской культуры. Более ровно функционировало православие в Византии и других странах Восточной Европы.

Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 325 г. после раскола Римской империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит разделение и христианской церкви. В Византии утверждается право­славие.

Византийская культура существовала на протяжении 11 веков, являясь своеобразным «золотым мостом» между западной и восточной культурой. В своем историческом развитии Византия прошла пять этапов:

Первый этап (IV - середина VII вв.). Утверждается самостоятельность Византии, формируются: власть, военная бюрократия, основы «правильной» веры на традициях языческого эллинизма и христианства. Выдающиеся памятники середины V-VI вв. – мавзолей Галлы Плакидии в Равенне; Ипподром; Храм Софии (Анфимий и Исидор); мозаичные росписи церкви Сан Витале в Равенне; мозаики в церкви Успения в Нике; икона «Сергий и Вакх».

Второй этап (вторая половина VII - первая половина IX вв.). Отражаются нашествия арабов и славян. Этническая основа культуры консолидируется вокруг греков и сла­вян. Наблюдается отчуждение от западно-римских (европейских) элементов культуры. Церковь одерживает победу над светской властью. Ортодоксально-консервативные устои православия усиливаются. Куль­тура все более локализуется, приобретает самобытность, тяготеет к восточным культурам.

Третий этап (вторая половина IX - середина XI веков). «Золотой век» византийской культуры. Возникают школы, университеты, библиотеки.

Четвертый период (вторая половина XI - начало XIII вв.). В 1071 г. Византия терпит поражение от турок, в 1204 г. ее подчиняют себе рыцари четвертого Крестового похода. Образовавшаяся Латинская империя теряет авторитет власти. Охранительную и объединительную функции берет на себя православная церковь. Культурное развитие су­щественно замедляется.

Петый этап (1261 - 1453 гг.). После освобождения от власти рыцарей-латинян Византия не смогла восстановить былое величие из-за внутрен­них смут и междоусобиц. Получают развитие: религиозно-литературное творчество, богословие, философия, миниатюра, икона, фресковая живопись.

После взятия турками Констан­тинополя в 1453 г. Византия прекратила свое существование.

Особенностями византийской культуры являются:

· православие как ортодоксально-консервативный вариант христианства в качестве духовной основы

· малая степень потерь со стороны завоевателей в сравнении с западно-римской культурой

· культ императора как представителя и выразителя светской и духовной власти

· охрана власти императора, сохранение единства государ­ства усилиями православной церк­ви

· традициона­лизм и канон символов веры православия

С 622 г. возникает сначала в Мекке, затем в Медине на Аравийском полуострове новая религия - ислам (покорный богу). Духовные основы средневековой арабо-му­сульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлениям о боге и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека.

Утверждение христианства и ислама как монотеи­стических религий способствовало общему развитию культуры многих народов, формированию исторически новых ее типов.

В лекции более подробно раскрываются феноменальные явления средневековой культуры: карнавал, рыцарство, университет, - что позволит постичь одновременно и универсализм, и глубину противоречий средневековой культуры, черты которой сохранились в культуре вплоть до XXI века.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткую характеристику культуры европейского Средневековья.

2. Поясните, в чем заключена сущность средневековой культуры.

3. В чем, по Вашему мнению, состоит уникальность Византийской культуры?

4. Охарактеризуйте самый знаменитый памятник византийской архитектуры – Храм Святой Софии в Константинополе.

5. Что относят к особенностям византизма?

6. Приведите реалии современной жизни, которые можно считать наследием Средневековья (институт, символика, памятник архитектуры, обычай, традиция, одежда, пища, напиток, пряности).

Культура - это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.

Роль церкви в средневековой культуре

Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.

Культура средневековья. Кратко о литературе

В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.

Наука средневековья

Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня - основные ее задачи.

Архитектура

Она представлена в средние века двумя направлениями - романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика - это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом - прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.

1. Средневековая культура - что это?

2. Периоды средневековой культуры.

3) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии сред- невековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие языков характерезовалось развитием двуязычия. Христианство возникает в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековьи жизнь разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение", Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в религии.

Античность была патриархальна, а в средневековьи женщина - мать почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь- женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились рыцарями.

"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает внутренний обет токого не совершать более.

Средневековье накапливает материал для развития самосознания.

3) Ценился труд: труд монаха, крестьянина. Дворянин должен был заботиться о своих подданных.

Крестовые походы необходимы церкви для поддержания своего влияния, а с другой стороны они нужны были тем, кто хотел обаготиться. Рыцарь должен быть знатным, красивым (если не на лицо, так на одежду), сильным, искать славу и добыть ее, верность слову, щедрость, обязан быть влюбленным. Развитие рыцарства представляет универсальные требования.В университетах учились рыцари.

С XV века развиваются города и появляются купцы. Учитывается время. Крестьянин не следил за ходом времени. Открытие рулевого управления на кораблях позволило выйти за пределы Атлантического океана.

4) Ученая культура начинается в монастырях. Монастыри создаются вVI веке. Собирают все, что является античной культурой. Каждый монастырь имеет библиотеку и скрипторий. Все монастыри собирали книги двух типов: религиозные и еретические.

Короли были неграмотные. Университет - подобие кафедры церковной.Все население было неграмотное. Народная культура развивалось на основе устного слова. Поэтому ценились проповедники. Саги, баллады характерная форма передачи текста. Говорили на латыни.

Ментальность - это естественное, само сабою разумеющееся, часто даже импульсивное, поведение или реагирование. Непроизвольный, мало подвергающийся воздействию сознания образ мышления. Менталитет - логика сознания.

Средневековье существовало на основе устного слова. Храм был местом, где человек мог узнать все библейские истины по рисунку.

Пространство близь пола олицетворяло землю. Алтарь - рай.Троица, молчаливая беседа возможна в средневековье, т.к. была культура жеста. Более значимо появление святого, чем появление книги.

В культуре все пласты сохранены. Особенно в языке.

Иконы с изображением святых были связаны для крестьянина с его проблемами. Поэзия иконы сливалась на традиции. Новшества и изменения были редки.




Top