Что пели скоморохи древней руси сообщение. Были ли скоморохи древними русскими магами

Скоморошество - это специфическая форма профессионали­зации в области зрелищных искусств на определенной ступени цикла становящейся новой (послеантичной) цивилизации в восточной части Европы.

Первый цикл этой цивилизации, по научно уточненному Л.Н. Гумилевым определению, каганат "Киевская Русь" (как объединение двух племен - руссов и славян), в силу многих причин полностью не завершился, не стал ядром (основным "царством") евразийской цивилизации, поэтому возникшее там скоморошество продолжало существовать и достигло периода расцвета уже при устоявшейся государственности Московской Руси.

В период становления западноевропейской цивилизации (первая фаза процесса завершилась на полтора-два столетия раньше) точно так же (со своими особенностями у разных народов) про­исходила профессионализация в зрелищных искусствах, и здесь мастера назывались шпильманами (букв, "игрецами), мейстерзинге­рами (мастерами пения), вагантами (от слова "странствующий"). Расцвет их творчества пришелся на Х1-Х1И вв. В Московской Руси это произошло значительно позже. Это надо знать, и тогда понятной станет закономерность возникновения на разных исторических эта­пах тех или иных явлений культуры и искусства. Попытки объяснить их прямым заимствованием непродуктивны и далеки от объективности.

Происхождение слова "скоморох" не выяснено, но в понятийном плане оно, несомненно, обозначает любого исполнителя на праздничных представлениях, будь то музыкант, канатоходец, ряже­ный, затейник, кукольник и т.п. Синонимов этому слову было много: глумотворец, моеколуд, игрец, окрутник, кудесник, лицедей, охочие люди, калики перехожие и др.

Первое упоминание о скоморохах относится к XI в. - ко времени расцвета Киевской Руси, но народная молва приписывала владение искусством скоморохов даже былинным богатырям.

Судя по фрескам Софийского собора, скоморохи в Киевской Руси представляли собой профессиональных развлекателей при дворцах князей и феодалов. Но есть основания считать скоморошество связанным со всеми слоями общества.

Одним из видов выступления скоморохов был глум (сатира). Не случайно "Рязанская кормчая" (XII в.) именует скоморохов глумцами, насмешниками. В дни крестьянских восстаний глум скоморохов неизменно носил антифеодальный и антиклерикальный характер.

Так "сватается на вдовушке" купец и говорит ей "житья-бытья пятьсот кораблей", но она отказывает ему. "Сватается на вдовушке" посадский молодец и тоже получает отказ.



Сватался на Дунюшке веселый скоморох, Сказывал житья-бытья: свирель, да гудок! Думаю подумаю: пойду за него, Ум-разум раскину - все быть делу так. Когда я сыта, я несыта, завсегда я весела: Кто это идет? -" Скоморохова жена!"

Даже в пословицах, в которых звучит ирония по отношению к скоморохам, слышится расположение к ним: "Волынка да гудок, собери нам домок, соха да борона разорили наши дома", "Бог дал попа, а черт скомороха".

В свадебных обрядах скоморохи играли одну из первых ролей и всегда шли с песнями, плясками и импровизированными шуточными сценами во главе свадебного поезда.

Даже порой во время тризны, когда на кладбище соберется на­строенный на грустный лад народ, вдруг являлись скоморохи и настроение менялось, печаль уступала место необузданному веселью, по свидетельству очевидца, "мужи и жены от плача преставшие начнуть скакати и плясати и в ладони бити и песни сатанинские пети". Купальские и колядные обряды также не обходились без участия скоморохов.

По-видимому скоморохи производили до того сильное впечатление, что увлекали за собой даже представителей духовенства. По любопытному свидетельству митрополита Даниила,"неции от священных, яже суть сей пресвитеры и диаконы и иподиаконы и чте­цы и певцы, глумяся, играют в гусли, в домры, в смыки и в песнях бесовских в безмерном и премногом пьянстве и всякое плотское мудрование и наслаждение паче духовных любяще".

Участвуя в народных праздниках и гуляниях, будучи затейщи­ками многих игр, славясь остроумием и находчивостью, скоморохи нередко становились посредниками в решении важных семейных вопросов.

Старая песня о госте Терентьище рисует скоморохов именно с этой стороны и дает в то же время некоторое понятие об импровизациях скоморохов. Гость Терентьище идет искать лекарей для исцеления жены, которую во любви держал, от непонятного недуга. По дороге ему попадаются "веселые скоморохи, скоморохи люди вежливые". Узнав о его заботе, они за сто рублей берутся вылечить его жену.

"Повели его, Терентьища, по славному Новугороду, завели его во тот во темный ряд, а купили шелковый мех; пошли они во червле­ной ряд, да купили червленой вяз, а и дубину ременчатую, половина свинцу налиту.

Посадили Терентьища во тот шелковый мех. Мехоноша за плечи взял ("мехоноша" - название одного из скоморохов, чьей обязанностью было наряжаться или, по крайней мере, носить за плечами мешок с дарами). Приносят скоморохи жене гостя ложное известие о его смерти и, приглашенные радостной вдовушкой пропеть веселую песню, садятся на лавочке, заигрывают во гусельки и поют: Слушай шелковый мех Мехоноши за плечами. А слушай, Терентий гость, Что про тебя говорят, Говорит молодая жена:

Про старого мужа Терентьища:

В дому бы тебя век не видать;

Шевелись шелковый мех.

Вставай-ка;Терентьище,

Лечить молодую жену... и т.д.

Скоморохов, как и ремесленников, называли "хитрецами" музыкальных искусств, пляски, "веселыми людьми". Но так как искусство хитрецов было связано преимущественно с крестьянскими массам и ремесленным людом, то, с точки зрения феодалов и духовенства, на определенном этапе развития общества это делало их мастерами не просто бесполезными, но и идеологически вредными, опасными. И, тем не менее, скоморохи слагали песни о героях и всячески ос­меивали бояр, воевод, попов, как это выглядело в скоморошьем игрище "О холопах и боярине ", относимом обычно к XVII в.

Чтобы понравиться зрителям, чтобы заинтересовать простолюдинов, надо было унизить в глазах публики бояр, воевод, богатых купцов, представив их комически и даже карикатурно. "Скоморохи так и делали. Помещик у них изображался толстяком с огромным брюхом. Двое из скоморохов в лохмотьях и лаптях гоняли его из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: "Добрые люди, посмотри­те, как холопы из господ жир вытряхивают". Выходил купец, начинал считать деньги, представляемые камешками, а другие скоморохи на­чинали теребить его, выгребали из-под рук деньги, приговаривая: "Побрал с народа за гнилой товар: делись с нами, с голытьбой". Скоморох, играющий роль воеводы, наряжался в высокую черную шапку из дубовой коры (что напоминало знатного боярина в горлатной шапке), садился на колоду, подбоченивался и распускал губы.

Двое других униженно ему кланялись, поднося в лукошке кучу песку и щебня (поминки) с лежащим поверх свертком из лопушника (челобитная). Воевода начинал их бранить.

Из ряда скоморохов выскакивали двое других, садились воево­де на плечи и начинали его тузить, приговаривая: Ой, барин, ой, вое­вода! Любо тебе было поминки брать, да людей безвинных обижать! Ну-ка, брат, вези нас на расправу с самим собой"1.

В скоморошьей былине "Путешествие Вавилы со скоморохами" рассказывается о том, как "веселье люди" вместе с крестьянином Вавилой пошли "переигрывать" злого царя Собаку. От игры скоморо­хов, Вавилы царство царя-собаки "сгорело с краю и. до краю". И поса­дили тут Вавилушку на царство. В подобных концовках выражались чаяния простолюдинов, их надежды на справедливость и лучшую жизнь (то же наблюдалось и в народных сказках).

Игра на музыкальных инструментах- замрах (или зурнах), домрах, гудках, трубах, гуслях, шутовские песни, целые сцены с рас­пределением ролей между членами скоморошьей артели, в том числе сцены с ряженьем в звериные шкуры или надеванием масок (царь, Скуратов),- таковы были занятия "глумотворцев", таков был репертуар или, употребляя подлинное выражение той поры, промы­сел скоморохов.

Характер выступлений скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было и одного исполнителя. И радиус действия скоморохов был сначала небольшим. Но по мере развития феодализма и закрепощения основной массы населения скоморохи надолго уходят из родных мест на промысел, бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в го­рода, где обслуживают уже посадское население. А к XVI в. они ста­ли объединяться в ватаги - своеобразные артели, наподобие укра­инских певческих "гуртов", объединений узбекских "масхарабазов" и др. Появляется сословие оседлых городских скоморохов.

Расцвет скоморошества относится к Х\Л-Х\/|| вв. Во время кре­стьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степа­на Разина, во времена городских бунтов посадского люда в творче­стве скоморохов отразилось усиление антифеодальных настроений. Поэтому вначале XVI! в. патриарх Иов категорически запрещает про­ведение игрищ и гуляний. Но указание святейшего патриарха не по­могло. И тогда в 1627 г. царской грамотой было запрещено прово­дить в Москве "ваганьковские игры". В том же году последовал за­прет патриарха Филарета устраивать коляду, а тем, кто ослушается, грозило битье "кнутом по торгам". Наконец, в 1648 г. издается цар­ский указ, запрещающий не только скоморошество, но и народные гуляния. Этим указом предписывалось "гусли, домры, волынки и дру­гие бесовские сосуды, а также хари отбирать, жечь".

Однако никакие запреты не могли вытравить у народа любовь к традиционным праздникам и театрализованным представлениям, к озорным скоморохам и кукольному Петрушке, а народный куколь­ный театр имеет непосредственное отношение к скоморошеству.

Секретарь голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг. Адам Олеарий так описывает представление кукольных комедий скоморохами: "Они обвязывают вокруг своего те­ла простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей нечто вроде сцены, с которой они ходят по ули­цам и показывают на ней из кукол разные представления".

По описанию Олеария, скоморохов-кукольников обычно сопро­вождали вожак медведя, который показывал "медвежью комедию", и гусляр с гудошником. Представление такой скоморошьей труппы Олеарий изобразил на рисунке, приложенном к изданию его "Путешествия". Там запечатлен один из эпизодов народной комедии, посвященной похождениям любимца зрителя - Петрушки.

Героя этой кукольной потехи называли по-разному: Петр Пет­рович, Петр Иванович. На юге России Петрушка был известен как Ванька Рататуй или Ванька Рю-тю-тю. Иногда назвалась фамилия - Уксусов или Самоваров. Однако самым распространенным име­нем кукольного героя было имя Петрушка, под которым он вошел в число классических образов, рожденных народным гением.

Вот как описывают представление о Петрушке фольклористы Алферов и Грузинский.

"Шарманка сипло наигрывает русскую песню. Из-за ширм слышатся то резкие, гнусавые возгласы, то кряхтение, то подпевание Петрушки; в одну из минут усталого ожидания, когда публика готова уже развлечься посторонним, он неожиданно показывается из-за ширм и кричит: "Здравствуйте, господа!" и пускается в разговор с му­зыкантом, просит его сыграть плясовую и танцует, сначала один, по­том с супругой (которую по некоторым вариантам зовут Меланьей Пелагеевной, а по другим Пегасьей Николаевной) и наконец прогоняет ее.

Является цыган и продает ему лошадь; Петрушка ее уморительно рассматривает, тащит за хвост, за уши, садится, гарцует и поет.

Как по Питерской, По Тверской-Ямской...

Лошадь начинает брыкаться, сбрасывает его, и Петрушка падает, громко стукая деревянным лицом о раму ширмы, охает, кряхтит, стонет и зовет доктора.

Приходит "доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь" и, рекомендуясь публике, говорит, что он "был в Италии, был и далее", и спрашивает у Петрушки:

Что у тебя болит?

Какой же ты доктор, - кричит ему Петрушка, - коли спра­шиваешь, где болит? На что ты учился? Сам должен знать, где болит.

Начинается осмотр Петрушки: доктор ищет больное место, ты­кает Петрушку пальцем и спрашивает: "Тут? тут?", а Петрушка все время кричит: "Повыше! Пониже! Крошечку повыше! - и вдруг не­ожиданно вскакивает и колотит доктора. Доктор скрывается.

Затем попадается клоун-немец. Петрушка его убивает, и немец мертвый лежит на краю ширмы. Музыкант говорит Петрушке: "Что вы наделали, Петр Иванович? Сейчас полиция придет". Петрушка сна­чала храбрится и, весело заглядывая в физиономию лежащего нем­ца, говорит: "Немец-то притворился мертвым". Затем взваливает его себе на спину, тащит домой и кричит беспечно: "Картофелю, карто­фелю! Поросят, поросят!.."

Из-за ширмы появляется квартальный, и Петрушку берут в солдаты; он протестует и говорит, что горбат - служить не может.

Квартальный возражает: "Где ж у тебя горб? У тебя нет горба!" Пет­рушка кричит: "Потерял!"

Следует комическая сцена обучения Петрушки воинскому арти­кулу, и, делая дубиной ружейные приемы, он ударяет ею своего учи­теля, тот кричит на него, а Петрушка вытягивается во фронт и говорит: "Споткнулся, ваше благородие!" И затем прогоняет квартально­го, а между тем приближается возмездие за его безобразное пове­дение.

Прибегает рычащая собака. Петрушка видит, что его дело уже плохо, пробует обратиться за помощью к музыканту, но получает от­каз, старается умаслить собаку ласковыми названиями, гладит и приговаривает: "Шавочка, душечка! Орелочка!", но собака неожи­данно хватает его за нос, и он кричит, намекая на свой нос: "Моя та­бакерка! Моя табакерка! Моя скворешница!.." и при общем хохоте скрывазтся за ширмами. Приумолкнувший шарманщик опять начи­нает вертеть шарманку <л наигрывает русскую песню".

В Петербурге издавна жило и выступало много петрушечников. Столица привлекала их большим населением (прежде всего массой городского простонародья: ремесленники, фабричный люд, лакеи, кухарки, белошвейки, извозчики, мелкие чиновники), долгими и бога­тыми народными гуляньями, которые устраивались на Адмиралтей­ской набережной, а позднее на Царицыном лугу (Марсово поле), - все это сулило возможность хорошо заработать, перенять опыт дру­гих кукольников. Здесь печатались в большом количестве и лубоч­ные книжки с текстами комедии. Тут сложился свой вариант комедии. Он отличается гораздо более свободным, чем на юге или в центре России, порядком расположения сцен; имеются л типично петербургские эпизоды, например, сцены с барином, с немцем; по-иному ра­зыгрывается и сцена с невестой, где перед зрителями выступает не просто суженая Петрушки, а вполне определенный, актуальный для Петербурга послереформенной эпохи тип девушки, приехавшей из деревни в столицу, приобщившейся к "городской цивилизация" а ви­де новых танцев, городской одежды, кофе, возможности получать письма и т.п.

С древнейших времен до первой половины двадцатого века дожила народная потеха - представление с ученым медведем.

В течение веков поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, показывая свое искусство везде, где можно было заработать и где собиралось достаточное количество народа. Ни одна масленичная неделя в городах, в больших и малых селениях не обходилась без медвежьего представления.

"Косматого мишку" и неизбежную спутницу его - "козу бородатую" упоминает известный очеркист прошлого века А.И. Левитов в "Типах и сценах сельской ярмарки". Обычай водить медведей по го­родам и селам нашел отражение и у Н.А. Некрасова в его "Генерале Топтыгине".

В 1900 г. "Курские губернские ведомости" сообщали, что во все дни масленой недели куряне могли видеть сверх прочих традиционных развлечений и столь любимые народом представления вожаков с медведями и козой.

"Способ прокормления себя посредством потехи досужих и любопытных зрителей шутками и пляскою ученых медведей является одним из оригинальных промыслов, составляющих "исключительную особенность русского нрава", - писал в прошлом веке знаток рус­ского быта, известный этнограф и публицист СВ. Максимов.

Какова была медвежья потеха до XVI в., неизвестно, но свиде­тельства последующих столетий говорят о ее большой популярности среди всех слоев населения.

Самыми первыми "медведчиками" на Руси были, вероятно, скоморохи. Адам Олеарий не случайно обратил особое внимание на кукольников и вожаков пляшущих медведей.

В те же годы нижегородские священники в челобитной на имя патриарха Иосифа жаловались на «игрецов с медведи и плясовыми псицами», которые вместе с другими скоморохами собирались у Печорского монастыря в праздник Христова вознесенья.

Медвежья потеха несколько раз упоминается в «Домострое», осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел", а также в постановлениях и указах тех лет, направленных против всех видов народных развлечений, особенно игрового, массового характера. Несмотря на запреты и гонения, выпавшие на ее долю, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян, бояр, ремесленников и царей - взрослых и детей.

Отказаться от обычаев, освященных веками, не так-то легко, и сам царь Алексей Михайлович, издав грозный указ 1648 г., по-прежнему тратил большие деньги на бахарей, народных музыкантов, устраивал медвежьи бои и т.п. А воевода Шереметев самолично жестоко наказал протопопа Аввакума за то, что тот выгнал из села "веселых людей" с медведями.

Северное Поволжье на протяжении веков поставляло потомст­венных пожаков и ученых медведей. Медвежий промысел (для по­тешных выступлений) был занятием древним, традиционным и б землях Великого Новгорода. Известно, например, что в 1570 г. Иван Грозный, готовясь к предстоящей свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Мо­скву скоморохов с учеными медведями.

Именно, на Верхней Волге и в Новгородчине особенно был развит культ медведя, о чем до настоящего времени свидетельству­ют гербы Новгорода и Ярославля, а также многочисленные на Рус­ском севере речки, острова, селения, названия которых происходят от слова "медведь". На протяжении всего минувшего столетия здесь стойко сохранялись обычаи и поверья, связанные с медведями. По­добное наблюдалось практически у всех народов Европейской части: эстонцев, литовцев, вепсов, хантов, манси, мордвы, коми и др.

Почтение, которым окружался медведь, восходит к ранним языческим представлениям о "хозяине леса". В археологии, этно­графии, фольклоре можно найти большое количество фактов, говорящих о том, что медведь считался магическим животным. И пово­дыри используют удерживающуюся в народе веру в чудесную силу медведя, тем более, что и сами они со времен скоморохов слыли чародеями, кудесниками, знающими людьми. Они охотно «лечили» больных. «У кого спина болит - спину помнет, у кого живот болит - горшки накинет, а у кого в боках колотье, он их приколет»,- так рек­ламировал цыган-поводилыцик лекарские способности своего мед­ведя в одной из казачьих станиц.

В глазах крестьян медведь был сильнее нечистой силы, мог, например, отвести беду: если спляшет около дома или обойдет во­круг него, то не случится пожара. Вожаки пророчили здоровье чело­веку, прикоснувшемуся к медведю или, еще лучше, давшему зверю переступить через себя. Они сулили богатую, счастливую жизнь то­му, кто пустил к себе ночевать хозяина с медведем и в чьем сарае остался медвежий помет. Такое отношение отразилось и на прозви­щах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо «Михайло Потапыч» или «почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин».

Как и когда медведь из могучего хозяина леса, которому покло­нялись и которого боялись, превратился в потешное животное? Ис­торики цирка, обращавшиеся к "медвежьей комедии" как к одному из источников современного искусства дрессировки, не без основания полагали, что медведь стал главным четвероногим артистом в Рос­сии прежде всего потому, что звери эти обильно населяли русские леса и ловить их было относительно просто; медведи легче других хищных животных поддаются дрессировке; стоящий на задних лапах медведь напоминает человека, а это открывает большие возможности для проведения различного рода аллегорий, как сатирических, гак и юмористических. В адрес выступающего Михайло Потапыча можно услышать: «Да и ухватки-то все человечьи! И на лапах-то у него по пяти пальцев, и мычит-то он, словно говорить собирается, а сбоку попристальнее глянешь, словно видал где-то и человека-то та­кого».

В местечке Сморгоны Виленской губернии был организован целый зверинец, в котором пойманные в окрестных лесах медведи проходили "курс обучения". Но, несмотря на то, что сморгонские "учежжи" могли выполнять разные "штуки" и иной раз бывали лучше выдрессированы, чем волжские, по мнению современников, их дей­ствия не сопровождались такими остроумными приговорами, какими славились нижегородские сергачи. Между тем благодаря как раз остроумным приговорам медвежья потеха на протяжении веков при-злс;;.ала к себе всеобщее внимание.

"Приход вожака с медведем составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, - писал в книге "Русские народные картинки" ДА Ровенский. - Все бежало к нему навстречу- и старый, и ма­лый; даже бабушка Анофревна, которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит.

Куда это ты, старая хрычовка? - кричит ей вслед барин.

Ах, батюшки,- прихлебывает Анофревна, так уж и медве­дя-то я и не увижу? - и семенит далее...

Представление производится обыкновенно на небольшой лужайке. Вожак - коренастый пошехонец; у него к поясу привязан барабан; помощники- коза, мальчик лет 11-12, и наконец главный сюжет- ярославский медведь Михайло Иваныч, с подпиленными зубами и кольцом, продетым сквозь ноздри; к кольцу приделана цепь, за которую вожак и водит Михаилу Иваныча.

Ну-ка, Мишенька, - начинает вожак, - поклонись честным господам, да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил. И как красные девицы, молодицы белятся, разумеется, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

Миша садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш - это значит девица в зеркало смотрится.

– А как, Миша, малые дети лазят горох воровать.- Миша ползет на брюхе в сторону.

А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собра­лась, блинов не напекла, только со слепу руки сожгла, да от дров угорела. Ах, блины! Блины! - Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает.

А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрене не спеша идет, на костыль упирается, тихо вперед продвигается - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит.

Миша сперва едва передвигает лапу за лапой, а затем принимается шагать быстро-быстро.

Вожак пристраивает барабан, а его мальчик устраивает из себя козу, т.е. надевает на голову мешок, сквозь который вверху проткнута палка с козлиной головой и рожками. К голове этой приделан дере­вянный язык, от хлопанья которого происходит страшный шум. Вожак начинает бить дробь, дергает медведя за кольцо, а коза выпля­сывает вокруг медведя трепака, клюет его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака, это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и копейки. Кроме того, и Мишке и вожаку подносится по рюмке водки, до которой Миша большой охотник, если же хозяева тароватые, то к представлению прибавляется еще действие: "А ну-ка, Миша, давай поборемся" - схватывает его под силки и происхо­дит борьба, которая оканчивается не всегда благополучно, так что вожаку иногда приходится и самому представлять, "как малые дети горох воруют," - и хорошо еще если он отделается при этом одними помятыми боками, без переломов".

Как видим, в прошлом столетии медвежья комедия жила пол­ной жизнью. Оформилось же представление с ученым медведем, надо полагать, намного раньше.

Медвежий бой представлял собой самое обычное зрелище во дворце. Единоборство с медведем как демонстрация силы, ловкости и мужества было особенно популярным в древности. Травля медведей также являлась старинным развлечением. В допетровской Руси, когда игры и зрелища с дикими животными устраивались часто и широко, вожаки с учеными медведями разыгрывали сценки борьбы и травли как комический, смеховой вариант серьезного зрелища, снижая и пародируя его. В тридцатых годах нашего столетия поводыри с учеными медведями исчезли. Кончилась эпоха медвежьей потехи. Отныне медведи выступают в цирках.

Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси - певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль: « Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут ». Известны с 11 в., особую популярность получили в 15-17 вв.

Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела», «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ», «И скоморох в ину пору плачет» и др. Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его глаголом «скомати», что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова «масхара», означающего замаскированный шут. А.И.Кирпичников и Голубинский считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе - мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где «потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А.С.Фаминцына Скоморохи на Руси. Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр., вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).В средние века при дворах первых германских властителей были потешники, паяцы и дураки, носившие разнообразные греко-римские клички, их чаще всего звали «жонглерами». Они стали собираться в труппы - «коллегии», во главе которых стояли архимимы. Часто их отождествляли с шарлатанами, кудесниками, знахарями, нищенствующими жрецами. Обычно они являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной особенностью византийских и западных глумотворцев был бродячий образ жизни. Все они были люди перехожие, скитающиеся с места на место, в связи с чем приобретали в глазах народа значение людей опытных, многознающих, находчивых. Во время своих скитаний по белу свету как византийские, так и западные «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города. О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла. «Независимо от того, пришло ли искусство скоморохов России из Византии или с Запада, - подчеркивал Фаминцын, - оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской народной жизни. С этой поры оно может рассматриваться как явление, акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие с учетом местных условий и характера русского народа». Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские. Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись также в виде кукольников. Представления кукольной комедии, постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы», которая била все время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной занавески показывал свое представление. Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом, кукольная комедия, как и разыгрывание ряжеными бытовых фарсов, была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии или занесенных извне. «У нас тоже были свои «лицедеи»-скоморохи, свои мейстерзингеры-«калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство» и песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и о гибели Степана Разина» (М.Горький, О пьесах, 1937).Другая версия о происхождении термина «скоморох» принадлежит Н.Я.Марру. Он установил, что, согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» - множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. Далее он прослеживает индоевропейский корень этого слова, общий для всех европейских языков, а именно слова «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох», существующего параллельно в европейских языках при обозначении народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» («scaramuccia») и французское «скарамуш». Точка зрения Марра полностью совпадает с принятым в искусствоведении положением о том, что мимы - явление международного порядка. Применительно же к русским скоморохам, концепция Марра позволяет говорить о самобытном возникновении их на основе профессионализации участников языческих религиозных обрядов древних славян, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением, плясками.

Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, т.е. гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла. В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и даже проникают в церковную обрядность. Как свидетельствует направленное против скоморохов постановление Стоглавого собора 1551, их ватаги достигают «до 60-70 и до 100 человек». Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок - три пляшущих скомороха, один соло, двое других в паре, причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске «кинто» с платком в руке. На другой трое музыкантов - двое играют на рожках, а один - на гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддерживает шест, по которому поднимается мальчик. Рядом музыкант со струнным инструментом. На фреске представлены травля медведя и белки или охота на них, бой человека с ряженым зверем, конные состязания; кроме того, ипподром - князь и княгиня и их свита, публика в ложах. В Киеве, по-видимому, ипподрома не было, но происходили конные состязания и травля зверей. Ипподром художник изобразил, желая придать своей фреске большую пышность и торжественность. Таким образом, представления скоморохов объединяли разные виды искусств - и драматические, и цирковые. Известно, что еще в 1571 набирали «веселых людей» для государственной потехи, а в начале 17 столетия скоромошья труппа состояла при Потешной палате, сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 в. скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др. Скоморохи князя Пожарского часто ходили по деревням «для своего промыслишку». Как средневековые жонглеры делились на жонглеров при феодалах и жонглеров народных, так же были дифференцированы и русские скоморохи. Но круг «придворных» скоморохов в России остался ограниченным, в конечном счете их функции свелись к роли домашних шутов.Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в 9 в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили. Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы. Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом Описании путешествия в Московию… рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как… голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления». К рассказу Олеария приложена картинка, изображающая одно из таких представлений кукольных комедиантов, в котором можно узнать сценку «как цыган продавал лошадь Петрушке». Скоморохи как действующие лица выступают во многих былинах Севера. Известна былина Вавило и скоморохи, сюжет которой в том, что скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин приписывают скоморохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами были упоминаемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович, Садко.Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами. В течение 16-17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины 17 в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе - в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье. Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток. Свою книгу Скоморохи на Руси Фаминцын заключает словами: «Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи… были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России…»

Эх, не обходилось на Руси ни одно пиршество без удалых скоморошьих плясок и песен. Эти веселые люди в ярких костюмах были непременным атрибутом народных гуляний в больших и маленьких городах. Кажется с бродячими актерами все ясно и понятно еще с незапамятных времен, но на самом деле даже тогда никто не мог точно сказать, кто такие скоморохи. Как оказалось, эта особая категория людей имеет свои традиции, обряды и историю, в некоторые моменты наполненную массой трагических событий, приведших к полному уничтожению скоморошества на Руси. Так давайте выясним, кто такие скоморохи на самом деле?

Значение слова "скоморох"

Не только история бродячих артистов полна тайн и загадок, но даже происхождение слова, характеризующего их деятельность, до сих пор вызывает у ученых споры. Согласно двум основным и самым распространенным версиям, слово "скоморох" имеет греческие либо арабские корни. В обеих версиях оно означает схожие по значению формулировки - "шутка" и "мастер шутки". Но существует и иная версия, которая приводит термин к единому индоевропейскому слову. В этой интерпретации оно переводится как "комедиант". Сторонники данной теории утверждают, что даже знаменитые комедийные герои Франции имеют схожие с нашими артистами имена - Скарамуш и Скарамуччо.

Как выглядели бродячие артисты?

Образ скомороха на Руси всегда был немного гротескным. Эти люди с помощью шуток и прибауток могли вскрывать самые серьезные проблемы своего времени и не боялись высмеивать духовенство и сильных мира сего. Все, что говорили скоморохи, не воспринималось всерьез, но все же надолго западало в душу народа. Ведь никому и в голову не приходило обращать внимания на то, что вещает бродячий шут. Скоморох в этом случае мог выступать лакмусовой бумажкой общества в целом. Этому соответствовал и внешний вид комедиантов.

Костюм скомороха всегда был крайне ярок. Актеры носили невероятные цветные штаны и рубахи, часто на голове присутствовали смешные колпаки с бубенчиками, которые уже одним своим звоном вызывали смех у встречающихся людей. В каждой группе бродячих артистов было множество масок и музыкальных инструментов.

Музыка скоморохов

Музыкальный инструмент скомороха был довольно разнообразен, а сами музыканты искусны. Исходя из того, что скоморохи много путешествовали не только по огромной территории Руси, но и часто бывали в заморских странах, они играли на всех известных инструментах. Излюбленными предметами были:

  • дудочка;
  • домра;
  • сурна;
  • гусли.

Чаще всего скоморохи исполняли веселые и зажигательные мелодии, которые так и заманивали людей пуститься в пляс. Но при желании они могли исполнить и грустную застольную балладу, заставляющую рыдать недавно веселящуюся компанию.

Артель скоморохов: состав и примерное количество

Для того чтобы легче путешествовать по Руси и веселить народ, скоморохи объединялись в ватаги или артели. В ватаге могло быть до двадцати артистов, а вот одна артель уже включала в себя до сотни человек.

В этой компании обязательно присутствовали сказочники, певцы, музыканты и дрессировщики. Последняя категория артистов являлась непременным атрибутом выступления. Практически всегда скоморохи бродили по свету с ученым медведем. Он был любимцем публики и считался на Руси священным животным. Обычно рядом с хищником находился артист в костюме развеселой козы, которая, не переставая, танцевала и била в ложки. Именно вокруг этой группы начиналась пляска скоморохов, в которую со временем втягивались все участники представления.

Интересен тот факт, что довольно часто артели скоморохов занимались не только развлечением народа, но и грабежом на дорогах. Этот вид деятельности приносил, конечно, больший доход артистам, но послужил одной из причин гонения на скоморохов со стороны властей городов и православной церкви.

Древняя Русь: появление скоморохов

Удивительно, но до сих пор историки не знают, когда появились скоморохи на Руси. Известно, что они вели свою деятельность еще во времена язычества. А первые упоминания о бродячих комедиантах в письменных источниках были в девятом-десятом веке. Историки утверждают, что еще до крещения Руси существовали бродячие артисты, которых приглашали во все княжеские дома. Эта практика всегда удивляла многих ученых, ведь люди, которые не относились к высшим кругам общества, и даже не имели ничего своего (это было неписанным правилом скоморохов), кроме реквизита, были обласканы во всех княжеских, а позже и боярских теремах. Только ли за песни были любимы бродячие артисты? Кто такие скоморохи в действительности? На этот счет у историков существует несколько довольно интересных версий.

Кто такие скоморохи: теории и легенды

Согласно официальной версии ученых, скоморохи - это оставшиеся без дела участники языческих ритуалов. Они являются своеобразными осколками дохристианской Руси, когда на капищах в различных обрядах использовались ряженые. Ведь во всех религиях маска и необычная одежда (например, как костюм скомороха) символизировали перевоплощение и единение с духами. Именно этот фактор вызывал недовольство христианской церкви деятельностью комедиантов, они считались посланниками бесов, и священнослужители всячески пытались избавить города от их присутствия. Но, несмотря на это, древнерусская знать испытывала небывалую тягу к праздникам с участием скоморохов, они развлекали, наставляли и обличали всех, кого встречали на своем пути. Откуда они знали так много? И почему были уверены в своей безнаказанности?

На этот счет существует альтернативная версия происхождения скоморохов. По одной из легенд языческий бог Троян путешествовал по землям русским и однажды присел отдохнуть у одного из холма. Грустно стало божеству, но внезапно он увидел веселую компанию, которая плясала, распевала песни и свистела на все лады. Всю ночь веселили люди Трояна, а наутро нарек он их скоморохами и подарил маску из серебра, которая могла изменить внешность любого человека, защитить его от злых людей и исполнить практически любое желание. С этого времени Троян покровительствовал комедиантам и помогал им.

Скоморохи: колдовство и ворожба

Согласно некоторым сведениям, скоморохи на Руси занимались не только лицедейством, но и ворожбой. Дело в том, что даже после крещения русский народ очень трепетно относился к своим традициям и доверял различным ворожеям. Если они попадались на глаза священнослужителям, то колдун моментально подвергался гонениям, его могли даже казнить. Поэтому скоморохи могли свободно заниматься своей творческой деятельностью и параллельно творили различные ритуалы. Например, на Руси считалось, что для рождения первенца-сына молодая жена должна была дотронуться до шерсти медведя. Как встретить лесного хищника в городе? Конечно, на представлении бродячих артистов.

Доподлинно известно, что по определенным дням скоморохи встречались на древних капищах и творили обряды, посвященные Трояну. Эта деятельность не могла остаться незамеченной, и христианские священники начали искоренять бесовских актеров с территории Руси.

Замри-гора: древнее капище

Многие старики рассказывали исследователям о том, что до них доходила легенда о Замри-горе в Московской области. Сюда на Ивана Купала собирались скоморохи со всей страны и творили свои странные обряды. На много километров в деревнях было слышна музыка, и доносились обрывки ритуальных песен. Считалось, что к концу веселья, перед тем как забрезжит рассвет, главный скоморох доставал ту самую маску, и каждый из комедиантов мог, примерив ее, загадать одно сокровенное желание. По легенде оно обязательно исполнялось в тот же день. Причем актер мог изменить внешность, голос или даже наказать посредством силы маски своих заклятых врагов.

Неизвестно, как все происходило на самом деле, но данная легенда до сих пор передается из уст в уста. А Замри-гора получила свое название от того, что благодаря силе скоморохов она могла расти и вновь возвращаться к исходному размеру.

Гонение на скоморохов и их исчезновение

Уже в пятнадцатом веке скоморохи разделились на бродячих и оседлых. Первые продолжали бродить по стране и веселить народ, а вторые стали неким подобием придворных музыкантов, которые жили при князе и принимали участие во всех пирах.

Подобное разделение плохо сказалось на всем скоморошестве. Бродячие артисты начали довольно резко высказываться о власти, церкви и Боге в целом. За такую деятельность их стали все чаще преследовать и отказывать в выступлениях в домах бояр. Народ по-прежнему наслаждался фокусами, песнями и гаданиями, но князья все чаще стали задумываться о том, чтобы объединиться с церковью и уничтожить скоморохов. Ведь придворных артистов уже нельзя было назвать скоморохами, они постепенно утрачивали свой задор и превращали свой репертуар в нечто совершенно иное. Например, тот актер, который на городской площади лихо отплясывал вприсядку, становился практически профессиональным танцором. А простые и немного наивные кукольные представления трансформировались в первые театрализованные постановки. Можно сказать, что современное искусство в своем зародыше являлось обычными скоморошными потешками.

В начале семнадцатого века скоморохи стали преследоваться повсеместно, их отлавливали на улице и сажали в темницы. Отобранные музыкальные инструменты собирались в одну большую кучу и показательно сжигались. Во второй половине семнадцатого века скоморохи были окончательно запрещены. Тех, кто нарушал указ царя, ссылали в самые отдаленные города, отправляли в темницу либо постригали в монахи, чтобы они замаливали свои грехи. Ведь всех их считали слугами нечистого. К восемнадцатому веку скоморохи, как отдельный пласт общества, были искоренены полностью. От них остались только воспоминания в виде картин, рукописей, многочисленных стихов и прибауток.

Гадатели по снам, умелые лекари смехом и музыкой, родоначальники массовой культуры, которых пускали в лучшие дома и даже поддерживали деньгами - скоморохи. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Происхождение

Об одаренных певцах и сказителях - скоромохах - сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» – производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Чем занимались

Скоморохи были постоянными участниками и главными затейниками на деревенских праздниках, городских ярмарках, выступлениях в боярских хоромах.

Столица: вначале кочевые артисты, позже стали вести оседлый образ жизни (преимущественно деревни в Новогородской области).

Особенности

1. Начиная с конца XV века Православная Церковь вела серьёзную борьбу со скоморохами, победой в которой стал указ 1648 года царя Алексей Михайлович. Отныне приказано было сжигать инструменты скоморохов. «Быть тишине» - гласил указ царя.

2. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые (боярские и княжеские), считается что им многим обязана народная комедия.

3. Выступления медведя и «козы», которая все время била «ложки» – были гвоздем программы в костюмированных выступлениях скоморохов.

4. О гуслях, главном инструменте скоморохов, упоминается еще в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

5. Скоморохи слвились как знатоки народной астрологии, а следовательно могли дать совет когда жать, когда хоронить, когда стричься.

Молва

Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах.
Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки.
А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи


Скоморохи развлекают честной люд.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов


Канатоходец на выступлении скоморохов.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.


Скоромохи с медведем.

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия


Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси


Всеобщее веселье.

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества


Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.


Скоморошьи пляски.

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.




Top