Что такое бинарность. Бинарная гендерная система

бинарная система, бинарная система счисления
Гендерная бинарность или бинарная гендерная система (БГС) - это разделение гендера на два дихотомических типа - мужской и женский. Это общий, стандартный тип гендерной системы. Одним из принципов гендерной бинарности является установление границы для избежания пересечения гендерных ролей а также предотвращения появления иных нон-бинарных гендерных идентичностей.

Общие сведения

Бинарная гендерная система разделяет людей мужского и женского пола на соответствующие (цис-) гендерные категории, для которых предусмотрена определенная гендерная роль, идентичность и атрибуты. Гендерная роль это один из аспектов гендерной бинарности. Некоторые считают что БГС существует для сохранения порядка в обществе, другие же напротив - что она разделяет и и создаёт в обществе два противоположных полюса. Определенные религиозные источники так же часто используются в качестве авторитета для защиты БГС.

В БГС широко распространены исключения в виде особых транс* (нон-бинарных) идентичностей. Помимо биологической идентификации интерсексуалов, элементы обоих или ни одного из полов положили основу множеству идентичностей: бигендерности, агендерности, квиргендерности и т.д.

Критика

Многие исследователи оспаривают существование строгой бинарности гендера. Множество материалов свидетельствуют что разделение людей на две отдельные категории является источником многих проблем. К примеру, одной из них является тот факт, что различий между людьми внутри каждой из дихотомий часто оказывается намного больше, нежели различий между самими дихотомиями. Это подтверждает что БГС не имеет под собой оснований и приводит к ложным ожиданиям от обоих гендеров.

В нынешнее время растёт поддержка устранения дополнительной категоризации людей и рассмотрения каждого индивида как, прежде всего, личности. Благодаря стремлению сделать гендер более флюидным понятием растёт возможность людей выражать себя теми способами, которыми им будет комфортно.

Другой проблемой БГС является утверждение что мужчины мужественные, а женщины – женственные. Это способствует тому, что люди, выражающие себя за рамками своей гендерной роли, попадают под пристальное внимание со стороны окружающих. Более того, мужское и женское не является синонимичным в отношении мужественного и женственного так как последние термины не являются взаимоисключающими. Также утверждение что женственность применима только к женщинам, а мужественность только к мужчинам имеет фундаментальные недостатки. Важным является употребление понятий мужественности и женственности как описания поведения и мироощущения без привязки их к мужскому или женскому полу. Употребление этих терминов в связи с определенным полом делает их орудием угнетения и дискриминации.

Примечания

  1. Rosenblum, Darren ""Trapped" in Sing-Sing: Transgendered Prisoners Caught in the Gender Binarism" // Michigan Journal of Gender & Law. - 2000. - № 6.
  2. Claudia Card. Adventures in Lesbian Philosophy. - Retrieved 18 September 2012. - Indiana University Press, 1994. - С. p. 127. - ISBN 978-0-253-20899-6.
  3. Marjorie Garber Vested Interests: Cross-dressing and Cultural Anxiety // Psychology Press. - 25 November 1997. - С. pp. 2, 10, 14–16, 47. - ISBN 978-0-415-91951-7.
  4. 1 2 Lorber, Judith "Believing is Seeing: Biology as Ideology." // The Gendered Society Reader. - Oxford University Press, 2011. - С. 11-18.
  5. Beckwith, Karen A Common Language of Gender. // Politics and Gender. - 2005. - № 1. - С. 128-137. - DOI:10.1017/S1743923X05211017

бинарная система, бинарная система счисления

Для российской культуры свойственна бинарностьи амбивалентность. Является расхожим мнение о «загадочности русской души», в результате чего ни один народ не оценивается так по-разному, как русский. Это объясняется тем, что в национальном характере русского народа порой странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевность с грубостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтовщичеством, этатизм с анархизмом.

Часто соединение противоположных черт выдают за своеобразие российской культуры. Однако такое соединение, как отмечал К. Леонтьев, -- признак вообще всех развивающихся, «цветущих» культур. Своеобразие не в наличии противоположностей, а в отсутствии середины между ними, в способности русского народа во всем доходить до крайностей, без всяких опосредовании, переходов, промежуточных звеньев или этапов. Бинарность русской культуры, проявляется в том, что она состоит как бы из двух частей. Их доминантные центры стягивают полярные по своему смысловому содержанию культурные черты. Между этими центрами в рамках единой культуры и развертывается постоянная «драма» ценностей и идей, сочетающая притяжение и отталкивание различных, смысловых полюсов: христианства и язычества; западничества и славянофильства; коммунальности и индивидуализма; патриотизма и космополитизма. Вместе с тем это двоецентрие образует то напряжение, которое только и делает возможным.

Бинарность русской культуры, являясь источником ее нестабильности и динамичности, вариативности и инверсионности, порождает дискретность и катастрофизм ее развития, вырабатывает устойчивое стремление вырваться из плена дуальных противоречий за счет резкого, путем «взрыва», решительного перехода в новое, зачастую неожиданно, новое качество.

Бинарность русской культуры, по мнению некоторых культурологов, является одной из причин исключительной ее гибкости и адаптивности, приспосабливаемости к предельно трудным, даже невыносимым социальным условиям, казалось бы, исключающим какое бы то ни было культурное развитие. Этим объясняют, в частности, поразительную выживаемость русской культуры в периоды государственно-национальных катастроф.

Бинарность является также одной из причин социокультурного раскола в России: не столько в плане наличия полярных Циокультурных типов, сколько в смысле перманентного конфликта между культурой и социальной структурой в обществе. Инверсионный характер русской культуры, т.е. ее способность превращаться в свою противоположность, внезапно и мгновенно переходить «от любви к ненависти», оказывает, как правило, дестабилизирующее и разрушающее воздействие на сложившиеся социальные отношения.

Бинарность русской культуры обнаруживается также в полярности культуры русского народа и русского человека, несводимости одной культуры к другой. О характере культуры русского народа нельзя автоматически судить на основе повторяющихся черт культуры русских людей. Если религиозность русского народа, отмечаемая многими культурологами, является одной из существенных черт его культуры, то относительно культуры русского человека этого сказать нельзя.

Если культура русского народа интровертна по своему характеру, то культура русского человека, напротив, экстравертна и в значительной мере подражательна. Разумеется, эти культуры находятся в постоянном взаимодействии, но это -- именно взаимодействие, а не тождество. Между этими культурами существует не только взаимовлияние, но и взаимокомпенсация: недостатки одной культуры как бы компенсируются достоинствами другой. В этом плане надо заметить, что русский народ лучше русского человека, поэтому русские люди, объединяясь и ощущая свою этничность, компенсируют, например, свою волю и эгоизм, порождающие зло и затрудняющие добро, народной религиозностью и терпимостью и связанной с ними поиском всеобщей благодати.

Отождествление культуры русского народа и русского человека является одной из причин устойчивого существования такого общеизвестного феномена массового и специализированного, культурологического сознания, как «загадочность» и «непредсказуемость» русской души.

Открытая Н. Бердяевым «антиномичность России» и «жуткая противоречивость» русской культуры обусловливают ее двоеверие, двоемыслие и раскол. В современной литературе отмечается, что стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, -- периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой цивилизации, составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется бинарностью.

Бинарность российской культуры проявляется также в ее амбивалентности, т.е. в одинаково выраженной направленности развития в противоположные, взаимоисключающие стороны. Это позволило говорить о «кентаврообразности» русской культуры» ее «двоящемся лике». Культурологический образ «кентавра» применительно к России впервые употребил Г. Федотов, характеризуя извечный русский «раскол», благодаря которому «образ России», «эклектический образ «евразийского» смысла, постоянно двоится».

Замечено, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Поэтому применительно к русской культуре можно использовать и образ «двуликого Януса», который постоянно смотрит в разные стороны, но тело имеет одно.

Амбивалентность российской культуры обусловливала постоянную в истории России борьбу между центростремительными, интегративньми, и центробежными, дезиктегративными силами. В борьбе этих сил, начиная с В. Соловьева, часто усматривают обнаруживающуюся в этой культуре, с одной стороны, дихотомию Востока и Запада, а с другой, -- «особенность» русской культуры, ее «выпадение» за восточные и западные культурные пределы. На это же указывал и Н. Бердяев, связывавший «противоречивость и сложность русской души» с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории -- Восток и Запад. Однако при этом Н. Бердяев подчеркивал, что «русский народ - есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ», и поэтому «всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Амбивалентность российской культуры проявляется в перманентном поиске альтернативных путей развития, ее постоянной «недосказанности»: в тот самый момент, когда в российской культуре нечто утверждается, оно уже отрицается, низвергается самим ходом ее дальнейшего развития. Российская культура, писал М. Бахтин, постоянно избегает «последних», завершающих суждений о себе, она стремится всей своей историей доказать, что последнее слово в ней еще не сказано, если оно вообще возможно.

Характерным признаком российского типа культуры является монументализм, склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения.

Российской культуре присущ также иррационализм, выражающийся в непредсказуемости и непознаваемости русской души. Этот тип характеризуется иллюзорностью, проявляющейся в том, что маргинальность самой культуры выдается за "всечеловечность".

Важным элементом российского типа культуры является так же правовой нигилизм и государственный пиетет, этатизм, отождествляющий власть и авторитет, патернализм как самоограничение потребности политической свободы и чувства политической ответственности.

Все эти отличительные черты российского типа культуры характерны как для дивергентной, так и для конвергентной ее субкультур, но проявляются они на этом уровне: в особой, специфичной для каждой субкультуры форме.

Различие между ними, идет по другой линии. Конвергентная, западническая, субкультура ориентируется на личность, дивергентная, почвенническая, -- на общество. Конвергентная культура рассматривает человека как цель общественного бытия, дивергентная -- как средство общественного развития. Поэтому конвергентная культура ориентирована на свободу личности, а дивергентная -- на деперсонификацию личности, на патронимию государства. В целом российский тип культуры и ее субкультуры плохо подготовлены к диалогу культур, поскольку сами трудны для понимания и обнаруживают слабую способность к адекватному восприятию других культур…

Бинарность

бин"арность, -и


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "бинарность" в других словарях:

    бинарность - БИНАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (спец.). Двойной, состоящий из двух компонентов. Бинарные сплавы. Бинарная оппозиция (в лингвистике). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    бинарность - сущ., кол во синонимов: 1 двоичность (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ФЛОРОВСКИЙ - Георгий Васильевич (1893 1979) религ. деятель, философ, богослов, историк культуры. В 1911 окончил с золотой медалью гимназию и поступил на историко филол. ф т Новоросс. ун та. В 1916 окончил его и был оставлен для подготовки к… … Энциклопедия культурологии

    Чуракова, Наталья Александровна - (р. 06.03.1954) спец. по религиоведению; д р филос. наук, проф. Род. в г. Татарск Новосибирской обл. Окончила филол. ф т Самарского гос. ун та (1976). С 1977 по 1991 работала науч. сотрудником Самар. обл. художеств. музея и преподавала филос.… … Большая биографическая энциклопедия

    ЛЕВИНАС - (Levinas) Эммануэль (12.01.1906 25.12.1995; точные даты жизни указаны в связи с распространенностью ошибок в русскоязычной справочной литературе Ред.) французский философ диалогист, постмодернист. Родился в Каунасе. В 1916 1920 жил в Харькове, в… … История Философии: Энциклопедия

    СЕМИОСФЕРА - (см. СЕМИОТИКА) понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. С. это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; С. необходимая предпосылка языковой коммуникации. Устройство, состоящее из… … Энциклопедия культурологии

    БИНАРНЫЙ - БИНАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (спец.). Двойной, состоящий из двух компонентов. Бинарные сплавы. Бинарная оппозиция (в лингвистике). | сущ. бинарность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ИНЬ И ЯН - одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… … Философская энциклопедия

    Бунин Иван Алексеевич - (1870 1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение… … Энциклопедический словарь

    двоичность - сущ., кол во синонимов: 1 бинарность (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Мечт@. Роман о нереальной любви , Виджани В.. Бинарность - раздвоение личности - симптоматика современной жизни. Нашей жизни. Мы каждый день, уподобляясь Творцу, создаем себя второго. Мы видим другого себя в плоскости монитора. И там мы…



Top