Что значит фандом. Что такое фендом

Дмитрий Волков, сооснователь международного интернет-холдинга SDVentures , поделился с Rusbase экспертным мнением о важности хакатонов для бизнеса и участников, о типичных ошибках команд и трендах на будущее.

Хакатоны: что это такое?

Слово «хакатон» образовалось от слияния слов «хакинг» и «марафон». Под хакингом понимают, конечно же, не компьютерных мошенников, а любителей ИТ-технологий, которые находят удовольствие в исследованиях и поиске неординарных решений.


Первый в мире состоялся в 1999 году. Его провели разработчики ОС OpenBSD в городе Калгари (Канада).


Там собралась группа исследователей, которым предстояло решить непростую задачу: найти легитимный обход для ограничений, накладываемых США на экспорт из страны криптографических продуктов. Мероприятие они назвали «хакатоном», и термин сразу же понравился коллегам.


Спустя 10 дней на конференции JavaOne компания Sun Microsystems провела похожую встречу, где предложила разработчиком создать Java-программу для Palm V для обмена данными между гаджетом и интернетом через ИК-порт.


Нацеленность на успех, приятный дружеский формат, одновременное общение и состязательность – все это сделало мероприятия нового типа привлекательными для участников и инвесторов. Так хакатоны получили путевку в жизнь.

Зачем бизнесу нужны хакатоны?

В 2016 году в мире было проведено, по оценкам hackaton.com, 3450 хакатонов. Первым в списке сейчас стоит США – 1568 мероприятий за год, следом идут Великобритания (470 хакатонов), Канада (230), Германия (223), Франция (196). В них приняли участие самые разные специалисты: разработчики для веб (36%), мобильных систем (36%), аппаратных платформ (15%), робототехнических систем и ИИ (8%).


России в этом списке нет. Потому что, согласно этому источнику, в России за 2016 год было проведено всего… одно мероприятие.


Разумеется, эти данные недействительны. Они лишь отражают тот факт, что хакатон как формат развития инновационной экономики еще только растет в России. И пусть в мире пока очень мало знают о хакатонах в нашей стране, реальное состояние дел значительно лучше западной статистики.


Так, по данным портала IT-dominanta , каждый месяц в 2016 году в России проходило по 8-10 различных мероприятий такого типа. А только в апреле 2017 года было проведено 19 крупных хакатонов.


Возможно, хакатоны остались бы явлением местного значения, если бы на них не обратили внимания крупные компании, инвесторы, и «ангелы». Они оценили потенциал для роста.


Вместо утомительных согласований и доработок, с которыми приходится сталкиваться при выполнении обычных проектов, хакатоны предложили новый формат создания прототипов при минимальных затратах. В течение нескольких дней организаторы получают сразу несколько решений той технологической задачи, которая перед ними стоит.


С другой стороны, компании привлекают : здесь можно не только познакомиться с сильными разработчиками, но и сразу проверить их в деле. Наконец, важное преимущество хакатонов – нетворкинг с потенциальными партнерами и продвижение собственного бизнеса.

В чем интерес участников?

По данным hackaton.com, в публичных хакатонах сегодня принимают участие специалисты (42,8%), студенты (21,1%), «любители» (18,9%), предприниматели (9,6%), а также те, кто ищет работу (7,6%).


Тема хакатона объявляется сразу, зато цели оглашаются не всегда, что придает таинственность будущему мероприятию и привлекает особо авантюрных участников. Это делается ради того, чтобы не мешать рождению результата прямо на глазах. «Чудеса» могут происходить и с призовым фондом.


Так, на финальном этапе Дизайн-хакатона, который провели в Москве в конце июля 2016 года и «Сбербанк-Технологии», первоначальный призовой фонд был объявлен в размере 200 тысяч рублей. Однако результаты хакатона настолько впечатлили организаторов, что призовой фонд был увеличен до 500 тысяч рублей.


Победителем тогда стала команда Dream Team. Она предложила «умное решение по добровольному медицинскому страхованию», в основе которого использовались данные ДНК-теста. Опыт, знания и инициативность позволили добиться отличного результата.


Как показывает опыт, участников, помимо заявленных призов, интересует в хакатонах несколько моментов:

  • Возможность трудоустройства в ведущих интернет-компаниях и перспектива знакомства с «нужными» в профессиональном развитии людьми.
  • Проверка сил команды разработчиков в нестандартной ситуации: время ограничено, адреналин на пределе, соревновательный дух не дает покоя.
  • Академический интерес. Как правило, в этом случае речь идет о командах, которые работают самостоятельно, то есть не ищут трудоустройства у организаторов. Им интересно проверить гипотезы, которые у них родились для решения той или иной софтовой задачи.

Правила поведения на хакатоне

На первый взгляд, стать победителем достаточно просто, но многие попадаются на ошибки, которых делать нельзя.

Ошибка 1. Несоблюдение соотношения скорости и качества проработки проекта

Многие участники пытаются завершить проект максимально быстро, не принимая в расчет, что самое важное для жюри – это результат. Ошибки при во время хакатонов неизбежны, их не стоит бояться. Но та идея, которая будет демонстрироваться жюри, должна быть детально проработана.

Ошибка 2. Неумение работать в команде

Это особенно проявляется как раз в ситуациях, когда необходимо быстро получить результат. На хакатоне нет времени на долгие споры, нужно уметь грамотно распределять роли и принимать компромиссные решения.

Ошибка 3. Забыть про реальные цели

И пожалуй, главное, о чем стоит помнить – решение, которое предлагает команда, должно иметь реальное практическое применение. Как мы помним, бизнес интересуют рабочие идеи, которые уже завтра компания сможет реализовать и получить желаемый результат.

Что будет дальше?

Если бы у хакатонов не было планов, то о них не было бы смысла рассказывать.

  1. Смещение тематики. Еще пять лет назад практически все хакатоны проводились с целью разработки мобильных приложений. Однако уже в прошлом году тематика хакатонов сдвинулась в сторону создания систем, связанных с искусственным интеллектом и виртуальной реальностью. Без всякого сомнения, эти темы станут топовыми для будущих хакатонов.
  2. Внутрикорпоративные мероприятия. Сегодня главным трендом для крупных компаний становится акцент на инновации и развитие творческих связей внутри компаний. Проведение внутрикорпоративных хакатонов позволяет формировать временные коллективы внутри компаний и собирать в такие проекты людей с разной экспертизой.

Две недели назад мне впервые довелось поучаствовать в хакатоне! Целью мероприятия было развитие жизнеспособных бизнес идей, которые смогут улучшить состояние окружающей среды Балтийского моря. Этот трехдневный мозговой штурм проходил в центре Хельсинки, в котором принимали участие 12 команд, в том числе и моя. Незабываемый и бесценный опыт!

Что такое хакатон?

Слово "хакатон", которое пришло из мира IT в 1999 году, означает интенсивную совместную работу программистов, дизайнеров и менеджеров для решения определенной задачи (например, создание нового ПО).

В настоящее время хакатоны также набирают популярность среди бизнесменов, исследователей и даже политиков. Более того, хакатоны как раз и созданы для того, чтобы все вышеперечисленные специалисты собирались вместе и каждый вносил свой вклад в развитие идеи/проекта.


Как правило, на хакатоне присутствует не одна, а множество команд. Сначала организаторы хакатона озвучивают главное задание, потом команды-кандидаты подают заявки на участие, лучшие попадают на хакатон и сражаются за главный приз. Мероприятие обычно длится несколько дней, во время которых команды интенсивно работают над проектом, консультируются с приглашенными специалистами (экспертами) и готовят презентацию проекта на финальный день, на котором жюри определяет победителя.


Организаторы также заботятся о питании и досуге участников. Все это делается для того, чтобы создать созидательную атмосферу мероприятия, в которой команды также находят время для совместного отдыха и общения друг с другом. Таким образом каждый участник хакатона получает полезный профессиональный опыт, возможность познакомиться лично с экспертами в своей и других областях, да и просто интересно провести время, а команда-победитель получит за это еще и денежный приз!

Хакатон DEEP Challenge - от теории к практике

Главной задачей хакатона DEEP challenge было создание условий для развития и реализации коммерческих идей, способствующих улучшению экологической ситуации в Балтийском регионе. Для этого за месяц до самого мероприятия организаторы объявили о приеме заявок команд с бизнес-идеями и пригласили более десяти экспертов а различных сферах деятельности (начиная от исследователей и инженеров, заканчивая бизнесменами и политиками). Среди 70 заявок на основе мнения экспертного совета были отобрали 12 лучших, в числе которых была и моя команда.



Хакатон DEEP challenge был организован в центре Хельсинки в конференц-зале водного комплекса Allas Sea Pool , фишкой которого являются три бассейна под открытом небом прямо напротив торговой площади Kauppatori . К сожалению, ни покупаться в бассейне, ни попариться в сауне я не успел, хотя организаторы предоставили такую возможность всем участникам хакатона бесплатно.

Задание для участников хакатона было четким: развить свою идею в реалистичный бизнес-проект и презентовать его публике на финальный день. Хакатон начался в пятницу вечером и закончился после полудня в воскресение. Вел мероприятие вот такой харизматичный финн, известный ведущий одной из финских радиостанций.


Пятница - разогрев

Первый день был для разогрева: были озвучены миссия хакатона и задание для команд, проведены пару конкурсов на смекалку и потом все вместе отправились ужинать. Это позволило участником из разных команд познакомиться друг с другом, с экспертами и организаторами. Надо сказать, что кормили нас на славу, что тоже способствовало созданию дружеской атмосферы мероприятия.


Суббота - мозговой штурм

Второй день можно смело назвать мозговым штурмом. В этот день каждая команда имела возможность обсудить идею с несколькими экспертами (по 30 минут на каждого). Например, наша идея была посвящена созданию подводной метеостанции и была раскритикована разными экспертами с инженерной, экономической и экологической точек зрения. Кроме критики они конечно дали нам советы о том, как улучшить идею, сделать ее более реалистичной и коммерчески обоснованной. Вдобавок, мы получили контакты потенциальных клиентов и партнеров, которые вероятно будут заинтересованы в проекте.


Сразу после сессий с экспертами организаторы нас огорошили тем, что каждая команда должна сделать и послать им презентацию идеи и бизнес плана до 9 вечера. У нас было всего четыре часа для того, чтобы залатать все недостатки идеи, внедрить рекомендации экспертов и уместить все это в формат трехминутной презентации! Именно поэтому моя команда предпочла поработать побольше над проектом, вместо того, чтобы идти в сауну и бассейн.

Воскресение - презентация

Рано утром я написал текст трехминутного выступления и повторял его в электричке, т.к. с самого утра начинался финал хакатона: выступления лидеров команд. Не все выступающие смогли уложиться в 3 минуты и ведущий резко прерывал их, говоря: "Ваше время истекло". Я же столкнулся с проблемой, что анимация в моей презентации не работала, т.к. организаторы переделали её в PDF (хороший урок на будущее!).

После выступления жюри задавало 2-3 вопроса по поводу проекта. Интересно, что в этом хакатоне в жюри сидели не эксперты, которые могли с разных сторон оценить проекты и прогресс за время соревнования, а спонсоры хакатона (представители банков и грантов)

После выступлений был финальный обед, а точнее бранч (по-русски: завтрак + ланч), представляющий из себя шведский стол из десятков блюд и десертов. Кстати, по-моему мнению, десерты - самая сильная сторона финской кухни!


И вот наконец-то жюри готово огласить победителей хакатона: увы, на этот раз это были не мы. Команды-победители были награждены небольшим денежными призами (1500, 1000 и 500 евро для первого, второго и третьего места, соответственно). На этом хакатон DEEP challenge был закончен.

Заключение

Итак, что можно сказать о хакатоне? На мой взгляд, это крайне продуктивная форма совместной работы над развитием идей. Во-первых, хакатон - это идеальная площадка для стремительно развития проектов : всего за три дня из сырой идеи мы получили неплохой бизнес-план, а также обратную связь как от узких специалистов, так и от обычной публики. Во-вторых, на хакатоне очень удобно рекламировать свою идею : я лично познакомился с потенциальными партнерами и клиентами, с которыми мы можем реализовать проект в будущем. В-третьих, опыт коротких выступлений и общения в предпринимательской среде - это что-то совершенно новое для меня. В конце концов, где еще можно бесплатно отведать вкусной еды, сходить в бассейн и попариться в сауне? :-)

Хакатон представляет собой мероприятие, на котором команда разработчиков, во время ограниченного срока и в малом пространстве, разбиваясь на группы, решают ту или иную проблему, посредством создания программного (инженерного) решения, продукта или сервиса.

В моем понимании - хакатон это развлечение для программистов, которое позволяет в короткий срок реализовать какие-то свои цели.

цели разработчиков:

  • Have Fun
  • Попробовать какие-то технологии, практики
  • Проверить гипотезу / идею в короткий срок
  • Сделать что-то, что давно хотелось сделать
  • Проверить людей, команду, попробовать работать вместе
  • Запитчить существующий проект, получить опыт, отзывы, инвестиции
  • Сделать что-то полезное
  • Получить материальные блага от участия в хакатоне

Я расставил эти цели в том порядке, в котором воспринимаю их как разработчик и участник хакатонов. Люди разные, и приоритеты у них бывают очень разные.

Так же бывают разные и Хакатоны.

критерии хакатонов

  • Тематические / общие
  • Соревнования / фан
  • Ориентированность на технологичность решений vs бизнес-ориентированность

Исходя из этих (и многих других) критериев, и будет отличаться как хакатон, так и аудитория, которая на него придет.
Очень важно, чтобы представление организаторов и аудитории в этом месте совпадали.

Тематический хакатон четко очерчивает определенную область, в которой будет решаться проблема и (или) набор технологий которыми эти проблемы будут решаться.

Примеры тематик:

  • Электронное управление,
  • благотворительность,
  • энергетическая независимость,
  • сфера ресторанов,
  • майнд-карт инструменты,
  • мобильные игры.

Набор технологий обычно определяется если мероприятие проводится по инициативе или под эгидой представителя этих технологий (компании или сообщества)
Например: Hardware хакатон на intel Galileo, photo hackathon by Nikon, Nvidia-CUDA, Unity 3d, ruby on rails in real world и т.д.

Общие Хакатоны не определяют четкой тематики проектов, и дифференцируются по отдельным параметрам.

Чем более четко вы очертите тематику, тем ближе к ней аудитория придет, но при этом она будет меньше. Если у хакатона не будет существенной дифференциации, на него может никто не прийти.

Полярность соревнования / фан выходит в первую очередь от позиции организаторов, и темы.
Например хакатон на тему "Most useless thing in a world" будет иметь малую составляющую соревнования.

Важнейшим фактором для этого критерия также наличие и размер призового фонда . Чем он больше и активнее анонсируется, тем больше атмосфера гонки и напряженности будет присутствовать на мероприятии.

Технологичность vs Бизнес ориентированность это в первую очередь критерии оценки решений, произведенных на хакатонн.

Она исходит также из сущности организаторов и тематики, и едва ли не является самой важной вещью, которую нужно постоянно доносить до участников, так как в противном случае они могут быть очень разочарованы от неадекватности оценки.

* Программисты всегда ориентированы на технологичность.

Критерии оценки решения по технологичности:

  • Техническое совершенство и функциональность
  • Сложность имплементации, использованные технологии и подходы
  • Дизайн, визуальное совершенство продукта

Критерии по бизнес составляющей:

  • Наличие бизнес-модели, понимание где возьмутся деньги и как их возвращать.
  • Структура и качество презентации, донесение до аудитории, питчинг, представление о стратегии маркетинга проекта.
  • Команда, как группа людей, которые могут системно внедрять решения.

Соответственно, команда которая разработала супер-технологическое и сложное решение будет разочарована победой команды с красивой презентацией и питчером с подвешенным языком. Чтобы избежать разочарований, нужно четко артикулировать цели и критерии мероприятия.

Также, обязательным критерием оценки должна быть общее совершенство и дееспособность предлагаемого решения. Оно должно работать.
Если это не учитывается, то хакатон превращается в конкурс красивых идей.

Несмотря на то, что вышеназванные критерии являются полярными, их можно и нужно совмещать. В этом и есть сложность и основной вызов при создании концепции хакатонов.

Поэтому первый вопрос который должен задать себе организатор:

Причина, тема и цель его хакатонов?

Нужно понимать, что вы собираете кучу обычно профессиональных и дорогих в плане оплаты труда людей, чтобы они посвятили свое личное время решению проблемы, которую вы задаете своей темой.

Программисты любят делать классные, важные, полезные штуки и так, чтобы об этом все знали.

Ваша тема должна быть проста и понятна.

Ожидания от продуктов, разработанных на хакатоне

  • 99.7% стартапов погибает.
  • 99.9% решений, разработанных на хакатоне выбрасываются. И это правильно.

Решение на хакатоне - это quick and dirty попытка проверить возможность решения поставленной задачи.

Структура хакатонов с точки зрения проектов и команд:

  • Разработчики на Хакатоне регистрируются или сформированными командами, или индивидуально.
  • Во втором случае - задача организаторов сформировать из отдельных участников команды.
  • В зависимости от критериев хакатонов, вы можете предъявлять требования к командам - минимальное количество, наличие технических специализаций в тех или иных направлениях, и др.
  • Участники, не попавшие ни в одну команду, будут очень расстроены.

Презентации идей - независимо от того, регистрируются у вас командами или индивидуально, в начале хакатонов обязательно нужно представить проекты.
Это решает несколько следующих целей:

  • Формирование команд (если не сформированы)
  • Знакомство команд с конкурентами
  • Знакомство жюри и организаторов с проектами
  • Знакомство участников с собственными проектами.

Презентации идей от людей, которые не будут принимать участия в хакатоне - не имеют никакого смысла. Лидер проекта должен все время быть с командой, задалбывать и промывать им мозги. Иначе проект не выстрелит.

Идеальный размер команд для общих / бизнес хакатонов 4-7 человек с разной специализацией.

Для хакатонов с техническим направлением - минимум 2.

Не желательно чтобы кто-то в одиночку делал проекты, такие проекты иногда даже побеждают, но в них нет духа хакатонов.

Дата и продолжительность

Хакатоны продолжаются от 1 до 3 дней.

Для большого хакатона оптимальная продолжительность - 48 часов, начало в пятницу вечером, окончание в воскресенье вечером.

Интернет

Хороший интернет - критический для проведения хакатонов. Рекомендуемый расчет внешнего интернет канала - 1Мбит * 1 участника.
Очень желательно иметь резервный канал, который можно подключить в случае неисправности основного.

wifi сеть - при большом количестве оборудования (ноутбуки, аксессуары) wifi-канал, который удовлетворительно работает в обычных условиях может не справляться с активностью хакатонов.

Организаторы

Очевидно - команда это важнейшая составляющая чего-либо.

Ведущий

Это человек, который задает тон и настроение события, обеспечивает то, чтобы все происходило по графику, объявляет этапы, участников и другую важную информацию.

Необходимо, чтобы ведущий был максимально нейтральным и не симпатизировал открыто любому из участников и тем более не «притеснял» тех у кого-то что-то не получается.

Задача ведущего - поддерживать настроение мероприятия и поэтому именно он должен заполнять собой все технические моменты, заминки между презентациями и другие фак-апы. При этом ведущий - наименее важный человек на сцене и его функция поднимать важность всех остальных.

Требования к ведущему: умение публично говорить, знание предметной области, авторитетность среди участников.

Ведущий может быть и судьей или ментором, хотя, по моему мнению, это не желательно.

Секретарь события

Человек, который занимается графиком, менторами, спонсорами, ведущим, знает, когда у кого питч, что и когда должен говорить ведущий. Зачастую может вести онлайн трансляцию, постить фоточки в социальные сети.

Технический специалист

Человек, который знает, как работает сеть на события и куда подключать, хорошо, когда он ее и настраивал. Также часто у участников (несмотря на то, что они программисты) возникают проблемы, которые самостоятельно они не могут решить - компьютер не соединяется с сетью, взлетела операционная система, нет флешки. Очень хорошо, когда есть кому о них позаботиться.

Также хорошо, когда администратор может позаботиться об исправной работе микрофонов, звука, видео-стримов, интерактивной ленты и других вещах, которые украшают пребывания на хакатоне. Если вы проводите Хакатон в Москве и вам нужен хороший звук, стоит позаботиться об аренде колонок в Москве заранее. Советуем обращаться исключительно к профессионалам, которых вы можете найти .

Не забывайте, что в отношении технической инфраструктуры событий всегда хорошо работает закон «Мерфи»: Если что-то может произойти, то оно обязательно произойдет.

Хелп-том

Люди, которые обеспечивают всю логистику мероприятия, следят чтобы был кофе и не забивался туалет. Удовлетворяющие потребности участников, находят и добывают найденные вещи (например, зарядки для ноутбуков, которые забыли с собой взять участники), делают невозможное.

Кто-то из команды должен обязательно присутствовать на событиях все время, день и ночь. Этих людей должны знать (задача ведущего познакомить всех с ними) и легко идентифицировать по футболках, бейджах и т.п.

Платный вход

Все зависит от ваших возможностей и концепции.

В общем рекомендую вам делать вход платным (с подчеркиванием на предварительной регистрации) так как это будет работать в качестве фильтра для «левых» людей, а также даст дополнительную мотивацию участникам не забыть прийти.

Также при удачном пиаре, регистрации могут существенно покрыть ваши расходы и обеспечить именно тот кэш, которого трудно добиться от спонсоров.

Работа после хакатонов

Об этом пункте очень часто забывают, хотя он не менее важен, чем работа до события.

Нужно подвести итоги, выложить фоточки, объявить онлайн победителей и что их ждет, повторно поблагодарить партнеров. Работа после хакатонов - это прямая инвестиция в ваш имидж и в следующее событие. Не забывайте об этом!

Ключевые слова: Аренда колонок в Москве, ​Хакатон, цели, программисты, создание программ, проекты, Дизайн, бизнес




Top