Cочинение «Характеристика образа Гектора. Урок Прощание Гектора с Андромахой Задачи: • Дать представление о

Гектор. Главный соперник великого героя, поэтому сам должен быть велик. Гектор защищает свою родину, землю. Обаятельный образ человека. Высокий уровень ответственности. Вообще-то Гектор – противник троянский войны. Он хочет спасти свой город. Сторонник мирного разрешеня конфликта – предлагает оплатить военные издержки, вернуть грекам Елену и сокровища.

Но враждебные, злые силы тешат свое самолюбие и мешают Гектору. Каждый день герой бесстрашно идет в бой. Приам стар, Парис изнежен. Гектонр сражается с Диомедом и с Аяксом.

Гектор разбивает камнем ворота греческого лагеря, поджигает корабли, вступает в борьбу с Патроклом.

Связан с мирной жизнью. Радость бытия – любовь к сыну и Андромахе. Самая, пожалуй, лирическая сцена «Илиады» - свидание Гектора с Андромахой. Андромаха из соседнего племени, всех ее родных убил Ахиллес. Молит супруга не уезжать. Но Г не может прятаться в стенах Трои, для него защита города – долг, а прятаться стыдно. Свидание Гектора с сыном – тонкая психологическая сцена.

Добр. Елена никогда не услышала от него злого слова, больше всего его ценит.

Но, в отличие от Ахилла, Гектор – обычный человек. Тело Ахилла не может поразить рука смертного. В единоборстве сталкиваются неравные силы, демон и человек. Сцена, поражающая внутренним состоянием человека, потому что литра тогда еще была неразвита для изображения внутреннего мира. Психологизм выражается с помощью поступком – сердце Гектора заражается страхом. Причем только Зевс решает, кто победит, а Афина помогает Ахиллу.

Жестокость Ахиллеса – Гектор просит его похоронить, одать тело, а «герой» издевается над трупом.

Гомер утверждает образом Гектора, что всем людям суждено страдать от насилия.

Сильные не задумываются над убийством. На любую силу найдется большая сила. Идея возмездия злоупотребляющему силой – идея всей гр. Лит-ры.

Справедливости и любви нет места на поле битвы.

Гектор противопоставлен Ахиллесу.

Ахиллес – богоравный и богоподобный. Без его участия не может пасть Троя. Идеал воина героического эпоса. Одним своим свирепым видом отгоняет троянцев от тела патрокла и, мстя, убиавает столько врагов, что вода в реке превразается в кровь. Кровожаден, не знает милосердия и доброты. В этом же бою убивает 12 сыновей Приама. «Из мыслей изгнал справеджливость». Убивает множество пленников на могиле Патрокла. Индивидуализм и обостренное самолюбие, обидчивость.

Только гибель друга сподвигает Ахиллеса сражаться. Холодность и страстность, сентиментальность и кровожадность, - Ахилл мечтает только о личной славе и ради этого готов отдать свою жизнь.

Герой Трои. Если имя Ахилла открывает поэму, имя Гектора её заканчивает. «Так погребли они конеборного Гектора тело».

Характер Гектора поражает своей глубокой принципиальностью, для него самым важным является сражаться за родину и за свой народ. При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, он предпочитает военные подвиги. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом.

Пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и гибель множества троянцев была очевидна. Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с Андромахой (он пылко любит её, но долг для него превыше всего).

При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце. Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь нечестным способом, не нападая открыто и благородно. Ранение в шею и в колени не только его не останавливает, но и раззадоривает еще больше. Однако при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми психологическими слабостями, колебаниями и неуверенностью. Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит Нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом. Но,конечно, из этого ничего не выходит.

Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой, хотя сам прерасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя. Странно, что завидевши Ахилла он вдруг стал убегать так, что трижды оббегает трою (внутренние колебания). Трагедия Гектора ужасна. Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и мужественно вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его оставил одного Дефиоб, в образе которого и являлась богиня. Впрочем, еще раньше Гомер возвещает: "Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою." Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно мужества и отчаяния:

Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают!

Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился,

Он же внутри, за стеной, а меня обманула Афина!

Близко теперь предо мною зловещая смерть, недалеко!

Но если судьба Гектора трогательна, то его конец наполнен жалостью и состраданием. Просьба, направленная к озверевшему противнику о том, чтобы его, Гектора, не отдавать после смерти псам на съеденье, но похоронить по обычаям старины, и затем девятидневное надругательство Ахилла над трупом Гектора.

Итак, Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто идущий в бой, волевой и обреченный, обманутый богами, жалкая и скорбная жертва неприятельского зверства и человек, потерявший решительно все: и родину, и семью, и собственную жизнь.

В первой стадии своей трагедии, когда он находится в ссоре с Агамемноном, он ведет себя довольно пассивно. Его действие тут главным образом "гнев" против своего оскорбителя (...Гнев, богиня, воспой Ахиллеса...). В первой строке становится ясно, о чём пойдёт повествование. Первые 17 глав А. не участвовал в сражениях из-за обиды, «гнева».

Образ сильного, неуязвимого (рассказать легенду) человека, героя. В Ахилле прежде всего с самого начала - огромная разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость. (Привязал тело Гектора к лошадям - жестокоть. Но, видимо, традиция). Но, с другой стороны, весь смысл этой крови, этого зверства заключается в дружбе с Патроклом, из-за которого он и затевает всю эту бойню. Образ любимого друга живет вместе с звериной яростью и бесчеловечностью. Для Ахилла весьма характерно, например, что после появления рва в диком и свирепом виде и после паники, вызванной у его врагов его страшным криком, он проливает "горячие слезы" над трупом своего верного товарища. Кроме того, Ахиллу у Гомера вообще свойственны мягкие и нежные черты, которые нельзя забывать при его характеристике. Он благочестив и часто обращается к богам (возлияние и моление Зевсу за вступающего в бой Патрокла),он сдержан, например,когда имеет дело с вестниками Агамемнона,считая их совершенно ни в чем не повинными, его поражает начавшийся на греческих кораблях пожар, он любящий сын, часто обращающийся к своей матери и около нее плачущий, как, например, после оскорбления, полученного от Агамемнона или после извещения о смерти Патрокла. Эта антитеза - самая характерная особенность Ахилла. С одной стороны, он гневлив, вспыльчив, злопамятен, беспощаден на войне,это - зверь,а не человек, так что Патрокл вполне прав, говоря ему

Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец,

Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем.

Твердой скалою, - от них у тебя жестокое сердце.

Однако вот как он реагирует на гибель своего друга:

Черное облако скорби покрыло Пелеева сына.

В горсти руками обеими взяв закоптелого пепла,

Голову им он посыпал, прерасный свой вид безобразя.

Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою,

Сам же,-большой,на пространстве большом растянувшись,-лежал он

В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.

Эта антитеза сурового бойца и нежного сердца - основное, что мы находим у Ахиллеса.

В опыте Ахилла совпадает веление рока и собственное бушевание жизни. Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее, предпринимает сложный и опасный поход. Перед решительным боем кони предсказывают ему близкую кончину,назначенную роком, но это его нисколько не останавливает:

Что ты, Ксанф, пророчишь мне смерть? Не твоя забота!

Знаю я сам хорошо, что судьбой суждено мне погибнуть

Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я

С боя, доколе войны не вкусят троянцы досыта!

У Ахилла тайное знание, тайное видение своей судьбы.

Характер Гектора поражает своей глубокой принципиальностью, для него самым важным является сражаться за родину и за свой народ. При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, он предпочитает военные подвиги. Ему нестерпим стыд между троянцами и троянками за плохое проведение на войне. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом. пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и гибель множества троянцев была очевидна. Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с андромахой. При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце. Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь нечестным способом, не нападая открыто и благородно. Ранение в шею и в колени не только его не останавливает, но и раззадоривает еще больше. Однако при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми психологическими слабостями, колебаниями и неуверенностью. Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом. Но,конечно, из этого ничего не выходит. Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой, хотя сам прерасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя. Странно, что завидевши Ахилла он вдруг стал убегать так, что трижды оббегает трою.(внутренние колебания). Трагедия Гектора ужасная. Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и мужественно вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его омтавил одного Дефиоб, в образе которого и являлась богиня. Впрочем, еще раньше Гомер возвещает: "Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою." Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно мужества и отчаяния:

Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают!

Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился,

Он же внутри, за стеной, а меня обманула Афина!

Близко теперь предо мною зловещая смерть, недалеко!

Но если судьба Гектора трогательна, то его конец наполнен жалостью и состраданием. Просьба, направленная к озверевшему противнику о том, чтобы его, Гектора, не отдавать после смерти псам на съеденье, но похоронить по обычаям старины, и затем девятидневное надругательство Ахилла над трупом Гектора.

Итак, Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто идущий в бой, волевой и обреченный, обманутый богами, жалкая и скорбная жертва неприятельского зверства и человек, потерявший решительно все: и родину, и семью, и собственную жизнь.

Образ Гектора и его место в "Илиаде"

Характер Гектора поражает своей глубокой принципиальностью,для него самым важным является сражаться за родину и за свой народ. При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, он предпочитает военные подвиги. Ему нестерпим стыд между троянцами и троянками за плохое проведение на войне. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом. пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и гибель множества троянцев была очевидна. Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с андромахой. При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце. Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь нечестным способом, не нападая открыто и благородно. Ранение в шею и в колени не только его не останавливает, но и раззадоривает еще больше. Однако при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми психологическими слабостями, колебаниями и неуверенностью.Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом. Но,конечно, из этого ничего не выходит. Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой, хотя сам прерасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя. Странно, что завидевши Ахилла он вдруг стал убегать так, что трижды оббегает трою.(внутренние колебания). Трагедия Гектора ужасная.

Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и мужественно вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его омтавил одного Дефиоб, в образе которого и являлась богиня. Впрочем, еще раньше Гомер возвещает: "Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою." Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно мужества и отчаяния:

Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают! Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился, Он же внутри, за стеной, а меня обманула Афина! Близко теперь предо мною зловещая смерть, недалеко!

Но если судьба Гектора трогательна, то его конец наполнен жалостью и состраданием. Просьба, направленная к озверевшему противнику о том, чтобы его, Гектора, не отдавать после смерти псам на съеденье, но похоронить по обычаям старины, и затем девятидневное надругательство Ахилла над трупом Гектора.

Итак, Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто идущий в бой, волевой и обреченный, обманутый богами, жалкая и скорбная жертва неприятельского зверства и человек, потерявший решительно все: и родину, и семью, и собственную жизнь

Ч. 1
Малкова Юлия Владиславовна,

доцент кафедры филологического образования СПб АППО

ГУМАНИЗМ ГОМЕРА. Два урока литературы в 7 классе.

Урок 1. Прощание Гектора с Андромахой

Задачи:

Дать представление о личности Гомера.

Раскрыть смысл эпизода прощания Гектора с Андромахой: война и вечные ценности.

Научить подбору цитат для характеристики героя.


Ход урока

1. Рассказ учителя о Гомере. Поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии, на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Создателем эпических поэм Древней Греции считают Гомера (жившего примерно в VIII в. до н. э.) слепого бродячего аэда, нищего певца. Записаны поэмы были, как принято считать, в VI в. до н.э.

Уже в классической Греции его имя было окружено легендами. По преданию, слава Гомера была столь велика, что семь городов Эллады оспаривали право называться его родиной:

Семь городов соревнуют за мудрого корень Гомера:

Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины.

Его называли "воспитателем Греции" (Платон).

А современники верили, что волшебное пение их слепого аэда-сказителя оживляет скалы и укрощает диких зверей.

Одно из семи чудес света – Зевс Олимпийский – был создан скульптором Фидием таким, каким его описал Гомер в «Илиаде». Александр Македонский в своих походах не расставался с этой поэмой, он держал ее копию под подушкой.

Гомеровский вопрос – это вопрос об авторстве «Илиады» и «Одиссеи».

Из-за того, что сведения о личности Гомера отсутствуют, многие учёные ставили под сомнение существование самого Гомера, не понимая, как один человек мог создать устно и держать в памяти тысячи стихов

Высказывалась мысль, что «Илиада» составлена из отдельных самостоятельных песен и не является единым произведением одного автора. В конце XVIII века немецкий учёный Вольф считал, что среди поэтов, исполнявших «Илиаду» и «Одиссею» наибольшей известностью обладал Гомер, и отсюда якобы авторство.

Для нас же, сегодняшних читателей, главное не авторство Гомера, а те величайшие поэмы, которые связаны с его именем. Мы их будем читать в переводах XIХ века - Гнедича и Жуковского.

Одним из изобразительно-выразительных средств языка являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называет слова крылатыми потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время под крылатыми словами стали понимать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. Расскажите, какой смысл мы вкладываем в эти выражения:

яблоко раздора - _

ахиллесова пята - _

троянский конь -

два Аякса - _

гомерический хохот -

между Сциллой и Харибдой - _

работа Пенелопы - _

кануть в Лету -

Устно объясняем не только современное значение крылатых слов, но и историю их происхождения, мифологический сюжет, их породивший.


Чтение и обсуждение эпизода «Свидание Гектора с Андромахой».

Почему, несмотря на жалость и тревогу, Гектор не может выполнить

её просьбу?

Сознание долга перед родиной, перед своими соплеменниками у Гектора сильнее чувства семейной преданности и любви. Он не может потерять свою честь, достоинство, уронить своё доброе имя. Для Гектора, как и для Ахилла, честь дороже жизни. Эта честь героя не дала ему уступить мольбе жены.
Что можно сказать о жизненных ценностях героя?

Гектор в этой сцене предстаёт как любящий, глубоко сочувствующий человек, отчётливо представляющий себе ту участь, которая ждёт жену и ребёнка после его гибели. Он страшится даже помышлять об их будущем. Но долг перед родиной для Гектора оказывается выше любви к семье.
Заполнение таблицы-характеристики Гектора. Для этого подберем отдельные характеристики и выпишем в левый столбик таблицы те черты, которые проявились в сцене прощания. Теперь ищем соответствующие цитаты во фрагменте поэмы. Учим детей как можно точнее подбирать цитаты для характеристики героев (только самые нужные слова – «точечные» цитаты), не выписывать слишком много, «отрезать» лишнее при цитировании.


Характерная черта

Пример из «Илиады»

нежнейший семьянин

«Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына» (ст.404); «сына обнять устремился» (466), «на руки

Ему страшно и невозможно увидеть плен и «услышать жалобный вой» плененной Андромахи (465 )


беззаветно преданный своему народу его вождь

но страшный

Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,

Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.

Сердце мне то запретит;


пламенный патриот и бесстрашный солдат

научился быть я бесстрашным,

Храбро всегда меж троянами первыми биться на битвах,

Славы доброй отцу и себе самому добывая!


герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто, идущий в бой

Твёрдо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем,

Будет некогда день, и погибнет священная Троя,

С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама

Итог урока:

Что делает героя героем?

Во-первых, мужество и отвага. Он способен преодолеть страх смерти

Во-вторых, величие дел. Герой совершает подвиги, великие дела на благо народа, Родины, племени.

В-третьих, обостренное чувство чести. Оно не только в осознании своего достоинства и благородства, но и в почитании, уважении со стороны окружающих. Не так страшно умереть герою, как быть обесчещенным, потерять честь. (Заметим, что в словаре Даля слово честь имеет не одно значение. Это и «внутреннее нравственное достоинство человека, честность, благородство души» - и «почтенье, изъявленье уважения, признание чьего-либо превосходства» (отсюда слово чествовать )).

В-четвертых, стремление обрести бессмертную славу.

Герой - человек, который умеет ставить ценности рода выше частных интересов, выше даже любви к своим близким (Гектор во имя воинской чести должен перешагнуть через любовь к жене и малолетнему сыну), умеет умерять страсти (гнев, жажду мщения), преодолевать соблазны.
Урок 2. Умерщвление Гектора. Выкуп Гектора.

Задачи :


  • дать характеристику образам Гектора и Ахилла с элементами сопоставления;

  • раскрыть гуманистические идеи Гомера;

  • увидеть гомеровское «живописание».

Словарь урока: великодушие, сочувствие, говорящие жесты, гуманизм, гуманистический.
Ход урока

Учитель предваряет анализ кратким пересказом событий Песни 22, оставшихся «за кадром». Отмечаем, что Гектору не просто было принять решение встретиться лицом к лицу с непобедимым Ахиллом, но он преодолел свой страх.


В чем суть словесного поединка перед началом боя? Какое предложение Гектора отвергает Ахилл? Кто более благороден в «словесном поединке»

Выйдя на единоличную последнюю схватку с Ахиллом, Гектор прежде, чем вступить в бой, предлагает договориться, закрепив договор клятвой, о том, чтобы победитель, кто бы им ни был, не бесчестил тело побежденного. Гектор таким образом задает новую модель отношений между противниками, основанную на взаимоуважении. Здесь нет требования. Гектор заявляет, что в случае, если победа будет за ним, он, взяв трофей, не станет бесчестить тело. И лишь на основе своего заявления он высказывает ожидание такого же поведения от Ахилла в случае, если сам будет убит. Своим предложением Гектор сообщает, как бы он хотел, чтобы поступили по отношению к нему и при этом заявляет, что он сам будет действовать именно так – соответственно тому, какого поведения он ждет от другого в отношении себя. Это важный нравственный принцип: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой. Но Ахилл гневно отвергает предложение Гектора. Для Ахилла этот поединок – это месть за убитого друга, исключающая благородное отношение к врагу. Никаких договоров и правил он не допускает.

Цитатная характеристика Ахилла.

Заполненная таблица должна выглядеть примерно так:



Характерная черта

Пример из «Илиады»

звериная месть

Гектор, Патрокла убил ты - и думал живым оставаться

жажда крови и жестокость

никаких договоров

Быть между нами не может, поколе один, распростёртый,

Кровью своей не насытит свирепого бога Арея


образ любимого друга, сердечный образ живет в душе Ахилла

Друг мой Патрокл! Не забуду его, не забуду…

огромная разрушающая сила

Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало;

зверь

С места, напрягшися, бросился, словно орёл небопарный…

Нежного агнца иль зайца пугливого жадный похитить, -

Гектор таков устремился, махая ножом смертоносным.

Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

Ахилл – не простой, однозначный, а противоречивый характер, со своей силой и слабостью, с достоинствами и недостатками. Его Гомер сделал реалистическим, живым, выразительным.

Кому Гомер сочувствует больше?

В «Илиаде» воспевается беззаветная храбрость, безграничная самоотверженность, неукротимое мужество, которыми обладают быстроногий Ахиллес, хитроумный Одиссей, славный Патрокл, смелый Гектор и многие другие герои древней поэмы. Однако сердцу поэта ближе подлинные защитники родины, такие как троянский герой Гектор. Автору не по душе захватнические устремления греческих вождей, подвергающих народы бедствиям войны.
Беседа по стихотворению А.Тарковского.

Фиолетовой от зноя,

Остывающей рукой

Рану смертную потрогал

Умирающий Патрокл,


И последнее, что слышал,-

Запредельный вой тетив,

И последнее, что видел,-

Пальцы склеивает кровь.


Мертв лежит он в чистом поле,

И Ахилл не пьет, не ест,

И пока ломает руки,

Щит кует ему Гефест.


Равнодушно пьют герои

Хмель времен и хмель могил,

Мчит вокруг горящей Трои

Тело Гектора Ахилл.


Пожалел Ахилл Приама,

И несет старик Приам

Мимо дома, мимо храма

Жертву мстительным богам.


Не Ахилл разрушит Трою,

И его лучистый щит

Справедливою рукою

Новый мститель сокрушит.


И еще на город ляжет

Семь пластов сухой земли,

И стоит Ахилл по плечи

В щебне, прахе и золе.


Так не дай пролить мне крови,

Чистой, грешной, дорогой,

Чтобы клейкой красной глины

В смертный час не мять рукой.


Стихотворение называется «Мщение Ахилла», но речь в нем идет не только о конкретном мщении участника троянского боя. Люди продолжают воевать, уничтожать друг друга, причем не только орудием, но словом и действием в политической, экономической, социальной ситуации. Не случайно у Тарковского появляется "новый мститель", и Ахилл сам гибнет от его руки, сам уже становится жертвой. Мщение провоцирует ответное мщение, вызывает новые жертвы - и так без конца, пока человек не осознает, что надо остановиться.

Финал стихотворения можно интерпретировать как молитву лирического героя, взывание к Богу остановить цепь кровопролитий, уберечь от мести: «Так не дай пролить мне крови…". В этом его гуманистический пафос.
Сейчас мы увидим другого Ахилла.
Выразительное чтение отрывка «Выкуп Гектора» по ролям (Автор – Приам – Ахилл). Задача: передать интонацией характеры и чувства героев сцены.
Какие чувства испытывает Приам, входя в покои к убийце своего сына?

Здесь важно, чтобы учащиеся назвали эмоции, не названные у Гомера: чувства противоречивы: это и страх и ненависть по отношению к убийце сына, и горечь, отчаяние, унижение, и надежда на то, что тот его поймет.

Чем пытается убедить старец гордого воина?

В качестве довода он просит Ахилла вспомнить своего отца и, стало быть, отнестись к Приаму так, как хотел бы, чтобы отнеслись к Пелею, окажись он в таком положении. Эти слова трогают сердце Ахилла, который умеет сочувствовать. Хотя Приам – правитель троянцев, его врагов, Ахилл относится к нему, как к своему отцу – он соглашается отдать тело Гектора. Приняв дары, он устраивает Приаму угощение, а затем укладывает на ночлег. Не выкуп, но сострадание оказывается тем мотивом, который подвигает Ахилла благосклонно отнестись к мольбе Приама.

Как ведёт себя Ахилл, выслушав Приама? О чём говорят его жесты?

«За руку старца он взяв, от себя отклонил его тихо», «Быстро восстал он и за руку старца простёртого поднял» - это дружественные жесты, жесты принятия, примирения. Он отклонил старца, целующего его руку, и это обозначило, что он не хочет его унижать, принимает как равного.

О чём каждый из них плачет?

Каждый плачет о своем горе (Приам впоминает и оплакивает сына, Ахилл же плачет, вспоминая друга и жалея отца), но это горе Гомер показал сплачивает людей, совместное из страдания рождается сострадание.
Попробуйте сформулировать, какая важная идея заключена в этой сцене.

Гуманистическая идея милосердия, сострадания к человеку. Горе объединяет людей. Люди равны в своих бедах и радостях, и даже на войне, представляя враждующие станы, могут друг друга понять и простить.

Напоминаем детям, что Ахиллу была известна воля Зевса, который желал, чтобы Гектора похоронили согласно обычаю; но большое значение имело и поведение царя Приама, который рискует своей жизнью, забывает о чувстве собственного достоинства из-за любви к сыну и принуждает Ахилла ощутить боль, печаль, сочувствие, силу их общей трагедии, вызванной Троянской войной. Ахилл полон именно сострадания. Оно вызвано мольбой Приама, отнестись к нему, как к отцу. В этой сцене мы видим, как преодолена враждебность – преодолена коленопреклонением Приама и его мольбой, обращенной к Ахиллу, и великодушием самого Ахилла.


Работа с иллюстрацией А. А. Иванова. Какой момент встречи Ахилла и Приама изображён на картине? Почему вы так решили?

Склонившийся в просьбе «боговидный» старец припал к жестокой руке Ахилла – той самой руке, которая нанесла смертельный удар его сыну. Приам здесь - умоляющий, но не жалкий, не утративший царственного достоинства.

Ахилл только что (по тексту поэмы - перед приходом Приама) оплакивал урну с прахом погибшего друга Патрокла. Глаза его еще полны скорби и выражение лица –растерянно-печальное, но уже внимающее пришельцу. Рука Ахилла, на которую он только что опирался, застыла в незаконченном движении, которое словно передает внутренние борения героя, его душевные движения: от собственного страдания – к состраданию.
Заполняем таблицу про Ахилла до конца. Теперь появляются строки:

Итог урока

Гомер – гуманист, он никогда не восхваляет войну. Его натуралистические описания битв и ранений призваны вызвать ужас, ненависть к убийству человеком человека.

Он восхищается воинской доблестью и греков, и троянцев, но главное - он показывает, что сочувствия заслуживают все страдающие, и сочувствует одинаково и Ахиллу, и Приаму.


ч. 1

доцент кафедры филологического образования СПб АППО

ГУМАНИЗМ ГОМЕРА. Два урока литературы в 7 классе .

Урок 1. Прощание Гектора с Андромахой

Задачи:

Дать представление о личности Гомера.

Раскрыть смысл эпизода прощания Гектора с Андромахой: война и вечные ценности.

Научить подбору цитат для характеристики героя.

Ход урока

1. Рассказ учителя о Гомере. Поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии, на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Создателем эпических поэм Древней Греции считают Гомера (жившего примерно в VIII в. до н. э.) слепого бродячего аэда, нищего певца. Записаны поэмы были, как принято считать, в VI в. до н. э.

Уже в классической Греции его имя было окружено легендами. По преданию, слава Гомера была столь велика, что семь городов Эллады оспаривали право называться его родиной:

Семь городов соревнуют за мудрого корень Гомера:

Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины.

Его называли "воспитателем Греции" (Платон).

А современники верили, что волшебное пение их слепого аэда-сказителя оживляет скалы и укрощает диких зверей.

Одно из семи чудес света – Зевс Олимпийский – был создан скульптором Фидием таким, каким его описал Гомер в «Илиаде». Александр Македонский в своих походах не расставался с этой поэмой, он держал ее копию под подушкой.

Гомеровский вопрос – это вопрос об авторстве «Илиады» и «Одиссеи».

Из-за того, что сведения о личности Гомера отсутствуют, многие учёные ставили под сомнение существование самого Гомера, не понимая, как один человек мог создать устно и держать в памяти тысячи стихов

Высказывалась мысль, что «Илиада» составлена из отдельных самостоятельных песен и не является единым произведением одного автора. В конце XVIII века немецкий учёный Вольф считал, что среди поэтов, исполнявших «Илиаду» и «Одиссею» наибольшей известностью обладал Гомер, и отсюда якобы авторство.

Для нас же, сегодняшних читателей, главное не авторство Гомера, а те величайшие поэмы, которые связаны с его именем. Мы их будем читать в переводах XIХ века - Гнедича и Жуковского.

Одним из изобразительно-выразительных средств языка являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называет слова крылатыми потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время под крылатыми словами стали понимать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. Расскажите, какой смысл мы вкладываем в эти выражения:

яблоко раздора - _

ахиллесова пята - _

троянский конь -

два Аякса - _

гомерический хохот -

между Сциллой и Харибдой - _

работа Пенелопы - _

кануть в Лету -

Устно объясняем не только современное значение крылатых слов, но и историю их происхождения, мифологический сюжет, их породивший.

Чтение и обсуждение эпизода «Свидание Гектора с Андромахой».

Почему, несмотря на жалость и тревогу, Гектор не может выполнить

её просьбу?

Сознание долга перед родиной, перед своими соплеменниками у Гектора сильнее чувства семейной преданности и любви. Он не может потерять свою честь, достоинство, уронить своё доброе имя. Для Гектора, как и для Ахилла, честь дороже жизни. Эта честь героя не дала ему уступить мольбе жены.

Что можно сказать о жизненных ценностях героя?

Гектор в этой сцене предстаёт как любящий, глубоко сочувствующий человек, отчётливо представляющий себе ту участь, которая ждёт жену и ребёнка после его гибели. Он страшится даже помышлять об их будущем. Но долг перед родиной для Гектора оказывается выше любви к семье.

Заполнение таблицы-характеристики Гектора. Для этого подберем отдельные характеристики и выпишем в левый столбик таблицы те черты, которые проявились в сцене прощания. Теперь ищем соответствующие цитаты во фрагменте поэмы. Учим детей как можно точнее подбирать цитаты для характеристики героев (только самые нужные слова – «точечные» цитаты), не выписывать слишком много, «отрезать» лишнее при цитировании.

Характерная черта

Пример из «Илиады»

нежнейший семьянин

«Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына» (ст.404); «сына обнять устремился» (466), «на руки

Ему страшно и невозможно увидеть плен и «услышать жалобный вой» плененной Андромахи (465 )

беззаветно преданный своему народу его вождь

но страшный

Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,

Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.

Сердце мне то запретит;

пламенный патриот и бесстрашный солдат

научился быть я бесстрашным,

Храбро всегда меж троянами первыми биться на битвах,

Славы доброй отцу и себе самому добывая!

герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто, идущий в бой

Твёрдо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем,

Будет некогда день, и погибнет священная Троя,

С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама

Итог урока:

Что делает героя героем?

Во-первых, мужество и отвага. Он способен преодолеть страх смерти

Во-вторых, величие дел. Герой совершает подвиги, великие дела на благо народа, Родины, племени.

В-третьих, обостренное чувство чести. Оно не только в осознании своего достоинства и благородства, но и в почитании, уважении со стороны окружающих. Не так страшно умереть герою, как быть обесчещенным, потерять честь. (Заметим, что в словаре Даля слово честь имеет не одно значение. Это и «внутреннее нравственное достоинство человека, честность, благородство души» - и «почтенье, изъявленье уважения, признание чьего-либо превосходства» (отсюда слово чествовать )).

В-четвертых, стремление обрести бессмертную славу.

Герой - человек, который умеет ставить ценности рода выше частных интересов, выше даже любви к своим близким (Гектор во имя воинской чести должен перешагнуть через любовь к жене и малолетнему сыну), умеет умерять страсти (гнев, жажду мщения), преодолевать соблазны.

Урок 2. Умерщвление Гектора. Выкуп Гектора.

Задачи :

· дать характеристику образам Гектора и Ахилла с элементами сопоставления;

· раскрыть гуманистические идеи Гомера;

· увидеть гомеровское «живописание».

Словарь урока: великодушие, сочувствие, говорящие жесты, гуманизм, гуманистический.

Ход урока

Учитель предваряет анализ кратким пересказом событий Песни 22, оставшихся «за кадром». Отмечаем, что Гектору не просто было принять решение встретиться лицом к лицу с непобедимым Ахиллом, но он преодолел свой страх.

В чем суть словесного поединка перед началом боя? Какое предложение Гектора отвергает Ахилл? Кто более благороден в «словесном поединке»

Выйдя на единоличную последнюю схватку с Ахиллом, Гектор прежде, чем вступить в бой, предлагает договориться, закрепив договор клятвой, о том, чтобы победитель, кто бы им ни был, не бесчестил тело побежденного. Гектор таким образом задает новую модель отношений между противниками, основанную на взаимоуважении. Здесь нет требования. Гектор заявляет, что в случае, если победа будет за ним, он, взяв трофей, не станет бесчестить тело. И лишь на основе своего заявления он высказывает ожидание такого же поведения от Ахилла в случае, если сам будет убит. Своим предложением Гектор сообщает, как бы он хотел, чтобы поступили по отношению к нему и при этом заявляет, что он сам будет действовать именно так – соответственно тому, какого поведения он ждет от другого в отношении себя. Это важный нравственный принцип: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой. Но Ахилл гневно отвергает предложение Гектора. Для Ахилла этот поединок – это месть за убитого друга, исключающая благородное отношение к врагу. Никаких договоров и правил он не допускает.

Цитатная характеристика Ахилла.

Заполненная таблица должна выглядеть примерно так:

Характерная черта

Пример из «Илиады»

звериная месть

Гектор, Патрокла убил ты - и думал живым оставаться

жажда крови и жестокость

никаких договоров

Быть между нами не может, поколе один, распростёртый,

Кровью своей не насытит свирепого бога Арея

образ любимого друга, сердечный образ живет в душе Ахилла

Друг мой Патрокл! Не забуду его, не забуду…

огромная разрушающая сила

Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало;

С места, напрягшися, бросился, словно орёл небопарный…

Гектор таков устремился, махая ножом смертоносным.

Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

Ахилл – не простой, однозначный, а противоречивый характер, со своей силой и слабостью, с достоинствами и недостатками. Его Гомер сделал реалистическим, живым, выразительным.

Кому Гомер сочувствует больше?

В «Илиаде» воспевается беззаветная храбрость, безграничная самоотверженность, неукротимое мужество, которыми обладают быстроногий Ахиллес, хитроумный Одиссей, славный Патрокл, смелый Гектор и многие другие герои древней поэмы. Однако сердцу поэта ближе подлинные защитники родины, такие как троянский герой Гектор. Автору не по душе захватнические устремления греческих вождей, подвергающих народы бедствиям войны.

Беседа по стихотворению А. Тарковского.


Фиолетовой от зноя,

Остывающей рукой

Рану смертную потрогал

Умирающий Патрокл,

И последнее, что слышал,-

Запредельный вой тетив,

И последнее, что видел,-

Пальцы склеивает кровь.

Мертв лежит он в чистом поле,

И Ахилл не пьет, не ест,

И пока ломает руки,

Щит кует ему Гефест.

Равнодушно пьют герои

Хмель времен и хмель могил,

Мчит вокруг горящей Трои

Тело Гектора Ахилл.

Пожалел Ахилл Приама,

И несет старик Приам

Мимо дома, мимо храма

Жертву мстительным богам.

Не Ахилл разрушит Трою,

И его лучистый щит

Справедливою рукою

Новый мститель сокрушит.

И еще на город ляжет

Семь пластов сухой земли,

И стоит Ахилл по плечи

В щебне, прахе и золе.

Так не дай пролить мне крови,

Чистой, грешной, дорогой,

Чтобы клейкой красной глины

В смертный час не мять рукой.

Стихотворение называется «Мщение Ахилла», но речь в нем идет не только о конкретном мщении участника троянского боя. Люди продолжают воевать, уничтожать друг друга, причем не только орудием, но словом и действием в политической, экономической, социальной ситуации. Не случайно у Тарковского появляется "новый мститель", и Ахилл сам гибнет от его руки, сам уже становится жертвой. Мщение провоцирует ответное мщение, вызывает новые жертвы - и так без конца, пока человек не осознает, что надо остановиться.

Финал стихотворения можно интерпретировать как молитву лирического героя, взывание к Богу остановить цепь кровопролитий, уберечь от мести: «Так не дай пролить мне крови…". В этом его гуманистический пафос.

Сейчас мы увидим другого Ахилла.

Выразительное чтение отрывка «Выкуп Гектора» по ролям (Автор – Приам – Ахилл). Задача: передать интонацией характеры и чувства героев сцены.

Какие чувства испытывает Приам, входя в покои к убийце своего сына?

Здесь важно, чтобы учащиеся назвали эмоции, не названные у Гомера: чувства противоречивы: это и страх и ненависть по отношению к убийце сына, и горечь, отчаяние, унижение, и надежда на то, что тот его поймет.

Чем пытается убедить старец гордого воина?

В качестве довода он просит Ахилла вспомнить своего отца и, стало быть, отнестись к Приаму так, как хотел бы, чтобы отнеслись к Пелею, окажись он в таком положении. Эти слова трогают сердце Ахилла, который умеет сочувствовать. Хотя Приам – правитель троянцев, его врагов, Ахилл относится к нему, как к своему отцу – он соглашается отдать тело Гектора. Приняв дары, он устраивает Приаму угощение, а затем укладывает на ночлег. Не выкуп, но сострадание оказывается тем мотивом, который подвигает Ахилла благосклонно отнестись к мольбе Приама.

Как ведёт себя Ахилл, выслушав Приама? О чём говорят его жесты?

«За руку старца он взяв, от себя отклонил его тихо», «Быстро восстал он и за руку старца простёртого поднял» - это дружественные жесты, жесты принятия, примирения. Он отклонил старца, целующего его руку, и это обозначило, что он не хочет его унижать, принимает как равного.

О чём каждый из них плачет?

Каждый плачет о своем горе (Приам впоминает и оплакивает сына, Ахилл же плачет, вспоминая друга и жалея отца), но это горе Гомер показал сплачивает людей, совместное из страдания рождается сострадание.

Попробуйте сформулировать, какая важная идея заключена в этой сцене.

Гуманистическая идея милосердия, сострадания к человеку. Горе объединяет людей. Люди равны в своих бедах и радостях, и даже на войне, представляя враждующие станы, могут друг друга понять и простить.

Напоминаем детям, что Ахиллу была известна воля Зевса, который желал, чтобы Гектора похоронили согласно обычаю; но большое значение имело и поведение царя Приама, который рискует своей жизнью, забывает о чувстве собственного достоинства из-за любви к сыну и принуждает Ахилла ощутить боль, печаль, сочувствие, силу их общей трагедии, вызванной Троянской войной. Ахилл полон именно сострадания. Оно вызвано мольбой Приама, отнестись к нему, как к отцу. В этой сцене мы видим, как преодолена враждебность – преодолена коленопреклонением Приама и его мольбой, обращенной к Ахиллу, и великодушием самого Ахилла.

Работа с иллюстрацией . Какой момент встречи Ахилла и Приама изображён на картине? Почему вы так решили?

Склонившийся в просьбе «боговидный» старец припал к жестокой руке Ахилла – той самой руке, которая нанесла смертельный удар его сыну. Приам здесь - умоляющий, но не жалкий, не утративший царственного достоинства.

Ахилл только что (по тексту поэмы - перед приходом Приама) оплакивал урну с прахом погибшего друга Патрокла. Глаза его еще полны скорби и выражение лица –растерянно-печальное, но уже внимающее пришельцу. Рука Ахилла, на которую он только что опирался, застыла в незаконченном движении, которое словно передает внутренние борения героя, его душевные движения: от собственного страдания – к состраданию.

Заполняем таблицу про Ахилла до конца. Теперь появляются строки:

Характерная черта

Пример из «Илиады»

нежное и любящее сердце

Приам тронул его сердце, «возбудил об отце в нём плачевные думы», он жалеет своего отца, которому сужден остаться без наследников

В непреклонном воинском сердце живет теплое и мягкое чувство человечности, чувство общей судьбы всех людей

С сочувствием относится к Приаму: «Ах, злополучный! много ты горестей сердцем изведал!

Утешает его: Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной

Итог урока

Гомер – гуманист, он никогда не восхваляет войну. Его натуралистические описания битв и ранений призваны вызвать ужас, ненависть к убийству человеком человека.

Он восхищается воинской доблестью и греков, и троянцев, но главное - он показывает, что сочувствия заслуживают все страдающие, и сочувствует одинаково и Ахиллу, и Приаму.




Top