Cочинение «Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "Темным царством" в драме А. Н

  • Вопрос №21 «Реорганизация системы управления в годы царствования Екатерины 2»
  • И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
  • Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

    Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

    Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

    Гроза в природе – освежает

    Гроза в душе –очищает

    Гроза в обществе –просвещает.

    Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

    (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

    Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

    Чем объясняется раскаяние Катерины?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)


    | | | 4 | | |

    Идея покаяния и проблема греха связаны с традицией античного театра. Однако для человека античности понятие греха и покаяния отличалось от христианского. Герои дохристианской эпохи обращаются в храмы с просьбой совершить очистительный обряд, откупиться, принося жертвы богам. Христианское покаяние как внутреннее очищение представляет собой исключительно важный шаг вперёд в нравственном развитии человечества.

    В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году, вопросы нравственности поставлены очень остро. Уже в самом названии звучит идея Божьего наказания за грехи.

    Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом – юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит мотив борьбы. Действие пьесы движет не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом есть своих домашних».

    Сюжетной пружиной является внутренний конфликт – борьба Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего сама себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть. Катерина говорит: «Ласка –то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она с ещё большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.

    Почему же Катерина кается, хотя не верит в прощение? Для её религиозного, чуть ли не фанатичного сознания непереносима мысль о совершённом грехе. С точки зрения истово верующего человека, муж – Бог, жена – церковь. Изменить мужу – значит отпасть от бога, предать веру.

    Мотив греха пронизывает всю пьесу. Уже в первом действии, когда Катерина признаётся Варваре в том, что полюбила другого, а вслед за этим появляется полусумасшедшая барыня и предрекает, что «красота ведёт в омут», начинает отчётливо звучать мотив греха. Мы слышим его в словах Варвары о барыне, которая смолоду грешила, а теперь других решила наставлять на путь истинный. Этот мотив греха ощущается и в страхе Катерины перед грозой. Бедная женщина не смерти боится, а того, что гроза застигнет её с греховными помыслами, и она предстанет перед Богом «вся как есть», без покаяния. Имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая». героиня не терпит внутренней «нечистоты», её терзает мысль о собственной греховности.

    Кульминация нравственных терзаний героини наступает в четвёртом действии. Что же стало причиной всенародного покаяния героини? Гроза разразилась, и калиновцы прячутся от её раскатов в полуразрушенной галерее, на стенах которой нарисована геенна огненная. Гроза разразилась и в душе Катерины, она близка к умопомешательству. Из слов Варвары мы узнаём о невыносимых нравственных муках женщины, она готова в любую минуту «бухнуться» в ноги и признаться в грехе. Внутренняя тревога в душе героини нарастает. Её терзает буквально всё. И назидание Кабанихи о том, что надо вести себя так, чтобы грозы не бояться. И шутливое высказывание Тихона: «Покайся, Катя, тебе лучше будет». И пророчество вновь появившейся барыни. И разговоры калиновцев о «необнакновенном» цвете тучи и о том, что кого-либо обязательно убьёт. Молитва не спасает Катерину: она видит на стене изображение геенны огненной. Душа героини рвётся на части: «Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний Катерины. Сцена покаяния на людях напоминает сцену покаяния Раскольникова, хронологически более позднюю. Возможно, что Достоевский создал этот эпизод не без влияния Островского.

    Все детали пьесы подчинены задаче раскрытия трагического конфликта. развивается не внешнее действие, а внутреннее – борьба в душе Катерины разгорается всё сильнее. Никто из героев пьесы не является соперником Катерины в этом её нравственном поединке., свидетельствующем об её глубочайшей совестливости. Ни лицемерная странница Феклуша, признающая в себе лишь один грех – чревоугодничество. Ни Глаша, укоряющая странниц за их

    постоянные интриги друг против друга. Ни Дикой, в душе которого присутствует лишь тусклый свет истины. В великий пост он по привычке обругал мужичка, пришедшего за расчётом, а потом, опомнившись, валялся у него в ногах, просил прощения. Но «ругатель» Дикой является христианином лишь формально. Как язычник, он понимает покаяние как внешне эффективное средство, но не внутреннее очищение.

    Катерина осознаёт свой грех по-христиански, но она ещё не настолько христианка, чтобы безгранично верить в милосердие Творца. Воспитанная в атмосфере любви, тепла и красоты, она воспринимает веру в Бога лишь с поэтической стороны. Она не верит в возрождение человека, в воскресение его души через страдание, покаяние и искупление. Для неё покаяние превращается в самопроклятие. Нетерпеливая, горячая, она самовольно лишает себя жизни, совершая ещё более тяжкий грех.

    «Островский Гроза урок» - Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Конфликт пьесы = основы сюжета. Тема произведения. Любовь замужней женщины к другому мужчине Столкновение старого и нового. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы. Микротемы. Кудряш против Дикого. Варвара против Кабанихи. Жанровое своеобразие.

    «Анализ «Грозы»» - Основное в характере князя Бориса. Проблема власти. Любовь. Следовать всем христианским законам. Кабанова. Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу. Мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась. Характер Кабановой. Любовь Катерины. Драма «Гроза» в большей степени связана с древнерусской культурной эпохой.

    «Герои «Снегурочки»» - Музыкальные инструменты. Результаты теста. Тесты на закрепление по теме. Музыка. А.Н. Островский. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Сцена. Композитор. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Персонажи. Леший. Образ Леля. Мощь и красота природы. Характер музыки. Снегурочка. Бережное отношение к культурным традициям народа.

    «Пьеса Гроза» - А.Н.Островский. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. С.Шевырев. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Гроза. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза».

    «Островский Гроза» - Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Страницы учебника. Кабаниха. А.Н.Островский. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. «Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов. Решительность, мужество. Постоянный духовный бунт.

    «Герои «Грозы»» - Замоскворечье. Московский Государственный Университет. Словарь. Памятник А.Н.Островскому. Общественная деятельность А.Н.Островского. Речевая характеристика. Занятия Катерины. Драма «Гроза». Результаты действий героев. А.Н.Островский написал 50 пьес. Неспособность лицемерить. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

    Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» НС. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно - это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социальнопсихологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.

    Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, - жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность - искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», - признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису

    она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа, заставляя взять с нее «страшную клятву», чтоб она и думать ни о ком не смела. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам - Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное - тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация - все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она Борису. Поэтому «Гроза» - это не столько трагедия любви, как трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная - это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни - все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе., Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне - доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорьич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (Н.А. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили...» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня - грешная, заблудшая душа.

    Анализ эпизода драматического произведения

    (6-е явление 4 действия драмы А.Н.Островского «Гроза»)

    Кульминацией пьесы А.Н.Островского «Гроза» является 6 явление 4 действия. Сцена всенародного покаяния главной героини – наиболее напряженный момент развития конфликта и в душе Катерины, и в ее столкновении со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой. На наших глазах происходит борьба живого и свободного чувства с религиозным страхом и нравственным долгом замужней женщины. Назревание этого конфликта показано в предшествующих эпизодах: в разговоре Бориса с Варварой о возможном признании Катерины, в репликах прохожих о том, что «гроза даром не пройдет», в рассуждениях изобретателя-самоучки Кулигина о грозе-«благодати», в угрозах полубезумной барыни. Смерть героиня предчувствует с самого начала действия, поэтому-то мы воспринимаем Катерину как лицо трагическое. Желание быть любимой и любить осуждается ханжеской моралью Кабанихи. Может, лучше делать вид, что любишь?

    Честная и открытая, Катерина не желает так поступать, а встречаться тайно, как Варвара, не хочет. Да, она иная, не такая, как все, и в этом ее беда, ее трагедия. Только нравственно чистый человек может терзаться муками совести и ощущением вины.

    6 явление начинается репликами старой барыни, на которые никто, кроме Катерины, не обращает внимания. На Руси издавна юродивые, сумасшедшие почитались, к их предвидениям прислушивались. Впечатлительная Катерина не просто слушает – чужие слова бьют ее прямо в сердце: «Красота-то ведь погибель наша!.. В омут лучше с красотой-то!..» Автор не обрисовывает внешность героини, ее красота другого рода – внутренняя. Она не нужна в этом мире лжи, лицемерия и страха. Мотивы красоты и смерти здесь звучат антитезой, они объединены в страшном пророчестве: «Что прячешься! Нечего прятаться! Видно боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!»

    Вот и путь героине указан…

    Слово «прятаться» звучит трижды: два раза в словах барыни и в авторской ремарке. Видно, от судьбы не уйдешь. Удар грома как приговор, определена героине и форма наказания – «в огне гореть». Варвара сочувствует невестке, понимая ее муки. Но помочь она может лишь советом: «…помолись, легче будет». А Катерина в ужасе замечает на полустертых фресках галереи картину «геены огненной». Тяжесть на ее душе требует выхода, и он приходит.

    Перед покаянием героини мы отмечаем ремарку: «Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее». Окружают, давят, теснят… И вот он – прорыв чувств: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Эпизод очень эмоционален, и это подчеркивается обилием восклицательных предложений.

    Воспитанная в патриархальных традициях, Катерина обращается к родным по старшинству: «Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» На первом месте – Бог. Он высший судия для героини. В этом тоже проявление религиозности героини.

    Интересно проследить также поведение Варвары и Тихона. Варвара пытается выгородить Катерину, чувствуя и себя виноватой в ее грехе: «Врет она, сама не знает, что говорит». Тихон тоже догадался, в чем будет каяться жена. Жалея ее (ведь просила, чтобы взял с собой!), он пробует остановить Катерину. Здесь чрезвычайно красноречива ремарка: «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав». Он предостерегает жену, боясь гнева матери, даже «хочет обнять». А Кабаниха торжествует: «Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался!»

    Покаяние героини происходит тогда, когда все сходится для нее: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания гуляющих горожан, предательство Бориса (тот в решающий момент малодушно исчезает). Катерина признается в грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что показывает ее истинно русскую душу. Сцена покаяния неминуемо приближает трагическую развязку пьесы.




    
    Top