Джентиле да фабриано поклонение волхвов. Джентиле да фабриано

После смерти Петра I началась эпоха дворцовых переворотов. С чем это было связано?

Борьба за власть

В основном это было связано с противоречиями между дворянскими группировками, т.е. с борьбой за власть. Каждая из группировок отстаивала свои сословные интересы и привилегии, а значит – выдвигала и поддерживала своего кандидата на престол. Не следует сбрасывать со счетов активную позицию гвардии, которая была воспитана Петром I как привилегированная часть общества, абсолютную пассивность народа, не вникавшего в политическую жизнь. К тому же в 1722 г. был издан Указ о престолонаследии, подписанный Петром I. Этот Указ отменял обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха . Данный Указ был отменён императором Павлом I в 1797 году.

Таким образом, Петр I сам и спровоцировал кризис власти, т.к. не назначил себе престолонаследника. А на Российский престол после его смерти претендовало множество прямых и косвенных наследников.

Сразу же после смерти Петра I определились две группы заговорщиков, стремящихся увидеть на престоле своего ставленника: самые влиятельные люди петровской эпохи – Андрей Остерман и Александр Меньшиков – имели цель возвести на престол жену императора Петра I Екатерину Алексеевну. Вторая группа, вдохновляемая герцогом Гольштейнским (мужем Анны Петровны), желала видеть на престоле внука Петра I, Петра Алексеевича.

В конечном итоге, благодаря решительным действиям Остермана-Меньшикова, удалось возвести на престол Екатерину.

Екатерина Алексеевна

В.М. Тормосов "Петр I и Екатерина"

Ее происхождение не очень ясно, существует много предположений, но известно одно: в католическом крещении ее имя было Марта (Скавронская), родилась она не в дворянской семье и принадлежала к римско-католической церкви. Ее воспитывал протестантский богослов и ученый лингвист Глюк в городе Мариенбурге (сейчас г. Алуксне в Латвии). Образования она не получила, а в семье пастора исполняла роль девочки при кухне и прачечной.

В августе 1702 г. (Северная война) русские войска под командованием фельдмаршала Б.П. Шереметева осадили крепость Маринбург. Игра случая: Марта Скавронская оказалась среди пленных! Ей было 18 лет, пленивший ее солдат продал девушку унтер-офицеру… А тот «подарил» ее Б.П. Шереметеву, у которого она была наложницей и прачкой. Потом она досталась А. Меньшикову, а затем и Петру I. Петр увидел ее у Меньшикова – и пленился ею: не только ее пышными и изящными формами, но и бойкостью, остроумными ответами на его вопросы. Так Марта стала любовницей Петра I. Это вызывало недовольство у солдат и народа, но между тем у них рождались дети: к 1706 г. их было трое: Петр, Павел и дочь Анна.

Жила она в подмосковном селе Преображенском, приняла православную веру и имя Екатерина Алексеевна Василевская (отчество было дано по крестному отцу, царевичу Алексею).

Ко всеобщему удивлению, Екатерина имела огромное влияние на Петра, она стала ему необходима и в трудные, и в радостные минуты его жизни – до нее у Петра I не складывалась личная жизнь. Постепенно Екатерина стала незаменимым человеком для царя: она умела гасить его вспышки гнева, делить трудности походной жизни. Когда у Петра начинались сильные головные боли и судороги, только она его могла успокоить и снять приступ. В минуты гнева к нему не мог подходить никто, кроме Екатерины, один только ее голос действовал на него успокаивающе. С 1709 года они уже не расставались. В 1711 г. она даже спасла Петра и армию в Прутском походе, когда отдала турецкому визирю свои драгоценности и склонила его к подписанию перемирия. По возвращению из этого похода была сыграна свадьба и узаконены уже две к тому времени дочери: Анна (в будущем супруга герцога Голштинского) и Елизавета (в будущем императрица Елизавета Петровна). В 1714 г. царь утвердил орден Святой Екатерины и наградил им жену в день ее именин в честь Прутского похода.

За 20 лет совместной жизни Екатерина родила 11 детей, большинство из которых умерли в младенчестве, но между тем она постоянно была с ним в походах и во всех странствиях, переживала невзгоды, жила в палатках, даже участвовала в смотрах войск и ободряла солдат. Но вместе с тем она не вмешивалась в государственные дела и не проявляла интереса к власти, никогда не заводила интриг и даже иногда заступалась за тех, кого склонный к вспышкам гнева царь хотел наказать.

Екатерина I

Ж.-М. Натье "Портрет Екатерины I"

23 декабря 1721 года Сенатом и Синодом она была признана императрицей. Петр собственноручно возложил на ее голову корону, которая была великолепнее, чем корона царя. Это событие произошло в Успенском соборе московского кремля. Считается, что Петр собирался сделать Екатерину своей преемницей, но она завела себе любовника, Вилли Монса, и когда Петр об этом узнал, то приказал казнить Монса, а отношения его с Екатериной стали ухудшаться. Измена столь любимой им женщины очень сильно подорвала его здоровье. Кроме того, теперь он не мог доверить ей престол, опасаясь за будущее того большого дела, которое он делал. Вскоре Петр заболел и слег окончательно. Екатерина все время находилась у постели умирающего мужа. Петр умер 28 января 1725 г., так и не назвав преемника.

На престол могли претендовать малолетний внук Петр Алексеевич (сын казненного царевича Алексея), дочь Елизавета и племянницы Петра. У Екатерины не было оснований на престол.

В день смерти Петра собрались сенаторы, члены Синода и генералитет (чиновники, принадлежащие к четырем первым классам табели о рангах), чтобы решить вопрос о престолонаследии. Князья Голицын, Репнин, Долгоруков признавали внука Петра I как прямого наследника мужского пола. Апраксин, Меньшиков и Толстой настаивали на провозглашении правящей императрицей Екатерину Алексеевну.

Но неожиданно к утру в зал, где шло совещание, вошли гвардейские офицеры и ультимативно потребовали воцарения Екатерины. На площади перед дворцом выстроились под ружье два гвардейских полка, которые выражали барабанным боем поддержку императрице. Это прекратило спор. Екатерина была признана императрицей.

Наследником престола объявили внука Петра I по первому браку, сына царевича Алексея, великого князя Петра Алексеевича.

Так была возведена на престол под именем Екатерины I женщина-иноземка, простого происхождения, ставшая женой царя на весьма сомнительных законных основаниях.

Историк С. Соловьев писал, что «знаменитая ливонская пленница принадлежала к числу тех людей, которые кажутся способными к правлению, пока не принимают правление. При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею».

Эпоха А.Д. Меньшикова

Екатерина управлять государством не умела и не хотела. Все время она проводила в пышных пирах и празднествах. Власть фактически перешла к А.Д. Меньшикову. Согласно его указаниям, была отправлена экспедиция В. Беринга для решения вопроса, соединяется ли Азия с Америкой проливом; открыта Петербургская академия наук, создание которой было подготовлено действиями Петра I; учрежден орден Святого Александра Невского «За труды и Отечество» — все это произошло в 1725 г.

В 1726 г. был учрежден Верховный тайный совет, который состоял из 6 человек во главе с А.Д. Меньшиковым. Фактически он и руководил страной, потому что Екатерина за три месяца своего правления научилась только подписывать, не глядя, бумаги. Она была далека от государственных дел. Вот отрывок из воспоминаний Я. Лефорта: «Нет возможности определить поведение этого двора. День превращается в ночь, все стоит, ничего не делается… Всюду интриги, искательство, распад… Праздники, попойки, прогулки занимали все ее время. В торжественные дни она являлась во всем блеске и красоте, в золотом экипаже. Это было так волнующе красиво. Могущество, слава, восторг верноподданных — о чем еще она могла мечтать? Но… иногда императрица, насладившись славой, спускалась в поварню и, как записано в придворном журнале, «стряпали на кухне сами».

Но Екатерине не пришлось править долго. Балы, застолья, празднества и кутежи, следовавшие непрерывно, подорвали её здоровье. Она умерла 6 мая 1727 г., через 2 года и три месяца после восхождения на престол в возрасте 43 лет.

Заключение

Она намеревалась передать правление дочери Елизавете Петровне, но перед смертью она подписала завещание о передаче престола внуку Петра I – Петру II Алексеевичу, на чем настоял Меньшиков. У него был свой план: выдать за него свою дочь Марию. Петру II к тому времени было всего 11,5 лет. Регентшами при малолетнем императоре до его 16-летия были объявлены дочери Петра I Анна и Елизавета.

Но схема событий, продуманная Меньшиковым, не воплотилась в жизнь: его самого обвинили в стремлении к узурпации власти и отправили в ссылку в Сибирь, где он и скончался в Березове. Там же скончалась в возрасте 18 лет и его дочь Мария. Через некоторое время Петр II объявил себя противником петровских реформ и ликвидировал все созданные им учреждения, а в январе 1730 г. сам заболел оспой и умер.

В. Суриков "Меньшиков в Березове"

Екатерину I похоронили рядом с Петром I и его дочерью Натальей Петровной в Петропавловском соборе.

Екатерина фактически не правила Россией, но она была любима простым народом за то, что умела сострадать и помогать несчастным.

Состояние же дел в государстве после ее правления было плачевным: процветали казнокрадство, злоупотребления, произвол. В последний год жизни она истратила на свои прихоти более шести миллионов рублей, между тем как в государственной казне денег не было. О каких реформах и преобразованиях могла быть речь?

Период в истории России с 1725 по 1762 гг? 1725 год – смерть Петра I Екатерина I Петр II Анна Иоанновна Иван VI Елизавета Петровна Петр III 1762 год – воцарение Екатерины II


История России второй четверти XVIII в. характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть, приводившей к частым сменам царствующих особ на престоле, перестановкам в ближайшем их окружении. Шесть царствований на протяжении 37 лет (1725 – 1762 г.г) характеризует так называемую эпоху дворцовых переворотов. 28 января 1725 скончался император Пётр I. Российский престол стал объектом борьбы различных группировок. Россия вступила в эпоху дворцовых переворотов. Инструментом борьбы за престол стали гвардейские полки; с окончанием Северной войны Преображенский и Семёновский полки постоянно находились в Петербурге или Москве, сопровождая императорский двор.


1722 г. – Указ о престолонаследии: 1722 г. По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии (подтвержден в 1731 и в 1761) император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии. Петр I не успел назначить преемника и после его смерти на престол вступила его жена Екатерина I Алексеевна (). Сын Петра I - царевич Алексей Петрович был казнён 26 июня 1718 за активное противодействие реформам.Екатерина I Алексеевна


Причинами дворцовых переворотов, по мнению большинства историков, стали: 1) указ Петра 1 от 1722 года о наследии престола; 2) большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых; 3) противоречия между самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием.




Екатерина I ()- первая российская императрица в До принятия православия звали Мартой Скавронской. В 1703 она стала фактической женой Петра I. С 1704 по 1723 Екатерина I и Петр I имели 11 детей, из которых выжили две дочери: Анна и Елизавета Петровна. В мае 1724 г. в главном храме России –Успенском соборе Московского кремля – состоялась церемония коронования. После смерти Петра I Екатерина I при поддержке гвардии была возведена на престол А.Д. Меншиковым, который и стал фактическим правителем России. Екатерина I не занималась государственными делами, даже став императрицей,не пожелала учиться читать и писать. Передала престол внуку Петра - Петру II.




Пётр II (), император (с 1727). Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича. Фактически не принимал участия в управлении государством. Первоначально (до сентября 1727) наибольшим влиянием при Петре II обладал А.Д. Меншиков, затем князья А.Г. и И.А. Долгорукие. 25 февраля 1728 Пётр II был коронован в Успенском соборе Кремля.Петра I А.Д. Меншиков Успенском соборе Кремля 30 ноября 1729 в Лефортовском дворце состоялось обручение Петра II с княжной Е.А. Долгорукой. Во время болезни Петра 18 января 1730 в обсуждался вопрос о возможности (в случае смерти Петра II) возведения на престол Е.А. Долгорукой. Пётр II похоронен в Архангельском соборе Кремля. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых.Архангельском соборе


Племянница Петра I (дочь Ивана V) герцогиня Курляндская вступила на престол, подписав условия (кондиции); период ее правления получил название бироновщины


Анна Иоанновна () российская императрица (), дочь царя Ивана V Алексеевича и П. Ф. Салтыковой. После смерти Петра II члены Верховного тайного совета приняли решение пригласить Анну на российский престол при условии ограничения ее власти Верховным тайным советом. Анна вскоре по просьбе гвардейцев-дворян порвала кондиции, разогнала, а позже и упразднила Верховный тайный совет. Восстановила Сенат. Правила страной при поддержке ряда иностранцев (Э. И. Бирон, Р. и К. Левенвольде, Б. К. Миних, Г. Бирон, К. Менгден, П. Ласи) В 1731 г. учредила Кабинет министров, возобновила ряд приказов. С 1731 г. начала действовать Тайная розыскных дел канцелярия, применявшая жестокие пытки. О тменила закон о единонаследии; учредила Шляхетский кадетский корпус; ограничила бессрочную государственную службу дворян 25 годами. Жестоко подавляла любую попытку оппозиции (заключила и казнила многих представителей рода Долгоруковых, Голицыных, А. П. Волынского и др.). В 1738 г. установила смертную казнь за богохульство. Провела инициированную Минихом военную реформу. Удачная для России война с Турцией гг. Назначила преемником племянника Ивана Антоновича, а регентом при нем Э. И. Бирона.


Судьба его самого и его семьи была очень трагичной Регентшей при Иване VI после ареста Э.Бирона стала племянница Анны Иоанновны – Анна Леопольдовна Иван V Алексеевич Екатерина Анна Анна Леопольдовна Иван VI Антонович


Иван VI Антонович ()император всероссийский (). Сын племянницы Анны Иоанновны мекленбургской принцессы Анны Леопольдовны и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. 17 октября 1740 г. провозглашен императором всероссийским, а регентом при нем герцог Э. И. Бирон. После переворота Миниха 9 ноября того же года регентство перешло в руки матери императора Анны Леопольдовны. А в результате переворота 25 ноября 1741 г. Иван Антонович был свергнут с престола Елизаветой Петровной. В 16-летнем возрасте Иван Антонович заключен в Шлиссельбургскую крепость, где имя его было неизвестно даже коменданту. Любые связи с внешним миром были запрещены. Указами Петра III, а позже Екатерины II, посещавших его в 1762 г., было предписано ужесточить режим его содержания, а в случае попытки освобождения не выдать его живым. В ночь на 5 июля 1764 г., когда поручик В. Я. Мирович предпринял попытку освободить узника, Иван VI был убит.


1741 – 1761 г.г. 23 марта 1743 г. подписала указ об отмене смертной казни и пыток детей, а в 1757 г. было запрещено клеймение женщин Под непосредственным надзором Елизаветы Петровны основывались инвалидные дома и богадельни Основаны два заемных банка (для дворянства и купечества) Уничтожены внутренние таможни и увеличены пошлины на ввозимые товары Восстановлена роль Сената


Елизавета Петровна ()российская императрица (). Дочь Петра I и Екатерины I, рожденная вне брака. это обстоятельство объясняло факт, что при рассмотрении вопроса о престолонаследии в гг. не рассматривалась как одна из претенденток на престол. Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период правления Анны Леопольдовны, при поддержке гвардии осуществила государственный переворот 25 ноября 1741 г., в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну. Основными принципами внутренней и внешней политики провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Отменила смертную казнь (1756). В 1754 г. создала Уложенную комиссию для выработки нового свода законов. В ходе русско-шведской войны гг. Россия получила значительную часть Финляндии. Россия при Елизавете успешно участвовала в Семилетней войне. В 1755 г. по ее повелению был открыт первый в стране Московский университет. В 1744 г. заключила тайный морганатический брак с А. Г. Разумовским, от которого, по свидетельствам современников, родила нескольких детей (после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя ее детьми от этого брака. В их числе наиболее известной стала княжна Тараканова). Официальным наследником престола назначила племянника (сына сестры Анны) Петра Федоровича. Умерла 25 декабря 1761 г.


Петр III ПЕТР III Федорович (), российский император (с 1761), немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России. В 1761 заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне. Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит. Петр IЕкатерина I Анна Елизавета Карл Голштинский Петр III


Оценки короткого правления Петра III крайне противоречивы Манифест о вольности дворянства, Освобождавший дворян от обязательной службы Ликвидация Тайной канцелярии Прекращение преследования раскольников Секуляризация (передача в государственную собственность) церковно-монастырских земель Указ об уравнении всех религий Презрение ко всему русскому Расчет перевести население России в лютеранство Унизительное для русского народа прекращение победоносной Семилетней войны в угоду прусскому императору Фридриху II Готовность вступить в войну с Данией за чуждые России голштинские интересы План вывести гвардейские части из столицы 186 дней




Переворот 28 июня 1762 г., совершенный Екатериной II при поддержке гвардии и активном участии Григория и Алексея Орловых, в результате которого был свергнут Петр III, был последним в череде дворцовых переворотов ХVIII в. После нее императорская власть в России передавалась строго по принципу старшинства, по мужской линии.


Кто возведен на престол? Период правления Опора власти Екатерина I Гвардейские полки, Верховный Тайный Совет, А.Д.Меншиков Анна Иоанновна Э.Бирон (бироновщина) Немецкое дворянство Елизавета Петровна Петр IIГолицыны, Долгоруковы Иван VI Гвардия. Фавориты – Разумовский, Шуваловы Петр III Правители эпохи дворцовых переворотов



Биография

Рос сиротой (мать умерла, отец ушёл в монастырь и вскоре также умер). Учился в своём родном городе у художника Аллегретто Нуци, которого наряду с Франческуччо Гисси считают основателем местной художественной школы в Фабриано. Вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из сиенских мастеров и быстро достиг большой известности.

Работал в Центральной Италии - в Брешии , Венеции , Флоренции , Сиене, Орвьето и в Риме , где с до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя . После его смерти его младший современник и друг Пизанелло , которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (не сохранилась).

По одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере .

Творчество

Джентиле имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини .

Литература

  • L"opera completa di Gentile da Fabriano/Emma Micheletti, ed. Milano: Rizzoli, 1976
  • De Marchi A. e.a. Gentile da Fabriano: studi e ricerche. Milano: Electa, 2006.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Харьковский, Александр Самуилович
  • Социальный конструкт

Смотреть что такое "Джентиле да Фабриано" в других словарях:

    Джентиле да Фабриано - (Gentile da Fabriano), наст. имя Джентиле ди Никколо Масси Ок. 1370, Фабриано 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408 1412), Брешии (1414 1418), Флоренции (1422 1425),… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО - (Gentile da Fabriano) (ок. 1370 1427), итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики. Его настоящее имя Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccol di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии.… … Энциклопедия Кольера

    Джентиле Фабриано

    Фабриано, Джентиле да - «Поклонение волхвов», 1423, Уффици Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок.1370, Фабриано, провинция Анкона сентябрь 1427, Рим) итальянский живописец, крупнейший представитель… … Википедия

    Фабриано Джентиле да - «Поклонение волхвов», 1423, Уффици Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок.1370, Фабриано, провинция Анкона сентябрь 1427, Рим) итальянский живописец, крупнейший представитель… … Википедия

    Фабриано - (Джентиле da Fabriano, 1370 1450, собственно Дж. ди Никколо ди Джованни ди Массо) итальянский живописец, учился в своем родном городе, Фабриано (в Умбрии), у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем нибудь из… …

    Фабриано Джентиле - (da Fabriano, 1370 1450, собственно Дж. ди Никколо ди Джованни ди Массо) итал. живописец, учился в своем родном городе, Фабриано (в Умбрии), у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем нибудь из других сиенских … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Портрет итальянского Ренессанса - Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия

    Пизанелло - Имя при рождении: Антонио ди Пуччо Пизано Дата рождения: ок. 1395 года Место рождения: Пиза Дата смерти: ок. 1455 года … Википедия

    БЕЛЛИНИ - [итал. Bellini], семейство итал. художников XV в., представителей венецианской школы живописи. Якопо Б. Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция) Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея… … Православная энциклопедия

(Gentile da Fabriano), наст. имя Джентиле ди Никколо Масси Ок. 1370, Фабриано - 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408-1412), Брешии (1414-1418), Флоренции (1422-1425), Орвието (1425), Сиене (1425-1426), Риме (1427). В 1422 вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью; известны преимущественно станковые работы художника. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли. Крупнейший мастер итальянской поздней готики Джентиле да Фабриано пользовался при жизни, несмотря на появление в середине 1420-х Мазаччо, репутацией первого художника Италии и не утратил ее даже в середине XV в., в том числе и в гуманистических кругах; так, в 1456 гуманист Б. Фацио включил в свои жизнеописания великих современников только двух итальянских живописцев - Джентиле да Фабриано и Пизанелло. Творческое формирование Джентиле да Фабриано связано с художественной средой Северной Италии рубежа XIV-XV вв., с господствовавшими здесь традициями поздней готики. В то же время эти традиции получают у Джентиле да Фабриано новое осмысление. Уже в ранних работах - Мадонне со св. Николаем, св. Маргаритой и донатором (ок. 1395, Берлин, Гос. музеи), полиптихе из Валле Ромита (ок. 1400, Милан, галерея Брера) - несколько отвлеченная миловидность персонажей и такие характерные для поздней готики мотивы, как усыпанный цветами зеленый луг, соединяются со сдержанностью, просветленным спокойствием. Художник предпочитает широкие, плавные линии, сообщает своим персонажам величавую осанку; о пристальности натурных наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Сдержанность, спокойствие, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях - Мадонне с Младенцем и ангелами (ок. 1415, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Мадонне с Младенцем (ок. 1420, Пиза, Нац. музей), разрозненном полиптихе Кваратези (1425, Флоренция, галерея Уффици; Лондон, Бакингемский дворец, др. собрания) и единственной сохранившейся фреске Мадонна на троне (1425, Орвието, собор). Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь Поклонение волхвов, написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы (1423, Флоренция, галерея Уффици; пределла Принесение во храм - Париж, Лувр). Готические традиции - развернутость композиции на плоскости, обилие золота, драгоценное сияние красок, элементы стилизации в изображении человеческой фигуры - соединяются в алтаре с пестрой и радостной картиной мира, бесконечно разнообразного в своих непосредственно и точно увиденных подробностях - от персонажей шествия, их облика и одежды до превосходно изображенных животных и пейзажных панорам с холмами и замками. Замечательна и попытка преодолеть плоскостность композиции, изобразив в ракурсах здание, на фоне которого представлена Мария, гарцующих лошадей и стоящего у кормушки вола. Ряд мотивов алтаря свидетельствует о знакомстве Джентиле да Фабриано с франко-бургундской миниатюрой. Еще более очевидно это сказывается в украшающих цоколь алтаря небольших композициях Рождество и Бегство в Египет с их мягко и широко написанными, освещенными неярким светом пейзажными фонами; в Рождестве художник передал эффект ночного освещения. В третьей композиции - Принесение во храм - он попытался придать пространственную структуру городской площади с центрическим храмом, что свидетельствует о его интересе к новым художественным проблемам. Широту творческих интересов художника демонстрируют и выполненные в 1427 в Риме зарисовки античных памятников. Органичное соединение поэтики поздней готики с элементами нового миропонимания и нового художественного языка обусловили широкое влияние Джентиле да Фабриано на целое поколение итальянских живописцев от Мазолино и фра Анджелико до бывшего помощником Джентиле в римский период А. Пизанелло и самого известного из учеников Джентиле - Я. Беллини.

Лит.: Лазарев В. Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979; Christiansen K. Gentile da Fabriano. London, 1982.

  • - 1429, Венеция - 1507, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Сын и ученик Якопо Беллини. Испытал влияние Мантеньи...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - Джованни - итальянский философ, неогегельянец, основатель «актуального идеализма» . Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции...

    Новейший философский словарь

  • - Джованни - итальянский философ, неогегельянец, основатель ‘актуального идеализма’ . Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции...

    История философии

  • - итальянский живописец, учился в своем родном городе, у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из других сиенских мастеров и быстро достиг большой известности...
  • - итал. живописец, учился в своем родном городе, Фабриано, у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из других сиенских мастеров и быстро достиг большой известности...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему т. н. актуализма: единственная реальность - актуальный мыслительный процесс...

    Большой энциклопедический словарь

"Джентиле да Фабриано" в книгах

IV - Джентиле из Фабиано

автора Бенуа Александр Николаевич

IV - Джентиле из Фабиано Джентиле из Фабиано Джентилье де Фабиано. Бегство в Египет. Часть предэллы под картиной "Поклонение волхвов" Флорентийская академия.Таким образом, Флоренция в 1420-х годах представляла уже ту почву, на которой могло расти все выше и выше обновленное

Джентиле из Фабиано

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Джентиле из Фабиано Джентилье де Фабиано. Бегство в Египет. Часть предэллы под картиной "Поклонение волхвов" Флорентийская академия.Таким образом, Флоренция в 1420-х годах представляла уже ту почву, на которой могло расти все выше и выше обновленное и освежившееся

Значение Джентиле

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

XI - Джентиле Беллини

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

XI - Джентиле Беллини Джентиле Беллини Разобранные художники являются создателями художественной атмосферы, в которой развились Джорджоне, Пальма и Тициан. Переход от "юного" еще искусства старца Джованни Беллини к вполне уже "зрелому" искусству этих трех гениальных

Джентиле Беллини

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Джентиле Беллини Разобранные художники являются создателями художественной атмосферы, в которой развились Джорджоне, Пальма и Тициан. Переход от "юного" еще искусства старца Джованни Беллини к вполне уже "зрелому" искусству этих трех гениальных юношей вполне

Значение Джентиле

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Значение Джентиле Совершенно в духе Джентиле написаны картины для той же серии "Чудес Святого Креста" Карпаччио (о которых мы уже упоминали) и Мансуети, а также картины последнего с эпизодами из жизни св. Марка. Главные роли и здесь отведены домам, замкам, галереям,

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО И ВИТТОРЕ ПИЗАНЕЛЛО ВЕРОНЦА ЖИВОПИСЦЕВ

автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЯКОПО, ДЖОВАННИ И ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЯКОПО, ДЖОВАННИ И ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ Все то, что зиждется на таланте, если даже его начало иной раз и кажется ничтожным и низким, постепенно всегда возвышается, никогда не останавливается и не находит себе покоя, пока не достигнет

Америка Кола Джентиле

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Америка Кола Джентиле

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Джентиле Джованни

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944) - итальянский философ, неогегельянец, основатель "актуального идеализма" ("актуализм"). Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции. Друг и оппонент Кроче, разошелся с

Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) July 7th, 2010

Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) (ок. 1370-1427), итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики, крупнейший представитель так называемой "интернациональной готики" в Италии. Его настоящее имя - Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccolo di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии.

Первое упоминание о Джентиле да Фабриано в архивных документах Рима относится к 1408 году, во Флоренции художник был записан в цех врачей и аптекарей (мастеров живописи причисляли к этому цеху) в 1422 году. Работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427). Умер он в Риме в 1427, где с 1426 до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. После его смерти его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (к сожалению, не сохранилась - фрески уничтожены в 17 веке при перестройке Борромини). По одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

Произведения Джентиле в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) тоже погибли. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные - «Поклонение волхвов» (один из лучших образцов "интернациональной готики"), «Коронование Марии» и «Бегство в Египет» .

Свой путь к известности Джентиле начал родном городе Фабриано провинция Марке, и там же создал свои первые картины. В его картинах можно разглядеть некоторые черты ломбардской живописи, по которым можно предположить, что художник некоторое время пребывал в Ломбардии в конце XIV века.

Одна из первых его работ "Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной" была задумана, как святое собеседование с тремя музицирующими ангелами среди деревьев сада. Она очень напоминает ломбардскую миниатюру - ведь именно в этой картине с ее скрупулезно точным воспроизведением деталей сказывается основательное знакомство Джентиле с произведениями ломбардской миниатюры. Здесь также дают о себе знать отголоски столь распространенного в станковой живописи «мягкого стиля», ставшего к этому времени интернациональным явлением.


Мадонна с младенцем и святыми Николаем и Катериной. 1405г. Джентиле да Фабриано. Государственные музеи, Берлин. Темпера.

В 1408 году Джентиле посетил Венецию, где создал алтарную композицию, а в 1409 он начинает работать над знаменитой фреской зала Большого Совета Дворца дожей, но ни одна работа не сохранилась до наших дней. Фреска Дворца дождей сыграла огромную роль в формировании творчества некоторых художников Венето, а особенно, таких как Пизанелло и Джованни Беллини.

Достоверными работами Джентиле да Фабриано считаются «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Паллы Строцци для церкви Санта Тринита - теперь в Уффици, часть пределлы - в Лувре ; полиптих Кваратези (1425) для церкви Сан Никколо, центральный образ Мадонны - теперь в лондонской Национальной галерее, створки со святыми - в Уффици, части пределлы - в Ватиканской пинакотеке и в Вашингтонской Национальной галерее; полиптих «Венчание Богоматери со святыми» - в Брере. Кроме того, Мадонны в Сеттиньяно (собрание Беренсона), Перудже (пинакотека), Пизе (пинакотека), Веллетри (собор), Нью-Хавене (собрание Джарвза), Нью-Иорке (Метрополитен-музей), Берлине (муэеи), «Мадонна во славе» (Маэста) - остатки фрески в соборе города Орвието (1425).


Поклонение волхвов. 1423г. Джентиле да Фабриано. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера.

Коронование Марии. Полиптих Valle Romita. 1400г.Джентиле да Фабриано.


Коронование Марии . Полиптих Valle Romita. Деталь. 1400г.Джентиле да Фабриано. Пинакотека ди Брера, Милан. Темпера.


Отдых на пути в Египет. 1423г. Джентиле да Фабриано.

Главные достоинства этих прекрасных работ - оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико. Предполагается, что Франжелико мог быть учеником да Фабриано.

В искусстве художника сочетаются присущий североевропейской готике интерес к деталям, декоративность и мягкая сентиментальность, характерная для умбрийской школы. Живопись Джентиле да Фабриано, противоположная Ренессансу по своему духу, оказала решающее воздействие на искусство Северной Италии (в частности, на творчество Якопо Беллини, Пизанелло и Антонио Виварини) и многих мастеров Центральной Италии. Отзвуки стиля Джентиле да Фабриано можно обнаружить во фресках Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи во Флоренции и в батальных композициях Паоло Уччелло.


Введение Христа в храм . 1423г.Джентиле да Фабриано. Лувр, Париж. Темпера по дереву.

В 1425 году, Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно - подписной «Полиптих Кваратези». Его части разбросаны по многим мировым музеям. В центре полиптиха изображена Мадонна с ангелами. Она нарисована с редкостной для Джентиле монументальностью, почти равной новой манере.


Четверо святых . Полиптих Кваратези.1425г.Джентиле да Фабриано. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.


Мадонна с младенцем . 1425г.Джентиле да Фабриано. Собор в Орвьето. Фреска.


Мадонна с младенцем. Часть алтаря Кваратези. 1425. Джентиле да Фабриано. Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера, тополь.


Благовещение. 1425г. Джентиле да Фабриано. Пинакотека, Ватикан. Темпера, золото на дереве.

Творчество Джентиле да Фабриано - типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений, а так же тому, что можно назвать первыми "натюрмортами".

Творчество Джентиле да Фабриано можно по праву считать высшим достижением «интернациональной готики», которое по значению можно сравнить только с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, его отличительной чертой было поиск эффектов освещения. Джентиле считался неутомимым путешественником, страстным экспериментатором, который усвоил множество различных живописных традиций.
Джентиле был глашатаем высшего общества, был художником «осени средневековья». До конца жизни он оставался верен себе и своему вдохновению, избегая навязывания консервативных вкусов, искал новые способы передачи цвета и света. Но все-таки этот мир не оставил значительного следа в живописи Флоренции, где начали проявляться новые элементы живописи эпохи Возрождения. Но не стоит забывать того восхищения и восторга, с которым во всех флорентийских кругах воспринимались работы Джентиле. Спустя множество веков Вазари Микеланджело так говорит о Джентиле: «В живописи рука его была подобна его имени».




Top