Джентиле да фабриано поклонение волхвов. Живопись

Важнейшим и интереснейшим этапом в истории России был период с 1725 по 1762 год. За это время сменилось шесть монархов, за каждым из которых стояли определенные политические силы. очень метко назвал его так - эпоха дворцовых переворотов. Таблица, представленная в статье, поможет лучше понять ход событий. Смена власти, как правило, проходила через интриги, предательства, убийства.

Началось все с неожиданной смерти Петра I. Он оставил после себя «Устав о престолонаследии» (1722), по которому на власть могло претендовать большое количество человек.

Окончанием этой смутной эпохи считается приход к власти Екатерины II. Ее правление многие историки считают эпохой просвещенного абсолютизма.

Предпосылки дворцовых переворотов

Основной причиной всех предшествующих событий были противоречия между множеством дворянских групп относительно престолонаследования. Они были едины только в том, что в проведении реформ следует сделать временную остановку. Такую передышку каждый из них видел по-своему. Также все группы дворян одинаково рьяно рвались к власти. Поэтому эпоха дворцовых переворотов, таблица которых приведена ниже, ограничивалась только сменой верхушки.

Уже упоминалось о решении Петра I относительно престолонаследия. Он сломал традиционный механизм, по которому передавалась власть от монарха к старшему представителю по мужской линии.

Петр I не желал видеть после себя на престоле своего сына из-за того, что он был противником реформ. Поэтому он принял решение о том, что монарх самостоятельно сможет называть претендента. Однако он умер, оставив на бумаге фразу «Отдайте все…».

Народные массы были отчуждены от политики, дворяне не могли поделить трон - государство захлестнула борьба за власть. Так началась эпоха дворцовых переворотов. Схема, таблица позволит лучше проследить кровные узы всех претендентов на престол.

Переворот 1725 года (Екатерина Алексеевна)

В это время образовалось две противоборствующие группы. Первая состояла из А. Остермана и А. Меньшикова. Они стремились передать власть вдове Петра Алексеевне.

Вторая группа, в которую входил герцог Гольштейнский, желала возвести на престол Петра II (сын Алексея и внук Петра I).

Явное преобладание было у А. Меньшикова, который сумел добиться поддержки гвардии и посадить на престол Екатерину I. Однако у нее не имелось способностей по управлению государством, поэтому в 1726 году был создан Великий тайный совет. Он и стал высшим правительственным органом.

Фактическим правителем являлся А. Меньшиков. Он подчинил себе Совет и пользовался неограниченным доверием императрицы. Он также был одним из ведущих деятелей, когда менялись правители эпохи дворцовых переворотов (таблица все поясняет).

Воцарение Петра II в 1727 году

Правление продлилось чуть более двух лет. После ее смерти вопрос о престолонаследии вновь навис над государством.

В этот раз «гольштейнскую группу» возглавила Анна Петровна. Она инициировала заговор против А. Меньшикова и А. Остермана, который закончился неудачно. Государем был признан малолетний Петр. Его наставником и воспитателем стал А. Остерман. Однако он не сумел оказать на монарха нужного влияния, хотя его все же хватило для того, чтобы подготовить и провести свержение А. Меньшикова в 1727 году.

Правление Анны Иоанновны с 1730 года

Пробыл на троне три года и скоропостижно скончался. И вновь главным вопросом становится следующий: «Кто займет престол?». Так продолжилась эпоха дворцовых переворотов. Таблица происходящего представлена ниже.

На арене событий появляются Долгорукие, которые предпринимают попытку воцарения Екатерины Долгорукой. Она была невестой Петра II.

Попытка провалилась, и свою претендентку выдвинули Голицыны. Ею стала Анна Иоанновна. Коронована она была только после подписания Кондиций с Верховным тайным советом, который не утратил еще своего влияния.

Кондиции ограничивали власть монарха. Вскоре императрица разрывает подписанные ею документы и возвращает самодержавие. Вопрос о престолонаследии она решает заранее. Не имея возможности обзавестись собственными детьми, она объявила будущим наследником ребенка своей племянницы. Его будут знать как Петра III.

Однако к 1740 году у Елизаветы Петровны и у представителя рода Вельфов рождается сын Иоанн, который в два месяца становится монархом сразу после смерти Анны Иоанновны. Его регентом признается Бирон.

1740 год и переворот Миниха

Правление регента продлилось две недели. Переворот был организован фельдмаршалом Минихом. Его поддержала гвардия, которая арестовала Бирона и назначила регентом мать младенца.

Женщина не способна была управлять государством, и все в свои руки взял Миних. Его впоследствии заменил А. Остерман. Он же отправил фельдмаршала в отставку. Эпоха дворцовых переворотов (таблица представлена ниже) объединила этих правителей.

Воцарение Елизаветы Петровны с 1741 года

25 ноября 1741 года состоялся очередной переворот. Он прошел быстро и бескровно, власть оказалась в руках Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Она подняла за собой гвардию небольшой речью и провозгласила себя императрицей. Помог ей в этом граф Воронцов.

Малолетнего экс-императора и его мать заточили в крепости. Миних, Остерман, Левенвольде были приговорены к смертной казни, однако ее заменили на ссылку в Сибирь.

Правила более 20 лет.

Приход к власти Петра III

Елизавета Петровна видела преемником родственника своего отца. Поэтому она привезла из Голштинии племянника. Ему дали имя Петр III, он принял православие. Императрица была не в восторге от характера будущего наследника. Стремясь исправить ситуацию, она приставила к нему учителей, но это не помогло.

Для продолжения рода Елизавета Петровна женила его на немецкой княжне Софии, которая станет Екатериной Великой. У них родилось двое детей - сын Павел и дочь Анна.

Перед смертью Елизавете будут советовать назначить наследником Павла. Однако она так и не решилась на это. После ее смерти престол перешел племяннику. Его политика была очень непопулярна как в народе, так и среди дворян. При этом после смерти Елизаветы Петровны он не спешил короноваться. Это стало поводом для переворота со стороны его жены Екатерины, над которой давно повисла угроза (об этом часто заявлял император). На ней официально завершилась эпоха дворцового переворота (таблица содержит дополнительную информацию о детском прозвище императрицы).

28 июня 1762 года. Правление Екатерины II

Став женой Петра Федоровича, Екатерина стала изучать русский язык и традиции. Она быстро усваивала новую информацию. Это помогало ей отвлечься после двух неудачных беременностей и того, что долгожданного сына Павла у нее забрали сразу же после рождения. Она увидела его только спустя 40 дней. Его воспитанием занималась Елизавета. Она мечтала стать императрицей. Такая возможность у нее появилась, поскольку Петр Федорович не прошел коронацию. Елизавета воспользовалась поддержкой гвардейцев и свергла мужа. Скорее всего, он был убит, хотя официальной версией была названа смерть от коликов.

Ее правление продлилось 34 года. Она отказалась стать регентом при сыне и отдала ему престол лишь после смерти. Ее правление относят к эпохе просвещенного абсолютизма. Более кратко все представила таблица «Дворцовые перевороты».

Обобщенная информация

Приходом к власти Екатерины заканчивается эпоха дворцового переворота. Таблица не рассматривает императоров, правящих после нее, хотя Павел покинул престол также вследствие заговора.

Для того чтобы лучше разобраться во всем происходящем, следует рассмотреть события и людей, которые с ними связаны, через обобщающую информацию по теме «Эпоха дворцовых переворотов» (кратко).

Таблица «Дворцовые перевороты»

Правитель

Период правления

Опора

Екатерина I, в девичестве Марта Скавронская, жена Петра I

1725-1727, смерть связана с чахоткой или приступом ревматизма

Гвардейские полки, А. Меньшиков, П. Толстой, Верховный тайный совет

Петр II Алексеевич, внук Петра Великого, умер от оспы

Гвардейские полки, род Долгоруких, Верховный тайный совет

Анна Иоанновна, племянница Петра Великого, умерла собственной смертью

Гвардейские полки, Тайная канцелярия, Бирон, А. Остерман, Миних

(внучатый племянник Петра Великого), его мать и регент Анна Леопольдовна

Немецкое дворянство

Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, умерла от старости

Гвардейские полки

Петр III Федорович, внук Петра Великого, погиб при невыясненных обстоятельствах

Не имел опоры

Екатерина Алексеевна, жена Петра Федоровича, в девичестве София Августа, или просто Фуке, умерла от старости

Гвардейские полки и русские дворяне

Таблица дворцовых переворотов наглядно описывает главные события того времени.

Итоги эпохи дворцовых переворотов

Дворцовые перевороты сводились лишь к борьбе за власть. Они не несли за собой изменений в политической и в социальной сфере. Дворяне делили между собой право на власть, в результате чего за 37 лет сменилось шесть правителей.

Социально-экономическая стабилизация связана была с Елизаветой I и Екатериной II. Они же смогли достичь определенных успехов и во внешней политике государства.

В Российской империи смена власти происходила главным образом путем дворцовых переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. В отечественной историографии этот период назван эпохой дворцовых переворотов.

Началом эпохи принято считать 8 февраля (28 января по старому стилю) 1725 года , когда император Петр I скончался, не оставив наследника и не успев реализовать свой указ 1722 года, по которому царь имел право сам назначить себе преемника. Среди претендентов на престол были внук Петра I — малолетний царевич Петр Алексеевич, супруга покойного царя Екатерина Алексеевна и их дочери — цесаревны Анна и Елизавета. Считается, что сначала Петр I собирался оставить престол Анне, но затем передумал и впервые в русской истории короновал свою жену Екатерину. Однако незадолго до смерти царя отношения супругов резко ухудшились. У каждого из претендентов были свои сторонники. В день смерти императора поддерживавший Екатерину Александр Меншиков, настроив соответствующим образом гвардейские полки, выстроил их под окнами дворца — так он добился провозглашения царицы самодержавной императрицей. Способ решения вопроса предвосхитил последующие события.

В 1727 году в правление внука Петра Великого Петра II жертвой переворота стал сам Меншиков, сосредоточивший к тому времени в своих руках всю власть и полностью контролировавший молодого царя. Неожиданной болезнью Меншикова воспользовались его политические противники, князья Долгорукие и Андрей Остерман, которым удалось приобрести влияние на царя и добиться указа сначала об отставке, а затем о ссылке Меншикова в Сибирь.

После смерти Петра II в 1730 году Верховный тайный совет назначил императрицей Анну Иоанновну — племянницу Петра I, которая правила в течение 10 лет.

В октябре 1740 года Анна Иоанновна скончалась, оставив русский императорский престол своему внучатому племяннику — двухмесячному младенцу Иоанну Антоновичу под регентством курляндского герцога Эрнста Бирона.

Не пользовавшийся популярностью и не имевший поддержки ни в одном слое общества герцог вел себя заносчиво, вызывающе и вскоре поссорился с родителями младенца-императора.

В ночь на 20 (9 по старому стилю) ноября 1740 года фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних с 80 гвардейцами ворвался в Летний дворец и, почти не встретив сопротивления, арестовал Бирона. Правительницей России была объявлена мать Иоанна Антоновича Анна Леопольдовна, внучатая племянница Петра I, а его отец, принц Антон Ульрих Брауншвейгский получил звание генералиссимуса и главнокомандующего русской армией. Миних, рассчитывавший стать генералиссимусом, подал в отставку.

Анна Леопольдовна была совершенно неспособна управлять государством. Жители столицы обратили свои чаяния на Елизавету — дочь Екатерины I и Петра I, царствование которого вспоминали как время боевых побед, порядка и дисциплины. Обилие иностранцев при дворе также было одним из факторов, раздражавших и гвардию, и петербургских жителей.

Люди из окружения Анны Леопольдовны видели в Елизавете угрозу и требовали удалить опасную конкурентку из Петербурга, выдав замуж или отправив в монастырь. Такая опасность и собственное окружение подталкивали Елизавету к заговору. Врач цесаревны Иоганн Лесток свел ее с французским послом маркизом Жаком Шетарди, рассчитывавшим в случае прихода Елизаветы к власти на отказ России от союза с Австрией и сближение с Францией. Изменения русской внешней политики добивался и посол Швеции Нолькен, надеявшийся добиться пересмотра условий Ништадтского мира 1721 года, закрепившего за Россией владения в Прибалтике.

В ночь на 6 декабря (25 ноября по старому стилю) 1741 года Елизавета Петровна повела роту гренадер Преображенского полка на штурм Зимнего дворца. Солдаты блокировали все входы и выходы, арестовали Анну Леопольдовну и ее семью и провозгласили цесаревну императрицей.

Императрица заранее позаботилась о преемнике, уже в самом начале царствования объявив им своего племянника Петра Федоровича.

5 января 1762 года (25 декабря 1761 года по старому стилю) Елизавета Петровна скончалась, Петр Федорович стал императором Петром III. Едва ли не с первых дней его царствования вокруг нового царя стал созревать заговор, во главе которого встала его жена Екатерина — урожденная принцесса Ангальт-Цербстская, происходившая из обедневшего немецкого княжеского рода.

Супруги никогда не ладили, но теперь Петр открыто выказывал пренебрежение жене и сыну, появлялся везде в обществе своей фаворитки Елизаветы Воронцовой. Екатерина понимала, что ей грозит тюрьма или высылка за границу. Активными участниками переворота были популярные в гвардейской среде братья Орловы, воспитатель великого князя Павла Никита Панин и его племянница княгиня Екатерина Дашкова, гетман Украины Кирилл Разумовский.

В ночь на 7 июля (28 июня по старому стилю) 1762 года Алексей Орлов привез Екатерину из Петергофа в казармы Измайловского полка в Петербурге, где гвардейцы принесли присягу новой самодержице. К девяти утра Екатерина, сопровождаемая солдатами, прибыла к Казанскому собору, куда вскоре подошли Семеновский, Преображенский и Конногвардейский полки. Сюда же привезли ее сына Павла Петровича. В присутствии вельмож состоялось торжественное провозглашение Екатерины императрицей, а Павла наследником. Из собора она направилась в Зимний дворец, где присягу принесли члены Сената и Синода.

В этот же день Петр III прибыл со свитой из Ораниенбаума в Петергоф, где узнал о совершившемся государственном перевороте. Вечером он отправился в Кронштадт, надеясь опереться на военные силы крепости. Но посланный Екатериной адмирал Иван Талызин не разрешил Петру высадиться на берег под угрозой открытия огня. Окончательно потеряв присутствие духа, свергнутый император решил возвратиться в Ораниенбаум и войти в переговоры с императрицей. Когда его предложение о разделении власти было оставлено Екатериной без ответа, Петр III подписал отречение от престола. Он был отправлен в загородный дворец в Ропшу, преданные ему голштинские войска были обезоружены. 17 (6 по старому стилю) июля бывший император Петр III внезапно и, по-видимому, насильственно скончался.

После смерти Петра I (1725) и до прихода к власти Екатерины II (1762-1796) на русском престоле сменилось шесть монархов и множество политических сил, стоявших за ними.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В январе 1725 г. Петр опасно заболел и вскоре скончался. Кроме Екатерины и ее дочерей, у него оставались разведенная жена Евдокия и дети царевича Алексея, Петр и Наталья; живы были также дочери его брата Иоанна, Екатерина, Анна и Прасковья. Незадолго до смерти Петр попросил бумаги и написал только: отдайте все; потом он велел позвать дочь свою Анну Петровну, чтобы она писала под его диктовку; но когда она подошла к нему, он уже не мог говорить. В ночь с 27 на 28 во дворце собрались сановники, князья Репнин, Голицын, Долгорукий стояли за право внука, т. е. за сына царевича Алексея; Меншиков, Толстой - за Екатерину; их сторону взяли Бутурлин и Апраксин. Сторону Екатерины держали и влиятельные члены синода, Феодосий Псковский и Феофан Новгородский. Перед рассветом в углу залы оказались офицеры гвардейских полков, сторонники Екатерины. Барабанный бой обоих полков гвардии, собравшихся вокруг дворца, заставил прекратить спор. Екатерина признана была императрицей, в силу двух актов 1722 и 1724 гг. В 1722 г. издан был закон ("Правда воли монаршей"), по которому назначение наследника зависело от воли императора; в 1724 г. Е., как сказано в совокупном манифесте сената и синода, удостоена была короной и помазанием за ее "к Российскому государству мужественные труды".

1725-27 - Правление императрицы Екатерины I.

Бракосочетание герцога Гольштейн-Готторпского с Анной Петровной совершилось уже при Eкатерине I - 21 мая 1725 г., в Троицкой церкви на Петербургской стороне. Вскоре герцог был сделан членом вновь учрежденного Верховного тайного совета и вообще стал пользоваться большим значением.

В 1725 г. был отправлен чрезвычайным послом в Китай иллирийский граф Савва Владиславович Рагузинский, заключивший Буринский договор (1727), в следующем году измененный и ратифицированный под именем Кяхтинского (10-я статья этого договора, касательно пограничных споров и грабежей, была еще раз изменена в 1768 г.).

Вызванные из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и академия открылась, под президентством Блументроста, только при Екатерине I. Первое заседание было 12 ноября 1725 г., а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы. Императрица оказывала особенное покровительство академии; сверх назначенного Петром штата отвела помещения, нередко посещала заседания академии.

Императрица Екатерина I хотя и повелела 26 мая 1725 вновь выпустить серебряные алтынники низшей пробы (1/2), но уже 15 июня от этой монеты отказалась, дав указ: "новую монету из той пробы, из которой прежде указом повелено было, делать алтынники, ныне делать гривенники, а алтынников не делать".

Указ Екатерины I, 1725 г. установил последовательность в наследовании боковых линий и отвергнуто право представления: если старший сын умирал ранее отца, оставляя, в свою очередь, сына, наследником делался не этот последний, а его старший дядя, сын его деда; то же самое правило применено было и к дочерям.

Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок. 1370, Фабриано, провинция Анкона - сентябрь 1427, Рим) - итальянский живописец, крупнейший представитель интернациональной готики в Италии.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джентиле да Фабриано родился в 1370г.

Живописи он учился в своем родном городе Фабриано, у незначительного художника Аллегретто Нуци, возможно, в юности Джентиле да Фабриано сблизился с кем-нибудь из других сиенских мастеров живописи и быстро достиг большой известности.

Работал Джентиле да Фабриано главным образом в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвьетто и в Риме, где с 1426 г. до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. Эти фрески, равно как и того же рода произведения Джентиле да Фабриано в других местах, погибли, и о его даровании можно получить понятие только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные - «Поклонение волхвов» (наход. во Флорентийск. акад. худ.) и «Небесное увенчание Пресвятой Девы» (в галерее Брера в Милане). Их характеристические достоинства - оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежною бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает Беато-Анджелико.

Он имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини.

Умер Джентиле да Фабриано в 1450г.

ТВОРЧЕСТВО

Фрески в Сан-Джованни ин Латерано, равно как того же рода произведения Джентиле в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) погибли. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные - «Поклонение волхвов» (один из лучших образцов интернациональной готики), «Коронование Марии» и «Бегство в Египет».


Их главные достоинства - оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок.

Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико.

Творчество Джентиле да Фабриано — типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Алтарь «Поклонение волхвов» мастер создал для капеллы Строцци церкви Санта-Тринита во Флоренции. Многолюдная красочная процессия изображена движущейся по направлению к переднему плану картины. Евангельская история о царях, пришедших поклониться Младенцу Христу, трактована здесь в духе средневекового рыцарского романа: одному из волхвов слуга подвязывает шпору, что подчеркивает принадлежность его хозяина к рыцарству, в картину вкраплены сценки охоты, а манеру многих персонажей держаться можно определить словом «куртуазная» — достаточно взглянуть, например, на служанок слева. Это произведение интересно рассматривать, потому что оно полно дивных подробностей, например Младенец Христос гладит по голове пожилого волхва, целующего Ему ножку. Среди пришедших издалека кого только нет — молодые и пожилые, рыцари и охотники. В картине присутствуют не только люди, но и животные — лев, гепард, обезьяны, сокол. Создается впечатление, что художник использовал сюжет еще и ради того, чтобы изобразить богатство ведомого ему мира.

Этот алтарный образ выписан чистыми, сияющими, словно драгоценности, цветами, и его декоративность усиливается вкрапленным то тут, то там золотом. Рама была изготовлена по рисунку самого мастера, который включил в нее небольшие изображения и до мелочей продумал декор.

Пределла алтаря состоит из трех живописных частей, представляющих «Рождество Христово», «Бегство в Египет» и «Принесение во храм». Историк искусства Виктор Ла­зарев писал: «В своем алтарном образе, самой красивой и праздничной картине раннего кватроченто, Джентиле изобразил уходивший с исторической сцены феодальный мир во всем его блеске, со всеми его внешне привлекательными чертами, в ореоле его «рыцарственной романтики».

Джентиле Да Фабриано итальянский художник, его годы жизни 1370- 1427. Точные сведения о его образовании отсутствуют, существует множество гипотез. Одна из популярных и принятых историками, он обучался художественному ремеслу в среде художников и миниатюристов Орвьето.

Свой путь к известности Джентиле начал родном городе Фабриано провинция Марке, и там же создал свои первые картины. В его картины можно разглядеть некоторые черты ломбардской живописи, по которым можно предположить, что художник некоторое время пребывал в Ломбардии в конце XIV века. Одна из первых его работ Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной была задумана, как святое собеседование с тремя музицирующими ангелами среди деревьев сада. Она очень напоминает ломбардскую миниатюру св. Екатерины.

В 1408 году Джентиле посетил Венецию, где создал алтарную композицию, а в 1409 он начинает работать над знаменитой фреской зала Большого Совета Дворца дожей, ни одна работа не сохранилась до наших дней. Фреска Дворца дождей сыграла огромную роль в формировании творчества некоторых художников Венето, а особенно, таких как Пизанелло и Джованни Беллини . В 1410 Джентиле рисует полиптих для монастыря Балле Ромита под Фабриано. В центре панно изображено «Коронование Марии » — силуэты святых на панно изображены на золотом фоне и как бы летят, они одеты в вычурные струящиеся наряды, имеющие скрытое значение. По бокам полиптиха, красота и роскошь золотого фона передается, гуляющим по поляне, усыпанной цветами, четырем фигурам святых. Сверху полиптиха изображены четыре сцены, нарисованные посреди садов окруженных низкими стенами, которые представляют собой образцы реализма, с отбрасываемыми светом тенями. Тоже самое можно сказать и про панно «Стигматизация святого Франциска ». В ней падающий свет освещает небольшой участок горы, рассеивается деревьями и эффектно отражает на землю силуэт святого.

С 1414 по 1419 год Джентиле работает над капеллой в палаццо Бролетто в Бреши, эта его работа не сохранилась до наших дней. Также в это время из тканей, парчи и золотой вышивки были нарисованы изящные Мадонны из Пизы.

Джентиле начинает работу над одной из знаменитейших его работ, полиптих «». Этот алтарный образ изображен с роскошью, сцены, в которых широко показано богатство одежд, расположены по диагонали и вертикали, что отличается от прежних его работ. На картине центральный план связан с фоном только длинной вереницей спускающихся с гор всадников, где воссияла звезда. Всадники остановились у фигуры Марии, выражая ей свое почтение. Это больше похоже на пышную свиту придворных, в сопровождении животных, которые дополняют сцены турниров или охоты. Толпа написана в более бледных тонах, и это сильно контрастирует персонажами с богатой одеждой, расположенными на первом плане и рельефной рамой с позолотой. Этот спектакль нарисован тонко и легко, он как бы пересекается с реальность, а легкие прикосновения кисти подчеркивают атмосферу ночи. Световые эффекты так же усиливают реальность и других сцен в полиптихе: По бокам расположены композиции «Принесение во Храм » и «Рождество », которые обрамляют расположенную в центре сцену «Бегство в Египет ». На пилястрах полиптиха с невероятной точностью для того времени нарисованы цветы, это один из первых «натюрморта».

В 1425 году, Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно — подписной «Полиптих Кваратези ». Его части разбросаны по многим мировым музеям. В центре полиптиха изображена Мадонна с ангелами. Она нарисована с редкостной для Джентиле монументальностью, почти равной новой манере. Но эти и некоторые другие признаки еще носят маргинальный характер.

В 1425-1426 годах Джентиле продолжил свою карьеру в Сиене, где создал множество произведений, «Мадонна де Нотаи » и другие, а также он создал множество фресок для церкви Сан-Джованни ин Латерано. Из всех работ Джентиле той эпохи сохранилась только «Мадонна », которую он создал в Риме в 1427 году.

Творчество Джентиле да Фабриано можно по праву считать высшим достижением «интернациональной готики», которое по значению можно сравнить только с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, его отличительной чертой было поиск эффектов освещения. Джентиле считался неутомимым путешественником, страстным экспериментатором, который усвоил множество различных живописных традиций.




Top