Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика. Сочинение: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.

Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он - за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович - хороший, а Николай Петрович - “золотой” человек.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог - наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном - в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей - во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, - в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один - чересчур резок, безапелляционен, второй - чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Роман И.С. Тургенева был написан в 60-е годы прошлого столетия. Это роман о «новых» людях. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» о конфликте, противостоянии старого поколения с установившейся системой моральных устоев, нравов и нового с современными взглядами, принципами, идеалами. Проблема конфликта «отцов и детей» существовала всегда, она актуальна в любое время. Все новое, внедряемое молодым поколением, наталкивается на стену непонимания. В нашем случае это противостояние Базарова со старшим поколением. Базаров и Аркадий подружились во время обученияв университете. Базаров был убежденным нигилистом. Взгляды и убеждения Аркадия формировались под его влиянием. Аркадий до конца не убежден в своей идее, он старается подражать Базарову. Аркадию хочется быть таким же, как Базаров, хочется походить на него, но внутренне он не тот нигилист, каким себя выдает. Базаров готов оспаривать свою точку зрения до конца (как это он делает с Павлом Петровичем), и его невозможно разубедить в его взглядах. Аркадия же легко убедить в неверности его взглядов. Базаров действительно понимает то, во что он верит. Аркадий не понимает всей серьезности их убеждений. Ему хочется быть похожим на своего товарища. Но Аркадий не может быть похожим из-за внутренней особенности - характера. У Базарова твердый, непоколебимый характер, он вольный человек, он постоянен в выборе своих убеждений. Характер Аркадия - гибкий и мягкий. Он легко поддается влиянию со стороны. Аркадий лишен умственной оригинальности и постоянно нуждается в чей-нибудь интеллектуальной поддержке, в сравнении с Базаровым он кажется юнцом, не готовым к самостоятельной жизни. Благоговея перед своим учителем, Аркадий с удовольствием отрицает то, что отрицает Базаров, подчиняясь его влиянию. Отношение Базарова к другу выявляет его характер. Он один, сам по себе со своими мыслями и убеждениями. Чаще всего он не хочет высказаться, замыкается в себе и изредка роняет слово. Аркадий же с радостью подхватывает фразу, высказанную Базаровым. Аркадий тоже не любит своего друга, он просто подчиняется силе его ума. Отношение его к Базарову наигранно. Он просто познакомился с ним, заинтересовался его принципами, покорился его силе и вообразил, что от души любит его. А Базаров из тех людей, кто любит поучать, воспитывать, указывать. Отношения Базарова и Аркадия нельзя назвать дружбой, они находятся во взаимной зависимости, они необходимы друг другу не как друзья, а как учитель и ученик. Несмотря на то, что Базаров и Аркадий приятели и объединены общей идеей, они совершенно разные люди с разными характерами.

«Отцы и дети» - одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но и потому, что книга запечатлела вечный и неизбежный для истории момент смены поколений. В романе показана жизнь дворянской семьи Кирсановых. Это лучшие представители дворян-аристократов того времени. Старший из Кирсановых - Николай Петрович - человек добрый, но достаточно ограниченный. Раньше он вращался в свете, но давно растерял все светские связи и поселился в деревне. Вся его деятельность направлена только на то, чтобы хозяйство не прогорело и приносило хоть какой-то доход. Он любит искусство: литературу, музыку, но это всего лишь то, что осталось от его аристократического воспитания. Николай Петрович по идеологическим соображениям выступает в романе противником Базарова. Но для Базарова этот либерал вряд ли представляет собой достойного противника,- поэтому и отношение к нему Базарова соответственное - пренебрежительное, с легкой иронией.

Более упорно защищает свои позиции Павел Петрович - еще один представитель поколения отцов и сторонник дворян. Но его время уже прошло. Все, что у него осталось, - это светский лоск и изысканные манеры, которыми можно было гордиться в аристократических салонах и которые в деревне выглядят просто смешными. Его ухоженные руки с длинными ногтями, английский костюм и лаковые полусапожки также не к месту и только лишний раз указывают на его праздный образ жизни. Даже дуэль, на которую он вызвал Базарова, не более чем дань традиции его прежней светской жизни. Таковы отцы - дворяне 60-х годов XIX века.

Аркадий Кирсанов - представитель молодого поколения. По происхождению аристократ, он перенял те манеры и взгляды, что исповедовали его отец и дядя. Но в романе Аркадий предстает как ученик Базарова. Эти два героя познакомились в университете, где вместе учились. Аркадию нравилась гордая, независимая натура Базарова. Это и стало фундаментом, на котором основывалась их дружба. Аркадию не столько нравились взгляды Базарова, сколько привлекал сам учитель. Аркадий хотел бы стать похожим на своего учителя, но на самом деле эти два молодых человека очень разные. Уже с первого знакомства с ними мы видим, насколько различаются эти люди, и уже тогда удивляемся их странной дружбе.

Приехав погостить к Аркадию, Базаров попал в чуждую ему дворянскую семью. Грубоватость его облика (обветренное лицо, красные руки), простота одежды («длинный балахон с кистями») и далекие от изысканности манеры никак не вязались с утонченными манерами, аккуратностью в одежде, красивой речью Аркадия. Происхождение Базарова тоже отличалось от происхождения Аркадия. Мать Базарова, правда, принадлежала к дворянскому роду, но эта обедневшая дворянка более походила теперь на обыкновенную крестьянскую женщину, чем на светскую даму. Отец Базарова - простой лекарь, живущий за счет своей лечебной практики.

Демократами были в большинстве своем люди не дворянского происхождения. На первое место они ставили практическую деятельность. Поэтому Базаров гордился своими предками по отцовской линии («мой дед землю пахал»). Для Базарова главным делом был труд, самовоспитание. Он не сидел на месте, занимался естественными науками, даже в имении Кирсановых проводил опыты, Это являлось еще одной отличительной чертой Аркадия и Базарова. Аркадий приехал домой отдыхать, ему неинтересно было трудиться подобно Базарову.

В 60-х годах XIX века среди разночинцев-демократов большое внимание уделялось естественным наукам, их ставили гораздо выше всяких красивых размышлений об искусстве. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Базаров отрицательно относится к Пушкину, к поэзии и литературе вообще, музыку считает недостойным занятием для мужчины. А каких взглядов придерживается его ученик? Аркадий любит литературу, поэзию, музыку, что еще раз доказывает их разные позиции. Увлечение Аркадия Базаровым было поверхностным. Он не разделял его взгляды и не понимал до конца своего учителя. Уже в имении мы видим их спор по этому поводу, когда речь заходит о природе. Для Аркадия природа далеко не пустяки, он может любоваться ею, чувствовать ее красоту. Базаров судит о природе как материалист, для него важно только одно - чтобы она приносила практическую пользу. Борясь с преклонением перед природой «романтиков», Базаров противопоставляет ему другой подход - подход естествоиспытателя. «Акация да сирень - ребята добрые, ухода не требуют» - в таком духе смотрит он и на сад в Марьине, и на рощу отца. Взгляд Базарова на природу односторонен. Природа не поражает его своей красотой, он считает, что в ней нет «художественного смысла».

По-разному ведут себя Аркадий и Евгений в любви. Базаров любит Одинцову так же страстно, как и Аркадий Катю. Но Базарову не нравится «рассиропившийся» перед Катей Аркадий. Любовь своего друга Базаров определил кратко: «бланманже». Евгению и не нужны были такие женщины, как Катя. Его привлекали женщины, подобные Одинцовой. Именно Одинцова оказалась способной возбудить в нигилисте Базарове, долгое время отрицавшем любовь, сильное чувство. Но эта любовь для Базарова оказалась неразделенной и трагичной. Холодная и эгоистичная Одинцова не смогла понять Базарова. Да и Базаров, несмотря на свою любовь, боялся «мещанского счастья», которое полностью переменило жизнь Аркадия. Дороги учителя и ученика расходятся. Аркадий полностью отходит от Базарова и идет по пути своих родителей. Он женится, заводит хозяйство и ведет его гораздо успешнее, чем его отец. Аркадия вполне устраивает его тихая, спокойная жизнь. Младший Кирсанов не обладал силой духа и мужеством Базарова. Он не был готов к той борьбе, которая бы предстояла ему, согласись он до конца следовать по пути своего учителя. Порывая с-Ар-кадием, Базаров сказал: «...мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...»

Базаров остался в одиночестве, ему не на кого опереться. Он одинок у Кирсановых, его отталкивает Одинцова, истинных учеников у него нет, расстаются они и с Аркадием. Это все неизбежные разрывы с «феодалами», но не понят он и народом. В этом и заключается главная причина обреченности Базарова. Перед смертью тургеневский герой сомневается в правоте своих принципов: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?»

«Отцы и дети» - самый значительный по содержанию роман Тургенева, где отразился произошедший в России знаменательный перелом в соотношении социальных сил. Автор показал, что дворянству, все еще занимавшему господствующие позиции в жизни общества, уже неизбежно приходится считаться с новыми, демократическими силами, которые и должны будут прийти на смену дворянам.

/ / / Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» содержит и раскрывает в себе множество проблемных линий, которые не утратили своей популярности и по сей день.

Конечно, это конфликты разных поколений, разных взглядов и миров. Также, читатель наблюдает за любовным конфликтом. Отдельная роль отводиться и проблематике настоящей дружбы.

В тексте романа мы знакомимся с главным героем – . Уже с первых страниц автор знакомит нас с его другом Аркадием. Только ли была между мужчинами настоящая, искренняя дружба? В этом нужно разобраться.

Аркадий был сыном Николая Петровича Кирсанова. Поэтому, невольно, он относился к лагерю отцов. Конечно, парниша пытался изображать из себя такого же ярого представителя нигилистов, однако, у него это плохо получалось. Все это Аркадий делал ради того, чтобы быть похожим на своего товарища – Евгения. Однако, вернувшись в поместье отца, мы все чаще наблюдаем за тем, как Аркадий делает замечания Евгению за неприличный тон в общении со старшими, за хамское поведение.

Окончательную точку в развитии нигилизма в душе Аркадия поставила Катерина, с которой у молодого Кирсанова завязалась любовь. Он понял, что не имеет ничего общего со своим другом и что он совершенно не поддерживает его мыслей и высказываний.

Литературные критики сравнили персону Аркадия с мягким воском. Вот кто примется его обрабатывать, тот и достигнет результата. При смене оппонента, Аркадий подстраивался и всегда менял свои взгляды.

В отличие от Кирсанова, Евгений был самоуверенным и целеустремленным человеком. Он до последнего верил в свои жизненные убеждения, придерживался правилам нигилистов. Герой отрицал все эмоциональное, чувственное. Возможно, именно поэтому, он не смог разглядеть в Аркаше его истинную сущность. Базаров любил поспорить, вступить в конфликт со старшим поколением. Он держал себя в руках, всегда был с высоко поднятой головой. Он умел довести спор до конца и выиграть конфликтное соревнование.

Именно поэтому, Евгений и Аркадий не могли быть настоящими друзьями. Их товарищеские отношения были наигранными. Ведь, как могут дружить люди разных классов.

Обладая более сильным характером, Евгений постоянно подавлял Аркадия. А тот, в свое время, не имея собственной точки зрения, постоянно волочился сзади товарища. Как же такие отношения можно назвать дружбой!

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.». То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья - революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не готов к этому, так как он «мяконький либеральный барич». В «молодом задоре» либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это - «пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.» Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд - необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа - объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и говорить он об этом не хочет.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе», то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий - «ручной».

Базаров близок к крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он «свой». Аркадий для людей остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю, Аркадий!». Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.». Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликтность романа, выраженная приемом контраста.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем».




Top