С какого месяца начинают ползать. В каком возрасте дети начинают ползать

Жизнь молодых родителей полна ожиданий: первой улыбки, первого зубика, первого слова, первого шага. И нередко мамы стараются приложить все усилия для того, чтобы то или иное событие произошло как можно быстрее. Но стоит ли торопиться?

С каждым месяцем кроха развивается все активнее, приобретая важные умения и навыки. И гораздо правильнее будет помочь ему закрепить их и развить как можно лучше, а не постоянно стимулировать к «покорению новой вершины», не давая укрепиться на только что «покоренной».

Во сколько месяцев мальчики и девочки начинают ползать?

Все малыши разные и начинают ползать в разное время: мальчики обычно позже девочек. Как правило, все младенцы осваивают этот навык в 5-7 месяцев . Упитанные дети обычно чуть ленивее своих сверстников, они начинают ползать в 7-8 месяцев . Худенькие наоборот могут научиться ползать раньше.

Важность ползания

Один из самых важных этапов двигательного развития ребенка — ползание. Данный этап обязателен для каждого малыша, поскольку, как считают физиологи и неврологи, именно ползание является наиболее важным средством развития нервной системы крохи, а вовсе не первые шаги, как полагает множество мам.

Кроме того важность данного навыка обусловлена рядом факторов:

— необходимость освоения нижнего поля зрения;

— правильная координация действий верхней и нижней части туловища;

— попеременное включение обоих полушарий головного мозга;

— совершенствование зрительного восприятия;

— совершенствование тактильной чувствительности;

— формирование пространственных представлений о собственном теле;

— восприятие соотношения окружающей среды и тела;

— ориентация в пространстве;

— закладка предпосылок для освоения речи, грамматики, чтения, письма.

Пропуская важный этап ползания, ребенок лишается и важного этапа развития мозга: полного и всестороннего освоения пространственных связей и восприятия пространства в целом.

Что сначала, сидеть или ползти

Часто родители задаются этим вопросом. Какая последовательность развития навыков?

Что ребенок должен научиться делать сначала: сидеть или ползать. У всех малышей это происходит по разному.
Чаще сначала учатся на четвереньках стоять, раскачиваться, потом присаживаются, позже уже ползают.

Ползание: готовимся поэтапно

Ползание – довольно непростой процесс, к которому малыш должен хорошо подготовить все группы мышц и пройти несколько важных этапов:

1)Держим головку . Этот появляется в возрасте двух-трех месяцев, когда кроха приподнимает ее, лежа на животике. Данное умение можно считать отправной точкой для формирования вертикальной оси тела – метаморфозы, во время которой лежащий в кроватке малыш к своему первому Дню рождения станет уверенно стоять на ножках и ходить.

2)Опираемся на ручки . Данный навык возникает наряду с удерживанием головки: лежа на животике, малыш опирается на локотки, а к четырехмесячному возрасту – на раскрытые ладошки. Именно он необходим для удержания веса тела крохи на одной руке во время освоения поворотов, сидения и ползания.

3)Переворачиваемся . К возрасту пяти месяцев кроха уже активно вертится: вокруг себя, лежа на кроватке, со спины на животик и обратно. Наконец маленький человечек способен передвигаться в пространстве, желая завладеть яркой игрушкой.

4)Стоим на четвереньках и раскачиваемся . Кроха так стремится вперед! Опираясь на ладошки и коленки он старается двигаться быстрее, но из за «непослушных» мышц у него выходят лишь качательные движения на одном месте.

5)Ползем! Малыш скоординировал движения, подался вперед и упорно движется к новому и неизведанному. Мышцы получают необходимую нагрузку, правильно формируется скелет, нервная система активно развивается. Данный навык возникает у малышей в возрасте семи-девяти месяцев, но может установиться и в более позднем возрасте.

Учимся ползать вместе!

Для того чтобы малыш легко освоил навыки ползания, ближе к шестимесячному возрасту основным местом его нахождения должен стать пол.

Не манеж, кроватка или диван, а именно твердая поверхность станет отличным плацдармом для полноценной двигательной активности юного исследователя.

Но прежде, чем выпускать кроху в «свободное плавание», стоит провести ряд предупредительных мероприятий:

— вымойте и насухо вытрите поверхность;

— обследуйте ее: она должна быть не холодной, ровной, без выемок и заноз;

— если пол накрыт ковролином, убедитесь, что он не скользит;

— уберите все мелкие детали и опасные предметы с пола и поверхностей на уровне роста ребенка (шторы поднимите, провода спрячьте, цветы унесите в другую комнату, розетки обезопасьте заглушками, острые углы – специальными силиконовыми насадками, ящички и дверцы перевяжите веревками).
После того, как пространство стало безопасным, разложите на полу разнообразные яркие игрушки и пустите кроху в захватывающее путешествие!

А еще лучше учить ребенка на собственном примере – пристройтесь рядом и покажите ему простой способ передвижения.

А если не ползет?

В основном все детки, рано или поздно, начинают передвигаться ползком. Но есть и такие маленькие «лентяюшки», которые предпочитают спокойно ждать, пока им принесут желаемую игрушку, а не добираться до нее самим. Что же делать тогда?

Если младенец не хочет (или не может) поползти, попробуйте ему помочь:

— положите ребенка на животик на пол;

— перед ним (на таком расстоянии чтобы мог едва дотянуться) поставьте новую яркую игрушку;

— подставьте ладонь под ножки так, чтобы он мог оттолкнуться от нее;

— слегка подтолкните кроху вперед.

Разговаривайте с ним, подбадривайте, побуждайте взять игрушку, рассказывая о том, какая она красивая, интересная и т.д.

Существуют и упражнения , которые помогают малышу освоить движения, необходимые для ползания:

Уложив кроху на животик, подвесьте яркую погремушку чуть выше его головки: это заставит малыша напрячь верх туловища и оторвать одну ручку от поверхности;

Сделайте валик из небольшого одеяла и положите крохе под грудь (головка и ручки свисают, ножки и животик на диване). Разложите перед ним погремушки: малыш будет брать их обеими ручками, вертеть головкой, что станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата;

Для того чтобы помочь ребенку встать на четвереньки, скатайте небольшую подушечку и положите ее под грудку и животик крохи так, чтобы ручки и ножки спадали с обеих сторон;

Положите на пол высокий матрас поместите кроху так, чтобы его грудка и ручки были на матрасе, а ножки – на коленках на полу. Затем потихоньку двигайте матрас к себе с противоположной стороны: это поможет крохе научиться передвигаться на коленках.

Когда обращаться к врачу?

Важно помнить, что для предупреждения неприятных последствий и корректировки возможных нарушений в развитии ребенка следует вовремя обратиться к специалисту.

Поводом записаться на прием могут стать случаи, когда:

— к девяти месяцам кроха не предпринял попыток поползти;

— не передвигается вперед, не поднимается на ручках;

— после десяти месяцев ребенок ползает только лишь на животе, поднимаясь только на одну ручку или не поднимаясь вообще.

В таких случаях консультация педиатра, невролога и ортопеда поможет решить проблему и позволит вашему малышу всесторонне и полноценно развиваться дальше день за днем.

18 марта 2011, 21:45

Когда ребенок начнёт ползать?

Ползание – одна из важных стадий развития ребенка, которую родители принимают с радостью. Ведь теперь их дитя стало подвижным. Несмотря на то, что некоторые малыши начинают ползать, когда им еще нет полугода, обычно это происходит между шестью и девятью месяцами.

А некоторые дети не ползают вовсе, они учатся сидеть, а потом сразу ходить, избегая промежуточного состояния. Поскольку каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и ползать дети начинают в разном возрасте. Если ваш малыш не умеет ползать к девяти месяцам, следует обратиться к педиатру насчет развития опорно – двигательного аппарата.

Многие родители спрашивают, начнет ли их ребенок ползать раньше, если они будут класть перед ним яркие игрушки. Едва ли это поможет, разве что расстроит малыша, если он не сможет дотянуться до желанного предмета. Нет смысла в том, чтобы провоцировать ребенка, так как ему самому интересно двигаться и узнавать предметы, расставленные вокруг. Ребенок начнет ползать, только когда сам будет к этому готов.

Обычно первые попытки передвижения заключаются в том, что ребенок начинает ползать на животе по полу. Малыш пытается проползти вперед или назад, помогая себе ножками и ручками, при этом он не в состоянии оторвать живота от пола. Позже он встанет на четвереньки, слегка покачиваясь. Сначала будет двигаться медленно, а потом приноровится и станет ловко передвигаться по комнате.

К этому моменту (или заранее), поскольку теперь вашему ребенку доступны многие предметы в квартире, таящие в себе опасность, постарайтесь убрать их или обезопасить. Обычно это одна из самых трудных задач. Поставьте подальше от ребенка растения, мелкие игрушки, бьющиеся предметы, но при этом не мешайте малышу интересоваться вещами, которые не причинят ему никакого вреда. Позволяйте ему доползать до занавесок или игрушек, трогать ножку стола. Таким образом, он познает окружающий его мир. Разумеется, в этот период вам придется особенно внимательно следить за чистотой полов: Нельзя, чтобы на полу валялись мелкие предметы, крошки, которые малыш может взять в рот. Если в вашем доме есть лестница, лучше всего сделать ворота в начале и в конце, чтобы уберечь малыша от падений. Если на лестнице есть ковер, поставьте ворота на вышине двух ступенек, чтобы ребенок мог ползать по ним. Так он быстро научится забираться вверх по лестнице, правда, многие дети боятся спускаться самостоятельно вниз до полутора лет.

Поэтому необходимо закрывать верхние ворота каждый раз, когда вы через них проходите. Как только вы сделаете свой дом безопасным для малыша, то сможете расслабиться и наслаждаться, наблюдая за его движениями.

В первых же строках следует заметить, что все дети - разные, и подгонять их под одни и те же критерии не следует. В зависимости от наследственности, темперамента и многих других факторов, наступление разных этапов взросления у вашего чада может наблюдаться как раньше, так и позже, чем у остальных ребятишек. Однако, просто чтобы удовлетворить любопытство, попробуем установить, во сколько дети начинают ползать.

Признаки нормального развития

У некоторых пап и мам складывается ощущение, что наука давно проникла во все тайны развития малышей и установила (с точностью до недели), когда ребенок должен начать держать головку, переворачиваться, садиться или ползать. Но это не совсем так: появлению этих данных мы обязаны не физиологии, а статистике. Благодаря многочисленным наблюдениям было установлено, что восемь из десяти младенцев начинают передвигаться на четвереньках к определённому сроку. Поэтому теперь педиатры отслеживают, во сколько месяцев ползает ребенок, и на основании этого строят предположения относительно гармоничности его развития.

Как у всех?

Большинство специалистов, отвечая на вопрос «во сколько дети начинают ползать», сходятся во мнении, что обычно это происходит в возрасте от пяти до семи месяцев. Немаловажную роль в этом играет вес ребёнка при рождении. Замечено, что более тучные младенцы тратят три-четыре месяца жизни лишь на то, чтобы начать переворачиваться. Поджарые же крохи могут начать ползать и после четырёх месяцев. Часто этот период совпадает с прорезыванием первых зубов.


Научить ребёнка ползать

Существует прямая связь между тем, в каком возрасте дети ползают, и тем, сколько времени родители тратят на развивающие упражнения для малышей. Правильными действиями можно помочь крохе быстрее научиться передвигаться. Для этого нужно как можно чаще выкладывать чадо на живот и мотивировать его к движению вперед, раскладывая неподалёку интересные разноцветные предметы. Если санитарные и температурные условия позволяют, лучше положить грудничка на пол. Физические упражнения влияют не только на то, во сколько дети начинают ползать, но и на развитие их мозговой деятельности.

Сила собственного примера

Если дитя не понимает, как добраться до лежащей рядом игрушки, рекомендуется подать ему пример. Увидев ползающего взрослого, ребёнок захочет подражать и, вполне возможно, поймёт, какие действия нужно совершить для перемещения в пространстве. Стоит отметить, что эмоциональная вовлечённость в общение с родителями находится в прямой зависимости с тем, во сколько дети начинают ползать.


Разновидности ползанья

Дети сами выбирают, в каком режиме и каким образом учиться ползать. В этом отношении нет единых методов и стандартов. Обычно всё начинается с перемещений на животе. При этом малыш может начать двигаться как по прямой линии, так и вбок или же пятиться назад. Дитя может сгибать ноги поочередно или оставлять одну из них выпрямленной.

Ходим раньше, чем ползаем

Некоторые груднички ведут себя так, будто совершенно не знают, в каком возрасте дети ползают. Шутка, конечно. Да только есть в ней и доля истины. Пропуская эту стадию развития, они сразу начинают вставать и ходить. Таких малышей бывает сложно приучить ползать, так как вертикальное положение кажется им гораздо более интересным. Врачи трактуют такую ситуацию как разновидность нормы и не вмешиваются. Однако одно из проведённых исследований показывает, что между ползанием и развитием речевых способностей существует взаимосвязь.


Восполнение дефицита ползания

Доктора Доман и Делакато из Филадельфии высказали предположение относительно того, как влияет ползание и бег на четвереньках в младенчестве на обучаемость у подростков. Свою гипотезу учёные проверили экспериментально, предложив контрольной группе студентов академии Честнат Хил пройти курсы интенсивного ползания, длившиеся в течение шести недель. Кроме того, учащиеся посещали занятия по коррекции синхронности работы полушарий головного мозга. Результаты поразили научный мир: успеваемость студентов десятикратно увеличилась по сравнению с результатами их сверстников.

Занятия плаванием

Многочисленные наблюдения говорят о том, что такой навык, как умение плавать, приближает сроки, когда ребенок должен ползать. Некоторые прогрессивные родители учат младенцев плавать и даже нырять сразу после рождения, так как именно в этот период у новорожденного сохраняется еще рефлекс, благодаря которому он не захлебывается. Освоив эту "науку", малыш лучше контролирует своё тело и получает первые навыки, позволяющие им управлять. Такая подготовка помогает ребёнку раньше начать ползать. Однако прежде чем приступать к урокам плавания, желательно проконсультироваться с педиатром и спортивным тренером.


Трек для ползанья

Американский врач-физиотерапевт Глен Доман уделяет особое внимание переходу новорожденного от лежания к перемещению в пространстве. Для того чтобы помочь развитию ребёнка, он предлагает самостоятельно изготовить специальный трек. По схемам, которые можно найти на специализированных информационных ресурсах, легко можно собрать конструкцию из фанеры, поролона и какого-нибудь гладкого материала. Три части, соединенные между собой под углом 45 градусов, образуют единый желоб для ползания. Через некоторое время после рождения у ребёнка появляется рефлекс, благодаря которому он отталкивается, если под его ногу поднести какую-нибудь опору. Используя эту физиологическую особенность, а также изменяя угол наклона желоба, можно научить младенца ползать уже к трём месяцам. Данный подход описан у Сисиль Лупан в книге, посвященной раннему развитию малышей.
Самостоятельное изготовление трека не займет много времени. Проявив некоторую изобретательность, можно использовать его вместо детской кроватки, по крайней мере, пока ребёнок сам не научится из него выбираться. Во сне малыши совершают рефлекторные движения, и ощущение выступающих граней кроватки будет также способствовать формированию у них тактильного опыта. Если ребёнок даже во сне умудряется проползти некоторое расстояние, у края "кроватки" необходимо прикрепить упор - он не позволит малышу вывалиться из трека. В спальне должно быть достаточно тепло, чтобы движения крохи не затруднялись лишней одеждой.


Отчего малыш не ползает?

Родители начинают бить тревогу, если неползающему ребенку 8 месяцев. Не ползает малыш в большинстве случаев из-за того, что не испытывает в этом никакой надобности - часто сидит в манеже, окруженный игрушками, мамочка подает ему все необходимое и желаемое по первому же требованию. Бывает достаточно позаниматься с ним и регулярно выводить чадо из зоны комфорта. Если же и это не приносит результатов, то стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Заключение

Подводя итоги, стоит ещё раз напомнить: не существует единого, определённого для всех, возраста, когда должен начать ползать ребенок. Если малыш подвижен и склонен проявлять активную жизненную позицию - можно начать с ним заниматься. Тогда, если упражнения будут приносить обоюдную радость ребёнку и родителю, дитя будет развиваться более интенсивно, опережая принятые нормы.


С другой стороны, заставлять чадо ползать насильно, преодолевая его сопротивление, ни в коем случае нельзя - стоит переключиться на занятия, которые ему более по вкусу. Часто родителей заботит не гармоничное развитие малыша, а собственные амбиции и представления о том, каким он должен быть. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у этих чувств - гораздо важнее вовремя рассмотреть индивидуальность своего ребенка и развивать присущие ему уникальные задатки.

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

Что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

Когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

От чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

В чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

- Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

- На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

- Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

- Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

- После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

- Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

- Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"




Top