Фронтовые картины из поэмы василий теркин. Переход к анализу поэмы «Василий Теркин»

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин"

(картины фронтовой жизни)

Цели и задачи:

· для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.

· для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание - цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем - Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин - лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин - один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество - Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым - героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя - распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? - в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Теркин" . Картины фронтовой жизни.

Цели:

Образовательные:
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа; оследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период;

Воспитательные:

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии.

Развивающие:

развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;

Эпиграф:
В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

А.Твардовский

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2 Тема урока (слайд 1).

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин.

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Слайд 2 Определение темы и целей урока.Запись в тетради даты, темы урока. Слово учителя об эпиграфе.

Давайте познакомимся с писателем А. Т. Твардовским.

Сообщение Шарипа Ред.

1. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской области в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы. Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского “Путь к социализму” и “Вступление” , “Сборника стихов 1930 – 1935”, повести “Дневник председателя колхоза”, поэмы “Страна Муравия”. В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

С первых дней и до конца войны был на фронте. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)” фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени.

“Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.

Учитель.

В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского.

….. Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.

…..Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Так писал Твардовский в стихотворении “Две строчки” в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского.

3. Давйте проанализируем главную поэму А.Т.Твардовского.

Переход к анализу поэмы «Василий Теркин» .

Что такое поэма?

История написания поэмы, специфика жанра, особенности композиции.

Об этом подготовила сообщение Тоня Ш. Послушаем ее выступление.

1 Что поэт говорит о воде? (Чтение фрагмента из главы. Стр.172)

2 Б ез чего нельзя еще прожить на войне? Называют ответы.

(Чтение фрагмента из главы.)

Без шутки.

Без махорки.

Учащиеся ищут ответы в тексте, затем эти ответы выводятся на слайде.

(Чтение фрагментов из поэмы)

Учитель . Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему?

Расскажите о композиции поэмы.

(Проблемный вопрос). (Из 28 глав, пролога и эпилога.Делится на 3 части. Глава-отдельный эпизод из фронтовой жизни. Общее-один герой)

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Глава « На привале.»

1 Как Василий завоевал уважение со стороны товарищей в данной главе? Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

3 Как вы понимаете слова Т. о том, что Теркин просто парень сам собой Он обыкновенный. Так ли это?

(Найдите и прочитайте фрагменты из главы о нашем герое.

« Впрочем парень хоть куда.....Трижды-вот он!-вышел он.)

Учитель .Да, Теркин-рядовой солдат. Да и имя своему герою поэт выбрал исконно русское Василий.Герой воевал и в финскую, был трижды окружен, ранен осколком, достоин медали а многолетнюю службу.

? . Чтение главы «Переправа » .

1 Опишите, что такое военная переправа, опираясь на картину Худ.Верейского

учебник стр.183

Ночью, первым из колонны.....

И родней, чем час назад.

2 Как понимаете следующие строфы?

Тем путем идут суровым

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат

Переправа , переправа...

Пушки бъют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

3 Что узнаем о Теркине в этой главе?

Глава « О войне.»

1 Как вы понимаете строфы

«Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.»

Глава « О награде.»

1 О чем мечтает рядовой Теркин?

2 Какие черты имеет герой поэмы?

В чем глубинный смысл поэмы? – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Подведение итогов урока.

1) Что изучали на уроке?

2) Вернемся к эпиграфу. Мы доказали или опровергли его мнение?

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». А. Т. Твар­довский был призван в армию в 1939 г. и снял военную фор­му только после окончания Великой Отечественной войны. Знание фронтовых будней (поэт был военным корреспон­дентом) вылилось в собирательный образ русского солда­та - Василия Теркина, веселого балагура, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Автор писал о поэме: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение за­конности места художника в великой борьбе народа, ощу­щение очевидной полезности моего труда… «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читате­лем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучени­ем. Анекдотом и присказкой, разговором по душам и репли­кой к случаю». Жанровое своеобразие поэмы «Василий Теркин». Сам ав­тор обозначил жанровое своеобразие поэмы - «книга про бойца», подчеркивая достоверность изображаемого. Произ­ведение создавалось постепенно, на протяжении всей вой­ны, что придало поэме характер поэтической летописи со­бытий. Постоянные лирические отступления и обращения автора к читателю расширяют пространство «книги» и со­здают эффект причастности событиям. Представляя в «Ва­силии Теркине» судьбу простого русского солдата, поэт не мог не изобразить наравне с фронтовыми картинами жизнь тыла в эти страшные годы. Фронт в поэме. Фронт предстает в поэме без прикрас, со всеми тяготами и лишениями, которые выпадают солда­там. Здесь «На привале» особенно начинают цениться прос­тые человеческие радости: холодная вода, когда хочется пить, простая пища, когда охватывает голод, возможность поспать солдату: Спит - хоть голоден, хоть сыт, Хоть один, хоть в куче. Спать за прежний недосып, Спать в запас научен. Страшные картины войны, ужасающие масштабностью, предстают в главе «Переправа», где троекратно повторяю­щееся «на дно» усиливает трагичность звучания: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… Но за этими тягостными картинами прорисовывается ве­ра в победу, т.к. не погиб Теркин, жив простой солдатик, и чувством глубокого патриотизма завершается глава «Пере­права»: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Свой страх и боль нужно забыть, потому что от каждо­го из тех, кто на фронте или в тылу, зависит будущее Ро­дины: На войне себя забудь, Помни честь, однако, Рвись до дела - грудь на грудь, Драка - значит, драка. И в этом чаду, в грязи и крови рождались то единение душ, та дружба, что спасала многим жизнь. Укрывали друг друга незнакомые солдаты, согревали дыханием, не надеясь увидеться когда-нибудь потом.Тыл в поэме. Описание тыла автор «Василия Теркина» включает в поэму, подтверждая мысль, что победа слагается из совместных усилий: те, кто спасал солдат от холода и го­лода, те, кто работал на заводах и выпускал оружие, «воевал» не меньше. А как нужна была воинам поддержка жен и лю­бимых, оставшихся дома, где проблем и бед было с избыт­ком: Вновь достань листок письма, Перечти сначала. Пусть в землянке полутьма. Ну-ка, где она сама То письмо писала? При каком на этот раз Примостилась свете? То ли спали в этот час, То ль мешали дети. То ль болела голова Тяжко, не впервые, Оттого, брат, что дрова Не горят сырые?.. Возвращающаяся на Родину женщина в главе «По дороге на Берлин» становится собирательным образом всех мате­рей, потому так тепло заботятся о ней солдаты: Мать святой извечной силы, Из безвестных матерей, Что в труде неизносимы И в любой беде своей; Что судьбою, повторенной На земле сто раз подряд, И растят в любви бессонной, И теряют нас, солдат; И живут, и рук не сложат, Не сомкнут своих очей. Коль нужны еще, быть может, Внукам вместо сыновей. Финальная глава «От автора» раскрывает основной замы­сел поэмы и ту цель, которую талантливый поэт сумел до­стичь: Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей, Чтобы радостью нежданной У бойца согрелась грудь, Как от той гармошки драной, Что случится где-нибудь. «Василий Теркин» стал «книгой», в которой поэт сумел раскрыть все лучшие черты народа: патриотизм и самоот­верженность, щедрость души и доброту, смелость и смекал­ку. И. А. Бунин высоко оценил произведение А. Т. Твардов­ского: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже. Но даже и это можно будет простить ему за «Теркина».

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и фор-ма по-настоящему народны. Поэма стала одним из са-мых значительных произведений о Великой Отечест-венной войне. На первый взгляд может показаться, что «Василий Теркин» — просто ряд эпизодов из жиз-ни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыс-лив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны — от отступления в 1941 году до великой победы.

Война — это голод и холод, смерть, самопожертво-вание, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардов-ского. Поэт нарисовал впечатляющие картины воен-ных лет. На войне «жить без пищи можно сутки, мож-но больше», и все эти тяготы нужно выносить терпе-ливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе «Перед боем». На пути следования бойцов оказывается род-ная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится «вдоль стены», потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побыв-ку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник «горький, гру-стный» , потому что жалкие часы, если не минуты от-ведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько ухо-дить командиру из родного дома, потому что «может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут».

С великим уважением говорит поэт о простой рус-ской женщине, вынесшей на своих плечах в годы вой-ны огромные страдания, и ей поэт отдает земной по-клон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашед-шему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет от-давать свою жизнь за Отечество.

В главе «Генерал» Твардовский показывает един-ство простого солдата и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь «любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти».

Трагическую, типичную картину рисует поэт в гла-ве «Про солдата-сироту». Герой этого эпизода, прохо-дя мимо родных мест, не узнает родной деревни Крас-ный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: «страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,— ради жизни на земле». Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

Самым известным произведением А.Т.Твардовского стала любимая русским народом еще со времен ВОВ поэма «Василий Теркин». Это доказывает уже тот факт, что в 1995 году на родине писателя, в центре Смоленска, был установлен памятник. Словно живые, ведут беседу отлитые из бронзы Александр Трифонович и его знаменитый герой с гармошкой в руках. Эти скульптуры - символ памяти сильному русскому характеру, способному все пережить ради спасения Родины.

Жанровые особенности произведения

В литературе принято относить «Василия Теркина» к поэмам. Однако сам писатель не был столь категоричен в этом вопросе.

Во-первых, нужно обратить внимание на подзаголовок «Книга про бойца», сделанный автором. Это уже наводит на мысль о некоторой нетрадиционности произведения. Действительно, в содержании отсутствует как таковая сюжетная связанность глав, нет кульминации, да и вопрос относительно завершенности является довольно спорным. Главная причина в том, что произведение «Василий Теркин» писалось по главам, становившихся мгновенным откликом на происходившие на фронте события.

Во-вторых, сохранились записи Твардовского, где он высказывается относительно жанра: "…летопись - не летопись, хроника - не хроника…". Это подтверждает тот факт, что основу произведения составляли реальные события, обыгранные автором.

Таким образом, это уникальная книга, представляющая собой энциклопедию жизни народа в страшные для него военные годы. И главное в ней то, что писателю удалось мастерски обрисовать героя, воплотившего в себе лучшие черты русского характера.

Композиция и сюжет

Поэма «Василий Теркин» имела особое назначение: она писалась в 1942-45 годы и была адресована, прежде всего, рядовому солдату, воевавшему в окопах. Это определило ее композицию: самостоятельные главы (в послевоенном издании автор оставил 29, в том числе 5 «авторских» глав) с отдельным сюжетом. «Без начала, без конца, без особого сюжета» - так определил особенности «Книги про бойца» Твардовский. Такой подход объяснялся довольно просто: в условиях военного времени не было возможности полностью читать поэму «Василий Теркин». Главы, которые объединял образ главного героя, всегда оказывавшегося в центре событий, рассказывали о каком-то важном моменте солдатских будней. Это сделало произведение ценным в плане его масштабности и народности.

Василий Теркин: анализ образа

Первые главы появляются в 1942 году. В них возникает образ обычного солдата, который предстает то балагуром и весельчаком, то мастером на все руки и умелым гармонистом, то мужественным и преданным родине бойцом. Твардовский не дает подробного героя: его черты максимально реалистичны и свойственны большинству людей. Нет четкого указания и на место его жительства, хотя по авторским отступлениям можно понять, что Твардовский и Теркин - земляки. Такой подход лишает героя индивидуальности и придает образу обобщенный характер. Именно поэтому каждый читатель находил в Теркине знакомые черты и принимал его за своего.

Герой, бывший труженик земли, воспринимает войну как важную работу. Он показан то на привале, то в крестьянской избе, то переплывающим реку, то рассуждающим о заслуженной награде, то играющим на гармошке… Неважно, в какой ситуации оказывался много испытавший (очевидна связь фамилии со словом «тертый») за свою жизнь Василий Теркин. Анализ его поступков и поведения показывает, что он даже в таких трудных условиях сохраняет жизнелюбие и лучшие свято верит в победу и в товарищей. Интересна и рифмовка «Василий-Россия», которая употребляется в тексте несколько раз и подчеркивает истинно народные черты созданного образа.

Изображение войны

Особый подход был у автора и к описанию места действия поэмы «Василий Теркин». Анализ текста показывает, чтов ней практически нет конкретных географических названий и точной хронологии событий. Хотя вполне определенно указывается род войск - пехота, так как именно ей довелось в большей мере испытать все тяготы фронтовой жизни.

Важную роль играет описание отдельных деталей и предметов солдатского быта, которые складываются в одну живую и масштабную картину войны с фашистами. При этом довольно часто образ Теркина ассоциируется с воином-героем всех «компаний и времен».

Образ автора

Важное лицо в поэме не только Василий Теркин. Анализ глав «От автора» позволяет представить повествователя и одновременно посредника между героем и читателями.

Это человек, сам испытавший в полной мере тяготы войны (А.Т. Твардовский с первых дней отправился на фронт в качестве корреспондента). В его размышлениях дается характеристика героя (на первом месте психологический аспект) и народная оценка страшных событий. Последнее особенно важно, тем более что адресатом поэмы стали и солдаты-фронтовики (Л. Озеров охарактеризовал ее как книгу-помощник на войне), и те, кто остался в тылу. Появления новых глав ждали с нетерпением, а отдельные их части заучивали наизусть.

Язык и стиль поэмы «Василий Теркин»

Тема войны обычно раскрывается за счет использования возвышенной лексики. Твардовский отходит от этой традиции и пишет поэму об обычном солдате, человеке из народа легким, простым языком. Это придает всему повествованию и образу героя естественность и теплоту. Автор умело сочетает разговорную, иногда даже просторечную, и литературную речь, прибегает к оборотам и устного творчества, перефразирует малые Это многочисленные поговорки и прибаутки («твоя нынче хата с краю»), слова с уменьшительным значением (сыночек, соколик), постоянные эпитеты («година горькая»), выражения типа «встрепенулся ясный сокол», «хвать-похвать».

Еще одна особенность - обилие диалогов, в которых много коротких Они легко воссоздают картины повседневной солдатской жизни и делают героев простыми и близкими читателю.

Монументальное произведение о судьбе народа

Поэма стала решающим событием не только в творчестве А.Т.Твардовского, но и во всей литературе военного периода. Автор сумел показать в ней героический путь рядового бойца, каким был Василий Теркин. Анализ боевых событий их непосредственным участником делает повествование правдоподобным. Три части поэмы рассказывают о решающих этапах войны: отступление, перелом и победное шествие на Берлин.

Действие произведения заканчивается одновременно с победой, так как главную свою задачу - рассказать о невероятном мужестве советского народа в годы войны с фашизмом - А.Т. Твардовский полностью выполнил.




Top