Старинный предмет быта коми избы. Конспект занятия «Коми изба

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Традиционный дом коми-зырян, нач. XX века.Село Верхозерье, Удорский район Республики Коми. 1990 г. http://pics.livejournal.com/varandej/pic/0010151d Самое главное в избе – это печь.Она давала людям тепло, в печи готовили пищу.А еще над ней сушили грибы и ягоды на зиму. Пространство возле печи называлось «бабье место». «Красный угол» всегда находился наискосок от печи Здесь всегда горел «небесный»огонь – лампада.Это самое почетное место в доме.Здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном. http://altertravel.ru/professor/march_01_2008/photo_06.jpg http://www.evarussia.ru/upload/produkt/282/282_1.jpg В сенях хранились различные хозяйственные инструменты (слева висят ножницы для стрижки овец, скребки для ошкуривания бревен, чесала, сито, трещетка). Все предметы принадлежат жителям села и собраны в народный музей в течении 2005-2006 года. Апрель 2006 года. Усть Вымь. Интерьер зимней половины. Кухонная утварь. Апрель 2006 года, Усть-Вымь http://www.finugor.ru/files/images/IMG_1084.preview.jpg Зимняя половина. Вся мебель ручной работы мастеров села Усть-Вымь. В следующей комнате виден ткацкий стан, на котором, помимо тканых полотен изготавливали также и половики. 2006 год, Усть-Вымь. http://finugor.ru/files/images/IMG_1088.preview.jpg http://fotki.yandex.ru/users/tadishheva/view/1392/?page=0 http://s41.radikal.ru/i094/0811/6e/2dba258017a0.jpg http://www.altertravel.ru/images/367/2.jpg В избе нет перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая - подпорожье. Поражает высота бревенчатого потолка (высота от пола 3,3 м). Вероятно, изба раньше была курной, т. е. топилась "по черному". Позднее поставили белую глинобитную печь. Она занимает почти четвертую часть объема избы. Площадь избы невелика, около 25 м2. Однако здесь жила большая семья – более десяти человек, и у всех было свое место во время работы, обеда, сна... Коми-пермяцкая изба "керку" http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov29.htm# В избе создан интерьер крестьянской избы: стол, покрыт скатертью, на нем - долбленая чашка, солоничка - уточка, ложки. Рядом зыбка на березовом шесте. Тут же светец, разноцветные пояса-опояски, кушаки. Большое место на полках и лавках занимает кухонная утварь. http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov27.htm# http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov30.htm# http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov31.htm# Главными занятиями у коми были земледелие и животноводство http://www.finnougoria.ru/upload/interier%20komi%20izby1.JPG С чего начать рисунок коми избы? Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…Продумать компоновку рисунка.Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

С самого раннего детства девочек приобщали к женским рукоделиям, к пяти–шести годам им дарили маленькие детские прялки, на которых можно было прясть лён, коноплю, шерсть. К десяти годам матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за правильным исполнением орнаментальных мотивов. Ткали на деревянном ткацком стане «дӧра кыан», сходном по конструкции со станом северных русских. Узоры были довольно сложными. Чаще всего узор наносился красными нитями на белый фон домотканого полотна. Такими узорами украшались полотенца, скатерти, подолы, кокетки и рукава женских рубах, холщовые чулки.

Фото Евгении Козмодемьяновой

Обычно женщины ткали узоры по памяти, но иногда «снимали» их с готовых вещей или создавали новые. Ткали также и половики – «джодж дӧра», отличавшиеся богатой цветовой насыщенностью. Узорные пояса, которыми подвязывали сарафаны, мужские рубахи, верхнюю одежду ткали на специальных дощечках «таб» – небольших квадратных плашках с отверстиями по углам. Для изготовления широких поясов пользовались обычным ткацким станом. Особенно нарядными были пояса, которые назывались дарственными. Их ткали из зелёной, красной, синей, жёлтой и розовой шерсти и украшали кистями. Эти пояса невеста дарила жениху и его близким родственникам.

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Вышивка была распространена только на юге Коми края у лузских и летских коми. Она применялась для украшения головных уборов, рубах, полотенец и во многом соответствовала орнаментальным мотивам, характерным для ткачества. Очень красиво и оригинально выглядели головные уборы женщин – сороки, «юр кӧртӧд», вышитые различными геометрическими узорами. Сорока представляет собой головную повязку с вышитым разноцветными нитями очельем – налобником, двумя «крыльями» – завязками и «хвостом», который покрывал затылок. Такой головной убор девушка начинала вышивать к своему замужеству, иногда за несколько лет до него. У ижемских коми была распространена вышивка бисером и золотыми нитями. Бисером вышивали головные уборы невест – «юрной», серебряными, золотыми нитями вышивали кокошники и сборники, головные уборы замужних женщин.

У коми как у лесного народа было развито искусство обработки дерева. Этим видом искусства занимались, в основном, мужчины. Главным украшением деревянной избы был «конёк», «чибӧ» – комлевая часть охлупня, бревна, скрепляющего двускатную крышу. «Чибӧ» – в переводе «конь», конёк и вырезался в виде коня, а нередко и коня-птицы, крыльями которого были скаты крыши. Охлупень мог быть украшен рогами оленя, лося или резным деревянным полотенцем.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Росписью занимались мастера-профессионалы, нередко – и местные иконописцы. Мастера собирались в артели и изготовляли на продажу расписные прялки, сундуки, шкафы, сани, дуги. Были в Коми крае свои «центры» по росписи. Это деревни Тойма и Верхозерье на Вашке, Отла и Луга – на Выми, Керчёмья и Вомын – на Вычегде, Ижма и Мутный Материк – на Печоре. Артели резчиков и иконописцев изготавливали иконостасы с иконами для церквей Коми края, писали иконы для крестьян, причём эти иконы обладали высокими художественными достоинствами. Некоторые из них являются украшением и гордостью Национальной галереи Республики Коми.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

«Домы отменные»

Русский путешественник и учёный И. И. Лепёхин, проезжая в 1771 году через «зырянскую селитьбу Усть-Сысольским погостом назывемую», писал, что «домы в нём отменные». Усть-Сысольск в то время мало отличался от других зырянских сёл, так что смело можно сказать, что «домы отменные» издревле были характерны для коми сёл и деревень.

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Сысольский был распространён по рекам Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Это квадратная постройка, состоящая из жилой и хозяйственной половин, каждая со своим скатом кровли. Жилая разделяется на зимнюю (вой керка) и летнюю (лун керка) избы и объединяется входом через сени. К ней примыкает сруб двора (стын). Печь стоит в глубине помещения, в углу, а устьем обращена к двери. Рядом – вход в подполье, голбец (гoбoч выв), полати. Передний угол «Ен ув пельoс», «Божий угол», находится по горизонтали от печи.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

В «чистом виде» эти типы жилищ ныне встречаются редко, да и в прошлом хозяева часто уходили от канонических форм. В начале ХХ века жилые помещения стали разделять на комнаты, в хозяйственном дворе-сарае прирубать отдельные избы для детей, и дом нередко состоял из четырёх–шести жилых помещений. А на Ижме и Удоре дома стали строить в два этажа.

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) - из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Штаны носили с сапогами или низкой кожаной обувью «кӧт i », заправляя штанины в «сера чувки» (узорные чулки), подвязанные под коленом узорным шнурком. Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой - холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась).

Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды: «маличу» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

Орнамент : «шифровка» из глубины веков

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Орнаменты коми по стилистике близки орнаментам соседних народов, учёные объясняют это общей древней основой. Похожие орнаменты украшали керамическую посуду так называемой андроновской культуры, которую датируют II – началом I тысячелетия до нашей эры. С течением времени у каждого народа сложился свой тип орнамента, свойственный только этой культуре. Но даже внутри народа в орнаментальных мотивах есть различия, так что по узору на чулках или варежках можно определить, в каком районе Республики Коми они связаны. Более того, оказывается, что узоры орнамента на чулках различаются как мужские – «мужик сер» – и женские – «баба сер».

Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кoр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мoс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз –«цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и т. п.

Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки

Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.

Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.

Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.

Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.

Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.

В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.

М.Б. Рогачёв © 1999

Из-за скудости источников можно лишь в общих чертах проследить эволюцию коми жилища на ранних этапах его развития. Древнейшим типом жилища предков коми были землянки и полуземлянки с открытым очагом. Археологи выделяют для периода энеолита-бронзы четыре типа построек: бревенчатые полуземлянки, полуземлянки столбовой конструкции, многоугольные шатровые полуземлянки и наземные сооружения без котлованов (последние наиболее характерны для эпохи бронзы). Для ананьинского и гляденовского времени характерны прямоугольные, слегка углубленные в землю, срубные (в 3-5 венцов зимние и одновенцовые летние) конструкции с шалашеобразным перекрытием на жердях, покрытым берестой (в некоторых гляденовских жилищах обнаружены ямки от столбовых конструкций). Развитием этого типа жилища являются постройки, относящиеся к ванвиздинской культуре (вторая половина I тыс. н.э.), по-видимому принадлежащей прямым предкам коми (Археология 1997, С. 268, 359, 427-428).

Далее следует "разрыв" в наших знаниях о развитии жилища, обусловленный слабой изученностью поселений Перми Вычегодской (Х-ХIV вв.). Возможно, жилища пермян были аналогичны выявленным на памятниках верхнекамской родановской культуры того же времени, генетически связанной с коми-пермяками, довольно большим бревенчатым постройкам без фундамента, под двускатной крышей, без потолка и окон, с нарами вдоль стен и очагом в центре. К жилищу примыкали хозяйственные постройки: хлев и сарай.

Этнограф Л.Н. Жеребцов, основываясь на описях крестьянских хозяйств Яренской воеводской канцелярии и других документах ХVII-ХVIII вв., отметил, что в средневековье развитие коми жилища шло под влиянием северных русских. На схожесть коми и северорусского жилища в конце ХVII в. указал в своих записках Избранд Идес. По-видимому, коми переняли у русских трехраздельный дом, включающий избу, сени и клеть (помещение для хранения хозяйственного инвентаря, одежды, и т.п.), однако сени не получили такого развития как в русском жилище. Появляются и вскоре становятся традиционными дома с двумя избами (вторая изба заменяет клеть, "переходящую" на хозяйственный двор). У зажиточных крестьян встречались постройки более сложного состава: "хоромного строения изба да горница, две клети в том числе одна против горницы с перегородом, другая против избы". Из хозяйственных построек упоминаются дворы, амбары, овины, бани. По-видимому, уже в ХVIII в. складывается комплекс из двух жилых помещений (двух изб или избы и горницы), разделенных сенями, в одной связи с хозяйственным двором (Жеребцов Л. 1956, С. 44-46).


И только обширные материалы (описания путешественников, сохранившиеся постройки, и др.) ХIХ - начала ХХ вв. позволяют составить достаточно полное представление о разнообразных типах коми жилища, отражающих различное социально-экономическое положение хозяев, особенности хозяйственного комплекса различных групп коми, влияние соседнего русского населения. В этом кратком обзоре рассматриваются некоторые из них, наиболее распространенные*.

Простейшим типом жилища, достаточно распространенным еще в 40-50-е гг., но сейчас встречающимся крайне редко, является изба с выгороженными капитальной стеной сенями, под односкатной крышей. Хлев либо отсутствовал, либо строился отдельно от дома. Такой дом был характерен для беднейших крестьянских семей (Белицер 1958, С. 178). Очень похожи на них иногда встречающиеся и сегодня избы с пристроенными сенями (в виде обшитого досками тамбура), перекрытые общей односкатной крышей. Но их нельзя отнести к данному типу. Как правило, это "остатки" двухизбных комплексов, у которых за ветхостью или ненадобностью были разобраны одна изба и хозяйственный двор.

Очень старый тип дома - изба-двойня: две избы (одна летняя, другая - зимняя), поставленные почти вплотную друг к другу (на расстоянии до 1,5 метров), под односкатными крышами, образующими общее двускатное покрытие. Общие для двух изб сени пристраиваются сзади и соединяют жилую часть с хозяйственным двором. Бывает, что обе избы являются летними, а зимняя выгораживается в задней части постройки, занимая половину хозяйственного двора (под ней в подклете находится хлев, куда можно попасть прямо из жилого помещения). Еще один вариант: трехстенный хозяйственный двор пристраивается к жилым избам, вход прорубается в его боковой стене, а пространство, выполняющее функцию сеней, лишь обозначается перерубами. В настоящее время избы-двойни встречаются редко, в основном на Удоре и в Прилузье (Жеребцов Л. 1971, С. 58-60).

Однако, безусловно, наиболее распространенным, и не только в Коми крае, но и на Русском Севере и в Сибири, был сложившийся в ХVIII в. дом-связь - две избы (теплая и холодная), "связанные" сенями, с пристроенным в одной связи хозяйственным двором. Такая конструкция легко расчленяется на отдельные элементы, и со временем пришедшая в негодность изба может заменяться на новую. Встречаются постройки, в которых одна часть - традиционная четырехстенная изба под односкатной крышей, а другая, более новая, - пятистенок с двухскатным покрытием. При желании к основной конструкции можно добавить другие элементы. На средней Вычегде, например, к одной из изб пристраивают небольшую холодную горницу, но хозяйственный двор при этом не удлиняется, и в результате получается Г-образная постройка.

Архитектор И.Н. Шургин выделил два типа дома-связи, условно назвав их "сысольским " и "вымским". "Сысольский" дом преимущественно распространен в южный районах обитания коми - на Сысоле и в Прилузье, а также на средней и верхней Вычегде, но встречается и на Выми. "Вымский" дом бытует не только на Выми, но и на Вычегде, Удоре и нижней Сысоле. Оба типа имеют одинаковую функционально-плановую структуру, и, по всей видимости, складывались одновременно. Отличие - в ориентации фасада относительно крыши. У "сысольского" дома жилая и хозяйственная части имеют односкатные крыши, у "вымского" - каждая изба имеет односкатную крышу, продолжающуюся и над примыкающей к ней части хозяйственного двора. В обоих случаях над всей постройкой получается двускатное покрытие (Шургин 1988, С. 200-220).

Одним из самых распространенных типов жилища является шестистенок с заулком (дом со средней холодной горницей), распространение которого прослеживается со второй половины ХIХ в. Средняя горница помещается на месте сеней у дома-связи. Она меньше по размерам, чем зимняя и летняя избы, соединяется проходом только с одной из них, и иногда служит дополнительной комнатой (чаще - спальней), иногда - подсобным помещением (чуланом или мастерской). Жилая часть такого дома соединяется с хозяйственной через сени, по типу избы-двойни. По всей вероятности, этот тип дома и появился в результате модификации ("раздвижки" двух капитальных стен) избы-двойни. Но не исключено, что это измененный дом-связь "вымского" типа, по крайней мере "основная зона распространения шестистенка примыкает к местам локализации вымского жилища, внедряясь в его среду" (Маковецкий 1962, С. 43-45; Шургин 1990, С.307).

Также во второй половине ХIХ в. (на Ижме, вероятно, намного раньше) появляются такие повсеместно распространенные в настоящее время типы жилища, как пятистенок (четырехстенный сруб, разделенный пятой капитальной стеной) и шестистенок-крестовик (квадратный в плане сруб, разделенный на четыре части двумя капитальными стенами, пересекающимися под прямым углом). Пятистенки бывают двух видов: с двускатным покрытием на слегах и хозяйственным двором, "связанным" сенями с жилой частью (по типу избы-двойни) и с четырехскатным покрытием на стропилах, не соединенный с хозяйственным двором. Шестистенки-крестовики всегда имеют четырехскатную крышу на стропилах и не соединены с хозяйственным двором. В пятистенке жилые помещения традиционно делятся на летнее и зимнее. У шестистенка- крестовика одно помещение заменяет сени, второе служит кухней, и две комнаты - жилые (обе отапливаемые). В настоящее время вместо сеней пристраивается крытое крыльцо с тамбуром и верандой (в таком доме получается три жилые комнаты).

И пятистенок, и шестистенок-крестовик появляются в Коми крае в "готовом" виде. Пятистенок с двускатной крышей "пришел" из соседних русских районов, где он был распространен издавна. Появление пятистенков и крестовиков связано с городом, где эти типы домов в качестве "образцовых проектов" стали внедряться с начала ХIХ в. Соответственно первый вид пятистенка более распространен в селе, а второй и крестовик - в городе. Своеобразным видом пятистенка являются дома с мезонином. Встречаются дома, где светелка выгорожена в подкрышном пространстве, с прорубленным на улицу окном, и дома с "вышкой" - небольшим четырехстенным срубом, "опирающимся" на потолочное перекрытие.

Двухэтажные дома характерны только для коми-ижемцев и соседних с ними русских-устьцилемов. По конструкции они относятся к уже известным нам типам. Наиболее распространен двухэтажный пятистенок (в с.Ижма сохранился дом такого типа 1781 г. постройки), имеющий по два жилых помещения на каждом этаже. У такого дома сени строятся сзади жилой части и соединяют ее с хозяйственным двором. Реже встречаются двухэтажные дома-связи (вход устраивается с фасада, через сени, на втором этаже за счет помещения над сенями получается три жилых комнаты) и шестистенки с заулком (сени, как у пятистенка, устраиваются сзади жилой части, и на каждом этаже получается по три жилых комнаты). Многие из этих домов лишь с некоторой натяжкой можно считать двухэтажными, поскольку первый этаж оборудован в подклете. В особую группу можно выделить немногочисленные двухэтажные особняки-крестовики с мезонином зажиточных оленеводов и торговцев (дома Попова, Норицына в с.Ижма, и другие). Они отличаются не только планировкой, но и декором.

В других районах двухэтажные дома встречались только у торговцев. В таких домах первый этаж в подклете использовался как торговое помещение. С торговлей связано появление двухэтажных домов в немногочисленных селах, где устраивались ярмарки. Например, с конца ХIХ в. двухэтажные дома стали строиться в с.Важгорт на Удоре, где проходила большая Крещенская ярмарка. Крестьяне сдавали нижние этажи под лавки и склады приезжим торговцам, а верхние отводили под жилье. Важгортские дома отличаются от ижемских тем, что делятся на три части: передняя летняя половина (пятистенок или шестистенок), затем, через сени на втором этаже, - хозяйственный двор, и зимовка (второй этаж - жилой, а на первом помещается хлев) (Жеребцов Л. 1971, С. 66-68).

Краткое описание основных конструктивных особенностей коми традиционного жилища показывает чрезвычайную рациональность, приспособленность к суровым северным условиям (прежде всего - сохранению тепла и гидроизоляции) его конструкции. При внешней простоте и непритязательности крестьянский дом воплощает в себе многовековой опыт строительства - в нем обнаруживается много простых и остроумных приспособлений и конструкций, способствующих устойчивости здания, надежному креплению его частей, и т.п. Основным строительным материалом в лесном краю, естественно, служило дерево. Лишь в Усть-Сысольске можно было встретить немногочисленные кирпичные жилые дома. В селе же каменными были только церкви (в начале ХХ в. - примерно половина всех храмов Коми края) и, в некоторых селах, административные здания и школы.

Дома строились из толстых сосновых или лиственничных бревен (чаще из лиственницы, устойчивой против гниения, клали только нижние венцы, в наибольшей степени подвергавшиеся воздействию воды). Обычное число венцов - 15-17 (по фронтону). Полы настилали на высоте 1,5-2 метра от земли. Обычный для всех северных домов высокий подклет способствовал сохранению тепла и "приподнимал" жилую часть над снегом "Жилище здешних жителей отличается громадностью и массивностью:Первоначально ставятся два сруба, для двух отдельных изб, в расстоянии сажени один от другого. Срубы эти бывают вышиною до 3 сажен*:Когда будут поставлены две избы, то приступают к устройству сеней. Они делаются между избами и обыкновенно забираются из бревен, принаровленных, без особенных укреплений и связей, к концам избных бревен", - так строился "вымский" дом-связь в середине ХIХ в. (Аврамов 1859, № 42).

Дома ставились "без всяких планов и фундаментов". Впрочем, постройки "на пошве" (первый венец кладется прямо на землю) были большой редкостью. Обычно сруб ставился на "стульях" (вкопанных в землю сосновых чурках) или камнях, подкладываемых под углы здания. Встречались и комбинированные варианты (считалось, что, если дом стоит только на камнях, он будет холодным). Только во второй половине ХХ в. появляются дома на ленточном фундаменте.

Углы сруба рубились в "чашу" с "выпуском". Рубка "в лапу" встречалась в городе, а в селе так стали рубить только в последние 30-40 лет. Бревна сруба обязательно прокладывали мхом (для теплоизоляции). До середины ХIХ в. паз вырубали в верхней части бревна, что было непрактично, так как в пазах скапливалась вода и сруб довольно быстро приходил в негодность. Позднее паз стали рубить в нижней части бревна, что сложнее технически, но делает постройку долговечнее. В некоторых старых постройках встречается прокладка верхних венцов берестой, служащей гидроизоляцией (Жеребцов Л. 1971, С.41). Лишь в конце ХIХ в. появляются дома, обшитые тесом и окрашенные (вероятно, эта новация пришла из города, где обшитые дома появляются в первой половине ХIХ в.). Повсеместным обычаем обшивка и покраска домов стали только во второй половине ХХ в.

Полы для сохранения тепла всегда делались двойными. В середине ХIХ в. их настилали "из целых бревен, и сверху их - другие из расколотых на двое особыми топорами толстых плах" (Аврамов 1859, № 42). Позднее полы стали собирать из обтесанных с двух сторон плах, плотно пригнанных друг к другу с помощью вырубов, загоняемых в паз следующей плахи. Аналогичный способ применялся для крепления пола к стенам сруба. Но встречался и другой: бревно, к которому примыкает пол, наполовину стесывается, чтобы плотнее подогнать крайнюю плаху, а пол держится на переводинах (две из них обязательно укладываются вплотную к стенам), поставленных перпендикулярно плахам.

В сохранившихся домах второй половины ХIХ в. встречаются потолки из целых или расколотых пополам бревен (круглой частью вниз). Позднее потолки стали устраивать из таких же плах, как и пол, засыпая их сверху землей. Потолок крепился к стенам с помощью выруба, аналогично креплению пола. В центре потолок опирается на толстое круглое бревно - матицу. Плахи пола и потолка укладывались перпендикулярно входу. Окраска потолков и полов масляной краской - явление довольно позднее.

Обычное число окон по фасаду - шесть (по три в каждой избе). У пятистенка и крестовика обычно было по четыре окна. В первой половине ХIХ в. окна вырубались небольшими (30х40 см), причем среднее окно всегда было несколько больше крайних. Их делали однорамными, без наличников. "В рамы этих окон вставлены мелкие обломки тусклых стекол, а, при недостатке их, рамы обтягиваются или бычьим пузырем, или лоскутками холста, пропитанными коровьим салом, зимой же, с наружной стороны для большей теплоты в окна замораживается тонкий прозрачный лед" (Михайлов 1852, С. 322). В сохранившихся домах конца ХIХ в. на Сысоле, верхней Печоре, верхней Вычегде можно встретить небольшие волоковые оконца над печью (она находится у стены, противоположной входу, устьем к двери, и печное окошко служило для освещения полатей). В это время. уже повсеместно рубили большие (70х90 см и более) косящатые окна с двумя рамами, но без ставен. Очень редко встречались створчатые окна.

Вход в дом оформлялся по-разному. В домах с внутренней лестницей в сенях он находится на уровне земли и оформляется небольшой вымосткой из плах и перилами. Совсем отсутствовали или были невысокими крыльца у ижемских двухэтажных домов. Но чаще вход в сени делался на уровне пола, и к нему вело высокое крыльцо, очень заметное на фоне монотонного, почти без украшений, фасада жилого дома. Обычно оно представляет из себя площадку, закрепленную на четырех столбах, к которой ведет крутая лестница. Крыльцо перекрывалось плоским перекрытием, односкатной или двускатной кровлей. Отличаются своеобразием крыльца домов на Выми: нижняя площадка и крутая лестница перекрывались пологой кровлей на столбах, а верхняя площадка имела коньковое перекрытие, украшенное резьбой. Похожие крыльца встречаются на Удоре, только без нижней площадки. Распространенное сегодня оформление крыльца тамбуром или верандой в ХIХ в. не применялось.

Крыша покрывалась тесом в два ряда, причем тесины клались в шахматном порядке - для обеспечения водонепроницаемости. Для стока воды в тесинах вырубался желоб или две дорожки (второй вариант - более поздний). Тес укладывался на слеги и сверху придавливался жердями. Нижние концы тесин упирались в водосточный желоб, укрепленный на "курицах", а верхние закреплялись на князевом бревне. При односкатном покрытии двух изб концы крыш часто не стыковались, а заходили один под другой. Этот конструктивный прием был характерен для "черных" изб - в щель вытягивался дым. При двускатном покрытии концы тесин сверху придавливались охлупнем - бревном с выдолбленным в нижней части пазом. Для охлупня выбиралось бревно с комлем, из которого вырезалась стилизованная фигура утки или коня. Стропильную конструкцию крепления крыши, сегодня достаточно широко распространенную, имели только "городские" пятистенки и шестистенки-крестовики.

Традиционный коми крестьянский дом, массивный, из потемневших от времени бревен, слабо декорирован и поэтому выглядит довольно аскетично. Кроме охлупней, стилизованными фигурами птиц завершались "курицы". Значительно реже встречаются фигурно вырубленные выпуски и обработанные выемчатой резьбой потоки. В домах конца ХIХ - начала ХХ вв. иногда встречаются украшенные пропильной резьбой карнизы и причелины крыш, наличники окон. Надо отметить, что немногочисленные декоративные элементы отличаются значительным пластическим разнообразием (Грибова 1980, С. 32-51).

Внутреннее устройство коми традиционного дома во многом схоже с северорусским жилищем. Первоначальное деление помещений на избу, сени и клеть уже в ХVIII в. сменяется делением на зимнюю избу, сени (они использовались не только для прохода в жилые помещения и хозяйственный двор, но и как кладовая) и летнюю избу (горницу), причем горниц, в зависимости от типа дома, могло быть несколько. Кухня очень редко выделялась в самостоятельное помещение. Основной жилой комнатой являлась зимняя изба, "всегдашний любимый покой зырянина". В летней избе хозяева, как правило, не жили - она служила парадной, гостевой частью дома. В конце ХIХ в. печи стали ставить и в летней избе, так что она лишь по традиции сохраняла свое наименование. Но летняя изба оставалась парадной частью жилища, за исключением тех случаев, когда один дом "делили" две семьи (семьи братьев или родительская семья и семья женатого сына).

Безусловно, самое почетное место в доме отводилось русской печи (печи-голландки появляются только в начале ХХ в., и то в основном в городе), по образному выражению М.Михайлова - "зырянскому пеклу", занимавшему "более половины комнаты, которая, сама по себе, без того была бы очень просторна". В середине ХIХ в. на верхней Печоре и верхней Вычегде, Вишере и Локчиме еще встречались глинобитные печи (Белицер 1958, С. 186). Но и в то время в большинстве домов печи были из необожженного кирпича, изготовляемого самими крестьянами. Печи ставились либо на столбах, либо на срубе из плах и были приподняты над полом. На деревянное основание в несколько рядов укладывались кирпичи или камни, залитые жидкой глиной. На этой основе выкладывались стенки и полусферическая топка, а пространство между ними заполнялось мелкими камнями с жидкой глиной. Сверху делалась стежка из глины с песком, на которую укладывались плахи лежанки. Высота печи без трубы достигала двух метров. Еще в первой половине ХIХ в. преобладали черные печи (без дымохода). Однако М. Истомин в 1862 г. отмечал, что "так называемых черных изб с дымоволоками, в Ижемском селении, - в настоящее время совсем нет". На Удоре в 70-е гг. ХIХ в., по наблюдению Ин. Попова, "избы у многих на половину черные и на половину белые. Впрочем, в последнее время начали строить только белые избы, предпочитая их черным, во избежание дыма и холода во время топки" (Истомин 1862, С. 137; Попов 1875, № 89). Дольше всего черные печи сохранялись в верховьях Вычегды, Выми и Печоры.

Самый распространенный тип внутренней планировки избы - средневеликорусский, когда печь находится рядом со входом, устьем к передней стене. В таком случае "красный угол" (наиболее почитаемое место в доме, где помещаются иконы, стоят стол и лавки для совместных трапез) располагается у передней стены, по диагонали от печи. Другой тип, встречающийся в домах верхневычегодских, верхнепечорских и сысольских коми, - печь расположена у передней стены, устьем к входу, а "красный угол" находится около двери. По-видимому, "у коми этот план возник совершенно самостоятельно, он является наиболее древним планом вообще и наиболее старым планом на данной территории, происхождение его связано с более ранними жилищами коми - землянкой и полуземлянкой, в которых дверь служила единственным источником света" (Белицер 1958, С. 185). От местоположения печи также зависят расположение голбца (подполья под жилой частью для хранения продуктов и домашней утвари) и полатей. В первом случае полати устанавливались над дверью, а вход в голбец находился между печью и стеною дома, во втором - полати настилались около передней стены дома, напротив входа, а вход в подполье находился у внешней стороны печи. В белых избах, даже при наличии печи, полати и голбец не устраивались.

Внутреннее пространство избы четко делится матицей на "переднее" и "заднее". Гость как правило оставался в передней части и без приглашения хозяев не переходил за матицу, в заднюю, семейную ее часть. Пространство перед печью считается женской частью, кухней. Оно выделяется двумя балками, расположенными примерно на двухметровой высоте перпендикулярно входу (на балки ставили кухонную посуду). Оппозицию печи составлял "красный угол" - наиболее почетное, семейное обрядовое место и место трапезы.

Интерьер крестьянского дома исключительно прост, даже аскетичен. Вся мебель - самодельные большой стол в "красном углу", пристенные лавки (крепились в пазе, вырубленном в бревнах стены) и небольшой столик у печи. По стенам на высоте человеческого роста крепились полочки для хозяйственных мелочей. Одежда хранилась в сундуках, а посуда - в небольшом ящике у печи (залавке). Семья спала на печи и полатях. Изба освещалась лучиной, закрепленной в специальном металлическом держателе.

В конце ХIХ - начале ХХ вв. в сельскую среду начинают проникать элементы интерьера "городского" жилища. Из мебели это кровати, небольшие столики, стулья, табуретки, платяные шкафы ремесленного изготовления. Получает некоторое распространение окраска стен, полов и потолков, оклейка стен обоями (предварительно бревна внутренней части стены обтесывают). Появляются занавески на окнах, литографии и фотографии на стенах. Лучина заменяется керосиновой лампой. Но эти новации были характерны для незначительной части сельского населения -духовенства и интеллигенции, зажиточных крестьян, особенно в ижемских и пригородных селениях.

25 Одежда татар и башкир

Цель : Формирование представлений о жизни и быте народа коми

Задачи :

Продолжать знакомить детей с бытом, утварью коми семьи ; с творчеством народа коми ;

Дать детям сведения о размещении предметов мебели, люльки, печи в интерьере избы.

Познакомить с новыми коми словами: керка, пач, лабич, сов доз, пань, туис

Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

Воспитывать интерес, уважение и любовь к народным играм.

Ход занятия :

В: Ребята, вы хотели бы узнать, как жили наши предки в прошлом. Я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Сейчас мы отправимся в нашу Республику Коми в прошлое время. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и сразу в прошлом очутись».

(Дети закрывают глаза, воспитатель включает первый слайд, на котором изображён деревянный, старинный дом.) (Слайд №1)

В: В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

В: Люди строили себе жилища, чтоб укрыться от непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом? (Ответы детей)

В: Правильно, ребята. Давным-давно люди строили себе жилища из деревянных бревен. А дом назывался изба (по коми- керка) . Керку строили всем селом или улицей.

Как называют современные жилища? Дома, коттеджи

Давайте рассмотрим интерьер коми избы. (слайд №2)

Ребята, посмотрите, чем же отличается изба от вашего дома?

А вы любите отгадывать загадки? Я буду загадывать загадки, а вы отгадку ищите внутри избы.

1. В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич).2. Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз).3. Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань).4. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. (Туес – туис).

Ребята, а что можно хранить в туеске?

А как вы думаете, что же было самым главным в избе?

5. Загадка: «Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают –глотает»? В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. Печь.

Правильно, это печь. (слайд №3). Печь -это сердце дома. А как вы думаете, почему так говорят? Для чего нужна была печь? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики, (слайд №4) сушили одежду и даже мылись. По коми будет печь? Пач.

Давайте рассмотрим печку. (слайд №5). В старину печь располагалась в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место». Как вы думаете, почему его так называли? В этом месте хозяйка готовила еду, шила, пряла.

А как вы думаете, что могла готовить хозяйка в печке? Щи, кашу, пекли хлеб (слайд №6)

Как вы думаете, что такое сени? В каждом доме имелись сени. Где хранилась различные хозяйственные инструменты. (ножницы, скребки, сито, различные туеса, сундук и т. д) (слайд №7)

А еще коми народ любил украшать свое жилище. А украшал он изделия элементами коми орнамента. (слайд №8) А вы знаете элементы коми орнамента? Давайте поиграем в игру «Узнай и назови элемент коми орнамента».

Молодцы. Много элементов вы знаете.

Ребята, а как вы думаете, как люди проводили свободное время, как отдыхали, развлекались? У них же тогда не было ни телевизора, ни компьютера

(Ответы детей)

В: Женщины вшивали, вязали, мужчины мастерили. А еще они устраивали праздники и развлечения (слайды 9 и 10), где пели коми песни, водили хороводы, играли в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну очень интересную игру. Называется эта игра: «Давай подружимся». Для этой игры нам надо сделать два круга. Один круг мальчиков, другой-девочек. Еще нам нужны 2 помощника, они будут держать платок между двумя кругами. Под коми мелодию вы водите хоровод, как только музыка остановится, помощники опускают платок, те двое, которые оказались под платком должны сказать друг другу вежливые слова на коми языке.

Ребята, немножко отдохнули. Теперь я приглашаю вас к столу, тут лежат картинки коми быта. Давайте поиграем в игру «Что из дерева и бересты, что из меха и ткани» . Мальчики соберут в корзину предметы, сделанные из дерева и бересты, а девочки в короб – из меха и ткани.

Молодцы, все справились.

Последняя игра «Повтори» (слайд №11 с анимацией) (6 анимации)

Это керка? Нет это не керка

Это сов доз? Нет это не сов доз.

Это пач? Да это пач. И т. д.

Хорошо поиграли, побывали в прошлом, но пора в садик возвращаться. Встанем в кружок, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и в садике очутись».

Ну что, вот мы и вернулись в детский сад. Мне очень понравилось с вами путешествовать на машине времени. А в следующий раз мы с вами отправимся на машине времени по коми сказкам.

наталия попова
Конспект занятия в старшей группе: «Интерьер коми избы»

Конспект занятия в старшей группе «Интерьер коми избы »

Цель – познакомить детей с интерьером избы коми .

Задачи – ведущая образовательная область – познавательное развитие.

Учить детей обследовать предметы быта, определять их качества, физические свойства.

Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «красного угла» , люльки, печи в интерьере избы .

Речевое развитие.

Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин.

Побуждать использовать в речи сложные предложения.

Побуждать рассказывать о личных впечатлениях.

Художественно – эстетическое развитие.

Формирование интереса к устному народному творчеству.

Учить самостоятельно, составлять узор из элементов коми орнамента .

Закрепить название элементов коми орнамента .

Ход занятия:

Ребята,отгадайте загадку,отгадав загадку вы узнаете тему нашего занятия .

В нем живет моя родня.

Мне без нее не жить и дня

В него стремлюсь всегда и всюду

К нему дорогу не забуду

Я без него дышу с трудом

Мой кров, родимый теплый (дом.)

О чем мы сегодня с вами будем разговаривать?О доме. А скажите, зачем человеку нужен дом? В старину дом спасал человека от диких зверей, в доме можно спрятаться от непогоды и холода, погреться у огня. Мы приходим домой чтобы отдохнуть, набраться сил, дома нас ждут родные.

Как в старину называли дом ? Изба

А как по коми будет изба ? Керка

Как называют современные жилища? Дома, коттеджи

Давайте рассмотрим коми избу . (Слайд №2) Из чего раньше строили дома? Правильно, из дерева. А из какого дерева? Из сосны. Жилище коми представляло собой прямоугольную постройку из сосновых бревен. Жилая часть состояла из двух изб (летней и зимней, которые соединялись между собой сенями. Обе избы располагались под одной крышей.

В избе не было перегородок, отдельных комнат. Здесь и комната,и прихожая, и кухня. (слайд №3)

А как вы думаете, что же было самым главным в избе?

-Загадка : «Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают –глотает» ? Печь.

Правильно, это печь. (слайд №4) . Печь -это сердце дома. А как вы думаете, почему так говорят?Для чего нужна была печь? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики , сушили одежду и даже мылись. А как по коми будет печь ? Пач.

Давайте рассмотрим печку. (слайд №5) . В старину печь располагалась в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место» . Как вы думаете, почему его так называли? В этом месте хозяйка готовила еду, пекла хлеб, шила, пряла.

А как вы думаете, что могла готовить хозяйка в печке? Щи, кашу, пекли хлеб

В каждом доме находился красный угол. (слайд №6) Он всегда находился наискосок от печи. Здесь всегда горел «небесный огонь» -лампада. Это было самое почетное место в доме. Здесь усаживали самого дорого гостя, здесь беседовал отец с сыном. Так же в доме стоял большой стол, за которым усаживалась вся семья, стулья, лавки, полати, люлька. По стенам, на высоте человеческого роста находились полки, на которых ставили посуду. (Слайд №7)

В каждом доме имелись сени. Где хранилась различные хозяйственные инструменты. (ножницы, скребки, сито, различные туеса, сундук и т. д) (слайд №8)

А еще коми народ любил украшать свое жилище. А украшал он изделия элементами коми орнамента . А вы знаете элементы коми орнамента ? Давайте поиграем в игру «Узнай и назови элемент коми орнамента » .

Молодцы. Много элементов вы знаете. Ну а теперь, давайте мы с вами украсим орнаментом предмет, без которого не могла обойтись ни одна хозяйка. Как вы думаете что это? Правильно, это чугунок. Для чего он нужен был хозяйке? В нем варили кашу, щи.

Пальчиковая гимнастика. «Моя семья»

Продуктивная деятельность. Украшение чугунка коми орнаментом . (Звучит коми мелодия )

Какие вы молодцы. Как у вас красиво получилось. А теперь расскажите, с чем мы сегодня с вами познакомились ? Что нового вы узнали? Спасибо вам, ребята за работу.

Публикации по теме:

Все мы знаем, что дети любят сказку. А если эту сказку им подарить. Вот мы (воспитатели группы и родители) решили подарить нашим детям.

Конспект ООД в подготовительной группе «Коми край наш северный» Конспект ООД в подготовительной группе по теме «Коми край наш северный» Цель: систематизация и обобщение знаний о городах республики Коми.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №126 – детский сад общеразвивающего вида Конспект ООД «Познание» воспитателя.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Богатство Коми края» Конспект открытого занятия для подготовительной к школе группы. «Богатство Коми края». Цель: познакомить детей с разнообразием животного.

Составитель: воспитатель МАДОУ №51 г. Сыктывкара «Золотая рыбка» Торлопова Татьяна Андреевна. Возрастная группа: подготовительная. Цель:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Быт русской избы» ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. - Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи,.




Top