Где учился радищев какими науками и чьими. Смешной случай из жизни

20 декабря 1791 года Радищев выехал из Иркутска и вечером 2 января 1792 года прибыл в Илимск, где ему суждено было прожить до 20 февраля 1797 года. Пятилетнее пребывание в остроге стало довольно значимым периодом в жизни писателя: здесь он учился выживать в суровых полярных условиях, занимался геологическими и этнографическими исследованиями, успешно применял свои знания по медицине, педагогике и гражданскому праву; здесь были созданы важнейшие «сибирские» произведения Радищева (философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», экономическая работа «Письмо о китайском торге», исторический труд «Сокращенное повествование о приобретении Сибири»); наконец, здесь он обрел семейное счастье и радость бескорыстной дружбы.

Дом, в котором вначале поселился Радищев, хотя и принадлежал ранее воеводе, оказался ветхим, неудобным и холодным. С лета же 1792 года ссыльный писатель начинает строительство нового восьмикомнатного дома в самом центре Илимска, обзаводится хозяйством.

Очень скоро Радищев понимает, что устройство быта требует гораздо больше времени, сил, знаний и умений, чем можно было предположить; как Робинзон Крузо, внезапно поставленный перед необходимостью самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым на необитаемом острове и решающий все новые и новые практические задачи, Радищев не боится грубой работы и стремится преодолеть свое «невежество» в области ремесел. Так, 6 февраля 1792 года он пишет своему другу и покровителю А.Р. Воронцову: «Многие предметы, приобретаемые в городе, в деревне люди делают сами и гораздо выгоднее, например, свечи, дробь, и пр., и чтобы разобраться в этом, я снова прибегаю к вашему сиятельству <…>. В отношении ремесел я совершенный невежда, но, если ваше сиятельство соблаговолите помочь мне некоторыми соответствующими книгами, я мог бы выйти из положения. Русская книга <…> «Открытие художеств», немецкая – «Естественная магия» Галлена, «Химический лексикон» Макера и какая-нибудь книга по хозяйству на французском языке будут для меня очень полезны» . Позднее писатель действительно овладел всеми необходимыми навыками «самодостаточного хозяина»: в Илимске он разводил скот, выращивал овощи, изготавливал глиняную посуду и др.

Тем не менее, пытливый ум не давал Радищеву «погрязнуть в быте». В окрестностях Илимска он ищет полезные ископаемые; организует в собственном доме школу, где обучает детей местных жителей; оказывает крестьянам «срочную юридическую помощь», составляя для них заявления на имя иркутского губернатора.

По всему Илимскому краю распространилась слава о Радищеве как о народном враче, который смог организовать не только лечение, но и профилактику опаснейших болезней. Получив в Лейпцигском университете энциклопедические знания и постоянно занимаясь самообразованием, Радищев не мог пропустить новейших достижений европейской медицинской науки; он стал первым, кто начал делать в Сибири прививки от оспы. В связи с этим фактом в литературе советского периода встречаются утверждения, что ссыльный русский писатель совершил прорыв в борьбе с этим заболеванием задолго до английского врача Эдварда Дженнера, изобретателя осповакцины. Однако более детальное изучение вопроса обнаруживает смешение понятий: если Дженнер практиковал собственно вакцинацию, используя для прививок вирус коровьей оспы, то Радищев применял т.н. вариоляцию, прививая пациентам натуральную оспу (подробнее см. ). Этот метод иммунизации более опасен, однако опыты Радищева проходили благополучно, без серьезных осложнений.

Особый интерес Радищев проявлял к коренному населению края. По воспоминаниям сына писателя Павла, в июне 1794 года остановившиеся близ Илимска кочевые тунгусы позволили писателю присутствовать при совершении шаманского магического обряда: «Старая шаманка, слепая, столетняя, как говорили, надела на себя жреческую одежду, увешанную разными фигурками, побрякушками, изображениями животных, сделанными из железа, весом по крайней мере до полупуда, взяла в руки бубен или барабанчик, била по нем и припевала, говорила молитвы. <…> Шаманка ни на минуту не умолкала и не садилась, пела, ударяла в бубен и бодро приплясывала, топала ногою в продолжение двух или трех часов, пока, наконец, выбившись из сил, упала почти без чувств. Тем кончилось моление» .

Важным для психологически комфортного существования Радищева в Илимске было его общение с местными жителями: «С самого приезда своего Радищев старался сблизиться с жителями Илимска. <…> Он бывал с Елизаветой Васильевной у них в гостях, принимал их приглашения на праздники, даже иногда обедал у них и сам сделал для них несколько раз обеды. Вечером девушки плясали под песни. На масленице он выезжал на больших санях с Елизаветой Васильевной и детьми кататься по Илимску из конца в конец, и за ним тянулся длинный поезд саней жителей Илимска» .

Одним из близких знакомых Радищевых в Илимске был исправник Киренского земского суда Николай Андреевич Ковалевский (1760-1795). Известно, что почти год сын Ковалевского Саша воспитывался вместе с детьми Радищева; существует мнение, что рукопись-конспект «Истории Петра Великого», обнаруженная в семейном архиве Ковалевских, была подготовлена Сашей для своего учителя, который в то время занимался историческими исследованиями (подробнее см. ).

К сожалению, дружба Радищева с Ковалевским трагически оборвалась: ложно обвиненный в злоупотреблениях, Ковалевский в 1793 году был снят с должности исправника, пристрастился к алкоголю и двумя годами позже умер, так что последние годы пребывания в Илимском остроге оказались омрачены для Радищева угрозами и вымогательством взяток со стороны нового исправника М.И. Корсакова (подробнее см. ).

В начале ноября 1796 года умерла Екатерина II. Влиятельный и настойчивый граф Воронцов добился освобождения Радищева, и уже 26 февраля 1797 года Радищев с семьей выехал из Илимска. Его ждало родное село Немцево Калужской губернии, куда Радищев прибыл в июне того же года.

  • Зоркин, В. Гражданин Российского Отечества / В. Зоркин // Маяк коммунизма. – 1990. – 6 окт.
  • Татаринцев, А.Г. В Илимске: [гл. кн.] // А.Г. Татаринцев. Радищев в Сибири. – М., 1977. – С. 197-253.
  • Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в семье богатого помещика, детство провёл в имении Немцове под Калугой.

    В Санкт-Петербурге было привилегированное заведение для детей богатых дворян - Пажеский корпус. Там готовили юношей к придворной службе. В пажеском корпусе юноша узнал придворную жизнь, познакомился с Екатериной, выполнять капризы которой (подать веер, принести книгу) входило в обязанности пажа.

    В 1766 году шестеро лучших учеников Пажеского корпуса были отправлены правительством в Лейпцигский университет для продолжения образования. Среди лучших был и Радищев. Он увидел Европу, жизнь которой так сильно отличалась от российской жизни, познакомился с идеями европейских философов-просветителей. В это время в Лейпциге учился Гёте - в будущем - великий немецкий поэт. Радищев начал писать стихи, заниматься переводами. Он называл самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».

    Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всём поступать по совести и стал начальником

    Петербургской таможни, получил орден Святого Владимира из рук императрицы и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластья, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало.

    Итак, Радищеву сорок один год. Он уже не мальчик-паж, но зрелый муж. Он видел жизнь, брал на себя ответственность за другие жизни. Он видит жизнь без прикрас. К своему верному другу Алексею Михайловичу Кутузову он обращает слова: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

    Радищев делает смелую попытку посмотреть прямо на предметы и явления екатерининской действительности. В домашней типографии (!), невинным названием усыпив бдительность цензора, он издаёт книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

    Английский писатель Лоренс Стерн (1713-1768) создаёт книгу «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Главная идея этой книги - самоценность человеческой личности, её неповторимость и свобода. Радищев берёт в основу своего произведения форму путешествия и развивает мысль Стерна: что мешает свободе личности в России?

    Радищев описывает своё путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по именам станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или сам был их участником. Он встречается, беседует с разными людьми: крестьянами, дворянами, станционными смотрителями, купцами, рекрутами, сочинителями, стряпчими, семинаристами.

    Екатерина была возмущена. «Радищев - бунтовщик хуже Пугачёва!» - с жаром сказала она, Радищев попал в руки её домашнего палача (!) Шешковского, а затем был приговорён к смертной казни. Екатерина заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог - тогда это наказание считалось едва ли не страшнее казни.

    Через пять лет Екатерина умерла, её сын, Павел I, позволил Радищеву поселиться под Москвой под надзором местных властей.

    Взойдя на престол, Александр I призвал Радищева в комиссию по составлению законов. Радищев предложил уничтожить табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания.

    2 сентября 1802 года Радищев ушёл из жизни, но его главная книга - «Путешествие из Петербурга в Москву» - «явилось выражением такого правдолюбия», что «представляет собою одно из самых заметных явлений в истории русской литературы XVIII столетия» (Г.В. Плеханов).

    Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в семье богатого помещика, детство провёл в имении Немцове под Калугой.
    В Санкт-Петербурге было привилегированное заведение для детей богатых дворян - Пажеский корпус. Там готовили юношей к придворной службе. В пажеском корпусе юноша узнал придворную жизнь, познакомился с Екатериной, выполнять капризы которой (подать веер, принести книгу) входило в обязанности пажа.
    В 1766 году шестеро лучших учеников Пажеского корпуса были отправлены правительством в Лейпцигский университет для продолжения образования. Среди лучших был и Радищев. Он увидел Европу, жизнь которой так сильно отличалась от российской жизни, познакомился с идеями европейских философов-просветителей. В это время в Лейпциге учился Гёте - в будущем - великий немецкий поэт. Радищев начал писать стихи, заниматься переводами. Он называл самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».
    Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всём поступать по совести и стал начальником
    Петербургской таможни, получил орден Святого Владимира из рук императрицы и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластья, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало.
    Итак, Радищеву сорок один год. Он уже не мальчик-паж, но зрелый муж. Он видел жизнь, брал на себя ответственность за другие жизни. Он видит жизнь без прикрас. К своему верному другу Алексею Михайловичу Кутузову он обращает слова: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».
    Радищев делает смелую попытку посмотреть прямо на предметы и явления екатерининской действительности. В домашней типографии (!), невинным названием усыпив бдительность цензора, он издаёт книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».
    Английский писатель Лоренс Стерн (1713-1768) создаёт книгу «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Главная идея этой книги - самоценность человеческой личности, её неповторимость и свобода. Радищев берёт в основу своего произведения форму путешествия и развивает мысль Стерна: что мешает свободе личности в России?
    Радищев описывает своё путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по именам станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или сам был их участником. Он встречается, беседует с разными людьми: крестьянами, дворянами, станционными смотрителями, купцами, рекрутами, сочинителями, стряпчими, семинаристами.
    Екатерина была возмущена. «Радищев - бунтовщик хуже Пугачёва!» - с жаром сказала она, Радищев попал в руки её домашнего палача (!) Шешковского, а затем был приговорён к смертной казни. Екатерина заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог - тогда это наказание считалось едва ли не страшнее казни.
    Через пять лет Екатерина умерла, её сын, Павел I, позволил Радищеву поселиться под Москвой под надзором местных властей.
    Взойдя на престол, Александр I призвал Радищева в комиссию по составлению законов. Радищев предложил уничтожить табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания.
    Что произошло дальше, никто точно не знает. Какое событие подтолкнуло Радищева к последнему шагу? Не желая служить государству вопреки своим принципам, он выпивает яд.
    2 сентября 1802 года Радищев ушёл из жизни, но его главная книга - «Путешествие из Петербурга в Москву» - «явилось выражением такого правдолюбия», что «представляет собою одно из самых заметных явлений в истории русской литературы XVIII столетия» (Г.В. Плеханов).

    Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в семье богатого помещика, детство провёл в имении Немцове под Калугой.

    В Санкт-Петербурге было привилегированное заведение для детей богатых дворян - Пажеский корпус. Там готовили юношей к придворной службе. В пажеском корпусе юноша узнал придворную жизнь, познакомился с Екатериной, выполнять капризы которой (подать веер, принести книгу) входило в обязанности пажа.

    В 1766 году шестеро лучших учеников Пажеского корпуса были отправлены правительством в Лейпцигский университет для продолжения образования. Среди лучших был и Радищев. Он увидел Европу, жизнь которой так сильно отличалась от российской жизни, познакомился с идеями европейских философов-просветителей. В это время в Лейпциге учился Гёте - в будущем - великий немецкий поэт. Радищев начал писать стихи, заниматься переводами. Он называл самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».

    Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всём поступать по совести и стал начальником

    Петербургской таможни, получил орден Святого Владимира из рук императрицы и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластья, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало.

    Итак, Радищеву сорок один год. Он уже не мальчик-паж, но зрелый муж. Он видел жизнь, брал на себя ответственность за другие жизни. Он видит жизнь без прикрас. К своему верному другу Алексею Михайловичу Кутузову он обращает слова: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

    Радищев делает смелую попытку посмотреть прямо на предметы и явления екатерининской действительности. В домашней типографии (!), невинным названием усыпив бдительность цензора, он издаёт книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

    Английский писатель Лоренс Стерн (1713-1768) создаёт книгу «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Главная идея этой книги - самоценность человеческой личности, её неповторимость и свобода. Радищев берёт в основу своего произведения форму путешествия и развивает мысль Стерна: что мешает свободе личности в России?

    Радищев описывает своё путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по именам станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или сам был их участником. Он встречается, беседует с разными людьми: крестьянами, дворянами, станционными смотрителями, купцами, рекрутами, сочинителями, стряпчими, семинаристами.

    Екатерина была возмущена. «Радищев - бунтовщик хуже Пугачёва!» - с жаром сказала она, Радищев попал в руки её домашнего палача (!) Шешковского, а затем был приговорён к смертной казни. Екатерина заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог - тогда это наказание считалось едва ли не страшнее казни.

    Через пять лет Екатерина умерла, её сын, Павел I, позволил Радищеву поселиться под Москвой под надзором местных властей.

    Взойдя на престол, Александр I призвал Радищева в комиссию по составлению законов. Радищев предложил уничтожить табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания.

    2 сентября 1802 года Радищев ушёл из жизни, но его главная книга - «Путешествие из Петербурга в Москву» - «явилось выражением такого правдолюбия», что «представляет собою одно из самых заметных явлений в истории русской литературы XVIII столетия» (Г.В. Плеханов).

    Радищев, испытавший сильное влияние философии Просвещения, сделал из нее крайние и бескомпромиссные выводы. В его время почти все образованные люди читали произведения французских философов. Почему же именно Радищев отважился отрицать самодержавие и защищать свободу человека?

    Очевидно, именно потому, что писатель обладал особенно ранимой, особенно возбудимой совестью. Его нравственные идеалы и культура чувств были столь высоки, что он воспринимал насилие, нарушение свободы как личную свою беду и переживал как незаслуженно нанесенную ему личную обиду, испытывая нестерпимо острую боль.

    В этом духе он и начинает главное свое сочинение - «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), подчеркивая, насколько лично, как человек, потрясен увиденным вокруг: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры во внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы... Я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» .

    Это стремление к сочувствию, состраданию сделало Радищева философом, гражданином и писателем. Оно определило и жанр сочинения - «путешествие», широко распространенный в сентиментализме. «Путешественник» может естественно обозреть все места, которые встречаются ему на пути, и от первого лица эмоционально приподнято рассказать о том, что он увидел и что поразило его воображение. Однако чувствительность Радищева по сравнению с сентименталистами и их вождем Карамзиным носила резко радикальный и социально конкретный характер.

    Все главы книги - от «Софии» до «Спасской полести» - пронизаны одной идеей: в России закон спит и царит беззаконие. Это беззаконие противоречит всем «естественным законам», от природы данным человеку. Закон в стране не соблюдает никто - ни ямщики и мелкие чиновники, ни наместники и сановники. У русского человека нет «личной сохранности», «личной вольности», «собственности». Может быть, иначе обстояло бы дело при просвещенном государе? В главе «Спасская полесть» нарисована картина (вторая часть «сна»), в которой беззаконие не исчезает. Но, может быть, помогут частные меры и реформы или стихийные бунты крестьян? Радищев и на этот вопрос отвечает отрицательно. Он приходит к выводу, что все дело в монархии, в самом принципе единодержавного правления, а избавление от самодержавия относит к отдаленному будущему.

    Пока существует самодержавие, всегда есть угроза, что оно непременно станет деспотией или тиранией. Екатерина II мыслила себя просвещенной императрицей, но каково при ней живется крепостному крестьянству и другому простому люду («Любани»)? Под «страданиями человечества» Радищев понимал участь крепостного крестьянства. Он был убежденным противником «рабства в России». Многие главы «Путешествия...» («Хотилов», «Зайцево», «Едрово», «Любани») проникнуты, с одной стороны, сочувствием к крестьянам, с другой - беспощадной критикой екатерининского царствования, в котором «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», одна треть представляет собой «зверей алчных, пиявиц ненасытных». Ужасающие и вопиющие картины произвола и беззакония, нарисованные Радищевым, должны были воздействовать на «естественные» чувства дворян и пробудить в них сострадание к обездоленным. Радищев надеялся, что социальный инстинкт внушит дворянам мысль о неизбежном возмездии со стороны народа. Поэтому писатель призывал дворян отказаться от сословных привилегий, употребить все свое влияние на восстановление «природного всех равенства». Именно этими качествами - повышенной эмоциональностью в обрисовке русской жизни и горячим желанием ее изменить - объясняется высокий дидактико-патетический стиль, свойственный « Путешествию...».

    Объявление о продаже крепостных в газете «Московские ведомости». 1797 г.

    Дворяне игнорировали «уроки» Пугачева и Радищева. Им были непонятны мысли писателя-философа, побуждавшие к интеллектуальному напряжению. Радищев не изменил своим убеждениям, и его писательское перо все более крепло. Один из его лирических шедевров «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?..» (1791), согретый глубоким личным чувством, лишен и учительной интонации, и проповеднического тона, и архаической лексики.

    Не менее глубокой была элегия «Осьмнадцатое столетие» (1801-1802), в которой Радищев подводил трагический итог прошедшему блестящему веку Просвещения, сыном которого он был. Пушкин назвал эту элегию лучшим поэтическим произведением Радищева и восхищался «стихами, столь замечательными под его пером». «Вослед Радищеву» он славил свободу в оде «Вольность», поспорил с ним в «Путешествии из Москвы в Петербург». Мысли Радищева волновали Пушкина в течение его жизни, и это лучшее доказательство того, что критический писательский пафос писателя-сентименталиста 1 с течением времени не угас. Слово Радищева о свободе и «естественных правах» человека, о сочувствии ближним и соучастии к людям никогда не умрет, потому что оно входит в состав непреходящих нравственных ценностей всего человечества.

    Вопросы и задания

    1. Где учился А. Н. Радищев? Какими науками и чьими сочинениями увлекался он в Лейпциге?
    2. За что писатель был сослан в Илимский острог? Где служил писатель до и после ссылки? В чем состояла его неуступчивость в Комиссии составления законов?
    3. В какой оде Радищева прозвучала идея возмездия тиранам?
    4. Какими словами писатель выразил удивление и потрясение человека и гражданина увиденным во время путешествия («Путешествие из Петербурга в Москву»)?
    5. Какими произведениями Радищева восхищался Пушкин и что ценил в них?
    6. Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав (на выбор) или подготовьте к инсценированному чтению один из диалогов.
    7. Что в диалоге с крестьянином («Любани») поразило автора «Путешествия...» и какие мысли вызвало впоследствии? О чем говорят слова крестьянина: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую...»?
    8. Литературовед В. А. Западов пишет: «Все главы от «Софии» до «Спасской полести» объединяет сквозная тема закона и всеобщего беззакония. Беззаконие царит на всех ступенях общества; вопреки законам поступают все - от ямщика и мелкого чиновника до наместника и ближайших помощников государя». Найдите примеры этому в «Путешествии...».
    9. Какие произведения XVIII века Вы назвали бы великими и таланту какого писателя этого века можно «дивиться»?

    1 Писатель-сентименталист главнейшей особенностью «человеческой природы» объявляет чувство. Определение сентиментализма см. во второй части учебника в «Кратком словаре литературоведческих терминов».



    
    Top