Героизм в поэме василий теркин. Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского

Уже в первой главе своей поэмы Твардовский заяв-ляет, что на войне не прожить без такого человека, как Теркин. Чем же герой так заслужил авторскую симпатию? Попробуем в этом разобраться.

Василий Теркин — бывалый солдат. «Не первые ботинки без починки» ему приходится носить. Одна-ко герой не унывает. Находясь на привале, он собира-ет вокруг себя толпу товарищей и заводит какую-ни-будь историю. Чаще всего веселую.

Б алагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Своими прибаутками Теркин поднимает общее на-строение, заставляет забыть о всех тяготах и улыб-нуться. «Хорошо, как есть такой парень на похо-де»,— констатирует автор.

Образ Теркина типичен. Сам Твардовский говорит, что такие «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», и роль их в великой победе огромна. Ведь именно «от духа войска» зависит «исход сражения», А Теркины умеют этот дух поднять.

Внешне герой ничем не примечателен. Он обыкно-венный парень, не наделенный «красотой отменной», но на войне он — «герой-героем».

Ярко раскрывается образ Теркина в главе «Пере-права». Рискуя собственной жизнью, он переплывает ледяную реку, чем спасает своих товарищей. В крити-ческой ситуации Теркину не изменяет чувство юмора. Едва оправившись от такой переправы, он шутит. Ге-рой не задумывается о том, что совершил настоящий подвиг, не кичится им.

Достойно восхищения поведение Теркина, описан-ное и в главе «Теркин ранен». Сутки он в одиночку держит оборону и едва не лишается жизни. Из послед-них сил разговаривая с вовремя подоспевшими «свои-ми» Теркин все так же умудряется шутить. В другом эпизоде Теркин один на один вступает в поединок с немцем. Силы их неравны. Но Теркин понимает, что «Россию, мать-старуху» ему «терять нельзя никак». Герой готов встречать смерть лицом к лицу. Он счи-тает, что «ничком молиться не годится на войне» и смело подбивает немецкий самолет из винтовки.

Свои подвиги герой совершает «не ради славы, ради жизни на земле». К получению награды он отно-сится с юмором. Она для него не главное.

Мне не надо, братцы ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне Родина,

Родная сторона!

Так мотивирует он свои поистине героические по-ступки.

Гармонь — народный инструмент, и значение ее на фронте трудно переоценить. Разворачивается гар-монь — разворачивается русская душа, и на все готов тогда русский человек, готов жизнь отдать за клочок родной земли. Особенно звонко поет гармонь в руках Теркина. Он и здесь незаменим. «Памятный мотив» заставляет бойцов забыть о лютой стуже и смерти многих товарищей, и все они дружно бросаются в пля-ску, горячую, страстную, русскую.

Автор любуется своим героем не только на фронте, но и в быту. У Теркина золотые руки. Любую поломку он легко починит, устранит неисправность, и все это с прибаутками, с юмором. Умение сохранять присутст-вие духа в любой ситуации — важнейшая черта Тер-кина. Он заражает своим оптимизмом и жизнелюби-ем остальных бойцов и когда идет бой в болоте, и во многих других эпизодах.

И бойцам, что помоложе,

Что впервые так идут,

В этот час всего дороже

Знать одно, Что Теркин тут.

Жизнелюбие Теркина поразительно. Уверенно и смело ведет он себя в разговоре со Смертью.

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

С этими словами герой побеждает Смерть. Теркин сам себя называет «большим любителем жить».

В образе Теркина соединены те национальные и об-щечеловеческие черты, которые нужны были русско-му народу для победы. «Символом народа-победите-ля,— писал исследователь Ю. Буртин,— стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой сол-дат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сделал поэт понятными и близкими для нас, его скромный подвиг прославлен, к нему пробудил живое чувство уважения, благодарности и любви.»

Поэт А.Твардовский в 1939 году был призван в ряды Советской Армии, участвовал в походе за освобождение Западной Белоруссии. Во время войны с белофиннами ему пришлось поработать военным корреспондентом. В эти годы Твардовский активно писал очерки, заметки, рецензии.
Главным детищем поэта в суровые военные года стала замечательная, искрящаяся юмором, добрым и простодушным, поэма про рядового участника тех событий - Василия Теркина. На протяжении всей войны образ неунывающего, веселого, мужественного молодого парня, такого находчивого, оставался самым любимым среди бойцов Красной Армии.
Чем же этот герой так пленил сердца солдат? По всей видимости, своей простотой, доступностью, умением сохранять чувство юмора, не падать духом, а главное - своей похожестью на других солдат. Уже давая портретную характеристику своему герою, Твардовский настойчиво подчеркивает его массовость: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».
Василий, что называется, «душа компании»: неунывающий весельчак, балагур, в запасе у которого всегда есть шутка-прибаутка, подбадривающее, дышащее юморком, слово для своих товарищей. Он из тех рядовых участников войны, которые на своих плечах переносили все тяготы сурового фронтового быта, прошли все круги ада под обстрельным огнем врага, лежали в холодных окопах.
Теркин смел, находчив, в меру скромен («Я согласен на медаль»), верен дружбе, всегда помогает фронтовым товарищам. Важно отметить: Теркин задумывался поэтом лишь как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте шутками, неистощимой энергией, дабы поднимать их боевой и жизненный дух.
Но Твардовский настолько увлекся работой, что решил создать образ более сложный. Только лишь сначала кажется, что Теркин – балагур, весельчак и только. Да, конечно, этими качествами он обладает, причем веселит «публику» сознательно, уж очень хочется ему поднять настроение и боевой дух своих товарищей.
Но от главы к главе поэт настойчиво показывает, что его герой не только остроумный шутник, но и находчивый, мужественный, энергичный человек. А главное - патриот, героизм которого немногословен, не пестрит красивыми словами о долге перед родиной. Он просто молча делает свое солдатское дело- защищает Россию.
Теркин - опытный солдат. В главе «Переправа» он совершает подвиг: выполняя важное поручение, Теркин под огнем неприятеля прорвался на берег вместе со взводом, а оттуда, в одиночку, вплавь, на другой берег. А в какие условия? Холодный ноябрь, преддверие зимы-матушки, ледяная вода. И вот тело солдата растирают спиртом - очень замерз Василий, но чувства юмора не теряет и с хитрецой спрашивает доктора:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри прогреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
В главе «В наступлении» герой берет на себя большую ответственность: принимает командование взводом.
В главе «Поединок» Теркин вступает в схватку с фашистом, и по своим физическим данным явно уступает немцу: сытому, холеному, откормленному награбленным в русских деревнях, отнятыми у женщин и детей продуктами. «Сытый, бритый, береженный, даровым зерном кормленный», - с издевкой говорит о фрице поэт.
Герой возмущен вероломством фашиста, подло нарушившего правила честного поединка - он замахнулся на Теркина своей тяжелой каской. Он вспоминает о том, сколько горя принесли с собой немцы, отбирая у крестьян продукты и при этом коверкая русские слова, требуя вместо молока - млеко, вместо яиц – яйки. Теркин чувствует, что всей душой ненавидит этого откормленного немца - одного из тех, кто непрошено явился на Русь, топчет русскую землю, убивает мирных жителей. Эта святая в данном случае ненависть придает ему силы, помогает, «зло и боль забрав в кулак», победить врага:
Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый же народ?
Хорошо же!
И тогда-то
Злость и боль забрав в кулак,
Незаряженной гранатой
Теркин немца с левой - шмяк!
Немец охнул – и обмяк…
Теркин близок, дорог Твардовскому. Он переживает за него, называет другом:
Теркин, друг, не дай осечки.
Пропадешь, имей в виду!
Неслучайно поэт сделал Василия своим земляком, уроженцем Смоленщины и прямо ему заявляет:
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Первые ее главы были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение «книгой про бойца, без начала и конца». Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного военного эпизода.

Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден. Главный герой поэмы - солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову «тереть»: Теркин - бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним видом. Однако бойцы считают его своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец». Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Герой думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:

Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.

Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход наступления. Замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

Растирали, растирали...
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?

Поэма «Василий Теркин» может по праву считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие ее строки перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: «Смертный бой не ради славы- ради жизни на земле», «сорок душ - одна душа», «переправа, переправа - берег левый, берег правый» и многие другие. Василий Теркин - мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и часы починить, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин - мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости.

Кто же он - Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда.

Прототипом Василия Теркина стал весь сражавшийся с фашистами народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что эта поэма Твардовского остается одним из наиболее любимых произведений о II мировой" войне.

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского "Василий Теркин".
Первые главы поэмы "Василий Теркин" были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение "книгой про бойца, без начала, без конца". Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода. Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден.
Главный герой поэмы - солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову "тереть": Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля". Теркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством:

Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный:

Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:

Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.

Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали...

Вдруг он молвит, как во сне:
---Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма "Василий Теркин" может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: "Смертный бой не ради славы - ради жизни на земле", "сорок душ - одна душа", "переправа, переправа - берег левый, берег правый" и многие другие.
Василий Теркин - мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин - мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он - Василий Теркин?

Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда.

Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма "Василий Теркин" остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.

"Книга про бойца" ("Василий Теркин") Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался "Теркиным" и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой ("На войне сюжета нету", - говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом - кто его знает, попадет ли к нему "продолжение" истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя...

Анализ главы "Переправа"

В главе "Переправа" Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле". В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига "ребят", выполнивших свое задание ценой потерь: "Этой ночи след кровавый В море вынесла волна". "Вцепившийся" в правый берег "первый взвод" не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: "Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу". И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку ("Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна") для того, чтобы сообщить "Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!". После того, как он сообщает о готовности первого взвода "переправу обеспечить", Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут - и он должен вернуться.

Анализ главы "Два солдата"

Глава "Два солдата" в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и "дед-хозяин", отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все "хозяйственные проблемы", а потому, что оба они - защитники Родины, и их разговор - "разговор... солдатский". Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит "подколоть" другого, на самом деле касается очень важной темы - исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: "Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?". Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже "у самой двери", короток и точен: "Побьём, отец...". Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ "казённого патриотизма", оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина "помочь" старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы "Поединок"

Глава "Поединок" имеет в поэме "Василий Теркин" особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который "был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит", но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: "Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит". Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами - натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом ("Человек ты? Нет. Подлец!", - говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая "подвиги" этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: "Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: - Герой!" Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом - в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы "Кто стрелял?"

Глава "Кто стрелял?" начинается с описания пейзажа, "вечера дивного", который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер "растревожил" солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но "со страшным ревом" появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: "Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет". Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: "Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу...". И на его слова откликается один из солдат, который "бьет с колена Из винтовки в самолет", и этот "бой неравный, бой короткий" заканчивается тем, что немецкий самолет "штопором" врезается в землю! Великолепна деталь: "Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай"! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что "парню счастье, Глядь - и орден, как с куста": "- Не горюй, у немца этот - Не последний самолет...", и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы "Смерть и воин"

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы "Василий Теркин" Твардовского - глава "Смерть и воин", в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: "Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…". Полная капитуляция героя - если он сам станет просить Смерть "забрать" его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и "пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот..." Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти ("‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил"), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день "погулять среди живых", но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: " - Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой". Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат - полуживого и тех, кто спасает его ("Берегут, несут с опаской"), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть "впервые" подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится "нехотя" давать "отсрочку" раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского "Василий Теркин", анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

«Василий Теркин» - это торжество истории, подлинной и выверенной. Сам писатель был фронтовым писателем, поэтому он в точности описал события, происходящие во время Великой Отечественной войны. Действия этой «боевой» поэмы относятся к 1942 году. По одному только названию становится ясно, что Василий Теркин - это коллективный персонаж, что таких Тёркиных во время войны было тысячи, в каждой роте по одному. Без них бы мы не выиграли, без них скучно было бы нести оборону.

Василий Теркин - это­ персонаж, преисполненный героизма. Он является воплощением всех русских солдат, которые без страха охраняли границу своей необъятной Родины. Это одно из ключевых произведений Александра Твардовского, получившее сразу же народное признаниие. Несмотря на то, что герой поэмы вымышленный, он олицетворяет солдата Великой Отечественной, который прошел через всю войну и пронес с собой неиссякаемый энтузиазм. Но главные качества героя Твардовского это, конечно же, смелость и отвага.

Это человек, который никогда не унывает, даже в самый трудный момент может отпустить шутку, а самое главное не боится смерти, о чем свидетельствуют главы «Переправа», «Смерть и воин». Его путь преисполнен печальных дней и событий, но как правильно замечают критики, это поэма скорее оптимистична, так как чувствуется вера в конечную победу. Читая ее впервые, можно подумать, что центральным героем является один человек, один рядовой солдат. На самом деле, центральным составляющим является народный дух.

Обобщенный образ Теркина это не просто образ балагура и весельчака, а самого настоящего бойца, который не раз воевал, не раз оказывался в окружении, не раз бывал в одном шаге от смерти. Теркин бывал даже «частично истреблен», но всякий раз возрождался. Как говорится в поэме: «однако, жив вояка». Тяжела была война, велики были потери, но Василий знал, что самый большой недостаток это проявление уныния, безверия и отчаяния. Поэтому солдату пристало быть стойким и уверенным.

Именно такие качества нужны на поле боя. Автор и сам любуется своим героем, как бы невзначай расхваливая его в каждой главе. У него и руки золотые, и на гармони играть умеет, и товарищей поддержать в трудную минуту может. Одним словом Теркин просто незаменим. Сам себя он называет «большим любителем жить». Когда он вернулся в свою роту, там уже был «новый Теркин», только не Василий, а Иван. Они начали было спорить, но старшина сказал, что каждой роте «будет придан Теркин свой».

Основная цель автора, на мой взгляд, донести до читателя скромные подвиги своего героя, как на поле боя, так и в обычной жизни. В образе Теркина соединены национальные и общечеловеческие черты, присущие русскому народу. Его жизненный путь даже через много лет вызывает уважение и благодарность.




Top