Горе от ума характеристика чацкого в цитатах. Образ и характер характеристика Чацкого по комедии Горе от Ума (Грибоедов А

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению


Горе от ума - Чацкий - известные афоризмы,
знаменитые цитаты Чацкого, крылатые фразы, сказанные Чацким:

Служить бы рад, прислуживаться тошно! (смотри - не перепутай:)

Карету мне, карету!

А судьи кто?

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!

Свежо предание, а верится с трудом.

Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож

О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?

Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют - и вот общественное мненье!

Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.

А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?

Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.

А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.

Послушай! Ври, да знай же меру.

Старушки все - народ сердитый

Молчалины блаженствуют на свете!

Я езжу к женщинам, да только не за этим.

Мне в петлю лезть, а ей смешно.

Где ж лучше? // Где нас нет

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.

В России под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом!

Господствует смешенье языков:
Французского с нижегородским?

А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма.

Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне! Карету!

Горе от ума - Фамусов - известные афоризмы,
знаменитые цитаты
Фамусова , крылатые фразы, сказанные Фамусовым:

Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Ба! знакомые все лица!

Кто беден, тот тебе не пара.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

Подписано, так с плеч долой.

Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

Чтоб наших дочерей всему учить, всему - и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Не весел я!.. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!

Что говорит! и говорит, как пишет!

Вам, людям молодым, другого нету дела, // Как замечать девичьи красоты́

Упал он больно, встал здорово

Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.

В деревню, в глушь, в Саратов!

Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных.

При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки

Горе от ума - Софья - афоризмы,
знаменитые цитаты Софьи
, крылатые фразы, сказанные Софьей:

Счастливые часов не наблюдают.

Делить со всяким можно смех.

Судьба нас будто берегла,
А горе ждет из-за угла…

Шел в комнату, попал в другую.

Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне всё равно, что за него, что в воду!

Что мне молва? Кто хочет, так и судит.

Герой… Не моего романа.

Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! Как острый нож оне.

Горе от ума - Лиза - афоризмы,
цитаты Лизы
, крылатые фразы, сказанные Лизой:

.Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!

И золотой мешок, и метит в генералы.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.

Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

Улыбочка и пара слов,
И кто влюблен — на все готов.

Грех не беда, молва не хороша

Горе от ума - Молчалин - афоризмы,
цитаты
Молчалина, крылатые фразы, сказанные Молчалиным:

Ах! злые языки страшнее пистолета.

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

День за день, нынче, как вчера.

Крылатые афоризмы других героев Грибоедова:

Да умный человек не может быть не плутом (Репетилов)

Всё врут календари (старуха Хлестова)

* * *
А теперь всё вместе (и ещё чуть-чуть:)

1.Карету мне! Карету!
2. Молчалины блаженствуют на свете!
3.Счастливые часов не наблюдают
4.Служить бы рад, прислуживаться тошно
5. Свежо предание, а верится с трудом
6.Чины людьми даются, а люди могут обмануться
7.И дым Отечества нам сладок и приятен!
8.Дома новы, но предрассудки стары
9.А судьи кто?
10.Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
11.Кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?
12.Блажен, кто верует,- тепло ему на свете!
13.Злые языки страшнее пистолета
14. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь
15.На цыпочках и не богат словами
16.И точно, начал свет глупеть
17.Подписано, так с плеч долой!
18.Частенько там мы покровительство находим, где не метим
19.В мои лета не должно сметь свое суждение иметь
20. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных
21.Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами
22.А чем не муж? Ума в нем только мало, но чтоб иметь детей, кому ума не доставало?
23. Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа
24. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца
25.Ничего кроме проказ и ветру на уме.
26.Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож.
27.А чем не муж? Ума в нем только мало, Но чтоб иметь детей, Кому ума не доставало?
8.Числом поболее, ценою подешевле...
29.Вот то-то, все вы гордецы!
30.И говорит, как пишет!
31.Над старостью смеяться грех.
32.Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
33.Грех не беда, молва нехороша.
34.Мне всё равно, что за него, что в воду.
35.Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
36.Собаке дворника, чтоб ласкова была
37.Эй, завяжи на память узелок
38.Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве?
39.Есть тьма искусников, я не из их числа.
40.Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
41.В России под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом!
42.Господствует смешенье языков: Французского с нижегородским?
43.Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший.
44.Прошедшего житья подлейшие черты.
45.Судьба любви - играть ей в жмурки.
46.Мне весело, когда смешных встречаю, А чаще с ними я скучаю.
47.Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят.
48.Вот то-то невзначай, за вами примечай.
49.Хоть душу отпусти на покаянье!
50.Шел в комнату, попал в другую.
51.Ученье - вот чума, учёность - вот причина!
52.Подумаешь, как счастье своенравно!
53.Улыбочка и пара слов, И кто влюблён - на всё готов.

* * *
Вы читали цитаты и афоризмы из произведения "Горе от ума" Грибоедова А С, надеемся, что эти знаменитые фразы принесут вам пользу и сделают чуть умнее (или наоборот - счастливее:)
...........................................
Copyright: ГОРЕ ОТ УМА: афоризмы цитаты

Главный герой комедии - А.А.Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме. Ф.Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен. О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти-так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.
Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о "Нес торе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях,которые "не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели", о тех, "чья чаще гнулась шея".
Он презирает людей,готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
Он клеймит "век минувший": "Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться в полк шутов". Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне,"вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным". Стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться",служить "делу", а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший полный разрыв - это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем.
Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом,и ограничивались устными выступлениями. Однако, борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль "страдательная": в одно и тоже время он и "передовой воин","застрельщик", и при этом он "всегда жертва". "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей", - так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.

Характеристика цитат героя Чацкого, их значение и смысл

«Но будь военный, будь он статский,

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!» Софья

«…Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех» Софья

«Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко» Софья

«Не человек, змея!» Софья

«Ах, боже мой! Он карбонари!» Фамусов

«Опасный человек!» Фамусов

«Что говорит, и говорит, как пишет!» Фамусов

«Он вольность хочет проповедать!» Фамусов

«Да он властей не признает!» Фамусов

«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди» Фамусов

«Явитесь вы вполне великодушны:

К несчастью ближнего вы так неравнодушны» Софья

ВЫВОД: Чацкий умен, образован, духовно развит, обладает здравостью суждений и трезвостью в оценке окружающих явлений. Он справедлив, ему не свойственны месть и угодничество. Его ум и любовь приносят Чацкому только горе и разочарование. Против него объединились все, называя его сумасшедшим.

), принадлежит к лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературные критики утверждали, что Чацкий – резонер. Это совершенно неверно! Резонером можно назвать его только постольку, поскольку автор его устами выражает свои мысли и переживания; но Чацкий – лицо живое, реальное; у него, как и у всякого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого .)

Мы знаем, что Чацкий в молодости часто бывал в доме Фамусова , вместе с Софьей учился у учителей-иностранцев. Но такое образование не могло удовлетворить его, и он уехал за границу странствовать. Путешествие его длилось 3 года, и вот мы видим Чацкого снова на родине, в Москве, где протекало его детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгой отлучки, ему здесь все мило, все возбуждает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых он, по свойству своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это вначале безо всякой злобы и желчи, а так, для смеха, для прикрасы воспоминаний: «француз, подбитый ветерком…», а «этот... черномазенький, на ножках журавлиных...»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий горячо говорит, что когда

«...постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

Этим Чацкий совершенно отличается от тех молодых людей, которые, возвращаясь из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и восхваляли только все то, что они видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского с иностранным развилась в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. У него разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской, вызвали только еще более сильную, более глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, попав вновь после трехлетнего отсутствия в среду московского общества, он под свежим впечатлением видит всю утрировку, все смешные стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «французик из Бордо» царствует среди московского общества только потому, что он – иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает насмешку в обществе:

«Как европейское поставить в параллель
С национальным – странно что-то!» –

говорит кто-то, возбуждая общий смех одобрения. Доходя в свою очередь до преувеличения, Чацкий в противовес общему мнению говорит с негодованием:

«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
………………………
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный, добрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев?» –

подразумевая под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая бездна отделяет миллионы русского народа от правящего класса дворян.

С ранних лет детям давалось иностранное воспитание, которое понемногу отдаляло светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий вскользь иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «числом поболее, ценою подешевле», которым доверялось воспитание дворянской молодежи. Отсюда – незнание своего народа, отсюда непонимание тяжелого положения, в котором находился русской народ, благодаря крепостному праву . Устами Чацкого Грибоедов высказывает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, возмущавшегося несправедливостями, которые влекло за собой крепостное право, боровшегося с произволом заядлых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») яркими красками изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «Нестора негодяев знатных», обменявшего нескольких из своих верных слуг на трех борзых собак; другого, – любителя театра, – который

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»; –

он заставил «всю Москву дивиться их красе». Но потом, для того, чтобы расплатиться с кредиторами, распродал поодиночке этих детей, изображавших на сцене «амуров и зефиров», разлучив их навсегда с родителями...

Чацкий не может спокойно об этом говорить, душа его возмущается, сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы послужить. Но как служить?

«Служить бы рад – прислуживаться тошно», –

говорит он, намекая на то, что среди множества государственных чиновников он видит лишь Молчалиных или таких вельмож, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Сюда, я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся пылкая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.




Top