Горе от ума проблема толпы. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А
Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.
Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.
Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.
Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.
Жанр, направление
«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.
Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.
Суть: о чем говорится в рассказе?
В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.
Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.
Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.
Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в .
Главные герои и их характеристика
Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.
Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.
Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.
Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.
Темы и проблемы
Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.
В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.
Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.
Главная мысль
Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.
Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.
Чему учит?
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.
Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
На вопрос Характеристика героев А. П. Чехов "Мальчики",напишите, пожалуйста. Характеристика героя (ев) рассказа А. П. Чехов "Мальчики". заданный автором Навыаы Кавыф
лучший ответ это Отец Володи с раздражением наблюдал за Чечевицыным, чувствуя плохое влияние этого мальчика на своего сына. Путаницей в назывании его фамилии он как бы подчеркивал неуважение к этому мальчику. Сам же Чечевицын именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Решимость мальчиков строилась более всего на их невежестве и самоуверенности. Но все же Чечевицыну удалось уговорить Володю. Вот как это описано в рассказе: «И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры». Он рычал так, «что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев» .
Ответ от Гришина Антонина
[новичек]
.
Ответ от Босоножки
[новичек]
....
Ответ от Недоросль
[новичек]
Володя и Чечевицын - ровесники. Они вместе учатся в гимназии. Володя называет Чечевицына своим другом. Однако сразу же после знакомства с мальчиками мы понимаем, насколько они разные. В этом помогает нам убедиться и сам автор, наделив своих героев противоположной внешностью. Володя - белолицый, упитанный, краснощекий. Чечевицын - полная его противоположность: «худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толсты, вообще был он очень некрасив…». Характеры у мальчиков тоже разные, хоть и ведут они себя в доме Володиных родителей одинаково: ни с кем особенно не разговаривают, не улыбаются, все время о чем-то шепчутся. Но мы понимаем, что замкнутость, угрюмость - на самом деле черты, присущие только Чечевицыну. Володя совсем не такой. Он настоящий сын своих родителей и похож на них. Такой же общительный, энергичный, веселый и открытый. Не зря он в прежние приезды всегда принимал участие в подготовке к Рождеству. Теперешняя его молчаливость и угрюмость - подражание более властному и, возможно, более умному товарищу. Мягкость Володиного характера подтверждает и сцена, когда он слезно умоляет Чечевицына перенести их побег. С удивлением мы узнаем, что именно Володя - зачинщик побега. Здесь проявляются отрицательные черты его характера - трусость, переоценка своих возможностей. Эти черты Володи, проявленные им в раннем возрасте, скорее всего, и не проявятся в нем в будущем. Вероятно, из него получится неплохой человек, похожий на своего отца. Но великих дел, заслуживающих восхищения, Володя тоже не совершит. Чего нельзя сказать о невзрачном на вид Чечевицыне. Его незаурядный ум, холодная расчетливость и стремление добиться цели могут либо снискать ему славу выдающегося человека, либо человека очень нехорошего. Во всяком случае, так кажется мне
Ответ от Вровень
[новичек]
Ответ от свадьба свадьба
[новичек]
Мальчик Володя на зимние каникулы привёз погостить своего друга Чечевицына. Трём Володиным сёстрам Чечевицын очень понравился - девочки сразу сообразили, что он умный и учёный человек. Мальчики выглядели так, как будто они что-то замышляют. Они о чем-то шептались и рассматривали географическую карту. Старшие девочки, Катя и Соня, стали наблюдать за поведением мальчиков. Однажды они подслушали их разговор. Оказывается, мальчики собирались бежать в Америку добывать золото. Себя Чечевицын называл «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю - «бледнолицый брат мой». Настал день, когда оба мальчика сбежали. Но их быстро задержала полиция. Вернувшись в родной дом, Володя бросился на шею матери и заплакал. А за Чечевицыным приехала его мать и увезла своего сына. Так и закончилось это приключение, в память о котором в тетрадке Кати осталась надпись: "Монтигомо Ястребиный Коготь".
Ответ от Илья дьяченко
[новичек]
товарищу
Ответ от Егор тихонов
[новичек]
1
Ответ от _Pechkin_YouTube_ Кузнецов
[новичек]
/
Ответ от Ђатьяна Сенина
[новичек]
Володя и Чечевицын - ровесники. Они вместе учатся в гимназии. Володя называет Чечевицына своим другом. Однако сразу же после знакомства с мальчиками мы понимаем, насколько они разные. В этом помогает нам убедиться и сам автор, наделив своих героев противоположной внешностью. Володя - белолицый, упитанный, краснощекий. Чечевицын - полная его противоположность: «худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толсты, вообще был он очень некрасив…». Характеры у мальчиков тоже разные, хоть и ведут они себя в доме Володиных родителей одинаково: ни с кем особенно не разговаривают, не улыбаются, все время о чем-то шепчутся. Но мы понимаем, что замкнутость, угрюмость - на самом деле черты, присущие только Чечевицыну. Володя совсем не такой. Он настоящий сын своих родителей и похож на них. Такой же общительный, энергичный, веселый и открытый. Не зря он в прежние приезды всегда принимал участие в подготовке к Рождеству. Теперешняя его молчаливость и угрюмость - подражание более властному и, возможно, более умному товарищу. Мягкость Володиного характера подтверждает и сцена, когда он слезно умоляет Чечевицына перенести их побег. С удивлением мы узнаем, что именно Володя - зачинщик побега. Здесь проявляются отрицательные черты его характера - трусость, переоценка своих возможностей. Эти черты Володи, проявленные им в раннем возрасте, скорее всего, и не проявятся в нем в будущем. Вероятно, из него получится неплохой человек, похожий на своего отца. Но великих дел, заслуживающих восхищения, Володя тоже не совершит. Чего нельзя сказать о невзрачном на вид Чечевицыне. Его незаурядный ум, холодная расчетливость и стремление добиться цели могут либо снискать ему славу выдающегося человека, либо человека очень нехорошего. Во всяком случае, так кажется мне.
Ответ от Дмитрий Страчков
[новичек]
спс
Ответ от Лёка
[новичек]
Володя и Чечевицын - ровесники. Они вместе учатся в гимназии. Володя называет Чечевицына своим другом. Однако сразу же после знакомства с мальчиками мы понимаем, насколько они разные. В этом помогает нам убедиться и сам автор, наделив своих героев противоположной внешностью. Володя - белолицый, упитанный, краснощекий. Чечевицын - полная его противоположность: «худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толсты, вообще был он очень некрасив…». Характеры у мальчиков тоже разные, хоть и ведут они себя в доме Володиных родителей одинаково: ни с кем особенно не разговаривают, не улыбаются, все время о чем-то шепчутся. Но мы понимаем, что замкнутость, угрюмость - на самом деле черты, присущие только Чечевицыну. Володя совсем не такой. Он настоящий сын своих родителей и похож на них. Такой же общительный, энергичный, веселый и открытый. Не зря он в прежние приезды всегда принимал участие в подготовке к Рождеству. Теперешняя его молчаливость и угрюмость - подражание более властному и, возможно, более умному товарищу. Мягкость Володиного характера подтверждает и сцена, когда он слезно умоляет Чечевицына перенести их побег. С удивлением мы узнаем, что именно Володя - зачинщик побега. Здесь проявляются отрицательные черты его характера - трусость, переоценка своих возможностей. Эти черты Володи, проявленные им в раннем возрасте, скорее всего, и не проявятся в нем в будущем. Вероятно, из него получится неплохой человек, похожий на своего отца. Но великих дел, заслуживающих восхищения, Володя тоже не совершит. Чего нельзя сказать о невзрачном на вид Чечевицыне. Его незаурядный ум, холодная расчетливость и стремление добиться цели могут либо снискать ему славу выдающегося человека, либо человека очень нехорошего. Во всяком случае, так кажется мне
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий – передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдающийся писатель и общественный деятель. В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о назначении человека, его участии в прогрессивном развитии своего народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершенно невосприимчива к его идеям. Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассматриваемого произведения.
Что же представляет собой та общественная среда, в которой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних странствий в Москву? Это “фамусовское общество”, названное так по имени главного антагониста Чацкого – Павла Афанасьевича Фамусова. Фамусов – типичный московский барин начала девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще
всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.
Вершина жизненных устремлений для Фамусова – это выгодная карьера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любовным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.
Еще более страшным представителем фамусовского общества является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: “В мои года не должно сметь свое суждение иметь”, а втайне имеет те же “идеалы”, что и Фамусов. Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он проявляет главные достоинства: “умеренность и аккуратность”. Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Молчалина: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…” Можно предположить, что, когда подобные Молчалины “проберутся в люди”, они своими пороками превзойдут и самого Фамусова.
В концентрированном виде фамусовское общество представлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина – это полковник Скалозуб. Важный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей дочери Софьи. Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Чацкий же совсем иначе оценивает эту личность: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”. Тупая ограниченность этого персонажа прослеживается и в его собственных репликах. Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвечает: “Дистанции огромного размера”. Скалозуб не лишен своеобразного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства. Когда его спрашивают, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается острить: “Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили”.
Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяностолетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлёстовой и им подобными.
Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайлович Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает всё, что прикажет ему жена.
Каковы же представления и интересы фамусовского общества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в которых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть разговоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам – свидетельствует о глубоком невежестве присутствующих. Вершиной их представлений становится призыв Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь!”
Естественно, что нормальный человек, каким является Чацкий, среди таких людей кажется инородным телом. Инородным настолько, что его монологи и рассуждения вызывают протест, выражающийся в пущенной жалким лгунишкой Загорецким с подачи Софьи сплетне, будто бы Чацкий повредился в рассудке. Сплетня дружно подхватывается всеми остальными, и Чацкого объявляют сумасшедшим.
Такова судьба человека с умом и талантом, стремящегося своей деятельностью приносить людям пользу, в фамусовском обществе.
Глоссарий:
- сочинение образ чацкого
- образ чацкого сочинение
- образ Чацкого
- образ чацкого в комедии горе от ума сочинение
- образ чацкого и проблема героя и толпы в комедии горе от ума
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова “искренним и горячим деятелем”, превосходящим Онегина и Печорина. “…Чацкий не только умнее...
- Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание...