Городское общество призрения. Кто такие "гопники" и как себя с ними вести

Эту статью перевел
Почитаем?

Уже несколько месяцев наши зарубежные читатели донимают нас вопросом: "А гопники – это кто?". О внешности гопников у них есть смутные представления благодаря нашей рубрике Face Control: дескать, это такие русские ребятки типа "палец в рот не клади" с прыщавой кожей и тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!". Эти парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить кожаные гангстерские кепки 1920-х годов с шиком – все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Чего-чего, а "аутентичности" у них не отнимешь. В эпоху, когда "аутентичность" – самое ценное и редкостное качество, гопники занимают верхнюю ступеньку иерархии крутизны в мире. Доказательство аутентичности гопников – их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика, наглость которого и во сне не приснится даже самому авангардному-разавангардному из западных "продвинутых людей" – в их буржуазных белых ручках он мигом обернется безобидным китчем. Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь говенные песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков из числа белого населения всего белого света.

Но история российских гопников – отнюдь не незамысловатый гимн в честь вида аутентичной крутизны, который пока не открыла для себя буржуазия. Напротив, это трагедия, достойная по своему масштабу большой литературы. Подобно Старому Югу у Фолкнера или уходящим в прошлое дворянам-помещикам у Толстого, российские гопники – герои трагического сказания о вымирающей породе людей, когда-то столь гордых собой.

Чарльз Портис замечает: когда в путеводителе какой-то народ называют "гордым", это обычно эвфемизм, означающий "скорее звери, чем люди". Что касается гопников, то они действительно до людей вряд ли дотягивают, и именно в этом состоит их похабное очарование. Взять хоть само слово "гопник": мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. Это слово веселит и приватной поездке – когда вы надежно забаррикадировались в своей машине, стекла подняты, дверцы заперты, нога на педали газа, а дети и жена в ужасе вопят: "Только не останавливайся на "красный"!"

Как и когда возникла культура гопников?

Слово "гопник" не было остроумным изобретением поэта. В его основе, как и в основе многих других чудесных русских слов, лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" – и новый биологический вид готов.

А родился он, если верить легендам, после большевистского переворота. Согласно самым надежным источникам, которыми мы располагаем (а это мнение вокалиста группы "Ленинград" Шнура), гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной. Они вываливались толпами из поездов и при везении находили себе пристанище в недавно перестроенных общежитиях, где превращались в первых local ghetto gangstas Советской России.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания – Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", которую советские власти сделали общежитием для приезжих пролетариев, а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо. Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов".

Со временем, когда специфическая мода, сленг и мировоззрение гопников распространились среди низших классов населения страны, значение слова изменилось. Теперь выражение "гопник" обозначало не крутого деревенского парня из здания, где потом разместилась гостиница "Октябрьская", а любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и бессмертной кепке-таблетке. Так же можно было назвать любого парня, который сидит на корточках во дворе, одетый в спортивный костюм и тапочки, отхлебывает из горла "Жигулевское" и лузгает семечки, а иногда орет на жену, чтобы она заткнулась, потому что у нее-то никаких забот нет – знай только вывози ребенка на прогулку в подержанной турецкой коляске, которую он увел от чужой хаты...

В 1990-х казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши на нашей планете. Гопники правили бал во всех прославленных 11 часовых поясах России – от холла ныне снесенной гостиницы "Интурист" всего в паре сотен метров от Красной площади до окаймленной коммерческими киосками набережной во Владивостоке и во всех географических точках между ними. Гопники – или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, – нахлынули во все сферы жизни, от "biznes" где они играли роль шестерок и пушечного мяса, до политики, где в качестве депутатов от ЛДПР они образовали ядро сопротивления западному влиянию.

Вся нация ушла в гопники: бритые головы, суровые лица, на которых читалось: "я зону топтал!" и необыкновенный дар выбирать самую безвкусную одежду, сколько бы она ни стоила. Некоторые сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss. Но они не могли удержаться от соблазна дополнять все это блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами, которые, при всей их подлинности, так блестели золотом, что казались скорее грошовой вьетнамской подделкой. Самое же замечательное, что 1990-м годам вторил идеальный гопнический саундтрек: говенное техно, нон-стопом гремевшее из каждого ресторана, каждого киоска с шаурмой, из каждых "жигулей" или угнанного "мерса", из каждого гостиничного номера, приспособленного под "ofis". Куда бы тебя ни заносило в России 1990-х, от плохого техно просто не было спасения.

Но никто тогда не осознавал, да и сегодня осознают лишь немногие, что 1990-е годы были не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

В прошлый уик-энд мы решили устроить Гопник-Сафари – осуществить полевую антропологическую экспедицию, чтобы познакомить с миром гопников вас, читатели eXile. Мы расспросили наших русских друзей, куда лучше всего отправиться для наблюдений за гопниками в их естественной среде обитания. Советы были самые разные: "Да их везде полно!", "Езжайте в любой русский город наугад!", "Даже из Москвы не надо выезжать: выйдите из метро на любой станции снаружи кольцевой линии, и они сами вас найдут".

Самый интересный ответ дала наша журналистка Вика Брук, когда-то писавшая для нас колонку Generation Elitny: "Смотайтесь в Великие Луки. "Большие Головки Лука". Там как бы живут типа все-все мои родственники – тетка моя работает на текстильной фабрике, ее муж-алкоголик, мой двоюродный брат Максим – он охранник, мой другой двоюродный брат Алексей – он тоже охранник, в банке, и моя двоюродная сестра Наташа – она разводится со своим мужем, он подлец и бездельник, мой дядя Александр – он торгует китайской обувью на рынке, и его сын Александр – он служит в армии, и его второй сын Эдуард – этот вообще непонятно, чем занимается. В-общем, гопников до фига – у меня вся родня гопники".

Увы, Большие Головки Лука находятся в Псковской области, а нам требовалось что-нибудь поближе. Среди городов Московской области ни один не может потягаться по мрачной репутации с Люберцами, рабочим предместьем на юге Москвы сразу по ту сторону МКАД. В 1990-х Люберцы слыли столицей гопников. Уголовщина была там таким же распространенным явлением, как спортивные костюмы и шелуха от семечек. Одна девушка, родившаяся и выросшая в Люберцах, а в начале 1990-х переехавшая в Москву, сказала нам: "Все парни, которых я там знала, были гопники. Если вы туда поедете, то наверняка увидите их повсюду, но точно сказать не могу – с тех пор я там не бывала". Когда мы спросили, не может ли она позвонить кому-то из друзей детства, она сообщила: "Не могу. Почти все умерли, кто от наркотиков, кого-то застрелили, кого-то прирезали. Остальные выбрались оттуда и сменили место жительства, как я. Я там больше никого не знаю".

Ранним вечером в субботу мы поехали в Люберцы на такси. На улице было жарко, жарче, чем обычно в это время года. Мы рассудили так: хотя часть гопников наверняка расслабляется у какой-нибудь впадины, где плещутся ядовитые промышленные отходы (именуемой местными "пляжем" или "озером"), мы увидим предостаточно особей на корточках у киосков и во дворах, чтобы наши антропологические чаяния сбылись. Но мы сделали неожиданное открытие. Мы медленно проехали по центру Люберец, ожидая увидеть если не свежие трупы – материал для нашей колонки Death Porn – то, по крайней мере, пятна крови, свидетельствующие о недавних событиях такого типа. Но в действительности город оказался... э-э-э... пусть кто-нибудь нас ударит по морде мокрой рыбиной за то, что мы сейчас скажем, но город оказался... э-э-э... довольно-таки приятный, в духе семейной идиллии. Тенистые улицы, много зелени, чистые тротуары, прогуливающиеся парочки и семейства. На одном отрезке одной из центральных улиц мы насчитали как минимум четыре японских ресторана, а также несколько стандартных ресторанов сети "Росинтер" и Torgovie Tsentri, разгороженных на клетушки для хомячков.

Правда, в Люберцах было меньше мегадорогих иномарок, зато недорогих – полным-полно. Даже "жигули" были аккуратные и чистые. Нам попалась всего одна "лада" с тюнингом в стиле "диско-тачка" – с мигающими красными огоньками. Если в Америке есть "Rice Rockets", то у этой Нации Гопников непременно должны быть свои "Шаурма-шаттлы" ("Shawarma Shuttles"). Однако мы заметили один-единственный "Шаурма-шаттл" в целом море буржуазных автомобилей. Гулять по Люберцам было бессмысленно. Если мы хотим найти гопников, то должны и мыслить как гопники. Куда они пойдут? В парк! И не просто в парк, но в то место в парке, где вокруг киоска, изрыгающего хриплое техно 1990-х, расставлена пластмассовая садовая мебель. Это, говоря на языке гопников, "кафе". Гм...

Не будем затягивать наш рассказ. Парк мы нашли. И "kafe" с пластмассовой садовой мебелью тоже. Взяли пива. Сели. И провалиться нам сквозь землю, если мы увидели вокруг себя хоть одного гопника за все время, пока там прохлаждались. Собственно, kafe было весьма цивилизованное: техно не гремело, пиво было холодное, посетители не совались в чужие дела – причем среди них даже была парочка инди-готов. Сначала мы стали жаловаться во весь голос, печалясь, что остались без материала. Но затем разочарование начало перерастать в тревогу. Что случилось с гопниками? Может, они все куда-то уехали на выходные? Или погода для них слишком жаркая? Или они покинули Люберцы ради более злачных мест?

Мы решили уйти из цивилизованного "kafe" и пройтись по парку, среди унылой коллекции ржавых детских аттракционов советских времен, которым не хватало только таблички: "Если вы желаете сделать аборт, хотя все сроки прошли, посадите ребенка в кресло на этом аттракционе, отойдите подальше, дайте нам пять рублей, и мы сделаем все остальное". В парке мы приметили компанию обнаженных до пояса мужчин, которые куролесили у турника. Но, подойдя поближе, осознали, что это вовсе не гопники, а кавказцы, "черножопые", диаметральная противоположность гопников. Прошатавшись несколько часов по Люберцам, мы наконец сдались. Если уж тут гопников нету, где же их искать, мать их за ногу?

Тогда мы выбрали один из самых зловещих районов Москвы, Братеево, само имя которого синонимично понятию "гопник". Это один из отдаленных районов, где каждый квадратный дюйм земли уставлен 17-этажными белыми панельными домами – огромными, кошмарными, сложенными из грязно-белых бетонных плит. Когда подъезжаешь к Братеево по МКАД, кажется, что панельные дома натыканы там так тесно и хаотично, что непонятно, как вообще между ними можно протиснуться – наверняка солнце здесь не светит и вся растительность зачахла. Но, увы, не все золото, что блестит.

И вновь, вооружившись пивом и направившись в самое говнище, мы обнаружили себя лицом к лицу с кем-то намного похуже, чем бригады сидящих на корточках гопников – среди полчищ людей, которых с гопниками ничто не объединяло. И вновь семьи, детские коляски, хорошие машины, подростки, одетые по новой моде – этакие готы попсового розлива, красивые девушки, выгуливающие собачек. На деле Братеево стало столь космополитичным, что, хотя мы нарочно громко говорили по-английски, на нас никто и внимания не обратил. Нас проигнорировали даже бродячие собаки. Осталось заглянуть лишь в местную бильярдную. Если где и искать гопников – хоть один осколок старины – то только там. Что ж, угадайте с трех раз, кого мы там не нашли.

Если вы следите за русской блогосферой, то вам покажется, что в России гопники настолько вездесущи, что вот-вот расплодятся сверх всякого предела, хлынут через границы и захватят Китай. Куда ни ткни, на сайтах издеваются над русскими гопниками или осмеивают их так рьяно, что это уже переходит в славословие. Нам следовало бы заранее знать, исходя из нашего западного опыта, что происходит всякий раз, как продвинутые люди открывают для себя какую-нибудь "аутентичную" субкультуру низшего класса. Считай, что субкультура мертва, сдохла, пошла прахом. Собственно, в этом и смысл нашей статьи: мы хотим не только познакомить мир с Гопником, но заодно и известить о его, Гопника, трагической смерти. Ибо как только нечто столь крутое входит в моду, жди беды.

Что же сталось с гопниками? Большинство источников сходятся на том, что их вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие. Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания. Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников. Русские стыдились гопников и глядели на них с омерзением, и лишь год-два тому назад, когда было уже поздно, осознали, что гопники были великим национальным богатством, "русской идеей" в человеческом обличье, единственными, кто не опускался до показухи.

Когда-то юные русские "крутые" романтизировали гопников, но теперь они берут пример с рэпперов (предпочтительно белых). Неопатриоты путинской эпохи тоже больше не нуждаются в гопниках, хотя гопники всегда были самыми ярыми русскими патриотами. В эпоху Путина патриотично настроенная молодежь выглядит скорее по-европейски, одевается скорее по-европейски, слушает музыку в европейском и даже в американском стиле. Единственный рудимент гопник-гена – в том, что даже самый квазизападный на вид молодой русский парень (или молодая русская девушка) носит в сердце классическое мировоззрение гопника: слепой шовинизм, антиамериканизм, ненависть к темнокожим и, конечно, склонность к гопническим выходкам на рейсах "Аэрофлота", где даже у самого богатого и много путешествовавшего русского включаются рецессивные гопнические гены, заставляя его (ее) нарядиться в спортивный костюм и тапочки, глушить коньяк "Московский", громко петь песни и перегибаться через кресла соседей – если не валиться на самих соседей.

Но точно так же, как могучий Tyrannosaurus Rex путем эволюции превратился в голубя, прямо у нас на глазах происходит стремительная деградация гопника, его превращение в существо, котороe можно назвать лишь "тощий парень с жидким коком, который всем представляется как брэнд-менеджер, а на самом деле работает в киоске "Евросеть", где сумел прикарманить достаточно денег на покупку подержанного "Ниссана Альмера", который он любит больше всего на свете".

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников". Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников – дом 10 по Лиговскому проспекту – сегодня не что иное, как трехзвездочный отель, где ночь в самом дешевом номере обойдется в 100 долларов.

Как и в случае со Старым Югом Фолкнера и вымирающими дворянами-помещиками Толстого, мы славим и оплакиваем русских гопников только сегодня, когда уже поздно, и они могут быть для нас разве что эстетическими объектами, символами ушедшей эпохи, которая была намного чище нашей, не страдала закомплексованной ироничностью и глубоко вторичной крутизной, эпохой, где не было унылой офисной жизни, все больше затягивающей россиян в эпоху Путина.

Что говорят о гопниках политики

Олег Лавров, глава московского отделения ЛДПР:

"Мы считаем, что гопники – самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют".

Анатомия гопника

Кепка-таблетка – ключевой элемент наряда гопника. Кожаные – для тяжких убийств, полоски – для всяких пустяков типа изнасилования на даче.

Уши – обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль.

Шашлык – гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем.

Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.

Обувь – гопники предпочитают а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки.

Стакан – всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек.

Куртка – будь у него на бампере наклейка, там было бы написано "Не думайте, кожаная куртка у меня есть".

Лоб – выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков – людей.

Наверное, любой человек, живущий на постсоветском пространстве, хотя бы раз слышал слово "гопники". Субкультура появилась ещё в двадцатом веке и стала крайне распространённой после распада Советского Союза.

Чаще всего гопниками называют молодых людей, однако заметные черты данной социальной группы можно наблюдать и у более возрастных категорий. Из-за отсутствия чёткой самоидентификации и отрицания самими гопниками принадлежности к определённой субкультуре, довольно трудно назвать количество "гопов" в странах СНГ. Некоторыми российскими политиками высказывались предположения, что четверть молодёжи России - гопы.

Зарождение

Ещё в начале 20-го века появилось Субкультура тогда ещё не была чётко сформирована и применялось только в пределах Санкт-Петербурга. В 20-х годах на окраине города (который уже носил название Ленинград) был район для беспризорных детей и подростков-хулиганов. "Городское общежитие пролетариата" среди жителей города именовалось по аббревиатуре ГОП. Отсюда и пошло название, которое постепенно распространилось по всему Советскому Союзу.

Распространение

Уже в конце 80-х годов среди молодёжи крупных городов стали чётко выделяться гопники. Субкультура была наиболее распространённой среди молодёжных движений. Однако сложность детального её исследования заключается в том, что сами гопники не связывают себя с принадлежностью к определённой социальной группе. Более того, подобное обобщение вызывает у них агрессию. Появление гопов связано с крушением Советского Союза. Вместе с жестоким экономическим кризисом произошло и кардинальное изменение системы ценностей. В 90-х годах резко ухудшилась Многие люди предпочитали зарабатывать нелегальным путём. И чаще всего имели отношение к криминальному миру, живущему по так называемым зоновским понятиям.

Желание самоутвердиться вызвало у малообразованных и бедных слоёв населения стремление быть похожими на "авторитетов", именно так и появились гопники. Субкультура тут же приобрела определённые черты. Чаще всего все молодёжные движения имеют определённые внешние признаки, которые выделяют их на фоне других членов общества. Это в первую очередь стиль одежды, причёска, сленг, манеры.

Кто такие гопники: внешний вид

Гопники имеют определённый стиль одежды. Из-за массовости и отсутствия самоидентификация как члена определённой социальной группы не существует специальных магазинов или брендов для гопников (как в ситуации с панками, реперами и другими культурами). Одежда является противопоставлением опрятности и "интеллигентности" - принятых в обществе канонов одежды. Любой человек, одетый в излишне, по мнению гопников, стильную одежду вызывает у них агрессию. Сами же гопы надевают преимущественно спортивные вещи. Это штаны и олимпийка (иногда с капюшоном). В качестве обуви - кроссовки или (нередко именно под спортивный костюм). Из-за низкого материального положения они не могут себе позволить дорогостоящей одежды известных брендов. Поэтому чаще всего носят поддельные вещи таких брендов, как "Адидас", "Найк", "Рибок" и других.

Символом "чёткости" также является классическая чёрная кожаная куртка, которую носят поверх спортивного костюма. Данный стиль пришёл из криминальных кругов, с которыми себя гопы ассоциируют. гопники отрицает и презирает любые модные причёски. Поэтому в качестве стрижки выбирают себе незамысловатые причёски. Чаще всего это "бокс" или просто Девушки же, напротив, одеваются излишне контрастно и вызывающе, чтобы подчеркнуть свой гендер.

Поведение

Кто такие гопники стало известно благодаря их чертам поведения. Чаще всего они находятся на улице в пределах своего района. В крупных городах нередко происходили драки между представителями разных районов по надуманным поводам. Гопы гуляют группами из нескольких человек. Любимые места - это плохоосвещённая местность с наличием лавок или столиков. В качестве развлечения гопники употребляют алкогольные напитки и курят сигареты. Пластиковая бутылка дешевого пива, упаковка подсолнечных семечек и сигарета за ухом - неизменные атрибуты типичного гопника.

Образ жизни

Особым видом времяпрепровождения являются драки и мелкие грабежи. Гопы нападают группой на так называемых лохов (немаргиальных членов общества) с целью присвоения их имущества - мобильных телефонов, карманных денег, драгоценных украшений. Чаще всего нападения происходят не ради получения прибыли, а ради самоутверждения. Неустойчивое эмоциональное состояние в среде гопников нередко приводит к конфликтам внутри их же группы. Главное для гопов - это мнимое уважение, которое, по их суждениям, можно достичь, продемонстрировав своё физическое превосходство над другими людьми.

Образ жизни гопников нашёл своё отражение в В первую очередь - это музыка, в которой присутствует жаргон гопников. Любимые жанры - шансон, "пацанский" рэп, примитивный поп.

Субкультура гопников примечательна тем, что появилась именно в СССР, хотя, по сути, гопники – это прослойка рабочей молодёжи из малообеспеченных семей, и аналогичные прослойки можно найти буквально в любой стране в тот или иной период. К примеру, британские панки 1930-х (не путать с субкультурой панков 1960-1970х годов), о которых подробнее можно прочитать в статье, посвящённой панкам. Однако отечественные гопники – явление поистине уникальное.

Существует несколько версий происхождения слова «гопник». По первой из них термин появился на рубеже XIX – XX веков, а дело обстояло так: в Санкт-Петербурге было устроено Государственное общество призрения, куда помещали беспризорников, занимавшихся воровством и хулиганством. Возможно, слово «гопник» стало употребляться по отношению к этим самым беспризорникам. Другой вариант: в здании этого Государственного общества после революции 1917 года было организовано Гражданское общежитие пролетариата, которое использовалось в тех же целях, что и предшествующее общество. И в том и в другом случаях слово «гопник» пошло от аббревиатуры данных учреждений. Еще одна версия гласит, что слово «гопник» пошло из воровского жаргона. По этой версии гопниками называли воров, занимающихся гоп-стопом (по примеру других преступных «специализаций»: карманник – «щипач», убийца – «мокрушник» и т.д.). Некоторые утверждают, что «гопник» походит от аббревиатуры «гражданин опасного поведения». Однако во всех этих случаях гопником называется любой асоциальный тип с воровскими замашками. Особенно остро гоповская субкультура проявилась в 1970-1980-е годы. Гопники заявили о себе в многочисленных драках с тогдашними советскими неформалами – панками и металлистами . С тех пор слово «гопник» прочно вошло в наш с вами лексикон.

Среди музыкальных предпочтений у гопников – блатной шансон, рэп и низкосортная попса. Свои коллективные прогулки гопники не мыслят без прослушивания любимой музыки. Советские гопники слушали музыку на кассетных магнитофонах, работающих на батарейках. Гопник, носивший с собой «мафон», был в особом почёте среди «кентов». В наше время гопники слушают музыку с мобильных телефонов. Нынешние гопники являются страстными поклонниками творчества таких групп, как «Фактор-2», «Сектор Газа», «Бутырка», «Ленинград», «Каста», «Мальчишник» и исполнителей Ноггано, рэпера Сявы и т.д.
Таким образом, налицо все признаки отдельной субкультуры гопников – свои идейные принципы, музыкальные вкусы, свой стиль в одежде, а также ни с чем не сравнимый стиль поведения. Низкий уровень морального и эстетического развития, невысокий духовный уровень гопников определяет соответствующее поведение. Молодые люди, желающие жить «по понятиям», одевают «чёткий» спортивный костюмчик и идут пить пиво с «пацанчиками». И что самое печальное – число таких желающих ничуть не уменьшается.

В нашем обществе существует великое множество субкультур. Каждая из них имеет свои определенные особенности, атрибутику, стиль жизни, манеру поведения. Сегодня речь пойдет о гопниках.

Сам термин происходит от жаргонного слова "гоп", что означает "удар, прыжок". Словари русского языка говорят, что гопник - это уличный грабитель, хулиган.

Гопники, они же гопы, гопота, гопори - обозначение некоторых представителей молодёжи. Они близки к криминальному миру, иногда с чертами криминального поведения. Чаще всего эти люди происходят из малоблагополучных семей. Имеют низкий уровень образования. По статистике, гопники учатся или закончили ПТУ, техникумы. Но и в школах их тоже можно встретить.

Чаще всего встретить гопников можно у подъездов и ларьков. Особенно любимое место – скамейки во дворе. Тут они обсуждают различные темы, например, у кого круче машина или подробности последней драки. Общение эмоциональное, обильная нецензурная лексика. Зачастую общение происходит под шансон, играющий в мобильном телефоне. Гопники любят сидеть на корточках. Часто пьют пиво из пластмассовых стаканчиков и грызут семечки.

Как одеваются гопники

Любую неформальную культуру можно отличить по их внешнему виду. Гопники тоже имеют свои отличительные особенности. Вот некоторые из них:

  • кроссовки, подделанные под известные бренды, таких как Adidas, Reebok, Puma;
  • спортивные штаны по типу трико, как правило, с одной-двумя полосками по швам;
  • кожаная куртка, обычно нараспашку, или куртка от спортивного костюма;
  • кепка-восьмиклинка, бейсболка или зимняя чёрная шапка (в народе "чеченка").

Стрижка у гопников очень короткая, иногда оставляют небольшую чёлку. Интересно то, как держится шапка у гопников. Надевается она на макушку. При этом шапка не должна закрывать уши, а напротив - упираться на них сзади.

В общем, одеваются эти люди крайне специфически. Полная несочетаемость и крайняя дешевизна одежды - вот основные критерии гардероба гопника.

Как вести себя с гопниками

Если же вы встретили на улице компанию, которая соответствует вышеуказанному описанию, то нужно соблюдать ряд правил:

  • Стараться пройти мимо, не оборачиваясь;
  • Передвигаться следует быстро, по ломанной траектории (дворами, например);
  • Держаться ближе к прохожим – это сделает вид, что вы не одни;
  • Избегайте тёмных безлюдных мест;
  • Старайтесь не начинать диалог с ними.

Если у вас все же завязалась беседа с гопником, то нужно знать, как говорить с ним.

Как разговаривать с гопниками

Беседа происходит, как правило, по их инициативе. У вас могут спросить сигаретку, попросить позвонить либо поинтересоваться, куда и зачем вы идете. Можно лишь догадываться об их намерениях. Однако последствия зачастую малоприятные. Гопники - агрессивные люди. Поэтому важно понять, как общаться с гопниками. Вот советы для диалога с гопниками:

  • улыбайтесь, доброжелательность всегда полезна;
  • на вопросы желательно не отвечать, а если уж и пришлось, то говорите коротко и по делу;
  • не выполняйте никаких просьб;
  • оставайтесь вежливым и спокойным;
  • не говорите терминами и мудреными словами.

Многих людей интересует вопрос, как бороться с гопниками. То, что таких людей становится всё больше – это показатель уровня развития государства. Естественно, физически уничтожать их не стоит. Ведь если нападать на гопников толпой, можно нажить себе врагов. Поэтому борьба с гопниками – риторический вопрос. Но не стоит забывать о своей безопасности. Необходимо держать себя в физической форме. Если вы не владеете ни одним из видов единоборств, то занятия в тренажерном зале один-два раза в неделю помогут вам быть в хорошей физической форме. Кроме того, увеличится сила и выносливость. Полезно знать и приемы уличной самообороны. Их легко найти в интернете, а отработать с другом.

А если вас привлекает романтика хулиганства, простота речи и мыслей, нравится дешевая спортивная одежда и шансон? Как стать гопником?

Гопником стать очень просто. Идем на рынок и покупаем одежду, о которой говорилось выше. Скачиваем себе на телефон композиции современного блатняка. Одеваемся и идем в ближайший двор. Подходим к любой компании гопников. За своего вас точно примут.

Итак, надеюсь, теперь вы будете знать, кто такие гопники. Будьте аккуратней!

Кто такие гопники, сегодня ни для кого не секрет. Люди их боятся и опасаются встречи, поскольку слава идет далеко впереди. Эти люди живут по своим понятиям, промышляют мелкими кражами и специализируются на разбойных налетах.

Однако гопников отличает характер их действий: как правило, они воздействуют на жертву психологически. Им не нужно оружие, поскольку главный инструмент их влияния – словесный наезд и запугивание. В основном, люди, попадающие в руки этих невеж, отдают им ценности добровольно, поскольку боятся дальнейшего рукоприкладства. Но есть и те, кому удается уйти от представителей гоп-культуры целыми и при деньгах. В чем секрет? В правильной линии поведения.

Итак, если вдруг неопрятного вида маргинал обращается к вам словами «Эй, ты..», то считайте, что встречи не избежать. Гопники уже наметили себе цель, и это вы, значит, самое время собраться с духом. Вам понадобиться сила, самообладание и выдержка. Не дергайтесь, не делайте резких выпадов. Если гоп парни вас заприметили, пытаться юлить не стоит. Как только они подошли, старайтесь не говорить лишнего и не вертеться на месте. Здоровайтесь, не подавая руки, при этом мило улыбайтесь. Именно улыбка всегда сбивает гопов с толку. Даже если вокруг вашего обидчика толпа его сторонников и единомышленников, твердо поинтересуйтесь кто он и его хочет. НЕ подавая руку, вы негласно указываете гопику на его место, поскольку именно так поступают криминальные авторитеты в тюрьме. В местах не столь отдаленных незнакомцы за руку не здороваются. Апеллируя тюремными правилами, вы поставите гопату в тупик.

Более того, в понятиях гопника вы – субъект драки. Если вы дадите хоть крохотный повод, не сомневайтесь – драка обеспечена. Поэтому игнорируйте вопросы гопника, задавая свои. Именно это поможет перехватить инициативу и показать, кто тут главный.

Любую просьбу и обращение гопника смело трактуйте как наезд. Если вы ему прямо скажете, что не улавливаете суть наезда, то он начнет оправдывать и пояснять свои действия. Это – психология дворовых пацанов, поскольку для них очень важно быть понятыми. Если укажете уличному мошеннику на его «низкую пробу», есть шанс, что он отступит. Даже если бранной перепалки избежать не удалось, придерживайтесь своей силы и умственного превосходства до конца. Только такое поведение может сбить гопника с толку.

Статья написанна специально для спорт блога - sport-kosa.ru




Top