Характеристика главных героев из песни про царя ивана васильевича.

Лермонтов М.Ю. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Купец Калашников -это собирательный образ русского молодца,автор собрал лучшие черты русского народного характера и противопоставил купца,народного любимца,опричнику-любимцу царя.Степан Парамонович-хорош собой,молод и статен.Сильный,смелый удалец,который умеет и не боится работать, знает своё дело.Калашников уважает царя,он человек чести и слова,для него правда -это образ жизни,он не способен на обман.Купец любит свою жену и детей,годится красотой Алёны Дмитриевны.Для него не простительны оскорбления Кирибеевича,Калашников не побоялся защитить честь свой жены.Народ боялся опричников,но купец не робкого десятка,он любит свой народ,с ним прощается перед смертью.Честь и достоинство-это народная черта купца,царь с уважением относится к Калашникову,обещает заботу о семье.Купец жил по-совести, умер по-чести,сохранив доброе имя.
Характер Алёны Дмитриевны -это собирательный образ русской женщины.Автор объединил лучшие качества русских красавиц и наделил ими свою героиню.Алёна красивая и статная,но скромная и старается не привлекать к себе внимания,бережёт свою красоту для мужа,надевая платок и прикрывая лицо.Она любит мужа и детей,заботится о них и ведёт домашнее хозяйство.Алёна бережёт честь,гордо отклоняет ухаживания опричника.Она не кается перед мужем,вины за ней нет.а просит защиты у мужа.Алёна Дмитриевна уважает устои семьи,муж для царь и только ему она подвластна,он ей судья.Набожная и верная,уважающая царя и народ,Алёна и есть воплощение народного идеала русской женщины-жены и матери.
Кирибеевич- опричник,любимец Ивана Грозного.Высокий,статный черноволосый красавец.Лихой молодец,который бахвалится своей удалью и положением при царе.Уважая царя,он легко может его обмануть,скрывая истинные причины своей страсти к замужней женщине. Кирибеевичу автор не даёт имени,только фамилию,что характеризует,что он "без роду,без племени",у него нет семьи и он не почитает традиции народа.Опричник привык к вседозволенности,его чувства к Алёне приводят к трагедии,он не уважает ни Алёну,ни её мужа,ни народ.Кирибеевич испугался,когда узнал,кто его соперник в бою,опричники не привыкли отвечать за свои поступки.
Царь Иван IV- автор характеризует царя,как символ власти тех времён.Властолюбивый,умный,но не уделяющий внимания проблемам простого народа.Окружив себя любимцами,царь далёк он людей,он не знает чем живёт народ.Царь уважает честность,он обещает заботиться о семье купца,но он не выясняет причин трагедии.Образ царя-это величие власти и произвол,недоверие к простым людям и вера в своих любимцев.

  1. Какой период русской истории отражен в «Песне...»? Почему поэт обратился к далекому прошлому?
  2. В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

  3. Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?
  4. Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?
  5. Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
  6. Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

  7. Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
  8. Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

  9. Почему «Песня про царя Ивана Васильеви-ча…» обычно называют поэмой?
  10. Поэма — один из жанров лиро-эпиче-ского рода литературы, стихотворное сю-жетное повествование. В основе лириче-ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамонови-ча Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.

  11. Как вы объясните такое длинное и обсто-ятельное название этого произведения?
  12. В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название пока-зывает влияние этих персонажей на судь-бу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жиз-ни, характерные для российского купече-ства.

  13. В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
  14. Иван Грозный воплощает идею деспо-тической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просве-щенным» государем Николаем I. Столк-новение Кирибеевича и Калашникова вы-ходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения част-ного человека и всей государственной ма-шины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обид-чику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозво-ленности приближенных царя.

  15. Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпи-лог?
  16. Завязка — пир у Ивана Грозного.

    Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

    Развязка — казнь Калашникова.

    Своеобразной экспозицией можно на-звать зачин поэмы.

  17. Как проявилась в поэме связь с фолькло-ром? Выпишите из текста примеры, иллюстрирую-щие художественные приемы фольклора.
  18. Произведение написано в особом жан-ре — песни. Лермонтов стремился при-близить поэму к эпическим фольклор-ным сказаниям. Гусляры играют важней-шую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравствен-ные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народ-ные.

    Художественная структура поэмы при-ближает ее к произведениям устного на-родного творчества: традиционные эпите-ты (вино сладкое заморское, очи зор-кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру-сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (хо-дит плавно — будто лебедушка, мол-вит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтак-сических повторов и прямого и отрица-тельного параллелизма:

    Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…

  19. Сравните образ Ивана Грозного в историче-ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.
  20. В народных песнях образ Ивана Грозно-го идеализируется, в них воплотилась ве-ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста-ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер-монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи-талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст-вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа-лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

  21. Подготовьте чтение наизусть одного из важ-нейших эпизодов поэмы.
  22. Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз-говор Калашникова с Иваном Грозным.

  23. Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ-но передал атмосферу поэмы?
  24. Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро-вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают-ся выразительностью характеристик пер-сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху-дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю-страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре-пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на-чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били-бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов-ке образов произведения Лермонтова.

  25. На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру-бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?
  26. Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов-ливают такой выбор.

  27. События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте. Материал с сайта

    Вы знаете, что события этих произведе-ний относятся примерно к одному време-ни — XVI-XVII векам. Но это обсто-ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос-тается общее представление о средневе-ковье с его бытом, нравами, системой от-ношений. Однако ощущение встречи с ге-роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче-ские судьбы и сильные характеры.

  28. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толс-того «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте со-здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
  29. В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко-торый создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч-нине, в «Василии Шибанове» — жесто-кость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, по-казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

  30. Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?
  31. Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?
  32. Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?
  33. Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?
  34. Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
  35. Какова главная идея «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
  36. Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведе-ния актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • песня о купце калашникове краткое содержание
  • общие характеристикикирибеевича и калашников
  • картина кулачного боя в поэме лермонтова
  • как лермонтов относится к кирибеевичу
  • лермонтов какая основа в песни о иване васильевиче

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.

В первой главе поэмы описывается царский пир:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.

На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:

…топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить…

Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.

Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова»

(2 вариант)

Центральным героем «Песни…» М.Ю. Лермонтова является Иван Грозный. Его имя на первом месте в названии, да и первая фраза произведения – обращение к царю: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

В первой части мы присутствуем на пиру у Ивана Васильевича, гуляющего «в удовольствие свое», улыбающегося, щедрого. Сидит царь в золотом венце, вокруг стольники, бояре, князья, опричники. Но разгневался, нахмурил брови царь, палкой стукнул так, что пробил пол, когда увидел, что один из его опричников не радуется вместе с ним. Не радуешься с нами – значит, предаешь, завидуешь. Не может понять царь, чем может быть недоволен молодой человек.

Версии, выдвигаемые царем, характеризуют образ жизни опричника: испортилось платье, не хватает денег, сабля затупилась, конь захромал, в кулачном бою проиграл. Вот и все беды, которые могут быть, с точки зрения царя, у Кирибеевича. Узнав об истинной причине грусти, царь вновь смеется, дает перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное как дар любимой опричника. «Как полюбишься – празднуй свадебку, // Не полюбишься – не прогневайся».

Второй раз видим мы царя на кулачных боях на Москве-реке. Опять окружен он опричниками и боярами, цепь, натянутая по его приказу, из серебра и золота. По воле царя выкликают охотников: «Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит!»

В честном бою купец Калашников убивает опричника, мстя за жену свою, понимая, что за смерть верного слуги и лучшего бойца, его не наградят, а казнят. Царь обещает не оставить жену, детей и братьев Калашникова милостью. Своеобразно выразилась милость царя по отношению к казнимому купцу: «Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить…» Царь грозен, легко поддается гневу, легко прощает. Он и Кирибеевичу грозил смертью за неповиновение: «Когда всходит месяц – звезды радуются, // Что светлей им гулять по поднебесью; // А которая в тучку прячется, // Та стремглав на землю падает…» Царь щедр: жена, дети и братья Калашникова будут обеспечены. Он всего не знает, так как ни опричник, ни купец не говорят ему правды, но и казнит, не разбираясь.

В традиционной «славе» в финале песни нет имени царя, Лермонтов намеренно нарушает традицию.

Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.

В народных песнях образ Ивана Грозно­го идеализируется, в них воплотилась ве­ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста­ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер­монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи­талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст­вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа­лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

Подготовьте чтение наизусть одного из важ­нейших эпизодов поэмы.

Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз­говор Калашникова с Иваном Грозным.

Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ­но передал атмосферу поэмы?

Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро­вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают­ся выразительностью характеристик пер­сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху­дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю­страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре­пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на­чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били­бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов­ке образов произведения Лермонтова.

На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру­бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?

Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов­ливают такой выбор.

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова.

3 (60%) 2 votes

На этой странице искали:

  • образ ивана грозного в песне про купца калашникова
  • образ калашникова из песни про царя ивана васильевича
  • характеристика ивана грозного из песни про царя ивана васильевича
  • сравните образ ивана грозного в исторической песне правеж
  • характеристика ивана грозного в песне про купца калашникова



Top