Характеристика образов главных героев. «Белые одежды

1. Два направления в биологии.
2. Нравственный выбор героя.
3. Смысл названия романа.

Какую ниву палачи топтали,
Давили беспощадным колесом.
О, если б все замученные встали
И рассказали правду обо всем!
В. Боков

Роман В. Дудинцева «Белые одежды» (1987) рассказывает о противостоянии двух направлений в биологии, о людях, самоотверженно служащих науке, о цене прогресса. Отечественным ученым принадлежит немало замечательных открытий. Однако история науки знает не только радостные, но и печальные события. В годы сталинизма гонению подверглась генетика. Она была объявлена «лженаукой», «реакционным учением». Истинным же, единственно правильным в биологии признавалось так называемое мичуринское направление, которым руководил президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук академик Т. Д. Лысенко. На самом деле это была вульгарная интерпретация учения Мичурина.

«Лысенковцы» — это псевдоученые, приспособленцы, заручившиеся поддержкой Сталина. Генетики — подлинные ученые, высокоодаренные люди, несущие ответственность за дело, которому служат, — немало пострадали за свои убеждения. Почему же сложилась такая, ситуация? Лысенко раздавал щедрые, несбыточные обещания: вот-вот появятся чудесные сорта картофеля, пшеницу будут выращивать даже в северных районах, а значит, страна будет завалена хлебом... Так Лысенко смог войти в доверие к Сталину и получил власть в науке. Но «лысенковщина» снискала и симпатии простого народа. И это были, искренние симпатии, они не были вызваны страхом перед гневом вождя. Эти симпатии привели к тому, что «лысенковщина» обрела второе дыхание — уже при Хрущеве. Исследователь Г. Гачев объясняет это любовью народа к утопии: хочется верить в сказку о молочных реках и кисельных берегах, самому же «на печи лежать и только руководить, а дубина труда «сама пойдет»». Получается, что Лысенко искусно сыграл на психологии людей. Но если бы только на психологии, на коллективном бессознательном, отраженном в сказках! Академик принял во внимание не только сказки, но и реальность. Война отгремела совсем недавно. Голод закончился еще не везде Человеческим горем, мечтой народа о том, чтобы все наконец наелись досыта, и воспользовался Лысенко. Это по меньшей мере низко и подло. Генетики же со своими кропотливыми изысканиями, с честной, самоотверженной работой псевдоученым мешали. Обнародованные успехи генетиков означали бы крах «лысенковцев», выявили бы несбыточность их. обещаний.

Я считаю, что самая главная тема русской литературы — нравственный выбор героя. Достаточно назвать такие великие имена, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Литература XX века продолжает эту традицию. В романе Дудинцева свой выбор делает ученый Федор Иванович Дежкин. Академик Рядно, представляющий взгляды Лысенко, направляет Дежкина в институтский городок с целью разоблачить «подпольное кубло», ставящее опыты по генетике. Но Дежкин, познакомившись с опытами Ивана Ильича Стригалева, убеждается в силе генетики. Нравственный выбор героя заключается в ответе на вопрос: сказать правду о «кубле» или скрыть ее? Дежкин выбирает последнее. Но советских людей с детства учили всегда говорить правду. Увы, Федор Иванович хорошо знает, к чему это может привести. Когда-то, будучи школьником, он участвовал в геологической экспедиции. Федор выдал всю правду о ее руководителе. Правда эта оказалась для геолога губительной: с тех пор его больше не видели. Таким образом, «пионерская» правда может быть страшнее лжи. И Дежкин не хочет, чтобы его правда еще раз «заслонила свет хорошему человеку». Федор Иванович начинает вести опасную и тонкую игру. Он делает все возможное, чтобы спасти для страны важнейшее открытие — полученный гибрид картофеля. Но герой не заявляет открыто об изменении своих взглядов. Что это — двуличие? Вовсе нет. Это мудрость. Это ответ Дудинцева на вопрос: как выжить в страшную эпоху, не идя на компромиссы со своей совестью, не отрекаясь от высокой нравственности?

Борьба добра и зла вечна, и проблема, поставленная Дудинцевым, относится не только к советской действительности 1940-х годов. Конечно, замечательно было бы, если бы добро побеждало зло открыто. Но силы часто оказываются неравны, поэтому добру не всегда стоит заявлять о своих истинных убеждениях, оно должно стать хитрее, побеждать врага его же оружием. Я восхищаюсь людьми, которые смело высказывают свою позицию. Но не всегда это будет наилучшим решением. Конечно, каждый вправе выбрать, как ему поступить. Можно бороться открыто, но тогда велика вероятность того, что борьба будет чересчур короткой и вряд ли приведет к значительным результатам. А можно притворяться, но притворство это будет благородным и плодотворным. Нужно разобраться в ситуации и выбрать правильный путь. Но это сегодня можно спокойно выбирать. А в сталинскую эпоху, как я считаю, верным решением было — схитрить. Какой смысл высказывать свои убеждения, жертвовать жизнью ради науки, если, лишившись жизни, ты для науки уже ничего не сделаешь? Получается, что эта жертва будет бессмысленной. И правы были люди, которые, объявляя себя сторонниками Лысенко, получали доступ в лаборатории, а тайно ставили опыты по генетике. Только так можно было сохранить себя одновременно физически и духовно.

Почему роман назван «Белые одежды»? «Сии, облеченные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?» — эти строки из Откровения Иоанна Богослова стали эпиграфом к роману. Согласно Иоанну Богослову, в белых одеждах предстанут праведники в Судный день. В произведении Дудинцева белые одежды словно надеты на ученых-генетиках, на тех, кто остался чистым среди грязи, не предал свои идеалы. И в этом контексте снова звучит идея лжи во спасение: героиня Елена Блажко говорит о том, что белые одежды иногда необходимо прятать в шкаф, прикрывать их чем-то. Роман Дудинцева — это призыв не запятнать «белых одежд», при любых обстоятельствах остаться верным своим убеждениям.

Правду говорить легко и приятно, - заметил арестант...

Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках
пергамента он разобрал слова: «...бОльшего
порока...трусость...»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

В основу романа В.Д.Дудинцева положены реальные события: пятидесятые годы прошлого века - расцвет идей Т.Д.Лысенко и гонения на учёных-генетиков.

Кажется, нет более далёких вещей, чем политика и биология - наука, основанная на фактах и естественных явлениях. Однако даже этой наукой пытались командовать партийные деятели, подменяя результаты экспериментов идеологическими догмами. И учёным приходилось отстаивать свои убеждения ценой жизни, подобно тому, как в Средневековье инакомыслящим грозили костры инквизиции.

«Белые одежды» - роман философский. Эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова»: «Сии, облечённые в белые одежды, - кто они и откуда пришли?» - настраивает нас именно на такое восприятие произведения.

Обратимся к Библии, ведь именно к этой мысли подводит нас писатель, взяв эпиграфом вопрос без ответа.

Итак, читаем «Откровение»: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облечённые в белые одежды кто, и откуда пришли?
Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца». (1)

Именно «великая скорбь», страшное и жестокое время, в которое жили Дежкин, Стригалёв, академик Посошков, полковник Свешников, заставила их жертвовать собой. Они не были фанатиками. Просто наступил в их жизни момент, когда невозможно стало скрывать, что их одежды - белые.

В романе показано несколько типов учёных. К первому их них относятся те, кто поставил свои личные интересы выше интересов науки. Эти люди переполнены завистью и ненавистью к добившимся чего-либо в жизни и всегда принимают ту сторону, на которой им будет спокойнее и безопаснее.

К таким псевдоучёным можно отнести, например, Краснова. Ради продвижения, ради карьеры он отрёкся от своих родителей, изменил фамилию, имя. Непорядочен он и в личной жизни. Краснов способен на предательство, если этого потребует его карьера. И таких как он немало.

Происходящее в генетике являлось отражением того, что происходило в обществе, которым правили ложь и страх. Исходя из этого, ко второму типу учёных можно отнести тех, кто, опасаясь за свою жизнь, за жизнь близких, перестал различать ложь и правду. Не решаясь открыто отстаивать свои убеждения, эти учёные стали считать своими убеждениями общепринятые догмы.

Только небольшая горстка биологов смогла противостоять многочисленным последователям академика Рядно. После недолгих колебаний к ним примкнул главный герой романа Фёдор Иванович Дежкин. Любимый ученик знаменитого академика, он не побоялся пересмотреть свои взгляды и встать на сторону генетиков, хотя прекрасно понимал, чем это ему грозит.

Фёдор Иванович, талантливый учёный и мужественный человек, философ по складу ума, был готов к жестокой схватке. Со студенческих лет его занимала важнейшая философская проблема - проблема добра и зла. И теперь настала пора применить его знания в борьбе с подлинным злом, которое воплощала в себе сталинская система.

Однако понять, что есть добро и что есть зло, не всегда просто, ведь зло, прекрасно понимая свою подлую суть, постоянно маскируется добрыми намерениями.

« Добру тягостно слушать, когда его благодарят, - размышляет Фёдор Иванович. - А вот зло - этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях. Добро беспечно, действует, не рассуждая, а зло - великий профессор нравственности. И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям. <...>
Злу иначе вести себя нельзя. Как только скажет: вот, и у меня есть тёмные пятна, неподдельные, - критиканы и обрадуются, и заговорят. Не-ет, нельзя! Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своей гадости - ни то, ни другое немыслимо». (2)

Трудно не согласиться с выводами Дежкина. Особенно, если вспомнить, как продуманно, умело, целенаправленно «пиарит» себя академик Рядно: тут и нарочитая простонародность, и землица, которая сама ему в карман набилась, пока он «по делянкам лазил», и тулупчик, подаренный «любимому ученику Феде».

А какой страшный и безжалостный оскал таится за маской всеми любимого «народного академика»!

Понимая это, Дежкин хочет, чтобы добро перестало быть наивным и прекраснодушным и научилось смотреть на зло реально, распознавать его козни, побеждать его.

Злой человек, по мысли Фёдора Ивановича, не любит копаться в своей душе (можно представить себе, какой смрад царит в душе подлеца), он живёт в мире вещей. « Ему нужно всё время бегать во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если оно постигло... Если научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила. Особенно если она осенена достаточно мощным умом». (3)

Но уметь распознавать зло - недостаточно. Нужно иметь волю и мужество, чтобы вступить с ним в борьбу. И это будет борьба не на жизнь, а на смерть, ведь злу неведомы угрызения совести: оно способно наносить удары в спину и из-за угла, оно предаёт «друзей и сотрапезников», бьёт лежачего и добивает раненого. А ещё у зла есть такое страшное оружие как клевета.

Всем своим романом писатель подводит нас к мысли, что вступивший в поединок со злом должен быть готов пожертвовать собой, чтобы победить и увидеть плоды победы над злом могли другие. Это горько осознавать, но это так: в борьбе со злом всегда будут потери. Мало того, без потерь, без жертв зла не победить. А жертвуют собой - всегда! - самые лучшие: самые мужественные и благородные.

Конечно, самоубийство академика Посошкова нельзя расценивать как мужественный поступок, как сознательную жертву во имя торжества идеи. Однако это и не трусость, не уход от борьбы. Вот строки из его последнего письма, обращённого к Фёдору Ивановичу: «Желание смерти - не есть желание смерти. Это только поиск лучшего состояния. Что в конечном случае является крайним выражением желания жить». (4)

И дальше в своём прощальном письме Светозар Алексеевич размышляет о том, почему зло умеет занимать господствующие высоты: «Если я туп, если я не понимаю ясных вещей и не имею достаточно глубокого образования, и при этом стремлюсь главенствовать и сумею захватить себе право лезть в дела, мне не понятные, но затрагивающие судьбу многих, может получиться то, что наш Хейфец назвал отбором глупых. Непонятное легкомысленно отбрасывается. Разумеется, большинством голосов. Теперь это всё - вредные идеи, вейсманизм-морганизм и кибернетика. <...> А когда нас набирается достаточно, мы можем из своей среды назначить нового Бетховена - взамен того, непонятного и надоевшего». (5)

Зло обычно пышно расцветает на почве глупости. Особенно если вокруг царит полное равнодушие.

Писатель поднимает вопрос пассивности людей, их равнодушия к проблемам добра и зла.

Об этом размышляют герои, глядя на картину, изображающую святого Себастьяна. Вывод, к которому они приходят, неутешителен: людям абсолютно безразлично чужое страдание, а сочувствие рождается только тогда, когда страдание коснётся их самих. Может быть, поэтому у поднявшихся на борьбу со злом бывает так мало сторонников. Не замечать, отвернуться, затаиться и переждать - вот позиция подавляющего большинства.

«Как открыл Фёдор Иванович ещё в свои студенческие годы, добро - это страдание». (6) А принять на себя страдание - удел немногих, которые чаще всего и не задумываются о том, что совершают благородные поступки, подвиги.

« Белые одежды! Он никогда их не видел на себе... - пишет В.Д.Дудинцев о главном герое романа. - «Сии, облечённые в белые одежды», - они приходят от великой скорби. А когда страдаешь - тут не до анализа своих качеств. Страдающего не тянет к зеркалу. И поэтому Фёдора Ивановича осаждали воспоминания, несущие с собой боль. Он видел Ивана Ильича, отхлёбывающего из своей бутылочки, или Свешникова, с окровавленным лицом продирающегося сквозь кусты ежевики. Но никогда он не видел около этих людей себя! Свою кровь на лице он не видел, хоть и ломился сквозь ежевику вместе со Свешниковым». (7)

Годы борьбы и лишений понадобились для того, чтобы подлинно научная мысль одержала победу над домыслами и предрассудками. Роман заканчивается тем, что зло в лице академика Рядно повержено. Но писатель не приукрашивает действительности: зло разоблачено, но не наказано по заслугам. Академик Рядно до самой смерти работал в научно-исследовательском институте и был похоронен со всеми почестями. Генерал Ассикритов отправлен в отставку, но пенсия-то ему назначена генеральская. А Ивана Ильича Стригалёва, академика Посошкова, полковника Свешникова, юную Женю Бабич уже не вернуть...

В безжалостное, трагическое время пришлось жить героям романа «Белые одежды». Талантливые учёные тогда были неизвестными и даже гонимыми, а бездарные, жаждущие власти карьеристы становились во главе науки, распоряжались жизнями других людей. И трудно осуждать того, кто не смог тогда сделаться героем.

Однако судьбу человека обуславливает не только время. Каждый делает свой собственный выбор, каждый для себя решает, быть ему «честным и битым» или же «лживым и сытым». И писатель приветствует тех, кто, как его главный герой Фёдор Иванович Дежкин, умеет понять зло, имеет мужество и волю противостоять злу и победить.
______________________________________

1. Откровение Святого Иоанна Богослова 7:13,14
2. В.Дудинцев «Белые одежды» М., Современник, 1989. С.289-290
3. Там же. С.195
4. Там же. С.452
5. Там же. С.453
6. Там же. С.576
7. Там же. С.576-577

О жизни и работе ученых-биологов. Основан на реальном конфликте между «народным академиком» Лысенко, пытавшемся использовать послевоенные трудности государства для достижения личной власти, с помощью репрессий насаждавшем псевдонаучные теории, в будущем получившие название Лысенковщина, и остальными учеными-генетиками, вынужденными спасать свою жизнь, прячась от органов госбезопасности. Роман издан в 1986 году, спустя тридцать лет с момента своего завершения, и отмечен Государственной премией СССР в 1988 году.

Сюжет

Часть I

Действие романа начинается сенью 1948 года, вскоре после августовской сессии ВАСХНИЛ. Главный герой, Фёдор Иванович Дежкин, приезжает в небольшой город, где находится сельскохозяйственный институт. Вместе со старшим коллегой, Василием Степановичем Цвяхом, он должен проверить, "перестроились" ли сотрудники кафедры генетики и селекции и поддерживают ли новое мичуринское учение. Кроме того, непосредственный начальник Дежкина академик Рядно, располагает информацией, что в городе существует "кубло", где научные сотрудники, аспиранты и студенты подпольно занимаются запрещённой наукой.

Когда-то Дежкин учился в этом институте, поэтому в этом городе у него есть знакомые: его бывший преподаватель академик Посошков, поэт Иннокентий Кондаков, бывшая артистка оперетты Антонина Прокофьевна Туманова, полковник НКВД Михаил Порфирьевич Свешников. С каждым он встречается вскоре после приезда.

На следующий день после приезда Дежкин знакомится с сотрудниками кафедры генетики и селекции: заведующим кафедры профессором Натаном Михайловичем Хейфецем, заведующим лабораторией Иваном Ильичом Стригалёвым, получившим прозвище "Троллейбус", очаровательным научным сотрудником Леночкой Блажко, цитологами Вонлярлярскими. Вечером его приглашает к себе Туманова, у которой собирается компания из сотрудников проблемной лаборатории. Они обсуждают вопрос, что такое добро, и Дежкин заявляет, что "добро есть страдание", потому что желание сделать доброе дело возникает при виде страданий другого человека. Цвях вспоминает любимую цитату своего отца: "Сии, облеченные в белые одежды, - кто они и откуда пришли? Они пришли от великой скорби " .

Во время проверки Дежкин уличает Краснова и Ходерякина, сторонников Рядно, в фальсификации результатов. Успешные работы Стригалёва выглядят, на первый взгляд, соответствующими утверждённой науке, но Дежкин вслух обращает внимание, что они начались вестись за полгода до августовской сессии ВАСХНИЛ.

На собрании института Цвях делает доклад о выводах комиссии. Они содержат лишь мягкую критику не "перестроившегося" профессора Хейфеца и пожелание укрепить кафедру парой "правильных" учёных, которые бы помогли "осознать ошибки". Однако благоприятное решение комиссии не спасает опальных генетиков. Аспирантка Стригалёва Анжела Шамкова, по наущению ректора Варичева и сотрудницы института Анны Богумиловны Побияхо, делает доклад, в котором доносит на своего научного руководителя. Она сообщает, что в лаборатории было два журнала: один фальшивый, соответствующий мичуринской науке, а другой, настоящий, генетический. Стригалёв вынужден признать, что занимается запрещённой наукой, отречься от неё он отказывается. Хейфец, потрясённый царящей подлостью заявляет, что не хочет работать в подобном коллективе.

Произведение «Белые одежды» вышло в свет лишь спустя три десятка лет после его написания. Эта книга будет интересна каждому представителю молодого поколения, который интересуется историей и теми гонениями, которые устраивались на представителей самых разных категорий населения. В романе говорится о том, с чего начинались биологические исследования в эпоху СССР.

Начало истории

Осенью 1948 года начинается действие в произведении «Белые одежды». Краткое содержание знакомит нас с главным героем - Федором Ивановичем Дежкиным. Он приезжает в маленький городок, где начинает проверку в сельскохозяйственном институте. Дежкин хочет узнать, «перестроились» ли работники на кафедре генетики и селекции на новую парадигму и поддерживают ли учение Мичурина. Проверку он проводит вместе с сотрудником В. С. Цвяхом. Помимо этого, руководитель Дежкина по фамилии Рядно говорит о том, что имеется информация об ученых и аспирантах, занимающихся противозаконной наукой.

Вечер у Тумановой

Краткое содержание «Белых одежд» знакомит нас с главным героем, который учился в этом городе. У Дежкина много знакомых и друзей - бывший преподаватель по фамилии Посошков, поэт Кондаков, Антонина Туманова, которая в прошлом была артисткой оперетты. На следующий день после приезда состоялось знакомство Дежкина с работниками института. Это профессор по имени Натан Хейфец, завлабораторией Иван Стригалев с необычным прозвищем «Троллейбус». Также на кафедре работает очаровательная сотрудница Леночка Блажко.

Краткое содержание «Белых одежд» продолжается сценой в гостях у артистки Тумановой. Вечером она приглашает в гости Дежкина, и герои обсуждают вопросы добра и зла. Дежкин говорит, что добро является не чем иным, как страданием, поскольку желание сделать хорошее дело возникает у человека, когда он видит страдания другого человека. Цвях произносит цитату о белых одеждах, которую очень любил его отец. В цитате говорится о людях, облаченных в белое одеяние, которые пришли «от великой скорби».

Преследования ученых

Краткое содержание «Белых одежд» Дудинцева продолжается открытием Дежкина. Он обнаруживает, что сотрудники его руководителя Рядно фальсифицируют в своей работе результаты. Работы Стригалева выглядят очень успешными, а также соответствующими установленным нормам, однако Дежкин обращает внимание, что ученый начал работать слишком рано, до того как началась августовская сессия. Также на собрании сотрудник Цвях делает небольшое замечание о том, что профессор Хейфец еще не перестроился на новую парадигму, а также он высказывает желание укрепить кафедру еще несколькими «правильными» сотрудниками.

Произведение продолжается предательством, совершенным одной из студенток. Аспирантка по имени Анжела Шмакова, научным руководителем которой был Стригалев, делает на него доклад. Она говорит во всеуслышание о том, что у него было два журнала, один из которых был официальным, а второй - генетическим. Мичуринской парадигме соответствовал только первый из журналов. Стригалев признает свою вину: он действительно занимается «запрещенной» наукой. Хейфец говорит, что не может работать в подобном коллективе, и отказывается от своей должности. На следующий день выпускается приказ, по которому Дежкин становится руководителем института.

Общение со Стригалевым

Он приходит домой к бывшему профессору Стригалеву. Тот рассказывает, что ему удалось вывести абсолютно новый сорт картофеля, но он отдал авторство Рядно только для того, чтобы ему дали возможность спокойно заниматься работой. Дежкин очень удивлен, что Рядно знаком со Стригалевым, и теперь уже окончательно переходит на сторону ученых, занимающихся «запрещенной» генетикой. Через какое-то время Стригалев рассказывает ему еще одну тайну: сейчас он работает над еще одним сортом картофеля, который может оказаться очень перспективным. Получить его можно, если скрестить обычный сорт с диким Солянум Контумакс. Произвести гибридизацию естественным путем невозможно. Сорт практически выведен Стригалевым, но важно не позволить Рядно завладеть им.

Тайна Леночки

У Дежкина и Леночки начинается любовная связь. Проблема в том, что Леночка куда-то постоянно уходит, однако не сообщает, куда именно. В институт наведывается Рядно и дает задание Дежкину: заполучить у Стригалева новый сорт картофеля. Дальнейшее развитие событий в произведении «Белые одежды», краткое содержание которого сейчас рассматривается, знакомит нас с отношениями Дежкина и Леночки. Они решают оформить свои отношения официально, однако как раз в этот день ЗАГС оказывается закрытым для посетителей. Они выбирают сожительство, Дежкин переселяется к возлюбленной - так продолжается краткое содержание «Белых одежд» Дудинцева. По-прежнему Леночка куда-то исчезает. Дежкин, мучимый ревностью, следует за ней и попадает на собрание ученых, которые занимаются «запрещенной» наукой. Они смотрят зарубежный фильм о науке.

Концовка

На многих оказала большое влияние книга "Белые одежды" Дудинцева. Краткое содержание заканчивается печально. Ночью Леночке сообщают, что студент Стригалева Жуков под арестом, так как именно он привез этот фильм. Леночка начинает подозревать Дежкина. Ведь арест состоялся именно после того, как он появился на тайном собрании, поведывает краткое содержание романа «Белые одежды». Но доносчиком оказался другой сотрудник - Краснов. Потом оказываются под арестом и другие участники клуба, сбежать удается лишь Стригалеву. Он хочет скрыться, но сначала ему нужно показать Дежкину, где находятся саженцы. Дежкин пытается выполнить просьбу коллеги и сохранить их. Он прячет их, и ему удается получить новый вид. Вместе со спасенными плодами он покидает город.

Специфика задания

Таков непростой сюжет книги Дудинцева "Белые одежды". Краткое содержание и анализ произведения - это частое задание для школьников старших классов. Ведь в этом произведении заключается глубокий философский смысл - истина всегда восторжествует, несмотря ни на какие происки недостойных людей. Поступки, которые совершены Рядно и Красновым, не могут быть оправданы. Самые занятые ученики могут воспользоваться для подготовки к уроку данной статьей. Столь сложные вопросы могут изучаться только в старшей школе, поэтому учащиеся нередко получают в качестве домашнего задания подготовить краткое содержание «Белых одежд» по главам. Чистоту сложно сохранить в жестоком мире, учит произведение. Однако на высшем суде настоящих людей можно будет узнать только по тем светлым одеяниям, которые на них будут надеты.

Создание книги

О серьезных нравственных вопросах написал свою книгу "Белые одежды" Дудинцев. Краткое содержание может передать лишь факты из книги и основную мысль. В процессе подготовки романа писателю пришлось изучить различные области знаний, которые до этого не были ему знакомы. Подготовка к написанию книги заняла немало времени. Знакомство с селекционером Ниной Лебедой оказало большое влияние на автора с фамилией Дудинцев. "Белые одежды", краткое содержание которых было рассмотрено в этой статье, во многом появились благодаря работе писателя с ней. Лебеда помогла литератору освоить азы биологии. Роман был подписан к печати в 1986 году.




Top