Выставка герасимова исторический музей отзывы. Выставка александра герасимова в историческом музее

Александр Герасимов - художник, автор целого ряда картин на революционную тематику. Однако он писал и лирические портреты, пейзажи, в которых особо проявились особенности его творчества: яркий колорит, широкий мазок, стремление к этюдному оформлению полотен.

Годы учебы

В небольшом городе Тамбовской губернии в 1881 году родился Александр Михайлович Герасимов. Художник, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, больше десяти лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала он занимался на живописном отделении, и здесь его учителями были такие известные мастера, как Коровин, Серов. Именно от них он заимствовал свою характерную манеру письма. Также автор перенял многое у авторов-импрессионистов, творчеством которых увлекся в годы студенчества. Герасимов - художник, который не ограничился живописью, он также занялся и архитектурой, поступив на соответствующее отделение.

Женский портрет

Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней - стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.

Картина «Букет цветов»

Герасимов - художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину - «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.

В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти - свободен и широк.

В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Здесь он вступил в общество революционных художников - организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К. Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.

Портреты

В конце 1920 - первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.

Картина «В.И. Ленин на трибуне»

Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины - фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.

Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо - в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.

Работы конца 1930-х годов

Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.

Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.

«Гимн октябрю»

Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре - бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.

Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.

Картина «После дождя»

Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» - наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.

Композиция

В центре полотна - садовое крыльцо (второе название работы - «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане - густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.

Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.

Становление карьеры

Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.

В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму. На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.

Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века. Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику -«Есть метро!». Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.

Коллекция работ замечательного русского художника, классика советского искусства Сергея Васильевича Герасимова отличается монографической полнотой и благодаря своему высокому художественному качеству пользуется заслуженным авторитетом у нас в стране и за рубежом. Широко представлены различные стороны многогранного таланта Герасимова, и каждый этап творческого развития отражен характерными образцами. Целый ряд произведений является гордостью отечественной культуры. Творчество Герасимова советского периода по праву считается программным, ярко выразившим наиболее плодотворные тенденции социалистического реализма.

Все работы Герасимова - будь то крупноформатная сюжетно - тематическая картина или небольшой живописный этюд, станковая графическая композиция или книжная иллюстрация - узнаются сразу же, с первого взгляда, свидетельствуя о его художественной самобытности, о неповторимости сделанного в искусстве. В них выражен - и выражен талантливо - духовный и эстетический идеал эпохи, в которой жил художник.

Собрание произведений Герасимова может поведать о разностороннем интересе художника к окружающему миру, о передаче как драматических, так и гармоничных сторон бытия. Герасимова отличало пристальное внимание к жизни людей и природы, к жизни отдельного человека и явлениям широкого общественного звучания, к «малому» и значительному.

Становление творческой индивидуальности Герасимова проходило в период калейдоскопической смены различных художественных направлений, в пору интенсивного экспериментаторства и напряженных идейных стычек противоборствующих группировок, школ и эфемерных школок. Молодого художника не увлек водоворот максималистских установок многочисленных авангардистских течений. Он остался верен эстетическим заветам реалистической школы русской живописи. Этому способствовали уроки, полученные им у С.В. Иванова, К.А. Коровина , В.А. Серова , А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака во время учебы сначала в Строгановском центральном художественно - промышленном училище (1901 - 1907), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1911).

Третьяковская галерея располагает двумя живописными произведениями художника, исполненными в дореволюционный период творчества. Основной же массив его работ этого времени в галерее составляет графика. Такая диспропорция объясняется не пробелом в собрании, а скорее тем предпочтением, которое Герасимов отдавал тогда графическим техникам, а точнее - акварели. Он и звание художника получил в 1912 году за акварельный лист - «Мужской портрет. Портрет книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина ».

Наиболее напряженно и эффективно молодой Герасимов работал в 1905 - 1913 годах. Акварели тех лет позволяют говорить о его ранней творческой зрелости; уже тогда он сложился как незаурядный художник, нашел свои темы и свою особую интонацию в искусстве. Его работы свидетельствуют о тонкой наблюдательности, об умении живо и убедительно передавать свои впечатления. В таких листах, как «» (1906), «» (1909), «» (1913) и многих других, Герасимов вполне овладел искусством «стирать случайные черты» с изображаемого мотива и выявлять в нем поэтическую суть.

Характер отбора жизненного материала и камерная природа образов в ранних произведениях говорят о тяготении художника к лирическому искусству. Он целеустремленно разрабатывал свой тип задушевно - настроенческого пейзажа и интерьера, камерной бытовой сцены и интимного портрета. Его волновала тема российского захолустья: русская провинция нашла в нем замечательно глубокого и вдумчивого изобразителя - поэта. С особым вниманием и чуткостью присматривался он к невзыскательной красоте сельской природы, неотделимой от жизни простого народа.

Отнюдь не идилличной виделась Герасимову в те годы народная жизнь: он замечал в ней контрасты, сложное переплетение радостного и будничного. Такой она выглядит в его работах «Рекрутчина » (1911), «» (1911).


В ранних произведениях Герасимова уже в полной мере проявилось драгоценное свойство его искусства: все они удивительно русские не только по темам, но и по мироощущению. И еще одно важное качество присуще им: чистота лирической интонации. Отношение молодого художника к воспроизводимому явлению как к чему - то в высшей степени родному, вызывающему глубокое личное чувство, и вместе с тем как к чему - то общему, национальному - это его отношение выражено в них с естественностью и артистичной легкостью.

По глубине лирического переживания образ русской природы, созданный Герасимовым в акварели «», сродни «ветровому» пейзажу в поэзии Александра Блока. Главное в нем не внешние детали, а сильное чувство Родины, дума о ее «красе заплаканной и древней». Национальная нота слышится здесь явственно, но выражена без каких - либо этнографических акцентов в сюжете.


Содержанию этого листа присуща внутренняя цельность, достигнутая органической слитностью пейзажного и жанрово - бытового изображения; и мысленно они неразделимы, в равной мере подчинены общей художественной идее.

В поисках формы, адекватной идейным и лирическим заданиям, мастер вырабатывал индивидуальные стилевые приемы. Живой и изменчивый образ окружающего мира он воссоздавал, как правило, в импульсивной свободной манере. Динамичный акварельный (иногда с примесью белил) мазок, наделенный цветотональным богатством, позволил передавать мир в постоянном развитии и движении. Это - типично герасимовская живописность, способная запечатлеть мгновенные изменения в природе, ее самые хрупкие состояния. В каждом мотиве художника интересовал не статичный момент, а именно состояние, понимаемое как процесс, как длящаяся и пульсирующая на глазах зрителя жизнь - будь то жизнь человеческого духа или окружающей природы. Жанровая сценка в акварели «» (1906) не имеет развитого действия, но вся пронизана трепетным настроением. Поэтическое восприятие обыденного фрагмента деревенской действительности здесь во многом достигается тончайшей гармонией теплых и холодных красок, богатством, на первый взгляд, скромной цветовой палитры, в которой преобладают серебристо - серые, словно тающие о местах соприкосновений и переходов оттенки. Герасимов продолжил традиции русского лирического пейзажа, традиции А.К. Саврасова , И.И. Левитана , В.А. Серова , К.А. Коровина .

Усвоенный у К.А. Коровина импрессионистический принцип равноценного существования каждого отдельного предмета в световоздушной среде мастерски воплощен в таких вещах Герасимова, как «Можайские ряды » (1908), «Базар в Можае » (1908), «Ярмарка » (1908).

В графике, бывшей самостоятельной областью интересов Герасимова в начальный период творчества, он искал современные темы, которые потом разрабатывал в живописи. В «Портрете А.Г. Герасимовой, жены художника » (1913) переведены на язык живописи и приемы акварели: импровизированные заливки, пластические намеки. Форму создает в гораздо большей степени цвет, нежели академическая светотень. Цветом же достигается иллюзия воздушной среды вокруг женской фигуры.

Эскизный характер письма оказался эквивалентным живой и непосредственной характеристике модели. Это - своего рода портрет настроения. При всей увлеченности художника живописными эффектами образ человека не сведен в портрете к самодовлеющему живописно - пластическому явлению. Он привлекает внимание психологически углубленным пониманием внутреннего состояния изображенной.

Военная служба с 1914 года вызывает довольно продолжительный перерыв в работе художника. Герасимов возвращается к активной творческой деятельности только после Великой Октябрьской социалистической революции. В первые годы Советской власти в его искусстве произошли радикальные изменения. Если в предреволюционное время, заполненное поисками индивидуального творческого почерка, Герасимов был сдержан, чуждался крайностей и метаний, не вступал во внутренний спор с собою, работал ровно, развиваясь по спокойной восходящей ко все более высокому мастерству и профессионализму, теперь он производит переоценку ранее обретенных ценностей. Этот сравнительно короткий отрезок творческой биографии Герасимова был своеобразным периодом бури и натиска.

На события революционной эпохи, кардинально преобразившей всю общественно - эмоциональную атмосферу в стране, он откликнулся изменением стилистики, обновлением уже апробированных художественных приемов и принципов формообразования. Известное влияние оказали на него эстетика и художественная практика конструктивизма: так, в некоторых работах первых послеоктябрьских лет он сознательно обнажает процесс пластического сочинения. Были среди них и такие произведения, в которых прослеживалось воздействие народною искусства, в частности художественного примитива. Увлечение примитивом коснулось в те годы не одного Герасимова. Следы этого влияния, равно как и воздействие общих поисков, связанных с проблемами монументального искусства и художественного синтеза, видны в эскизе панно «» (1918). Работой над панно, предназначенным для оформления здания бывшей московской Городской думы, Герасимов принял участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.

Изобразительную плоскость эскиза заняла фигура крестьянина, крупный и уверенный шаг которого символизировал движение русской деревни к новой жизни. В основе образа, переданного языком «наивного» народного искусства, сохраняется ощущение реального прототипа. В эскизе проявилось стремление Герасимова к созданию монументального стиля революционной эпохи. Опыт работы в сфере монументального искусства помог ему в дальнейшем создать художественные образы, эпические по широте охвата явлений.

Желание выразить героико - драматические коллизии эпохи соответствующими изобразительными средствами обусловило появление в искусстве Герасимова монументально - экспрессивного начала. Но параллельно с этой стилистической линией в его творчестве наблюдается дальнейшее развитие и обогащение лирических мотивов, к которым он вернулся после пластических экспериментов. Лирический и оптимистический аспекты реализма получили у художника новые краски и эмоциональные оттенки.

В те же годы принципиальное значение приобрела для Герасимова работа над новой для него темой - автопортретом . В Третьяковской галерее есть два его живописных изображения, исполненных в 1923 и 1929 годах.

Основу их содержания определяет мысль об ответственности, накладываемой на художника эпохой грандиозных общественных изменений. Весь строй идейно - образных характеристик в обеих работах указывает на глубокое чувство сопричастности автора новому времени. Сила выражения этого чувства доведена в них до той степени концентрации, при которой индивидуальное органично трансформируется в типическое, и потому образ портретируемого воспринимается олицетворением художника советской эпохи.

В 1920 - е годы портретный жанр Герасимова претерпел заметную эволюцию: на смену интимному камерному портрету приходит портрет - тип. В нем раскрывается новый характер советских людей и значительно укрупняется внутренний масштаб образов. Именно типическим изображениям русских крестьян Герасимов обязан своей славе крупнейшего советского портретиста. Самые значительные из этих работ: «», «». В них обобщены судьбы людей, складывавшиеся в новых исторических условиях.

Герой портрета «» (1926) - крестьянин, еще одетый в солдатскую шинель, только что вернувшийся к мирной жизни.

Газетные сообщения рождают у него трудную думу о крестьянской доле, о необходимости ломать старый уклад деревенского житья. Личное и общественное переплетаются в этих размышлениях земледельца, свою судьбу он соизмеряет с судьбой многомиллионной крестьянской России, поставленной революцией на дыбы. Сохраняя всю характерность своей модели, Герасимов претворяет впечатление от нее в целостный, картинный по природе образ, отмеченный признаками емкого художественного обобщения.

Поиски героического в повседневной жизни советской деревни привели Герасимова к созданию классическою произведения эпохи - «Колхозного сторожа » (1933). Этот портрет переносит нас в памятные годы коллективизации и знакомит с одним из рядовых героев колхозного строительства.

Чувства, мысли и дела изображенного колхозника укрупнены самой эпохой, рождены сознанием нужности его скромного труда, пониманием важности его вклада в общее дело. Художнику удался типический образ советского человека, духовный облик и моральная красота которого ковались в горниле великого перелома, в условиях новой социальной действительности. Зрительно активизируют образ этого энергичного человека динамичная манера живописи, уверенное движение широкой кисти по холсту. Стремясь к обобщению, Герасимов не изображает бытовых мелочей и частностей, показывает фигуру крестьянина крупным планом, в сильном движении.

В ряде картин 1920 – 1930 - х годов Герасимов создал своего рода групповые портреты сельских тружеников. Эти произведения интересны и как страницы истории советской страны. В картине «» (1927) перед зрителем встает бурлящая страстями многоликая крестьянская Русь, вступающая на порог новой жизни Пролетарий - коммунист бросает в эту социально неоднородную толпу революционный лозунг, страстно и убежденно призывает к сознательному переустройству мира. В центре художественного исследования Герасимова - проблема самоопределения и нравственного становления русского крестьянства в первое десятилетие Советской власти. В изображенной сцене сгущены реальные впечатления художника: в обрисовке каждого персонажа отброшено много несущественного и, наоборот, заострено внимание на раскрытии социально - типического. Ради такого рода выразительности Герасимов сознательно использует некоторые возможности гротескной образности. Благодаря этому повышается экспрессивность характеристик, а смысл изображенной сцены как бы обнажается и становится отчетливо зримым.


Кулаки - богатеи с хмурыми лицами и свинцово - тяжелыми взглядами скрываются за спинами середняков и бедноты. Среди последних заметны проявления энтузиазма и пробудившейся веры в возможность лучшей доли. Именно в образах этих крестьян Герасимов отмечает ростки нового сознания. Острота художественного видения, глубокое знание народной психологии помогли ему вылепить незаурядные характеры. Эпоха коренной перестройки крестьянского мировоззрения нашла в лице Герасимова умного, исторически прозорливого истолкователя. Наряду с колоритностью социального типажа в создании напряженного образа картины большая роль принадлежит динамичному развитию сюжета и выразительной драматургии композиционного построения. Словно сдерживая себя, художник уравновешивает экспрессивность творческого высказывания обращением к мягкой цветовой гамме.

Пристальное внимание к народной судьбе должно было пробудить у Герасимова интерес к исторической картине. В 1930 - е годы появляются первые его произведения историко - революционного жанра. В эскизе к известной его картине «» (1932) уже проявился глубокий драматизм образного решения сюжета. Изображая сцену прощания красных партизан с погибшим боевым товарищем, Герасимов придает ей эпический смысл, пронизывает суровой и высокой «музыкой революции».

В ее трагизме нет безысходности: это героическая трагедия, доносящая до зрителя мужественную правду об исторической неизбежности революционных жертв. Сцена не подавляет своим содержанием, не производит угнетающего впечатления. Частный эпизод из времен гражданской войны перерос в собирательный образ революционной эпохи. Изображение события освобождено от власти подробностей и жанровой бытовщины. С идейно - художественным замыслом произведения удачно соотнесена патетичность стиля, достигнутая повышенной эмоциональной напряженностью пластических средств и композиционного построения.

Историко - революционная тема в творчестве Герасимова органично развивает образы и темы, положенные в основу сюжетных композиций из народной жизни и, конечно же, портретов - картин, подобных «Колхозному сторожу ».

Одно из значительнейших произведений в творческом наследии Герасимова - картина «» (1928 - 1930). В ней он достиг той образной завершенности, которая рождает чувство всеобщности, универсальности содержания: как - то забываешь, что по своим формальным признакам картина является произведением бытового жанра. Действительно, массивная лодка кажется пьедесталом для многофигурного монумента людям труда, а сцена ужина рыбацкой артели воспринимается как некое значительное событие, наделенное чуть ли не вселенским смыслом. Ординарная бытовая ситуация важна художнику как повод для размышления о моральной красоте труда, утверждаемого в качестве основы гармоничного и устойчивого общественного бытия. Герасимов сфокусировал внимание на кряжистых человеческих фигурах, наделив образы рыбаков эпической мощью. Артель выступает здесь в роли хранителя высоких нравственных норм народной жизни.

О каждом из персонажей можно сказать: только трудом силен и красив человек. В их манере держать себя - степенно, несуетно, с чувством собственного достоинства - Герасимов подчеркнул те грани национального характера, которые шлифовались многовековым опытом русского народа. Под стать людям - эпический пейзаж с широким дыханием речного простора. Воспроизведенная сцена лишена идеализации: герои подчеркнуто грубоваты, брутальны. Смело жертвуя деталями, мастерски используя образные возможности сдержанного колорита, художник находит лаконичную, пластически точную, монументальную форму.

Самое известное произведение Герасимова - картина «» (1937). Эта его работа в полной мере ответила требованиям большого стиля социалистической эпохи. На полотне изображено, как за праздничным столом, прямо в поле, колхозники чествуют героиню сельского труда. Она, с орденом на груди, сидит в центре рядом с пожилой крестьянкой и председателем колхоза, который увлеченно произносит приветственную речь. С момента появления картины на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» ей сопутствовал неизменный успех.

Секрет этой популярности опять же заключается не в занимательности повествования, а в акцентировании самых существенных сторон советской жизни. Не вялая констатация общеизвестных фактов, а поэтическое утверждение колхозной нови звучит в образном строе произведения. Хочется верить в то, что ее автору были совершенно чужды какая - либо социальная демагогия и желание приукрашивать действительность. Он был правдив в передаче главной сути и исторического подтекста изображенного события.

В неразрывной связи с идейным содержанием картины находятся ее стилистические особенности. Чтобы зритель мог проникнуться мажорной атмосферой сельского праздника, Герасимов обращается к пленэрной живописи, творчески претворяет уроки импрессионистической декоративности. Звонко звучащие краски, разноцветные рефлексы на одеждах и лицах колхозников, целая красочная симфония бликов на скатерти и на каждом предмете, попавшем в поле зрения художника, тонкие перетекания теплых и холодных отсветов - все это образует удивительную по своей красоте и зрелищности картину. Но красочное сияние полотна и вся светоцветовая стихия картины нужны художнику не как таковые, а для внутреннего наполнения сцены определенным содержанием, для передачи эмоционального подъема и свежести чувств советских людей. В «Колхозном празднике » есть та основательность в выражении общественно значимой идеи, которая, как правило, исключалась из арсенала задач классического импрессионизма, искавшего воссоздания мгновенных зрительных впечатлений. Будучи программным произведением советского искусства, «» стал для многих поколений наших художников школой живописного мастерства, примером новаторского решения современной темы.

Нетрудно заметить, что в сюжетно - тематических работах Герасимова пейзаж важен не как фон, а как органическая, неотъемлемая от человека среда. Добиться подобного впечатления невозможно, если не заниматься чистым пейзажем. Для Герасимова, начиная с первых шагов в искусстве, пейзаж всегда был большой и самостоятельной темой. В сфере пейзажного жанра художник создал много эстетически ценного и значительного.

Природа в изображении Герасимова вызывает чувство спокойной уравновешенности и гармонии; ее сокровенные ритмы неразрывно связываются с ритмами душевной жизни человека. Сказанное не означает, что эмоциональная палитра Герасимова - пейзажиста однообразна. Он не замыкался в пределах одной лишь утонченной лирики. Некоторые его пейзажи проникнуты романтической приподнятостью и напряженностью. И все же драматическим состояниям в природе Герасимов предпочитал различные градации поэтических и хрупких проявлении ее внутренней жизни. Виртуозное мастерство, с каким он раскрывает целомудренную красоту скромного и обычного в природе, придает очарование и глубокую содержательность незатейливым мотивам его работ. Все в них дышит естественностью и привлекает непосредственностью передачи размеренного бытия природы. Миросозерцанию Герасимова не свойствен пессимизм. В его пейзажах выражено неисчерпаемое душевное здоровье русского человека.

География пейзажных мотивов Герасимова чрезвычайно широка, но его излюбленной темой неизменно оставалась среднерусская природа. Городом, куда художник возвращался постоянно, был Можайск. Здесь, в родных местах, с которыми у художника крепко срослось представление о Родине, о России. Герасимов создал лучшие свои пейзажи. Их отличительной особенностью является органичное переплетение местного и национально - русского колорита. В историко - художественном лексиконе с ними давно и прочно связано понятие «пейзаж Сергея Герасимова ».

На лучшие работы этого рода, такие, как «» (1929), «» (1936), «» (1939). «Вечер в городе » (1940), «» (1940) и другие, невозможно только взглянуть: они требуют внимательного всматривания, в них нужно вживаться и подолгу вслушиваться в почти физически ощутимую богатую звуковую палитру - от едва различимых голосов и шорохов до неумолчно - громкого шума спадающей с деревянной запруды воды.

» (1939) - одно из поэтичнейших созданий художника. Образное содержание этого шедевра советской пейзажной живописи воспринимается через призму «Зимних грез » П.И. Чайковского, «Зимнего утра » А.С. Пушкина и других лирических произведении русского искусства, воссоздающих картину зимней природы. В контексте этих ассоциаций особенно явственно проступает национальный характер созданного Герасимовым пейзажа.

В скромном мотиве заснеженной деревенской околицы, в сереньком деньке, первозданную тишину которого нарушают скрип санных полозьев и заливисто - звонкий лай собачонки, художник подметил и выявил те качества русской природы, которые переживаются нами как нечто непреходящее, соответствующее вековым представлениям нашего народа о красоте и вызывающее у нас глубокое и драгоценное чувство любви к своей стране.

Колористическая гамма пейзажных работ Герасимова утонченно сложна, построена на акварельно чистых оттенках и нежнейших рефлексах. Вся эта мелодичная «цветомузыка» звучит, как правило, в пределах общей (в «Зиме » - серебристой) тональности. В постоянных изменениях цветовых качеств, в вибрации мерцающих красок - одно из объяснений удивительной жизненности облика природы в картинах Герасимова. Они позволяют ощутить непрерывность происходящих в ней процессов, пережить ее внутреннюю одухотворенность и почувствовать, что «в ней есть душа, в ней есть язык».

Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей . Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.

Как никто другой до него, Герасимов почувствовал и запечатлел атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов. Неизменным «героем» работ этого цикла является южное солнце, заливающее ярким светом запруженные людьми улицы и усиливающее светотеневые и цветовые контрасты. Несмотря на свою привязанность к среднерусскому пейзажу, Герасимов прекрасно, с присущими его искусству непосредственностью и проникновенностью, передавал самобытную красоту южной природы.

В творческом наследии Герасимова важное место занимают индустриальные пейзажи - изображения ландшафта, преображенного созидательной энергией советских людей. Они появлялись, как правило, в результате творческих командировок художника на различные стройки первых пятилеток. О свойствах такого рода пейзажей можно судить по картине «Беломорско - Балтийский канал. Надвоицкий узел » (1933). Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин, посетив это место до революции, назвал его краем непуганых птиц. Теперь перед художником открылся совсем другой край - неузнаваемо преображенный. Герасимов остается лириком и в индустриальном пейзаже.

Панорамный охват огромного пространства, казалось бы, исключал всякую камерность картины. Тем не менее, этот пейзаж, как и другие аналогичные ему работы, психологичен. Для художника он - форма раздумья о «шагах саженьих» советской страны, о советских людях, по - хозяйски обживающих природу, которая, как показывает художник, остается близкой и соразмерной человеку, несмотря на грандиозность индустриальных вторжений в нее.

В годы Великой Отечественной войны кисть Герасимова действенно служила своему народу: в это героическое и тяжелое для страны время он создал полотно «» (1943). Оно посвящено подвигу русской крестьянки, сына которой, партизана, уводят на расстрел. Простая русская женщина смело бросает в лицо фашистскому карателю гневные слова проклятья. Идейно - нравственное значение изображенной сцены заключено в характере столкновения двух ее главных участников, олицетворяющих две разные, непримиримые идеологии. Моральное превосходство женщины - матери над палачом показано с той степенью четкости, которая заставляет вспоминать о плакатной форме: декларативность выражения в искусстве отвечала потребностям военного времени. Психологическая завершенность конфликта придает наглядную убедительность основной идее произведения, вобравшего в себя исторически емкое содержание.

В характеристике героини художник исходит из тех высоких нравственных критериев, которые были единственно приемлемыми для советских людей в суровые годы военных испытаний: из всего возможного спектра чувств женщины он акцентирует ее чувства гражданского долга и ненависти к врагу. Той же категоричностью нравственных оценок обусловлена памфлетная острота в обрисовке образа фашистского насильника. Дым пожарищ и трупы казненных людей, а также огромная мрачная тень, падающая от него и словно попирающая русскую землю, дополняют его характеристику.

Образ крестьянки в «Матери партизана » воплотил в себе тот невиданный и неожиданный для захватчиков подъем национального самосознания, который обусловил массовый героизм советских людей в Великой Отечественной войне. Всем своим образным строем картина внушала мысль о грядущей победе советского народа в его праведной борьбе с фашизмом.

В 1941 - 1943 годах Герасимов работает в Самарканде. Количество сделанного им в этот период достойно удивления. Помимо картины «» он пишет пейзажи , создает обширные графические серии .

После возвращения в Москву художник совершает поездку на Украинский фронт, посещает только что освобожденные Исков и Новгород. Изображая разрушенные оккупантами города и памятники древнерусского зодчества, он каждый раз возвышает свой голос до гневного протеста против варварства и дикости завоевателей. Тогда же Герасимов приступает к работе над историческим полотном, посвященным восстанию Пугачева. Известно, что исторический жанр в эпоху Великой Отечественной войны пережил пору своего расцвета, и не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, кинематографе, театре. Мастера искусства привлекали историю на службу сегодняшнему дню. Их произведения рассказывали о героических событиях прошлого, чтобы поддержать у современников чувство гордости за свою Родину и ее свободолюбивый народ. Образ Пугачева надолго захватил воображение Герасимова. К работе над ним художник возвращался и позже, - в 1950 - е годы. С этим образом он связывал свои представления об истоках свободолюбия, искони присущею русскому характеру, - того свободолюбия, героические примеры которого он наблюдал в годы войны. Акварель «» (1943) вводит в мир этих представлений и исторических аналогий художника.


На протяжении всех военных лет Герасимов не оставлял работу над лирическим пейзажем. В любви к родной природе он черпал моральные и душевные силы, помогавшие выдержать тяжелые испытания военного времени. Эти пейзажи одухотворяла глубокая привязанность к отчему краю - чувство, которое переживалось тогда особенно интенсивно. В полотне «» (1945), написанном в самом конце войны, Герасимов выразил настроение радостных надежд, предчувствие долгожданной победы.

Тема вечного обновления весенней природы воспринимается здесь как художественная аналогия победы жизни над смертью. Подобное сравнение нравственных сил с неиссякаемыми силами русской природы можно найти и у Б.Л. Пастернака, писавшего в том же, 1945 году:

.. Весеннее дыханье родины

Смывает след зимы с пространства

И черные от слез обводимы

С заплаканных очей славянства.

Для художника и поэта весеннее возрождение природы созвучно обновлению чувств и настроений советских людей.

Свежесть первооткрытия красоты в простых и будничных ландшафтах, задушевность и глубокая проникновенность свойственны целой группе пейзажей, которые исполнены художником в послевоенный период. Герасимов любит изображать панорамно широкие виды. И, даже воспроизводя замкнутое пространство, он ценит в нем прорывы в манящую даль - будь то клочок неба в просвете ветвей или же лесная дорога, увлекающая взгляд в глубину, как, например, в его пейзажах «Первая зелень » (1954) и «» (1955).

Во всех этих работах зрительная достоверность в изображении природы усложнена и одухотворена передачей ее богатой внутренней жизни. Трепетное восхищение неброской красотой благоухающего сада, умытого весенним дождем, выражено в картине «» (1955). При виде буйно цветущего куста сирени и отблесков неба на оконном стекле дачного дома, при виде влажной зелени и пробивающихся сквозь листву солнечных лучей зрителю дано пережить всю полноту бытия и постигнуть внутреннюю связь, объединяющую природу и человека. Герасимов прославляет в таких пейзажах нравственно очищающую силу, заключенную в природе.

Заметную роль в творческой практике Герасимова играла традиционная для русского изобразительного искусства тема «Зарубежный мир глазами русского художника ». В Третьяковской галерее хранятся работы, запечатлевшие виды городов Австрии, Греции, Италии, Турции. Англии.

Наделенный тонкой способностью улавливать своеобразие новых мест, Герасимов писал не их детальные «портреты », а делился со зрителем поэтическими чувствами, которые они у него вызывали.

Любовь к природе нашла выражение в обращении Герасимова к жанру натюрморта. Натюрморт в понимании Герасимова - не «постановка», а изображение части жизни. Кредо художника особенно наглядно выражено в «Колокольчиках » (1940 - 1945), где сорванные луговые цветы и расстилающийся за окном пейзаж объединены в живописное целое, подчинены единому жизненному ритму.

Искусство Герасимова проникнуто внутренней целостностью и завершенностью и рождает представление о едином, поступательном в своем развитии творческом пути. Отмеченные самобытностью, высокой профессиональной культурой и неповторимой интонацией, его произведения входят в золотой фонд изобразительного искусства.

Александр Михайлович Герасимов

(1881—1963) —

русский, советский живописец

12 августа 1881 года родился Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Член ВКП(б) с 1950 года.

Родился он в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.


Родина Герасимова

В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина,А. Е. Архипова и В. А. Серова.


Московское училище живописи,ваяния и зодчества

В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в Козлове.
В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, начал преподавать в Училище памяти 1905 года.
В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.
С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.
1951 год — доктор искусствоведения.
Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.


И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938



Сталин и А.М. Горький в Горках


Встреча президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви 1944г

Был любимым художником И. В. Сталина. Портреты Сталина работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).
С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А. М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А. М. Герасимовым был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.


По его проекту построен Мичуринский драматический театр в 1913 году .


Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]". В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.

Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа, характерными большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет», 1924, «Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская галерея,
«Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др.
«Монастырская роща» — одна из ранних малоизвестных работ Александра Михайловича. Как и всем лучшим произведения Герасимова этюду присуща яркость и типичность образов, сила и насыщенность цвета, ясность формы, предметная ося-
заемость, мастерство композиции.
Пейзаж был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского монастыря, затем находился в доме художника в Козлове-Мичуринске до 1964 года у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой. В 1964 году она подарила
этюд А.В. Платицыну (художник, член СХ СССР).

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Могила Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944

Автопортрет



«Семейный портрет»
Холст, масло. 143 x 175 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь


Портрет дочери


Вести с целины. 1954


Портрет балерины О. В. Лепешинской. 1939

Портрет Мичурина



«В саду. Портрет Нины Гиляровской»
1912.
Холст, масло. 160 х 200
Дом-музей А.М. Герасимова
Мичуринск


Бомбейская танцовщица


«Букет цветов. Окно»
1914.
Холст, масло. 75 х 99
Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Астрахань.

МОНАСТЫРСКАЯ РОЩА (Дубовая роща Троицкого монастыря)
(1918) Холст / масло
78 x 62 см
30.71"" x 24.41

.

«Полдень. Теплый дождь»
1939г


Полдень. Тёплый дождь. 1939


Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е


«Натюрморт "Розы"»
1948
Холст, масло. 107 x 126 см
Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан


"Розы"




Top