Как ведут себя младенцы в первый месяц. Развиваем малыша с первых дней жизни: советы родителям

1 месяц жизни ребенка

Поведение новорожденного в первые недели жизни – лишь цепь реакций на быстро сменяющиеся ощущения, которыми одаривает его окружающий мир. У крохи имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он не располагает ни знаниями, ни опытом, ему пока неведомо, что он – это он, а не часть окружающего мира.

В его системе мышления отсутствуют причина и следствие – события происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Слышит ли ребенок собственный плач, успокаивается ли, коснувшись маминой груди – все в этом мире происходит для него неожиданно. Быть может, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Лишь спустя некоторое время в сознании малыша выстраивается связь между этими событиями.

Постепенно младенец начинает интуитивно ощущать себя в безопасности, почувствовав рядом близкого человека. Настанет день, когда и вы ощутите, что ребенок перестал быть для вас существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет, знайте – ваш малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он !

Никто кроме самих родителей, не в состоянии определить, когда это произойдет. С наступлением этого периода у ребенка возрастает доверие к вам, а в вас – крепнет уверенность в своих силах. Именно в течение этих первых недель между вами и малышом закладываются узы любви. На протяжении всей своей жизни ребенок будет черпать из них энергию, и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Учимся понимать друг друга

Период младенчества – время, когда и ребенок, и родители приспосабливаются друг к другу. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция малыша. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот.

В много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. В периоды бодрствования младенец реагирует на звуки, пристально смотрит на лица и предметы перед собой – его энергия направлена на то, чтобы воспринимать информацию. Именно в эти моменты у родителей появляется возможность заниматься и общаться с крохой.

Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются, и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни маленького человечка должны перемежаться. Правильно организовав распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным путем переходить от одного состояния к другому.

После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Если кроха кричит, помогите ему успокоиться. Но помните, что при этом к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат тиканье часов и т.д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка – колыбельные, записи классических произведений и т.д.

Существуют два способа, посредством которых ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии – это улыбка и . В первые недели жизни крохи они возникают как бы сами собой и отражают реакцию на физиологические процессы, происходящие внутри его организма.

Является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что младенец спокоен и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбка все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, разумеется, еще без слов, общаться с родителями.

Первая блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. В возрасте двух недель не только во сне, улыбку можно увидеть и после кормления. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок уже реагирует на голос родителей, устанавливает с ними визуальный контакт и, в конце концов, награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Но если вашего кроху, даже несмотря на заботливое отношение взрослых, нелегко успокоить, не теряйте уверенности в себе. Помните, что нередко повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме. Методом проб и ошибок вы приобретаете опыт и найдете собственные способы успокоения сына или дочки.

Двигательные навыки ребенка в 1 месяц

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако младенцы заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые – до удивления вялы и пассивны, другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к изголовью, пока не упрется в самый угол.

Еще одно важное различие у новорожденных – уровень мышечного тонуса. Одни дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к тельцу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие – более расслаблены, конечностей у них не такой сильный.

Третье различие заключается в степени развития сенсорно-двигательного аппарата. Кого-то очень легко вывести из равновесия: при любом, даже незначительном шуме кроха вздрагивает всем тельцем, а его ручки и ножки начинают беспорядочно двигаться. А кто-то с самого рождения как будто знает, как положить руку в рот, и часто делает это, чтобы успокоиться.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Активные, хорошо развитые дети, имеющие нормальный мышечный тонус, считаются «легкими».

Труднее приходится родителям пассивных, вялых малышей, а также мамам и папам детей со слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается в 1 месяцы жизни. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детишек преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Вижу, слышу, ощущаю…

Ребенок появляется на свет с определенным набором реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом расстоянии он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Малыш даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцев особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Кстати, для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!

Также обладает замечательным слухом. Известно ли вам, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука? Однако, несмотря на то, что новорожденный может воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы.

Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая младенцу, возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

Новорожденному доступны и другие ощущения. К примеру, он отворачивается от сильных и резких запахов и реагирует на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает кроху, ласковый способен его усыпить. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи.

Занятия с ребенком в 1 месяц

Большую часть времени новорожденный спит. Периоды активного бодрствования, когда он готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с младенцем, просто не упускайте удобный случай.

Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

Случилось то, чего вы ждали 9 месяцев., И вот уже счастливая мама приезжает домой с . Что же ждет их в первый месяц, какой ребенок в этом возрасте?

Ребенку 1 месяц — его физическое и душевное развитие:

Первый месяц малыш еще , он близорук, поэтому все предметы, которые вы показываете ему, должны находиться на расстоянии не более полуметра. Ваше лицо крошка тоже рассматривает с этого расстояния. Он пока еще не поворачивает голову за удаляющимся предметом, так как не находит связи между ним и действием. Чем чаще вы будете реагировать на его первые желания, выражаемые , тем быстрее он научиться связывать звуки и видимые предметы, лица с конкретными действиями. Пока на громкие звуки, хлопки малыш вздрагивает, так проявляется один из рефлексов – рефлекс Моро. Двигательная активность ребенка еще в основном построена на рефлексах: верхний хватательный рефлекс (когда вы вкладываете в ручку малыша свой палец или кольцо игрушки, он сжимает кулачок), нижний хватательный рефлекс (при надавливании пальцем на стопу в районе 2-3 пальца малыш сжимает ножку, как бы захватывая ваш палец), сосательный рефлекс, рефлекс ползания (положите малыша на живот и сделайте опору под пяточки, ребенок передвинется вперед), рефлекс опоры и ходьбы (если поставить младенца вертикально стопами на опору, то он упрется в стол, выпрямит ножки, если теперь подать его тельце вперед, то он сделает движения ножками, напоминающие ходьбу) и другие, их описание можно найти в литературе. Маме в кормлении поможет рефлекс Куссмауля или поисковый, при легком раздражении уголка рта, малыш поворачивает головку к раздражителю и открывает ротик, его нижняя губка выпячивается, а язычок опускается, мамочка в этот момент вкладывает сосок в ротик.

Очень важны для ребенка первые 5 дней жизни , в это время проходит родовой стресс, малыш должен обязательно наблюдаться врачом. Сейчас многие детки рождаются с родовыми травмами, низкими оценками по шкале Апгар, такие малыши требуют дополнительного обследования, поэтому маму с ребенком после роддома могут сразу перевести в отделение для новорожденных. В первые дни закладывается и основа для успешного . Сразу после рождения ребенка прикладывают к груди, и он получает капельки ценного молозива, залог хорошего иммунитета в дальнейшем. На 3-5 сутки у мамы появляется первое молоко, до этого малыш питается молозивом. И молока, и молозива выделяется столько, сколько нужно ребенку, если вы кормите его по требованию. Учите ребенка правильному захвату груди, сосать нужно не только сосок, но и ареолу. В эти дни очень важно, чтобы кроха не попробовал сосать еще что-то кроме груди: или бутылку, вы рискуете испортить захват либо получить ленивого младенца, который хочет пить только из бутылки. Если ребенку требуется докорм или, например, отпаивание электролитом (при ), то делайте это из ложки.

В первый месяц дети кушают примерно каждые 2 часа , ночью может быть 3-5 кормлений, но все это условно. В периоды сильного роста, обычно к концу первого месяца кроха может начать просить грудь чаще. Будьте внимательны, не допускайте заглатывания воздуха при кормлении или торопливого сосания, это может вызвать усиление . Если в кале вы находите створоженные сгустки молока, то уменьшите время кормления, малыш переедает и можно нарушить пищеварение. Обычно кормление длится до 20 минут, насыщение происходит за первые 5-10 минут. Если крохе не хватает молока, то в этом случае держите его под грудью чаще и дольше, активная стимуляция вызовет прилив. В первый месяц дети набирают 700-1000 грамм веса и вырастают на 2-3 см.

Не пугайтесь, если к концу 1го месяца ребенка обсыпет , похожими на подростковые, это выходят мамины гормоны. Возможны и аллергические высыпания, поэтому обязательно соблюдайте диету при грудном вскармливании. Не стоит употреблять продукты, усиливающие газообразование, они могут спровоцировать колики. Если у крохи болит животик, можно дать капельки, которые пропишет врач, положить на животик теплую пеленку или уложить к себе на живот, контакт кожа к коже самый полезный. После кормления подержите младенца столбиком, пока он не срыгнет.

До 1 месяца ребенок активен 2-4 часа в сутки . Малыш спит примерно 20 часов, на втором месяце время бодрствования будет увеличиваться. После сна и кормления распеленайте кроху, пусть он подвигает ручками, ножками, это укрепит его мышцы. После того, как заживет пупочная ранка, нужно выкладывать малыша на животик, чтобы он учился держать головку, это позволит выйти газикам, поэтому делайте это перед каждым кормлением. Многие малыши сейчас так активны, что не хотят пеленаться, это допустимо, следите только за ноготками крохи, вовремя их срезайте, чтобы он себя не оцарапал. Движения ребенка пока еще хаотичны и бессознательны. К концу первого месяца первые волосы могут выкататься, ничего страшного в этом нет. Если малыш родился с длинной шевелюрой, то выкатывание может случиться и позже.

В первый месяц закладывается здоровье и моральное спокойствие малыша , поэтому главное, о чем должна позаботиться молодая мама, это обеспечение полноценного грудного питания и . Чаще носите кроху на руках, чтобы ребенок ощущал материнское тепло и ласку, так формируется доверие к этому миру.

Физическое и психическое развитие

За первый месяц жизни новорожденный прибавляет в весе в среднем 600 гр. Не воспринимайте это буквально. Помните, что каждый ребенок - это индивидуальность, пусть даже на первом месяце жизни, и у каждого ребенка свои темпы развития. Поэтому, если ваш ребенок набирает в весе больше или меньше этой цифры, и этом чувствует себя хорошо (нормально спит, съедает необходимую для него норму молочка), то у вас не повода для беспокойства. Есть еще несколько важных показателей физического развития: в среднем рост увеличивается на 3 см, объем головы и грудной клетки - на 1,3–1,5 см.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

У новорожденного ребенка движения не координированные. Ручки согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе. К 3–4 месяцам жизни гипертонус у малыша проходит. Научитесь внимательно «читать» язык движений вашего малыша, этим вы эму очень поможете. Доказано, что если ребенок чувствует боль, то он загибает пальчики на ножках и отводит в сторону большой палец на ручке. При вздутии животика он активно выбивает ножками. Если вы заметили, что ребенок активно крутит головой, это свидетельствует о неприятных ощущениях в ушке.

Обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появляются на 3–4 неделе жизни.

Ошибочное мнение, что новорожденные ничего не слышат. Среди всех незнакомых звуков, которые окружают его теперь, он легко определит самый родной и самый знакомый - голос мамы. Понаблюдайте за малышом, вы убедитесь, что он слышит - если спустя минуту он плакал и вот, услышав, мамин голос он прислушивается, затихает, успокаивается.

Ребенок по запаху может узнать маму с рождения. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять вас как чужого человека и, даже, отказаться от кормления.

В развитии обоняния важную роль играют частые насморки. Потому что слизистая носика перестает воспринимать раздражители запаха. Рекомендуется принимать меры сразу при первых симптомах насморка (заложенность носика) - капайте в носик раствор сосудосужающих капель перед каждым кормлением.

Стул ребенка зависит от вида вскармливания. Если ребенок находиться на грудном вскармливании, то стул мягкий, кашеподобный, золотисто-желтого цвета. Стул у ребенка может быть от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7. Расчет прост - по количеству кормлений в сутки.

При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневого цвета. Стул у ребенка может быть от 1 до 3 раз в сутки.

Помните, что первые два дня ребенок мочиться очень мало - всего 2–4 раза. На 5–6 день моча станет прозрачной, и ребенок будет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если ребенок мочиться меньше 6 раз в сутки, подумайте, достаточно ли ему молока.

Кожа вашего ребенка в первые месяцы жизни очень нежная и очень чувствительная. Поэтому ей необходим правильный уход. Во-первых, она раздражается от воздействия мочи и кала, а во-вторых, она приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Особенно важным на этом этапе развития ребенка есть повышенная мягкость материалов, которые используются в подгузниках, и сухость. Одним словом – ребенку должно быть сухо и комфортно.

С самого рождения начинайте ухаживать за кожей вашего малыша. Кожа ребенка имеет мало сальных желез для выделения жира, поэтому у нее очень низкая степень защиты от раздражений. Кроме того, частые купания с мылом, контакт с мочой и калом вызывают появление опрелостей. Покраснения появляются в области половых органов, в складочках шеи, за ушками, под ручками. Сразу же, как вы заметите покраснение, промойте складочки чистой, теплой водой (без мыла!) и хорошо высушите мягким полотенцем. Потом нежными, аккуратными движениями нанесите на кожу малыша средство от опрелостей (Например: крем «Десетин», детский крем «Красная шапочка» с экстрактом зверобоя). Можете, также немного подсушить кожу малыша с помощью детской присыпки.

Пора подумать и о первых игрушках для вашей крохи.

Область половых органов вашего ребенка требует особой чистоты. Возьмите за правило - подмывать ребенка после каждого стула, теплой водой с детским мылом. Не используйте для этого влажные салфетки, в данном случае вреда от них больше чем пользы. Конечно, исключением является посещение, например, детской поликлиники, где нет условий подмыть ребенка. Но, по приходу домой вы обязательно сделаете эту очень важную для вашего малыша процедуру. Если вы уверенны, что кожа малыша хорошо высушена после подмывания - можно наносить средство от опрелостей или детскую присыпку.

Если Вашему малышу уже исполнился один месяц, советуем Вам приобрести погремушку яркой окраски, которая издает приятный звук. Она станет первой игрушкой вашего малыша! Сначала Вы сами будете держать ее в руке, а малыш будет наблюдать за Вашими движениями, водить за Вами глазками из стороны в сторону и, даже, сможет поворачивать головку.

Когда ребенок не спит, повесьте над кроваткой игрушку. Это могут быть различные погремушки с ручками, которые отличаются по форме и цвету. Ребенок, на первом месяце жизни, будет рассматривать игрушку лежа на спине, поэтому не следует вешать ее на высоте меньше 55 – 75 см. Еще один важный момент - не предлагайте вашему малышу слишком много игрушек. Время о времени их нужно менять.

Навыки и достижения

Физические и физиологические навыки:

  • не координированные движения руку и ног;
  • самовольное мочеиспускание при наполнении мочевого пузыря (20-25 раз в сутки);
  • спонтанно проявляется сосательный рефлекс, ручки держит в кулачках или раскрытыми;
  • в полусогнутом положении пребывают ручки и ножки;
  • со спины на бок поворачивается часто;
  • у ребенка наблюдается частый стул, до 6-7 раз в сутки (если ребенок находиться на грудном вскармливании);
  • ребенок спит около 18-20 часов в сутки, при этом просыпается 7-8 раз.

Сенсорно-моторные навыки:

  • внимательно смотрит на предметы, но еще за ними не тянется;
  • может не на долго перевести глаза на яркий предмет или свет;
  • наклоняется к груди, даже если его не кормят;
  • если мама разведет пальчики ребенка и положит ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок подвижен в течение одного с десяти часов;
  • он криком оповещает о том, что ему нужна помощь;
  • малыш затихает, если кто-то из близких берет его на руки;
  • на протяжении длительного времени, у ребенка безразличный вид;
  • ребенок помнит предметы, которые появляются повторно на протяжении нескольких секунд.

Социальные навыки:

  • умеет устанавливать контакт глазами;
  • реагирует на человеческий голос;
  • приспосабливает свое положение к человеку, который держит его;
  • в ответ на улыбку мамы, ребенок сосредотачивает свой взгляд на ее лице.

Режим дня

Малыша следует приучать к режиму дня. Если ночью ребенок плачет, проверьте, может он мокрый и ему нужно сменить пеленку, или он хочет пить. Дайте ему кипяченой водички, приготовленной вечером. Со временем ребенок привыкнет к режиму, и не будет просить кушать ночью. Для этого нужно выдержать режим 2-3 ночи.

Берите малыша на руки для кормления, переодевания, когда он спокойный, а также и для эмоционального общения с ним.

С малышом нужно разговаривать тихо, ласково. Старайтесь вызвать у него зрительное внимание или улыбку.

Режим дня ребенка первого месяца жизни состоит из двух этапов: 1-й этап - сон, 2-й этап - кормление. Желательно, что бы ребенок просыпался в одно и то же время, соответственно кушал. Обязательно соблюдайте интервалы между кормлением и сном.

Каждое утро ребенка умывают, промывают глазки, моют ручки, между пальчиками, чистят носик и ушки.

Есть определенные правила подмывания мальчиков и девочек.

Девочек подмывают по направлению спереди назад после каждого мочеиспускания. Мальчику, один раз в 10 дней, аккуратно откачивают крайнюю плоть полового органа, промывают теплой водой (без мыла!) и просушивают салфеткой или чистым полотенцем.

Если вы хотите, что бы ваш ребенок был здоровым, не болел на простудные заболевания и нормально развивался, необходимо закаливать ребенка. Этому способствуют воздушные ванны, прогулки, купание, водные процедуры.

На первом месяце жизни ребенка, вы смело можете начинать проводить закаливающие процедуры. С начала это будут воздушные ванны, при температура воздуха не ниже 22°С.

При пеленании оставляйте ребенка раздетым на 1-2 минуты. Продолжительность воздушных ванн нужно увеличивать постепенно.

Итак, начиная с 6-7 дня жизни воздушные ванны проводите 1-2 минуты, с 14-15 дня - 2-3 минуты, с 22–23 дня - 3–4 минуты, а в конце первого месяца - по 5 минут два раза в день. При этом температура воздуха в комнате вы постепенно снижаете до 17-18°С.

Через несколько дней после выписки с роддома вы идете на прогулку с вашим малышом. Летом, длительность первой прогулки составляет около 15–17 минут при температуре от +28 до +30°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый день.

Зимой длительность первой прогулки составляет около 10–12 минут при температуре не ниже -3°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый второй день.

К концу месяца, ребенок должен гулять на улице около 30–45 минут два раза в день летом, и зимой по 15–25 минут. Знайте, что сон на свежем воздухе очень полезен.

Возвратившись с улицы, проверьте носик и ножки вашего малыша - если они теплые - значит, вы одели его правильно.

Питание ребенка

Количество кормлений в сутки - 6 раз через каждые 3,5 часа с ночным перерывом между кормлениями около 6 часов.

Днем ребенок спит 4 раза по 1,5–2 часа после каждого кормления.

Часы кормления при 6-ти разовом кормлении: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Для того чтобы ваш ребенок был здоров, постарайтесь кормить его грудью. Вы почувствуете большое удовольствие оттого, что даете малышу, то чего никто в свете ему дать не может. Грудное молоко не только обеспечит гармоничное развитие вашего ребенка. Кормление грудью устанавливает контакт между ребенком и матерью, и через нее, взаимодействие с окружающей средой.

В первый месяц жизни ребенок очень чувствителен к еде, ее объему и качеству, потому что желудочек только приспосабливается к новому виду питания. Идеальной едой для ребенка, особенно первых месяцев, есть материнское молоко. В материнском молоке есть все необходимые для ребенка витамины и микроэлементы, которые хорошо усваиваются. В молоке также есть иммунокомпетентные клетки антитела, которые защищают ребенка от инфекций, повышают стойкость детского организма к неблагоприятным воздействиям.

В первый месяц после рождения у ребенка двигательные навыки быстро формируются. В первую очередь сложные: сенсорно скоординированные движения ручек и ножек.

Они имеют большое значение в развитии у ребенка интеллектуальных и познавательных способностей.

С помощью движений рук и ног малыш может получать основное представление о мире. На движениях рук и ног у ребенка учится видеть по-человечески глаз.

Сложные движения рук взаимосвязаны с мышлением и обеспечивают реализацию интеллектуальной деятельности.

Зрение младенца

Самым важным органом чувств для человека является зрение. Оно же начинает первым развиваться в начале жизни. У малыша в месяц от роду уже фиксируются следящие движения глаз. В самом начале эти движения происходят в основном в горизонтальной плоскости, после глаза могут следить по вертикали.

В два месяца уже можно отметить элементарные криволинейные движения глаз, например круговые. Способность фиксировать взгляд на предмете (зрительное сосредоточение), возникает на втором месяце. А уже в конце двух месяцев малыш самостоятельно переводит взор с одних предметов на другие.

Дети в первые два месяца жизни много времени проводят за рассматриванием окружающих их вещей и предметов. Особенно часто это можно наблюдать после того, как их накормить, тогда они находятся в спокойном состоянии. Новорожденный малыш может следить глазками за объектами, которые движутся. Хотя примерно до двух-четырех месяцев движение глазками все же еще остается слабым.

Слух младенца

У ребенка на второй неделе жизни появляется так называемое слуховое сосредоточие. Плачущий малыш успокаивается, когда с ним говорит мама, он прислушивается к ее голосу. Слух малыша можно развивать, для этого используйте погремушки.

Перемещайте их на разное расстояние от малыша, этим Вы побудите ребенка и прислушиваться, и следить за погремушкой глазками. В этот период идет развитие интереса к неизведанному и активный поиск его. Появляется взаимосвязь органов слуха и зрения. Немного позже, в возрасте четырех недель, малыш уже будет самостоятельно поворачивать голову в сторону погремушки.

На первом месяце жизни у новорожденного можно определить нарушение слуха. Как, спросите вы. Ребенок со здоровым слухом, в возрасте 10-14 дней успокаивается, замолкает во время плача, если слышит голос взрослого. Ребенок с нарушениями слуха продолжает плакать в этом случае. Так же при нарушениях зрительно- слуховая ориентация в пространстве не формируется. То есть малыш просто не поворачивает голову на издаваемый звук.

Дефекты слуха могут быть обусловлены резус-групповой несовместимостью крови матери и ребенка или по причине билирубиновой интоксикации. Возникают эти отклонения внутриутробно, под воздействием разных инфекций.

Мимика и речь

В возрасте двух-трех недель ребенок со временем начинает повторять все за взрослыми. Из всего, что окружает малыша, больше всего привлекает его человеческое лицо, конечно в первую очередь, мамино. Когда в процессе общения вы совершаете активные мимические движения, ребенок начинает их копировать. Например, мама улыбается, и малыш расплывается в улыбке.

На этом же интуитивном уровне, ребенок чувствует эмоции, которые исходят от взрослого. Если мама спокойна и довольна, то и малышу тоже комфортно. Если мама злится, раздражается, ругается, малыш сразу реагирует протестующим плачем.

В конце первого месяца к мимике прибавляется и «речь» ребенка. Те дети, с которыми взрослые много общаются, в ответ гулят, издают различные пищащие и фыркающие звуки. Те же, кто более активный могут тянуться к маме ручками, ножками, выгибают спинку, приподнимают попку. Эти действия еще не осознанны, но они хорошо тренируют мышечный аппарат малыша.

Свое эмоциональное состояние новорожденный показывает плачем или улыбкой. Если малыш плачет, то он чем-то недоволен или испуган, чувствует дискомфорт или боль, холод или жару. Если же малыш в первые недели жизни улыбается, то он всем доволен. Ребенок сначала улыбается непроизвольно, только во сне. Уже позже он может улыбаться и после кормления, и во время купания.

А вот уже в конце первого месяца ребенок улыбается, когда хочет показать другому человеку свое расположение. Чуть позже у здорового малыша можно наблюдать так называемый «комплекс оживления»: бурная эмоциональная реакция ребенка на обращение к нему взрослого.

Ребенку 1 месяц: что же происходит с новорожденным ребенком в первый месяц его жизни?

Вот и наступил тот счастливый день, которого вы так ждали на протяжении долгих девяти месяцев – день рождения вашего малыша. Он появился на свет и принес с собой огромное счастье, а также множество вопросов. Как развивается ребенок в первый месяц жизни? Как правильно за ним ухаживать? Все ли с ним хорошо? Как понять, чего он хочет? Ответов может быть множество. Но каждая мама знает, что самый главный помощник – это ее интуиция. И, конечно же, не стоит пренебрегать помощью специалистов.

Ребенок в первые четыре недели жизни (двадцать восемь дней) считается новорожденным. Его организм в этот период очень уязвим, и ему необходимо особое внимание со стороны родителей. Фактически все это время он только спит и ест. И это неудивительно, ведь в этот период малыш пытается адаптироваться к новым условиям жизни, вне маминого родного животика. Там он был полностью защищен от окружающей среды, а сейчас ему нужно привыкать к новому способу дыхания, питания, кровообращения, к новым, более резким, ощущениям со стороны органов чувств. И главное, в чем сейчас нуждается ребенок – тепло, телесный контакт с мамой и ее молоко.

Физически новорожденный развивается очень быстро. Но, кроме того, он уже сейчас имеет свой индивидуальный характер! Он не похож ни на кого вокруг. И этому есть научное обоснование – согласно исследованиям, реакции малышей на разные раздражители могут быть совершенно разными. Также различаются их уровень двигательной активности, интенсивность эмоций, ритмичность циклов. Оценив эти и ряд подобных показателей, специалисты могут достаточно точно предсказать, как ребенок поведет себя в будущем: будет ли он оптимистичным и общительным или импульсивным и взрывчатым. Но не все зависит только от новорожденного. Важную роль, конечно же, играют его родители, которые тоже могут быть разными – терпеливыми и любящими, способными окружить ребенка теплом и нежностью, или излишне опекающими, или чересчур требовательными и строгими.

Конечно, мама и папа вправе сами выбирать, как им развивать и воспитывать своего малыша. Но помните, что именно в этот, самый первый и трогательный месяц жизни крохи, он больше всего на свете хочет родительской любви!



По мнению психологов, при рождении каждый малыш проходит кризис новорожденности – своеобразный промежуточный этап между внутриутробным образом его жизни и внеутробным. Ребенок до такой степени беспомощен, что, если бы рядом не было взрослого человека, он бы погиб в первые часы после рождения.

Также психоаналитики утверждают, что рождение – это первая и очень сильная травма, которую переживает малыш. Эта травма влияет на всю его дальнейшую жизнь. Например, Станислав Гроф утверждал, что от процесса рождения человека прямо зависят его характер, особенности поведения, свойства как личности. Он выделил четыре стадии родов – схватки, прохождение родовых путей, непосредственно роды и первый контакт с мамой. От того, насколько успешно малыш прошел каждую из этих стадий, будет далее зависеть личность взрослого человека.

Но наша цель сейчас — не гадать, каким же станет ваш малыш в будущем, а просто понять, как непросто ему пришлось. И как важно ему чувствовать, что его ждут и любят.


Первые часы



Итак, малыш родился на свет. На момент рождения его вес обычно колеблется в пределах от 2800 г до 4500 г. Длина его тела – от 48 до 56 см.

В течение первой минуты после рождения ребенка акушерка перерезает пуповину. После этого прекращается кровообращение по сосудам пуповины, что способствует увеличению концентрации углекислого газа в крови. Новорожденный делает свой первый вдох. Скорее всего, именно сейчас он сообщит о своем рождении громким криком.

В момент рождения кожа ребенка обычно ярко-розовая с легким синеватым оттенком. Это связано с тем, что последние несколько минут родов малыш испытывал определенное кислородное голодание. Такая синюшность проходит очень быстро – в течение нескольких минут.

Кожа ребенка, который только что родился, влажная, покрытая первородной смазкой. Лицо отечно – ведь в процессе родов малыш поддавался механическому давлению.

Состояние новорожденного принято оценивать по шкале Апгар. Первая оценка проводится через минуту после рождения, вторая – через 10 минут. Оцениваются такие показатели, как дыхание, частота биения сердца, мышечный тонус, цвет кожи и рефлексы. Если признак выражен хорошо, он получает оценку в 2 балла, недостаточно – в 1 балл, отсутствует – в 0 баллов. Все эти оценки суммируют.

Первая оценка говорит о состоянии малыша в момент рождения, вторая – о его адаптационных способностях. Обычно вторая оценка всегда выше первой на 1-3 балла.

Очень ответственными являются первые два часа жизни ребенка. Ведь ему нужно приспособиться к совершенно новым условиям жизни. На него обрушивается огромный поток информации. Яркий свет буквально ослепляет, заставляя жмуриться. Появляется большое количество самых разных звуков. За счет испарения влаги с поверхности кожи температура тела понижается, что может вызвать холодовой шок. Поэтому малыша сразу согревают, укутывая в теплые пеленки.

К тому же, добавляются новые для ребенка тактильные ощущения. Все это вызывает у малыша определенные реакции. Обычно он сначала громко и долго кричит, а потом засыпает на несколько часов.

В первые минуты жизни принято класть новорожденного на живот матери. Также в первые два часа необходимо приложить его к материнской груди. Таким образом в организм малыша поступают первые капли молозива, которые содержат иммуноглобулины, призванные защищать дитя от инфекций.

Первые дни



Раньше в роддомах было принято забирать ребенка у мамы сразу после родов, и приносить только на время кормлений. Сейчас же, если роды прошли нормально, в основном всегда малыша помещают с мамой в одну палату. Конечно, это правильно, ведь так было задумано мудрой природой.

Мама, толком не успев прийти в себя, начинает получать поздравления от родственников и друзей. Все с нетерпением ожидают выписки, готовят приданное, подарки, погремушки. Но именно эти первые дни, проведенные в роддоме, являются для мамы и ребенка хоть и непростыми, но относительно спокойными. У мамы есть время любоваться своим чудом наедине с ним, учиться понимать его. К тому же, можно всегда попросить помощи или совета у медперсонала.

Сейчас самое главное, что может сделать мама – это создать для своего чада спокойную доброжелательную обстановку. Ведь ему необходимо восстановить потраченные силы, приспособиться к новым условиям жизни. А для этого нужен покой.

Специалисты говорят, что для того, чтобы «прийти в чувства», малышу надо около месяца. Не правда ли, это созвучно с приметой о том, что до месяца ребенка не нужно никому показывать?

Что же происходит? По общепринятому мнению, новорожденный все время спит. Но это не совсем так. Малыш находится в полусонном состоянии, между бодрствованием и сном. Но при этом он чувствует, что происходит вокруг него.

Ребенок может часами лежать у мамы на руках, не выпуская грудь изо рта. По мнению ученых, причина не только в том, что он хочет есть. Малыш прикладывается к груди и когда ему обидно, страшно, грустно. Именно сейчас у него закладывается базовое доверие к миру. Крича, грудничок дает понять, что нуждается в подтверждении своей защищенности. Ведь он может сомневаться в надежности этого мира, его стабильности, собственной значимости в нем. И кто, как не мама, может разрешить эти сомнения?



Мы уже говорили о том, что малыш приходит в жизнь абсолютно беспомощным, и способен выжить благодаря помощи взрослых. Но также природой заложено в помощь ему целый набор безусловных рефлексов. Часть из них по истечению какого-то времени проходят, часть – остаются навсегда.

Основные рефлексы ребенка в первый месяц жизни:

  1. Хватательный – если вложить палец в ладошку малыша, он рефлекторно захватит его и будет удерживать.
  2. Сосательный – ребенок будет воспроизводить посасывающие движения губами, если возле его рта провести соской или пальцем.
  3. Поисковый – грудничок повернется в ту сторону, с которой вы коснетесь его щечки.
  4. Рефлекс Бабкина – ребенок наклонит голову и откроет рот, если ему надавить на возвышение большого пальца со стороны ладошки. Обычно этот рефлекс уходит в 4-5 месяцев.
  5. Рефлекс Мора – если прозвучит громкий звук рядом, малыш резко раскинет или сведет ручки и ножки.
  6. Рефлекс Бабинского – если провести пальцем по наружной стороне стопы от пятки к мизинцу, у ребеночка растопыриваются пальчики. При этом ножка сгибается в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.
  7. Рефлекс опоры – если поставить ребенка на ровную твердую поверхность, поддерживая его в районе подмышек, он полной стопой будет упираться в поверхность, разгибая ножку.
  8. Плавательный рефлекс – если положить малыша на живот, он будет имитировать плавательные движения.
  9. Рефлекс ползания Бауэра – если ребенку, лежащему на животе, создать опору для стоп, он будет рефлекторно выполнять движения ползания.
  10. Рефлекс ходьбы – если держать малыша под ручками так, чтобы он касался поверхности, он будет подражать ходьбе.


В 2-3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3-4 недели – сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности – комплекс оживления. Он оповещает, что кризис закончился, и ему на смену наступает период младенчества.

– это эмоционально-положительная реакция, сопровождающаяся звуками и движениями. По сути, это первое проявление потребности малыша в общении.

Комплекс оживления складывается из таких составляющих: осмысленная улыбка при виде маминого лица, общее двигательное возбуждение (бурные реакции), гуление – первые звуки, издаваемые малышом.

Ребенок достигает веса, с которым он родился, умеет сосредотачивать зрение и слух. Все это является признаками окончания кризиса новорожденности.

Если же у малыша были какие-то неврологические проблемы, комплекс оживления появляется чуть позже обычного.



В первый месяц характерными являются такие состояния психики:

  • Спокойное бодрствование – ребенок смотрит открытыми глазами, ясный взгляд. Руки и ноги спокойно лежат. Внимание сосредотачивается на том, что дитя видит перед собой. Такое состояние наиболее подходит для обучения и общения.
  • Активное бодрствование – движения становятся более активными, внимание сосредоточено на себе, своих действиях.
  • Дремота – веки начинают смыкаться, внимание почти отсутствует. Это состояние переходит или в сон, или в пробуждение.
  • Поверхностный сон – малыш спит, но у него дергаются лицо, ручки и ножки. Дыхание неровное.
  • Глубокий сон – дитя расслаблено, лицо без выражения, ножки и ручки лежат свободно, дыхание спокойное и ровное.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш в первый месяц жизни? Итак, он:

  • различает звуки;
  • фиксирует взгляд на лице склонившегося над ним человека;
  • узнает мамин запах, голос, прикосновения рук;
  • двигается и издает звуки в такт речи «собеседника»;
  • различает желтый, черный, красный и белый цвета, линии и клетку;
  • фокусирует взгляд на предмете и при его плавном перемещении;
  • пытается поднять и удержать голову, лежа на животе.


Главное, что нужно новорожденному – тепло, покой и безопасность. Все это ему обеспечивает мама, находясь с ним рядом, ласково с ним разговаривая, прижимая нежно к груди.

Где-то на третьей неделе на базе безусловных рефлексов у малыша начинается формирование условных. Это свидетельствует о том, что ребенок «готов к обучению». Конечно, читать и писать ему еще пока рано. Но вот определенные навыки поведения сформируются достаточно быстро.

Итак, если вы хотите помочь малышу в его развитии, воспользуйтесь простыми советами:

  • когда малыш не спит, контактируйте с ним взглядом, разговаривайте с ним на равных;
  • если в процессе общения вы задействуете активную мимику, вскоре малыш станет ее повторять, как бы отвечая вам. Это связано с его новой возможностью – копированием. Также точно он считывает и эмоции мамы. Поэтому, чтобы малышу было комфортно, в первую очередь должна быть довольной и спокойной мама;
  • не бойтесь избаловать своего малыша, отзываясь на все его желания и потребности. Это поможет вашему ребенку вырасти сильным, добрым, уверенным в себе;
  • обратите внимание на физиологическое развитие ребенка. Распределите время бодрствования так, чтобы хватило и на массаж, и на зарядку, и на водные процедуры. Полезным будет также поддержание рефлексов ползания, хождения, о которых мы говорили раньше;
  • для развития слуха необходимо, кроме обязательных разговоров с малышом, давать ему слушать музыку. Очень полезной является классика: Вивальди, Моцарт, Гайдн. Можно просто тихо включить этих композиторов, когда малыш бодрствует, или оставить ее и на время сна;
  • чтобы малыш не боялся воды, надо опускать его в воду очень аккуратно. Прекрасно, если в первые дни вы сможете купаться вместе – присутствие мамы уберет все отрицательные эмоции. При этом положите малыша спинкой на вашу грудь, затылком он обопрется на ваше плечо, а левой рукой нужно поддержать его под животик. Правая рука в это время может показывать малышу игрушки. Интересным будет также купание вместе с папой – из его коленей и ног могут получиться чудесные горки для малыша! Главное условие – правильно и аккуратно держите свое чадо;
  • во избежание в будущем проблем с вестибулярным аппаратом, полезно плавание на спине, когда ребенок немного покачивается у вас на руках;
  • для развития зрения можно использовать яркую игрушку. Для этого надо поместить ее в поле зрения малыша на расстоянии 70 см. Когда его взгляд задержится на игрушке, покачивайте ее влево и вправо на 5-7 см примерно 2 раза в секунду. В дальнейшем можно перемещать игрушку вверх-вниз, вправо-влево, приближая к ребенку на 30 см и отдаляя на расстояние вытянутой руки. Делайте это 1-2 раза в день по 1-2 минуты.

И помните, что дети развиваются с разной скоростью. Это в большей степени предопределено природой. Результаты исследований доказали, что фактически невозможно ускорить у младенца его личный темп общего развития, но его можно замедлить отсутствием необходимых условий для нормального развития, внешних стимулов, плохими питанием и заботой о здоровье, а также недостаточностью внимания и любви со стороны родителей.



Поэтому любите своего малыша, носите его на руках, говорите с ним, и будьте счастливы!




Top