Произведения классической русской литературы. Тасс информационное агентство

Метод художественный, или творческий, - одно из важнейших понятий литературоведения. Он определяет наиболее общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм, романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению действительности.

Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Мора «Утопия».

Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Метод художественный складывается в определенных исторических условиях - писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего сюжета. Стиль писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с методом художественным, которого придерживается писатель.

Многообразие исторической жизни общества порождает и многообразие проявлений метода художественного, поэтому в одно и то же время могут существовать и различные методы художественные в зависимости от взгляда художника на задачи искусства.

Реалистическим художественным методам свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и обращение к условным формам, например в сатире) , в романтических резче сказывается субъективная позиция художника, придающая изображению более условный характер. Сравним с этой точки зрения две картины: Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» и В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Обе они связаны с реальными историческими событиями, рисуют прежде всего массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под впечатлением событий июльской революции 1830 г. в Париже. Суриков изображает эпизод далекого прошлого - финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 г. Для Делакруа главным является стремление передать свое отношение к происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими смысл событий. В центре картины - полуобнаженная женская фигура со знаменем, один из цветов которого - красный - особенно контрастирует с темным фоном, где угадывается движение толпы. Крупный план на картине представлен двумя бойцами с оружием, мальчиком, стоящим рядом с женщиной, телами раненых и убитых. На заднем плане - отблески пожара, сквозь который видны выступы домов. Подчеркнуто-условный образ главной героини - женщины, под которой подразумевается сама Свобода, яркие контрасты в изображении движущейся массы людей, их страстного порыва вперед - все это отражает энтузиазм художника, ищущего исключительные обстоятельства и исключительных героев, чтобы передать пафос восстания и тем самым выразить свое отношение к миру.

В центре внимания Сурикова - народная трагедия. На Красной площади, на фоне возвышающегося в центре храма Василия Блаженного, - толпа, при этом каждый человек, а их около пятидесяти, показан как индивидуальность, у каждого свой характер, свое выражение. Справа высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем плане - гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре - рыдающая женщина с ребенком, в лаптях - стрельчиха, оплакивающая мужа, которого ведут на казнь. Здесь говорит о себе каждая деталь, здесь нет мелочей, которые бы не означали главного: речь идет о трагедии народа на крутом повороте истории. В этом основная историческая мысль художника. В. И. Ленин говорил, что Петр I не останавливался и перед «варварскими средствами борьбы против варварства». Вот этот противоречивый момент русской истории и раскрыт в картине с глубокой скорбью и сочувствием к народу.

В первой картине народ изображен романтиком, во второй - реалистом. Оба художника на стороне народа, но их картины различны по своему художественному методу.

Можно привести другой пример, когда два писателя изображают одно и то же событие, но разными методами. Так, например, знаменитая битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго «Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».

Великий исторический переворот, связанный с Октябрьской революцией (включая и период её исторической подготовки), естественно, создал новые условия для развития мирового искусства, и в частности литературы, и тем самым для формирования нового художественного метода - метода социалистического реализма.

Изучение художественного метода имеет большое значение для понимания закономерностей развития искусства и литературы и роли, которую играет в этом развитии индивидуальное творчество писателя. В критике существует ряд понятий, не расходящихся с понятием художественного метода: направление, течение, стиль, литературная школа, литературная группа. Все они в конечном счете имеют в виду общность существенных особенностей в творчестве ряда писателей (иногда в ряде стран), складывающихся в ходе литературного развития в принципе на основе того или иного сходства социальных, идейных и прочих позиций писателей. Точное разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В данном словаре мы говорим об общем понятии художественного метода, о направлениях и течениях как его конкретных историко-литературных проявлениях, о школах и группах как наиболее частных его формах.

Творческий метод соответствует познавательно-оценочной деятельности (стороне искусства).

Творческий метод – этосистема основных принципов художественного познания/освоения/оценки действительности. Принципы вырабатываются под влиянием авторской концепции мира и человека, которая, в свою очередь, вырабатывается подвлиянием той или иной эпохи.

Методы бывают продуктивными (образующими художественную систему), например романтизм, и непродуктивными (образующими лишь одно литературное направление), например сентиментализм .

Категория творческого метода связана с понятием направления.Метод складывается именно в рамках направления.Направление – этоисторико-литературное явление, оно локально(есть определенные временные рамки, стадии развития (появление, расцвет, угасание)). А метод может выработаться и продолжать существовать и после спада направления.Он универсален. Например:романтический метод характерен для раннего периода творчества многих писателей(могут использоваться отдельные элементы, принципы метода).

Три основных творческих метода –классицистический, романтический и реалистический.

Общие принципы:

1) П. творческого претворения . Характеризуютсяотношения между эстетически осваиваемой действительностью и тем, как она воссоздается в художественном произведении(т.е. между первичной и вторичной реальностью). Проявления: степень правдоподобия и фантастики. (реалистический метод : максимальная степень правдоподобия,классицист. метод: максимальная степень условности (говорящие фамилии, доминантная черта характера));степень «саморазвития» худ. реальности, диктата автора над ней(реал. метод : высокая степень саморазвития, реальность может выйти из-под контроля автора;ром.: полный диктат и свободная воля автора, высокая степень самовыражения;классиц.: диктат автора, но не субъективность, не собственная мысль, а скорее идеология, гражданская позиция, которую выражает автор).

2) П. эстетической оценки .Характеризуются отношения между эстетическим идеалом и действительностью. Проявляется в тяготении эстетического идеала к одному из полюсов (к умозрительной нормативности либо к социально-исторической причинности).Классиц. : ведущей является нормативность;реал.: ведущая социально-историческая причинность, идеал рождается из самой жизни и не может быть выражен в одном персонаже; обычно воплощен в 2 почти противоположных образах;ром.: авторский идеал – образ главного героя.

3) П. художественного обобщения . Характеризуютсяотношения между образом и воплощенной в нем сущностью.Проявляется втипизации (воплощение характерных для действительности черт) либогенерализации (воплощение авторской идеи). Образ героя своего времени – типизация, ром. герой – генерализация.

Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

В контексте слово - это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство - это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

Не только в литературной, но и в устной, мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них - способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы - устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце - "колокольчик фарфоровый в желтом Китае" - Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово "метафора" означает в переводе с греческого "перенос". В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора - одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

Метонимия - это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит "переименование", то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: "Я две тарелки съел". Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха - это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает "соотнесение". Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части - целое, и наоборот. Например: "По сообщениям Москвы".

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной

В переводе с греческого этот термин означает "приложенное, приложение", то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон - это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение - троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: "точно", "как будто", "похоже", "словно". Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе - "преувеличение") - одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

Литота (в переводе - "простота") - противоположность гиперболе - чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого "рву мясо". Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает "притворство", "насмешка". Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор - одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее "настроение", "нрав". В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ "Хамелеон" А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово "гротеск" означает "затейливый", "причудливый". Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Господа Головлевы", "История одного города", сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск - популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех - рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, "Путешествие Гулливера").

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе "Господа Головлевы" образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур - фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности - парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи - что это такое?

Само слово "фигура" с латыни переводится как "внешний вид, очертание, образ". Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: вопросы, обращения.

Что такое "троп"?

"Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?" - спросите вы. Термином "троп" объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово "троп" означает "оборот". От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии "выразительность" для речи художественной - способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация - это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс - намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись - это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс - в переводе с французского означает "созвучие". Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация - от Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание - передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

Наверняка многие считают, что классические произведения по своему определению - длинные, скучные, имеют многолетний срок давности написания, а потому не всегда понятны для современного читателя. Это распространённая ошибка. Ведь на самом деле классика это всё то, что не подвластно времени. Темы, раскрывающиеся в таких произведениях актуальны для любого века. И написал бы автор 19 века такую книгу сейчас, она бы снова стала бестселлером. Вашему вниманию предоставляются лучшие классические . Они покоряли миллионы читателей. И даже те, которые утверждают, что недовольны творением автора, поверьте, не остались равнодушными.

1.
Роман состоит из двух разных, но переплетающихся между собой частей. Время действия первой – современная Москва, второй – древний Иерусалим. Каждая часть наполнена событиями и персонажами – историческими, вымышленными, а также страшными и удивительными существами.

2. $
Какие силы движут народом? Они являются результатом действий отдельных личностей – царей, полководцев – или такого чувства, как патриотизм, или же есть третья сила, которая и определяет направление истории. Ответ на этот вопрос мучительно ищут главные герои.

3. $
В основу романа лег опыт, который Достоевский получил на каторге. Студент Раскольников, несколько месяцев прозябавший в нищете, убежден, что гуманная цель оправдает самый ужасный поступок, даже убийство жадной и никому не нужной старухи-процентщицы.

4.
Роман, который опередил свое время и вышел задолго до появления такого культурного явления, как постмодернизм. Главные герои произведения – 4 сына, рожденные от разных матерей, – символизируют собой те неуемные стихии, которые могут привести к гибели России.

5.
Остаться ли с мужем, который всегда был равнодушен к ее внутреннему миру и никогда не любил ее, или же отдаться всем сердцем тому, кто заставил почувствовать ее счастливой? На протяжении всего романа таким выбором мучается героиня – молодая аристократка Анна.

6.
Бедный молодой князь возвращается на поезде домой, в Россию. В пути он знакомится с сыном одного из богатых купцов, который одержим страстью к одной девушке, содержанке. В столичном обществе, зацикленном на деньгах, власти и манипуляциях, князь оказывается чужаком.

7. $
Несмотря на название, само произведение никак не связано с мистикой, которая в основном присуща творчеству этого писателя. В традициях «сурового» реализма описана жизнь помещиков в русской провинции, куда приезжает бывший чиновник, чтобы провернуть свою аферу.

8. $
Молодой петербургский повеса, пресытившись любовными и светскими развлечениями, уезжает в деревню, где завязывается дружба с одним поэтом, который влюблен в одну из дочерей местного дворянина. Вторая же дочь влюбляется в повесу, но он не отвечает на ее чувства.

9.
Знаменитый московский хирург решает провести в своей большой квартире, где и принимает пациентов, очень рискованный эксперимент на бездомной собаке. В результате животное начало превращаться в человека. Но вместе с этим он приобрел и все людские пороки.

10. $
В губернский городок приезжают люди, которые, казалось бы, ничем не могут быть связаны. Но они знакомы друг с другом, так как состоят в одной революционной организации. Их цель – устроить политический бунт. Все идет по плану, но один революционер решает выйти из игры.

11. $
Культовое произведение XIX века. В центре повествования – студент, который не приемлет традиционную общественную мораль и выступает против всего старого, непрогрессивного. Для него представляет цену только научное знание, которое может объяснить все. Кроме любви.

12.
По профессии он был врачом, по призванию – писателем, чей талант полностью раскрылся при создании коротких юмористических рассказов. Они быстро стали классикой во всем мире. В них доступным языком – языком юмора – раскрываются человеческие пороки.

13.
Это произведение стоит в одном ряду с гоголевской поэмой. В нем так же главным героем выступает молодой авантюрист, который готов наобещать всем того, чего в принципе невозможно сделать. А все ради клада, о котором знает еще несколько человек. И никто не собирается им делиться.

14. $
После трехлетней разлуки молодой Александр возвращается в дом своей возлюбленной Софьи, чтобы сделать ей предложение. Однако та отвечает ему отказом и говорит, что теперь любит другого. Отвергнутый влюбленный начинает винить в этом общество, в котором выросла Софья.

15.
Как должен поступить настоящий дворянин, если от него зависит жизнь молодой благородной девушки? Пожертвовать собой, но не уронить при этом чести. Этим и руководствует молодой офицер, когда на крепость, в которой он служит, нападает царь-самозванец.

16. $
Страшная нищета и безысходность душат старого жителя Кубы. В один день он, как обычно, уходит в море, не надеясь на большой улов. Но в этот раз на его крючок попадается крупная добыча, с которой рыбак борется несколько дней, не давая ей возможность уйти.

17.
Рагин самоотверженно служит в должности врача. Однако его рвение сходит на нет, он не видит смысла менять вокруг себя жизнь, потому что нельзя излечить то безумие, что царит вокруг. Доктор начинает ежедневно посещать палату, где содержатся душевнобольные.

18. $
Что губительнее – ничего не делать и только предаваться мечтам о том, как стоит жить, или же встать с дивана и начать реализовывать свои планы? Молодой и ленивый помещик Илья Ильич сначала занимал первую позицию, но после того, как влюбился, он очнулся от своего сонливого состояния.

19. $
Писать великолепные произведения можно не только о жизни большого города, но и о жизни маленького украинского хутора. Днем здесь действуют привычные всем порядки, а ночью власть переходит к сверхъестественным силам, которые могут и помочь и в то же время погубить.

20.
Талантливый хирург поселяется на незаконных основаниях в Париже, но при этом ему не мешают заниматься врачебной практикой. До переезда он жил в Германии, из которой бежал, но при этом дал погибнуть своей возлюбленной. На новом месте у него быстро завязывается другой роман.

21. $
Русский гувернер отправляется в путешествие вместе с семьей, в которой служит. При этом он тайно влюблен в девушку Полину. И чтобы та поняла все его благородство, он начинает играть в рулетку в надежде получить большие деньги. И это удается ему, но девушка не принимает выигрыш.

22.
Мир семейного уюта, благородства и настоящего патриотизма ломается под натиском социальной катастрофы в России. Бежавшие русские офицеры оседают в Украине и надеются, что здесь не подпадут под власть большевиков. Но однажды защита города слабеет, и враг идет в наступление.

23. $
Цикл небольших произведений, которые написаны в различной художественной манере. Здесь можно найти и романтичного дуэлянта, и сентиментальные истории о вечной любви, и суровую картину реальности, в которой правят деньги, а из-за них человек может лишиться самого важного.

24.
То, что в свое время не удалось Пушкину, получилось у Достоевского. Произведение полностью представляет собой переписку между небогатым чиновником и молодой девушкой, которая также имеет небольшой заработок. Но при этом герои не бедны душой.

25. $
Повесть о непобедимости и стойкости человека, который не хочет быть чьим-то верным солдатом. Ради свободы Хаджи-Мурат переходит на сторону императорских войск, но делает это для того, чтобы спасти не себя, а свою семью, которая находится в плену у врага.

26. $
В этих семи произведениях автор ведет нас по улочкам Петербурга, который был возведен с помощью силы и изобретательности на болотистой местности. Под его гармоничным фасадом скрываются обман и насилие. Жителей сбивает с толку сам город, давая им ложные мечты.

27.
Этот сборник небольших рассказов – первое крупное произведение, снискавшее автору признание. Оно основано на личных наблюдениях во время охоты в поместье своей матери, где Тургенев узнал о жестоком обращении с крестьянами и несправедливости российской системы.

28.
Главный герой – сын помещика, чье имущество конфисковал коррумпированный и коварный генерал. После смерти отца герой становится преступником. Для достижения конечной цели – мести – он прибегает к более хитрым средствам: он соблазняет дочь своего врага.

29.
Этот классический роман о войне написан от лица молодого немецкого солдата. Герою только 18 лет, и он, под напором своей семьи, друзей и общества, поступает на военную службу и отправляется на фронт. Там он становится свидетелем таких ужасов, о которых никому не смеет рассказать.

30.
Озорной и энергичный Том наслаждается детскими шалостями и играми со своими друзьями. Однажды на городском кладбище он становится свидетелем убийства, которое совершает местный бродяга. Герой дает обет, что никогда не скажет об этом, и так начинается его путь во взрослую жизнь.

31.
Повесть о жалком петербургском чиновнике, у которого украли его дорогую шинель. Никто не хочет помочь ему вернуть вещь, от чего герой в итоге серьезно заболевает. Еще при жизни автора критики достойно оценили произведение, из которого родился весь русский реализм.

32.
Роман находится в одном ряду с другим произведением автора – «Зов предков». Большая часть «Белого Клыка» также написана с точки зрения собаки, чье имя вынесено в заглавии. Это позволяет автору показать, как животные видят свой мир и как видят человека.

33. $
Роман рассказывает историю 19-летнего Аркадия – незаконнорожденного сына помещика и горничной, – о том, как он изо всех сил хочет исправить свое положение и «стать Ротшильдом», несмотря на то, что Россия по-прежнему привязана к своей старой системе ценностей.

34. $
Роман о том, как герой, который очень сломлен и разочарован из-за неудачного брака, возвращается в свое поместье и находится свою любовь снова – только для того, чтобы потерять ее. Это отражает главную тему: человеку не суждено испытать счастья, кроме как чего-то эфемерного.

35. $
Мрачная и увлекательная повесть рассказывает о борьбе нерешительного, отчужденного героя в мире относительных ценностей. В новаторское произведение введены моральные, религиозные, политические и социальные темы, которые доминируют в поздних шедеврах автора.

36. $
Повествователь прибывает в Севастополь, находящийся в осаде, и делает подробный осмотр города. В итоге читатель имеет возможность изучить все особенности военного быта. Мы попадает на перевязочный пункт, где царит ужас, и на самый опасный бастион.

37. $
Произведение частично основано на жизненном опыте автора, который принимал участие в войне на Кавказе. Дворянин, разочарованный в своей привилегированной жизни, поступает на службу в армию, чтобы убежать от поверхностности повседневной жизни. Герой в поисках полной жизни. 38. $
Первый социальный роман автора, который отчасти является художественным вступительным словом для тех, кто относился к предшествующей эпохе, но жил во времена, когда начались политические и социальные движения. Об этой эпохе уже забыли, но о ней стоит помнить.

39. $
Одно из величайших и успешных драматических произведений. Русская аристократка и ее семья возвращаются в свое имение, чтобы проследить за тем, как идут публичные торги, на которых выставлен их дом и огромный сад за долги. Старые хозяева проигрывают в борьбе новым веяниям жизни.

40. $
Герой по обвинению в убийстве жены был приговорен к казни, но впоследствии сослан на сибирскую каторгу на 10 лет. Жизнь в тюрьме для него тяжела – он интеллигент и испытывает на себе злобу других заключенных. Постепенно он преодолевает отвращение и переживает духовное пробуждение.

41. $
Накануне своей свадьбы молодой аристократ узнает, что у его невесты был роман с царем. Это был удар по его самолюбию, поэтому он отрекается от всего мирского и постригается в монахи. Так проходят долгие годы смирения и сомнений. Пока он не решается стать отшельником.

42.
В руки редактора попадает рукопись, в которой рассказывается о молодом и развратном человеке, работавшем судебным следователем. Он становится одним из «углов» в любовном треугольнике, в котором замешана супружеская пара. Исходом истории становится убийство жены.

43.
Произведение, запрещенное вплоть до 1988 года, в котором через судьбу одного военного врача рассказывается история народа, гибнувшего в смуте революции. От всеобщего безумия герой, вместе с семьей, бежит вглубь страны, где встречается та, которую он не захочет отпустить.

44.
Главный герой, как и все его друзья, – ветеран войны. В душе он поэт, но работает у друга, который держит маленькую контору по производству надгробных плит. Этих денег мало, и он получает дополнительный заработок, давая частные уроки и играя на органе в местной психбольнице.

45. $
На чужой войне Фредерик влюбляется в медсестру и пытается соблазнить ее, после чего начинаются их отношения. Но однажды героя ранит осколком минометного снаряда, и его отправляют в миланский госпиталь. Там, вдали от войны, он исцеляется – и физически, и морально.

46. $
Во время завтрака цирюльник обнаруживает в своем хлебе человеческий нос. С ужасом он признает его за нос постоянного посетителя, который носит чин коллежского асессора. В свою очередь, пострадавший чиновник обнаруживает пропажу и подает в газету абсурдное объявление.

47.
Главный герой, мальчик, стремясь к независимости и свободе, сбегает от своего отца-алкоголика, инсценировав собственную смерть. И так начинается его путешествие по югу страны. Он знакомится с беглым рабом, и они вместе сплавляются вниз по реке Миссисипи.

48. $
Сюжет поэмы основан на тех событиях, которые действительно происходили в Петербурге в 1824 году. Политические, исторические и экзистенциальные вопросы, которые формулирует автор с ослепительной силой и лаконичностью, продолжают быть предметом споров у критиков.

49. $
Чтобы спасти свою возлюбленную, которую насильно унес злой колдун, воину Руслану придется отправиться в эпическое и опасное путешествие, столкнувшись с множеством фантастических и ужасных существ. Это драматичный и остроумный пересказ русского фольклора.

50. $
В самой знаменитой пьесе описывается семья аристократов, которые с трудом находят какой-либо смысл в своей жизни. Три сестры, а также их брат живут в глухой провинции, но они изо всех сил стремятся вернуться в изысканную Москву, где выросли. В пьесе запечатлен упадок «хозяев жизни».

51. $
Герой одержим всепоглощающей любовью к одной княгине, которая о его существовании вряд ли догадывается. Однажды светская дама получает на свой день рождения дорогой браслет. Муж находит тайного обожателя и просит его прекратить компрометировать порядочную женщину.

52. $
В этой классической литературной репрезентации азартных игр автор исследует характер навязчивой идеи. Тайные и потусторонние подсказки чередуются с историей пылкого Германа, который хочет сделать свое состояние за карточным столом. Секрет успеха известен одной старушке.

53. $
Москвич Гуров женат и имеет дочь и двух сыновей. При этом он не счастлив в семейной жизни и часто изменяет жене. Отдыхая в Ялте, он видит молодую даму, прогуливающуюся по набережной с ее маленькой собачкой, и постоянно ищет возможности с ней познакомиться.

54. $
Этот сборник – это в некотором роде кульминация той работы, которую он делал в течение всей жизни. Рассказы написаны накануне страшной мировой войны в контексте разрушающейся русской культуры. Действие каждого произведения концентрируется на любовной тематике.

55. $
История рассказывается с точки зрения анонимного рассказчика, который вспоминает свою юность, в частности пребывание в небольшом городке к западу от Рейна. Критики считают героя классическим «лишним человеком» – нерешительным и не определившим своего места в жизни.

56. $
Четыре лаконичные пьесы, позже известные как «Маленькие трагедии», были написаны в момент подъема творческих сил, и их влияние трудно переоценить. Являясь авторским переложением пьес западноевропейских авторов, «Трагедии» предлагают читателям актуальные проблемы.

57. $
Эта история происходит в Европе, в гедонистическом обществе во времена «бурных двадцатых». Богатая девушка, страдающая шизофренией, влюбляется в своего психиатра. В итоге разворачивается целая сага о проблемных браках, любовных похождениях, дуэлях и инцесте.

58. $
Некоторые ученые выделяют в творчестве этого автора три поэмы, в которых воплощена одна оригинальная идея. Одна из них – конечно же, «Мцыри». Главный герой – 17-летний монах, который в детстве был насильно увезен из своего аула, и однажды он совершает побег.

59. $
Совершенно молодая дворняжка убегает от своего постоянного хозяина и находит себе нового. Им оказывается артист, который выступает в цирке с номерами, в которых участвуют животные. Поэтому для смышленой собачонки тут же придумывается свой отдельный номер.

60. $
В этой повести среди многих ее тем, таких как европеизированное русское общество, прелюбодеяние и провинциальная жизнь, на первый план выступает тема женщины, а вернее, планирование убийства женщиной. В названии произведения есть отсылка к шекспировской пьесе.

61. Лев Толстой - Фальшивый купон
Школьник Митя отчаянно нуждается в деньгах – ему нужно вернуть долг. Подавленный этой ситуацией, он следует злому совету своего друга, который показал ему, как поменять номинал банкноты. Этот поступок рождает цепь событий, которые влияют на жизнь десятков других людей.

62.
Самое выдающееся произведение Пруста, которое известно своей протяженностью и темой непроизвольных воспоминаний. Роман начал формироваться еще в 1909 году. Автор продолжал работать над ним вплоть до своей последней болезни, которая заставила прекратить работу.

63. $
Объемная поэма рассказывает историю семи крестьян, которые вознамерились спросить различные группы деревенского населения, счастливы ли они. Но, куда бы они ни пришли, им всегда давали неудовлетворительный ответ. Из задуманных 7–8 частей, автор написал только половину.

64. $
История о печальной жизни молодой девушки, которая жила в крайней бедности и в один миг стала сиротой, но ее удочеряет богатая семья. Когда она знакомится со своей новой сводной сестрой, Катей, она мгновенно влюбляется в нее, и обе вскоре становятся неразлучными.

65. $
Главный герой – классический герой Хемингуэя: жестокий парень, подпольный торговец спиртным, провозящий контрабандой оружие и перевозящий людей с Кубы на острова Флорида-Кис. Он рискует жизнью, уворачивается от пуль береговой охраны и умудряется ее перехитрить.

66. $
Во время поездки на поезде, один из пассажиров подслушивает идущий в купе разговор. Когда одна женщина утверждает, что брак должен основываться на истинной любви, он спрашивает ее: что такое любовь? По его мнению, любовь быстро перерастает в ненависть, и рассказывает свою историю.

67. Лев Толстой - Записки маркёра
Рассказчиком выступает простой маркёр, человек, который ведет счет и расставляет шары на бильярдном столе. Если игра удается славная и игроки попадаются не скупые, то ему перепадает хорошее вознаграждение. Но однажды в клубе появляется очень азартный молодой человек.

68. $
Главный герой ищет в Полесье покоя, который должен взбодрить его. Но в итоге получает одну невыносимую скуку. Но однажды, сбившись с пути, он набредает на хижину, где его ждут старушка и ее красавица внучка. После такой волшебной встречи, герой становится здесь частым гостем.

69. $
В центре внимания – дворник высокого роста и мощного телосложения. Он влюбляется в молодую прачку и хочет взять ее в жены. Но барыня решает по-другому: девушка достается вечно пьяному башмачнику. Свое утешение герой находит в заботе о маленькой собачке.

70. $
Однажды вечером три сестры делились друг с другом своими мечтами: что бы они сделали, если бы стали женами царя. Но мольбы только третьей сестры были услышаны – ее замуж берет царь Салтан и велит к определенному сроку родить наследника. Но завистливые сестры начинают пакостить.




Top