Как научить ребенка ходить: секреты быстрого обучения. Нужно ли учить ребенка ходить «за ручки»?

Первые шаги ребенка – долгожданное событие в жизни родителей. Точно сказать, во сколько месяцев и когда ребенок начинает ходить, нельзя. Ведь все дети с разным индивидуальным развитием и характером. Родители же могут подготовить малыша к этому процессу и в дальнейшем научить грудничка ходить. В этой статье мы рассмотрим, во сколько месяцев дети начинают делать первые шаги. Узнаем, как научить ребенка ходить самостоятельно.

Когда ребенок начинает ходить

Возраст, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, варьируется в пределах 9-18 месяцев. Отклонения от показателей еще не означает, что у грудничка аномалии в развитии. Особенности развития каждого малыша приводят к тому, что одни дети начинают ходить чуть раньше, другие – чуть позже.

Ползание и перевороты – первоначальный этап, который поможет малышу освоить хождение. Эти стадии ни в коем случае нельзя пропускать, так как в этот период крепнут мышцы позвоночника, рук и ног. Ползание на животе и на четвереньках подготавливает детей к вертикальному хождению, формирует и укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию и чувство пространства.

В период ползания на четвереньках ребенок пытается самостоятельно вставать. К полугоду он уже самостоятельно сидит, переворачивается со спины на живот и обратно. Затем он совершает пробные шаги, держась при этом за руку или опору (кровать, стул, движущуюся игрушку и пр.). И только потом он начинает пытаться ходить сам.

Когда бить тревогу

Родители радуются, когда ребенок начинает ходить рано. Но это не всегда приносит пользу. В раннем возрасте мышцы спины, позвоночника и ног пока не достаточно крепки, чтобы выдержать нагрузку при ходьбе. В результате ранняя ходьба нарушает формирование мышц и костей ног, приводит к искривлению позвоночника, неправильной осанке и постановке стоп.

Не заставляйте ребенка учиться ходить насильно, особенно если он еще не умеет самостоятельно вставать на ножки!

Часто встречаются случаи, когда малыши никак не ходят ходить и делают первые шаги достаточно поздно. Это объясняется тем, что мышцы младенца еще не готовы к прямому хождению. Также дети поздно идут при ослабленном иммунитете, когда они часто болеют или перенесли травму при рождении.


На то, во сколько ребенок пойдет, влияют не только физические данные. Большое значение играет психическое развитие и генетическая предрасположенность, характер и темперамент. Спокойные дети могут начинать ходить позже, а подвижные и шустрые малыши – пораньше. Волноваться нужно, если кроха так и не начал ходить после 1,5 лет. При этом вы отмечаете у ребенка вялость, слабость и быструю утомляемость.

Если младенец бодрый и весело ползает, но пока не ходит, не переживайте! Просто он еще не готов к вертикальному хождению. Можно обратиться к педиатру, и он подскажет, какие занятия проводить с грудничком, чтобы тот быстрее пошел. Давайте рассмотрим, как научить ребенка ходить самостоятельно.

Как помочь ребенку пойти быстрее

Каждый день проводите небольшой массаж грудничка с использованием легких и плавных движений.Процедура заключается в укреплении и расслаблении мышц, при которой используют растирание и поглаживание стоп и голеней ребенка. После 4-5 месяце включают постукивание. В процессе будьте аккуратны, не царапайте кожу и не надавливайте сильно на тело!


Гимнастика и зарядка – основа крепкого иммунитета и нормального развития грудничка. Эффективно помогают подпрыгивания на коленях у взрослого, упражнения на фитболе (большом мяче). Положите малыша на мяч животиком вниз и слега придерживают за подмышки. При покачивании ребенок научится выгибать спинку и напрягать нужные мышцы. Кроме того, делают упражнения на сгибание и разгибание коленей, потягивания за ручки и ножки.

Первая обувь для грудничка

Для безопасности и комфорта ребенка важно правильно выбрать детскую обувь. Выбирайте просторную обувь, которая не давит. После примерки осмотрите ножки малыша, на коже не должно быть раздражения и пятен. Важно, чтобы материал не вызывал аллергии . Берите сандалии или ботиночки из натуральных материалов. Они редко вызывают аллергическую реакцию и дают коже малыша “дышать”.

Первая обувь должна быть с гибкой тонкой подошвой, иначе кроха станет спотыкаться. Маленький устойчивый каблучок и высокая пятка предотвратит заваливания назад, гибкий ступинатор сформирует правильный свод стопы, а твердая задняя часть не даст ботиночкам или сандалиям свалиться с ноги. Выбирайте обувь с мягкими верхними частями, которые легко образуют складки.


Желательно, чтобы дома малыш ходил босиком. Это заколяет и укрепляет иммунитет. Конечно, при этом пол должен быть теплым, чистым и не скользким. Кроме того, на полу не должно быть мелких предметов и шнуров. Либо надевайте носочки.

Безопасность ребенка

В первое время дети стопы ставят параллельно друг к другу. Они еще не научились долго держать равновесие, поэтому часто падают. В этот период важно соблюдать меры безопасности! В этом случае нужно:

  • Закрывать батареи отопления;
  • Не оставлять розетки открытыми, используйте специальные заглушки;
  • Убирайте острые предметы, которые расположены в зоне досягаемости малышом;
  • Убирайте шнуры и провода с пола;
  • Задвигайте ящики;
  • Проверяйте мебель на устойчивость;
  • Прячьте острые углы при помощи специальных накладок;
  • При необходимости используйте блокираторы для дверей;
  • Следите за малышом, когда он пытается ходить, и не оставляйте его одного.

Когда ребенок начинает ходить, он может упасть плашмя назад или вперед. Это опасно, так как кроха не умеет выставлять ручки, которые бы смягчили удар. При таком падении грудничок может разбить нос или сильно удариться затылком! Но при этом не усугубляйте ситуацию. Не стоит бросаться с ужасом к малышу при каждом падении. Пусть ребенок учиться подниматься самостоятельно.

При попытках освоить первые шаги будьте рядом, приободряйте малыша, никогда не кричите и не повышайте голос, не сравнивайте малыша с другими! Удобная и практичная обувь, упражнения и игры, свобода в передвижениях и пространстве ускорят обучение, сделают процесс легким и интересным.

Как научить ребенка ходить самостоятельно? Пожалуй, стоит начать с мудрого решения: не торопить малыша и не тревожиться самим. Навык ходьбы - последняя и самая энергоемкая ступенька психомоторного развития ребенка первого года жизни. Окружите его заботой, обеспечьте правильный уход и безопасность, создайте условия для развития навыка - и все у крохи получится.

Грудничок за год проделывает невероятно сложный, уникальный путь развития - проходит всю эволюцию человечества. Из человека «лежащего» он постепенно превращается в человека «ползущего», «сидящего», «стоящего» и «прямоходящего». Двигательная активность малыша в течение года усовершенствуется. В итоге все изменения в его моторном развитии подчинены единой цели - встать на ноги и пойти. Когда ребенок начинает ходить, папа и мама впервые осознают: перед ними личность, полноценный и весьма любопытный член семьи. Именно с навыком ходьбы появляются дисциплинарные нотки в голосе родителей: «не ходи», «туда нельзя», «стой».

Как и когда ребенок начинает ходить

Во сколько начинают ходить дети? Диапазон нормы широкий: от 9 до 16 месяцев.

Обратите внимание на формирование ступней и степень кривизны ног малыша, который осваивает навык ходьбы. Грудничок может ставить носки врозь, сильно косолапить, ходить на цыпочках и т.д. Как только ребенок начал стоять, его обязательно надо показать ортопеду и неврологу. Врачи оценят состояние костно-мышечной и нервной систем, дадут рекомендации, в случае необходимости назначат лечебные процедуры - массаж, гимнастику, плавание.


Что может повлиять на запаздывание навыка

Если ребенок не ходит в год самостоятельно, при этом он не отстает в развитии, у него нет неврологических проблем, заболеваний опорно-двигательного аппарата, не стоит паниковать. Умение ходить в год - усредненный, символический срок. Что может повлиять на запаздывание навыка ходьбы?

Если есть сомнения и тревоги, не ищите совета на форумах. Лучше найти хорошего специалиста и получить консультацию профессионала.


Как помочь развить навык

Как правильно учить ребенка ходить? Для начала нужно убедиться, что он готов к этому процессу: регулярно встает с колен, стоит продолжительное время, пробует передвигаться, опираясь о предметы. Правильно учить - значит, создавать условия для развития этого навыка. Какими они должны быть?

Побеспокойтесь о безопасности. С момента, когда малыш начал перемещаться по дому, родители должны быть максимально бдительны. Уберите из поля зрения и доступности острые, тяжелые, горячие предметы, бытовую химию, средства по уходу за телом, лекарства и т.д. Поставьте защиту на углы и ящики шкафов, заглушки на розетки, провода спрячьте в короба - словом, приготовьтесь достойно встретить исследователя и путешественника.


Подготовка к самостоятельному передвижению: 7 полезных упражнений

Начинайте делать упражнения, если грудничок пытается подниматься с колен, стоять, делать первые шаги. Ребенок должен пойти в тот момент, когда захочет это сделать сам.

  1. На фитболе . Для детей от 6 до 9 месяцев. Усадите малыша на фитбол, развернув кроху спиной к себе. Держите малыша за бедра. Немного покачайте из стороны в сторону. Это упражнение поможет развить координацию и равновесие, необходимые для навыка ходьбы.
  2. Учимся стоять . Для детей от 9 месяцев. Выберите твердую поверхность, чтобы ребенку было легче отталкиваться ножками. Усадите кроху на корточки, развернув лицом вперед. Держите его в области грудной клетки. Приподнимайте его вверх, вынуждая подняться с корточек и выпрямить ножки. Можно выполнять это упражнение в виде игры - прыжков под ритмичную музыку или потешку. Если у малыша пока не получается становиться на ровные ноги, упражнение нужно отложить и вернуться к нему через какое-то время.
  3. Катание коляски . Для детей от 10 месяцев. Его можно выполнять тогда, когда малыш делает первые шаги с поддержкой за руки. Ребенок держится за ручку детской коляски, сзади его подстраховывает взрослый. Коляска медленно катится вперед, кроха следует за ней.
  4. Хождение с палками . Для детей от 10 месяцев. Можно выполнять при условии, что грудничок уверенно стоит. Вам понадобятся две палки длиной около метра. Грудничок держится за палки, ваши руки лежат на его ручках. Вместе вы переставляете палки и продвигаетесь вперед.
  5. Хождение внутри обруча . Для детей от 10 месяцев, которые стоят и делают несколько шагов самостоятельно. Запустите малыша в обруч. Перемещайте обруч так, чтобы ваши движения стимулировали кроху передвигаться внутри круга в разных направлениях.
  6. Погоня за игрушкой . Для детей от 9 месяцев. Можно выполнять тогда, когда малыш хорошо ползает и самостоятельно поднимается с колен при помощи опоры. Привлеките внимание грудничка игрушкой. Она должна «убежать» от него и сесть на кресле (стуле, кровати). Задача ребенка - проследовать за ней, добраться до нужного места, подняться с колен и достать игрушку. Это упражнение стимулирует малыша к самостоятельному вставанию на ноги.
  7. Ходьба с препятствиями . Можно выполнять тогда, когда грудничок ходит, держась за руку. Натяните в комнате веревку между мебелью. Она должна быть на доступном уровне, чтобы малыш с вашей поддержкой мог ее переступить. Постепенно поднимайте веревку до уровня колен ребенка.

Любая двигательная активность будет полезна ребенку. Если он не спешит вставать на ноги и перемещается в пространстве ползком - это надо только поощрять. Ползание укрепит его мышечный каркас, что со временем позволит уверенно переместиться в вертикальную плоскость.

Научить ребенка ходить невозможно. Учат ездить на велосипеде, кататься на коньках, плавать и т.п. Ходить, как и сидеть, ползать, приседать, наклоняться, стоять - это естественные физиологические навыки. Они регулируются не стремлением родителей, а работой мозга, готовностью нервной, мышечной, костной систем. Когда организм скажет «можно», тогда и начнется процесс.

Распечатать

Все дети, даже ровесники, развиваются по-разному: один малыш начнет ходить к 9-10 месяцу жизни, а другой – к году. Некоторые дети и в год с небольшим боятся отпустить мамину руку и пойти без поддержки. Как научить ребенка ходить?

Сегодня расскажу, как подготовить кроху к первым шагам, развивать самостоятельность и интерес к тому, чтобы ходить без постороннего вмешательства.

Подготовительный этап

Очень многое в развитии новорожденного зависит от того, что закладывается в первые месяцы его жизни. Поэтому задолго до того, как научить ребенка ходить самостоятельно, готовьте организм ребенка к дальнейшим нагрузкам.

Малыш, который много двигается, проявляет упорство в движениях и активно себя ведет в течение дня, начнет ходить быстрее своих ленивых и флегматичных ровесников.

Есть очень простые процедуры, ежедневное выполнение которых ускорит физическое развитие:

  • Выкладывание на живот. С первых недель жизни делать этого не стоит, а вот когда ребенок научится переворачиваться на живот, поощряйте его проводить так как можно больше времени. Так он укрепит мышцы шеи и спины;
  • «Выкрутасы» - это упражнение, которое легко выполнять во время режимных моментов, например, во время смены футболок или подгузников. Начиная с двухмесячного возраста, ребенок предпринимает попытки поворотов и . В результате развиваются мышцы спины, шеи, ног и рук. Поощряйте перевороты, стремитесь превратить эти упражнения в веселую игру.
  • Активные движения: начиная с 4-х месяцев, малыш старается присаживаться с помощью родителей, к 8-9 месяцам он уже . Чтобы он не был долго на одном месте, предложите ему дотянуться до игрушки, доползти до нее – так у него будет стимул ходить.
  • Ходить вместе – это здорово! Полугодовалые дети очень любят ползать, любой объект, привлекший внимание, заставляет малыша пытаться его достать. Родители, поощряющие двигательные навыки, помогают ребенку осваивать новые пространства. А это, в свою очередь, стимулирует малыша тренировать более быстрые варианты передвижения, например, ходьбу.
  • Крепкие мышцы – правильная ходьба. Чтобы ножки уверенно держали своего хозяина, малыш должен хорошенько научиться сгибать и разгибать колени, подпрыгивать с помощью родителей.

Топ-топ, топает малыш…

Ребенок уже начинает проявлять самостоятельность, передвигаясь с помощью опоры? Он уже может, держась за мебель, дойти с одного ее конца до другого?

Многие родители в этот период придумывают способы, как научить ребенка ходить, чтобы в год с небольшим он самостоятельно бегал.

В первую очередь, малыш должен чувствовать поддержку взрослых. Например, можно взять его за руку и пойти вместе: посмотреть, как умывается кошка, что видно из окна, кто вернулся домой после работы.

Мальчишки будут с удовольствием ходить и толкать впереди себя толокар в виде машины, а девочки кукольную колясочку, за которую удобно ухватиться, ходить и катить вперед. Когда исполнится ребенку 11-12 месяцев, вопрос, как научить ходить, может оказаться уже не таким актуальным.

Если в доме до сих пор остались ходунки, надо их убрать, чтобы малыш забыл, что это такое. Фаза активного хождения должна проходить естественным образом, а не ограничиваться сиденьем и бампером ходунков.

Ходунки очень спорное приспособление. На мой взгляд, от этого приспособления больше вреда чем пользы: в них малыш не может правильно сидеть и ходить, он постоянно смещает центр тяжести, опираясь на ходунки.

Помните, что чем больше вы поощряете в ребенке желание ходить, тем быстрее он этому обучится. Можно присесть на коленки в нескольких шагах от него и попросить дойти до маминых объятий. Дети очень любят такие «походы», закрепление навыков хождения и веселый смех точно будет гарантирован.

Выбираем обувь

Маленьким скороходам нужны правильные «сапоги». К выбору обуви надо отнестись очень серьезно, ведь от того, насколько ребенок хорошо чувствует себя в обуви, зависит то, как быстро начнет и как правильно он будет ходить. Обувку малыш должен носить с удовольствием, а потому, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. размер (не надо покупать обувь «на вырост»);
  2. высоту пятки (не должна быть низкой);
  3. подошву (упругая, с супинатором);
  4. застежку (лучше всего «липучки» - ими удобнее пользоваться).

Сама обувь должна быть выбрана вместе с ребенком, чтобы он мог пройтись в ней, а вы понаблюдать, комфортна ли модель, насколько хорошо сидит на ноге, не оставляет ли красные пятна на ножке. Деткам с ортопедическими проблемами врачи прописывают специальную лечебную или профилактическую обувь, на этом моменте тоже следует заострить внимание.

Малышу полезно ходить дома босиком, это стопотерапия и закаливание «в одном флаконе». Сейчас чрезвычайно популярны коврики с разными выпуклостями, которые массажируют и одновременно укрепляют ножки: учите ребенка ходить по ним.

Если вы боитесь, что босиком кроха может простыть, то можно надеть ему носочки со специальной подошвой, она имеет прорезиненный рисунок и предотвращает скольжение по покрытию пола.

Важно! Если ребенок состоит на учете у ортопеда из-за неправильной расстановки стоп, может быть прописана ходьба в специальной обуви даже дома. В этом случае надо проконсультироваться со специалистом.

Психологический настрой родителей

Психологический подтекст освещаемой проблемы очень важен, ведь часто родители начинают бить тревогу, искать пятитысячный способ как научить ребенка ходить, что говорит Комаровский на эту тему и вообще, почему их ребенок не такой шустрый как все. Есть несколько советов, как побороть синдром «суетливого родителя»:

  • Мой малыш – индивидуальность. Поймите, что ваш Петя и соседский Митя – разные люди. Подробнее читайте в статье, « ?» Если Митя носился как угорелый с 10 месяцев, а Петя неуверенно и держась за руку мамы пошел в год – это не повод для паники. Просто время еще не пришло. Узнайте, что делать, если >>>.
  • Если малыш часто спотыкается, падает и никак не хочет отпускать руку папы на прогулке, кроме ортопеда и невролога, можно проконсультироваться с окулистом. Иногда кроха не может самостоятельно ходить из-за проблем со зрением;
  • Постоянно вызывать интерес ребенка к ходьбе, показывать собственный пример – это один из эффективных способов, как научить ребенка ходить без поддержки. Детей легко увлечь чем-нибудь интересным, поэтому просто включайте фантазию и изобретательность..

Как научить малыша ходить и какую обувь нужно выбирать, смотрите в видео:

Исправляем ошибки

Бывает так, что родители, не разобравшись с тем, как быстро научить ребенка ходить, придумывают свои методы и допускают ошибки. Естественно, что некоторые промахи не помогают, а затрудняют процесс освоения малышом искусства ходить. Ниже - рейтинг самых распространенных родительских ошибочных действий, которые не следует повторять:

  1. Использование ходунков и прыгунков. О первых уже было много сказано выше. Если кратко – откажитесь от их использования, пока кроха учится ходить, или замените на машины, которые можно толкать или игровые центры с познавательным ресурсом;
  2. Родителям не следует слишком рано ставить на ноги грудничка, в попытке научить ходить. Малыш сделает это самостоятельно тогда, когда его мышцы и кости окрепнут. Если искусственно ускорить этот процесс, можно способствовать развитию плоскостопия и нарушений в развитии позвоночника;
  3. Кроме того, карапуз не должен слишком долго «выстаивать» возле опоры – ему надо учиться приседать, иначе стопа может деформироваться за счет растяжения связок;
  4. Некачественная обувь – серьезный промах для родителей. На обуви детей, особенно маленьких, экономить нельзя ни в коем случае. Только качественная ортопедическая обувь помогает опорно-двигательному аппарату развиться правильно и побуждает малыша ходить, делая этот процесс приятным;
  5. Гиперопека никак не может способствовать самостоятельности, а нервные окрики мамы: «осторожно, упадешь!» вряд ли придадут крохе уверенности. Чем шире горизонты для путешествий, тем лучше, а мамина рука должна быть просто поддержкой и подстраховкой.

Как правило, разумные родители, избегающие подобных ошибок, прекрасно знают, как научить ребенка ходить, на многочисленных видео в сети это наглядно демонстрируется. На них запечатлены малыши, которые с удовольствием топают за мамой, толкают перед собой кукольную коляску и танцуют под любимую музыку.

Навык использования ложки в процессе еды – самый первый навык самообслуживания, с которым предстоит познакомиться малышу. Родители обращаются к кормлению ребёнка ложкой, когда начинают вводить первый прикорм кашей или пюре. В большинстве случаев это происходит в . В этом возрасте детки ещё не могут самостоятельно кушать ложкой. А если и удерживают правильно этот столовый прибор, то покормить себя у них не получается. Поэтому родителям предстоит запастись терпением и спокойствием, пока их малыш не научится пользоваться ложкой. Наши советы и рекомендации помогут мамам и папам быстро и без проблем приучить к ложке своих детишек.

  1. Для кормления малыша нужно выбрать «правильную» ложечку: она должна быть неглубокой, прорезиненной, удобной. На прилавках детских супермаркетах можно без труда найти подобные столовые приборы. А продавцы-консультанты подскажут, какую модель лучше выбрать в соответствии с возрастом ребёнка.
  2. Не давайте малышу играться с ложкой, но не упускайте возможности при каждом кормлении предлагать ему ее подержать. Ребёнок должен чётко усвоить причинно-следственную связь «ложка-еда».
  3. Покажите на собственном примере, как правильно обращаться с этим столовым прибором. Обязательно проговорите название предмета («Это ложка» ) и его предназначение («Ей кушают кашу, пюре, супчик» ).
  4. В первое время ребёнок должен освоить умение правильно и уверенно держать ложку в руке. Карапуз будет стучать ложкой по столу, толкать её в рот, но только не использовать по прямому назначению. Это нормально. Пусть малыш познакомится поближе с этим столовым прибором.
  5. Только после этого можно предложить ему попробовать захватывать ложкой кашу или пюре (такое действие удаётся, как правило, в 8-9 месяцев).
  6. Первое обращение детей с ложкой всегда неуверенное. Малыш может рассыпать половину содержимого, испачкаться, пронести мимо рта. Ни в коем случае не ругайте его за это!
  7. Самое лучшее, что может сделать мама при обучении ребёнка пользоваться ложечкой, — быть терпимой к его маленьким неудачам и радоваться первым успехам. Помогайте малышу в этом нелёгком для него деле, аккуратно направляйте его ручку на каждом этапе – от зачерпывания каши до её отправления в рот. Ребёнок должен чувствовать вашу помощь и поддержку. А такое взаимодействие с мамой окажется для него не только полезным, но и очень приятным.
  8. Если малыш научился захватывать кашу ложечкой и направлять её ко рту, не нужно его торопить. Дайте крохе время. Иногда самостоятельный приём пищи может затянуться. Наберитесь терпения! И вскоре неуверенные движения малыша станут аккуратными и точными.
  9. Помните, что для ребёнка пользование ложкой – процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений. Поэтому такое дело может быстро его утомлять. Давайте карапузу время передохнуть (в этот момент можно предложить ему попить или вытереть перепачканные щёчки).
  10. Почаще принимайте пищу вместе с ребёнком. Посадите его в детский стульчик, поставьте перед ним тарелочку с кашей, вооружите чадо столовым прибором, а сами устройтесь рядом. Ребёнок, видя ваши манипуляции, будет подражать им. Кроме того, он будет знать – мама делает так же! Психологи полагают, что наглядность действий не только способствует быстрому освоению навыка, но и вызывает у ребёнка чувство доверия.

Не забывайте, что прежде, чем малыш научится аккуратно пользоваться ложкой, пройдёт не один месяц. Для него этот новый и сложный навык означает гораздо больше простого самообслуживания. Это – новая ступень в его развитии!

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.



Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

• поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
• питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи




Top