Как научить ребенка писать буквы

Как известно, в русском языке 33 буквы. Ровно 30 дней нам с вами понадобится, чтобы научить дошкольника быстро писать печатными буквами. Почему 30? Потому что на написание пар Е/Ё, И/Й, а также Ъ/Ь мы отведем по одному дню.

Прежде чем приступить к делу, мне хотелось бы донести до родителей важную информацию.

Я знаю, что все детки разные, но я не рекомендовала бы нагружать письмом ребёнка в возрасте до пяти с половиной лет. Буквы для него — абстракция, причём довольно-таки скучная. Лучше порисуйте. Если же вам дарован «вертун и хохотун», то время терпит посадить его за стол после шести лет. Он быстро наверстает отставание. Ещё одно важное условие: чтобы писать буквы, надо узнавать их на листе. Даже неуверенно читающий малыш освоит письмо куда быстрее своего не читающего сверстника.

Не мучайте ребёнка написанием одной буквы, доводя её до идеала. Это раздражает, как раздражает нас самих длительная неинтересная работа. Написание одной буквы должно занимать максимум 2 строки.

Не спешите доставать кошелёк, самые лучшие прописи можно скачать в Интернете бесплатно и распечатать на работе. Выбирайте такие прописи, чтобы на строке уместилось максимум 10 букв, не надо выбирать шрифты для первоклассников, пусть малыш пишет более крупно. Его задача на этот момент — запомнить сам принцип написания.

Не требуйте идеального письма, требуйте старания. Работайте карандашом. Если малыш решил схалтурить, попросите его стереть некрасивую букву и переписать. Но требуйте исправлений только в том случае, если малыш действительно решил поскорее отделаться от вас, а не в том, когда он старается, но у него не получается.

Пишите по одной букве в день, очень важно не пропускать ни дня. Всё занятие займёт у вас не более 20 минут. Вечерние «послесадовские» часы тоже подходят. Ребёнок не успеет устать. Скажу больше: дети вообще не устают от того, что им нравится.

Пишите буквы строго по алфавиту. Этим вы убьете ещё одного зайца: выучите алфавит или большую часть его.

Вы можете показать написание буквы на отдельном листе, а можете первые 2−3 буквы в строке написать с малышом вместе, ведя его руку, показывая, с какого места следует начать письмо. Тем самым вы поможете его руке «запомнить» движение. Если малыш упорно пишет не с того места, ставьте ему цветным карандашом или фломастером точку на строке, с которой следует начать. Не сердитесь, ставьте точку столько раз, сколько требуется. Поверьте, вам не придется ставить ему точки до старости. Как только у него начнёт получаться, он сам откажется от ваших услуг.

Любая работа должна иметь смысл. Только конкретная цель делает её интересной, а интерес, в свою очередь, побуждает любого человека к действию. И ребёнок в этом деле не исключение.

Поэтому, потратив 4 дня и прописав первые четыре буквы алфавита, добавьте задание, ради которого ребёнок и старается. Смысл задания заключается в том, чтобы разгадать загадку, т. е. слово, зашифрованное в картинку, и написать его. Распечатайте (вырежьте и наклейте или нарисуйте) картинки с простым и понятным названием, например, с кошкой.

Рядом с картинкой проставьте столько нижних подчёркиваний, сколько букв в слове (в нашем случае 5). Над каждой чёрточкой малыш должен будет вписать знакомую ему букву. Ещё не знакомые ему буквы впечатайте (впишите) самостоятельно. Если ребёнок усвоил буквы от, А до Г, то слово КОШКА, будет выглядеть: К О Ш К _.

Ребёнок будет очень рад «угадать» слово. Над каждой чёрточкой малыш вписывает недостающие буквы. Делается это так: он пишет букву и читает написанное, пишет следующую и снова читает. Это позволит ему лучше чувствовать звуки русского языка, соотносить их с буквой, знать их место в слове, ведь ему придётся не раз произнести слово вслух, прежде чем написать его.

Старайтесь избегать слов наподобие «МОЛОКА», когда слышится одна буква, а пишется другая.

Итак, рецепт: две строчки и пять слов с картинками в день в течение месяца .

Чем дальше следует малыш, тем меньше вписанных вами самостоятельно букв и тем длиннее слова. Как только вы дойдете до «Т», почти все буквы будут заполняться самим малышом, поскольку последующие буквы используются в языке реже.

С этого момента можно попросить ребёнка подписывать свою работу, ставить имя и фамилию. Ничего не выбрасывайте, изучите листы, исписанные им. Вы заметите, что какие-то буковки даются ему не сразу. Если, например, «З» упорно крутится не в ту сторону, просто добавьте слова с непослушной буквой. Очень хорошо помогает соревнование, когда мама и малыш пишут одну строчку с проблемной буквой, стартуя в одно и то же время. В ходе такого соревнования вы пропишете ещё несколько строк, и навык ребёнка в итоге закрепится.

Как я уже говорила, буквы для ребёнка — абстракция, которую нельзя пощупать, поиграть с ней, поэтому вместо того, чтобы убеждать его в необходимости письма, полезней «материализовать» алфавит.

Делать это лучше в тот момент, когда вы только приступаете к письму, когда ваша рука ведет руку ребёнка. Например, если малыш знает, что у буквы Б есть «спинка, животик и шляпка», а Ё отличается от Е «глазками», правильное написание начнется быстрей.

Как видите, не надо быть Макаренко, чтобы научить ребёнка писать. И не надо рассчитывать, что кто-то сделает это за вас: бабушки, няня, воспитатель и т. д.

Спустя две недели от начала занятий ребёнок начнёт заполнять места над чёрточками быстро, воспроизводя на бумаге слово на слух. Почему умение писать так важно для малыша? Потому что чем больше ты умеешь, тем меньше ты переживаешь. Вам придется лишь поддерживать это умение до того момента, когда вы решите, что время прописных букв пришло.

Нужно заметить, что письму обучаться не так просто как кажется . Для того чтобы овладеть письмом, стоит приобрести определенные навыки и опыт.

Основной задачей занятий является не только каждодневная работа над прописью и моторикой рук при помощи занимательных игр, но и развитие мышления у ребенка.

Не каждому ребенку письмо дается легко.

Вконтакте

С какого возраста можно начинать учить ребенка письму?

Начинать приобщение к грамоте и письму следует с 4 – 5 лет . В этом возрасте мышление ребенка наиболее восприимчиво к информации, и процесс обучения проходит намного легче.

В 5 лет мозг ребенка способен к освоению нот, цифр и букв. Невропатологи не советуют начинать обучение раньше положенного срока, такое обучение может навредить ребенку.

Физиологическую готовность к письму можно определить самостоятельно. Для этого стоит обратить внимание на такие навыки :

  1. У ребенка полностью сформировалась речь, он уже способен составить связный рассказ.
  2. У малыша достаточно развит слух.
  3. У ребенка нет логопедических нарушений и он умело произносит звуки, ритм речи.
  4. У ребенка хорошо развита пространственная ориентация.

Начинать обучать малыша письму следует с подготовительных упражнений по развитию мышц руки .

Ребенку предстоит набраться достаточно терпения и поработать над усидчивостью, чтобы развить мелкую моторику. И только после этого стоит переходить к обучению букв, слогов и слов.

Чем лучше освоит навыки подготовки рука ребенка, тем легче ему удастся процесс написания. В 5 — 6 лет уже можно учить ребенка буквам и грамоте.

На подробных примерах ребенок сможет понять как правильно следует писать буквы .

Если вы занимаетесь с ребенком более старшего возраста, не стоит задерживаться на одних и тех же заданиях, постарайтесь двигаться вперед и переходить к более сложным.

Ребенок должен практиковать свои навыки , выполняя те задания, которые потребуют от него усилий, но будут легко выполнимы.

Упражнения, методики, которые могут помочь ребенку быстрее научиться

Прежде всего, следует ознакомить ребенка со звуками языка , они будут обозначаться разноцветными символами. Обучаясь, ребенок начнет переходить от использования символов к буквам.

В таком случае ребенок имеет возможность не пассивно воспринимать все на слух, а совершать разнообразные «действия» с символами. Самый эффективный способ научить ребенка — это действие с объектами .

Материалы, используемые для развития навыков, будут просты и понятны. Малыша следует учить постепенно, приобщая к играм, благодаря которым будет происходить развитие рук.

Занятия следует проводить регулярно , важно, чтобы они нравились вашему ребенку. Хватит 15 минут в день, чтобы появился результат.


Лепка помогает ребенку быстрее развить моторику рук.

В момент творчества укрепляются кисти рук, развивается усидчивость ребенка. Лепить можно из слоеного теста, глины или пластилина.

Если лепить вместе с ребенком буквы, он будет учиться и сможет закрепить свои знания.

Помогает в развитии навыков рисование разными материалами-мелками, красками или карандашами. Такая творческая работа не только разовьет ручки, но и поможет освоить технику рисования.

Игра с мелкими предметами вроде бусинок, камешков или пуговиц тоже развивает моторику рук, заодно развивая навыки счета.

Можно попробовать создавать вместе с ребенком аппликации из цветной бумаги или оригами.

Работа с ножницами понравится малышу, заодно поможет развить моторику рук. Выполнять несложные задачи, вырезая различные геометрические формы — квадрат, овал, прямоугольник и. т. д.

За счет этого у малыша разовьется память , аккуратность движений и пространственное мышление.

Последовательность обучения

Когда давать ребенку карандаши? Как только ребенок начнет проявлять свой интерес к карандашам, ребенку можно давать рисовать.

Если ребенок привыкнет неправильно держать ручку , то переучить его будет сложно. Поэтому важно научить ребенка правильно держать карандаш.

Во время письма ребенку проще с силой сжимать карандаш, его пальцы быстро устают. Чтобы этого не происходило, постарайтесь делать длительные паузы между занятиями.

Во время отдыха делайте упражнения на расслабление рук и кистей, например, сжимая и разжимая пальчики несколько раз. Можно чередовать письмо с рисованием, от этого пальцы будут расслабляться.

Для практических занятий следует выбирать трехгранные карандаши, чтобы развивать пальчики.

На сегодняшний день продаются насадки-тренажёры , с помощью которых отработать правильную технику письма значительно проще и удобнее.

Насадки продают отдельно для правшей и левшей.

Развивайте в малыше способность к пересказу прочтенного текста, пусть это будут сказки небольших размеров. Это поможет ему правильно излагать содержимое и выделить главную идею в тексте.

Попросите ребенка копировать в тетрадку слова и предложения из любимых книг, но это стоит делать только после того, как он освоил технику письма.

Диктант тоже помогает развить навыки и способствует грамотному построению слов. Выбирайте короткие фразы с интересным содержанием.

Постарайтесь не торопить ребенка, пусть он вдумчиво выполнит задание и только потом помогайте с вопросами.

Можно использовать прописи , где ребенок сможет обводить контуры изображений и различных фигур. На таких занятиях ребенок учиться писать ровно и подготавливается к школе.

Что делать, если ребенок не хочет или не может писать?

Изначально, стоит определиться с тем, нет ли у ребенка неврологических предпосылок для такого состояния.

Невролог сможет помочь и оказать поддержку.

Если у ребенка недостаточно развита речь или есть некоторое отставание в развитии, некоторые задания могут быть для него невыполнимы.

Постарайтесь сделать акцент на тех упражнениях, которые он легко выполняет — неречевые. Уделить как можно больше времени малышу и если он не справляется с заданиями, возвращайтесь к тем, которые вызывают затруднение.

Для того чтобы приобщить ребенка к письму, стоит только уделить ему внимание и попытаться заинтересовать его. Рисование и раскрашивание картинок нравится всем детям.

Книжки-раскраски следует применять с 3 лет. Ребенок с радостью будет развивать свой интерес и осваивать необходимые элементы. Крупные картинки для рисования подойдут детям младшего возраста.


Как только ребенок освоит необходимые навыки и движения, следует усложнить задачу. Попросите ребенка раскрашивать картинки мелкой штриховкой, пусть попытается раскрашивать рисунок мелкой штриховкой используя разное направление.

Следите чтобы малыш не переворачивал раскраску. Для таких упражнений используйте яркие фломастеры . Следите за тем, как ребенок сидит на стуле, важно чтобы он выработал привычку сидеть ровно.

Как только ребенок освоит эти навыки, можно перейти к более сложным заданиям. Попросите ребенка заштриховывать составные элементы букв - петельки, кружочки и палочки. После этого упражнения, ребенок сможет научится ровно писать буквы.

Если ребенок во время письма пропускает буквы или переставляет их местами, значит, он не улавливает последовательности звуков. Следует предварительно ознакомить ребенка со звуками языка.

Бывает, ребенку сложно перейти к чтению слогов, поэтому важно изначально определять последовательность звуков, выкладывая из азбуки и только потом приступить к чтению и письму.

Поощряйте желание ребенка вести дневник или копировать какие-либо понравившиеся слова песен, стихов.

Таким образом, ребенок не будет переживать и обучение для него станет приятным.

Обязательно хвалите ребенка за его успехи. Играючи, вы не только приобщите малыша к увлекательному миру письма, но и укрепите с ним свою дружбу.

Пусть ваш ребенок будет уверен в том, что совершенствование навыков и способностей это полезная работа.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Вконтакте

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях - мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

Чтобы малыш успешно начал учебу в школе, нужно подготовить его, обучив навыкам чтения и письма. Обычно чтение дается малышам легко, в отличие от письма. Ведь помимо навыков чистописания необходимо соблюдать грамотность, а русский язык богат множеством исключений из правил, которые нужно запоминать. Вовремя начатое обучение позволит избежать трудностей в предстоящей школьной жизни. Как научить ребенка писать грамотно и аккуратно, поговорим в этой теме.

С чего начать подготовку к письму?

К правописанию стоит приступать, когда ребенку исполнится три года. Для выработки каллиграфического почерка подходит возраст около 5-6 лет. Если вы задались целью научить ребенка в раннем дошкольном возрасте правильному письму, то сначала нужно развивать мелкую моторику рук, занимаясь лепкой из пластилина, глины, соленого теста, рисованием пальчиковыми красками, мелками, гуашью, акварелью, карандашами, фломастерами, аппликацией, вырезанием ножницами, рисованием песком и манкой, оригами, игрой с конструктором, а также перебирая мелкие предметы в виде пуговиц или бусинок. Массаж кончиков пальцев тоже будет кстати. Эти манипуляции подготовят руку малыша письму и не позволят быстро уставать. Чем лучше будет развита рука малыша, тем легче и успешнее он освоит навыки письма.

Важным шагом для становления красивого почерка будет обучение правильно держать ручку или карандаш. Помните, что переучивать всегда сложнее. Неправильное держание пишущего предмета могут отрицательно повлиять на зрение и осанку. Первое правило во время письма: держите ручку так, чтобы ее кончик смотрел на плечо. Для первых занятий можно использовать крупные трехгранные карандаши, которые удобно держать детскими пальцами.

Начиная обучение, возьмите альбом или тетрадь для тренировок. Начните с писания букв, а позже - простых, хорошо известных ребенку слов. Напишите четыре-пять слов, прочитав их малышу по слогам, расскажите, какие буквы содержатся в каждом из слов. Затем пусть малыш укажет выбранное и названное вами слово. Нагляднее будет использовать картинки, изображающие написанные предметы.

В 4-5 лет хорошей тренировкой рук будет раскрашивание картинок карандашами, а также обведение контура, обозначенного в альбомах пунктиром. Можно использовать на занятиях специальные тетради-прописи, где можно запоминать буквы и слова, рисуя и раскрашивая их, а также выполняя различные задания на смекалку.

Опыт письма в 5-6 лет должен начинаться с написания слов печатными буквами. Затем уже можно приступать к обучению прописных букв, сначала используя прописи с буквами, обозначенными пунктиром. Когда пальчики малыша уже станут тренированными, он сможет справиться с написанием букв и без пунктиров.
В процессе тренировок делайте перерывы для отдыха. Следите, чтобы во время письма ребенок не сжимал карандаш изо всех сил, так рука будет быстрее уставать.

Как научить ребенка писать грамотно?

В педагогическом арсенале имеется множество способов запоминания слов. Но самым непреложным является правило - постоянная тренировка и интерес к урокам. Соблюдение этих условий позволит добиться хорошего эффекта. Уроки с малышом не должны длиться более 25 минут. Запоминая 8-10 слов в неделю, вы подготовите хорошую словарную базу еще до школы.

Методика занятий
Запомнить правописание слова поможет его проверка однокоренными. Придумайте словосочетания и предложения, содержащее это слово. Объясните ребенку его смысл. Дайте задание малышу: выделить ударение в слове, разделить его на слоги и подчеркнуть или выделить цветом сложную букву.

Составьте вместе сказку из изучаемых слов.

Успешен такой метод запоминания слов: малыш, закрыв глаза, должен представить, как написано слово и проговорить его, тщательно выделяя буквы.

Запомнить правильное написание слов поможет такие приемы:

  • Разобрать слово, меняя приставки (за-шел, при-шел, у-шел),
  • Образуя из данного слова разные части речи (лес - лесной, дым - дымить).
  • Образовывать множественное число из единственного (книга - книги).
Ассоциации помогают лучше всего запомнить слово. Однако ассоциацию к изучаемому слову ребенок должен придумать сам, а не пользоваться вашей. Суть метода - связать сложное слово с красочной картинкой.

Труднозапоминаемые буквы пишите другим цветом при заучивании.

Научить ребенка грамотно писать не так уж сложно, если иметь определенную четкую методику, а также запастить терпением и выдержкой. Хвалите малыша за успехи, но никогда не ругайте за неудачи.

Обучение письму это длительный и кропотливый процесс. В 3-х летнем возрасте дети способны держать карандаш в руках, и катать пластилин пальчиками. Это самое лучшее занятие для развития мелкой моторики детских пальчиков, положительно влияющее на дальнейшее качественное формирование речи и полноценное развитие мозговой деятельности.

Приучить ребенка в самом начале максимально комфортно удерживать карандаш – главная проблема, стоящая перед родителями. Это длительный процесс обучения, и если сначала не правильно научить, то придется очень долго и трудно переучивать. Диаметр ручки или карандаша должны быть удобными для маленьких пальчиков малыша, его конец, во время письма или рисования должен «смотреть» в сторону плеча. Корпус ручки ил карандаша следует располагать строго на верхних фалангах среднего пальчика, такое положение поможет правильно зафиксировать карандаш на фиксирующих пальцах большого и указательного. Большой пальчик обхватывает карандаш выше указательного. При таком расположении карандаша в пальчиках малыша способствует в будущем красиво писать и легко терпеть значимые школьные нагрузки.

Мы уже правильно держим в руке карандаш, и смело можем приступить к конкретному процессу осуществления заданий. Перед нами выстраивается цель поставить руку так, чтобы было красивое письмо.

Как это сделать?

Начинаем учиться писать печатные буквы. Некоторые родители перескакивают через этот этап, при этом допускают огромную ошибку. Мы же все делаем по порядку, не нарушая правил. Покупаем специальные прописи, которых в продаже огромное количество, на любой вкус и цвет и для разной возрастной категории детей. Вначале мы соединяем пунктирные линии простым карандашом, от черточек и закорючек переходим к более сложным элементам букв. В итоге ребенок переходит к самостоятельному написанию букв. И радости нет предела. Он может написать мамину буквы или папину. А в итоге целые слова.

Есть родители, которые не желают использовать уже готовые методики обучения письму, а обучают исходя из собственных знаний в области педагогики и психологии, но им все-таки необходимо учитывать некоторые правила написания букв и слов. Слова должны состоять из 3-х букв или четырех. Это могут быть предметы обихода или названия игрушек, знакомых ребенку. Между написанием определенного слова и понятием этого слова необходимо показать связь Написание буквы обязательно закреплять повторением. У ребенка должен выработаться навык написания букв. Новые буквы можно изучать, когда вы точно знаете, что ребенок запомнил предыдущую. В основном запомните, спешить нельзя. Обучение написанию букв может выглядеть в виде игры. Если ребенок начинает противиться обучению, необходимо прекратить до полного отсутствия противостоянию обучения. А затем возобновить.




Top