Художник меринов карикатуры. «Сохранение карикатуры как жанра не от художников зависит

Такого человека очень трудно не заметить на улице. «Кислотный дед», как его гордо величает дочка Даша, прогуливается по небольшому скверу, побрякивая железными браслетами и наводя ужас на соседских бабушек. Карикатуриста «МК» Алексея Меринова легко узнать по его внешнему виду, ведь далеко не каждый человек в таком возрасте щеголяет в бандане и употребляет слово «хаер» по отношению к самому себе.

Вокруг с маниакальной скоростью носится нечто рыжего цвета, запутываясь в собственных длинных ушах и буквально разрываясь на части в поисках еще не обнюханного места. Заметив меня, существо наконец-то замирает на мгновение, радостно тыкается носом в ноги и затем убегает снова по своим делам. За те пятнадцать секунд, что оно мне уделило, оказалось, что это «нечто» — английский кокер-спаниель по кличке Молли Алькапоновна.

Досье: Меринов Алексей Викторович

Родился 25 марта 1959 года. Специального образования не имеет. С 1988 года работает художником газеты «Московский комсомолец». Лауреат множества премий: «МК», журналов «Сме¬на» и «Огонек», Союза журналистов России, Союза журналистов Москвы, Академии свободной прессы, «Золотое перо», фестиваля «Золотой Остап», конкурсов карикатур в Польше, Италии, в разных городах России. Проиллюстрировал более двух десятков книг, выпустил свыше десятка альбомов со своими картинками. Любит блюз и болеет за ЦСКА.

- Что, прямо вот так и зовете?

Нет, конечно! Пока я отчество выговорю, собачка-то уже пол-Москвы обскачет. Так что кличем просто Myлей.

Тем временем собаченция, потеряв всякий интерес к природе, сама повела нас к подъезду. Ровно десять лет назад, когда Муля впервые переступила порог дома, жизнь семьи Мериновых изменилась. С ее появлением пришлось научиться не оставлять еду на столе, не забывать тюбики с краской на полу и, по мере возможности, убирать все кожаные вещи подальше.

- Я смотрю, она у Вас хулиганка...

Сейчас-то она — само воплощение спокойствия. А когда появилась, все в квартире, до чего могла дотянуться, было съедено, сжевано, надкусано. За ночь слопать отличные голландские башмаки не каждый сможет, причем металлические пряжки и подметки почему-то не тронула. Про кожаную мебель, штаны, сумки и прочее даже говорить не буду. Кожу уважала страшно — прямо байкер собачий какой-то. Хотя проявляла порой и неразборчивость... К примеру, когда мы домой возвращались, по мнению Мули, поздновато, собачка ела из чувства протеста дерматин на двери.

К беседе присоединяется жена Алексея — Маша:

Да, собачка нам попалась «пережевательная». Несколько лет назад мы переезжали в новую квартиру. Собираем вещи, кругом коробки, Муля, естественно, понять ничего не может. И... выдала нам по полной программе. Приходим как-то домой, а дома — зима: кругом снег из синтепона. Решила, видимо: «Раз вы мне ничего необъясняете, я вам устрою «рождественскую ночь ».

И пол обивки кожаного дивана как не бывало — разодрала в клочья.

Не думайте, что не кормили. Это она нас так приучала к строгому графику. Хотя, конечно, в конце-то концов, к графику свободному все же мы ее приучили. Нас больше, и к тому же встаем не с зорькой. В общем, притирались друг к другу несколько лет.

Психология у Мульки удивительная. Мы двадцать с лишним лет жили на первом этаже. И она гоняла всех, кто проходил мимо окон. А тот же, кто проникает к нам через дверь, для нее «свой»: очень радостно встречает любого входящего. Правда, не всегда. Как-то забыл я что-то дома, быстро вернулся, захожу — и тишина. Нет вот этого бросания в ноги, виляния хвостом и прочих выказываний дружеских чувств. Не понял! Иду на кухню и вижу, как эта псинка дорогая аккуратно поддевает носярой яичницу, мною недоеденную по причине спешки, тихонько так спускает ее на пол и... начинает пастью своей слюнявой жрать. А на полу уже печеньки лежат аппетитной горкой. «Муля! — кричу я ей. — Муля! В доме чужие!!» По уху псине — ать, а она — жрет и чавкает, жрет и чавкает и не повернулась к хозяину ни на миг! Ну что ж, заходите, люди добрые, берите все, что душа пожелает... Но вообще-то она очень разборчивая. Когда с Машей гуляет, исключительно в скверик ее тащит. А вот если со мной, да еще с моими друзьями, то к ближайшей палатке весело бежит, оглядываясь и подмигивая: ну что, мол, хозяин, успеем?

- Большому человекубольшая собака. А у Вас почему такая маленькая?

Да она давно уже у нас за собаку не считается. Скорее, этакий инопланетянин-подросток. Шалун космический. Я уже и не представляю, как мы без нее жили. Иногда «дурака» включает, иногда хитрит вовсю. Но одно постоянно: жуткая жизнерадостность и непреходящее дружелюбие.

- Как я понимаю, история появления Мули в семье тоже непростая?

Да уж. Маша с дочкой Дарьей Алексеевной укатили отдыхать на море иноземное. А меня одного в Москве на хозяйстве оставили. Ну, собственно говоря, нахозяйничался я вволю. Отпуск у моих дам пролетел, как один день. Для меня. Как-то проснулся в тревоге. Друг мой сердечный, Сережка Воронов, замечательный человек и музыкант, напомнил, что сегодня вечером, в общем-то, тебе за все гуляния ответ держать перед семьей. Чую, надо шаг какой-то неформальный сделать, чтоб угрозу расправы отвести. Ну, уборкой квартиры тут не обойдешься, поскольку эту квартиру легче спалить, чем хоть как-то привести в порядок. А тут еще один приятель звонит, говорит, мол, собачку давно хотел купить, созрел наконец-то, не хотим ли мы присоединиться. Видели бы вы, как я созрел мгновенно! Это мы-то не хотим?! Ха! Да я с младенчества без друга-собачки жить не мог! Сиганули в машину, и через какие-то час-полтора на моих коленях подрагивала эта самая Молли. Я с ней прямо в аэропорт встречать семью и явился. Был прощен навеки!

Выходим мы с паспортного контроля, видим Алешу почему-то с видеокамерой и понимаем: произошло что-то из ряда вон. А он нас так легонько подталкивает: давайте, давайте, топайте быстрее к машине! Подходим, и все — растеклись: на заднем сиденье сидит, аккуратно поставив лапки, образцово-показательная «барышня», прямо-таки выпускница английского колледжа. Ну тут началось! Визги, тисканья... Оказалось, Муля наша и впрямь девушка непростых кровей. Родители, дедушки и бабушки ее — все сплошь чемпионы Европы и мира. Хотя, честно говоря, для меня появление щенка в доме стало поначалу шоком: я-то понимала, что все заботы лягут на меня.

- Алексей, и кого она в итоге считает хозяином?

Машу. Мы-то с дочерью так, на подхвате. Погулять там, по мелочи, короче. А вот когда с этой дурындой шерстяной что-то серьезное случается, то без Маши никуда. Среди ночи повезти ее в больницу, принять решение серьезное — тут у нас мама рулит.

- И много чего случалось?

Конечно, существо-то живое, хоть пока и не говорит, да еще страшно любопытное. То под машину чуть не сиганет, то какой-то дряни съест в лесу. Клещи эти проклятые, опять же. Год назад вообще сложную операцию делали. На несколько дней оставляли у врача. Слава богу, выжила. Сестричке ее не сделали вовремя операцию — умерла. Нам хозяин позвонил с горькой вестью, мы сразу к доктору и кинулись. Оказалось, вовремя. Еще бы чуть-чуть — и все. Когда поехали за собакой, увидели, чуть не разрыдались: вся перебинтованная, голова перевязана, как у командира Щорса, глаза, как у среднестатистического китайца... Медленно доковыляла до меня, головой в колени ткнулась и затихла. Только хвостик так, словно метроном, тихонько секунды отсчитывал. Бурю эмоций испытали. Зато сейчас опять щенок-щенком. Радуется жизни вовсю, да и нас радует.

- Например?

Как-то мы отмечали большой компанией мой день рождения. Естественно, я пошел в ближайший магазин за добавкой и зачем-то взял с собой собаку, которая тут же успела потеряться. «Ну и ладно, сама найдется, не маленькая», — смекнул я и зашел внутрь универсама. Не успев даже изучить ассортимент, услышал какой-то грохот в дальнем углу помещения и потрясенно узрел следующую картину: из-под разлетающейся груды бутылок «Пепси» с победоносно развевающимися ушами, зажав в пасти то ли баночку шпрот, то ли брикетик сухого киселя, выскочила моя собачка Муля. И, сбивая по пути редких продавцов и покупателей, не прекращая вертолетообразные движения своим хвостиком, кометой умчалась в подсобку. Ловили всем магазином минут сорок. Из дома выслали подмогу — ей хоть бы хны. Ушастая шпана ни в какую не хотела вылезать из-за коробок с конфетами, пока не съела килограмма два, затем ее лай долго раздавался в секции молочно-творожной продукции. Когда меня, измученного поисками, вежливо, но настойчиво попросили покинуть почти что разгромленный магазин и вывели на крыльцо, я еще с большим удивлением нашел там «собачку нашу Мулю», которая с отсутствующим видом сидела, отвернувшись и зевая, мол, хозяин, сколько можно ждать тебя со своим погромом, я домой хочу!

- А у этого жизне-радостного существа щенки были?

А как же! Целых пять штук. Вы бы видели, как мы им имена придумывали. Семья у нас творческая, уважает рок-н-ролл и современное искусство, вот и получились такие (причем все на букву «М»): Мэрилин Монро (просто женских имен на «м» в роке не нашлось), Моррисон Джим, Мик Джаггер и Мадди Уотерс (это наши общие кумиры), ну и Малевич (это уже по Машиной части). Малевич живет у наших друзей, раза в полтора выше своей мамаши, друзья его обожают и каждый раз хвастаются его фотками. А Мэрилин отправилась аж в Китай. Отдавали с опаской, но и с надеждой, что хоть журналисты их центральной газеты «Женьминжибао» собачатиной не увлекаются, а приобрели щенка исключительно ради удовольствия.

А хотите расскажу, как мы Мульку замуж выдавали? В общем, началось с грустного: у Дашкиных дедушки с бабушкой умерла замечательная Юта, ньюфаундленд . Диагноз самый печальный — рак матки, и врачи сказали, что все дело в том, что она ни разу не рожала. И вот когда Алькапоновне исполнилось четыре года, мы решили: пора. Позвонили в клуб, нам дали адрес заводчиков — где-то в районе Кратово. Сшила я из тюля фату (свадьба так свадьба!), и мы с ней поехали в питомник. Как девушка сопротивлялась, когда ее знакомили с женихом по имени Рус Айринс Секс Пистол (!), словами не передать Но фотография свадебная получилась на славу, а затем и все остальное. На время «всего остального» меня вежливо попросили: «А вы, мамаша, пока в соседней комнате покурите». Помню Мулькин «ор» за стеной, мои трясущиеся руки, которыми я безуспешно пытаюсь прикурить сигарету, и вдруг — потрясная картина за окном: напротив на пригорке, между двух огромных елей расселись, как в зрительном зале, штук двадцать спаниелей . Они уморительно синхронно наклоняли головы и в изумлении приподнимали свои длинные уши.

Один в один как кумушки-сплетницы на свадьбе. Казалось, точно так же переговаривались на своем собачьем языке: «А кто жених? А девку откуда взяли?» Это было так смешно.

- Скажите напоследок, по что так мучаете собаку: в такой холод она у Вас почти лысая...

Вот-вот, и соседка по даче на днях спросила: «А какой породы ваша собака?» Мы честно сказали: «Лысый спаниель». А дело было так. До этого Мулька наша панковала. До операции у нее на голове была шишка — обычный жировик, по словам одного доктора. Ничего страшного, уверял он, если не будет сильно расти, не надо резать — голова все-таки. Но с шишкой как-то было некрасиво, и отрастили собаке классный хаер. Некоторые даже предлагали покрасить его в розовый цвет. Хорошо, на поводу у друзей не пошли. А потом шишку вырезали заодно с другими гадостями, и в августовскую жару мы решили ее наконец подстричь. Парикмахерша, опытной рукой водя по Мулькиным бокам триммером, парой умелых движений превратила нашу спаниелыну в коротко-шерстного то ли бигля , то ли таксу . Но, по правде сказать, после дачи в Муле колючек было немерено. Ну и что! Шерсть отрастет, а сейчас Мулька опять стала похожа на того щеночка, которого я почти случайно купил 10 лет назад.

«Полит.ру» открывает цикл интервью с мастерами политической карикатуры. Первым нашим собеседником стал бессменный вот уже три десятилетия главный карикатурист газеты «Московский Комсомолец» Алексей Меринов с рассказом о том, почему жанр карикатуры покидает сегодня СМИ и как сегодня выглядит цензура для актуального художника в масс-медиа.

Алексей, начну с банального вопроса. Ты ведь уже лет тридцать карикатурой занимаешься, так?

Первая публикация была в году 80-м, по-моему. В газете Одинцово "Новые Рубежи". С ней и сотрудничал. В 83-м меня напечатала "Литературка", по тем временам это считалось "повышением квалификации". Причем я уже и забыл, когда относил картинки туда. И вдруг - бац! В 83-м попал в "Клуб карикатуристов" при «МК», и с тех пор понеслось.

На сегодня я знаю не много действующих карикатуристов. Это ты, ну Ёлкин, еще может одного вспомню если напрягусь… Клуба, о котором ты говоришь, уже давно нет. Значит ли это, что карикатура сегодня - вымирающий жанр?

Почему? Есть питерцы: Богорад, Шилов. Андрей Бильжо рисует. Михаил Златковский. Это я назвал тех, чьи рисунки вижу часто. Константин Куксо во "Власти". Мой старый приятель Леша Йорш рисует, и не только карикатуру. Прошу прощения, кого упустил. Интернет переполнен картинками всякими. Другое дело, что карикатура уходит из официальных бумажных СМИ. Но тут, думаю, не вина художников.

Алексей, ты делаешь в основном, за очень редкими исключениями, политическую карикатуру. Та карикатура, за которой я слежу, тоже в основном политическая. Другой не осталось карикатуры сегодня?

А так же "экономическую, "социалку" и черт знает ещё какие. Я работаю в ежедневной газете, посему политика и превалирует.

Кстати, вот её-то как раз и не так много в официозе. Я почему и говорил, что она уходит из тех, классических СМИ. Не хотят редакторы получать по ушам за какие-то там "клеветнические искажения" и издевательства над властью. Не все, но многие не хотят. А "общих" рисунков, на отвлеченную тему полно. Это, кстати, нормально. Ненормально то, что "злобы дня" не хватает.

Кстати, всегда хотел спросить, картинки, которые ты рисуешь - чьи они? Возможно ли, что ты завтра возьмешь и захочешь их опубликовать их в другой газете?

У меня контракт с «МК». Я не имею права печататься в других газетах, в первую очередь. Это нормально. Что касается остальных СМИ, редактор тоже человек. И какие-то разовые акции периодически случаются. Просто к моей красивой и редкой фамилией добавляется название "Малой Родины". Авторские права, называется. Да и мне самому «МК» хватает по самый помпончик. Куда уж больше - 30 лет в газете.

Тут как-то прочел о себе, любимом, некий диалог в интернете. Девушка у себя на страничке выложила мою картинку. Её молодой человек искренне удивился, мол, а что, он жив ещё? Вроде да, пока живой.

(Большую часть работ Алексея Меринова можно свободно посмотреть в сети на сайте газеты «Московский Комсомолец» (http://www.mk.ru/merinov/ ) - «Полит.ру» )

Вот теперь я хотел бы перейти к теме, которая как раз касается этого самого "по ушам". Приходилось ли тебе с цензурой в какой-то форме сталкиваться за более чем 30-летний стаж работы?

До 91-го года у нас официально был отдел литования или как он там назывался. Сидели милые дамы. Я приносил им рисунки, отобранные для печати. Они хохотали, и со словами:

Ну что вы, с ума сошли? Обязательно дома расскажу, подниму семье настроение... и отдавали мне их обратно.

А сейчас у нас цензуры нет. Есть редактура. За все мои годы картинок десять-двадцать "непроходняка" наберется. Правда, некоторые лежат себе, лежат, а потом вдруг оживают и печатаются. Другие закачаны в мобильник моего редактора. Он их своим друзьям показывает. Так что, они все равно как-то дышат, и я не в обиде. Какие-то на сайте "Эха Москвы " выпрыгнули. Какие-то - в соцсетях выкладывал.

"1984". Карикатура: Алексей Меринов (из не пошедшего в печать)

Я понимаю руководство. У меня есть мой прямоугольник в газете, и, в принципе, что там вокруг - трава не расти. А он получает за все "полосы".

Пару раз, кстати, я на эмоциях рисовал, меня "не ставили в номер"... Я остывал через некоторое время и понимал, что это даже в интернете не стоит показывать. Что-то, конечно, уже устарело. Когда Медведев радостно сообщил всему миру, что у него с Путиным одна группа крови, я нарисовал их в виде комариков, сосущих друг у друга кровушку. Ну, не прошла картинка. Теперь это, конечно, "для семейного альбома". Но газета тем и хороша - завтра будет новый день, будет "пища". А страдать по непрошедшим - не мое. Грех жаловаться. У меня только книжек три на очереди. И это не считая основного, газетного, дела.

То есть такая вещь как самоцензура у тебя тоже присутствует?

А что называть самоцензурой? Можно на лбу "героя" нарисовать несколько народных русских букв, тебя естественно не напечатают, и ты встанешь в позу борца с несправедливостью. Я уже такое не рисую.

Я сто раз говорил, что проблема не в том, что и о чем рисовать. Проблема в том, КАК это делать. И, кстати, многие понимают картинки буквально. У меня был рисунок, где начальник, стоя за трибуной, лил бурным потоком слезы. Целое море слез, в котором тонули люди. Это о Крымске. Но! Не о самой трагедии, а той лжи госчиновников, которая и затопила собой страну. Мне казалось, что это понятно. Нет, оказалось, кто-то подумал, что я просто "чернушку" нарисовал. Ну, тут я уже бессилен. Карикатуру надо уметь "считывать". Там зачастую используется язык знаков, намеков. Не у всех получается. А с другой стороны, может, и я не смог объяснить. Бывает.

А о каких книжках идет речь? Альбомы твоих карикатур или что?

С книжками у меня странная история. Я абсолютно не могу работать с писателями. Большинство из них уже знают, что и как нужно проиллюстрировать. А мне, в свою очередь, скучно рисовать, допустим, гражданина Иванова, выходящего из подъезда. Мне невольно хочется тут же изобразить гражданина Петрова, входящего в этот подъезд. А вот со всякими сводами документов, с сухими, казалось бы, текстами, наоборот, замечательно получается. Тот же Уголовный Кодекс уже три раза рисовал. Налоговый умудрился оформить. Сейчас есть предложение проиллюстрировать Гражданский Кодекс. Пока затих и присматриваюсь.

Занятно. Есть еще один большой вопрос. Он называется "Интернет". Вот ты когда начинал, такого явления не было, а сейчас уже больше 10 лет живешь в новой информационной эпохе. Как глобальная сеть повлияла на твое творчество, как повлияла на твою известность? И еще один, видимо совсем отдельный вопрос, как интернет повлиял на карикатуру в целом в России, в мире? Можно ли вообще говорить о таком влиянии?

Всякое новое становится со временем делом привычным. Иногда уже и надоедает. Хотя всё равно, уже без интернета почти невозможно. Я вот уже полгода не выпиваю, а без инета пока только пару недель смог обойтись.

Касаясь профессии, да, конечно, - это пока ещё неподцензурное пространство. Попадая в него, становишься отчаянно смелым. Видя все эти "фотожабы" на политиков, беспощадные реплики, картинки, и тому подобное, поначалу тихонько приходишь в состояние изумления. А потом всё равно становишься сам собою.

"Царь-ботинки". Карикатура: Алексей Меринов (из не пошедшего в печать)

Я "этап смелости и подвигов" миновал давно. Во времена распада СССР и последующих событий. И сколько перерисовал вождей, президентов, руководителей их сподручных... уже и не сосчитать. Теперь же меня больше интересуют несколько другие вещи: как поточнее раскрыть тему. Как избегая "изображения в лоб" нарисовать так, чтоб ни у кого не осталось сомнения в том, о чем или о ком это. В конце концов, те же басни-то, написанные фиг знает когда, до сих пор вспоминаются и цитируются. Хотя, хочу подчеркнуть, иногда наоборот - именно в лоб.

А известность для художника, на мой субъективный взгляд, это, прежде всего, когда твои рисунки востребованы. Хотя, конечно, слаб человек, и от рюмки, которую тебе предлагают "за славу народную", отказываться не стоит. Ах да, забыл, я ж не пью...

Но в целом, на карикатуру, сеть повлияла? Я могу конкретизировать вопрос, все эти фотожабы, демотиваторы - не они ли являются новой карикатурой, которая вытесняет твои, Ёлкина и Бильжо рисунки из СМИ? Ну, и, правда, зачем они там, если и так весь интернет в картинках-ржачках, нет?

Не-а. Это же не новое. Это, как раньше говорилось - "народное творчество масс". Оно было всегда. На стенах пещер, в лубках, и на заборах (исключительно как удобная площадка для изображения, никакого бранного смысла нет), и в анекдотах. Сегодня фотожабы. Завтра, с появлением новых технологий, появится что-то ещё. Но это идет параллельно той, аутентичной карикатуре. И потому, что часто это обезличенная вещь. Вот, под картинкой стоят имя-фамилия автора. Это есть штучное произведение. Это его, автора, взгляд, его позиция, что там ещё.

Победить карикатуру, как и всю сатиру (ох, не люблю я это слово) может только запрет. В том числе и в интернете. Как и остальное всё живое, "взлохмаченное", не рядами и шеренгами выстроенное. Раньше был уверен, что это невозможно. Теперь, глядя на игры Роскомнадзора, уже так не думаю.

Хотя, был же самиздат при коммунистах.

А своя версия есть, почему карикатура уходит из СМИ? Ведь по каким-то причинам клуб карикатуристов "МК" перестал существовать? Должно же этому быть объяснение?

Жень, клуб перестал существовать совершенно не по политическим причинам. Все выросли и разбежались по различным СМИ. Потом такой же клуб был в газете «Совершенно секретно», но и там недолго продержался... а по поводу - почему уходит карикатура из СМИ - я ж говорю, не хотят редакторы по ушам получать.

Как сегодня развивается карикатура? Где конкурсы карикатуристов? Призы? Спецкурсы в художественных учреждениях? Существуют ли они? Общаетесь ли вы с собратьями по цеху? Обсуждаете ли это? Что вообще обсуждаете?

Я совершеннейшим образом "погряз" в делах газетных. Для человека ленивого и нетерпеливого, коим я являюсь, это просто идеальная ниша. Когда-то работал в театре, участвовал в постановках спектаклей. Полгода над одним проектом! Сейчас кажется фантастикой. А тут и неудачи переживаются легче и быстрее. Уже и не помню когда участвовал в каких-либо конкурсах. Да и у нас в державе их немного. Когда-то, в 90-е, был замечательный фестиваль сатиры и юмора. "Золотой Остап". Проходил в славном городе Санкт-Петербурге. Там была и отдельная номинация в карикатуре. Постепенно он как-то увял. Что у нас сейчас, даже, к стыду своему, и не в курсе. Боюсь, не слишком совру, сказав, что не в лидерах мы по количеству подобных праздников. Раз в год 1 апреля выставляются художники в свой "профессиональный праздник". Но, поскольку, у меня в конце марта день рождения, должен честно признаться - редкий я гость на этом празднике...

Общаюсь с коллегами нечасто. В основном, со "старой гвардией". Иногда переписываемся с замечательным Сережей Тюниным.

У меня как-то получилось, что дружу не по профессиональному признаку. Среди музыкантов, допустим, друзей поболее. Есть ещё одна категория - футбольные болельщики. Но это периодически, драма для семьи. Не будем о грустном.

Что в текущей ситуации, по твоему личному мнению, ждет карикатуру ближайшие лет 10-15? Еще большее угасание?

Десять лет?! Да я не могу знать, что завтра ждет. И далеко не только карикатуру. У нас, в эпоху стабильности, может случиться всё, что угодно. В любой момент. Кинематографистам уже указали светлый путь. Музыканты у нас тоже порой, приезжают в глубинку на гастроли, а там вдруг концертный зал накануне свинкой заразился сам собой.

Правда, у нас немного по-другому. Я что-то не видел парадных картинок, прославляющих власть. Да это уже будет какой-то другой жанр. А сохранение карикатуры как жанра не от художников зависит. Точнее, не только от них. При всём уважении к виртуальной реальности, остаюсь сторонником "бумажных" СМИ. Поэтому, и редакторы тут в спайке идут. В конце концов, они решают, что будут видеть читатели, а что убежит в рунет.

Известный художник-карикатурист - о творчестве «в законе», карикатуре «на доверии», экзотической Камасутре и счастье ничегонеделания.


Вышло в свет неожиданное издание - «Иллюстрированный Уголовный кодекс Российской Федерации». Свод статей украсили рисунки художника Алексея Меринова. С художником встретился корреспондент «Известий».

Зачем вы взялись за столь странную работу?

Была куча картинок, нарисованных в разные годы. На исконно-посконную отечественную вечную тему: «Воруют». Рисунки не самые плохие. Было желание как-то их сохранить, поскольку в газете они живут один день. Путем поисков и застолий родилась эта идея. К моему удивлению, довольно живучая. Ибо это уже третье переиздание.

Попадает ли факт такого деяния под какой-нибудь из законов?

Дело не в самих законах - в их толковании. Есть, допустим, ст. 261 - «Уничтожение или повреждение лесных насаждений», бумаги-то сколько потрачено для этой книги. Или, может случиться, мои иллюстрации принесут какому-нибудь чиновнику невосполнимые моральные страдания. Так что гениальный постулат «был бы человек, а статья для него найдется» не отложен в дальний ящик.

Случалось ли вам, «русскому художнику и матросу», как вас кличут в соцсетях, нарушать закон?

Слаб человек. Но ничего такого, из-за чего стоит срочно надевать парик и на лыжах пересекать Финский залив, за собой не припомню. Иногда слишком буйно отмечал победы любимого клуба. Но в основном за пределами нашей Родины. То есть берегу я ее, любимую.

На вас обижались за ваши работы? Может быть, подавали в суд или хотели побить?

Суды были, в Москве все выиграны. В регионах - по-разному. Однажды большой дядя-чиновник углядел в Буратино себя. Этакий сеанс саморазоблачения. Проиграли с редакцией сей суд, но пока живы. Ну а чтобы в лоб получить - в художниках состоять необязательно. Достаточно быть «не с нашего района», а то и «за просто так». Вариантов, как в Уголовном кодексе, - на все случаи жизни.

Кстати, о Буратино. Чем он вам так мил?

Как последний негодяй цепляется за патриотизм, так и я, оформляя экономические, в особенности, статьи, спасаюсь пародиями или авторскими версиями сказок, басен и прочего фольклора. Потому что ни черта в этой экономике не разбираюсь. Тем более что тот же деревянный человечек - крендель интереснейший. Ну полено же поленом, а пять золотых имеет! Да к тому же сказки-то и басни, лелею надежду, знает большинство.

Есть ли реакция на ваши карикатуры от сильных мира сего?

Я сознательно избегаю дружеских отношений со всякого рода начальниками, политиками и функционерами. У меня приятель есть, повоевавший в разных горячих точках. Навсегда запомнил его слова: «Никогда не общайся с пленными. Прикажут его расстрелять, а ты уже всю судьбу его знаешь до третьего колена. Бац - рука и дрогнула». Я в том смысле, что общаешься ты с этим самым «сильным», потом он что-нибудь учудил - и всё. Тут ты весь на измене: рисовать надо, а жалко.

Бывает ли, что у вас опускаются руки и падает карандаш, скажем, когда речь идет об очередной сюрреалистической инициативе какого-нибудь депутата?

В большинстве случаев, наоборот. Специфика «производства» - чем дурнее флюиды, тем реже падает карандаш. Хотя, честно, бывает, что чувствуешь всю свою бесполезность, прочитав про очередной кульбит «кумира». Видишь в его действиях или словах абсолютное совершенство. И добавить тебе к этому уже нечего. И таких перфекционистов все больше и больше. Пойдет так и дальше - точно придется цветочки рисовать.

Что в таком случае включается - юмор или злость?

Хочется, чтобы включился юмор, зачастую, увы, превалирует злость. Юмор - вообще сложная штука, несмотря на кажущуюся легкость. Юмор в области политики сложнее в несколько раз. Я страшно не люблю слово «сатира», затертое и опошленное во времена «борьбы с отдельными недостатками». В массовом понятии карикатура - это обязательно «ржака». Почему? Совсем необязательно она должна веселить до упаду. Это просто рисунок, наполненный сюжетом, логикой, смыслом, порою парадоксальным. И злость, кстати, не так уж и плохо. Тут надо грань найти, отделяющую ее от злобы. Есть такая грань, я знаю. Не всегда, правда, видна.

Что нужно художнику для работы в вашей стилистике, помимо юмора, и почему у нас этот жанр не так развит в отличие от Штатов, где есть даже военные художники-карикатуристы?

А много ли в официальной бумажной прессе карикатуры? С каждым годом она оттуда потихоньку «вымывается». И редакторам лишний зуд ни к чему, и издание на их наивный взгляд выглядит посолиднее. Нужна одна, очень простая, но важная вещь: доверие между художником и редактором. Очень многие уходят в интернет. Там раздолье: нарисовал, пару клавиш нажал - и всё, «в печать». Правда, иногда планка ниже плинтуса.

Вы большой любитель рока и блюза. Не хотите оформить чей-нибудь альбом?

На заре нашей дружбы с Сережкой Вороновым (Crossroadz) было несколько попыток совместной работы. Но поскольку наши с ним художественные советы проходили в музкабаках, их итоги твердо и четко доложить не могу. Кстати, многие музыканты рисуют отлично. Поэтому пусть кумиры мои остаются таковыми, а я - в зале, в первых рядах, как всегда восторженный и с двумя «гиннессами».

Артисты, как известно, зарабатывают на корпоративах. С какой коммерческой тематикой, возможно, комической, но высокобюджетной, обращались к вам?

У меня каждый год с сентября по декабрь - елки. Новогодние календари и прочая праздничная полиграфия. Правда, у некоторых бывших заказчиков существовали иллюзии о том, что если платишь, то лучше всех знаешь, что и как художник должен изобразить. Этим - горячий привет и до свидания. Были и экзотические заказы, например Камасутра. Пока в процессе, чую, в вечном.

Кого из карикатуристов вы почитали за учителей и готовите ли себе преемника?

Своими учителями считаю Златковского, Пескова, Дубова, Макарова, Тюнина, Теслера. Прекрасен петербуржец Виктор Богорад. Именно они закладывали еще в советские годы то, что принято называть современной карикатурой. Или проблемной графикой. Или парадоксальным рисунком. Что касается преемника, я не настолько мастеровит, хотя, конечно, ассистента не хватает. Чтоб карандаш заточил, а лучше - в кулинарию сбегал.

Что для художника Меринова самое любимое в жизни? Иными словами, чему бы он посвятил не карикатуру, а полноценное полотно?

Ничегонеделание - день, когда тебе не надо читать, смотреть, слушать все эти новости и прочие ужасы. Это такой кайф! Полотно еще не готово, но буду еще долго его писать. Ибо как закончится, тут и наступят растерянность да старость. Оно нам надо?




Top