Интересные факты из истории фамилии широкая. Интересные факты о фамилиях

Правообладатель иллюстрации Adrian Storey Uchujin

Японцы не спят. Японцы не дремлют. Они практикуют инэмури. Обозреватель решил разобраться, что это такое и как с этим можно жить.

Японцы не спят. Так говорят в первую очередь сами японцы. Разумеется, это неправда. Однако это очень интересное заявление с социокультурной точки зрения.

Впервые с таким интригующим отношением ко сну я столкнулась в свой первый приезд в Японию в конце 1980-х годов.

В то время там в самом разгаре был спекулятивный бум, который позже окрестили "экономикой мыльного пузыря". Соответственно, и повседневная жизнь била ключом.

Все дни у японцев были заполнены работой и развлечениями, так что на сон времени практически не оставалось.

Некоторые спали стоя, и, судя по всему, это никого не удивляло

Ритм жизни этой эпохи точно схвачен в невероятно популярном рекламном слогане тех лет, восхваляющем достоинства одного энергетического напитка: "А ты можешь продержаться 24 часа? / Бизнесмен! Бизнесмен! Японский бизнесмен!"

Многие жаловались: "Мы, японцы, сумасшедшие - нельзя так много работать!" Но и в этих жалобах слышались отголоски гордости за свой народ, который оказался усерднее - а значит, нравственно выше - всего остального человечества.

Однако при этом во время своих ежедневных поездок на метро я наблюдала, как бесчисленное множество людей дремлет в поездах. Некоторые спали стоя, и, судя по всему, это никого не удивляло.

Правообладатель иллюстрации Adrian Storey Uchujin Image caption Антрополог Бригитта Штегер обнаружила, что японское общество более терпимо к "досыпанию" в общественных местах - это явление известно как "инэмури"

Такое отношение показалось мне противоречивым. Положительный образ трудолюбивого японца, который жертвует своим ночным сном и не позволяет себе валяться в постели по утрам, по-видимому, сочетается с повсеместной терпимостью к инэмури - возможности подремать в общественном транспорте, на совещаниях, уроках и лекциях.

Похоже, что мужчины, женщины и дети здесь совершенно не стесняются засыпать когда и где угодно.

Если сон в кровати или на матрасе футон считается признаком лени, почему же на мероприятии или тем более на работе вполне можно прикорнуть без риска прослыть разгильдяем?

Какой смысл разрешать детям сидеть допоздна за уроками, если это значит, что на следующий день они будут клевать носом в классе?

Эти противоречия и побудили меня подробнее рассмотреть тему сна в своей кандидатской диссертации несколько лет спустя.

Начиная со Средних веков выражение "поздно ложиться и рано вставать" стало синонимом понятия добродетели

Но сначала мне пришлось выдержать столкновение с предрассудками - многие считали эту тему недостаточно серьезной для научного исследования. Такое отношение сразу показалось мне странным.

Ведь исследование сна позволяет раскрыть как многогранность его значения для общества, так и установки, связанные с ним – в том числе идеологические. Анализ бытового уклада, связанного со сном, и соответствующей лексики помогает выявить убеждения и ценности.

Судя по моему опыту, именно такие повседневные и на первый взгляд естественные события, над которыми люди обычно даже не размышляют, и отражают устройство любого общества.

Правообладатель иллюстрации Adrian Storey Uchujin Image caption Мы склонны полагать, что сон традиционно связан с восходом и заходом солнца, но суточные биоритмы всегда были значительно сложнее

Мы часто принимаем как аксиому, что наши предки "естественным образом" ложились спать с наступлением темноты и вставали с восходом солнца.

Однако время сна никогда не определялось таким упрощенным способом - ни в Японии, ни где-либо еще.

Существуют документальные подтверждения того факта, что еще до изобретения электричества люди в Японии подвергались порицанию за то, что засиживались допоздна за беседой, попойкой или другими развлечениями.

Однако при этом тогдашним ученым - особенно молодым самураям - ставилось в заслугу, если они жертвовали сном ради учения, несмотря на всю неэффективность этой практики - ведь ночью они жгли лампадное масло, а днем часто засыпали на лекциях.

Привычка время от времени дремать в течение дня практически не упоминается в исторических источниках - по-видимому, это явление воспринималось как нечто само собой разумеющееся.

В Японии врачи настаивают, что совместный сон с детьми помогает тем обрести уверенность в себе и вырасти самостоятельными и социально адаптированными

О том, как кто-нибудь заснул в общественном месте, обычно пишут только в тех случаях, когда это привело к анекдотической ситуации - например, если во время официальной церемонии человек затянул какое-нибудь не то песнопение, не заметив, что проспал добрую половину мероприятия.

Кроме того, судя по всему, люди с удовольствием разыгрывали своих нечаянно задремавших друзей.

В то же время привычка рано вставать явно поощрялась как добродетель, по крайней мере, после распространения в стране конфуцианства и буддизма.

В древних источниках это преимущественно касалось рабочего графика государственных чиновников, но начиная со Средних веков традиция вставать с восходом солнца начала распространяться на все слои общества, а выражение "поздно ложиться и рано вставать" стало синонимом понятия добродетели.

Еще одним интересным аспектом является совместный сон. В Британии родителям часто говорят, что даже младенцам следует выделять отдельную комнату, чтобы они учились спать самостоятельно и привыкали к своему режиму сна.

В Японии, напротив, родители и врачи настаивают на том, что совместный сон с детьми, по крайней мере, дошкольного возраста, помогает тем обрести уверенность в себе и вырасти самостоятельными и социально адаптированными.

Правообладатель иллюстрации Adrian Storey Uchujin Image caption Практика инэмури считается совершенно отличной от ночного сна или даже от привычки прикорнуть днем

Возможно, именно эта культурная установка и позволяет японцам - даже взрослым - преспокойно спать в присутствии посторонних; более того, многие японцы говорят, что в обществе им часто спится лучше, чем в одиночестве.

Этот эффект можно было наблюдать весной 2011 года, когда несколько прибрежных городов были разрушены цунами.

Спасшимся жителям пришлось укрыться в эвакуационных лагерях, где десятки или даже сотни людей жили и спали в одном пространстве.

Несмотря на разного рода конфликты и проблемы, жертвы цунами рассказывали, что такой совместный отдых помогал им обрести хоть какое-то утешение, расслабиться и восстановить свой режим сна.

В определенном смысле инэмури вообще не считается сном

Однако полученный в детстве опыт сна в присутствии других людей сам по себе не объясняет всеобщей терпимости к инэмури, особенно в школе и на работе.

Исследуя эту тему в течение нескольких лет, я наконец поняла, что в определенном смысле инэмури вообще не считается сном.

По мнению японцев, эта практика отличается не только от ночного сна в постели, но и от послеобеденного сна или привычки прикорнуть днем.

Как это понять? Ключ к разгадке лежит в самом термине, который состоит из двух китайских иероглифов: "и", что означает "присутствовать" в ситуации, отличной от сна, и "нэмури" - "сон".

На мой взгляд, для понимания социальной значимости инэмури и правил, которым подчиняется эта практика, полезно вспомнить предложенную американским социологом Эрвингом Гоффманом концепцию "вовлеченности в социальные ситуации".

До определенной степени, вербально или невербально, мы вовлечены в каждую ситуацию, при которой мы присутствуем. Однако мы обладаем способностью разделять свое внимание между господствующей и подчиненной вовлеченностью.

В таком случае инэмури можно рассматривать как подчиненную вовлеченность, с которой можно мириться, если она не мешает соответствующей социальной ситуации, - аналогично грезам наяву.

Несмотря на то, что спящий может мысленно "отсутствовать", он должен быть готов вернуться в социальную ситуацию, когда потребуется его активное участие.

Кроме того, он должен поддерживать видимость соответствия господствующей вовлеченности своим положением тела, жестами, одеждой и так далее.

Правообладатель иллюстрации Adrian Storey Uchujin Image caption Бизнесмен всегда может сказать, что на него "напал демон сна"

Примером может служить практика инэмури на работе. В принципе, в таких условиях требуется внимательность и активное участие, и если человек засыпает, создается впечатление, будто он впал в летаргию и уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Однако подобное поведение также может быть воспринято как следствие переутомления от усердной работы.

Его могут оправдывать тем, что совещания обычно продолжаются долго и часто предполагают просто заслушивание докладов председателя.

Усилие, предпринятое для посещения совещания, часто ценится больше, чем фактические достижения.

Как выразился один из моих собеседников, "мы, японцы, живем по принципу Олимпийских игр: главное не победа, главное - участие".

Усердие, которое выражается в сверхурочной работе и полной самоотдаче, очень ценится в Японии как признак высокой нравственности.

Человек, который старается принять участие в совещании, несмотря на усталость или плохое самочувствие, демонстрирует усердие, ответственность и готовность к самопожертвованию.

Инэмури - или даже притворное инэмури - может использоваться для демонстрации того, что человек усердно поработал

Преодолевая физическую слабость и отодвигая свои потребности на второй план, человек нравственно и умственно укрепляется и наполняется положительной энергией. Такой человек считается надежным и может рассчитывать на повышение по службе.

И если он в итоге не выдержит и заснет от изнеможения, простуды или иного недомогания, его можно извинить, объяснив это тем, что на него "напал демон сна".

Скромность также почитается за ценную добродетель, поэтому хвастать собственным усердием считается неприличным, и для достижения общественного признания приходится изобретать более тонкие методы.

А поскольку усталость и болезнь часто воспринимаются как результат прилежного тяжелого труда, инэмури - или даже притворное инэмури, когда человек просто сидит с закрытыми глазами - может использоваться как знак того, что человек усердно поработал, но сильная воля и высокая нравственность позволяют ему держать свое тело и чувства под контролем.

Таким образом, привычка японцев к инэмури совершенно не обязательно указывает на склонность к лени.

Напротив, это неформальная характеристика общественной жизни в Японии, направленная на то, чтобы обеспечить исполнение своих обязанностей путем временного "отсутствия" в рамках этих обязанностей.

Поэтому это утверждение совершенно справедливо: да, японцы не спят и даже не дремлют - они практикуют инэмури. А это совсем другое дело.

Сегодня встретить человека без фамилии так же сложно, как инопланетянина. А были времена, когда она считалась такой же роскошью, как княжеский или боярский титул. И носить фамилию действительно мог только боярин или князь. Именно за ней, у знатного человека закреплялись земли, которыми он владел. И по ней передавались потомкам — прямым наследникам.

У крепостных крестьян фамилий не было совсем. А когда они стали свободны после реформы 1861 года, то получали их по помещику, за которым числились. Позже в документы стали вписывать фамилии, образованные от отчества человека. Например, «Иванов» означало «Иванов сын» и т.п. Позже списки пополнились новыми, образованными от рода занятий отца. Плотников точно был сыном плотника, а Кузнецов – кузнеца.

Самой популярной фамилией на Украине считается Шевченко. В России больше всего Смирновых, а не Ивановых, как принято думать. В Англии и США первое место удерживает — Смит. В Швеции проживают более 300 000 Карлсонов. Они не имеют никакого отношения к забавному человечку с пропеллером и не считают своим домом крышу. Во Вьетнаме больше трети населения записаны как Нгуен. Ну, а больше всего китайцев – почти 100 миллионов – носят фамилию Ли. Причем у многих из них она совпадает с именем.

Русские дворяне далеко не всегда отличались благозвучными фамилиями. Известно, что род Татищевых получил свою фамилию от слова «тать». Самим носителям такая правда колола глаза, и они придумали другое толкование: мол, не просто «тать», а «тать ищи». Таким образом, уверяли всех Татищевы, их предками якобы были не разбойники, а храбрецы, ловившие этих самых разбойников.

Бывает, что обычная, ничем не примечательная фамилия может приобрести зловещий смысл и стать для своего носителя чем-то вроде проклятия. Именно такие метаморфозы произошли с фамилией Гитлер. До 2-й Мировой войны в Нью-Йорке проживало 22 Гитлера. После разгрома фашистских войск все они исчезли. Разумеется, люди никуда не делись: они просто сменили её.

Сменить фамилию в царской России было не так просто: даже дворянам на это требовалось соизволение государя. А вот священникам, происходившим в основном из низших слоев населении и имевших «неудобные» фамилии наподобие Сукин или Задов, такие перемены разрешались. Но тоже с одобрения — высшим духовенством.

Сегодня девушка или женщина, выходящая замуж, может оставить девичью фамилию, взять у мужа или записаться под двойной. У женщин, живших в 19-м веке, такого права не было: бери мужову – и никаких вольностей!

Иногда причиной массовой смены, становилось историческое событие. Когда началась Первая мировая, многие российские немцы изменили её, приписав к ней русские окончания.

Самая крупная «амнистия» на фамилии в России была объявлена после революции, в 1918 году. Тогда любой носитель неблагозвучной фамилии или человек, которому она не нравилась, мог ее заменить. Так Кобелевы становились Скобелевыми, Дураковы – Дуровыми и т.п. Единственным условием для смены, было совершеннолетие ее обладателя.

Актер Джеймс Белуши любит говорить, что его фамилия родственна казанско-татарскому пирожку – беляшу. И очень гордится этим фактом.

Художник Брюллов на самом деле был французом по происхождению: его настоящая фамилия звучала как «Брюлло». Букву -в, Карл и его брат Александр получили в подарок от императора.

Те, кто изучают голландский язык, веселятся над фамилиями коренного населения. Ведь если переводить их дословно, можно встретить, к примеру, «справляющего малую нужду», «гнилого человека» или «рожденного голым». Виноват в этом безобразии… Наполеон Бонапарт. Захватив страну, он возмутился, что голландцы в основном обходятся одними именами. И повелел им всем придумать себе фамилии. Не лишенные чувства юмора голландцы были уверены, что эти перемены временны, и нарочно записались под смешными, а порой неприличными … . Оказалось, навсегда, а расплачиваться за остроумие предков теперь приходится потомкам.

Интересное о фамилиях

Каждый человек имеет имя и фамилию. Принцип образования фамилий у разных народов свой. Например, в Корее используется всего около 250 фамилий. Самыми распространёнными из них являются Ким, Ли и Пак. Однако большинство однофамильцев не являются близкими родственниками.

Сначала на Руси были только имена как например — Ждан, Ненаша. Фамилии-прозвища бытовали в новгородских владениях с XIII—XIV веков, но долгое время не были общеупотребительными. Обязательные фамилии были введены законом лишь в XVI веке сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства фамилии стали широко употребляться лишь после отмены крепостного права. При этом довольно часто крестьяне записывались под фамилией своих бывших владельцев.

Русские фамилии в основном образованы как отчества от церковных или не церковных имён или прозвищ, например Иван → Иванов сын → Иванов, Волк → Волков сын → Волков. Гораздо реже — от названий местности, например Белозерский от Белое озеро. Другие схемы образования фамилий, например по роду занятий или какому-либо признаку человека, в русском языке менее продуктивны (например, Кузнецов от кузнец), хотя в других языках могут быть гораздо более распространены (например, англ. Smith — кузнец).

Китайская система антропонимики распространена также во Вьетнаме и Корее. Характерной чертой является наличие сравнительно небольших списков возможных вариантов фамилий, подобных Байцзясин («Сто фамилий»), позволяющих судить о фактической кодифицированности китайской фамилии.

В испаноязычных странах используются двойные фамилии. Первая часть — от фамилии отца, вторая — от фамилии матери. В португалоязычных странах также используются двойные фамилии, но порядок употребления прямо противоположен испанскому: первая часть — от фамилии матери, вторая — от фамилии отца.

До 20-го века почти все граждане Швеции, за редким исключением, не имели фамилии — родового имени, передаваемого по наследству несколькими поколениями. При рождении ребёнок, как правило, получал отчество — имя отца с приставкой аналогично исландским. Так же в качестве «фамилии», вместо имени матери или отца, могло даваться какое-нибудь красивое название из окружающей природы, (прозвище), например: «Берёзка» (Björk), «Утёс на озере» (Sjöberg) и т. д. Только в 1901 году был принят закон, согласно которому все граждане Швеции обязывались иметь «фамильное имя», в результате чего шведы были вынуждены записать себе в качестве фамилий у кого что было: одни свое «солдатское имя» (прозвище, использовавшееся в армии — Ask, Asker, Bardun т.п.) другие отчество, третьи прозвище.

Еврейские фамилии чрезвычайно разнообразны. Значительная их часть в основном отражает главный миграционный поток евреев, изгнанных из Испании и Португалии в 1492 г. по инициативе Торквемады из-за своей алчночти и жадности, а также жестокого отношения к испанцам. Там евреи проживали около 1000 лет и после переселения во Францию, Голландию, потом в Германию многие фамилии сохранили испанское или португальское окончание. Вторая группа фамилий, наиболее многочисленная, связана с долгой жизнью в Германии. Третья группа фамилий — у выходцев из Восточной Европы. У евреев, проживавших в Средней Азии, на Кавказе, и др., фамилии часто образовывались на основе местного языка, или по его правилам от ивритских корней, и т.п. Наконец, имеется группа фамилий, связанная с древнееврейским языком. Хотя, традиционно, у евреев носителем родовых признаков считается мать, в странах рассеяния фамилия даётся по отцу.

Фамилии не являются обязательным элементом полного имени человека. Например, в исландском языке фамилии в привычном понимании этого слова не употребляются. То, что по сути выглядит как фамилия, на самом деле является отчеством, то есть Свен Торвардссон является сыном Торварда, а его сын будет иметь «фамилию» Свенссон (Свен + "с" (родительный падеж) + сон «сын»). Подобная система существовала прежде и в других скандинавских языках.




Top