Ивинская ольга всеволодовна. Анализ стихотворения Пастернака «Душа»

«Родина» Евгений Баратынский
Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы,
Пускай другие чтут ревнивый суд невежд,
Свободный наконец от суетных надежд,
От беспокойных снов, от ветреных желаний,
Испив безвременно всю чашу испытаний,
Не призрак счастия, но счастье нужно мне.
Усталый труженик, спешу к родной стране
Заснуть желанным сном под кровлею родимой.
О дом отеческий! о край, всегда любимый!
Родные небеса! незвучный голос мой
В стихах задумчивых вас пел в стране чужой

Вы мне повеете спокойствием и счастьем.
Как в пристани пловец, испытанный ненастьем,
С улыбкой слушает, над бездною воссев,
И бури грозный свист и волн мятежный рев,
Так, небо не моля о почестях и злате,
Спокойный домосед в моей безвестной хате,
Укрывшись от толпы взыскательных судей,
В кругу друзей своих, в кругу семьи своей,
Я буду издали глядеть на бури света.
Нет, нет, не отменю священного обета!
Пускай летит к шатрам бестрепетный герой,
Пускай кровавых битв любовник молодой
С волненьем учится, губя часы златые,
Науке размерять окопы боевые -
Я с детства полюбил сладчайшие труды.
Прилежный, мирный плуг, взрывающий бразды,
Почтеннее меча, полезный в скромной доле,
Хочу возделывать отеческое поле.
Оратай, ветхих дней достигший над сохой,
В заботах сладостных наставник будет мой,
Мне дряхлого отца сыны трудолюбивы
Помогут утучнять наследственные нивы.
А ты, мой старый друг, мой верный доброхот,
Усердный пестун мой, ты, первый огород
На отческих полях разведший в дни былые!
Ты поведешь меня в сады свои густые,
Деревьев и цветов расскажешь имена,
Я сам, когда с небес роскошная весна
Повеет негою воскреснувшей природе,
С тяжелым заступом явлюся в огороде,
Приду с тобой садить коренья и цветы.
О подвиг благостный! не тщетен будешь ты:
Богиня пажитей признательней фортуны!
Для них безвестный век, для них свирель и струны,
Они доступны всем и мне за легкий труд
Плодами сочными обильно воздадут.
От гряд и заступа спешу к полям и плугу,
А там, где ручеек по бархатному лугу
Катит задумчиво пустынные струи,
В весенний ясный день я сам, друзья мои,
У брега насажу лесок уединенный,
И липу свежую и тополь осребренный,
В тени их отдохнет мой правнук молодой,
Там дружба некогда сокроет пепел мой
И вместо мрамора положит на гробницу
И мирный заступ мой и мирную цевницу.

Анализ стихотворения Баратынского «Родина»Жизнь Евгения Баратынского сложилась довольно трагически. Совершив в юности серьезный проступок, он был лишен возможности получить приличное образование и престижное место службы. Молодому человеку дозволялось лишь сделать скромную военную карьеру, и именно этим предложением Баратынский воспользовался, поступив после престижного пажеского корпуса в егерьский полк. Ему пришлось расстаться не только с друзьями детства, но и с родным имением, где прошли детские и юношеские годы будущего поэта. Впереди Баратынского ждала ничем непримечательная военная служба, хотя именно благодаря такому повороту судьбы юный поэт познакомился сДельвигом и Пушкиным. Тем не менее, казарменная жизнь для Баратынского была невыносима, и в 1821 году он записывает в своем дневнике стихотворение под названием «Родина», в котором мысленно переносится в тамбовскую губернию, где находится его родовое имение. Поэт словно бы дает сам себе обещание, отмечая: «Я возвращусь к вам, поля моих отцов». Поэт с нежностью вспоминает домашние иконы, на которые раньше не обращал внимания, и «священный сердцу кров», который еще недавно стремился покинуть как можно скорее. Пожив вдали от родины, юный Баратынский осознал, что только дома он был по-настоящему счастлив и безмятежен. Душевное спокойствие, которому он раньше не придавал особого значения, стало некой самоцелью для будущего поэта, который по воле судьбы вынужден был отказаться от блистательной карьеры. Таким образом, вынуждено лишенный честолюбия, Баратынский пишет: «Пускай другие чтут приличия законы». Этой фразой автор не только намекает на свое бурное прошлое, но и подчеркивает, что лишен зависимости от общественного мнения. Для него намного важнее жить так, как подсказывает внутренний голос. «В кругу друзей своих, в кругу семьи своей я буду издали глядеть на бури света», - отмечает поэт.При этом Баратынский признается, что военная наука ему совершенно неинтересна, и он считает обучение ей пустой тратой времени. «Хочу возделывать отеческое поле», - отмечает автор, озвучивая не только свою мечту стать обычным помещиком, но и вкладывая в эту фразу особый смысл. Автор мечтает о том, что его родовое имение будет процветать и передаваться из поколения в поколение. Именно в этом он видит свою миссию, надеясь, что когда-нибудь в тени роскошных деревьев «отдохнет мой правнук молодой», который спустя много лет «вместо мрамора положит на гробницу и мирный заступ мой, и мирную цевницу».

Борис Леонидович Пастернак

Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.

Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их,

Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах.

Их муки совокупные
Тебя склонили ниц.
Ты пахнешь пылью трупною
Мертвецких и гробниц.

Душа моя, скудельница,
Всё, виденное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратила в смесь.

В 1956 году Пастернак написал стихотворение «Душа», в котором нашли отражение ужасы тоталитарного режима, установленного большевиками после Октябрьской революции. Поэт пропустил через себя трагедию миллионов людей, отсидевших в лагерях, расстрелянных, подвергшихся гонениям. Душа лирического героя в тексте названа усыпальницей для всех «замученных живьем», могильной урной, в которой покоится их прах. В произведении вообще много лексики, в той или иной степени относящейся к смерти и похоронным обрядам: трупная пыль, мертвецкие и гробницы, погостный перегной, скудельница. На протяжении почти сорока лет (от прихода большевиков к власти до 1956 года) душа героя перемалывала все виденное, все бывшее, в дальнейшем ей остается лишь делать то же самое. Что требуется от поэта в столь сложной ситуации? Как может он помочь невинно пострадавшим? Вариантов не очень много - оплакивать да посвящать лирику.

Чтобы лучше понять стихотворение «Душа», нужно обратиться к фактам из биографии Пастернака. В конце 1920-х - начале 1930-х годов в Советском Союзе его творчество было официально признано. Активно издавались сборники поэта. Сам он принимал участие в работе Союза писателей СССР.

Борис Пастернак (справа) на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. 1934 год

Борис Леонидович нередко пользовался своим привилегированным положением. Например, в 1935 году он заступился за сына и супруга Анны Ахматовой. В середине 1936 года отношение властей к Пастернаку резко изменилось. Его стали обвинять в не соответствующем эпохе мировоззрении и отрешенности от жизни. В 1957 году за границей было опубликовано главное прозаическое произведение Бориса Леонидовича - роман «Доктор Живаго». Успех книги спровоцировал травлю Пастернака на родине - его исключили из Союза писателей, требовали выслать из страны, оскорбляли со страниц газет. Положение усугубило присуждение ему Нобелевской премии по литературе в 1958 году.

Чуковские и Пастернаки отмечают присуждение Нобелевской премии Борису Пастернаку

Когда создавалось стихотворение «Душа», еще не был опубликован «Доктор Живаго», не началась травля, но какое-то смутное предчувствие грядущих несчастий есть между строк. Несмотря на это и на то, что в произведении явно превалирует тема смерти, оно проникнуто верой в жизнь. Сам художник и герои его творений бессмертны, как бессмертна душа, как бессмертно настоящее искусство. Недаром одно из предварительных названий «Доктора Живаго» — «Смерти не будет» - слова из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса).




Top