Изображение чиновничества в комедии ревизор. Сатирическое изображение чиновников в комедии н

Мотив неприятия современного образа жизни довольно явно прослеживается во всех произведениях Гоголя. Это и «Тарас Бульба» вместе со «Старосветскими помещиками», где Гоголь обращается к романтизму, как к методу, для того, чтобы на контрасте с прошлым показать всю мелочность и пустоту нынешней жизни. Это и Петербургские повести, где этот мотив настолько явен и силен, что о нем даже особого смысла писать. Это, наконец, и главные (по мнению многих) произведения Гоголя - Мертвые души и Ревизор. Там современную жизнь олицетворяет чиновническое сословие. О нем и пойдет наш разговор.

В Ревизоре чиновники - главные действующие лица, на которых акцентирована вся сатира Гоголя. В «Мертвых душах» несколько иначе. Несмотря на то, что поэма в основном акцентирует свое внимание на помещиках, а не на чиновниках, они, начиная с седьмой главы начинают играть в произведении важную роль, которую нужно понимать, если мы хотим постигнуть весь сложный смысл произведения.

Начнем, пожалуй, с «Ревизора», так как это произведение было написано Гоголем во время написания первого тома «Мертвых душ», и понимание образа чиновников в «Ревизоре» помогают пониманию образа чиновников в «Мертвых душах». Чудо и гениальность комедии, по моему мнению, состоит в том, что Гоголь изобразил образ каждого отдельного помещика так, что тот не теряет свою индивидуальность, но, вместе с тем, представляет из себя часть этого, нелюбимого Гоголем сословия.

У каждого чиновника есть свои отличительные черты и особенности. Антон Антонович, например, не упускает того, что «плывет в руки», хитер, любит присвоить казенные деньги, как случилось со строящейся церковью. Он - одно из главных лиц той философии, которую отрицает Николай Васильевич. Она время от времени проявляется в его фразах в разговорах с другими чиновниками.

Городничий - мошенник, взяточник, который боится только одного - начальства. Поэтому он так и обезумел, когда узнал о приезде ревизора. Страх перед наказанием затмил ему и другим чиновникам разум. Да так, что они Хлестакова , мелкого врунишку приняли за значительного человека.

Не отстают от городничего и другие «отцы города». Судья Ляпкин-Тяпкин — любитель псовой охоты. Берет взятки исключительно «борзыми щенками». Среди других чиновников слывет вольнодумцем, так как «прочел пять или шесть книг» (чувствуется гоголевская ирония). Боится меньше остальных, так как спокоен за то, что в его суд никто и не заглянет. Артемий Филиппович Земляника - «свинья в ермолке», попечитель богоугодных заведений, который держит врача-немца, который ничего не понимает по-русски.

Алогизмы вообще часто встречаются в произведении. Земляника, в конечном итоге, сдает всех своих товарищей Хлестакову, обнажив свою натуру. Лука Лукич Хлопов - человек донельзя глупый и пустой. Является попечителем учебных заведений и вечно жалуется на учителей. Наконец, почтмейстер Шпекин, который проводит досуг, вскрывая чужие письма и читая их. В конечном итоге, эта его «особенность» и раскрывает Хлестакова.

Притом, Шпекин даже не понимает, что совершает нехороший поступок, а боится только того, что вскрывает письма высокопоставленных людей. Несмотря на различия этих людей, они все являются частью некого единого целого. Они все - бездельники и совершенно не заботятся о вверенных им людях. И если опустить всю комичность, то становится действительно страшно.

Что касается, поэмы Гоголя, то тут чиновникам уделена 1-ая глава, а также все следующие за 7-й. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта поразительно точна и выразительна. Он рисует эту действительность поразительно лапидарно, нанося лишь некие «штрихи», по типу вышивающего губернатора и прокурора, о котором нельзя сказать ничего, помимо его бровей. Примечательно также другое.

Николай Васильевич в поэме проводит некую классификацию чиновников. В частности, в первой главе, при описании бала присутствуют «тонкие» и «толстые». Соответственно «толстые» - верхушка, уже в летах, остепенившаяся, извлекающая пользу из своего положения, а «тонкие» - люди молодые, импульсивные. В 7-й главе описана канцелярия, где присутствуют так называемые «низшие» - писари, единственное занятие которых - подслушивать разные истории.

Собакевич дает чиновникам довольно злую, но точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными. Все они - безликая масса, подобная «эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада».

Примечательно их поведение после раскрытия аферы Чичикова и вообще их к нему отношение. Чичиков, мастер общения, сумел, посредством лести расположить к себе каждого из них. А затем, когда его план, из-за Ноздрева раскрылся, чиновники поначалу не верят, а затем начинают боятся за себя и свое место. Да так, что прокурор умирает. После чего и обнаруживается, что у него есть душа. Гоголевская ирония, как всегда ощущается.

Но по-настоящему не по себе становится, когда читаешь «повесть о капитане Копейкине». Ее непринужденный стиль изложения напрямую контрастирует с ее сутью. Человек, приливавший кровь за свое отечество не может получить помощь. Даже самой элементарной. И этому виной чиновники - самые разнообразные. Начиная от губернского секретаря, заканчивая высшим петербургским сановником. Все они холодны к чужому несчастью и судьбе своего государства.

Подводя итоги вышесказанного, мы понимаем, что чиновничество в обоих олицетворяет все то, с чем борется Николай Васильевич. А именно - бесцельность существования, глупость, духовную пустоту и беспредел по отношению к людям. Именно этим и объясняются безликие их образы.

Комедия Н. В. Гоголя Ревизор является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Недоросль Д. И. Фонвизина и Горе от ума А. С. Грибоедова. Ревизор представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века. При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персонажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме. На первой же странице мы узнаем, что фамилия частного пристава Уховертов, а уездного лекаря Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении к ним автора. Кроме того, писатель дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно; Анна Андреевна: воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей; Хлестаков: без царя в голове, говорит и действует без всякого соображения; Осип: слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет; Ляпкин-Тяпкин: человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен; почтмейстер: простодушный до наивности человек. Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, совершенная свинья в ермолке. Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера можно привести и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая сама себя высекла, и Бобчинский, просящий довести до сведения императора, что в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский, и многое другое. Кульминация и следующая за ней развязка наступают очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более неправдоподобным, чем все фантазии Хлестакова. Городничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения: Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…. Чему смеетесь? Над собой смеетесь! бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии. В немой сцене стоят, как громом пораженные, обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, маленьких воришек для удовольствия больших. Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии. Комедия Ревизор сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Император Николай I так сказал о ней: Всем тут досталось, а мне больше всех.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных центров. Размеренное течение жизни взрывает “пренеприятное известие” о приезде тайного ревизора, о котором сообщает в начале пьесы городничий своему окружению. Read More ......
  2. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно Мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки Бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому Русскому человеку. Работа над комедией так Read More ......
  3. Сюжет комедии Ревизор, так же как и сюжет бессмертной поэмы Мертвые души, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ......
  4. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ......
  5. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  6. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” приобрела общественно-важное значение. Автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Местом действия в произведении Гоголь избирает маленький провинциальный городок, от которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Героями пьесы Read More ......
  7. Появление комедии “Ревизор” в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не Read More ......
  8. комедии и в поэме Гоголь обра-тился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, Read More ......
Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Комедия "Ревизор" сразу же стала одним их самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником драматических произведений Островского. Царь Николай 1 так сказал о ней: "Всем тут досталось, а мне - больше всех".

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпиро­ванного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действи­тельное состояние страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в пьесе он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».

В 1836 году комедия была поставлена на пе­тербургской сцене и имела громадный успех. Пьеса Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречи­вые отклики. Реакционные круги боялись влия­ния произведения на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное об­винение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую ос­трым юмором, обличавшую бюрократическую систему имперской России.

Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф - «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - обобщающий, обличительный смысл «Реви­зора». Весь строй пьесы давал понять, что за­холустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до како­го государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдо­подобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосуль­ку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Нов­городе приняли за ревизора.

Развитие сюжета отталкивается от запуган­ности чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову взятку и радуется, что сумел дать, это значит, что тот «свой», то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мунди­рами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь пост­роили, но она сгорела). Все чиновники - по­рождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными инте­ресами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин-Тяпкин не загля­дывает в бумаги, потому что не может разо­брать, где правда, а где неправда. Многолет­няя волокита и взятки - таков суд в этом горо­де. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег (доносы при Николае I были в большом ходу). Смотритель училищ Хлопов - запуганное существо: он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и воль­ной мысли не допустят. На втором плане про­ходят купцы, мастеровые, полицейские - вся уездная Россия.

Типичность персонажей Гоголя в том, что го­родничие и держиморды будут при любом режи­ме. В обрисовке характеров драматург развива­ет традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Реви­зора», Гоголю подсказал Пушкин. Первона­чальное желание «…показать хотя бы с одно­го боку всю Русь» постепенно перерастает в замысел «сочинения полного», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». И, следуя задуманному, в центре поэмы не ге­рой, а «антигерой» аферист Чичиков.

Гоголевский Чичиков - образ необыкно­венный, скорее всего и не образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего первого тома он неуловим, как для по­лиции, так и для людей, с которыми ему при­ходилось сталкиваться.

В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отно­шение писателя к России того времени. Во­прос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Автор строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракур­сах, изображая мертвую Россию, Россию по­мещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию чичиковых.

Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для по­нимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано ос­тавшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом, манерами, обходительностью, тем бо­лее, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив завет отца: «а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь», Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и складыванию копейки. С са­мого начала Гоголь представляет своего ге­роя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод», - пишет Гоголь. И в дальнейшем Го­голь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет собой этот человек. Гоголь пишет: «О себе приезжий, как каза­лось, избегал много говорить, и если же гово­рил, то какими-то общими местами, и с за­метной скромностью». Единственное, чем ав­тор оживляет своего героя, - это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожа­луй, один только Ноздрев произвольно дога­дывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя по­весил на первом дереве», - радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков - авантюрис­ты, только размах разный.

Жадность погубила Чичикова, и остался од­нажды Павел Иванович без должности, без ка­питала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова - это умение не унывать. Его жизненная фило­софия сводится к принципу: «Зацепил - пово­лок, сорвалось - не спрашивай». Уже эти не­большие штрихи портрета Чичикова говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой в планах и чистосердечной в аван­тюре. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании чело­веческих душ, непреодолимая страсть к на­коплению средств не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить «блестящую идею», навестив­шую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с «мертвыми душами» сулила со­лидный капитал.

Чичиков - великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова - в про­жектерстве и обходительности, Ноздрева - в изощренности фантазии, Собакевича - в при­жимистости и индивидуализме, Плюшкина - в «светлой жадности». Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Соба- кевичем и Плюшкиным в их общих чертах.

«Камнем преткновения» Чичикова стала Ко­робочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупо­сти и «дубиноголовости». Кто бы мог дога­даться, что -«черт ее дернет» приехать в город справиться о цене на мертвую душу!

Подлость «притянула» подлость и «захлебну­лась» в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где спотк­нешься, соломку бы подстелил! Общитель­ность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной России часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зрею­щая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других геро­ев черты. Поэтому к выражению «Чичиков - делец-приобретатель», можно было бы доба­вить - «в российских условиях».

«Милый подлец» Чичикова все же остается таковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичи­ков - славный малый, он не перестанет быть дельцом - понятие, в которое на Руси вкла­дывали всегда отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем лег­кую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновре­менно симпатизируя его оптимизму и осуж­дая предмет страсти героя - деньги, которые делают его подлецом.

Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но не только они волнуют писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину бе­решь» - вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в це­лом», а не размеры преступных деяний, ужа­сают читателей. «Потрясающая тина мело­чей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила со­временного человека. Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся ге­рои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя - это символический, «сбор­ный город всей темной стороны». И все же здесь есть светлое явление. Это смех, смех, который должен вылечить душу.




Top