Как эпиграф «Береги честь смолоду» романа А.С Пушкина отрозился в судьбе главных героев. "Береги честь смолоду" (значение эпиграфа к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

1. Жанр произведения.
2. История создания.
3. Замысел и основной сюжет.
4. Судьбы героев и смысл эпиграфа.
5. Значение произведения для современного читателя.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина — произведение оригинальное и спорное. Это и историческая повесть, задуманная еще в 1833 году, и семейная хроника рода Гриневых, и захватывающая история любви двух молодых сердец. Произведение можно причислить также к жанру романа-притчи, так как судьбы главных героев являются прямым подтверждением народной мудрости, вынесенной в эпиграф. Также это роман-воспитание или роман-становление характеров, один из первых в российской литературе, в котором психологически точно и весьма обоснованно описывается изменение характера главного героя под напором жизненных обстоятельств.

Повесть «Капитанская дочка» не даром называют исторической хроникой. В ней представлены не просто исторически значимые лица, но и само действие имеет документальную основу — приказы, выписки, письма, которые с такой тщательностью Пушкин разыскивал в архивах.

Описываемые события происходят на протяжении нескольких лет — с 1772 по 1775 год. Ведется рассказ от имени Петра Гринева, потомственного дворянина, искренне преданного императрице Екатерине II и родине, убежденного в необходимости самодержавия. Воспоминания Гринева (а повесть представляет собой мемуары или воспоминания главного героя) связаны с одним их страшнейших событий российской истории — восстанием Е. И. Пугачева. Это яркая и сложная историческая личность — в центре романа, к нему стремятся все основные сюжетные линии, с ним взаимодействуют практически все герои произведения, только мало кому из них удается уйти живым после встречи с ним.

Гринев не только свидетель, но и участник происходящего вокруг него. Становление характера, признаться, довольно стойкого и прямолинейного, молодого дворянина связано с постоянным испытанием его чести и совести. После отъезда из дома молодой барин постоянно попадает в ситуации сложного нравственного выбора, абсолютно правильного, несмотря на жалкий жизненный опыт. Он заключался только во фразе, сказанной сыну на прощание и вынесенной автором в эпиграф: «береги честь смолоду».

Весь нравственный потенциал героя окончательно раскрывается во время народного бунта. За один только день, проведенный в Белогорской крепости, Гриневу приходится несколько раз выбирать между жизнью и смертью. Молодой, неопытный дворянин, однако, ни разу не идет на предательство во имя спасения собственной жизни в отличие от некоторых, не столь чистых духовно, как он, героев. Но, увидев «русский бунт», «бессмысленный и беспощадный», Гринев серьезно задумался о судьбе русского дворянства. Петр приходит к мысли, что во многом его судьба зависит от отношения к «черному люду», умения принять этот люд если не как равный, то не лишенный самобытности и человеческого достоинства. С точки зрения главного героя, уберечь, спасти Россию от кризиса, способно только мирное и гуманное сосуществование сословий. А это первый толчок к расшатыванию идеального образа монархии и самодержавия.

Символичен и сон Гринева, в котором «страшный мужик, весело поглядывая, приглашает его под свое благословение». Самое главное, решающее и судьбоносное нравственное испытание настигает героя уже в Оренбурге. Получив от Маши письмо, Петр должен сделать выбор между долгом и честью — спасти любимую из осажденного города, где она оказалась в руках негодяя Швабрина или остаться в Оренбурге и выполнять долг солдата, зная, что невинную девушку мучают, и никто не сможет придти ей на помощь. Отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную» стал решающим. Гринев-человек победил Гринева-солдата, дававшего присягу императрице. Он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.

Судьбы героев во многом трагичны, однако финал романа — счастливое воссоединение Маши и Петра — светел и радостен. Пугачева, как это известно из курса истории, поймали и казнили. Большое значение в развязке романа имеет образ Екатерины II, которая пришла на помощь влюбленным, снизошла до «предателя» и пожалела «сиротку». Только благодаря ей и безрассудной смелости Маши, приходившей к императрице во имя спасения своей любви, эта история имеет счастливый финал.

Понятие чести для Гринева превыше всего. Он воспринимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения в своей правоте. Подобное понимание чести было и у отца главного героя, и у капитана крепости, отца возлюбленной Петра.

«Береги честь смолоду, а платье снову» — так говорит народная пословица. Что же хотел сказать автор, вынесший народную мудрость в заглавие своей повести? То что единожды запятнав свою совесть, более не отмоешься. То что следует слушать голос сердца, но полагаться на собственную мудрость холодный ум. То, что каждый человек в состоянии выбрать между честью и долгом и либо сохранить, либо запятнать навеки честь — лучший «наряд» для любого.

Так соблюдал ли Гринев совет отца? Запятнал он свое имя или нет? Конечно, нет, ведь обвинения в предательстве оказались мнимыми. Знакомство с Пугачевым имело подсобой вполне обыденное человеческое желание обогреть ближнего своего, делящего с тобой дорогу и помогающего тебе в непогоду. Да и не мог Гринев сделать другой выбор, зная, что несчастная, безвинная жертва в руках предателя, и нет спасения, никто не поможет ей.

Честь в романе — мерило человечности и порядочности героев, их нравственности и душевной чистоты. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Открытость и искренность героя привела к встрече с Пугачевым — человеком по-своему честным и чистым. В любой истории можно открыть качества характера, ранее неизвестные. Подлые и низкие поступки делают любого человека законченным негодяем. У каждого есть шанс даже в самых тяжелых испытаниях найти выход, не замарав чести.

«Капитанская дочка» – это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (судьбы героев – подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»). Гринев – свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Герой абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Его жизненный опыт ограничился наставлением сурового отца, полученным перед отъездом.

Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.

Гринев понимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь «почитал святынею своей совести».

Итак, честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. И, конечно, эпиграф этот связан не только с Петром Гринёвым, но так или иначе – со всеми героями романа. Например, Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца своим государем и предпочитает погибнуть, до конца выполняя долг коменданта крепости. Для него лучше смерть, чем измена своему долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьевич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву. Воплощением верности и чести является и Маша Миронова. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Открытость и искренность героя привела к встрече с Пугачевым – человеком по-своему честным и чистым. В любой истории можно открыть качества характера, ранее неизвестные. У каждого есть шанс даже в самых тяжелых испытаниях найти выход, не замарав чести.

Вопросы чести и морали и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»

В своём романе Пушкин ставит во главу угла вопросы чести и морали, являвшиеся в те времена одними из самых важных и самых сложных.

Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. У героев романа Пушкина различное понимание чести.

Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью - качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: "Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? - говорит Андрей Петрович своей жене. - Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон". В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: " Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг - Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: " Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…". Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.

Честь для Гринёвых - это человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

Свое представление о чести имеет и предводитель крестьянского восстания Пугачев. Он может зверски расправляться с теми, кто отказывается ему присягать, он жесток и безжалостен. Однако на милость он отвечает милостью. Гринев отдает вожатому заячий тулуп из милосердия, не рассчитывая на награду.

Пугачев в ответ милостиво сохраняет ему жизнь и устраивает его судьбу. Награда значительно превышает оказанную Гриневым услугу. Но Пугачев живет по правилу - «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он, как орел из калмыцкой сказки, готов жить недолго, но ярко. Его честь своеобразна, но своему представлению о человеческом достоинстве он не изменяет.

Понятие чести и долга у Мироновых не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия - примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Она свою жизненную задачу видела в том, чтобы всегда быть рядом с мужем. Она до последнего момента жизни мужа оставалась вместе с ним и погибла, потому что после его смерти уже ничего не боялась и могла называть Пугачева «беглым каторжником». Маша Миронова также видела женскую честь в преданности любимому человеку. Эту преданность она сохраняет и тогда, когда ее мучает Швабрин, и тогда, когда Петруша попадает в немилость. Верность, доброта, искренность, внутренняя чистота - вот главные черты, присущие женщинам в пушкинском романе и сделавшие их настоящими героинями.

В романе есть лишь один герой, не имеющий какого бы то ни было представления о чести, - Швабрин. Причем он бесчестен во всем - и в частной жизни, и в делах общественных. Пушкин полагает, что человек, способный оскорбить женщину, не может быть настоящим дворянином и офицером.

Он нарушает законы чести, человеческого достоинства и тогда, когда оговаривает Машу перед Гриневым; и тогда, когда во время дуэли ранит беззащитного противника; и тогда, когда присягает Пугачеву, конечно же, не веря в его царское происхождение; и тогда, когда принуждает Машу стать его женой; и тогда, когда выдает Пугачеву правду о ее происхождении; и, наконец, тогда, когда в тюрьме оговаривает Гринева. Этот человек не может иметь каких-то черт, оправдывающих его, делающих понятным. Нарушение законов чести для Пушкина было страшнейшим грехом.

Швабрин - полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. "Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча". Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя, выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин - когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу.Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина.

Низость души, зависть и подлость превращают этого человека в тирана, негодяя и предателя. Жизнь воздаёт ему должное, заслуженное наказание за все его гадкие, бесчестные поступки: его, как и Пугачёва, арестовывают, обвиняют в предательстве и приговаривают к казни.

В чём же состоит смысл заглавного эпиграфа романа «Береги честь смолоду»? А именно в том, что человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, не смотря ни на что сохранять верность своим моральным устоям и принципам, отстаивать их, поступать справедливо по отношению к другим людям. Только правдивый, добросердечный, бескорыстный, отзывчивый и смелый человек и имеет право носить это гордое звание. Человечность - это и есть проявление всех лучших качеств как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. У героев - мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятие чести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края, своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, Маши Мироновой) - с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутренней нравственной чистотой.

Именно эти качества в героях оказались сильнее противоположным им злу, лживости, подлости, поэтому добро смогло победить. Главные герои смогли устроить и отстоять собственное счастье. Это послужило им наградой за их мужество, способность выдержать все нелёгкие испытания судьбы, преодолеть опасности и собственный характер.

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): "Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева... У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике... По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели... благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут..."

Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, "которым плюют в глаза, а они утираются" вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове "честь", а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.

О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о "Капитанской дочке" с ее эпиграфом "Береги честь смолоду".

"Вы мне дадите сатисфакцию"

Письмо Пушкина было написано как раз в те дни, когда он работал над "Капитанской дочкой" - повестью о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о любви и ненависти. По большому счету русскому человеку достаточно иметь под рукой одну лишь эту книгу, чтобы в любой момент сверить свои нравственные часы. Стоит хотя бы перечитать диалог Пугачёва и Гринёва:

"- Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины. Как ты думаешь?

Нет, - отвечал я с твердостью. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице..."

"Капитанская дочка" - не только историческая повесть. Это послание Пушкина дворянству, которое после восстания декабристов прониклось страхом, потеряло независимость в мыслях, засуетилось перед монаршим престолом, который решил сделать своей опорой не дворянство, а полицию.

Александр Сергеевич поставил точку в повести 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины. В тот же день он переписал набело стихотворение "Была пора: наш праздник молодой...", чтобы вечером прочесть его однокашникам-лицеистам. "Была пора... мы жили все и легче и смелей..." - вот одна из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям.

Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к самостоятельным мыслям и отважным поступкам, как страх связывает всех и каждого в отдельности, а понятие чести становится декоративной условностью. Пушкин не мог, не хотел присоединиться к притихшему большинству.

Дуэль Петра Гринёва и мерзавца Швабрина была написана человеком, который уже шел на Черную речку.

"- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

А потому, - отвечал он с адской усмешкою, - что знаю по опыту ее нрав и обычай.

Ты лжешь, мерзавец! - вскричал я в бешенстве, - ты лжешь самым постыдным образом.

Швабрин переменился в лице. Это тебе так не пройдет, - сказал он, стиснув мне руку. - Вы мне дадите сатисфакцию.

Изволь, когда хочешь! - отвечал я, обрадовавшись..."

Николаю I вряд ли понравилась эта глава ("Капитанская дочка" появилась в печати в декабре 1836 года), ведь он всеми средствами боролся с дуэлями в армии, называя их "варварскими", беспощадно карая и правых, и виноватых, и дуэлянтов, и секундантов. Правила русской дуэли и правда были необыкновенно жесткими, это был "сумасшедший с бритвою в руке", но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчезал и "вопрос чести".

"Благородство души и чистая совесть"

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..

Итак, "ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". И тут же примеры: "Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови..."

Честь требует крови. Вот почему за словом "честь" эхом следовало слово "дуэль". Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

Нравственность быстрого реагирования!

Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее - завтра утром. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, боясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй таился и соблюдал приличия.

В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу. Богатый повеса прежде, чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии (подробности знаменитой дуэли поручика Чернова, вступившегося за честь сестры, и Новосильцева были известны даже детям).

И опять, и главное - Пушкин!

Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести, а не чего-то другого!

"Клянусь честью!"

"Швабрин переменился в лице". Дуэль с Дантесом должна была переменить не только наглое лицо заезжего гастролера, но и лицо тогдашней общественной жизни, столь похожей на нынешнюю. Сорвать маски приятных деловых улыбок, патриотического пафоса, притворной озабоченности мировыми проблемами и хамской снисходительности к собственному народу.

Но маски остались, а наглец спокойно покинул Россию, так и не поняв, что произошло и кого он погубил.

Всё в тот же день 19 октября 1836 года (вот уж поистине: "и дольше века длится день"!) Александр Сергеевич написал письмо Петру Чаадаеву в ответ на его публикацию "Философического письма": "Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние..."

Но Пушкин не был бы русским дворянином, если бы не продолжил свою мысль: "Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал..."

И уже совсем незадолго до дуэли Пушкин написал князю Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям".

Вот и все, что остается детям: честь и имя.

1. Жанр произведения.
2. История создания.
3. Замысел и основной сюжет.
4. Судьбы героев и смысл эпиграфа.
5. Значение произведения для современного читателя.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина — произведение оригинальное и спорное. Это и историческая повесть, задуманная еще в 1833 году, и семейная хроника рода Гриневых, и захватывающая история любви двух молодых сердец. Произведение можно причислить также к жанру романа-притчи, так как судьбы главных героев являются прямым подтверждением народной мудрости, вынесенной в эпиграф. Также это роман-воспитание или роман-становление характеров, один из первых в российской литературе, в котором психологически точно и весьма обоснованно описывается изменение характера главного героя под напором жизненных обстоятельств.

Повесть «Капитанская дочка» не даром называют исторической хроникой. В ней представлены не просто исторически значимые лица, но и само действие имеет документальную основу — приказы, выписки, письма, которые с такой тщательностью Пушкин разыскивал в архивах.

Описываемые события происходят на протяжении нескольких лет — с 1772 по 1775 год. Ведется рассказ от имени Петра Гринева, потомственного дворянина, искренне преданного императрице Екатерине II и родине, убежденного в необходимости самодержавия. Воспоминания Гринева (а повесть представляет собой мемуары или воспоминания главного героя) связаны с одним их страшнейших событий российской истории — восстанием Е. И. Пугачева. Это яркая и сложная историческая личность — в центре романа, к нему стремятся все основные сюжетные линии, с ним взаимодействуют практически все герои произведения, только мало кому из них удается уйти живым после встречи с ним.

Гринев не только свидетель, но и участник происходящего вокруг него. Становление характера, признаться, довольно стойкого и прямолинейного, молодого дворянина связано с постоянным испытанием его чести и совести. После отъезда из дома молодой барин постоянно попадает в ситуации сложного нравственного выбора, абсолютно правильного, несмотря на жалкий жизненный опыт. Он заключался только во фразе, сказанной сыну на прощание и вынесенной автором в эпиграф: «береги честь смолоду».

Весь нравственный потенциал героя окончательно раскрывается во время народного бунта. За один только день, проведенный в Белогорской крепости, Гриневу приходится несколько раз выбирать между жизнью и смертью. Молодой, неопытный дворянин, однако, ни разу не идет на предательство во имя спасения собственной жизни в отличие от некоторых, не столь чистых духовно, как он, героев. Но, увидев «русский бунт», «бессмысленный и беспощадный», Гринев серьезно задумался о судьбе русского дворянства. Петр приходит к мысли, что во многом его судьба зависит от отношения к «черному люду», умения принять этот люд если не как равный, то не лишенный самобытности и человеческого достоинства. С точки зрения главного героя, уберечь, спасти Россию от кризиса, способно только мирное и гуманное сосуществование сословий. А это первый толчок к расшатыванию идеального образа монархии и самодержавия.

Символичен и сон Гринева, в котором «страшный мужик, весело поглядывая, приглашает его под свое благословение». Самое главное, решающее и судьбоносное нравственное испытание настигает героя уже в Оренбурге. Получив от Маши письмо, Петр должен сделать выбор между долгом и честью — спасти любимую из осажденного города, где она оказалась в руках негодяя Швабрина или остаться в Оренбурге и выполнять долг солдата, зная, что невинную девушку мучают, и никто не сможет придти ей на помощь. Отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную» стал решающим. Гринев-человек победил Гринева-солдата, дававшего присягу императрице. Он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.

Судьбы героев во многом трагичны, однако финал романа — счастливое воссоединение Маши и Петра — светел и радостен. Пугачева, как это известно из курса истории, поймали и казнили. Большое значение в развязке романа имеет образ Екатерины II, которая пришла на помощь влюбленным, снизошла до «предателя» и пожалела «сиротку». Только благодаря ей и безрассудной смелости Маши, приходившей к императрице во имя спасения своей любви, эта история имеет счастливый финал.

Понятие чести для Гринева превыше всего. Он воспринимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения в своей правоте. Подобное понимание чести было и у отца главного героя, и у капитана крепости, отца возлюбленной Петра.

«Береги честь смолоду, а платье снову» — так говорит народная пословица. Что же хотел сказать автор, вынесший народную мудрость в заглавие своей повести? То что единожды запятнав свою совесть, более не отмоешься. То что следует слушать голос сердца, но полагаться на собственную мудрость холодный ум. То, что каждый человек в состоянии выбрать между честью и долгом и либо сохранить, либо запятнать навеки честь — лучший «наряд» для любого.

Так соблюдал ли Гринев совет отца? Запятнал он свое имя или нет? Конечно, нет, ведь обвинения в предательстве оказались мнимыми. Знакомство с Пугачевым имело подсобой вполне обыденное человеческое желание обогреть ближнего своего, делящего с тобой дорогу и помогающего тебе в непогоду. Да и не мог Гринев сделать другой выбор, зная, что несчастная, безвинная жертва в руках предателя, и нет спасения, никто не поможет ей.

Честь в романе — мерило человечности и порядочности героев, их нравственности и душевной чистоты. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Открытость и искренность героя привела к встрече с Пугачевым — человеком по-своему честным и чистым. В любой истории можно открыть качества характера, ранее неизвестные. Подлые и низкие поступки делают любого человека законченным негодяем. У каждого есть шанс даже в самых тяжелых испытаниях найти выход, не замарав чести.




Top