Как изготовить масляную краску в домашних условиях. Готовим масляные краски, кисти и цвета

Проходя по картинной галерее и любуясь произведениями, нарисованными с помощью масла, поражаешься их красоте. «Чем разбавлять масляные краски?» - насущный вопрос для всякого художника, который решил с ними поработать.

Особенности работы с маслом

С маслом всё куда сложнее, чем с гуашью или акварелью. Если при работе с указанными видами достаточно дойти до умывальника и набрать в банку проточной воды для разбавления, то в случае с маслом придется готовить специальную смесь или, по крайней мере, навестить магазин и купить всё необходимое. Однако результат того стоит.

Картины, написанные маслом, зачастую смотрятся дороже, насыщеннее и качественнее. Так что для человека, всерьез решившего освоить этот материал, нет ничего невозможного. Да и сложностей особых не предвидится. Следует лишь выучить незатейливый рецепт. Некоторые художники поступают довольно просто. Вопрос о том, для рисования, не вызывает у них дискомфорта, поскольку они вовсе ничего не добавляют, а пишут субстанцией в оригинальной консистенции. Но подходит этот вариант далеко не всем и лишь в отдельных работах.

Как разбавить краску?

Те, кому густота мешает, все-таки ищут подходящие решения для ее уменьшения. Наиболее логично будет прибегнуть к помощи масла. Оно используется обособленно как отдельный растворитель или в составе изготавливаемой живописцами смеси.

В каждом художественном магазине можно найти пузырек со специальными, уже изготовленными веществами или отдельные элементы для их воспроизведения. В любом случае, когда речь идет о таком типе красок, не удастся обойтись без экстракта поскольку он сам по себе является основой данного материала. Хорошо подходит выжимка ореха, льна и др. У нее нет запаха, что довольно удобно. Прочие растворители этим преимуществом не обладают.

Однако, как у любой монеты, здесь есть и противоположная, отрицательная, сторона: картина будет сохнуть долго. Подыскивая, чем разбавлять масляные краски, лучше отдать предпочтение экстракту льна.

Готовим «тройник»

Полезным будет разбавитель. В его роли часто выступает уайт-спирит. Однако самостоятельно это вещество не применяется. Необходима комбинация со специальным раствором. С его помощью промывают палитру и кисточки. Прямое же добавление его в краску по ходу работы чревато порчей инструментов. Холст может пожухнуть, стать желтым и постареть раньше времени. Заметен значительный ущерб, наносимый ткани. Для данной субстанции стоит отвести отдельную ёмкость. Вполне сойдет бездействовавшая до этого крышечка.

Давая ответ на вопрос о том, чем разбавлять масляные художественные краски, стоит отметить, что из всех составов самым популярным является «тройник». Изготовить его можно в одно действие, просто перемешав составляющие, которые вы найдете в ближайшем специализированном магазине.

Первый его вариант делается на основе мастичного или используемого в льна или конопли, а также разбавителя (уайт-спирит). Все составляющие перемешиваются в равных долях. Существует еще одна вариация смеси, в которой последний элемент меняют на скипидар.

Для чего предназначен живописный и покрывной лак?

Живописный лак выступает в роли добавки, применяемой с масляной краской. Главное, не взять покрывную смесь, она не подходит в данных целях. Назначение - защитить уже написанную картину от внешнего влияния после того, как она подсохнет. Используется лак через год после окончания работы.

Окончательно же масляное изображение считается высохшим лишь по прошествии нескольких лет. На относительное снижение влажности поверхности стоит рассчитывать не ранее, чем через 3 дня. Именно в этот период, прикасаясь к картине, вы уже не рискуете смазать и испортить ее. Большое значение имеет слой, который использовался по ходу работы, а также то, была или влажной. От этого зависит, когда следует использовать покрывной лак. Также немалую роль играет вещество, применяемое для разбавления краски, если к нему, конечно, приходится прибегнуть.

Какой экстракт выбрать?

Опытные художники, слыша вопрос о том, чем разбавлять масляные краски, советуют использовать в составе смеси выжимки конопли и льна по той причине, что это быстросохнущие вещества, образующие плёнку, которая не растворится от органического растворителя (к примеру, воды). В живописи используют материалы и из других растительных культур.

Чем можно разбавить масляные краски, зависит от их состава. Как говорится, клин клином вышибают. Стоит взглянуть на этикетку и разобраться, какое масло входит в состав материала, выбрать и добавить такое же. Как правило, это будет именно экстракт льна или конопли. На их основе изготавливают большинство продаваемых в наших магазинах красок.

Что касается разбавителя, то зачастую в его роли используют уайт-спирит и жидкость Во времена СССР эти и другие составы имели особые номера. Испарение таких веществ происходит быстро, поэтому их хранят в закрытых колбах.

Разбавление с помощью экстракта

Если вы ищете, чем разбавить масляные краски в домашних условиях, но не хотите возиться с составлением «тройника», вам должен понравиться вариант с простым добавлением экстракта растительной культуры. Его льют в отдельную емкость. Лучше всего брать жидкость на основе льна, поскольку она сохнет быстрее остальных. В таком случае вы не будете ощущать посторонних запахов, однако придется набраться терпения, пока картина подсохнет. Мастера живописи, рассказывая, чем разбавлять масляные краски, советуют не злоупотреблять данным способом, поскольку он предназначен скорее для ленивых и тех, кто не очень-то спешит покрыть свое творение лаком. Когда работа кипит и требуется свободное место, проще сделать «тройник». В случае создания подмалёвка имеет смысл обойтись вовсе без масла.

То, как быстро высохнет ваше творение, во многом зависит от толщины слоя, нанесенного по ходу написания картины, температуры и влажности атмосферного воздуха, материала бумаги или ткани и, разумеется, разбавителя («тройника» или экстракта).

Масляная живопись - это один из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Это связано с яркостью и долговечностью работ. Кроме того, работать с этим материалом чрезвычайно легко и приятно. В связи с этим важно знать, чем разбавить масляные краски.

Нужно ли разбавлять масляные краски

Рецепт "тройника"

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить с учетом своих потребностей. Самый распространенный рецепт "тройника" включает в себя следующие компоненты:

  • живописный лак (лучше выбирать даммарный или же мастичный);
  • конопляное, льняное или маковое масло (последнее считается одним из самых прозрачных и чистых);
  • скипидар или растворитель для художественных масляных красок (чаще всего используют уайт-спирит).

Все компоненты смешивают в чистой стеклянной емкости в равных пропорциях. Сосуд должен быть плотно закрыт, иначе растворитель начнет испаряться и утратит свои свойства.

Полезная информация

Начинающие и опытные художники непременно оценят следующие советы.

Никогда не используйте растворители из строительных магазинов, ведь они не только обладают неприятным запахом, но еще и придают краскам оттенок желтизны после высыхания.

Некоторые разбавители делают цвет краски бледным, но по мере их испарения оттенок может снова стать более ярким.

Прежде чем использовать тот или иной растворитель в работе над картиной, поэкспериментируйте на пробном кусочке холста.

Не стоит использовать слишком много разбавителя, ведь масляная краска может стать рыхлой и будет хуже держаться на поверхности.

Для быстрого высыхания используйте скипидар или художественный лак, а если вам предстоит длительная работа, то лучше отдавать предпочтение растительному маслу.

При работе с растворителями (особенно с химическими) надевайте перчатки и марлевые повязки, а также не забывайте проветривать помещение.

Всегда разбавляйте небольшое количество краски, ведь в таком виде она не подлежит хранению.

Если вы хотите придать своей картине приятный аромат, то используйте в качестве растворителя кедровый или пихтовый лак.

Можно ли повторно использовать разбавитель?

Довольно часто художники макают в емкость с растворителем кисточки, испачканные в краске. В результате он становится мутным и, на первый взгляд, абсолютно непригодным к использованию. Грязный разбавитель вполне можно использовать повторно, если провести процедуру фильтрации. Для начала дайте жидкости постоять, чтобы выпал осадок, после чего пропустите ее через бумажный фильтр. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока осадок не перестанет выпадать. Отфильтрованный разбавитель перелейте в чистую стеклянную емкость и плотно закрутите крышкой.

Правильно подобранный разбавитель для масляных красок сделает вашу работу более яркой, а также позволит ускорить процесс высыхания.

Живописные масляные краски состоят из тонко измельченного красящего вещества и связующего вещества — масла. Красящее вещество придает краскам цвет, а связующее связывает частицы красящего вещества в единое целое и удерживает их на поверхности; благодаря ему краски, высыхая, образуют прочные и стойкие красочные пленки.

Качество масляных живописных красок зависит как от чистоты красящего вещества и степени его измельчения, так и от качества связующего вещества — масла.

Чистота цвета , неизменяемость его тона при высыхании и отвердевании красочного слоя, прочность, стойкость, прозрачность и блеск слоя живописной масляной краски находятся в прямой зависимости от качества связующего вещества краски — масла.

Не всегда бывает возможно приобрести необходимую масляную краску, полностью отвечающую всем требованиям к ней живописца в отношении как цвета, так и высыхания образующегося слоя и сохранения им прозрачности, глянцевитости, блеска, а главное, полной неизменяемости первоначального цветового оттенка. Но художник, имея сухие красящие вещества, в особенности природные, из местных месторождений, может сам сделать необходимую ему краску.

Масляные краски приготовляются посредством смешения тонко измельченного сухого красящего вещества с облагороженным маслом и последующего перетирания смеси курантом на каменной доске или на краскотерке до тех пор, пока вся масса не станет совершенно однородной и все частицы красящего вещества не будут смочены равным количеством масла.

Однако, прежде чем стирать отдельные красящие вещества с маслом, необходимо провести некоторые подготовительные операции.

Натуральные земляные и природные минеральные красящие вещества сначала высушивают, а затем измельчают. Измельчение очень твердых веществ надо производить в каменной или в медной ступке. Многие красящие вещества (охры, земли), а также измельченные в ступке минеральные красящие вещества твердых пород (киноварь, лазуритовая лазурь и др.) следует всыпать в сосуд с чистой водой, взболтать и осторожно слить в другой сосуд. Взмученному таким образом веществу надо дать отстояться. При этом мельчайшие частицы его осядут на дно. После этого их высушивают на воздухе, насыпав отмученное красящее вещество тонким слоем на дощатый лоток с бортами. Оставшиеся крупные частицы снова измельчают посредством растирания в смеси с водой на каменной плите. Искусственные красящие вещества обычно бывают достаточно тонко измельчены и нет надобности измельчать их дополнительно. Надо только проверить, не загрязнены ли они посторонними примесями. И если это так, необходимо либо просеять их через мелкое сито, либо произвести отмачивание.

Каменная плита и курант, имеющий форму узкого конуса, выделываются из твердых пород камня: гранита или порфира. Мягкие породы камня, например мрамор и известняк, здесь непригодны, так как при растирании на них красок поверхности стираются и образующаяся при этом каменная пыль смешивается с краской и загрязняет её.

Плита и основание куранта должны иметь совершенно ровную и гладкую поверхность, обеспечивающую хорошую захватываемость красочной массы при её перетирании.

Перетирание красочной массы на плите начинают с того, что на ее поверхность насыпают сухое красящее вещество, предварительно очищенное от различных загрязнений и примесей. В него добавляют немного масла и перемешивают шпателем до тех пор, пока не образуется густая однородная масса, которую затем перетирают курантом. Понемногу в эту массу добавляется остальное масло. Перетирание следует производить, делая равномерные кругообразные движения курантом. Время от времени растекающуюся красочную массу собирают шпателем о плиты и вновь перетирают.

При стирании красок надо иметь в виду, что каждое красящее вещество требует определенного количества масла. Его надо заранее отмерить и затем постепенно вводить в пасту в процессе её перетирания. Ниже приводим таблицу соотношения весовых частей масла, красящего вещества и отбеленного пчелиного воска.

Некоторые красящие вещества, например краплаки и берлинская лазурь, плохо смешиваются с маслом, поэтому к ним прибавляют некоторое количество глинозема, тщательно с ним смешивают, а еще лучше, если осаждают красящее вещество на глинозем и только после этого смешивают его с маслом.

Соотношение частиц масла, красящего вещества и отбеленного пчелиного воска в живописных масляных красках:
Красящее вещество Количество отбеленного пчелиного воска в частях (на 100 весовых частей красящего вещества)
Свинцовые белила 8—14 0,5
Цинковые белила 20—30 2
Охры светлые 45—60 2
Охры тёмные 62—150 1,5—2,5
Сиена натуральная 150—214 1,5—2,5
Кадмий лимонный 30—32 5—6
Кадмий желтый 30—40 5—6
Марс желтый 50—60 2—3
Красная земля 40—50 3—4
Английская красная 35—48 3—4
Марс красный 40—42 2,5—3
Киноварь 20—25 2
Кадмий красный 75—80 2,5
Капут-мортуум 40—55 5—7
Краплак 65—68 0,5—0,8
Ультрамарин 32—52 7
Церулеум 24—35 5—6
Кобальт синий 65—76 5—6
Кобальтовая сине-зелёная 38—40 5—6
Кобальтовая зелено-синяя 23—24 5—6
Берлинская лазурь 65—80
Зелёная земля 80—100 1,5
Волконскоитовая зелёная 97—116
Глауконитовая зелёная 85—95 2
Изумрудная зелень 80—100 1—2,5
Окись хрома 20—31 6—8
Кобальт зелёный 13—18 6—8
Коричневая земля 27—46 6—8
Марс коричневый 45—59 2—3
Охра жженая 45—55 4—5
Сиена жженая 160—180 2,5
Умбра натуральная 50—100 2,5
Умбра жженая 90—95 2,5
Кобальт фиолетовый 100—120 6
Шунгит 50—72 2,5—3
Кость жженая 90—98 1

Отдельные красящие вещества, например ультрамарин, нельзя хорошо стереть только с одним маслом, так как полученная при этом паста липнет, тянется нитями, плохо ложится на грунт. При стирании такого рода красок надо добавить в масло небольшое количество воска или воскового раствора, приготовив его посредством растворения натурального пчелиного воска в скипидаре и последующего смешения с подогретым маслом. Воск необходимо предварительно выбелить. Для этого его мелко настругивают и выставляют, ничем не прикрывая, на две-три недели на солнце. Отбеленный воск растворяют в горячем скипидаре до тех пор, пока он не разойдется в нем полностью, и в виде горячего раствора вводят в красочную пасту при ее перетирании. На 100 весовых частей масла надо взять 27 частей скипидара и 7 частей отбеленного воска.

В тех случаях, когда художник по тем или иным причинам не в состоянии сам изготовить краски, а качество готовых фабричных красок его не удовлетворяет, можно заменить в готовых масляных красках фабричное масло своим, облагороженным маслом. Делают это следующим образом: открывают нижний конец тубы и выдавливают из нее всю красочную пасту на кусок картона; дают пасте в течение 6—10 часок обезмаслиться, а затем снимают ее с картона шпателем, тщательно перетирают на палитре или стекле с облагороженным маслом и помещают обратно в тубу. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы перетираемые краски имели соответствующую консистенцию. Дело в том, что не все красящие вещества требуют одного и того же количества масла: одним из них его нужно больше, а другим меньше.

П. П. Кончаловский, перетирая свои краски с облагороженным маслом, руководствовался следующей нормой соотношения сухого красящего вещества и облагороженного масла:

Красящее вещество Количество масла в частях (на 100 весовых частей красящего вещества)
Свинцовые белила 8
Цинковые белила 16
Охра светлая 32
Сиена натуральная 100
Сиена жженая 43
Кадмий желтый 32
Киноварь 15
Земля красная 40
Кадмий красный 80
Краплак красный 70
Ультрамарин 32
Кобальт синий 55
Церулеум 26
Волконскоит 85
Изумрудная зелень 60
Окись хрома 16
Кобальт зелёный 15
Умбра натуральная 60
Умбра жженая 50
Феодосийская коричневая 35
Марс коричневый 42
Кобальт фиолетовый 200
Кость жженая 90

Перетирая краски на облагороженном масле, надо брать для красок светлых тонов только подсолнечное масло, которое при высыхании совершенно не желтеет, а для красок темных тонов — льняное, которое, высыхая, немного желтеет. Необходимо также помнить, что перетирать краски можно только на облагороженных маслах достаточно жидкой консистенции, а не на сильно загустевших.

Самодельные краски

Материал будет полезен родителям, учителям, педагогам дополнительного образования.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились рисунки первобытных людей, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.


Состав красок.


Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона "Дмитрий Солунский". Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.



Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск.


Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.


Проанализировав статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Рецепты самодельных красок:
1. Рецепт.
1 ст. ложку муки, 2-3 ст. ложки соли, 50 г. воды с пищевыми красителями, 1 ч. ложка растительного масла. Все составляющие смешать и взбить до густоты сметаны. Связующим элементам этих красок является масло. Приготовленные краски очень похожи на гуашь.


2. Рецепт.
1. Высыпать в миску 1 ст. соды.
2. Очень медленно влейте туда же 3/4 стакана уксуса. Не добавляйте все сразу, будет слишком много пузырей.
3. Как только уксус и соды перестанут булькать, перемешайте их венчиком.
4. Отмерьте и добавьте 2 столовые ложки кукурузного сиропа в смесь.
5. Затем добавьте в 1 стакан крахмала. Тщательно взбейте всю смесь венчиком, чтобы она хорошо перемешалась.
6. Залейте смесь в формочки для льда.
7. Окуните палочку в пищевой краситель, а затем в один из отсеков формочки.
8. Используйте палочку, чтобы смешивать разные цвета пищевого красителя в каждом отсеке. Не забывайте, вы можете комбинировать цвета: красный и синий создаст фиолетовый, желтый и синий создаст зеленый, из красного и желтого получится оранжевый.
9. Когда все краски будут смешаны, поставьте их в безопасное место, чтобы они высохли - на это понадобится около 2 дней.
10. Как только ваши акварели высохли, они готовы к использованию точно также как краски из магазина, но без тайных ингредиентов.

В нашей семье все кроме папы рисуют понемногу. Владушка любит гуашь и акварель. Макар осваивает пальчиковые краски, мама Галя раскрашивает раскраски акриловыми красками. Даже дедушка красит забор масляной краской. Оказывается красок очень много.

Перед создание краски нужно разобраться из чего же она вообще состоит. Будем рассматривать краски художественные (для рисования). Любая краска состоит из основы и пигмента.

Для каждой краски своя основа. Так в масляной краске — это масло (обычно льняное), в акварели и гуаши — клей, в акриловых красках — полимер.

Пигменты же бывают синтетические, то есть полученные химическим способом, а также минеральные — это камни, природные — это глина и органические — из растений.

Наши пальчиковые краски будут на соляно-муко-масляной основе с органическим пигментом;)

Для приготовления домашних пальчиковых красок нам понадобятся:

  • мука 0,5 кг,
  • соль 5 ст.ложек,
  • растительное мало 2 ст.ложки,
  • вода,
  • блендер,
  • морковь,
  • свекла,
  • апельсин,
  • пищевые красители.

Для основы наших красок смешали муку и соль, добавили немного воды и масло. Размешали все очень тщательно, что бы не было комочков. Лучше это делать с помощью блендера. Должна получиться масса с консистенцией сметаны.

Приступаем к приготовлению красящих элементов. Для оранжевой краски натираем на терке морковь, отжимаем сок. Для красной — тоже самое проделываем со свеклой. Выжимаем сок из апельсина — это будет основа светло желтенькой краски.

Во всем этом действе главное процесс смешивания, натирания и выжимания

Бесцветную основу раскладываем по стаканчикам, в каждый из которых добавляем фруктово-овощные соки. Захотелось еще зеленого и синего цветов, которые сделали с помощью пищевых красителей.

Конечно же потом нарисовали рисунки с помощью самодельных красок.

Красим носки

Существуют текстильные краски, с помощью которых окрашивают ткани по специальной технологии. Конечно с ребятами мы не стали использовать настоящие краски, а просто обозначили возможность окрашивания ткани. Для окрашивания использовали пищевые красители. Объектам изучения стали белые носки и белые платочки.

Один носок окрасили в синий цвет, другой в желтый. С помощью платочков продемонстрировали возможность получения нового цвета. Так, желтый платочек отправился в синюю краску и стал зеленым.



Кондитерские краски

Кондитерских красок существует множество. Их можно отнести к пищевым. Я не великий кулинар и не пользуюсь пищевыми красителями по назначению. Исключение составляют дни перед Пасхой, когда пищевыми красителями окрашиваем яйца. Для занятия с ребятишками взяли сахарные карандаши в тюбиках. При надавливании из тюбика выползает цветная сахарная глазурь, как маленький червячок Этой глазурью мы украшали печенье. Есть еще пищевые фломастеры. По факту они оказались очень неудобны для раскрашивания печенья, так как слишком тонкие.

Вот еще несколько познавательных опытов с цветом.




Top