Какие произведения написал герцен. Александр иванович герцен

Оглавление [Показать]

Язык мой - враг мой (прежде ума глаголет)

ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ (ПРЕЖДЕ УМА ГЛАГОЛЕТ). О несдержанности в высказываниях у в выражениях, о привычке говорить лишнее во вред себе. Однако ж нам пора. Ведь я рассказ Готовил,- а шучу довольно крупно И ждать напрасно заставляю вас. Язык мой враг мой: все ему доступно. Он обо всем болтать себе привык! Пушкин, Домик в Коломне (из ранних редакций). Хоть мне и не хотелось с ней ссориться, ну да что делать? язык мой - враг мой. Островский, Старый друг лучше новых двух.- Ну, вот уж и «шпионитИ Какие у вас, право, глупые слова всегда наготове… Вот от этого-то мне и неудивительно, что вы часто за них попадаетесь… язык мой - враг мой. Лесков, Смех и горе.- Какая голова у вас, Виталий Кузьмич! Ах, какая голова!.. Если бы к этой голове да другой язык,- цены бы вам не было…- Так, змий-искуситель, так! Язык мой - враг мой. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. Скудость языка - первый признак равнодушия писателя и к народу, и к стране, сколько бы этот писатель ни бил себя в грудь и ни произносил громких слов. В этом случае старинное выражение: «Язык мой - враг мой» получает новое и острое содержание. Паустовский, Большие надежды.
- Вы мне когда-то говорили, что он племянницу обобрал, в казне воровал..- Помолчи, помолчи об этом,- торопливо отозвалась бабушка,- помни правило: «Язык мой - враг мой, прежде ума моего родился!» Гончаров, Обрыв.
- Симони: Языкъ мой -врагъ мой, прежде ума моего рыщет; Снегирев: Я з ы к враг, прежде ума глаголет; Язык наш враг наш; Даль: Язык мой враг мой: прежде ума г л а г о л ет; Михельсон: Я з ы к мой - враг мой: прежде ума глаголет; Рыбникова: Язык мой - враг мой.

29 апреля в Академическом лицее были подведены итоги конкурса эссе среди 6 классов «Язык – мой друг, мой враг – язык», который прошел в рамках недели русского языка и литературы. Свои рассуждения младшие лицеисты готовили под руководством опытнейших педагогов Ю.Г. Поляковой и Д.З. Сулеймановой. Места распределились следующим образом. Обучающиеся Юлии Григорьевны Поляковой: Гран-при — Коновалова Яна, 6Б, 1 место — Реунова Валерия, 6Б, 2 место — Музафарова Ксения и Жданова Ксения, 6Б, 3 место — Антипина Ева и Исакова Алена, 6Б. Обучающиеся Диляры Закировны Сулеймановой: 1 место – Кривоносова Дарья, 6В, 2 место– Осмирко Ульяна, 6В, Ларина Дарья, 6В, Болотная Ирина, 6А,3 место – Меркулов Андрей, 6А, Чевычелов Максим, 6А, Ханина Виктория, 6А, Радченко Юлия, 6А. Поздравляем ребят с прекрасными работами. А всем вам предлагаем ознакомиться со спорной, противоречивой и интересной темой «Язык и Я» в исполнении победителей. Начнем с обладательницы Гран-при – Яны Коноваловой.

Каждый человек хоть раз задумывался о значении языка. Не в физическом плане, а в интеллектуальном. Какое значение имеет язык (речь) в нашей жизни? Как он нам помогает? Как мешает? Все эти вопросы посещали нас, наших предков и будут посещать наших потомков, заставляя их размышлять.

Есть много народных пословиц типа: «Враг мой – язык мой», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Словом можно убить, а можно воскресить». Думаешь, ну зачем, зачем так много пословиц с одинаковым, синонимичным смыслом? А затем, что язык занимает большое место в нашей жизни. Что мы без языка? Что без языка Россия? Правильно, ничего. Не будет языка, не будет стихотворений, рассказов, былин. Не будет истории. Не будет прошлого. А без прошлого не будет будущего.

Почему говорят, что языком можно убить? Это ведь не пистолет, не нож. Им ведь нельзя ранить. Нельзя ранить физически, но можно ранить морально. Можно одним предложением и даже одним словом убить весь наш внутренний мир, убить нас. После такого удара редко кто отходит. Многие остаются бездушной оболочкой, не живущей, а существующей. Нет смысла жить, нет того, ради чего жить.

Но словом можно и воскресить. Одним словом, одной фразой можно воскресить все рухнувшие мечты, все умершие надежды, все перечеркнутые планы. Воскресить желание жить, воскресить желание мечтать, воскресить желание верить.

Так ли прост язык, как кажется на первый взгляд? Не думаю. Это огромный айсберг, у которого видна только верхушка, но если присмотреться, если порассуждать, можно найти огромную пищу для размышлений, мыслей и ответов на вопросы, на которые нельзя ответить.

Словом можно убить, а можно воскресить. Как им пользоваться, решать только вам!

Коновалова Яна, 6Б класс

С ранних лет ребенок начинает учиться говорить, ведь владение языком — поистине волшебное умение. Язык для любого человека — то, без чего он ни в коем случае не может обойтись ни в какой ситуации. Что же язык значит для меня?

Но ведь в любом случае есть как положительные, так и отрицательные моменты. Не всегда мы выражаемся чисто, вежливо и правильно. Например, человек может иметь дефекты речи, неправильно строить предложения, за счет чего у него не получится корректно объясниться, люди просто не смогут его верно понимать, а возможно, перестанут общаться. В силу эмоций человек может сказать что-то грубое в адрес собеседника, задеть его чувства и поссориться, а ведь слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Так кем же язык является для меня — другом или врагом? На самом деле, в определенных моментах мы скажем по-разному, однако я придерживаюсь мнения, что язык – это уникальное явление. Ведь разве не великолепно то, что мы умеем говорить?

Реунова Валерия, 6Б класс

Задумываемся ли мы о том, зачем человеку язык? С помощью языка мы можем вознести человека на небеса или же убить его. Ведь всего несколько слов могут нанести глубокую моральную рану или согреть человеку душу.

Давайте представим Олю и Лизу. Эти девочки – лучшие подруги. Все жизненные препятствия они проходили вместе, никогда не бросали друг друга и просто жили не разлей вода. И вот однажды, выходя из школы, Оля услышала, как Лиза с кем-то обсуждала её на улице. Безусловно, Оле было обидно, ведь Лиза плохо и жестоко поступила с ней. В будущем, возможно, Оле будет очень трудно кому-либо довериться или завести новых знакомых.

Зачастую мы не задумываемся о последствиях. Часто сначала скажем, а потом только подумаем о сказанном. И почти всегда это заканчивается плачевно для нас. Или же мы можем представить совсем другую ситуацию. Сейчас главные герои – это Лёня и его мама. У Лёни проблемы со здоровьем – мальчик не может ходить. Но его мама не сдаётся, она борется и верит, что всё будет хорошо. И в один прекрасный день доктор Лёни сказал его маме, что им все-таки удалось собрать нужную сумму денег на операцию, и её сын сможет встать на ноги. Вроде бы ничего особенного, всего каких-то четыре слова: «Ваш сын будет ходить», но для Лёниной мамы это счастье.

Наш язык – вещь необыкновенная. С помощью него мы можем сказать такие слова, которые будут самыми желанными, или же те, что приведут к ужасным последствиям. Поэтому нам всем нужно научиться контролировать свой язык, и он всегда будет нам другом.

Осмирко Ульяна, 6В класс

Язык — это совокупность звуков, каждый из которых имеет определенное значение. Язык играет важную роль во взаимодействии и общении. Благодаря ему мы можем выражать свои мысли, чувства в речевой форме.

С раннего возраста нас учат владеть языком. Первые слова получаются нелепые, невнятные и даже забавные. Существует такая пословица: «Язык до Киева доведет». И правда, чтобы облегчить себе жизнь, нужно просто владеть языком. При владении языком мы можем с легкостью построить отношения, устроиться на работу, влиться в коллектив, попросить помощи или совета у других. В таких ситуациях язык будет являться другом.

Но есть и другие свойства и стороны языка. Любые грубые слова могут нанести сильный удар при общении с человеком, ранить его чувства. Мы очень часто говорим то, о чём впоследствии сожалеем. Есть подходящая пословица: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Это явно будет являться плохим качеством, и язык будет являться нашим врагом.

В моей жизни были такие ситуации, когда я очень сожалела о том, что сказала. Обычно такое случается с друзьями. Когда хочу рассказать шутку, я пытаюсь привести примеры. Примеры иногда бывают обидными и неудачными. Я этого не замечаю, а мои друзья обижаются. И только в конце дня я понимаю, что поступила неправильно. Я стараюсь исправлять свои ошибки, работаю над собой и просто держу язык за зубами. Исходя из собственного опыта, хочу сказать, следите за своими словами, не говорите их просто так, чтобы в дальнейшем не сожалеть о сказанном.

Антипина Ева, 6Б класс

Язык. Это слово у каждого вызывает свои ассоциации. Но если вдуматься, то все языки (русский, китайский, английский и другие) – это способ передачи информации своему собеседнику.

Язык – это наша гордость, наше наследие. Мы передаём знания о нем новым членам общества. Если мы перестанем делать это, то с языком пропадёт и культура, традиции страны. Это такое уникальное, полезное умение — умение разговаривать, выражать свои мысли.

К сожалению, сейчас многие русские слова заменяются иностранными. Мы не должны допустить, чтобы наша гордость, наш язык ушёл в небытие.

А может ли язык стать нашим врагом? Да, если неправильно с ним обращаться. В «руках» злых людей язык может даже причинить боль. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Давайте беречь наш язык, использовать его в мирных целях, стремиться знать его на «отлично». Язык – наше культурное наследие, мы обязаны сохранить его на долгие годы.

Исакова Алена, 6Б класс

Язык, а если выражаться точнее, речь – очень важный компонент в жизни любого человека. Мало того, что без неё мы бы совсем не отличались от животных, так речь ещё и может раскрыть многие тайны, встречающиеся как в быту, так и в деловых ситуациях. Не верите? Посмотрите сами…

Я думаю, Вам известен случай из детства, когда человек сделал что-то, но скрывает свои действия. И в тот момент, когда с ним обсуждают случившееся, он начинает говорить нечисто. Он запинается практически в каждой реплике, старается всё проговорить быстро, думая, что это скроет его ошибку. Но он не прав. Не зря говорят: «У тебя всё на лбу написано». А ведь это правда! Люди умеют раскрывать чужие тайны, опираясь на речь, другое дело, что не все это практикуют. Если Вы совершили ошибку, то следует сразу в этом признаться. В этом случае язык – наш враг.

Другом же он является в более простых ситуациях. Самое примитивное – это общение. Ведь без умения говорить Вы бы не смогли этого делать. Я, конечно, понимаю, что пример двойственный. Но кто может не согласиться с тем, что язык является нашим другом во время общения?

Я хочу, чтобы современные люди уважали родной язык. Возможно, тогда из их лексикона уйдут слова, придуманные людьми с не самым высоким интеллектом. Я желаю русскому языку развития и приобретения новых, полезных для выражения своих мыслей слов.

Жданова Ксения, 6Б класс

Язык — мой друг или враг? Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, надо немного об этом подумать и поразмышлять. Наверно, каждый человек задавался этим вопросом, кто ему язык: друг или враг.

Все люди в течение своей жизни используют язык, каждый день они что-нибудь говорят. Хоть по делу, хоть просто так. С помощью языка человек в раннем детстве познает мир, учится говорить, иногда передает эмоции, пытается общаться, сообщать и т.д. Недаром существует пословица: «Язык до Киева доведет». Да, правда приятно общаться с человеком, который умеет грамотно разговаривать. Владея грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом, в жизни можно добиться многого. Так получают люди высокие должности, становятся директорами, министрами, профессорами, академиками, это могут только те, кто прекрасно владеет языком.

Для меня язык – и друг, и враг. С помощью него я могу общаться, изучать и познавать мир. Но не всегда. В порыве злости я могу сказать что-то обидное или грубое, и позже об этом сожалею. Но каждый человек сам выбирает, как ему поступать, делая язык добрым другом либо опасным врагом.

Болотная Ирина, 6А класс

Перед нами сейчас стоит вопрос: язык наш друг или враг? На эту тему можно рассуждать долго, но я постараюсь изложить всё кратко.

Слова могут как сильно ранить, так и заживить раны. Бывает так, что от одного неосторожного и грубого высказывания у человека падает самооценка, он начинает чувствовать себя хуже других. Обидчик забудет о конфликте уже через час, а у обиженного человека, может быть, жизнь сломается.
Из-за излишней грубости возникают конфликты, ссоры, скандалы и иногда даже войны. Глобальные и не очень, но всё же война, она всегда война. Какая разница – какого масштаба?
При сильной обиде люди могут перестать общаться. «Я с тобой больше не разговариваю!» И не разговаривает. А действительно – пускай помучается. И я помучаюсь. Мы все помучаемся.
Обида, зависть, гнев, ненависть – целый спектр «прекрасных» эмоций, вызванных, так сказать, недобрым языком.

Что же, хватит «о грустном». Ведь язык предстаёт перед нами не только как злодей. Им мы произносим слова любви и нежности, описываем красоту мира, создаём литературные произведения.
Слова дают людям надежду на светлое будущее, утешают, мотивируют.
Да просто сказать: «спокойной ночи», «люблю», «привет!», «как дела?», — вроде бы такая мелочь, пустяк. А сколько в этом пустячке нежности и тепла.
Из всего сказанного можно сделать вывод: язык не друг и не враг. Важен человек. И то, как он пользуется языком.

Кривоносова Дарья, 6В класс

Язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Русский язык очень красноречив, в нём есть много красивых слов и словосочетаний, которые выражают с точностью наши эмоции и чувства. Каждый день вы общаетесь со своими сверстниками, учителями, родителями, друзьями и так далее. Поэтому на вопрос «Язык – мой друг или враг?» ответить трудно.

С одной стороны, язык – наш друг, потому что при помощи языка мы получаем знания, задаём и решаем какие-то вопросы, делимся впечатлениями, общаемся с друзьями. Например, вам нужно узнать дорогу в музей, и с помощью языка вы вежливо можете спросить прохожих. Не зря в народе говорят «Язык и до Киева доведёт». С помощью языка можно делиться эмоциями и передавать чувства радости, лёгкости, нежности, благодарности. Например, когда мне мама говорит: «Доченька, ты у меня молодец!», я понимаю, что мама радуется за меня, гордится мной и благодарит. С помощью языка мы можем сделать людям приятно, раздавая им комплименты. Так, когда мой папа говорит моей маме комплимент, например, что она самая красивая, у мамы поднимается настроение, и она по-настоящему счастлива.

Но с другой стороны, язык — наш враг, потому что при помощи языка мы говорим порой обидные слова. Так язык может сделать людей врагами. Например, однажды я поссорилась с подругой из-за того, что наговорила ей обидных слов. После этого мы долго не разговаривали.

Язык может быть и другом, и врагом. Смотря как его использовать, но чтобы язык был вашим другом, никогда не оскорбляйте и не обижайте людей плохими словами.

Ларина Дарья, 6В класс

Я недавно задумался над тем, насколько для человека важен его родной язык, речь вообще. И пришёл к довольно неоднозначному мнению.Начну с хорошего. Я понял, что без языка, а именно: без речи, человек как личность не смог бы существовать в принципе.

Хотя ты, конечно, мог подумать, мой дорогой читатель, что люди, жившие далеко до нашей эры, могли обмениваться мыслями только с помощью жестов, звуков и наскальных рисунков. Это да, но задай себе вопрос: являлись ли они личностями? Конечно же, нет. Они не могли абсолютно точно выразить свою мысль. Так что мне кажется, что в нашем обществе, городе, стране язык является другом.

Но несмотря на это, не стоит забывать о том, что сколько людей, столько и мнений. Часто бывает, что для некоторых людей главной пословицей, характеризующей их жизнь, является пословица «Язык мой – враг мой». Они могут сказать много и при этом перейти тонкую грань, дополнить высказывание и сказать лишнее. Я это нередко замечал в людях, да что уж врать, я сам не раз переходил эту грань. Грубо говоря, в таких случаях язык для людей является врагом. Но даже в таких случаях мне кажется, что язык и письменность — это одни из главных вещей современного мира.

Меркулов Андрей, 6А класс

На нашей планете живет более семи миллиардов людей, и почти каждый из них наделен способностью разговаривать и общаться. Без сомнения, это прекрасное умение, но и у него есть свои минусы.

Общение — важная часть всей нашей жизни. Человек начинает говорить с раннего детства и продолжает этим заниматься всю свою жизнь. Общение помогает нам заводить новых друзей, заниматься творчеством, любимым делом. Без общения человеку будет очень трудно уживаться в современном обществе.

Но с другой стороны, человек может самовольно использовать своё умение, тем самым вредя и себе, и другим. Существует такая пословица: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», и я абсолютно с ней согласна. Можно словом очень сильно обидеть человека, оставив ему рану в душе, потерять друга или приятеля. Очень трудно определить, друг ли мне язык или же враг. Я думаю, что человек должен сам решить, кем ему будет умение разговаривать — другом или наоборот.

Ханина Виктория, 6А класс

Часто ли вы слышите пословицу «Язык мой — враг мой»? Скорее всего, да. Ведь эта пословица применяется тогда, когда человек скажет что-либо не в тему или, хорошенько перед этим не подумав, выдаст какой-либо секрет. Поэтому можно даже угадать, о чем человек думал в данный момент. Но виноват ли полностью в этом язык? Я думаю, что виноват он только наполовину.

Как я уже писал, по случайно высказанной фразе можно узнать, о чем человек размышлял. Мечтать или думать человек может только головой. И поэтому виноват не язык, а мозг. Язык является лишь исполнителем определенных команд, которые дает мозг. Во всяком, случае мозгом управляет человек, поэтому, если во время разговора думать, то такого конфуза не произойдет.

Однажды мы говорили с мамой.

Ты во сколько из школы пришел?

Руки у меня задрожали, ведь пришел через три часа после окончания уроков.

В пол шес…,- я не договорил.

Мама переспросила. Но язык помог:

— В полчетвертого, как обычно!

В этом случае я чуть не выдал тайну.

В итоге получается, что язык для меня является скорее другом, чем врагом. Вреда язык не наносит. Вред человек наносит себе сам.

Чевычелов Максим, 6А класс

Наверное, у каждого человека возникала мысль, является ли его язык другом или врагом?

Владея грамотной четкой речью, человек может грамотно выразить мысль, может легко найти общие интересы с другими людьми, успешно пройти собеседование при устройстве на работу. Зачастую разносторонне развитый человек является душой компании, имеет много друзей. В этом случае можно с уверенностью сказать, что язык – это его друг.

Но бывают ситуации, когда язык превращается в нашего врага. Иногда скажешь что-то не подумав, а сказанное обернётся против тебя, так же оно может больно ранить человека. Как говорится: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Можно долго рассуждать о том, является ли язык врагом или другом. В разных жизненных ситуациях язык – и враг, и друг, но стоит помнить, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать, чтоб не пришлось потом жалеть.

Радченко Юлия, 6А класс

Язык мой — враг мой: прежде ума глаголет. - Язык мой враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет - Языкъ мой врагъ мой: прежде ума глаголетъ: Кабы не сойка да не свой язычекъ (такъ бы и не погибла). Ср. Если и напредки тебѣ… языкомъ побаловать захочется, такъ ты вспомни пословицу: языкъ мой врагъ мой, и вспомнивши плюнь. Салтыковъ. Невинные… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЯЗЫК - муж. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков. Коровий язык, лизун; рыбий, тумак; змеиный, жало, вилка; песий, лопата; кошачий, терка.… … Толковый словарь Даля

язык наперед ума рыщет - Ср. Помолчи, помолчи об этом, торопливо отозвалась бабушка: помни правило: язык мой враг мой, прежде ума моего родился. Гончаров. Обрыв. 2, 2. Ср. Πολλοις η γλωττα προτρέχει της διανοίας. У многих язык бежит впереди мышления. Isocrat. 1, 41. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Язык и языки - (в лингвистическом смысле) в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган произношения, язык, берется в значении процесса, в значении деятельности и всей совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Язык наперед ума рыщет - Языкъ напередъ ума рыщетъ. Ср. Помолчи, помолчи объ этомъ, торопливо отозвалась бабушка: помни правило: языкъ мой врагъ мой прежде ума моего родился. Гончаровъ. Обрывъ. 2, 2. Ср. Πολλοῖς ἡ γλῶττα προτρέχει τῆς διανοίας. Пер. У многихъ языкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЯЗЫК — РЕЧЬ - По разговорам всюды (годится), а по делам никуды. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Я тебе говорю не глум, а ты бери на ум! Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Больше говорить… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Держи язык на привязи - Держи языкъ на привязи (иноск.) обуздывай свой языкъ. Ср. А ты бы лучше языкъ то на привязи подержала! Достоевскій. Униженные и оскорбленные. 2, 4. Ср. Зачѣмъ же быть, скажу вамъ напрямикъ, Такъ невоздержну на языкъ? Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 3,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Lingua mali pars pessima servi. - См. Язык мой враг мой: прежде ума глаголет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Сломить шею - Сломить (себѣ) шею (иноск.) погубить себя убить(ся). Ср. (Здѣсь на Кавказѣ) l’amour des femmes непремѣнно, рано или поздно, сломила бы Гордону шею, какъ мнѣ мой языкъ… Маркевичъ. Двѣ маски. 7. Ср. Пускай себѣ сломилъ бы шею! Васъ чуть было не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Язык мой - враг мой

Язык мой - враг мой
Выражение известно с древнейших времен. Встречается, в частности, у римского сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60 - ок. 127): «Язык глупого - гибель для него».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Язык мой - враг мой" в других словарях:

    - (наперед ума лепечет). См. ЧЕЛОВЕК Язык мой враг мой. Свой язычок первый супостат. См. ЯЗЫК РЕЧЬ …

    Mein liebster Feind Klaus Kinski … Википедия

    Язык мой враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Язык мой враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Кабы не сойка да не свой язычок (так бы я не погибла). Ср. Если и напредки тебе... языком побаловать захочется, так ты вспомни пословицу: язык мой враг мой, и вспомнивши плюнь. Салтыков. Невинные рассказы. 9, 2. Ср. Она... такую подняла историю,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Языкъ мой врагъ мой: прежде ума глаголетъ: Кабы не сойка да не свой язычекъ (такъ бы и не погибла). Ср. Если и напредки тебѣ... языкомъ побаловать захочется, такъ ты вспомни пословицу: языкъ мой врагъ мой, и вспомнивши плюнь. Салтыковъ. Невинные… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать … Толковый словарь Ушакова

    Толковый словарь Даля

    ВРАГ, вражек муж. враговина, враговина жен. овраг, овражек; вершина курск., орл. глубокая водороина. Сивцев вражек, местность в Москве. Вражистый, овражистый. II. ВРАГ муж. врагуша жен. или ворог и ворогуша; ·умалит. вражек, вражко, вражишка;… … Толковый словарь Даля

    ВРАГ, врага, муж. 1. (как о мужчине, так и о женщине). Человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник. Классовый враг. Идейный враг. || Недоброжелатель, человек, стремящийся причинить вред. После этой ссоры мы стали врагами на… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Язык мой враг мой , Валянский С.И.. В 60-х годах прошлого века правители США поставили задачу контролировать американских граждан, не прибегая к силовому насилию. Разработанные ими механизмы и принципы стали распространяться по…

«Каковы мысли в душе его, таков и он» (ц. Соломон).

Наши уста являются выражением наших мыслей. На основе рассуждений человека основана лингвистическая психотерапия, в Крыму разрабатываемая Калиной Н. Ф. В ТНУ им. Вернадского.

Через речь и рассуждения субъекта возможно выявить психологическую проблему этой личности и помочь ей.

В психологии существует оригинальный способ успешного решения промышленных, административных и других задач – «мозговой штурм». Собирается группа людей и каждый участник высказывает всё, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Все идеи тщательно записываются и критически оцениваются другой группой людей. По окончании «мозгового штурма» выбирается наилучшее предложение для решения задачи.

Наш язык говорит о том, кто мы. Наши слова выражают суть нашего естества. «От избытка сердца говорят уста» : учит Господь в Евангелие от Матфея.

При помощи языка мы общаемся, передаём свои мысли, чувства, информацию.

Наши уста, язык имеют многофункциональное предназначение.

Язык – враг.

Мудрый царь Соломон в своих притчах написал: «Язык мудрых врачует». Мы все хорошо помним, когда мы были маленькими и у нас возникали проблемы, нам было плохо, как сразу становилось легче, когда кто-то из родителей говорил нам слова утешения. Казалось бы, только простые слова, а какое облегчение приносят в моменты скорби и печали в нашу жизнь. «Как хорошо слово вовремя» , - подтверждает царь Соломон.

В. Франкл, представитель гуманистической психологии, создал метод логотерапии, то есть терапии при помощи слова.

Этот принцип широко используют психологи, психотерапевты, священники, а так же различные шарлатаны и псевдоцелители для обмана доверчивых людей.

При помощи языка мы можем обуздывать своё тело и достигать совершенства. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Наш язык управляет нашей жизнью. «Корабли, как ни велики они и как ни сильными ветраминосятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает» (Послание Иакова 3:5)

Язык – руль нашей жизни. Все сказанные нами слова имеют силу материализоваться, а также обладают творческим потенциалом. В начале всего была мысль, идея, слово, а потом материя, воплощение слова в жизнь. Так Бог создавал и творил землю по Слову Своему.

В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Наши слова также творят и управляют нами, нашим телом и разумом.

То, что мы имеем сегодня в нашей жизни, мы говорили вчера. То, что исповедуем сегодня – будем иметь завтра.

Частично можно назвать это также приёмом внушения. Используя позитивные слова веры (то, что о нас говорит Бог в Святом Писании), наполненные обетованиями жизни, мы будем «плыть» в этом направлении, наполняться здоровьем, верой, оптимизмом, получать исцеление духа, души и тела, разума, эмоций, физических недугов.

Наши внутренности наполняются тем, что произносят наши уста.

От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

«Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, удерживай язык свой от зла и от лукавых речей», - пишет мудрый Соломон.

Не зная разрушительной силы действия языка, мы часто попадаем в беду.

Язык – огонь.

Если вспомнить, что является началом всякой ссоры, разрушения отношений, то мы обнаружим, что это сказанные нами слова.

Подобно подбрасыванию дров для разжигания костра, наши слова разжигают ссору. Огонь сжигает всё живое на своём пути, также и наши слова, язык, за одно мгновение может уничтожить и разрушить всё доброе и хорошее, что строилось годами, принести жизнь или смерть. Смерть и жизнь – во власти языка.

Наши слова либо помогают нам строить и созидать свою жизнь, либо разрушают.

Поэтому, прежде, чем что-либо сказать, надо хорошо подумать, а не наоборот: сказать, а потом думать.

Очень часто бывает полезно просто промолчать. «Молчание - золото», гласит народная мудрость. Кто хранит уста свои, тот хранит душу свою и язык свой от бед. Наши уста могут уберечь нас от различных бед и неприятностей.

Уста глупых изрыгают глупость, уста мудрых охраняют их.

Язык – средство осквернения.

Своим языком человек может сам себя осквернить, произнося грубые, скверные, матерные слова, а также распространяя сплетни.

Господь Иисус в Евангелие от Матфея нас учит: «Не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека»

Оскорбляя или обзывая какого-либо человека, мы оскверняем не его, а себя. Всё, что мы желаем и говорим в адрес других людей, обязательно придёт в нашу жизнь по закону сеяния и жатвы.

Язык – враг.

Неприличная брань в простонародье называемая мат, имеет культовую функцию. В древнерусских рукописях мат рассматривался как черта бесовского поведения. Мат напрямую связан с нечистой силой, произнося матерные слова, человек притягивает в свою жизнь проклятия, которые распространяются на его детей, его род.

Со сквернословием связано одно интересное наблюдение.

В тех странах, в национальных культурах которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания ДЦП и Дауна. Когда человек ругается, матерится, кричит – он выбрасывает отрицательную энергию. Упоминая в своих словах детородные органы, эта отрицательная энергия направляется на них. Поэтому матершинники рано становятся импотентами, а также страдают урологическими заболеваниями.

Все произносимые нами слова влияют не только на всю нашу жизнь, но также мы будем держать ответ перед Господом за каждое сказанное нами слово в день суда, после нашей смерти.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Язык – друг

Все мы с вами много согрешаем и делами и словами, как бы мы не старались не грешить. И оправдаться перед Богом, избежать суда мы сможем только через принятие Иисуса Христа Господом и Спасителем и Его искупительной жертвы на голгофском кресте за всех нас.

От решения нашего сердца и произнесённых слов молитвы покаяния зависит, где окажемся мы с вами в вечности: с Богом на небесах или с чёртом в аду.

Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься.

Отец Небесный, я верю, что Иисус Христос был распят за мои грехи на голгофском кресте и воскрес из мёртвых. Я признаю себя грешником и раскаиваюсь во всех совершённых мною грехах. Я принимаю Иисуса Христа моим Господом и Спасителем и прошу: прости меня, Господь! Приди Духом Святым в мою жизнь, исцели все мои немощи и болезни. Я верю, что в ранах твоих я уже исцелён. Помоги мне наблюдать за путями моими, не согрешать языком. Помоги мне принять Твою Любовь и пребывать в страхе Господнем во все дни жизни моей.

Все, наверняка, слышали выражение Язык мой - враг мой . И это правда. Иногда нам случается говорить такое, о чем впоследствии мы горько жалеем. Мы злимся на собственный язык и думаем, как бы его обуздать. В серии занятий "Язык мой…" мы поговорим о том, как перестать воевать с собственным языком, как превратить его в своего самого лучшего друга, как находить общий язык с разными людьми независимо от пола и темперамента.

"Слово, сказанное от сердца, попадает прямо в сердце".

Занятие 1. Как подружиться с собственным языком.

Сегодня мы разберемся с природой языка. Для начала вспомним чеховского "Хамелеона". Обстоятельства достаточно курьезны - некая собака укусила мастерового за палец (он ткнул ей горящей сигаркой в нос), и они не меняются, меняется ситуативная окраска обстоятельств (собака может быть либо непонятно чьей, либо генеральской). Ну и как тут быть бедному полицейскому надзирателю Очумелову?

Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Язык мой - враг мой! Прав, ох, как прав был Мартин Лютер, когда сказал: "Чтобы узнать, какие плоды на дереве, его нужно потрясти". В минуты потрясений язык - особенно четкий барометр. Стоп-стоп-стоп!!! С этого места поподробнее... Какой барометр, о чем мы вообще говорим?

ОК. Давайте по порядку.

Итак, принцип действия языка. Лучше и подробнее всего он описан в Послании Апостола Иакова. Я не буду приводить библейский текст полностью - каждый может открыть Библию и прочесть его (Иак. 3:1-12). Но советую обратить пристальное внимание на восьмой стих: "а язык никто из людей укротить не может: это - неудержимое зло". Вот это да! Да это же отличная новость! Поскольку, это занятие невозможное (Иаков дважды говорит об этом), следовательно, стоит перестать заниматься бесполезным делом, ибо повторение одних и тех же действий с надеждой на другой результат - признак безумия. Вздохните глубоко и чувствуйте себя хорошо - с языком бороться не нужно! По причине неуместности действий.

Иаков в качестве иллюстраций приводит в пример лошадей и корабли, но мы не станем разбирать эти примеры, потому что большинство слабо представляет себе управление кораблями и конями. Поэтому переведем все на более современные рельсы. КАМАЗ! Отличный пример! Современный Иаков сказал бы так: "КАМАЗ - о-о-очень тяжелая машина, ее невозможно остановить или пытаться удержать. Но КАМАЗ не самостоятелен! Его поведение на дорогах зависит от водителя. Если водитель нормален, трезв и добропорядочен - все отлично, КАМАЗ никому не причинит вреда, но если за рулем пьяный маньяк... Все ховайтесь!".

Золотые слова! И почему никто не читает их буквально, так же как и другие слова того же Иакова: "течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?"

Разберемся с источниками. Во-первых, что такое источник. Как геолог, я бы сказала, что это естественный выход на земную поверхность подземных вод. Т.е., то, что находится внутри под давлением, выливается наружу , как только найдет подходящее отверстие. Или подходящий повод.

Другими словами, пытаясь обуздать язык - мы, как бы, пытаемся заткнуть отверстие в земной коре. Смысл? То, что внутри под давлением, найдет себе другой повод выйти наружу. Следовательно, имеет смысл обратить внимание на то, что под давлением. Сладкая или горькая вода?

Вопрос, таким образом, упирается в то, чтобы заменить внутреннее содержимое или состояние, как вам удобнее. А язык? А язык не враг, он всего лишь озвучка того, что внутри.

Все просто - не боритесь с языком, лучше займитесь своими мозгами, своим мировосприятием, своими отношениями с Богом, наконец.

Ведь слова вторичны по отношению к мыслям. А сам человек есть то, что есть его мысли. И все наши неудачи и несчастья - это, ни что иное, как сигнал о том, что мы находимся в дисгармонии с окружающим миром, а причина этому - негативные или просто бесполезные мысли, блуждающие в нашем сознании . И если мы хотим изменить свою жизнь в лучшую сторону, то нам надо сначала изменить своё мышление. Изменив мышление, мы изменим себя, а как следствие - окружающий нас мир .

Что нужно делать? Послушать мудрых людей:

  1. Апостол Павел "Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, о том помышляйте"
  2. Моисей "Берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль"
  3. Йоги Остерегайтесь невоздержанности в мыслях. За мыслями своими следите строго. Отвергнув все дурное в мыслях, стремитесь чистой мыслью к совершенству"
  4. Не знаю, кто, но очень правильно подтвердил: Следите за своими мыслями, они становятся вашими словами. Следите за своими словами, они переходят в . Следите за своими привычками, они формируют ваш характер. Следите за своим характером, ибо он определяет вашу судьбу"
  5. Марк Аврелий "Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли"

Как это можно воплотить на практике?

Наши родители мечтали видеть нас здоровыми, счастливыми, успешными. Того же хотим и мы для своих детей. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребенку вырасти полноценной личностью.

Часто ли вам приходилось слышать в детстве "Горюшко ты мое", "глаза бы мои тебя не видели", "за что мне такое наказание …", "пора стать самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький"? Не исключено, что вы таких слов и не припомните. Однако … бывает ведь так, что перед вами - важное дело, но вам хочется сделать что угодно другое (поесть, посмотреть телевизор, убрать комнату или вымыть посуду), только не заниматься поставленной перед собой задачей …. В результате выполнение важного дела откладывается до критической точки и, чтобы сделать его, вам приходится совершать над собой форменное насилие.

А может, вам легче сделать что угодно для других, но попросить за себя - язык не поворачивается? Вы с радостью покупаете близким подарки и балуете их вкусными обедами, но никак не найдете времени, чтобы сделать утреннюю зарядку или принять витамины? Корень проблемы - вовсе не в особенностях характера. Скорее всего, он гораздо глубже: в детстве родители постоянно ставили вас в ситуацию, когда вы испытывали чувство вины за свой "Эгоизм". Став взрослым, вы продолжаете испытывать то же чувство, но уже без посторонней помощи.

Нечто почему же с нами происходит подобное? Американские психологи пришли к выводу, что в такой форме во взрослом человеке живет зависимость от кого-то из родителей, который в свое время снабжал свое дитя кодовыми фразами - установками. В психологии это явление получило название "Родительских Директив", закладываемых в подсознание ребенка до шестилетнего возраста. Занявшись исследованием родительских директив, специалисты выделили двенадцать основных, наиболее часто встречающихся скрытых установок. Их формулируют вполне конкретные слова и действия родителей. Невыполнение этих указаний влечет за собой чувство вины перед родителями, которое даже теперь, став взрослыми, мы не можем объяснить.

Со своей стороны, зная эти установки, мы можем попробовать избавить своих детей от давящего чувства собственного несовершенства.

Установка "Не Живи".

Звучит очень страшно и даже противоестественно? А разве вы никогда не слышали, как родители (необязательно ваши) говорят в сердцах: "глаза бы мои тебя не видели! ", "Мне не нужен такой плохой мальчик" и даже "господи, как ты мне надоел! "Некоторые"сдержанные" родители просто проводят с ребенком беседы на тему, как трудно воспитывать детей, сколько хлопот, тревог и лишений несет с собой родительская доля.

Скрытым смыслом этой установки является манипуляция ребенком при помощи внушения ему постоянного чувства вины перед родителями. В малыше (а через много лет и во взрослом) рождается уверенность в том, что он - вечный должник отца и матери. Между тем, решение обзавестись ребенком принадлежит исключительно родителям. Внимание! Только в том случае, если они не знали, что путь этот непрост и тернист, не стоит перекладывать на ребенка ответственность за свои заблуждения. А теперь попробуйте представить себе мысли и чувства ребенка, который слышит нечто подобное … он вполне может сделать вывод, что для мамы или папы было бы лучше, если бы его не было на свете. На самоубийство ребенок, скорее всего, не пойдет. Но не стоит удивляться, если, сполна проникшись установкой "не Живи", он в раннем детстве будет получать частые травмы, а позже найдет другой способ разрушить свое здоровье.

Еще один вариант реакции на установку "не Живи" - нарочито хулиганское поведение ребенка. Проще чувствовать себя виноватым за дело, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Во взрослой жизни человек с крепко усвоенной установкой "не Живи" будет чувствовать себя никчемным, считать, что его не за что любить и уважать. Возможно, он потратит жизнь, чтобы доказать собственную значимость. Но скорее всего так и будет жить с постоянным чувством "Плохости" - даже если к этому нет никаких объективных причин.

Установка "Не Будь Ребенком".

Даже самым лучшим родителям редко удается избежать фраз: "ну что ты как маленький! ", "Пора стать взрослее", "ты уже не ребенок, чтобы ныть из-за пустяков". Подсознательный посыл таков: быть ребенком - плохо, быть взрослым - хорошо.

Мы (по крайней мере, большинство) впитали в себя этот посыл. В результате боимся или не умеем общаться с детьми. Нам не о чем с ними говорить, нам легко учить и наставлять их, но бесконечно трудно разделять их интересы и жить их жизнью. В том случае, если вы испытываете чувство вины при желании побаловать себя или осуществить какое-либо ребяческое безумство, установка любой ценой не быть ребенком сидит в вашем сознании и отравляет вам жизнь. Поэтому постарайтесь не призывать своих детей "Быть Взрослыми" прежде, чем им исполнится хотя бы 8-10 лет.

Установка "Не Расти".

Практика показывает, что многие родители с наслаждением внушают своим детям чувство собственной незаменимости. "Я никогда тебя не брошу! ", "Я всегда помогу своей маленькой деточке"… детское мышление может расшифровать эту заботу как: "если я вырасту и стану самостоятельным, то лишусь самого главного в жизни - родительской поддержки". Выросши, человек с такой директивой чувствует себя виноватым, позволив себе влюбиться. Это очень преданные дети, согласные жить с мамой и папой даже ценой отказа от создания собственной семьи. Таким образом, если такой человек все же женится, семейная жизнь превращается для его избранника в кошмар. Часто, даже вступив в брак, так и не выросшие взрослые - дети отказываются жить раздельно с родителями, и уж во всяком случае не мыслят жизни без того, чтобы посвящать маму (папу) во все перипетии своих супружеских отношений.

Установка "Не Думай".

Знакомо ли звучит: "ты что, самая умная? ", "Хватит рассуждать, делом занимайся", "я старше, я лучше знаю, слушай меня - и все! " Действительно, взрослые лучше разбираются в жизни. У них больше опыта. Гораздо проще переложить решение всех вопросов на них. Тем более, что они сами этого хотят. Результат? Человек, получивший в раннем детстве такую установку, часто испытывает беспомощность и полное отсутствие идей при необходимости решить возникшую проблему. Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Они испытывают подсознательное недоверие к результатам своих размышлений, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие чувство недоумения: "как я мог такое совершить? Установка "Не Чувствуй".

Вообще-то этот запрет можно разделить на две части - стыдно испытывать боль, дискомфорт и стыдно испытывать эмоции. Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха: "такой большой мальчик, а боишься маленькую рыбку! ", "Как не стыдно плакать! ", "Немедленно прекрати топать, чего ты раскричался! " Результат? Человек испытывает отрицательные эмоции, но не умеет их выпустить. Не может признать, что кто-то или что-то разозлило его. Копит негатив внутри, срывается на близких, ощущает себя "Раздраженными в Принципе". Запрет испытывать неприятные физические ощущения тоже звучит очень знакомо: "Потерпи - Пройдет", "не сахарный - не растаешь"… взрослые, усвоившие эту установку, часто страдают психосоматическими заболеваниями - аллергией, астмой, мигренями, необъяснимыми болями.

Установка "Не Достигай Успеха".

Те, кто получил в детстве эту установку, как правило, очень трудолюбивы и старательны. Но их по жизни точно преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, "Лопается" по не зависящим от них причинам. Они не догадываются, что в провале виновато подсознание, не позволившее подстраховаться, помешавшее создать запасной вариант. Какие высказывания установку "на провал формируют"? Как ни странно, самые невинные: "Ты Должен Ценить Наши Труды, мы Отказывали Себе во Всем, Чтобы ты мог Ходить на Этот Кружок, Брать Уроки Английского, Поступить в Университет". В основе таких наставлений нередко лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка, хотя осознанно они всего лишь хотят, чтобы дети достигли большего, чем они сами.

Установка "Не Будь Лидером".

Вам приходилось слышать: "Не Высовывайся", "будь как все", "тебе что, больше всех нужно? " Родителей можно понять: они хотят уберечь свое дитя от чувства зависти и других негативных эмоций, которые яркая личность вызывает в посторонних людях. Но если в результате подросшие дети обречены по жизни ходить дома и на службе в вечных подчиненных … есть и другое неприятное последствие - боящийся лидерства человек, даже достигнув каких-то высот, панически боится или просто не в состоянии взять на себя ответственность.

Установка "Не Примыкай к Другим".

Эту установку часто внушают родители, имеющие проблемы в общении с другими людьми. Они всячески подчеркивают, что их дитя - единственная радость жизни, единственный родной человек, единственный друг. В общении со своим "Единственным" они всячески подчеркивают его исключительность, непохожесть на других, причем всегда в положительном смысле. Многие ведь слышали в детстве: "Ты Ведь у Меня не Такой, как все". Результат? С ранних лет ребенок привыкает чувствовать себя отдельным существом. Он не сливается с коллективом, редко имеет близких друзей, хотя может иметь кучу поверхностных контактов. Со временем это начинает сильно мешать. А причины такого ощущения даже взрослый понять не может, ведь он делает то же, что и другие, и старается быть как все.

Установка "Не Делай".

"Это Опасно, я за Тебя Сделаю", "оставь все мамочке, сам не справишься" - слыхали, небось? В случае если установка повторялась достаточно часто и усвоилась хорошо, человек испытывает мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого - будь то сочинение романа, подготовка годового баланса или стирка белья. Этим людям мучительно не хватает времени, они никак не научатся планированию дел, они всегда не успевают и живут в режиме "дед - Лайн", хотя на самом деле могли бы все делать вовремя.

Установка "Не Желай".

"Хотеть не вредно! ", "Опять тебе чего-то надо! ", "Сколько же можно хотеть и просить? " Эти слова внушают маленькому человеку, что испытывать желания - плохо. Вырастая, он с радостью будет радовать других и удовлетворять их потребности, однако попросить что-то для себя, тем более - настоять на правомерности своих желаний не сможет. Не позволит внутренний барьер. Именно те, кто в полной мере усвоил установку "Не Желай", стыдятся отстаивать свои интересы в суде, бесконечно уступают в семейной жизни и на работе.

Установка "Не Будь Самим Собой".

Особенно часто такая установка дается родителями, которые хотели ребенка одного пола, внешности или характера, а получили нечто прямо противоположное. Только в том случае, если в семье один из детей "Лучше" (удобней и больше отвечает требованиям родителей), второму тоже могут внушать: "будь похож на брата (сестру) ", "почему твой брат может, а ты - нет! " И так далее. Наиболее частая фраза, которую доводилось слышать всем без исключения: "Ну Почему ты не … (Нужное Впишите Сами)". Лишь в том случае, если подобные сравнения и упреки повторяются слишком часто, может вырасти взрослый, который постоянно неудовлетворен собой, живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта, который приводит к затяжной депрессии.

Установка "Не Наслаждайся Здоровьем".

Во многих семьях высоко ценится преодоление. Ребенок, который отправился в школу с температурой, заслуживает всяческого поощрения. Тот же, кто позволяет себе во время болезни расслабиться и отдохнуть, воспринимается с некоторым осуждением. "Ты не должна болеть, ты мать детей! ", "Ничего, что плохо себя чувствуешь, обязанности никто не отменял" - расхожие фразы в таких семьях. Ребенок, а затем и взрослый, слыша подобный посыл, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой - к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. В результате такие люди пополняют армию бедолаг, которые упрямо сидят на работе, даже если простуда берет за горло. И с огорчением узнают, что никакой похвалы их трудовой подвиг не заслуживает. Это становится поводом для ощущения своей недооцененности, заниженной самооценки или обид.

Говорят, кто предупрежден - тот вооружен. Прочитав эту статью, вы можете сознательно избегать слов, которые могут испортить будущее вашего ребенка. Однако что делать, если эти установки вы неожиданно обнаружили у себя? Пытаться изменить родителей или выяснить с ними отношения по поводу ошибок вашего воспитания - дело совершенно бесперспективное. В свое время следование родительским установкам позволило вам, зависимому от взрослых ребенку, приспособиться к требованиям сильных, больших людей. Но сейчас ситуация изменилась. Взрослый - это вы. А значит, имеете полное право сознательно изменять бессознательные решения, которые навязывает нам собственное детство.

Интерес, который женщина проявляет к своему избраннику, захватывает ум и сердце мужчины. Естественная и искренняя симпатия способна привлечь практически любого. Притягательная женщина не боится своих желаний и не стесняется сказать мужчине, чего именно она хочет, - ни в ресторане, ни в постели.

Язык мой враг мой это. Язык мой - враг мой

Язык мой - враг мой (значение) - так говорят когда сказал что-то лишнее, чего лучше было не говорить.

Пословица указана в книге " Пословицы русского народа " (1853 г.) В.И. Даля (раздел - " Язык - Речь ") - "Язык мой - враг мой".

Там же указаны близкие пословицы:

"Свой язычок первый супостат", "Язык мой - враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет", "Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет", "Мужик ражий, да язык-то вражий", "Язык до добра не доведет".

Хорошей иллюстрацией к пословице является рассказ " Пропащее дело " (1882 г.) Чехова Антона Павловича, в котором молодой человек из небогатой семьи собирался жениться на девушке из богатой семьи. В благородном порыве он стал отговаривать ее выходить за него замуж, будучи уверен, что он ее не отговорит. Но он так страстно убеждал ее, что она с ним согласилась и отказалась от замужества.

Примеры

Чехов Антон Павлович (1860 - 1904)

" Жена " (1891 г.), гл. VI - Врач сказал лишнее про главного героя:

"- И я вовсе не просил его беспокоиться, - сказал я, готовый заплакать от волнения. - К чему, к чему всё это? Ну, да, положим, я был не прав, поступал я дурно, положим, но зачем они стараются, чтобы я был еще больше не прав?
- Ну, ну, ну, ну! - сказал Соболь, успокаивая меня. - Ну! Я выпивши, потому и сказал. Язык мой - враг мой. Ну-с, - вздохнул он, - поели, наливки попили, а теперь на боковую."

Толстой Л.Н.

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.) - из дневника Пьера Базухого от 27 ноября - " Язык мой – враг мой. Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным"

Дополнительно

Язык до Киева доведет

Книга "Пословицы русского народа" (1853 г.), В.И. Даль

Пословица «Язык мой – враг мой» известна каждому. Сейчас мы постараемся разобраться в ее значении и правилах употребления. Зачастую данное высказывание произносится с неодобрением.

Значение

Выражение «Язык мой – враг мой», как правило, употребляется человеком в том случае, если он, не сдержавшись вовремя и не подумав, говорит в запале нечто, о чем впоследствии будет жалеть. Его можно использовать, когда кто-либо, а, возможно, и сам говорящий очень сильно разоткровенничался, незаслуженно обидел кого-либо словом, проговорился либо наобещал лишнего.

Цитаты

Теперь посмотрим, как употребляется в литературе выражение «Язык – мой враг». Стихи с упоминанием данной поговорки весьма многочисленны. Они принадлежат как классическим, так и современным авторам. Для примера можно рассмотреть произведение В. Гроссмана «Кухарка». В нем герой, Андрей Вениаминович, произносит «Язык мой – враг мой» после ухода гостя, жалуясь на то, что наговорил лишнего перед ним, и жалея, что его вовремя не остановили. Он испытывает раздражение, а также желание поучать и обвинять. Эта же пословица встречается у Островского в пьесе «Старый друг» во время описания случайно произошедшей ссоры.

Выражение «Язык мой – враг мой» встречается и у Лескова в произведении «Смех и горе» и относится к выговору за глупость сказанных слов. Мамин-Сибиряк также использовал в своих произведениях эту поговорку.

Истоки

Теперь поговорим о происхождении пословицы. В минувшие времена активно использовалась полная версия поговорки. Она выглядит следующим образом: "Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет". Вторая часть выражения также относится к несдержанности в выражениях и высказываниях. Кроме того, ею описывается привычка говорить лишнее, нанося тем самым вред себе.

Данное выражение известно человеку с древних времен. Оно встречается у Ювенала – римского сатирика. Он утверждает, что язык глупого является гибелью для него. С идеей, высказанной в поговорке, перекликается и множество высказываний великих людей. Плутарх, к примеру, утверждал, что беседе человек учится у простых смертных, а молчанию – у богов.

Публилий Сир утверждал, что неумение молчать напрямую связано с неспособностью говорить. Язык часто оказывается врагом представительниц прекрасного пола. Софокл по этом поводу говорил, что украшенье женщин – это молчанье. Дополнял его Томас Фуллер. Он утверждал, что, хотя молчание и лучшее украшение женщины, оно, к сожалению, почти не используется.

Ф. Бэкон в свою очередь утверждал, что молчание является показателем мудрости. По мнению Сиднея Смита, именно отсутствие слов делает беседу интересной. Публилий Сир утверждал, что разумное молчание лучше глупых разговоров.

В древние времена язык называли первым супостатом. На Руси было известно и еще одно похожее высказывание. Говорили, что язык беды ищет, и рыщет прежде ума. Елена Архипова в своей работе «Я и язык. Кто кого?» утверждает, что часто обращается к указанной поговорке и ведет неравный бой со сказанным. У. Гэзлитт называл молчание одним из величайших искусств разговора. Такое изречение также перекликается с пословицей «Язык мой – враг мой».

Чужая душа потемки.

Чужая душа потёмки…
И только у самой кромки
Заметно едва, укромкой
Чуть брезжит неясный свет.
А что там в душе, однако,
Кромешным покрыто мраком
И сплетникам и зевакам
В душу дороги нет.
Бездельники и лентяи,
Завистники, негодяи,
Чуть что, соберутся в стаи
И будут вокруг кружить.
На жертву довольно скоро,
Дикий не пряча норов,
Набросится эта свора.
Без этого ей не жить.
Чужая душа - загадка…
И как же всё это гадко,
Когда со звериной хваткой
Душу чужую рвут.
В их стае не нужен кворум.
Крови напившись, хором
Тебя заклеймят позором
И скорый свершится суд.
Похоже, сегодня модно
Вдруг стало кому угодно
Безжалостно и свободно
В душу чужую лезть.
И рвать её, как добычу
В зверином своём обличье
Отбросив долой приличья,
Про совесть забыв и честь.
Чужая душа потёмки
Возможно, потом потомкам
И то лишь, у самой кромки
Прольётся неясный свет
Пусть в памяти остаётся,
Что светом неясным льётся
Откуда он там берётся,
Пусть ищут в себе ответ.
А что там в душе творилось
Что в муках в душе родилось,
Какая в ней боль таилась,
Есть каждому что таить.
Чем эта душа болела,
Что мучало, жгло и грело,
Поймите, не ваше дело.
Не смейте её судить!
Это - песня. Послушать можно здесь: https://youtu.be/V5WY-8jNkxQ

Один с сошкой-семеро с ложкой. Одни с сошкой, (а) семеро с ложкой

ОДИН С СОШКОЙ, СЕМЕРО С ЛОЖКОЙ. Работает один, а кормятся его трудом многие. Преступно сидеть на шее мужика, а надобно делать все для того, чтобы мужику легче жилось..- Понял, брат? Выходит: «Один с сошкой, семеро - с ложкой». Значит: он работает, а мы - шарлатаним. М. Горький, Беседы о ремесле. Еще обожди, после всех комиссий начнутся всякие заседания по проработке тебя.. Осудят, засудят, признают плагиаторшей. Может быть, и в газетах об этом напечатают, даже и фельетончик… Знаешь, с таким каким-нибудь веселеньким названьицем: «На чужой каравай рта не разевай> или: «Один с сошкой, семеро с ложкой». Крутилич будет расписан как герой труда, а вы с вашим Чибисовым и всякими другими деятелями предстанете хапугами. Кочетов, Братья Ершовы. Сегодня на работу не явились трое: Любезное, Пашка Костромитинов и Маторин. Бурков сидит чернее тучи. Мне объяснили:., все равно, сколько ни работай, а заработок у всех общий. Так что выходит - один с сошкой, а семеро с ложкой. Саянов, Страна родная. Андрейка с благодарностью подумал о труде крестьянина: «Вот кто хлебушком Русь кормит! Эх, горе-то какое: один с сошкой, а семеро с ложкой! Баре и тут пристали к мужицкому телу». Е. Федоров, Каменный пояс. Ведь у меня, парень, их, детей-то, пятеро. По куску в день, и то пять кусков надо. Хлеба одного не наготовишься. Как говорится, один с сошкой, а семеро с ложкой. М. Обухов, Ястребовы.
- Даль: Один с сошкой, а семеро с ложкой; Рыбникова: Один с сошкой,а семеро с ложкой.

Видео Язык мой – враг мой (HD) - Вещдок - Интер

Язык мой враг мой. Вариант №2

Русскую пословицу «язык мой – враг мой» слышал, наверное, каждый человек. Но какая суть вложена в эту фразу? При помощи слова можно совершать не только хорошие дела, но и причинить зло. Как часто человек думает прежде, чем сказать что-то? А сколько раз, вспылив и не подумав заранее, мы причиняем боль самым близким людям?

Слово – это не только способ коммуникации и передачи информации между индивидами, но и возможность выразить собственные переживания, чувства, страхи. Язык играет важную роль в жизни каждого человека. И это не об органе в полости рта, который способствует образованию звуков. Язык, как знаковая система – сложный механизм. Поэтому так важно уделять внимание культуре речи. Недопонимание может возникнуть у жителей одной страны и одного региона, а что уже говорить обо всем мире. Одну фразу можно понять по-разному и интерпретировать для себя. Народом создано столько пословиц, которые отображают возможные проблемы. Например, «При многословии не миновать греха», «Держи язык за зубами», «Язык мой – враг мой». И каждая из них подчёркивает важность осмысленной речи.

Но если в повседневной жизни мы можем объяснить свое высказывание близким людям. То для людей с определенным статусом это может стать причиной потери работы, своего места в обществе или авторитета. Например, журналисты должны отображать только реальные события и не поддаваться под влияние субъективных точек зрения. Низкая обознанность людей в определенной сфере порождает всеобщее незнание. Например, высказывание «гмо – зло» хорошо укоренилось в сознании людей. Те, кто не умеет или не хочет критически мыслить так и остается в неведении. Но это лишь маленький пример. На международной арене представители государств должны точно изъяснять свои мысли, чтобы предотвратить международный конфликт или даже войну.

Каждый человек должен прежде подумать и только потом говорить.

С древности привилегированным литераторам давалось право на нарушение правил языка, проявление фантазии. Гораций писал: «Живописцам, равно и поэтам, все дерзать искони давалось полное право». Мы часто приписываем современные и осовремененные выражения римлянам, забывая о международном признании и распространении латинской речи. Разберемся в происхождении некоторых знаменитых афоризмов на латыни с переводом.

Ни дня без штриха, ни дня без строчки « Nulla dies sine linea» – фраза, взятая из трудов Плиния Старшего (77 г. до н.э.), стала девизом многих творческих людей. Именно по этому принципу творили Бальзак, Золь, Бетховен, Шиллер. Древнему ученому, также, приписывают: « in vino veritas » (истина в вине).

Молодой, но популярный оборот «Язык - враг людей, но друг дьявола и женщин» (Lingua est hostis hominum amicusque diaboli et feminarum) является авторством Чехова. Ему предшествовал античный сатирик Ювенал: Lingua mali pessima servi . Это породило пословицу: «язык мой – враг мой».

Известные выражения дожили до наших дней, благодаря философским трудам и религиозным источникам. Интересно, что легендарное словосочетание « Memento mori » (помни о смерти) появилось лишь в 12 веке. В ордене траппистов, существовавшем с 1148 по 1636 года, оно служило формулой приветствия. Позже, и более оптимистично выразился Гете: « Memento vivere » - «Помни что нужно жить!».

Слово не воробей вылетит не поймаешь. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь - Толкование пословицы и поговорки: пожалуй одна из самых известных русских пословиц.

Пословица учит - прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать.

Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном… Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать.

Примеры употребления:

Беречь свою девическую честь - Бесценное сокровище; она - Что слово - раз упустишь, не воротишь.

А.С. Пушкин - «Русалка».

В общем, немало было сказано правильного, но немало и лишнего, запальчивого. Слово не воробей: вылетело - не поймаешь

А. Авдеенко - «В поте лица своего».

Отец… меня гонит со свету!.. У меня язык не поворачивается, сестра, недоставало до сих пор духу вымолвить это слово; но терпенье мое лопнуло, а сказанное слово не воробей - как отец говорит - выпустишь, так не поймаешь…

В. И. Даль - «Отец с сыном».

Слово не воробей, а вылетит - не поймаешь: тебе бы не нужно этих речей и говорить

Н. Успенский - «Егорка-пастух».

Чтобы судить о человеке, надо должным образом узнать его! Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь - Толкование пословицы и поговорки.




Top